Устойчивость включения имени П. в святцы определило постоянство его изображения в рус. минеях, несмотря на редко встречающиеся отдельные иконные образы этого святого. Образ П. имеется, напр., на минейной иконе на нояб. из Иосифова Волоцкого мон-ря (1569, ГТГ), на иконе «Минея годовая» (нач. XIX в., УКМ), на мстёрской иконе на нояб. (1-я пол. XIX в., частное собрание) - в паре с прп. Варлаамом Хутынским, чья память приходится на тот же день; в гравированных святцах работы Г. П. Тепчегорского (1714, 1722, РГБ) и И. К. Любецкого (1730, РГБ). Лит.: Менолог. С. 325, 352; Евсеева. Афонская книга. С. 250; Возрожденные шедевры Рус. Севера. М., 1998. С. 64. Кат. 140; Ермакова, Хромов. Рус. гравюра. 2004. С. 39. Кат. 33.3; С. 50. Кат. 35.3. Э. В. Шевченко Рубрики: Ключевые слова: ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня) ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть I сер. IV в. - 407, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть II (сер. IV в. - 407), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.) ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации) ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) КИРИЛЛ (ок. 315 - 387), еп. Иерусалимский (348-387, с перерывами), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 18 марта) АРСЕНИЙ I (кон. XII в.- 1266), архиеп. Сербский (1233-1263/64), свт. (пам. 28 окт. в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей) ГРИГОРИЙ ПАЛАМА архиеп. Фессалоникийский, отец и учитель Церкви (ок. 1296 - 1357), свт. (пам. 14 нояб., переходящее празд. во 2-ю Неделю Великого поста)

http://pravenc.ru/text/2578509.html

учителем философии и префектом 551 ), с 1746 года учителем богословия и вице-ректором, а в 1748 году утвержден в должности ректора и возведен в сан архимандрита Авраамиевского монастыря. Должность ректора проходил он до 1778 года, но при этом с 1760 года освобожден был от обязанностей преподавателя 552 ). Русичевский Тит, иеромонах, из учителей инфимы Киевской Академии 553 ); в 1743–44 годах преподавал в Смоленске грамматику, в 1744–45 г. реторику 554 ). Русичевский несколько раз и словесно и письменно просил Смоленского преосвященного Гедеона уволить его, для поклонения мощам, в Киево-Печерскую Лавру; но преосвященный, вместо увольнения в Киев, желал с началом учебного года поручить ему преподавание философии. Русичевский же, за слабостью своего здоровья, взяться за преподавание философии не пожелал и решился самовольно оставить Смоленск. Св. Синод, узнав из донесения преосвященного Гедеона о таком поступке Тита Русичевского, определил произвести о нем расследование, а до окончания дела предписал ему Русичевскому жить в Московском Симоновом монастыре 555 ). Малаховский Геласий, иеродиакон, из Киевских воспитанников и учителей Троицкой семинарии; в 1745–46 г. преподавал пиитику 556 ). Соненко Зиновий Яфимович, монах; в 1744–45 г. учитель инфимы и аналогии, в 1745–46 г. грамматики и инфимы 557 ). Орловский Иаков, в 1744–45 г. учитель русской школы 558 ). Славинский Петр, диакон, в 1745–47 г.г. учитель аналогии. Навроцкий Феодор, в 1745–47 г. учитель русской школы 559 ). Богданович Климент, иеромонах, из учителей синтаксимы Киевской Академии 560 ), в 1747 г. был в Смоленске учителем философии 561 ). Зелескин или Зелескевич Исаия, иеродиакон, из Киевских воспитанников 562 ), в 1746–47 г. учитель пиитики 563 ). В 1765–67 г.г. он был архимандритом Троицкого Болдина монастыря 564 ). Рофудынский Иоанн; в 1746–47 г. учитель грамматики и инфимы. Рогозинский Иоасаф, иеромонах, в 1750–59 г.г. префект Смоленской семинарии 565 ), впоследствии игумен Болдина монастыря 566 ). Соколовский Кондрат, в монашестве Константин из учителей аналогии Киевской Академии, в 1749 году перешел в Смоленскую семинарию 567 ), где в 1755 году был учителем философии 568 ), а в 1760–63 годах – учителем богословия и префектом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Учитель. О чем же мы молимся в словах: «Святый, посети и исцели немощи наша»? Учен. ср. отд. О том, чтобы Бог посетил и исцелил наши немощи. Учитель. Что здесь называется немощами или, иначе сказать, болезнями? Если никто не скажет, учитель говорит: «Немощами называются наши грехи. Грехи для нашей души – что болезнь для тела, душа наша бывает как будто больна, когда мы грешим. Больной иногда не может подняться с постели и ничего сделать для себя, так и душа, когда мы грешим, как будто больная, ничего не может сделать доброго и угодного Богу. Что же теперь значит: «посети и исцели немощи наша»? Значит: «приди к нам на помощь и излечи болезни нашей души», т.е. грехи. Как к больному приходит врач и вылечивает его, так и Бога мы просим посетить нас, т.е. придти к нам и исцелить, т.е. вылечить от болезней нашей души, или от грехов. Далее мы говорим: «имене Твоего ради». Значит, мы просим Бога помиловать нас – потому ли, что мы достойны? Нет, не потому, – мы недостойны, чтобы Он пришел к нам; просим же этого ради имени Его, т.е. чтобы Он по одной милости Своей пришел к нам, так, чтобы мы могли за это прославлять Его. «Имене Твоего ради» поэтому значит: ради милости Твоей и славы Твоей. Окончив объяснение, учитель начинает просить повторить его по вопросам, вроде следующих: к кому мы обращаемся в этой молитве? просто ли к Богу? Если дети и при повторении будут затрудняться сказать: «Ко всей Пресвятой Троице», то учитель может спросить, дополняя сделанные объяснения: «Почему мы три раза обращаемся к Богу: Господи, Владыко, Святый?» Дети среднего отделения ответят, что мы обращаемся ко всем трем Лицам Пресвятой Троицы, а дети младшего отделения ответят, по крайней мере, на вопрос: к одному ли Лицу Пресвятой Троицы мы обращаемся или ко всем трем? Затем учитель спрашивает, о чем мы молимся в объясненной молитве. Если ученики младшего отделения не ответят на вопросы учителя, то он обращается к среднему, младшее же заставляет повторять, заботясь, впрочем, о том, чтобы не повторяли только на память, а для этого несколько видоизменяет вопрос, упрощая его.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

От имени председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации   митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Евгения собравшихся приветствовал руководитель аппарата этого отдела Вячеслав Серегин. Он зачитал приветственное письмо от председателя Синодального отдела. С докладами по результатам прошедших накануне секционных заседаний выступили духовник Вятской православной гимназии во имя преподобного Трифона Вятского (город Киров) протоиерей Сергий Гомаюнов и директор православной гимназии имени преподобного Сергия Радонежского (город Йошкар-Ола) протоиерей Евгений Сурков. Затем состоялось выступление эксперта педагогического конкурса «Серафимовский учитель», редактора сборника методических материалов Екатерины Решетовой на тему « " Серафимовский учитель " — миссионер Русского Севера (перспективы развития северных территорий как задача сохранения духовно-нравственной традиции)». Далее началась церемония награждения победителей конкурса «Серафимовский учитель». Награды вручил глава Нижегородской митрополии. Почетное звание «Серафимовский учитель» было присвоено победителю конкурса 2019-2020 года Светлане Недодаевой, учителю русского языка и литературы гимназии имени преподобного Сергия Радонежского при Троице-Сергиевом Варницком монастыре (г. Ростов Ярославской области). По итогам 2020-2021 года звание «Серафимовский учитель» было присуждено двоим номинантам: Елене Дорошенко — педагогу-организатору, преподавателю духовно-нравственных дисциплин, главному редактору журнала «Отблески» Липецкой православной гимназии имени преподобного Амвросия Оптинского; Марине Гужиченко — преподавателю русского языка, литературы и «Основ духовно-нравственной культуры народов России», руководителю Центра этнопедагогики и духовно-нравственного развития обучающихся при средней общеобразовательной школе г. Бежецка Тверской области. Лауреатами конкурса «Серафимовский учитель — 2020/2021» стали 30 участников. 122 человека получили поощрительную премию. Специальная премия присуждена 17 педагогам.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5847547...

Ответ. У змеи. «Жертва» – дар, приносимый Богу. В древнее время приносили в жертву Богу животных, а мы, например, можем приносить в церковь свечу или деньги и т.д. Начинается вторичное чтение. О значении всех читаемых слов учитель спрашивает сначала самих учеников, и только если они не знают, говорит сам. Вообще он старается дать возможность ученикам работать самостоятельно, при угадывании ли букв славянских, отличающихся от русских, в определении ли их отличительных особенностей, в объяснении ли смысла читаемых слов и т.д. Конспект примерного урока по славянской грамоте в среднем отделении Читается пославянски отрывок из Евангелия ( Мф. 3:1–6, 13–17 ). При чтении этого отрывка учитель ставит целью научить детей читать отрывок правильно и с пониманием. Так как не все дети среднего отделения знают Священную Историю Нового Завета, то учитель, чтобы подготовить их к чтению отрывка, сначала спрашивает детей, когда празднуется Крещение, и, получив ответ на этот вопрос, говорит вкратце о проповеди Иоанна Крестителя, о чем дети могут не знать, о том, что он пред крещением Иисуса Христа проповедовал в пустыне Иудейской, говоря: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное», что к нему приходили из всей Иудеи и Иерусалима и исповедовали грехи свои. Подготовив таким образом несколько к чтению отрывка, учитель заставляет детей читать. Сначала читают первые три строки до точки. Ошибки, зависящие от смешения букв, от неумения разобрать слово, неправильности в ударениях, тотчас исправляются. Когда сделана какая-либо ошибка, учитель тотчас или по прочтении нескольких слов (что более заставляет думать) останавливает чтеца и, обращая ко всему классу вопрос, где и какая сделана ошибка, заставляет кого-нибудь одного из поднявших руку исправить ее. Если дети среднего отделения еще не знают значения надстрочных знаков и титл, то учитель приступает к объяснению значения их, сначала ударения. Он спрашивает, что за знак стоит над словом «прииде». (Лучше, если бы ученик начал объяснение по поводу сделанной ошибки, – например, если бы ученик прочитал «прииде».) Некоторые отвечают, что это ударение.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Учитель спрашивает, на что похож купол, если посмотреть на него изнутри самого храма (он в виде круглого углубления, которое идет в потолок или крышу), показывает купол на картинке. Затем учитель говорит, что купол означает небо, почему иногда усеивается звездами. Глава означает то, что Глава Церкви есть Иисус Христос. Как в теле главная часть голова, и тело без головы не может жить, так и Церковь не может быть без Иисуса Христа. Спрашивает учитель детей, не видели ли они на храмах более одной главы, сколько именно и почему. Объясняет (заставляя догадываться самих учеников), что пять глав означают Иисуса Христа и четырех евангелистов, написавших Евангелия: Матфея, Марка, Луку, Иоанна, а тринадцать глав – Иисуса Христа и Его двенадцать апостолов. Крест на верху храма показывает, что наше спасение совершено чрез страдания Иисуса Христа на Кресте. Объясняет еще учитель, почему храмы строятся на восток: на востоке восходит солнце. А в Священном Писании называется Иисус Христос «Солнцем правды», «Востоком правды», также «светом», потому что учение Его для нас то же, что свет солнца для глаз: при свете мы можем все видеть, и видеть правильно; также и если будем знать учение Иисуса Христа, мы будем знать, как нам жить и спастись; поэтому, когда мы в храме на молитве обращаемся лицом на восток, то обращаемся к Самому Иисусу Христу. Сказав детям о наружном виде храма, учитель старается восстановить в их памяти последовательный ход объяснения. Он говорит: «Дети, мы говорили о том, какой бывает храм снаружи, на что он похож снаружи, что устраивается вверху храма, на какую сторону он обращен лицом. Теперь мы будем говорить о том, как устраивается храм внутри. Вы все, вероятно, знаете, на сколько частей делится храм и как они называются (спрашивает учеников и дополняет их ответы). Главных частей храма три: притвор, средняя часть и алтарь. Перед притвором в некоторых храмах устраивается еще паперть, вроде крыльца, где обыкновенно стоят нищие, сборщики и др. В притворах в древнее время стояли оглашенные, т.е. люди, которые еще не приняли Святого Крещения, а только готовились к нему. Стояли в притворах также кающиеся, т.е. люди, которые за тяжкие грехи были отлучены от Святого Причащения; они просили молитв у тех людей, которые входили в храм (сказав это, учитель может заставить повторить сказанное на вопрос: какие люди стояли в притворе?). В средней части храма стояли верующие, т.е. уверовавшие в Иисуса Христа и принявшие крещение. В средней части спереди, перед алтарем, устраивается возвышение, которое называется солеей, а в средине ее – амвон, особое возвышение, с которого диакон возглашает ектении, с которого говорят проповеди и т.д. Теперь амвон устраивается не выше, а наравне с солеей; иногда он выступает в виде полукруга в среднюю часть храма. С боков солеи устраиваются клиросы – места для певчих и для чтецов.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

А те лукавые, которые требуют знамений, не получают их потому, как сказал бы Он, что сколько ни являй им знамений и чудес, всё равно не поверят. Все чудеса будут по-своему толковать, объяснять естественными причинами. Напрасно являть им знамения и чудеса. Когда Он сказал эти слова, Он остановился, и отошли от Него фарисеи и саддукеи. Он и раньше говорил: «Оставьте их: они — слепые вожди слепых» (Мф. 15, 14). Он обличал их не раз, обличал жестоко. А теперь, когда вошел в лодку и с учениками переправился на другую сторону озера Тивериадского, Он сказал: «Смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской». Это надо было понять не только ученикам Христовым. Это относится и ко всем последующим христианам. И всех нас предостерегает Христос от закваски фарисейской и саддукейской. Чего же надо нам остерегаться? Закваска фарисейская и саддукейская была закваской гордости, самопревозношения, закваской самоправедности, любви к почестям и первенству. Христос говорил, что они: «Связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их; все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди» (Мф. 23, 4–5). А мы разве редко стараемся, чтобы люди видели дела наши? Разве не ищем всеми силами похвалы и прославления от людей? Постоянно ищем, и в этом наша закваска фарисейская и саддукейская. «Также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель! А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья» (Мф. 23, 6–8). А мы разве не любим почетные первые места? Разве не стремимся к славе людской совершенно так, как стремились книжники и фарисеи? Та же закваска фарисейского самопревозношения, самомнения и гордости и в нас. Они любили, чтобы люди звали их: «Учитель! Учитель!» «А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья», — сказал им Христос. Нас, архиереев и священников, поставил Христос учить народ, но надо ли сказать, что эти слова Христовы относятся и к нам, и нас никто не имеет права называть учителями? Нет, нет, потому что мы не от себя учим, учим не своему: нет у нас своего учения, учим только тому, чему учил Христос, учили святые апостолы. Мы только проповедники, передатчики слов Христа и апостолов вам — овцам стада Христова. Мы не учителя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=831...

Но при всем том рукописи из пещер показали, насколько глубока была и пропасть, отделявшая учение Кумрана от Евангелия. Если еще можно было одновременно считать себя христианином и фарисеем, то ессей, принявший Благовестие Христово, должен был коренным образом изменить взгляды, порвать со своим орденом и его устоями. Исследование кумранских свитков навело историков на след вождя или даже основателя секты. Имя его остается тайной; в текстах он фигурирует как Священник, Избранник, Взыскующий Торы, Единственный Учитель, а чаще всего как Учитель Праведности. Этот последний титул заимствован из Книги пророка Иоиля, который обещал, что в конце времен Бог пошлет Израилю Морэ хасэдек — Учителя Праведности, или Праведного Наставника (См. выше, гл. XIV). Почему Маккавейские книги молчат о нем — понять нетрудно. Учитель принадлежал к лагерю, враждебному авторам этих произведений, и они могли намеренно игнорировать его деятельность. Но в высшей степени странно, что об этом человеке ничего не говорят ни Филон, ни Иосиф, хорошо знакомые с ессеями и благожелательно к ним настроенные [ 20 ]. Ведь Учитель, бесспорно, был выдающейся личностью, и память о нем жила долго. Первые исследователи свитков Кумрана пытались доказать, что «евангельский Иисус есть двойник ессейского Наставника». Одни из них были готовы считать Учителя Праведности Самим Основателем христианства, другие же — Его прототипом [ 21 ]. Первая гипотеза отпала, когда выяснилось, что Учитель жил до прихода в Иудею римлян (63 г. до н. э.). Вторая — утверждала, будто кумранский Наставник был «распятым Мессией», или, как иногда выражались, «Христом до Христа». Однако дальнейшее изучение рукописей и новые открытия показали всю необоснованность этой теории. Последователи Учителя Праведности называли себя «сынами Садока». Некоторые историки видят в этом указание на имя самого реформатора, но скорее всего в данном случае речь шла о первосвященнике Садоке, потомки которого считались полномочными наследниками архиерейского трона. Не исключено, что Учитель принадлежал к этому роду; во всяком случае, он, как и все руководители ордена, происходил из духовенства. Его антагониста и соперника ессеи называли «нечестивым священником». По-видимому, это был кто-то из Хасмонеев.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Ученик. Чесо ради поем повечерие и на утрени два псалма: Величит душа моя Господа и Благословен Господь Бог Израилев? Учитель. Многия иныя в церкви Божи дневные похвалы суть разделяеми на 7 частей, еже есть в начала, во антифоны, во псалмы, во главы, во отвещание, во стихи, в собрания; те седмь частей знаменуют труды наши, еже в мире сем страждем, да того ради получим милость божию. Глава 8. Ученик. Чесо ради утреню поем на святую пасху в нощи? Учитель. Ради сих вещей, понеже егда всесилный Бог изволил люди своя извести из Египта, тогда им повеле, да заколют овча, и всякий человек овчею кровию да помажет вне дверей дому своего на празе; в тою же самую нощь посла тогда ангела с мечем, и у которого дому той крове овчей вне дому несть, избил перворождение человеки и скоты, а идеже явися кровь помазана, той дом ... остави; тако бе в ветхом завете уставлено быти пасхи, праздник избавления ради своего люди божии действовали нам овчатем воспомоминающе неизреченное к ним Божие милосердие. То овча старозаконные пасхи знаменует Господа нашего Иисуса Христа, распеншагося нас ради, и святою своею кровию помазавшаго души наши; в тое же саму нощь пасхи иудеом заповедано было, да не исходят из домов своих; в тое же нощь египетские первенцы побиени быша; то избиение знаменает, еже Господь наш Иисус Христос в ту нощь сокрушил ада и диавола низложи и люди своя из адовы неволи свободил, сего ради тако пишет великий учитель Герасим, да не имамы в тое нощь имети никакие скорби, но похвали Избавителя своего и радостно ликует, вопиюще весело: воистинну воскресе Христос, дарова нам живот и нетление. Глава 9. Ученик. Чесо ради на утрени пред чтением глаголем: Отче наш ? Учитель. Того ради, да воспоминаем слово, еже рече Господь во Евангели: не нарицайтеся учители, един бо есть учитель ваш Христос; сего ради аще кто во церкви людей учити, тогда без того веления никакоже дерзает. Глава 10. Ученик. Чесо ради колокола у церкви? Учитель. В Ветхом завете были трубы кованы, ихже ношаху пред киотом божиим иереи и во время службы божия трубяху, да слышат людие глас и собираются на хвалу божию; теми трубами низложишася стены Иерихона, якоже гласом труб тех одолен Иерихон поганский, то знаменует, еже учение евангельское одоле злочестие идолопоклонения, и поистинне ныне церковь божия имеет вместо тех труб колоколы, ихже гласами спящи в полунощи востают на хвалу Божию; того ради обыкоша глаголати колокольный звон: благовест, сиречь, благая весть.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Для большего напечатления сказанного о Промысле Божием в отношении к людям учитель предлагает детям вспомнить, как Бог заботился о евреях в пустыне (как посылал им хлеб с неба – манну, или давал мясо – птиц, или источал воду из камня), как заботился о пророке Илии, который пил воду из потока и питался мясом, какое носил ему ворон. – «Как же назвать Бога за то, что не только держит все Своею силою и властью, но и заботится о всем, может быть, слышали слово «промышляет " »? – Дети, забывшие название «Промыслитель», слыша последнее слово в вопросе учителя, вспоминают это название. Доведши таким образом детей до сознания, что в 1-м члене мы выражаем веру в Промысл Божий, когда Бога называем «Вседержителем», учитель заставляет еще детей объяснить, что разумеется «под небом», под «видимым и невидимым». Дети старшего и среднего отделений без труда это объясняют, а дети младшего отделения вспоминают данное уже им на уроках объяснение, что под «небом», созданным «в начале», нужно разуметь и ангелов, которых нельзя видеть человеку глазами. Конспект урока по изъяснению Богослужения в старшем отделении совместно со средним, данного на педагогических курсах в г. Житомире 11 июля 1911 года 27 Предмет урока – вступительные сведения о литургии и объяснение литургии оглашенных до малого входа включительно. Главным образом учитель занимается со старшим отделением, привлекая к участию в работе и среднее. Учитель начинает с вопроса, какие церковные службы детям известны. Дети пересчитывают почти все службы, частью сами, частью при помощи учителя (например, что читают пред обедней, за какой службой дети бывают в Пасху в 12 часов ночи, какая служба бывает всегда в полночь и т.д.). Затем учитель спрашивает, какая главная из всех служб, и, получив ответ, что самая главная – литургия, заставляет детей объяснить, почему она – главная. Дети старшего отделения говорят, что на литургии совершается таинство Святого Причащения Тела и Крови Христовых (детей среднего отделения учитель при этом спрашивает, за какой службой они причащаются) и потому литургия самая важная служба.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010