А15 Апостол и Евангелие, рукопись и библиотеки Сербского Ученого Общества в Белграде 2, пис. на пергамине, в 4-ку, в один ряд, на 191 л. полууставом XIV в. Правописание сербское. Рукопись полная, недостает лишь одного листа после л. 79 (на нем должно было быть чтение 1Кор. 15:39–45 ). После пятидесятницы чтения следуют только на субботы, недели и по месяцеслову. Месяцеслов краткий. – Февр. 14: стго курила филофа оуител словеньска. Июня 20: стго методніа (в рукописи Апостола Белгр. народн. Библ. 211прибавлено: іениа моравска). На последнем листе написана эктения (на латин), в которой упоминается краль Влькашин: и иеще мнм се благовримь кралн Влькашни. Эта эктения впрочем писана другой, позднейшей рукой, так что самая рукопись писана, может быть, раньше Вукашина, управлявшего Сербией с 1367 до 1371 г. А16 Погодинский Апостол, рукоп. Императорской Публ. библ. собр. М. П. Погодина, пис. на пергамине, в лист, двумя столбцами, на 247 л. полууставом, в 1391 г., как видно из послесловия: К л. . уф. (6899–1391) написанъ бъі апль сьіі. стму спсу. на хутни. повелениіемъ раба бжиіа влц. іна. а прописъівалъ многогршнъіи матфи дьіакъ. Правописание русское. Чтения и после пятидесятницы пишутся на все дни недели. В месяцеслове – славянские названия месяцев. Мая 2: пренесениіе мощни стую мку бориса и глба. Июл. 24: стую мку бориса ї глба. Июл. 15: кнз володимера. – Текст этой рукописи представляет – почти на половину – чтения с одной стороны древние, первой редакции, с другой – исправленные, свойственные русским спискам второй редакции. В своем исследовании об Апостоле (М. 1879) я поместил эту Погодинскую рукопись между списками Апостола второй редакции. Ныне нахожу более удобным перенести Погодинский Апостол в первую редакцию. – Срезневский, II. Древн. пам. рус. п. и яз. 123. Снимок у Погодина в Образцах слав.-рус. древнеписания. А 17 Апостол, распол. не по древним чтениям, а по порядку посланий, рукоп. Императорской Публ. библ., собр. А.Ф. Гильфердинга 13, пис. на ровном, довольно плотном пергамине, четким и даже красивым полууставом XIV в., в 4-ку, в два столбца, на 255 л. Правописание сербское. Рукопись эта найдена в 1857 г., в развалинах Милешевского монастыря, в Герцеговине. Начала рукописи нет; начинается с 26 ст. 3 гл. Деян. – Некоторые листы вырваны или вырезаны (напр. Следующие после л. 109. 124). В месяцеслове, Окт. 28: всетноіе оуснениіе стго прпобнаго ца нашего арсниіа архиіеппа српьскаго. Ноябр. 11: прставліениіе хтитора кра владисла (1252). Янв. 14: всеутноіе оуспениіе стго ца наше стліа савы архиіеппа српьскаго. Февр. 13: стго и приобнаго ца наше симе српьскаго. Февр, 14: стг курила фи(лосо)фа. – Текст первых пяти посланий ап. Павла имеется у меня в полном, палеографически-точном списке; равно списан мною вполне и месяцеслов из этой рукописи Апостола.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Преподобный Серапион Кожеезерский В Священном Писании есть такие слова: “Теперь восхвалим славных мужей и отцов нашего рода: много славного Господь являл чрез них, величие Свое от века” ( Сир 44:1–2 ). “Потому что очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их” ( 1Пет 3:12 ; ср. Пс 33:16 ). Святые угодники – это “соль земли” ( Мф 5:13 ), которая своими трудами и молитвами осоляла и осоляет весь мир. Святая Русь прославилась множеством подвижников и явлением чудотворных икон. Интересно, что на ниве Русского Православия трудились также святые различных национальностей. Русь приняла свою веру из Византии, став ее достойной преемницей. И на Руси спасались подвижники нашей Матери-Церкви 1 . Это были преподобный Лазарь Мурманский (†1391; пам. 8 мар.), преподобный Кассиан Грек Угличский (†1504; пам. 2 окт.), преподобный Максим Грек (†1556; пам. 21 янв.). Среди русских святых мы видим также выходцев из западных стран: дочь шведского короля Олафа благоверную Анну Новгородскую (†1056; пам. 10 февр.), супругу князя Ярослава Мудрого, а также преподобного Антония Римлянина (†1147; пам. 3 авг.), блаженного Прокопия, Христа ради юродивого, Устюжского (†1303; пам. 8 июля), блаженного Исидора Твердислова Ростовского (†1474; пам. 14 мая), блаженного Иоанна Власатого Ростовского (†1580; пам. 3 сент.) 2 , преподобного Макария Римлянина, Новгородского чудотворца (XVI в., пам. 19 янв.). На Руси подвизались также выходцы из славянских народов: из моравских пределов прибыл святой Меркурий Смоленский (†1238; пам. 24 ноябр.), а с Афона – сербский инок преподобный Савва Крыпецкий (†1495; пам. 28 авг.). Венграми были преподобный Моисей Угрин Киевопечерский († ок. 1043; пам. 26 июля) и преподобный Ефрем Новоторжский (†1053; пам. 28 янв.). Русская земля вынесла монголо-татарское иго, покорив затем татарские ханства. Московским князьям приходили служить татарские царевичи. Известны также русские святые татарской национальности: благоверный Петр, царевич Ордынский, Ростовский чудотворец (†1290; пам. 30 июня). Потомком татарского баскака был преподобный Пафнутий Боровский (†1477; пам. 1 мая) 3 . В 1552 г. в Казани пострадали два новокрещенных татарина Петр и Стефан (пам. 24 марта) 4 . Менее известно имя преподобного Серапиона Кожеезерского (†1611; пам. 27 июня).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

епископов-священномучеников в К. к. был внесен именно Сикст II, может заключаться в том, что этот святой восстановил отношения Римской Церкви с Церквами Африки и М. Азии (его предшественник сщмч. Стефан I прервал общение с этими Церквами из-за вопроса о перекрещивании еретиков), и в широкой известности пострадавшего с ним архидиак. Лаврентия. В К. к. было внесено 4 имени южноиталийских святых: мц. Агафии Катанской (пам. 5 февр.), сщмч. Ианнуария Беневентского (пам. 20 сент.), мч. Соссия, диак. Мессинского (пам. 23 сент.), и исп. Феликса Ноланского (пам. 15 янв.). Почитание мц. Агафии, к-рая уже с V в. считалась покровительницей Сицилии, началось в Сев. Африке скорее всего в период, когда этот остров был частью Вандальского королевства. Кроме того, с 30-х гг. V в. пиратские набеги вандалов на Сицилию привели к отправке в Сев. Африку части захваченного в плен местного населения. В связи с теми же обстоятельствами в Сев. Африке утвердился культ сщмч. Ианнуария и мч. Соссия. Распространение в Карфагенской Церкви почитания исп. Феликса Ноланского, видимо, стало результатом связей блж. Августина со свт. Павлином Милостивым , еп. Ноланским, ревностным сторонником почитания этого святого и автором его Жития. Блж. Августин присутствовал при обретении мощей Медиоланских мучеников Гервасия и Протасия (пам. 19 июня) ( Aug. Confess. IX 7//PL. 32. Col. 770) и впосл. написал Слово в честь этих святых ( Idem. Serm. 286//PL. 38. Col. 1297-1301), прославившее их в Сев. Африке (см. подробнее в ст. Назарий, Гервасий, Протасий и Келсий ). Наконец, благодаря связям между Церквами Африки и Испании, существовавшим еще со времен сщмч. Киприана Карфагенского (сер. III в.), в Карфагене установилось почитание 2 испан. святых - мц. Евлалии Эмеритской (пам. 10 дек.) и сщмч. Викентия Августопольского (пам. 22 янв.). Из Карфагенских епископов доконстантиновской эпохи в К. к. фигурирует только сщмч. Киприан. Из епископов IV-V вв. в календарь внесены защитники православной веры свт. Грат (подписавший определения Сардикийского Собора 343 г. и председательствовавший на Соборе в Карфагене в 348 или 349 г.; пам. 5 мая), свт. Реститут (участник Собора в Аримине 359 г.; пам. 29 авг.), свт. Генетлий (или Генефлий, председательствовавший на Карфагенском Соборе 390 г., † 391/2; пам. 7 мая), свт. Аврелий (391/2 - между 427 и 430 гг., близкий друг блж. Августина; пам. 20 июля), свт. Капреол (автор посланий, в т. ч. к участникам III Вселенского Собора 431 г.; дата между 22 и 30 июля стерта), а также 3 епископа периода гонения вандальских королей-ариан на правосл. христиан: Кводвультдеус (437-439; пам. 8 янв.), Деограт (или Деограций (454-458; пам. 5 янв.)) и Евгений (481-496; пам. 5 янв.). Под 29 авг. отмечена память блж. Августина, еп. Гиппонского.

http://pravenc.ru/text/1681211.html

их список в кн.: Голубинский. 1903. С. 379-381). Офиц. титул визант. императора как лица, выполняющего исключительные функции по защите Церкви и помазанного на царство церковной иерархией, содержал эпитет γιος (святой), однако само по себе это не означало, что после своей смерти имя императора автоматически вносилось в месяцеслов для всеобщего почитания. При решении вопроса о причислении императора к лику святых учитывались те же критерии, что и при прославлении любого др. святого (чистота православия, заслуги перед Церковью, добродетельная жизнь, чудотворения). Из 19 царей и цариц, числящихся в совр. греч. месяцесловах и живших ранее составления Минология имп. Василия II (976-1025), только 7 были помещены в этот Минологий для общецерковного почитания: святые Константин († 337) и Елена († ок. 336, пам. 21 мая), Пульхерия († 453, пам. визант. 7 авг.; пам. 10 сент.), Анфуса Омонийская († 809, пам. визант. 17 апр., пам. 12 апр.), Ирина († 803, пам. визант. 7 авг.), Феодора († после 867, пам. 11 февр.), Феофания († ок. 895/896, пам. 16 дек.). Это дало Голубинскому повод предполагать, что остальные цари и царицы долгое время были местночтимыми святыми тех Церквей, где находились их гробницы (в подавляющем большинстве случаев - в храме св. Апостолов в К-поле), и были внесены в святцы не ранее XII в. (Там же. С. 381). Помимо канонизированных членов имп. фамилий, имена к-рых перечисляет Голубинский, в Церкви также почитались как святые (а в нек-рых случаях продолжают поминаться) имп. Маркиана (время жизни неизвестно, пам. визант. 27 янв., согласно SynCP. Col. 428); имп. и мц. Василисса (IV в., пам. визант. 25 нояб.), жена имп. Максенция (SynCP. Col. 256); имп. Аркадий († 408, пам. визант. 27 авг., согласно груз. Иерусалимскому канонарю VII в.- Кекелидзе. Канонарь. 1912. С. 126); Ариадна , дочь имп. Льва I († 515, пам. греч. 22 авг.- SynCP. Col. 916); имп. Юстиниан II Ринотмит († 711, пам. визант. 15 июля - SynCP. Col. 822); имп. Василий I Македонянин († 886, пам. визант. 29 авг., согласно Const.

http://pravenc.ru/text/1470233.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРТИРИЙ Прп. (пам. древнерус. 17 янв.). Краткие сведения о М. содержатся в 39-й Проповеди на Евангелия свт. Григория I Великого , папы Римского, где говорится, что М. жил в Ликаонии . Однажды, направляясь из своей обители в др. мон-рь, он увидел на дороге прокаженного, к-рый не имел сил дойти до госпиталя. Проявив сострадание к ближнему, М. завернул больного в плащ и понес на плечах. Настоятель мон-ря издалека узнал приближающегося монаха и велел братии как можно скорее открыть ворота, т. к., по его словам, М. нес Господа. Перед дверями обители прокаженный скинул плащ и явился преподобному в образе Спасителя, сказав, что, как М. не постыдился Его на земле, так же и Он не постыдится его на небе; после этого прокаженный исчез. Когда настоятель мон-ря спросил вошедшего монаха, где больной, тот ответил, что если бы он знал, Кто это был, то удержал бы Его, и добавил, что, неся больного на плечах, он не чувствовал тяжести ( Greg. Magn. In Evang. 39 10). Начиная с XII в. повествование о М. из 39-й Проповеди свт. Григория вошло под 17 янв. в состав древнерус. нестишного Пролога при его дополнении разделом слов и поучений отцов Церкви. Этот же текст содержится в ВМЧ ( Иосиф, архим. Оглавление. Стб. 403 (1-я паг.)). Впосл. нек-рые переписчики, не видя границы между житийным и поучительным разделами, включали М. в число святых, напр. в Святцы 1621 г. из Коряжемского мон-ря. В совр. календаре РПЦ память М. отсутствует. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 17; Benedetto G. Martirio//BiblSS. Vol. 8. Col. 1303-1304; Прокопенко Л. В. Источники Пролога за сентябрьскую половину года (кр. и пространной редакций) по четырем спискам XII-XIV вв.//Словарь древнерус. языка (XI-XIV вв.). М., 2008. Т. 8. С. 701-745. А. Н. Крюкова Рубрики: Ключевые слова: МАРФА († 551), прав. (пам. 4 июля; пам. визант. и древнерус. 5 июля, 23, 24, 25 мая), мать прп. Симеона Столпника (Младшего) Дивногорца МАРФА, МАРИЯ И ЛИКАРИОН († 249-251), мученики Асийские (пам. 6 февр.; пам. греч. 8 февр.; пам. визант. 7 и 9 февр.; пам. древнерус. 5 и 8 февр.) МАТРОНА (III-IV вв.), мц. Фессалоникийская (пам. 27 марта; пам. зап. 15 март, 20 февр.; пам. визант. и древнерус. 28 марта) МИРОПИЯ († ок. 251), мц. (пам. 2 дек.; пам. визант. 13 и 14 июля, 23 нояб., 2 и 4 дек.; пам. древнерус. 23 июня)

http://pravenc.ru/text/2562450.html

20 сен.), вместе с своим господином Черниговским князем Михаилом пострадавший в татарской орде за имя Христово; благородный дружинник Смоленского князя Меркурий (1238 г., пам. 24 ноября), по-особенному Божию указанию поразивший татарского великана и тем доставивши христианским воинам торжество, убитый татарами; любимцы Литовского князя Ольгерда – Кумец, Нежило и Круглец (1347 г., пам. 14 апр.), исповедавшие Господа Христа и за Его святое имя замученные в Вильне. В более благоприятных условиях спокойной жизни обрели свое спасение следующие лица из благородного сословия: пять родных братьев Алфановых – праведные Никита, Кирилл, Никифор, Климент и Исаак (14 в., пам. 17 июня), из коих стархий имел семейство; девица Гликерия (1522 г., пам. 13 мая), дочь старосты Легощинской улицы в Новгороде; шестнадцатилетняя боярышня Иулиания (ок. 1540 г., пам. 6 июля), дочь владетельного князя Юрия Дубровицкого – Ольшанского; прав, боярыня Иулиании Иустиновна Осорьина (1604 г., пам. 2 янв.), супруга владельца села Лазаревского. Обратимся к прославленным от Господа лицам мирского чина из низшей простой среды. И здесь мы видим прежде всего мучеников Таковы, святые из низшего сословия: Новгородский житель Иоанн (1529 г., пам. 24 янв.), взятый татарами в плен и пострадавший в Казани за Имя Христово; крещенные татары Стефан и Петр (1552 г., пам. 24 марта), пострадавшие за Христа в Казани; простолюдин Павел (1683 г., пам. 6 апр.), проданный татарами туркам, женился в плену на русской христианской девушке, пострадал за Христа в Константинополе; отроки Иаков и Иоанн (16 в., пам. 24 июня), мученики Менюжские; шестилетий младенец Гавриил (1690 г., пам. 20 апр.), сын крестьянина деревни Зверки Заблудовского ключа Гродненского повета, на кресте для истечения крови замученный евреями; торговый прикащик юноша Василий (1602 г., пам. 23 марта), за свое несогласие на гнусный порок оклеветанный хозяином и замученный воеводою в сибирском поселении Мангазее на р. Тазе; правед. отрок Артемий, (1545 г., пам.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Должен был собраться совет в городе Воксен на Ильин день 1559 года из ста человек с обеих сторон, чтобы разрешить спорные вопросы о границах, должны быть разрешены все непорядки и споры на границах в духе предыдущих договоров. Все русские пленные в Швеции, особенно Никита Кузьмин, должны быть освобождены и все шведские и русские подданные должны в обоих государствах в безопасности и без препятствий торговать, жить и путешествовать, куда они захотят». Этот мир был великим князем лично утвержден целованием Креста Христова в присутствии шведских посланцев. Затем они сразу отправились в обратный путь в Швецию и в мае месяце встретили короля в его поместье в Штремсхолме, где тот начал строительство. В июле прибыли в Стокгольм русские уполномоченные и опять утвердили мир целованием креста и были богато одарены позолоченными серебряными блюдами и чашами. Митрополит Макарий и его святые современники На стыке Синодального периода (1700–1917) и современного периода истории Русской Церкви во время работы Поместного Собора Российской Православной Церкви (1917–1918) были канонизированы два святителя: митрополит Астраханский Иосиф (†1671; пам. 11 мая) и епископ Софроний Иркутский (†1771; пам. 30 мар.). 70 лет спустя, при Патриархе Пимене, в июне 1988 года, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось историческое торжество – празднование Тысячелетия Крещения Руси. На нем был канонизирован лик русских святых: благоверный князь Димитрий Донской (†1389; пам. 11 мая), преподобный Андрей Иконописец (XV в.; пам. 4 июля), преподобный Максим Грек (†1556; пам. 21 июля), Митрополит Московский Макарий (†1563; пам. 30 дек.), преподобный Паисий Молдовлахийский (†1794; пам. 15 нояб.), блаженная Ксения Христа ради юродивая Петербургская (XIX в.; пам. 24 янв.), святители Игнатий Кавказский (†1867; пам. 30 апр.) и Феофан Затворник (†1894; пам. 10 янв.) и преподобный Амвросий Оптинский (†1891; пам. 10 окт.) 664 . Собор новопрославленных святых охватывает почти шестивековой период нашего бытия. Среди них мы видим главу Церкви и государства, богословов-иерархов- молитвенников, преподобных подвижников.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

14 апр,), исповедавшие Господа Христа и за Его святое имя замученные в Вильне. В более благоприятных условиях спокойной жизни обрели свое спасение следующие лица из благородного сословия: пять родных братьев Алфановых – праведные Никита, Кирилл, Никифор, Климент и Исаак (XIV в., пам. 17 июня), из коих старший имел семейство; девица Гликерия († 1522 г., пам. 13 мая), дочь старосты Легощинской улицы в Новгороде; шестнадцатилетняя боярышня Иулиания († ок. 1540 г., пам. 6 июля), дочь владетельного князя Юрия Дубровицкого-Ольшанского; прав. боярыня Иулиания Иустивовна Осорьина († 1604 г., пам. 2 янв.), супруга владельца села Лазаревского. Обратимся к прославленным от Господа лицам мирского чина из низшей простой среды. И здесь мы видим прежде всего мучеников. Таковы святые из низшего сословия: Новгородский житель Иоанн († 1529 г., пам. 24 янв.), взятый татарами в плен и пострадавший в Казани за Имя Христово; крещенные татары Стефан и Петр († 1552 г., пам. 24 марта), пострадавшие за Христа в Казани; простолюдин Павел († 1683 г., пам. 6 апр.), проданный татарами туркам, женился в плену на русской христианской девушке, пострадал за Христа в Константинополе; отроки Иаков и Иоанн (XVI в., пам. 24 июня), мученики Менюжские; шестилетний младенец Гавриил († 1690 г., пам, 20 апр.), сын крестьянина деревни Зверки Заблудовского ключа Гродненского повета, на кресте для источения крови замученный евреями; торговый приказчик юноша Василий († 1602 г., пам. 23 марта), за свое несогласие на гнусный порок оклеветанный хозяином и замученный воеводою в сибирском поселении Мангазее на р. Тазе: правед. отрок Артемий († 1545 г., пам. 13 июня), сын крестьянина селения Веркола, на р. Пинеге, убитый громом во время полевых с отцом работ, – вблизи этой Верколы находится на р. Суре родина о. Иоанна Кронштадтского ; правед. Симеон († 1642 г., пам. 12 сент.), живший в селении Меркушах на р. Туре, занимавшийся портняжным делом и рыболовством, по прославлении нетленно почивает в г. Верхотурье. Вот все святые из мирян, каких только знает история нашей отечественной церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

10 Тропарь сей по своему содержанию – приложим ко всем вообще прославленным на небеси преподобным мужам, хотя для большей части их составлены святой церковью и особые тропари, ближе и честнее к ним относящиеся. Для преподобных же святых жен один только сей тропарь поется святой церковью. 11 Святых пустынножителей, которым положено церковью петь показанный тропарь, немного: Следованная псалтирь показывает их только 13-ть. По ее указанию, следующим именно святым лицам из подвижников бесплодных пустынь поется означенный тропарь: 1) преподобному Феоктиету (память его сентября 3-го); 2) преподобному отцу и исповеднику Харитону (память его сент. 28-го); 3) преподобному Илариону Великому (память окт. 21); 4) преподобному Иоанникию Великому (память ноября 4); 5) преподобному Нилу (пам. ноября 12-го); 6) преподобному Савве Освященному (пам. декабря 5-го); 7) преподобному Феодосию, общих житий начальнику (пам. янв. 8); преподобному Ефрему Сирину (пам. янв. 28); 9) преподобному и исповеднику Прокопию Декаполиту (пам. февр. 27); 10) преподобному Иоанну Лествичнику (пам. марта 30); 11) преподобному Арсению Великому (пам. его мая 8); 12) преподобному Пахомию Великому (пам. мая 15); 13) преподобному Пимену (пам. августа 27). В честь других пустынножителей составлены церковью особые тропари. 12 Многие из святых пустынножителей и удалялись в дикие, бесплодные пустыни, ради спасения своей души, вследствие сильного воздействия в их сердце слова Божия. Так, например, Антоний Великий (пам. янв. 17) возымел неудержимую решимость оставить все мирские прелести и водвориться, для спасения души своей, в уединенной пустыни, вследствие раз слышанных им в храме Божием слов евангельских: «аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое и даждь нищим, и имети имаши сокровище на небеси» ( Мф. 19:21 ). 13 В виду высокой важности воскресных догматиков, их частого употребления в церкви и малой доступности их по форме пониманию большинства православных, мы здесь даем дословное объяснение их. 14 Эта в заключении догматика выраженная уверенность в преодолении врагов при помощи Всесильного Бога служит причиной употребления его на торжественном молебне в день Рождества Христова в память избавления «церкве и державы Российския от нашествия галлов и с ними двадесяти язык».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В Москве изготовлен серебряный с позолотой ковчег-мощевик (1718?) с пышным растительным орнаментом, содержащий мощи свт. Иоанна Златоуста, великомучеников Георгия Победоносца, Пантелеимона, первомч. Стефана, мч. Петра Лампсакского. Хранящийся в И. Б. м. энколпион с центральной поздневизантийской вставкой - овальным аметистом с резным образом стоящего благословляющего Христа - был обрамлен в Москве в нач. XVIII в. драгоценными камнями с лицевой стороны и расписной финифтью - с оборотной. Э. П. А. Святыни В И. Б. м. хранятся части честных глав ап. Фомы и ап. Филиппа из числа 7 диаконов, цепи ап. Иоанна Богослова, глава сщмч. Антипы, 3 креста с частицами Честного Древа, частицы мощей св. бессребреника Космы, великомучеников Феодора Стратилата, Пантелеимона, Иакова Персянина, прмч. Стефана Нового, обувь прп. Христодула и др. реликвии. Глава ап. Фомы считается даром имп. Алексея I. Мощи ап. Филиппа, вмч. Иакова Персянина и прмч. Стефана Нового упоминаются в монастырской инвентарной описи 1201 г. В И. Б. м. были перенесены мощи прмч. Пахомия Русского (пам. греч. 21 мая), пострадавшего в Ушаке (совр. Турция) в 1730 г. (часть их была передана И. Б. м. в афонские мон-рь прп. Павла и скит Новая Фиваида). Собор Патмосских святых празднование которому было установлено в 2005 г., совершается с 2006 г. в следующее воскресенье после праздника Всех святых. В этот день празднуется память как общеправославных и чествуемых Греческими Церквами святых, так и местных подвижников, связанных с Патмосом. Есть и такие святые, к-рые помимо памяти в Соборе Патмосских святых чествуются и в др. дни: ап. Иоанн Богослов (пам. 26 сент. и 8 мая) и его ученик ап. от 70 Прохор (пам. 28 июля), прп. Христодул (пам. греч. 16 марта и 21 окт.), свт. Леонтий II, патриарх Иерусалимский (пам. греч. 14 мая совершается в Иерусалиме и на Патмосе), 5 Липсийских преподобномучеников (1-е воскресенье после 10 июля), прп. Макарий Патмосский (пам. греч. 19 янв., мощи хранятся в пещере Апокалипсиса), прп. Герасим Византийский (пам. греч. 7 апр. совершается на Крите и на Патмосе), свт. Макарий Нотара, митр. Коринфский (пам. греч. 17 апр.), сщмч. Григорий V, патриарх К-польский (пам. греч. 10 апр.), сщмч. Платон Новый (Айвазидис) (пам. греч. 21 сент.), прп. Савва Калимносский (пам. греч. 5 дек. и 7 апр.). Памяти прп. Григория Нисиросского (Граваноса), сщмч. Парфения (Парфениадиса), сщмч. Иеремии и этномартира Дорофея (Проиоса), митр. Адрианопольского, отмечаются только в Соборе Патмосских святых. Зависимые монашеские учреждения

http://pravenc.ru/text/471591.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010