Так как некоторые дети ошибаются, то учитель спрашивает нескольких детей назвать Лица Пресвятой Троицы, сам называет и заставляет повторять за собою хором под такт. Спрашивает также, не в трех ли богов мы веруем, если веруем в Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святаго. Дети говорят, что мы веруем в одного Бога, а Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святый – это Лица Пресвятой Троицы, это – три Лица в Боге. Убедившись, таким образом, что дети усвоили краткие сведения о трех Лицах в Едином Боге, учитель спрашивает, не знают ли дети каких кратких молитв Пресвятой Троице, в которых назывались бы все три Лица Пресвятой Троицы. Дети некоторые вспоминают молитву «Во имя Отца и Сына», которую произносим мы, когда налагаем на себе крестное знамение (при этом учитель показывает, как это делается); а учитель заставляет детей среднего отделения объяснить слова «аминь» («истинно» то, что мы говорим) и «во имя» – «во славу». – («В чье же имя молимся мы, значит?» – спрашивает учитель затем детей среднего отделения.) Вспоминают дети также славословие «Слава Отцу и Сыну». Но, не имея времени останавливаться на этих кратких молитвах Пресвятой Троице, учитель переходит к более пространной молитве Пресвятой Троице и заставляет прочитать ее отчетливо, без ошибок одного из детей среднего отделения, а потом начинает читать молитву сам. Читает он два раза, отделяя каждое слово, чтобы дети имели возможность вслушаться в правильное произношение молитвы. Затем заставляет повторять детей хором, в такт, сначала пословно, потом по частям. Каждая часть повторяется два раза, а трудные и три раза. Когда начинается повторение по частям, учитель подсказывает детям уже только каждое слово части «Пресвятая... Господи... Владыко... Святый... имене...»), а потом и совсем ничего не подсказывает, давая только такт рукой. Когда таким образом дети вслушались в слова молитвы, учитель приступает к ее объяснению, привлекая и среднее отделение. «Пресвятая Троице, помилуй нас» – о чем здесь мы просим Пресвятую Троицу? Что значит «помилуй нас»? Когда преступник за худые дела попадает в тюрьму, а потом его простят, то говорят: его «помиловали».

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

А сам учитель переходит в это время к младшему отделению. Последнее прислушивалось к рассказу притчи старшим и средним отделениями (причем напоминалось детям младшего отделения, что скоро и им придется отвечать). Теперь учитель, показывая картину с изображением сеятеля детям младшего отделения, заставляет объяснить ее содержание по вопросам: что делает человек, который изображен на картине? куда падает семя? на какую землю? Ответ при неразвитости детей требуется дать только в самых общих чертах. Затем учитель продолжает с детьми младшего отделения беседу о молитве. Заставив детей вспомнить сказанное в начале урока, т.е. что пред уроком они молились Богу, учитель спрашивает, почему нужно было помолиться Богу, могли ли бы дети хорошо учиться, если бы не помолились? Значит, о чем же молились? Ответ: о том, чтобы Бог дал хорошо учиться. Учитель старается обогатить язык детей новым понятием о «помощи» Божией и спрашивает, как можно было бы сказать вместо «дал учиться». – Вот я, говорит он, не мог сам сдвинуть доску с места, мне помог другой учитель. И Богу-то нужно молиться пред началом урока зачем? – Дети, прислушавшись к слову «помог» в приведенном примере, говорят: «Мы молились пред уроком, чтобы Бог помог учиться хорошо». Этот вывод учитель закрепляет кратким рассказом о детстве преподобного Сергия, который не мог хорошо учиться, пока не помог ему Бог по молитве одного монаха. По картинке по вопросам учителя дети передают ее содержание (кто этот мальчик? где он находится? кто под деревом? что делает монах? что сказал святой Сергий монаху? что сделал монах после этого? как стал тогда учиться святой Сергий? почему стал хорошо учиться?). Так как учитель нарочно подчеркивает при рассказе сказанное о помощи Божией, то дети усвояют это понятие и говорят, что пред началом урока нужно молиться о том, чтобы Бог помог хорошо учиться. Рассказ по картинке несколько развязал язык детей, которые и самыми простыми словами не могли сначала пользоваться по недостаточному еще упражнению в речи и в необычной для них обстановке. Конспект урока по катехизису в старшем отделении совместно со средним, данного на педагогических курсах в г. Петрозаводске 12 июля 1908 года 21

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

По всем предметам, кроме Закона Божия, обучал детей учитель М, который, впрочем, более занимался с детьми, уже обученными бывшим учителем Д. Я. Поповым, а маленькие первогодки еле могли читать по складам к концу года, к тому же учитель на уроки хотя и являлся, но не всегда со свежей головой, так как денно-нощная карточная игра продолжалась иногда даже до урочнаго часа. В первое время по приезде в Гижигу я старался влиять на эту ненормальную жизнь учителя, вредную и для его здоровья, и для дела: старался увещать, вразумлять его, но он, не желая понять меня, оставался ко мне не только холоден, но даже груб и дерзок. На мои просьбы и предложения бросить пьянствовать и вообще вести более нормальную жизнь, учитель мне ответил, что и со мной последует то же, когда я поживу в Гижиге; впоследствии из рассказов супруги учителя я узнал, что он страдает пьянством очень давно и что ей, несчастной, обходится это тяжело и дорого. Учитель М. (он же псаломщик) в церкви на клиросе вел себя невозможно, непозволительно, даже более: кощунственно. В первый день Рождества Христова во время царского многолетия он учинил громкий в церкви смех, и, конечно, глядя на него, все учащиеся засмеялись. Он потом пытался всеми силами и неправдами оправдать свой дерзкий и кощунственный смех в церкви, но старожилы гижигинцы, хорошо зная учителя, после смеха его убедительно просили меня не брать его в их дома, когда я пойду с крестом. Учитель, всегда относясь к церкви небрежно, своим бесчинством всегда возмущал душевное настроение как меня – служащего, так и всех молящихся. Вместо литургии, например Василия Великого , которую я служу, учитель поет Златоустого, да еще с большей скоростью, чем нужно, так что большую часть литургии верных, когда я читал большие тайные молитвы, клирос молчал, а народ и я чувствовали себя крайне смущенно. И в этот раз учитель оправдывался тем, что нет в церкви нот и т. п. Весьма желательно было устроить для детей гижигинской школы экзамены, но так как учитель в это время вел себя крайне непозволительно и неблаговидно, то, несмотря на троекратное назначение экзаменов, их все же пришлось, к сожалению, отменить.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Читают далее и переводят стих 4й, точно так же слово за словом. Перевод этого стиха менее представляет затруднений для детей. Труднее для них связь предложений в стихе и самая мысль стиха. Чтобы облегчить детям понимание связи и мысли, учитель добавляет в первом предложении союз «как» («ибо как птица нашла»), во втором – «так» («так для меня алтари Твои, Господи»). С чем же, значит, пророк сравнивает жертвенник Господа? (Зачем это пророк говорит о птице, о горлице? Значит, ему так же приятно быть у жертвенника Господня, как кому?) Вместе с ответом на этот вопрос дети уясняют мысль 4го стиха и без труда могут передать его содержание. Читаются стихи 5-й и 6й. 5-й не затрудняет детей, в 6-м необходима помощь учителя. Чтобы дети перевели связно слова: «Блажен муж, емуже есть заступление его у Тебе», учитель сначала заставляет пересказать по-русски каждое слово в отдельности, потом спрашивает: «Какой муж здесь называется блаженным?» Ученики: Тот, которому есть помощь от Господа. Учитель объясняет далее, что «восхождение» значит восхождение на гору, на которой стоял храм. Выражение «в сердце своем положи» для детей может быть понятно, и они могут ответить, что эти слова значат: «подумать в сердце своем». Учитель спрашивает: «О чем же это подумал пророк? О каком восхождении?» Дети: О восхождении в храм Господень. После этого учитель заставляет стихи 5-й и 6-й перевести связно и сказать, о чем в них дети прочитали. (Кто называется здесь блаженным? Что положил в сердце своем, что захотел сделать такой человек?) Дети. Прочитали, что блажен человек, который живет, т.е. постоянно пребывает, в доме Господнем, которому бывает помощь от Бога. Он в сердце своем решил идти в храм Господень. Читаются стихи 7-й и 8й, переводятся. «Юдоль» – долина, «в плачевней» – долине плача, т.е., добавляет учитель, долине скорбей, бед, которые посетили пророка. Значит, говорит учитель, пророк идет где? Ответ: По долине плача. Учитель. Куда идет? Как далее сказано? Ответ. «В место, еже положи», – значит в храм Господень, куда пророк хотел идти.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Урок составляет продолжение данного 12 июля урока о таинстве Святого Причащения В начале урока учитель, имея в виду, с одной стороны, одну из существеннейших задач преподавания Закона Божия в школе, именно: теснее вводить детей в жизнь святой Церкви, с другой – желая сделать выводы, необходимые для самого урока, спрашивает детей, какое сегодня число и какого месяца, почему слышался сейчас звон в соседней архиерейской церкви. Один из детей старшего отделения говорит, что сегодня праздник в честь святого равноапостольного князя Владимира, но кто он был, дети не знали. Учитель кратко сообщает, что это был русский князь, при котором земля Русская в 988 году крестилась в Киеве на реке Днепре. Показывается картина крещения Руси, и дети говорят, кто на ней изображен; картину рассматривают дети всех отделений. Учитель старается кратко разъяснить важность этого события: ранее князь Владимир и русские люди поклонялись идолам, жили во грехах, а когда крестились, узнали истинного Бога Иисуса Христа, сам Владимир и многие русские сделались святыми. Чтобы дети младшего отделения приняли участие в работе, учитель спрашивает, крестились ли они, видели ли, как крестят детей (чтобы дети не смешивали крещения с крестным знамением), помнят ли, как их самих крестили. Чтобы перейти к предмету урока, в частности сначала подойти к определению таинства причащения, учитель спрашивает детей, не знают ли они, как назвать одним словом крещение, исповедь, причащение, соборование... Дети не знали, и учитель сообщает название: таинство. Подробно это название не уясняется (цель урока иная), но отчасти раскрывается. Тотчас название сближается с известным уже детям названием причащение Святых Таин. Чтобы слово таинство еще более уяснилось в сознании детей, учитель спрашивает, что сделалось со святым Владимиром, когда он крестился: кем он был (язычником, грешником), кем сделался после крещения (христианином, святым), – понятно ли для нас, как это сделалось? Ответ: нет, непонятно; учитель добавляет: таинственно.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Если в первой части беседы доминировал Дух, то в центре второй части оказывается Сын. Если в первой части Иисус говорил о том, что для вхождения в Царство Небесное необходимо рождение от воды и Духа, то во второй части он говорит о вере в Единородного Сына Божия как условии для того, чтобы человек имел жизнь вечную. Антонимом жизни вечной является не просто «смерть» (θνατος), но «погибель» (πλεια) – термин, употребляющийся в Новом Завете преимущественно в значении духовной гибели. Заслуживает внимания выражение истинно, истинно говорю тебе, трижды употребленное в рассматриваемой беседе. В греческом тексте всех четырех Евангелий слово «истинно» передается транслитерацией еврейского и арамейского слова «аминь» (евр., арам. ‘ mn, греч. μν), означающего «воистину так» 154 . Формулу «истинно говорю вам» (μν λγω μν) Иисус, согласно синоптическим Евангелиям, употреблял, когда хотел подчеркнуть какую-либо мысль: Его утверждения очень часто начинаются с этой формулы. В четвертом Евангелии регулярно употребляется формула с удвоенным «аминь»: «истинно, истинно говорю вам» (μν μν λγω μν). Удвоение с целью подчеркивания – характерный прием семитской речи. Возможно, Иоанн в передаче данной формулы ближе к ее оригинальному арамейскому звучанию, чем синоптики. Почему Иисус во второй части речи неожиданно употребляет первое лицо множественного числа? На этот вопрос толкователи 155 дают несколько ответов: 1) Иисус говорил о Себе и Своем Отце; 2) Иисус имел в виду Себя и Своих учеников, которые присутствовали при беседе; по крайней мере, при ней мог присутствовать автор четвертого Евангелия; 3) Иисус употребил так называемое «множественное величия» (pluralis majestatis) – грамматическую форму, употреблявшуюся лицами высокого ранга (царями, духовными лидерами, учителями); 4) Иисус употребил первое лицо множественного числа в ответ на аналогичную форму, употребленную Никодимом (мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога). Последняя интерпретация заслуживает внимания, поскольку термин «учитель», примененный Никодимом по отношению к Иисусу, Тот в Свою очередь применяет к Никодиму. Однако если в устах Никодима термин имеет уважительный оттенок, то в устах Иисуса он приобретает уничижительный смысл (ты – учитель Израилев, и этого ли не знаешь?).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В рамках пленарного заседания состоялись выступления докладчиков: «Библейские основания предметных областей школьного знания» сопредседателя правления Ассоциации православных гимназий ПФО, кандидата исторических наук протоиерея Сергия Гомаюнова; «Православная и светская педагогика: их общие и отличительные особенности» преподавателя катехизаторских курсов прихода церкви в честь иконы Пресвятой Богородицы «Умиление» Молитовского благочиния Нижегородской епархии, доктора педагогических наук, профессора Лилии Загрековой; «Актуальность концепции " Русского мира " для развития современного образования» преподавателя истории и политологии Клайпедской гимназии «Айтварас» (Литва), обладателя звания «Серафимовский учитель», доктора философских наук Андрея Фомина; «Православие как фактор национальной безопасности: патриотическая составляющая современной педагогики» профессора кафедры теории и истории государства и права Нижегородской академии МВД РФ, кандидата юридических наук, полковника полиции Александра Лушина; «Вклад участников педагогического конкурса " Серафимовский учитель " в обновление содержания образования» составителя сборника образовательных программ по материалам конкурса «Серафимовский учитель», кандидата психологических наук Екатерины Решетовой. После завершения пленарного заседания началась церемония награждения победителей конкурса «Серафимовский учитель». Награды вручил глава Нижегородской митрополии . Обладателями звания «Серафимовский учитель» стали Лилия Загрекова, Александр Лушин и преподаватель Вятской православной гимназии во имя преподобного Трифона Вятского города Кирова Светлана Котяхова. Лауреатами педагогической премии «Серафимовский учитель» стали 19 педагогов, поощрительную премию получил 71 человек. Обратившись к собравшимся со святительским словом, митрополит Георгий сказал: «Просветительская деятельность — одно из главных направлений работы Благотворительного фонда преподобного Серафима Саровского. Начиная работу в данной области, мы определяли и круг проблем, с которым столкнемся, и те результаты, которых хотим добиться. Это касается и образования, и воспитания, и формирования нравственных ценностей.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Одушевление и оживление богословской науки и изучения Библии в Московской Академии и Троицкой Семинарии под влиянием Митрополита Платона выразилось целым рядом трудов по библейской науке ученых представителей этих заведений, восполнивших ряд упомянутых нами предшественников их. Не все они, как и те, и не все, что издали, издали они в бытность свою на должности в Академии и Семинарии, а многое – впоследствии; но подготовлены были их труды по всей вероятности в Академии и Семинарии; а что здесь именно развился их вкус и любовь к таковым трудам, это можно считать несомненным. – Учитель, префект и ректор Московской Академии Архимандрит Амвросий (Подобедов) , впоследствии митрополит Петербургский, написал Руководство к изучению Св. Писания Ветхого и Нового Завета, изданное несколько после 20 .Учитель и префект Троицкой Семинарии, а потом Академии Иеромонах Амвросий (Серебреников), впоследствии Архиепископ Екатеринославский, написал Толкование на книгу пророка Иезекииля (ркп). Учитель и катехизатор Академии Ириней (Клементьевский) , впоследствие Архиепископ Псковский, написал и издал целый ряд комментариев: из Ветхого завета – на Псалмы (обширный, трехтомный), на книгу пророка Даниила, на двенадцать малых пророков; из Нового Завета – на послания к Римлянам и к Евреям. Учитель и ректор Троицкой Семинарии, а потом Академии, Архимандрит Аполлос (Байбаков), впоследствии Епископ Архангельский, написал и издал Толкования на послания Ап. Павла к Коринфянам (первое), Галатам, Ефесеям, Филипийцам, Колоссянам и первое к Солунянам. Учитель, префект и ректор Академии Архимандрит Афанасий (Иванов), впоследствии Архиепископ Екатеринославский, составил записки по классу чтения Св. Писания, где славянский перевод Библии поверялся и с греческим переводом, и с еврейским подлинником (остаются в ркп.). Ученик, учитель и ректор Академии Архимандрит Мефодий (Смирнов) , впоследствии Архиепископ Псковский, написал и издал Толкование на послание Ап. Павла к Римлянам (1794 г.). Учитель, префект и ректор Академии Архимандрит Августин (Виноградский) , впоследствии Архиепископ Московский, написал Толкование на Апостольские послания (ркп.). – Ряд толкований и толковников почтенный! Сюда же примыкают: Четвероевангелие или свод Евангельских повествований Х.А. Чеботарева, профессора Московского Университета, и Толкование на послание к Римлянам Московского священника Петра Семеновича Томилова. Издавались и краткие толкования отдельных мест Писания в роде изъяснения молитвы Господней Московского протоиерея Иоанна Кандорского (1806 г.) и др. 21

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/b...

Инспектор училища и учитель латинского языка в высшем отделении, священник Иван Федот. Грандицкий. Он был вместе с тем и настоятелем городской Христорождественской церкви. Человек даровитый и отличный знаток латинского языка и других преподаваемых им предметов; строгих нравственных правил; при характере, не отличавшемся мягкостью и снисходительностью, он, как инспектор, в страхе держал училище. Учитель греческого языка и соединенных с ним предметов в том же высшем отделении, священник Василий Никол. Спекторский. Он так же, как и Грандицкий, был приходским священником при Космо-Дамиановской церкви. Не знаю, в какой мере он сведущ был в преподаваемых им предметах, но в исполнении своей обязанности не всегда был исправен. Учитель латинского языка и некоторых других предметов в первом низшем отделении, священник Троицкой, при девичьем монастыре, церкви Матвей Ив. Шеметов. Отличался крайней добросовестностью в исполнении своих обязанностей необыкновенной кротостью характера. С ним я был в самых добрых, искренних отношениях, хотя он был много меня старше. Учитель греческого языка и других предметов в том же отделении, студент семинарии Гавр.Вас. Ястребов. По окончании курса в 1836 году пытался поступить в Московскую дух. академию волонтером, но не был принят. С живыми способностями и с горячим, но непостоянным, характером: мечтал о монашестве, но женился на дочери помянутой вдовы Аменицкой и впоследствии принял священнический сан после протоиерея. Учитель латинского языка во 2-м низшем отделении, студент Иван Гаврил. Покровский – наставник солидный и характера молчаливого. Учитель греческого языка и пр., кандидат Петербургской дух. академии Иван Гавр. Беляев. Не отличался перед прочими наставниками никакими особенными достоинствами. Учитель второго класса приходского училища, помянутый выше соборный священник Василий Степанович Харизоменов, отличавшийся добрым и кротким характером. Следует теперь сказать о моей общественной деятельности и семейной жизни. При соборе по штату положено: протоиерей и два священника, диакон и два псаломщика.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

– «Или ради милости Господа», добавляет учитель. Окончив объяснение, учитель спрашивает детей, кому же и о чем молимся мы в этой молитве Пресвятой Троице. Дети припоминают слова молитвы. «А почему мы три раза обращаемся к Господу («Господи», «Владыко», «Святый»)»? Дети отвечают: «Потому, что молимся мы здесь Пресвятой Троице». Учитель добивается, чтобы здесь, как и в других случаях, дети дали полный ответ. Оставляя дальнейшие повторения объяснений до следующего раза, учитель, чтобы не утомить детей напряженной умственною работою, переходит к старшему отделению, причем, впрочем, привлекает к работе среднее отделение и приглашает слушать младшее, к которому время от времени не перестает обращаться с вопросами. – «Вот, дети, обращается учитель к старшему отделению, мы объясняли молитву, в которой молимся о прощении грехов, – не читали ли и вы сейчас о прощении грехов в Евангелии?» Дети передают содержание 18 главы Евангелия от Матфея (с вопроса Петра «сколько раз прощать брату согрешающему?» рассказывают притчу о двух должниках). – «А когда мы получаем прощение грехов?» – «На исповеди». На этот вопрос обнаруживают готовность ответить и некоторые из детей младшего отделения, и учитель спрашивает их, все ли они были на исповеди, всем ли исполнилось уже семь лет, когда нужно идти на исповедь. – «Что же такое исповедь или как ее еще назвать?» – «Покаяние». – «Как назвать одним именем покаяние, крещение, причащение и т.д.?» – «Таинствами». – «Что такое таинство? что такое крещение, причащение, елеосвящение и т.д.?» – «Это священные действия». – «Да, а благословение (учитель обращается к младшему отделению, спрашивая, кто благословляет), каждение и другие священные действия – таинства ли это? Что в таинствах происходит тайного, таинственного, непонятного?» – «Сходит на нас благодать Святого Духа». – «Значит, таинство что такое?» Дети повторяют, что таинство – священное действие, чрез которое мы получаем благодать Святого Духа. – «Сколько всех таинств?» – Дети перечисляют семь таинств.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010