Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАКАРИЙ (Глухарёв Михаил Яковлевич; 30.10.1792, г. Вязьма Смоленской губ.- 18.05.1847, г. Болхов Орловской губ.), прп. (пам. 18 мая, в Соборе Алтайскийх святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых), архим., основатель Алтайской духовной миссии (АДМ). Род. в семье священника Введенского собора Иакова Глухарёва, известного в округе ревностной проповеднической деятельностью. О благотворном влиянии матери Агафии и сожалении по поводу ее ранней кончины М. писал в «Исповеди» (Письма. 1905. С. 29). Первоначальным образованием Глухарёва занимался отец. В возрасте 7 лет мальчик уже делал переводы с русского на латинский язык. В 8 лет был принят в Вяземское ДУ «прямо в инфиму» (3-й класс). Однажды, возвращаясь домой, простудился, проболел полгода. Болезнь вызвала серьезные осложнения голосовых связок и легких. Впосл., будучи священником, миссионером и педагогом, М. испытывал значительные трудности из-за проблем со здоровьем. По окончании уч-ща Глухарёв был переведен в Смоленскую ДС. В 1812 г. в связи с нашествием франц. войск и началом Отечественной войны учеба в семинарии была прервана на год. В 1813 г. окончил семинарию с отличием, был оставлен в ней учителем лат. грамматики. Прп. Макарий (Глухарёв), миссионер Алтайский. Литография. Сер.— 3-я четв. XIX в. Худож. Э. Мажинов (ЦАК) Прп. Макарий (Глухарёв), миссионер Алтайский. Литография. Сер.— 3-я четв. XIX в. Худож. Э. Мажинов (ЦАК) По синодальному указу от 22 мая 1814 г. семинария должна была отправить 2 лучших учеников для формирования 2-го курса обновленной СПбДА, одним из них был Глухарёв. Здесь студент обратил на себя внимание ректора академии архим. Филарета (Дроздова ; впосл. митрополит Московский и Коломенский), который стал его первым духовным наставником. «Я отдал свою волю преосвященному Филарету,- вспоминал М.,- и ничего не делал и не начинал без его совета и благословения, почти ежедневно исповедуя ему свои помыслы» ( Ландышев. 1877. 4. С. 29). В академии Михаил познакомился с творениями преподобных Иоанна Лествичника, Макария Египетского, блж. Августина, а также с «Добротолюбием», с особым старанием изучал историю, риторику и языки, о чем свидетельствуют его ученические сочинения за 1815-1816 гг. (РГБ. Ф. 173. 2. 17). В 1817 г. окончил академический курс. За отличные успехи в богословских науках и хорошее знание древних (греческий, латинский и еврейский) и новых (немецкий и французский) языков был удостоен ученой степени магистра богословия.

http://pravenc.ru/text/2561310.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВДОКИЯ ДИМИТРИЕВНА Прп. Евфросиния (вел. кнг. Евдокия Димитриевна). Икона. XVIII в. (частное собрание) Прп. Евфросиния (вел. кнг. Евдокия Димитриевна). Икона. XVIII в. (частное собрание) (в монашестве Евфросиния; ок. 1352/57 - 7.06.1407, Москва), прп. (пам. 17 мая, 19 мая, 7 июля, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), вел. кнг. Московская, дочь Суздальского и Нижегородского вел. кн. Димитрия (Фомы) Константиновича и вел. кнг. Анны (именование ее Вассой в Никоновской летописи и в нек-рых синодиках неверно), супруга вел. кн. Московского св. Димитрия Иоанновича Донского, основательница московского в честь Вознесения Господня жен. мон-ря в Кремле. Главными источниками сведений о жизни Е. Д. служат известия раннего московского летописания, завещание вел. кн. Димитрия Иоанновича и «Въмале сказание о блаженнеи великои княгини Евдокии, во инокинях Ефросинии, супружницы достохвалнаго великаго князя Димитрия Ивановича Донскаго», дошедшее в составе «Книги степенной царского родословия» нач. 60-х гг. XVI в. (12-я степень, главы 14-20). Составитель «Въмале сказания» использовал летописные известия и устную традицию о Е. Д., сохранявшуюся в Вознесенском кремлевском мон-ре. Прп. Евфросиния (вел. кнг. Евдокия Димитриевна). Фрагмент гравюры В. Федорова по рисунку Д. Смирнова. 1853 г. (ГЛМ) Прп. Евфросиния (вел. кнг. Евдокия Димитриевна). Фрагмент гравюры В. Федорова по рисунку Д. Смирнова. 1853 г. (ГЛМ) Самое раннее известие о Е. Д. относится к 1366 г. 18 янв. этого года 16-летний московский кн. Димитрий женился на Е. Д., что означало заключение союза между Московским и Нижегородско-Суздальским княжествами, правители к-рых до этого вели борьбу за Владимирский великокняжеский стол, доставшийся в итоге московскому кн. Димитрию. Свадьба состоялась в Коломне (возможно, это связано не только с обычным для XIV в. частым пребыванием московского князя в своем владении, но и с тем, что старшая сестра Е. Д. тогда же была выдана замуж за коломенского наместника М. В. Вельяминова; кроме того, в 1365 Москва сильно пострадала от «мора» и пожара). Венчал Димитрия и Е. Д., вероятно, Коломенский еп. Филимон, по преданию, зафиксированному в 1843 г., в ц. Воскресения - домовом храме великокняжеского двора. Совр. здание храма относится к XVI-XVIII вв., однако деревянный храм на его месте, согласно археологическим данным, существовал уже в 1-й пол. XIV в. За 22 года супружеской жизни Е. Д. родила 12 детей, в т. ч. 8 сыновей (трое умерли в младенчестве).

http://pravenc.ru/text/187095.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИННОКЕНТИЙ XI (19.05.1611, Комо - 12.08.1689, Рим; до избрания папой - Бенедетто Одескальки), блж. Римско-католической Церкви (пам. 12 авг.), папа Римский (с 21 сент. 1676). Происходил из богатой и знатной семьи; его отец Ливио Одескальки был банкиром. Бенедетто получил образование в иезуитской коллегии г. Комо. После того как в дек. 1622 г. умер отец, а осенью 1630 г., во время эпидемии чумы,- мать, заботы о юноше взял на себя его дядя Папирио, по настоянию к-рого Б. Одескальки переехал в Геную и там помогал родственнику в управлении семейным капиталом. После смерти дяди (1632) он еще нек-рое время был вынужден заниматься его делами, но потом вернулся в Комо, где поступил на гражданскую службу. 20 окт. 1635 г. стал командиром когорты городской милиции. В 1636 г. Б. Одескальки посетил Рим: по поручению Г. де Гусмана, гр.-герц. де Оливареса, губернатора Милана (город находился тогда под властью Испании), он привез письмо для испан. кард. Альфонсо Куэва Бенавидес-и-Мендоса Каррильо. Произведя на кардинала хорошее впечатление уровнем знаний, Б. Одескальки обрел в его лице покровителя, к-рый убедил его продолжить обучение. Изучал право сначала в Риме, в ун-те Сапиенца, затем в Неаполе. 21 нояб. 1639 г. в Неаполе получил степень доктора гражданского и канонического права (in utroque iuro). 18 февр. 1640 г. стал клириком Римско-католической Церкви (принял тонзуру ). По возвращении в Рим Б. Одескальки был представлен кард. Франческо Барберини, племяннику папы Урбана VIII , и кард. Джованни Баттисте Памфили (буд. папа Иннокентий X ), впосл. покровительствовавшим ему. 15 мая 1640 г. папа Урбан VIII назначил Б. Одескальки, не имевшего священнического сана, апостольским протонотарием, а в 1642 г.- референдарием Верховного суда апостольской сигнатуры и сигнатуры милости (см. ст. Трибуналы Римско-католической Церкви ). Во время 1-й войны за герц-ство Кастро, к-рую при Урбане VIII Папское гос-во вело против семейства Фарнезе, Б. Одескальки был назначен комиссаром по сбору налогов в обл. Марке. В сент. 1644 г. папа Иннокентий Х сделал Б. Одескальки клириком апостольской палаты (camera apostolica) и в том же году назначил губернатором пров. Мачерата в Папском гос-ве. На тайной консистории 6 марта 1645 г. папа возвел Б. Одескальки, все еще не имевшего сана священника, в достоинство кардинала-диакона, а 24 апр. пожаловал ему диаконию святых Космы и Дамиана. 22 янв. 1647 г. кард. Б. Одескальки получил должность префекта сигнатуры бреве (Signatura brevium), а 15 июня 1648 г.- папского легата в Ферраре.

http://pravenc.ru/text/468793.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСИЙ НАВОЛОЦКИЙ (Кон. XV - нач. XVI в.), прп. (пам. 18 янв., 2 мая, в Соборе Вологодских святых и в Соборе Карельских святых). Краткие сведения об А. Н. сообщает «История о святом праведном Афанасии, Наволоцком чудотворце, иже близ Верхоледской слободки почивает», составленная на основании устного предания («по повестем от некиих жителей древних»). О рождении и воспитании А. Н. ничего не известно, преподобный пришел из окрестностей Каргополя на р. Вагу и поселился в 3 верстах от Верхоледской слободки, находившейся близ г. Шенкурска. Вскоре он тяжело заболел и скончался. Через 40 дней А. Н. явился одновременно 4 больным, жившим в разных местах, исцелил их и повелел им предать его тело земле на том месте, где оно лежало. Исцеленные не только погребли св. мощи А. Н., но и поставили над ними часовню, что положило начало почитанию преподобного. Издалека приходили люди и, «персть от святых мощей у гроба его взимающе и тою яко миром помазующе вся болезни», исцелялись. В 1647 г. состоялась первая попытка освидетельствовать мощи святого. Свящ. Верхоледской слободки Флор вместе с др. священниками и неск. благочестивыми крестьянами, видя множество чудес, совершавшихся от могилы А. Н., приступили к раскопке могилы. Внезапно на них напал ужас, все почувствовали себя больными и, совершив молебен, отказались от своего намерения. Освидетельствование мощей преподобного состоялось в 1725 г. по распоряжению Святейшего Синода. Архиеп. Холмогорский и Важеский Варнава (Волатковский) благословил на это игум. Евфимия, настоятеля важского мон-ря во имя ап. Иоанна Богослова, и прот. шенкурского Благовещенского собора Алексия, к-рые обрели мощи А. Н. «целы и нетленны, в земли лежаща, а не во гробе и благоухание благовонно испускающа». Мощи покрыли чистыми паволоками, переложили в ковчег и поставили для поклонения. Потом их снова погребли в земле в часовне, около сев. стены. Над мощами была устроена рака.

http://pravenc.ru/text/77014.html

(Троянский Иван Ефимович; 10.11.1862, пос. Новоклинский Воронежского у. и губ.- 4.09. 1937, г. Торопец Калининской обл.), сщмч. (пам. 22 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), еп. Осташковский. Из семьи священника. Окончил Тамбовскую ДС. 10 сент. 1884 г. рукоположен во иерея. Овдовел, принял монашеский постриг. 9 (по др. данным, 11) дек. 1922 г. хиротонисан обновленческими архиереями (см. ст. Обновленчество ) во епископа Сасовского (по с. Сасову в Рязанской губ.). 18 нояб. 1924 г. запрещен обновленцами в священнослужении за разрыв с их синодом. В нач. 1925 г. по принесении покаяния вернулся в Патриаршую Церковь. Принят, как хиротонисанный архиереями канонического поставления, в сущем сане. 3 марта назначен епископом Акмолинским и Петропавловским, викарием Омской епархии при правящем Омском архиеп. Викторе (Богоявленском) , вместе с которым боролся против обновленчества. В 1-й пол. 1930 г. был назначен епископом Бугурусланским, назначение вскоре было отменено. 9 марта 1932 г. назначен епископом Рыбинским, правящим архиереем новообразованной Рыбинской епархии. Вскоре по прибытии в Рыбинск был арестован, приговорен к 3 годам ссылки за «контрреволюционную деятельность». Проживал в Калинине (ныне Тверь). 22 нояб. 1932 г. постановлением Временного Свящ. Синода РПЦ по причине «продолжительного отсутствия» на кафедре и «по болезненному состоянию» И. был уволен на покой и назначен в распоряжение Калининского архиеп. сщмч. Фаддея (Успенского) , а Рыбинская епархия включена в состав Ярославской. После окончания срока ссылки с 27 мая 1934 г. временно управляющий Великолукской и Торопецкой епархией. 24 июня 1935 г. назначен епископом Великолукским и Торопецким. Проживал в г. Торопце. Старался служить как можно чаще, каждый раз произносил проповеди, в к-рых говорил о несомненности Божественного бытия, доказывая истинность чудес, совершаемых по молитвам святых и по обращению к чудотворным иконам. Боролся с обновленчеством, при И. в Православие вернулись 4 обновленческих прихода Торопца. В условиях ужесточения репрессий ходатайствовал о передаче закрытых церквей Торопца общинам верующих. В янв. 1936 г. назначен епископом Осташковским, викарием Калининской епархии. Продолжал жить в Торопце. 23 июля 1937 г. арестован, помещен в торопецкую тюрьму. Обвинялся в том, что «возглавлял реакционно настроенное духовенство», «вел систематическую контрреволюционную агитацию против советской власти», произносил публичные проповеди, обходя храмы; совершал богослужения на дому, привлекал детей в храмы. И. признал, что как правящий епископ посещал храмы своей епархии и читал там проповеди, проводил ежедневные богослужения на своей квартире. Доказать обвинения в контрреволюционной деятельности следствие не смогло. 31 авг. И. был приговорен Особой тройкой при НКВД по Калининской обл. к расстрелу. Казнен, погребен в безвестной общей могиле. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г.

http://pravenc.ru/text/469241.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАВЕЛ (Козлов Петр Федорович; 24.06.1879, дер. Зуево Зубцовского у. Тверской губ.- 28.02.1938, Калининская (ныне Тверская) обл.), прмч. (пам. 15 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), иером. Из крестьянской семьи. 15 янв. 1906 г. поступил послушником в Спасо-Преображенский Валаамский мужской монастырь . 14 дек. 1908 г. был перемещен в Кременской в честь Вознесения Господня мужской монастырь Донской епархии в качестве келейника игум. Аполлинария (Иванова), к-рый ранее был наместником Валаамского монастыря, и 18 авг. 1910 г. стал послушником обители. 28 февр. 1911 г. пострижен в монашество с именем Павел и 30 окт. того же года рукоположен во диакона. 24 окт. 1913 г. П. вернулся в Валаамский мон-рь. 31 дек. 1916 г. зачислен в состав братии Ниловой Столобенской в честь Богоявления мужской пустыни . 9 мая 1917 г. П. был рукоположен во иерея. В 1925 г. подвизался в Новосоловецкой Вселуцкой мужской пустыни в Осташковском у. Тверской губ. После закрытия пустыни стал служить в приходском храме. В 1930 г. он не смог вовремя уплатить налоги и был приговорен к 5 годам ссылки, к-рую отбывал в г. Енисейске Восточно-Сибирского (ныне Красноярского) края. Зарабатывал на жизнь починкой сапог, пилил и колол дрова. Почувствовав ухудшение здоровья, подал властям прошение о сокращении срока наказания и после 4 лет ссылки получил разрешение вернуться на родину. Возвратился в Тверскую (с 1935 - Калининскую) обл. В 1935 г. архиеп. Тверской и Кашинский Фаддей (Успенский) направил П. служить в Казанскую ц. с. Борки Зубцовского р-на Калининской обл. 19 февр. 1938 г. арестован по обвинению в «систематической контрреволюционной антисоветской агитации» и заключен в тюрьму г. Зубцова. П. виновным себя не признал. Постановлением Особой тройки при УНКВД по Калининской обл. от 26 февр. 1938 г. приговорен к расстрелу. Расстрелян и погребен в безвестной общей могиле. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г.

http://pravenc.ru/text/2581887.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Николай Пятницкий, свящ. Фотография. Тюрьма. 1937 г. Константинович Протасов (21.11.1867, с. Ивановское Крапивенского у. Тульской губ.- 19.11. 1937, г. Чимкент Южно-Казахстанской обл. (ныне г. Шымкент, Казахстан)), сщмч. (пам. 6 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), свящ. Из семьи священника. В 1889 г. окончил Тульскую ДС. Служил учителем в церковноприходской школе в с. Раеве Чернского у. Тульской губ. В 1890 г. был рукоположен во иерея к храму с. Покровского Белёвского у. той же губернии (ныне дер. Железница-Жизневских Арсеньевского р-на Тульской обл.) (Тульские ЕВ. 1890. 18. С. 450). В 1930 г. арестован за невыполнение возложенных на него как священника повышенных норм хлебозаготовок. Арсеньевским районным судом приговорен к году лишения свободы. В 1931 г. вновь был арестован за невыплату гос. налогов и приговорен к 2 годам лишения свободы. С мая 1933 г. служил в Троицкой ц. в с. Черняевка Богородицкого р-на Московской (ныне Тульской) обл. 5 янв. 1937 г. арестован по обвинению в антисоветской агитации. Категорически отказался подписать составленный следователем протокол допроса, хотя в этом случае ему было обещано освобождение под подписку о невыезде. Был заключен в тюрьму в г. Ефремове Московской (ныне Тульской) обл. Приговорен особым совещанием при НКВД СССР от 8 февр. 1937 г. к 5 годам ссылки в Казахстан. Проживал в с. Глинкове Чаяновского р-на (ныне Акбастау Байдибекского р-на) Южно-Казахстанской обл. 9 сент. того же года был вновь арестован и заключен в тюрьму в г. Чимкенте. Вместе с большой группой ссыльного духовенства и мирян проходил по следственному делу «контрреволюционной организации церковников», якобы возглавлявшейся арестованными ранее митрополитами сщмч. Кириллом (Смирновым) , Иосифом (Петровых) и еп. Евгением (Кобрановым) . Виновным себя не признал. Был расстрелян вместе с иером. прмч. Гавриилом (Владимировым) и др. приговоренными по решению Особой тройки при УНКВД по Южно-Казахстанской обл. от 19 нояб. 1937 г. Погребен в безвестной общей могиле в окрестностях Чимкента.

http://pravenc.ru/text/2565796.html

Прав. Иоанн Кормянский. Фрагмент иконы на гробнице. 90-е гг. XX в. (ц. Покрова Пресв. Богородицы в дер. Корма) (Гашкевич Иван Иванович; 7.10.1837, дер. Стрешин Рогачёвского у. Могилёвской губ.- осень 1917, дер. Огородня Гомельского у. Могилёвской губ.), св. прав. (пам. 27 авг., 18 мая и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых), прот. Род. в семье священника, с раннего детства отличался трудолюбием и усердием к церковному богослужению. С 4-летнего возраста прислуживал отцу в церкви. После окончания церковноприходской школы поступил в Могилёвское ДУ, в 1855 г. - в Могилёвскую ДС, которую окончил в 1859 г., служил законоучителем в церковноприходской школе дер. Огородня Гомельского у. Здесь он познакомился с Марией, дочерью покойного прот. Филиппа; в 1862 г., после праздника Крещения, они повенчались. 24 февр. того же года архиеп. Могилёвским и Мстиславским Евсевием (Орлинским) Гашкевич был рукоположен во иерея и направлен для служения в ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы дер. Шерстин Рогачёвского у. С 1876 по 1912 г. служил в храме во имя свт. Николая Чудотворца дер. Огородня. В 1876 г. был награжден набедренником, в 1889 г.- скуфьей, в 1896 г.- камилавкой и золотым наперсным крестом, в 1906 г.- орденом св. Анны 3-й степени, в 1907 г.- возведен в сан протоиерея, в 1912 г.- награжден орденом св. Владимира 4-й степени. После рождения в 1885 г. младшего сына И. посетил Киево-Печерскую лавру и принял от старцев благословение вести строго аскетический образ жизни: вплоть до кончины не употреблял мяса, в среду и пятницу вкушал только просфору и немного воды после вечернего правила, ночи проводил в молитве. Практиковал Иисусову молитву, которой обучал своих детей и духовных чад. В конце жизни И. получил дар исцеления, в т. ч. бесноватых. В годы первой мировой войны заботился об обездоленных, с нищими и сиротами делился последним: многодетной семье подарил свою корову; узнав, что некая вдова ворует у него дрова, снабжал ее топливом всю зиму. Наставления и советы И. были всегда уместны и понятны, поскольку сам он хорошо знал нужды и тревоги простых людей. Был многодетным отцом: из 7 детей четверо стали священниками. Младший сын Иоанн сменил отца на должности настоятеля огороднинского храма в 1912 г., когда И. ушел за штат. Предсказывал грядущую смуту 1917 г. и гонения на Церковь, считал, что эти беды попускаются Господом верующим, поскольку те ведут жизнь, недостойную христ. звания. В проповедях и беседах И. призывал паству покаяться и исправиться. Младшего сына предостерегал от отпадения в обновленческий раскол, что с ним и случилось (впосл. по молитвам отца он покаялся, был арестован и расстрелян в Гомеле 11 янв. 1938).

http://pravenc.ru/text/471312.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР (Бялозор Александр Адольфович; 1866, г. Бобруйск Минской губ.- 1933), еп. Ростовский. Отец служил секретарем в городской думе. Когда А. исполнилось 3 года, родители развелись, и мать с сыном переехала в Тифлис. В 1874 г. мать умерла, и мальчика воспитывала женщина, ранее помогавшая ей по хозяйству. Вскоре она отдала ребенка в архиерейский дом Астрахани, где его взял на попечение еп. Евгений (Шерешилов), отличавшийся исключительным благочестием и милосердием. Благодаря его заботам в 1884 г. А. окончил Астраханскую ДС. В 1886 г. тайно покинул благотворителя и уехал в Смоленск, предполагая заняться артистической деятельностью. Однако, тяжело заболев и раскаявшись, вернулся к еп. Евгению и испросил у него прощение. В 1889 г. еп. Евгений был назначен на Ставропольскую кафедру, и с 1890 г. А. служил делопроизводителем при ставропольском архиерейском доме. В 1891 г. еп. Евгением рукоположен во диакона, в 1892 г.- во священника и служил в ц. вмч. Пантелеимона в Ейске. Одновременно в течение неск. лет нес послушание законоучителя в городских духовных уч-щах. В 1922 г. был вызван обновленческим ВЦУ (см. Обновленчество ) в Москву и, будучи к тому времени вдовым священником, рукоположен обновленцами во епископа Ставропольского, в 1923 г. назначен обновленческим епископом Таганрогским. В сент. 1923 г. принес покаяние, принят в сущем сане в общение с РПЦ, ушел на покой и уехал в Ейск. В 1930 г. А. обратился к Заместителю Местоблюстителя митр. Сергию (Страгородскому) с просьбой назначить его на кафедру и стал епископом Барнаульским, а в 1931 г.- епископом Ростовским. В 1932 г. по состоянию здоровья подал прошение об увольнении за штат и поселился в Ейске. В янв. 1933 г. арестован ОГПУ и ложно обвинен в организации церковно-монархической группы, руководимой из-за рубежа, и в работе по созданию повстанческих ячеек. Под давлением следствия признал себя виновным. Расстрелян по приговору тройки при ПП ОГПУ 7 мая 1933 г. Арх.: УФСБ РФ по Краснодарскому краю. Арх. П-48721. Лит.: За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 45. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСИЙ (Баженов Дмитрий Владимирович; 1872-?), бывш. еп. Тираспольский, с 1922 г. в обновленческом расколе АНАТОЛИЙ (Соколов Федот Андреевич; 1865-1942), бывш. еп. Царевский, вик. Астраханской епархии, обновленческий " митр. Костромской " ВИКТОР (Островидов Константин Александрович;1878-1934), еп. бывш. Глазовский, священноисп. (пам. 19 апр., 18 июня, в Соборе Вятских святых, в Соборе С.-Петербургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/64248.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИМИТРИЙ Михайлович Шишокин (18.10.1879, с. Нармонка Лаишевского у. Казанской губ.- 10(?).10.1918, Казань), сщмч. (пам. 27 сент., 4 окт.- в Соборе Казанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. Из крестьянской семьи. Окончил Казанское ДУ, в 1902 г. Казанскую ДС по 2-му разряду. С 25 окт. 1902 г. помощник учителя в образцовой церковноприходской школе при Казанской ДС, с 26 февр. 1903 г. псаломщик Успенского собора Казани. 9 мая 1904 г. Казанским архиеп. Димитрием (Ковальницким) рукоположен во иерея к Тихвинско-Богородицкой ц. с. Базякова Спасского у. Казанской губ., 16 нояб. 1905 г. переведен настоятелем к Ризоположенской ц. с. Тихий Плёс Свияжского у. той же губернии. 13 янв. 1913 г. назначен настоятелем церкви при губ. тюрьме в Казани, с нач. 1918 г., после закрытия тюремной церкви, служил в казанской Пятницкой ц. 5 авг. 1918 г., после отступления Красной Армии из Казани, по воскресеньям вновь служил в тюремной церкви. В сент. 1918 г. в отличие от значительной части духовенства не ушел из города при возвращении красных. 26 сент. 1918 г. был арестован по доносу милиционера, сидевшего при белых в тюрьме. Тот утверждал, что Д. вел в тюремной церкви антибольшевистскую пропаганду и требовал покаяния от всех сотрудничавших с советской властью. Д. отрицал эти обвинения. Невиновность священника подтвердили 36 служащих губ. тюрьмы и исправительного отд-ния, подписавшие обращение, заверенное комиссарами обеих тюрем. В защиту Д. также выступили рабочие Пятницкого прихода. В письме, тайно переданном из тюрьмы, Д. просил жену не хлопотать за него, чтобы не подвергнуть семью преследованиям. По нек-рым сведениям, Д. было предложено сотрудничество с ЧК, от чего он решительно отказался. 9 окт. 1918 г. председатель ЧК Восточного фронта М. Я. Лацис утвердил смертный приговор Д., и в этот или на следующий день он был расстрелян. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором 2000 г.

http://pravenc.ru/text/178083.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010