Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Афонский старец Гавриил. Как полюбить врагов? Афонский старец Гавриил. Как полюбить врагов?     Перевод с греч. иером. Серафима (Захарова). Афонский старец Гавриил дает монахам Святой Горы простые советы об основах духовной жизни. Самое простое в духовной жизни понять труднее всего. Любовь к врагам - это, по словам прп. Силуана, критерий нашей веры. Это недостижимый ориентир, около которого толкутся тысячи монахов. Но достичь его удается немногим. Другие афонские старцы иначе указывали нам на пути достижения любви к врагам. Прежде всего, у человека не должно быть привязанностей. Тогда отношения к близким и дальним становятся ровными. Но не равнодушно ровными! А какими же? Добрыми! Когда челевек достигает того, что может с добром относится ко всем, и к ненавидящим его. Это подступы любви к врагам. Как говорил о. Кирилл (Павлов), сначала надо стяжать мир, а потом полюбить Бога. И наконец, придет любовь к врагам. Комментарии Всего комментариев: 9 2019/03/28, 17:47:43 Спаси Вас Господи!Очень ценные советы! Раба Божия Ольга 2018/02/04, 18:05:04 Спасибо Вам,большое! Ваш сайт приносит много пользы нам.Низкий Вам поклон и храни Вас Господь! Natali 2018/01/05, 11:00:46 " Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое... " . От меня ускользает Красота, А я к ней протягиваю руки. И только умоляю: ради Христа! Господи, помилуй всех нас И тех, кто одинок среди немногих... Раба Божия Валентина Раба Божия Валентина 2018/01/03, 09:08:18 Спаси Христос! 2018/01/03, 02:03:26 Спасибо огромное! За молитвенную поддержку и за духовный ориентир во имя спасения души! Да хранит Вас Господь Бог на многие лета! Виктория Т. Victoria 2018/01/02, 22:40:09 Большая Вам Благодарность отец Серафим и всем кто помогает Вам! Ваш сайт очень приносит и Ваши труды с Братией большую нам пользу духовную! Да хранит Вас Господь и всю Братию и всех нас Православных Христиан и всех кто еще не вернулся в Лоно Православной нашей церкви по всему Лицу Земли! 2018/01/02, 15:19:03 низкий Вам поклон и храни Вас Господь ! Спаси Господи за Ваши молитвы, которыми питается и укрепляется наша душа. наш мир! наталья 2018/01/02, 10:43:47 Спасибо за советы простые, но очень полезные в духовной жизни. 2018/01/01, 17:48:51 Спаси Господи! Добавить комментарий: Подписка на новости и обновления При копировании или цитировании текста и фотографий необходимо давать активную ссылку http://www.isihazm.ru (В связи с вопросами наших читателей оповещаем, что Монах Симеон Афонский ни в интернете, ни в каких сайтах участие не принимает. Он пребывает в затворе, не принимает посетителей, не имеет страниц в соц.сетях. С Богом!) Монастырь Дивеево

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=2796

Псалом 50 В конец. Псалом Давида, когда вошел к нему Нафан пророк После того, как он вошел к Вирсавии, жене Урия 622 . Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисть беззаконие мое. Многократно омой меня от беззакония моего и от греха моего очисть меня. Ибо беззаконие мое я сознаю и грех мой всегда предо мною. Тебе одному я согрешил и лукавое пред Тобою сотворил, так что Ты будешь праведен в приговорах 623 Твоих и победишь, когда Ты будешь судить. Ибо вот, я в беззакониях зачат, и во грехах родила 624 меня мать моя. Ты же истину возлюбил: неизвестное и тайное премудрости Твоей Ты явил мне. Окропишь 625 меня иссопом, и я очищусь, омоешь меня, и я сделаюсь белее снега. Слуху моему доставишь 626 радость и веселие: возрадуются кости смиренные 627 . Отврати лице Твое от грехов моих и все беззакония мои очисть. Сердце чистое создай во мне, Боже, и дух правый обнови 628 во внутренности моей. Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня. Возврати 629 мне радость спасения Твоего и Духом Владычественным утверди меня. Научу беззаконников путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся. Избавь меня от (пролития) кровей 630 , Боже, Боже спасения моего! Восхвалит 631 язык мой с радостию правду Твою. Господи! Открой уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою. Если бы Ты восхотел жертвы, я дал бы, (но) ко всесожжению Ты не благоволишь. Жертва Богу – дух сокрушенный, сердце сокрушенного и смиренного Бог не уничижит. Облагодетельствуй, Господи, по Твоему благоволению, Сион, и да построятся стены Иерусалимские. Тогда будешь благоволить к жертве правды 632 возношению и всесожжениям; тогда возложат на алтарь Твой тельцов 633 . 622 Об упоминаемом в надписании событии повествуется во 2Цар. 12 гл. Слав. жене Уриеве соответствует τν γυνακα Ορου – 21, 66, 69, 81, 99 и др. (до 50), Феодорит, компл., альд., Анфим; а в ват., син., text. recept. – нет. 624 Слав. роди соответствует γννηαε – 281; роман. peperit, а обычно по-Греч. κσσησεν – возжелала страстно, как Ева – запретного плода (Афан. Вел. и Феодорит), как беременные женщины иногда хотят особой пищи (κισσ); точнее с LXX: восхотела, понесла, т. е. момент, предшествующий зачатию. И по-евр. означает момент страсти зачатия ( Быт. 30:41; 31:10 ), чувственного полового влечения. Греховен этот момент, а не болезни деторождения. 626 Слав. слуху моему даси соответствует в Итале auditui meo dabis, а по-греч. κουτιες με (или μοι, или μου) – букв. возгласишь мне, заставишь слушать. 632 Угодной Тебе. Отцы Церкви видели здесь указание на новозаветную Жертву и таинство Евхаристии (Афан. Вел., Кир. Алекс., Феодорит, Зигабен). 633 Христианский литургийный Агнец, приносимый на христианских жертвенниках, служит исполнением этого пророчества Давида. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АГАФОН СКИТСКИЙ (V в.), прп. Египетский (пам. 2 марта, греч. 8 янв., копт. 11 сент., сир. 12 сент.). Многочисленные свидетельства его мудрости и добродетели приводятся в «Апофтегмата патрум». Из этого же источника известно, что у него был брат Авраам, подвизавшийся вместе с ним в Египетской пуст. А. С. был младшим современником святых Виссариона и Пимена († 350). Ок. 394 г., когда в пустыню явился св. Арсений Великий , А. С. уже имел учеников, двое из них известны по именам Александр и Зоил. А. С. отличался необыкновенным смирением и незлобием. Однажды монахи стали упрекать его во множестве грехов. А. С. кротко отвечал: «Да, это правда». Лишь когда его назвали еретиком, А. С. отверг это обвинение, объяснив, что признание себя грешником приносит пользу душе, побуждая к покаянию; быть же еретиком - значит отлучить себя от Бога. А. С. ко всем людям относился с необыкновенной любовью и добротой. Господь чудесным образом испытал и прославил человеколюбие А. С. Как-то раз святой шел на рынок продавать глиняные сосуды и встретил прокаженного, лежащего на дороге, к-рый попросил донести его до города и положить рядом с собой на рынке. А. С. исполнил эту просьбу. Через нек-рое время прокаженный потребовал купить ему пирог на деньги, вырученные за только что проданный сосуд. Так повторялось неск. раз, пока святой не продал все сосуды и прокаженный не попросил вернуть его на прежнее место. Когда святой исполнил и это, прокаженный сказал: «Благословен ты, Агафон, от Господа на небе и на земле!» - и после этого исчез. То был ангел, посланный для испытания святого. В копт. версии «Апофтегмата патрум» приводится рассказ о том, как А. С. долгое время жил в пещере с большим змеем, к-рому он запретил покидать это место. Время от времени А. С. и змей вместе выходили из пещеры и ели смоквы. Причем змей срывал плоды только со своей стороны смоковницы, к-рую старец разделил чертой на 2 части. В копт. синаксаре А. С. назван столпником, что не находит подтверждения в др. источниках. Ист.: Изречения египетских отцов. [Гл.] 22, 72-76, 139, 247, 262. С. 37, 48-49, 62, 91, 95; Достопамятные сказания. С. 28-34; Аверинцев. Антология. С. 203; Basset R. Synaxaire arabe-jacobite (version copte)//PO. T. 1. P. 265-268. Лит.: De Buck V. De sancto Agathone//ActaSS. Oct. T. 9. P. 896-908; AnBoll. 1896. T. 15. P. 494; 1898. T. 17. P. 70; DHGE. T. 1. Col. 915. М. В. Грацианский Рубрики: Ключевые слова: АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля) АЛОНИЙ (IV-V вв.), египетский подвижник (пам. 4 июня и в Соборе всех преподобных отцов, в подвиге просиявших) АНАСТАСИЙ СИНАИТ ( нач. VII в.- после 701), игум. мон-ря вмц. Екатерины на Синае, богослов и церк. деятель, прп. (пам. 20 апр. и в Соборе Синайских преподобных; пам. греч. 21 апр.)

http://pravenc.ru/text/63260.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАЛАНАССКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Валанасская икона Божией Матери. Кипр. XII в. Валанасская икона Божией Матери. Кипр. XII в. [греч. Παναγα το Βαλαν], чудотворная кипрская икона XII в.; принадлежит к типу Одигитрия Дексиократуса (Богородица с Младенцем на правой руке). Находится в ц. Богородицы Хрисоланитиссы (1676) в дер. Лания, в 25 км к северо-западу от Лимасола (Кипр). Празднование иконе совершается на Успение Богородицы (15 авг.) и в понедельник по Пасхе. Стиль древнейшей живописи В. и. и рельефные украшения фона и нимба Христа свидетельствуют, что она была написана в посл. четв. XII в., нек-рые детали (одеяние Младенца, узорочье на мафории Богоматери) относятся к поновлениям XV-XVI вв. (В 1992-1993 гг. В. и. была отреставрирована.) Образ назван по месту происхождения из визант. крепости Валанас, некогда существовавшей на вершине горы, расположенной к северо-востоку от Лании. На этом месте в 1780 г. жителями деревни был найден клад и в нем обнаружены В. и., 2 больших металлических дискоса и церковные облачения, расшитые драгоценными камнями. Возраст клада определен благодаря датировке одного из дискосов (XVI в., Германия). Предполагают, что он был привезен на Кипр в период венецианского господства и спрятан с др. реликвиями в 1571 г., когда остров был захвачен турками. Икона и церковная утварь были помещены в ц. Богородицы Хрисоланитиссы. Каждый год в день обретения (понедельник по Пасхе) В. и. с крестным ходом приносилась на место, где она была найдена, и совершалась Божественная литургия. Для этого на вершине горы Валанас был сооружен каменный престол, здесь периодически чудесным образом появлялся свет, то яркий, подобный звезде, то слабый, к-рый очевидцы сравнивали со светом лампады. Жители неоднократно пытались начать строительство часовни, но по разным причинам это не удавалось. В частности, сооружению часовни препятствовала англ. администрация острова, к-рая связывала свет на вершине горы с деятельностью партизан Национальной организации кипрских борцов (греч. ЭОКА). Часовня была воздвигнута в 1959 г. (отремонтирована в 1980). В 1987 г. во время сельскохозяйственных работ рядом с часовней был обнаружен фундамент древней церкви. Предполагают, что на этом месте в визант. период существовал большой и богатый мон-рь, для которого и была написана В. и. Чудеса от иконы стали происходить непосредственно после ее обретения и продолжаются до наст. времени. Икона прославилась по всему Кипру благодаря многочисленным исцелениям хромых, парализованных и безнадежно больных. На горе, над часовней, до сих пор наблюдают чудесное явление звезды. В Лании, куда стекается множество паломников, воздвигается большая ц. во имя Божией Матери Валанасской. Лит.: Sophocleous S. Icons of Cyprus 7th-20th cent. Nicosia, 1994. P. 81, 134; Χριστοφδης Σ. Η ιστορα και τα Θαματα της Παναγας του Βαλαν. Λμεσος, 2002. О. В. Лосева Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/153893.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Мефодий Патарский, Олимпийский, сщмч. - житие Мефодий Патарский, Олимпийский (ок. 310-312). Имя происходит от хорошо всем знакомого греч. слова “метод” и означает “методичный” — только не в худшем (неспособный выйти за пределы метода), а в лучшем смысле слова: способный правильно использовать метод, хитроумный человек. Св. Иероним считал, что Мефодий был сперва епископом города Олимп в Ликии, а затем Тира; греческая традиция утверждает, что он был епископом города Патары в Ликии. Впрочем, обстоятельства его жизни точно неизвестны, нет полной уверенности в том, что сообщение о его мученической кончине достоверно. Сохранились, однако, сочинения Мефодия, которые достаточно ярко рисуют образ автора: интеллектуал, прекрасной знавший Платона и использовавший в своих сочинения форму диалога, подобно великому философу. Мефодий активно участвовал в обсуждении вопросов, поднятых великим богословом Оригеном; он выступал против некоторых тезисов Оригена (к примеру, против учения о предсуществовании душ или о цикличности творения мира), но не мыслил себя без того стиля богословствования, который Ориген создал, любил, подобно Оригену, толковать Писание аллегорически. Более того, как и Ориген, Мефодий считал одной из основной духовной жизни девственность. Правда, если Ориген нарушил некоторую меру, оскопив самого себя, Мефодий меру соблюл. Он написал знаменитую книгу “Пир десяти дев” (написанную в форме шедевра Платона “Пир”), которая завершалась гимном Христу Жениху и Церкви — Невесте. Эта книга веками вдохновляла поэтов и мыслителей. Правда, в XIV столетии Бокаччо написал на неё пародию — более знаменитый в современном мире “Декамерон”. Бокаччо, однако, не был каким-то кощунником и развратником, он был — как и целые поколения гуманистов — своеобразным юродивым, отрицая не само по себе целомудрие, сколько целомудрие фальшивое, рабское, навязанное обществом, а не свободное целомудрие, приносимое Христу человеком. Соч.: Святой Мефодий, епископ и мученик, полное собрание его сочинений. Или: Полное собрание творений. Пер. с греч. под ред. проф. Е.Ловягина. Спб., 1877. Изд. 2-е, Спб., 1905; Слово в Неделю Ваий — “Христианское чтение”, 1887, II, с. 8 слл. Acta Sanctorum, сентябрь, т. 5; N.Bonwetsch. Methodius von Olympus. 1891; Butler, 18.9. Память 18 сентября, 20 июня/3 июля. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Мефодий Патарский, Олимпийский, сщмч. " .

http://pravicon.com/info-2943

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕЛЛИЙ [Эллий, Эллин, Гелен; греч. Ελλν, Ελλς; лат. Hellin] (2-я пол. IV в.), прп. Фиваидский (пам. 14 июля). В «Истории монахов» (на греч. языке) содержится наиболее раннее, возможно прижизненное, сказание о Е., услышанное 7 палестинскими монахами зимой 394/5 г., во время путешествия по Египту, от прп. Коприя (пам. 9 июля). Е. вступил в мон-рь в отроческом возрасте, впосл. жил в пустыне. Отличался воздержанием, был прозорлив и видел внутренние пороки и добродетели др. монахов. Особенно прославился даром чудотворения. Будучи молодым, неоднократно приносил горящие угли в своей одежде. Е. повиновались дикие животные; однажды он переправился на др. берег Нила на крокодиле, чтобы привезти священника для совершения воскресной литургии в мон-ре. В кон. IV - нач. V в. этот рассказ был переведен на лат. язык Руфином Аквилейским , а также вошел в состав «Лавсаика» Палладия, еп. Еленопольского. Созомен в «Церковной истории» (V в.) и повторяющие его Кассиодор (VI в.) и Никифор Каллист Ксанфопул (XIV в.) называют Е. в числе знаменитых егип. подвижников, упоминая чудо с горящими углями. Во 2-й пол. XII в. сказание о Е. из «Лавсаика» было включено под 14 июля в состав древнерус. нестишного Пролога, а затем в ВМЧ. Впосл. под этой датой РПЦ стала отмечать его память. В 1662 г. болландист Г. Хенскенс обнаружил в рукописи (Cod. 599) в б-ке Ж. О. де Ту в Париже между чтениями на 7 мая и 23 авг. начало Жития некоего отшельника Елена (Helenus). Хенскенс и вслед за ним нек-рые зап. исследователи отождествили героя повествования с неким исп. Елином (Helynus), о жизни к-рого не имеется достоверных сведений и перенесение мощей к-рого в г. Труа (Франция) отмечено в Галльском Мартирологе (XVII в.) под 5 мая. Однако фрагмент Жития дословно повторяет начало рассказа о Е. в переводе Руфина. Почитание отшельника Елена/Елина в Труа, по всей видимости, связано с местным почитанием св. Елены Афирской; перенесение ее мощей празднуется 4 мая, и эта дата также иногда указывается в качестве памяти Е. Ист.: BHL, N 3796; Hist. mon. Aeg. 12 (рус. пер.: История египетских монахов/Пер.: Н. А. Кулькова. М., 2001. C. 55-58); Palladius. Hist. Laus. 59//PG. 34. Col. 1159-1162; Rufin. Hist. mon. 11//PL. 21. Col. 429-432; Sozom. Hist. eccl. VI 28; Cassiod. Hist. eccl. tripart. VIII 1; Niceph. Callist. Hist. eccl. XI 34; ActaSS. Mai. T. 1. P. 531-532; ЖСв. Июль. С. 354-357. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 213; Т. 3. С. 271; Lucchesi G. Elleno//BiblSS. Vol. 4. Col. 1139; Aubert R. Hellenos//DHGE. Т. 23. Col. 923. С. А. Моисеева Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/189893.html

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Август Август («удостоенный почтения»). В 27 г. до Р.Х. рим. сенат присвоил родившемуся в 63 г. до Р.Х. Гаю Юлию Цезарю Октавиану почетный титул А. [греч. себастос, «его величество» ]. Титул А. был сохранен и за его преемниками, однако когда речь идет об А. без дальнейших уточнений, то подразумевается именно Октавиан. Супруги, матери, дочери и сестры императоров носили титул «Августа» (ф-ма ж. р. от Август) как выражение божеств. освящения. Октавиан А. был внучатым племянником Гая Юлия Цезаря, который усыновил его и в своем завещании назначил наследником. Из развернувшейся после смерти Цезаря борьбы за власть А. вышел победителем и стал повелителем всей империи – первым рим. императором (31 г. до Р.Х. – 14 г. по Р.Х.). Его родным отцом был Гай Октавий. Ожидание рождения спасителя мира, которое должно было знаменовать наступление новой, счастливой эры, предсказ. Вергилием в его четвертой эклоге («пастушеской поэме»), напис. ок. 40 г. до Р.Х., связывалось с молодым императором Октавианом, мировое господство которого обещало принести долгожданный мир; ему оказывались божеств. почести. Вергилий в «Энеиде» (6:791/2) признал исполнение своего пророчества: кесарь А. и есть Обетованный! В Лионе был освящен жертвенник рим. богам и А., в Риме сооружен алтарь августейшего мира, а в 8 г. до Р.Х. офиц. закрывается храм бога Януса, покровительствовавшего войне, – в рим. империи наступил мир. А. поддерживает хорошие отношения с иудеями. Он приказывает дважды в день приносить в храме жертвы за его счет и приветливо встречает Ирода. Тот стремится не отстать с введением офиц. культа императора, переименовывает г. Самарию в Себастию (такое название города является греч. соответствием титулу А.) и возводит там храм А. Другой храм в честь Рима и А. был построен в средиземноморском порту Кесарии (также названном в честь императора). Третий храм А. строится в Кесарии Филипповой, названной так позднее в честь Тиберия. В Иерусалимском храме отныне ежедневно приносилась жертва за кесаря, как ранее – за перс. царя ( 1Езд. 6:10 ). Таков фон, на котором звучит сообщение евангелиста Луки ( Лк. 2:1 ) о переписи населения, проводимой по приказу имп. А. для исчисления налогов. Это событие заставило Иосифа и Марию отправиться в Вифлеем, где в городе Своего предка Давида и родился Иисус. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Изъяснение псалма 130-го. «Песнь степеней». Пророческое слово научает смиренномудрию, представляет любителей онаго молящимися и неотступно просящими Бога. Пс.130:1 .   Господи! не надмевалось сердце мое и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое. «Господи не вознесеся сердце мое». Высота сердца вредит не только злочестивым, но и Святым. И история Паралипоменон о благочестивом царе Езекии показызает, что «смирися от высоты сердца своего» ( 2Пар. 32, 26 ). Посему и Господь священным ученикам Своим внушает, говоря: «всяк смиряяй себе вознесется, и возносяйся смирится» ( Лук. 18, 14 ). «Ниже вознесостеся очи мои». Горделивым свойственно поднимать брови, надувать щеки и всех презирать. А свободные от сея страсти, не как неведущему, открывают это Судие, но как ведущаго призывают во свидетельство. «Ниже ходих в великих». Симмах перевел: в величии, а Акила: в великолепии. «Ниже в дивных паче мене». А Симмах перевел: ниже в превышающем меня, то есть, знал я себе меру, и не предпринимал того, что превышает мое достоинство. Пс.130:2 .   Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди. «Аще не смиренномудрствовах, но вознесох душу мою, яко отдоенное на матерь свою, тако воздаси на душу мою». А Симмах перевел: если не приравнял и не уподобил я душу свою младенцу, отнятому от груди матери своей, пусть так душе моей будет воздано, то есть, если не боялся я Тебе подобно младенцу, только что отнятому от сосцев и боящемуся матери, если не был я Тебе покорен, но возымел превозносящийся ум, то прошу воздать мне за это. Пс.130:3 .   Да уповает Израиль на Господа отныне и вовек. «Да уповает Израиль на Господа отныне и до века». Пророческое слово показывает, для чего сделано упоминание о добрых делах. Ибо, не себя величая, изображает свою добродетель, но чтобы других побудить к ревности. Посему убеждают весь Израиль прибегнуть к тому же упованию, всегда иметь оное, и собирать приносимые оным плоды. Читать далее Источник: Блаженный Феодорит Кирский : [сочинения : пер. с греч.]. - М. : Изд. совет Рус. православ. церкви, 2003-. (Творения святых отцов и учителей церкви)./Т. 2: Изъяснение псалмов. - 2004. - 535 с. ISBN 5-94625-081-7 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Изъяснение псалма 132-го. «Песнь степеней». При Ровоаме колена разделились, и десять последовали за Иеровоамом, а два возлюбили Давидово царство. Но, по возвращении из Вавилона, и соединились снова, и возлюбили согласие, и одно имели правление, и общее совершали служение по закону. Сие-то и предвозвещает настоящий псалом. Пс.132:1 .   Как хорошо и как приятно жить братьям вместе! «Се что добро или что красно, но еже жити братии вкупе?» На самом деле дознали мы, говорит Пророк, что всего приятнее братское согласие. «Братиею» же называет колена; потому что соименные коленам родоначальники их были дети одного отца. Пс.132:2 .   Это – как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Ааронову, стекающий на края одежды его. «Яко миро на главе, сходящее на браду, браду Аароню». Первосвященнический елей составлялся из различных благовоний. Однако же ни одно из них само по себе не издавало такого благоухания, какое производило смешение и срастворение всех сих благоуханий. Сему-то елею справедливо уподобил Пророк братское согласие; потому что совокупление во едино многих добрых дел производит благоухание совершенной добродетели. «Сходящее на ометы одежды его». Дарование любви, говорит Пророк, уподобляется оному миру, которое изливалось на главу Ааронову, и не только сходило на браду, но и освещало часть одежды, покрывавшую грудь. " Ометом» 41 назвал Пророк, что мы называем нарамником. Это же Акила назвал устием одежды. Поэтому, как священное миро, с главы по браде стекавшее до одежды, иерея исполняло благоухания, так польза, происходящая от согласия, от начальства простирается и на подчиненных. Пс.132:3 .   Как роса Ермонская, сходящая на горы Сионские, ибо там заповедал Господь благословение и жизнь на веки. «Яко роса аермонская сходящая на горы сионския». Пророк переходит к другому подобию, показывая пользу согласия, и говорит, что уподобляется оно росе, приносимой с Аермона на Сион. Роса же сия такова, что с черепиц сливается каплями. " Аермон» есть гора, и гора палестинская, полезная земле израильской. «Яко тамо заповеда Господь благословение и живот до века», – не на Аермоне, а на Сионе, на священных Апостолов ниспослана животворящая роса Всесвятаго Духа, от которой все верующие приемлют вечное спасение. 41 Греческое слово " α, переведенное здесь словом: «омет», в книге Исхода (гл.22, 32) переведено словом: «ожерелье». Читать далее Источник: Блаженный Феодорит Кирский : [сочинения : пер. с греч.]. - М. : Изд. совет Рус. православ. церкви, 2003-. (Творения святых отцов и учителей церкви)./Т. 2: Изъяснение псалмов. - 2004. - 535 с. ISBN 5-94625-081-7 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАРАВАЛАНЫ Члены христ. братства в Александрии, занимавшиеся делами милосердия. Происхождение термина «параваланы» остается предметом дискуссий, поскольку в греч. источниках встречаются 2 его формы: παραβαλανες (банщики) и παραβολνοι (подвергающие себя опасности); к указанным словам соответственно восходят латинские parabalani и parabolani ( Schubart. 1954. Р. 100; Gregory. 1991). По всей видимости, 2-е именование лишь впосл. было усвоено П. как лицам, к-рые ухаживали за больными, совершали погребение умерших от болезней и т. о. рисковали жизнью (παραβλλεσθαι τν ζων). В источниках упоминаются лишь александрийские П., однако, возможно, подобные братства несли служение и в др. городах империи, в т. ч. в К-поле. П. происходили, как правило, из низших слоев населения. В лит-ре высказывалось предположение, согласно к-рому братство П. было организовано свт. Дионисием Великим , еп. Александрийским († 264/5), во время эпидемии чумы; впрочем, точные подтверждения этого предположения отсутствуют. Несмотря на то что П. не имели посвящения и не приносили монашеских обетов, они обладали церковными привилегиями. Кроме того, им было запрещено посещение театральных представлений и проч. публичных мероприятий. В дополнение к основным обязанностям П. служили епископам, в т. ч. в качестве телохранителей. Братство П. пополнялось новыми членами по решению епископов и архиепископов Александрийских, под фактическим контролем к-рых всегда находилось. Нередко П. становились активными участниками конфликтов, в них они неизменно поддерживали предстоятелей своей Церкви. Возможно, П. участвовали в убийстве философа Ипатии в 415 г. (см.: Socr. Schol. Hist. eccl. VII 15). Тот факт, что действия П. приводили к нарушениям общественного порядка, в т. ч. столкновениям, побудил имп. Феодосия II (408-450) издать 29 сент. 416 г. эдикт, в соответствии с к-рым П. должны были подчиняться августальному префекту Египта, а их число не могло превышать 500 чел. (CTh. XVI 2. 42). Впрочем, эдикт от 3 февр. 418 г. увеличил численность П. до 600 чел. (Ibid. 43). В 431 г. П. сопровождали свт. Кирилла , архиеп. Александрийского († 444), прибывшего в Эфес на Вселенский III Собор . В городе они совместно с александрийскими моряками участвовали в стычках с к-польскими сторонниками Нестория . Последнее упоминание о П. содержится в Кодексе Юстиниана , в состав которого вошел эдикт Феодосия от 418 г. (CJ. I 3. 18). Лит.: Philipsborn A. La compagnie d " ambulanciers «parabalani» d " Alexandrie//Byz. 1950. Vol. 20. P. 185-190; Schubart B. Parabalani//JEA. 1954. Vol. 40. P. 97-101; Gregory T. E. Parabalani//ODB. 1991. Vol. 3. P. 1582; Hahn J. Parabalani//RAC. 2015. Bd. 26. Sp. 924-932. Е. А. Заболотный Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2578961.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010