Как Создатель света, Он озаряет поющих: благословите Господа, все создания Господни. Гора Фавор, на которой преобразился Христос, сопоставляется с горой Синай, на которой Бог являлся Моисею. Это сопоставление встречается уже у Дионисия Ареопагита, который рассматривает Синайский мрак и Фаворский свет как одно и то же явление неизреченной славы Божией: Божественный мрак есть тот неприступный свет, в котором, по словам Писания (см.: 1Тим. 6:16 ), живет Бог. И поскольку он от чрезвычайного сияния невидим и от преизбытка сверхсущностного света неприступен, в нем пребывает только тот, кто достоин знать и видеть Бога, и, истинно пребывая в нем выше видения и познания, через это самое невидение и незнание познает то, что Он выше всего чувственного и умственного 5 . В богослужебных текстах не говорится о полном тождестве Синайского мрака и Фаворского света, однако подчеркивается, что явление Бога Моисею во мраке было прообразом Преображения. Таким же прообразом было то облако, которое осеняло ветхозаветную скинию: Гора, яже иногда мрачна и дымна, ныне же честна и свята есть, на нейже нозе Твои стоясте, Господи, превечное бо сокровенное таинство, напоследок явлено сотвори страшное Твое Преображение... 5 Гора, некогда покрытая мраком и дымом, ныне досточестна и свята, ведь на ней стояли Твои ноги, Господи, ибо предвечное сокровенное таинство ныне сделало явным Твое наводящее трепет Преображение... Осеняющая слава, в сени первее, и Моисееви беседующи Твоему угоднику, образ бысть облиставшаго неизреченно, на Фаворе, Владыко, Твоего Преображения 5 Слава, прежде осенявшая скинию и беседовавшая с Твоим угодником Моисеем, была образом неизреченно воссиявшего на Фаворе Твоего Преображения, Владыко. Преображение есть праздник явления Божественного света, и значение праздника для Православной Церкви во многом определяется той центральной ролью, которую богословие света играет в восточно-христианской традиции 5 . По словам святителя Григория Паламы , преобразившись на Фаворе, Христос «не иное какое сияние показал, но то, которое имел в Себе скрытым.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Col. 921. Проповедь свт. Григория Чудотворца имела такое воздействие, что если до него в городе было не более 17 христиан, то в конце жизни он тщательно разыскивал по всей окрестности, не остался ли еще кто-либо чуждым вере, и узнал, что оставшихся в старом заблуждении не более 17 человек De vita Greg. Thaum.//PG. 46. Col. 909, 953; ср.: Basil. Magn. De Spirit. Sanct. 29. 74; сирийское Житие. 15. Деятельность свт. Григория Чудотворца распространялась также на соседние города. Так, свт. Григорий Нисский подробно рассказывает о поставлении им во епископа Понтийских Коман угольщика Александра, будущего мученика De vita Greg. Thaum.//PG. 46. Col. 933–940. Во время гонения имп. Деция (250; см. ст. Гонения в Римской империи) свт. Григорий Чудотворец, подобно свт. Дионисию, еп. Александрийскому, и свт. Киприану, еп. Карфагенскому, удалился в близлежащие горы, где чудесно избавился от преследователей De vita Greg. Thaum.//PG. 46. Col. 944 sq.. По окончании гонения свт. Григорий «повсюду учредил некоторое прибавление в богослужении, узаконив [совершать] торжественные праздники в честь пострадавших за веру. Останки мучеников были распределены по различным местам, и народ, собираясь ежегодно в определенные времена, веселился, празднуя в честь мучеников» De vita Greg. Thaum.//PG. 46. Col. 953. Ок. 254 (Дрезеке) или 258 г. (Риссель) в Понтийскую Церковь вторглись ворады и готы. Свт. Григорий Чудотворец описывает это нашествие в «Каноническом послании». Из последующей жизни святителя известен факт его участия Вместе с братом Афинодором и др. учениками Оригена в I Антиохийском Соборе против Павла Самосатского (264 г.). По свидетельству блж. Феодорита, еп. Кирского, «из собравшихся первенствовали Григорий Великий, знаменитый, совершивший ради обитающей в нем благодати Духа всеми воспеваемые чудотворения, и Афинодор, брат его» Haereticarum fabularum compendium. II 8//PG. 83. Col. 393; ср.: Euseb. Hist. eccl. VII 28. Умер свт. Григорий Чудотворец в царствование имп. Аврелиана между 270 и 275 гг.

http://lib.cerkov.ru/authors/562

(Vindob. gr. 93). 1-м печатным изданием «Сотницы» долгое время считалось флорентийское издание Ф. Турриана 1578 г., упоминание о к-ром (К. Уден; † 1717) возникло скорее всего по недоразумению ( Попов. 1903. С. XII). В 1782 г. в Венеции текст «Сотницы» был издан в составе «Добротолюбия» прп. Никодима Святогорца на основании афонских рукописей (самая древняя из к-рых - Кутлумушская 14 - относится к XII в.), в этом виде текст неск. раз переиздавался. Он же был включен в 162-й том Греческой патрологии Ж. П. Миня, сгоревший во время пожара типографии ( Χρστου. 1952. Σ. 26, 27). В нач. XX в. Попов осуществил новое издание текста, учтя ряд рукописей, хранившихся в московских собраниях, и снабдил его рус. переводом, однако А. А. Дмитриевский подверг это издание небезосновательной критике и предложил ряд ценных уточнений по рукописям (см.: Дмитриевский. 1905). В нем. серии «Bibliotheca Teubneriana» под ред. Й. Вайслиберсдорфа вышло 3-е критическое издание «Сотницы» на основании ряда рукописей из европ. рукописных собраний. Однако самое авторитетное критическое издание «Сотницы», так же как и всего корпуса сочинений Д., снабженное франц. переводом, было подготовлено проф. Папского библейского института (Библикума) Э. Де Пласом (Œuvres spirituelles. P. 84-163). Оснащенный новогреч. переводом и комментариями, выполненными мон. Феоклитом Дионисиатским, этот критический текст «Сотницы» выдержал неск. переизданий в Греции (одно из последних - Αϒιον Ορος, 1999). «Слово на Вознесение Христово» опубликовано в 1840 г. кард. А. Маи по рукописи IX-X вв. (Vat. 455), остающейся до сих пор единственным источником текста (переизд. с лат. переводом: PG. 65. Col. 1141-1148; новейшее изд.: Œuvres spirituelles. P. 164-168). Авторство «Слова...» подтверждается его атрибуцией Д., присутствующей в рукописи. Поскольку др. гомилии Д. не сохранились, «Слово на Вознесение Христово», скорее всего произнесенное в день праздника, позволяет представить характер пастырской и епископской деятельности Д., о к-рой не сохранилось никаких др.

http://pravenc.ru/text/171909.html

Горшенин , сызранский безпоповец: Чем он препирал поповцев своего времени, ч. 1, стр. 189–190. Григорий Богослов – Обличает людей, не изучивших Писания и однако берущих на себя звание учителей, ч. 1,стр. 529–532. Григорий митрополит Новгородский: Его замечание о кресте осмиконечном и четырехконечном, ч. 1, стр. 379–380. Делает снисхождение присоединяющимся от ереси духоборцев в самом выражении догмата о Св. Духе, ч. 1, стр. 414, ч. 2, стр. 433. Его изречение: не рцы, да мя крестит епископ, неправильно толкуется безпоповцами, ч. 2, стр. 139–140. Д. Двуперстие : см. перстосложение. Денисов Андрей, составител Поморских Ответов – Как толкует двуперстие, ч. 2, стр. 187–188. Несправедливо ссылается на символ Св. Афанасия в своем лжеучении о крестном знамении, ч. 1, стр. 365. Неправильно объясняет так называемое свидетельство Мелетия о перстосложении, ч. 1, стр. 363. Изображения перстосложений собрал недобросовестно, ч. 1, стр. 323. Димитрий Святитель, митрополит Ростовский – За что укоряет в Розыске крестящихся двуперстно, ч. 1, стр. 375. Подлинный смысл сказанного им о двуперстии, ч. 2, стр. 316–317. Смысл его изречения о слове Исус, ч. 1, стр. 417–419, 468, ч. 2, стр. 61. За сие изречение не подлежит осуждению ни Святитель Димитрий, ни тем паче Православная Церковь , ч. 2, стр. 59 –62. Дий Тимофеев , климоуцкий безпоповец: Беседа с ним, ч. 2, стр. 315–319. Дионисий Александрийский : Неосторожно употребленное им неправильное выражение о Св. Троице не подвергло осуждению ни его самого, ни Церкви, которой он был предстоятелем, ч. 2, стр. 59–61. Донские старообрядцы : Их готовность рассуждать о Церкви и расположение к соединению с Церковию, ч. 2, стр. 369–371, 373–375, 407–408, 412, 419–420. Драгомирна , монастырь: Иконное писание в нем, подтверждающее древность именословного сложения руки на благословение, ч. 2, стр. 314. Е. Единоверие – есть едино с Православием, ч. 1, стр. 446–448; основано в согласие примерам Св. Соборов и Св. Отец, ч. 1, стр. 414–415, ч. 2, стр. 184–187, 432–234.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Деятельность др. монастырских муз. теоретиков выражалась в поисках путей совершенствования систем записи певч. произведений. В «Сказании о зарембах» (2-я пол. XVII в.) сообщается, что одним из разработчиков улучшенной системы был игумен вологодского Павлова Обнорского во имя Святой Троицы монастыря Памва ( Парфентьев. 2009. С. 58). Он упоминается также в ярославском сборнике, выполненном по заказу черного диакона Лаврентия в 30-х гг. XVII в. В рукопись кроме певческих книг, списанных с «переводов» «московскаго дьякона» Луки, помещен Обиход «игумена Памевы», который «с его переводу списан» (ГАЯО. Колл. ркп. Оп. 1. 459(97). Л. 192 об.). Список Обихода, выполненный Памвой, отражает богослужебно-певческие реалии мон-ря. В нем нередко указывается, что поет «лик» или «головщик», что «изволит настоятель» или совершает во время службы «игумен». Примером же муз. творчества Памвы является его вариант развода формулы ( фиты ), приведенный в др. сборнике в сравнении с разводом усольского распевщика Ивана (Исаии) Лукошкова (РГАДА. Ф. 181. Оп. 1. 600. Л. 90). Среди теоретиков-дидаскалов наиболее известными были монахи Александр Мезенец , Александр Печерский и др. Примером того, как могло осуществляться взаимодействие между придворными и монастырскими мастерами пения, а также свидетельством существования тесной связи между центрами искусства того или иного региона является деятельность придворного диак. Фомы, который во 2-й пол. 60-х гг. XVI в. служил «у царя Ивана Васильевича в слободе в Александрове» (см., напр.: Парфентьева. 2013. С. 95). С кон. 60-х гг. XVI в. диак. Фома, приняв постриг и получив иноческое имя Филарет, проживал в Троице-Сергиевом мон-ре. Благодаря хорошему знанию певч. дела он стал руководителем монастырского хора: со 2-й пол. 70-х гг. XVI в. Филарет «уставщиком бысть больше четыредесяти лет» (Канон и житие преподобному отцу нашему Дионисию, архимандриту Сергиевы Лавры, радонежскому чудотворцу, с присовокуплением жития его. М., 1855. Л. 63). За 40 лет мастер несомненно многое из своего опыта, приобретенного за время пения при царском дворе, передал хору, обогатив тем самым существовавшие в мон-ре традиции.

http://pravenc.ru/text/2564102.html

Дионисием в тайной поддержке действий архим. Тихона, еп. Антоний 20 сент. 1924 г. был переведен из Дерманского мон-ря в Вильну на должность ректора Виленской ДС. Новый наместник Дерманского мон-ря архим. Иона (Андрианов) под давлением польских властей принял ряд мер против архим. Тихона и против жившего в той же обители с 1923 г. на покое еп. Пантелеимона (Рожновского) . 15 окт. 1924 г. архим. Тихон был арестован в Дермани и выслан в Германию, с церковной оппозицией на Волыни было покончено. В связи с отказом митр. Дионисия от управления Волынско-Кременецкой епархией и преобразованием Кременецкого викариатства в самостоятельную епархию Кременецкий еп. Симон (Ивановский) 10 апр. 1932 г. получил назначение на О. в., в 1934 г. поселился в Дерманском Троицком монастыре. С лета 1938 по 15 апр. 1939 г. Симон являлся епископом Варшавским, викарием Варшавской митрополии, затем вернулся в Острог. В сент. 1939 г. Польское государство перестало существовать, Волынь была присоединена к СССР. 21 авг. 1940 г. еп. Симона вызвали в Москву, где после принесения покаяния он был принят в РПЦ, в качестве правящего епископа возглавил отделенную от Ровенско-Кременецкой епархии самостоятельную Острожскую и Сарненскую кафедру, 24 марта 1941 г. возведен в сан архиепископа. 26 июня 1941 г. Дермань была занята нем. войсками. Еп. Симон поселился при Богоявленском соборе в Остроге, настоятель к-рого прот. Михаил Рыхлицкий активно поддерживал Автономную УПЦ. С нач. 1942 г. еп. Симон проживал при Почаево-Богородичном соборе в г. Сарны, настоятель к-рого прот. Георгий Палий также сохранил верность канонической Церкви. В мае 1942 г. Симон начал управлять Черниговской епархией (см. Черниговская и Новгород-Северская епархия ), переехал в Чернигов (на Черниговскую кафедру назначен 9 дек. 1941). Дерманский мон-рь перешел в подчинение главе Автономной УПЦ, митр. Волынскому и Житомирскому Алексию (Громадскому). В сент. 1942 г. он назначил настоятелем обители архим. Мефодия (Сибиковского), к-рого предполагалось рукоположить на Острожскую кафедру.

http://pravenc.ru/text/2581685.html

засвидетельствовано лишь настенными граффити на сев. и зап. стенах собора XI в., к-рые лучше всего сохранились (см.: Там же. С. 49-52). Еще в XVIII в. обитель доказывала во всех земельных судебных процессах, что князья Всеволод, Владимир Мономах и Рюрик подарили мон-рю основные земельные владения: Зверинец (весь), оз. Затон, Наводничи (Неводничи) с пристанью и паромной переправой через Днепр, Перепеличью долину и Лыбедское имение. Монастырский архив сохранил документы на земельные владения с нач. XVI в.: Зверинецкие, Лыбедские, Багриновские, Осокорские, Гнилецкие, Свиноедские, Рожновские, Трипольские, а также перевоз через Днепр, из которых известны имена выдубицких игуменов. До 1515 г. К. В. м. возглавлял игум. Евстафий, в 1531-1536 гг.- игум. Иоаким (Сапега), принадлежность к-рого к шляхетскому роду указывает на высокий статус монастыря. С 1531 г. по благословению игум. Иоакима была отстроена деревянная трапезная с храмом, что указывает на материальные возможности обители. Известны имена игуменов Ефрема (Кошеля; 1536-1541), Евфимия (1541 - нач. 50-х гг. XVI в.), Алексия (50-е гг. XVI в.), Дионисия (упом. в 1560), Феофила (1564), Антония (1564-1566), Никона (1567), Григория (Шваба; 1568 - нач. 70-х гг. XVI в.), Сергия (до 1576). В 1576 г. К. В. м. «был впусте», в нем проживал лишь свящ. Сергий Иголниченко (НБУВ ИР. Ф. 194. Ед. 114. Л. 7), причиной чему, очевидно, было татар. опустошение Киевщины 1575 г. С 1577 г. К. В. м. находился в подчинении Киевскому митрополиту и управлялся назначаемыми светскими администраторами (напр., в 1587 - Захарием Философовичем). В 1588 г. в К. В. м. упоминается игум. Серапион, однако, поскольку он «не сидел» в обители, ею управляли митрополичьи урядники. 13 марта 1593 г., при игум. Каллисте, было составлено подробное описание всех владений и имущества (включая отобранные различными лицами). После провозглашения Брестской унии в окт. 1596 г. К. В. м. стал единственным из киевских и окрестных обителей, переведенных в унию. Но в тексте определений антиуниатского православного Собора в Бресте стоит подпись выдубицкого старца Никона (АрхЮЗР.

http://pravenc.ru/text/1684561.html

И. Кант предпочитал «религию в пределах только разума», что характерно для эпохи в целом . Гегель в работе «Жизнь Иисуса» абсолютизирует разум: «Чистый, не знающий пределов разум есть само божество. В соответствии с разумом упорядочен план мироздания, разум раскрывает перед человеком его назначение он никогда полностью не угасал» . В духе человека разумного Гегель интерпретирует пролог Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово и Слово было Бог (κα θες ν λγος)... В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1:1-5). Евангелист Иоанн выразил вечную тайну Триединого Бога – единства с Богом Отцом Его Логоса и иного Утешителя, Духа Святого, Который исходит от Отца (см. Ин. 15:26). Святитель Дионисий Александрийский толкует Евангелие именно так: «Бог есть источник всех благ, рекой же, из Него изливающейся, именуется Сын, потому что Слово есть излияние ума» . Об этом же богословствует и преподобный Иоанн Дамаскин: «У Слова же должен быть и Дух – ведь и наше слово не лишено дыхания» . Следовательно, в Ин. 1:15 звучит символическое богословие о Триединстве Божества: Божественный Ум, и от Него рождается Слово; Ум и от него исходит Дух (дыхание). У апостолов и их преемников нет речи о том, что так интересует Гегеля – о силе разума беспредельной, неугасимой, божественной, пантеистической. В Новое время деисты (Вольтер) воспринимают Бога как Высший разум, как Великого архитектора вселенной, который создал совершенный мир и не имеет нужды вмешиваться во внутримировую жизнь. Основное богословие отвечало на вызов деизма: через факт наличия зла ставило под сомнение совершенство мира и переходило к теме греха и спасения. Появились христианские ответы на более радикальные теории, атеистические, объявившие Христа мифом. Серьезные успехи в науке и технике, казалось, подтверждали ожидания человека разумного, предлагались программы самосовершенствования человека, их пытались реализовать без благодатной помощи. Люди думали достигнуть совершенства сами, тем более что «Бога нет» или «Бог самоустранился».

http://bogoslov.ru/article/6177457

Материальное мое положение тоже ужасно, т. к. четыре месяца не получаю содержания и имею на попечениии еще больного брата. Усердно прошу: помогите моему устроению в Астрахань. Душевно преданный богомолец Епископ Леонтий. Мой телефон 5-03-62. Л. 61–61 об. Рукопись. Автограф. См. подробнее о нем в статье: Мраморнов А.И. Леонтий (фон Вимпфен Владимир Федорович), еп. Енотаевский//Православная энциклопедия. М., 2015. Т. 40. С. 514–515. Начальник канцелярии обер-прокурора Ф. Виноградов был направлен в Саратов с ревизией в апреле 1917 г. по предложению обер-прокурора В. Н. Львова. В отчете о поездке в Саратовскую епархию он принял сторону епископа Палладия (Добронравова), конфликтовавшего с епископом Леонтием ( Рогозный П.Г. Церковная революция 1917 года (Высшее духовенство в борьбе за власть в епархиях после Февральской революции). СПб., 2008. С. 90. [iv] Предшественник епископа Леонтия по Петровской викарной кафедре (1912–1916) епископ Дионисий (Прозоровский, 1870–1937). [vi] Епископ Досифей (Протопопов, 1866–1942), с 1909 г. епископ Вольский, викарий Саратовской епархии, с августа 1917 г. епископ Саратовский и Царицынский. [vii] В 1915 г. Св. Синод переместил епископа Леонтия с Чебоксарского викариатства Казанской епархии на Ереванское викариатство Грузинского экзархата. [viii] Имеется в виду Сергий (Страгородский), на момент написания этих строк архиепископ Финляндский, единственный член дореволюционного Синода, оставшийся в новом составе высшего органа церковной власти. [x] Говядовский Харитон Федорович (1874–1938), после революции деятель украинского церковного движения, расстрелян. Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет.

http://bogoslov.ru/article/5929796

Можно привести пример, глядя на нашу молодежь. Юноша идет и учится в нескольких вузах. И когда возвращается домой, а родители ниже его по образованию, то стоит им заговорить о Церкви (мол, «так нас учит Церковь, так нам советуют духовники»), что говорит юноша? «Да ладно вам, мама, папа, бросьте, я же столько лет протирал штаны на институтской скамье, грыз гранит науки. Те несчастные, о которых вы говорите, были когда-то, но теперь их время прошло». Ты слышал, какой ответ? Дескать, он теперь знает все, он же учился столько лет. Да, учился, но чему научился? Научился тому, как следовать жизни мира сего преходящего. А владыкой мира сего является искуситель. Сам Спаситель, когда был искушаем, сказал: «Вот, идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего» (Ин. 14: 30). Видишь, человечество находится во власти сатаны. Поэтому сатане не позволено действовать во всю силу, потому что тогда он в злобе своей уничтожил бы все человечество. Но он проявляет терпение, а мы сами, все человечество, поклоняемся сатане. Человеку нравится современное управление миром, которое потакает всем хотениям человека, они поклоняются сатане и отдаляются от Бога, сами того не замечая. Поэтому кто извлечет из недостойного достойное, говорит Священное Писание, тот будет как уста Христовы (см.: Иер. 15: 19) . Но чтобы приобрести недостойного, нужно иметь много-много терпения и много кротости, чтобы убедить его искоренить из своего сердца и души страсти, которые его разрушают. – Отец Дионисий, как принимать бесчестие, если не можешь принять его как похвалу? – Э-хе-хе! Если мы умеем принимать бесчестие как похвалу – это значит, что мы духовные люди. Святые отцы говорят, что, если мы принимаем бесчестие как похвалу, мы приближены к Богу. Видишь? «Смирихся, и спасе мя» (Пс. 114: 5). Великие святые смирялись перед всеми. Некоторые настолько смирялись, что говорили: «Я хуже любого человека». Даже если видели, что кто-нибудь совершает прегрешение, они об этом не думали. Говорили: «Он совершил это прегрешение, но пред Богом он лучше меня, святее. Ведь ночью он вставал и кланялся Богу со смиренномыслием, и Бог простил его, а я, подумавший плохо, – он даже не сказал о нем ничего плохо, – а я, только если подумаю плохо, буду судим Богом».

http://pravoslavie.ru/159429.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010