— А может хороший учитель дать слабину, например, накричать на ученика? — Да, я считаю, что учитель имеет право на гнев. И бывают ситуации, в которых он может и повысить голос. Но вот на ненависть учитель права не имеет. Как и священник. И осознав, что он был не прав по отношению к ученику, учитель всегда должен попросить у него прощения. И как дети радуются этому моменту установления мира! — То есть учитель по отношению к ребенку — во многом то же, что родитель? — Конечно. И в учителе, и в родителе ребенок должен быть абсолютно уверен. Он должен быть уверен, что его любят, его не подведут, что поймут, его защитят даже тогда, когда он будет стопроцентно не прав. — А есть какой-то минимум, ниже которого не должен опускаться уровень знаний учителя? — Думаю, что не столь важно количественно много знать. Ведь сегодня с информацией благодаря интернету нет проблем, и любой ученик имеет самостоятельный доступ к ней. Учителю важнее дать систему в знаниях, а еще — твердое представление об определенной иерархии ценностей. Настоящий учитель должен доносить до детей важную мысль, что, кроме материального уровня бытия, есть еще душевный и духовный. — Но если учитель — убежденный атеист? Если он не верит ни в душу, ни в дух? Может ли он тогда быть тем самым настоящим учителем, о котором мы говорим? — Думаю, может. Настоящих атеистов вообще-то совсем немного. Я часто встречаю людей, которые заявляют о себе как о неверующих, но потом выясняется, что они все равно признают наличие какого-то Абсолюта. Просто они не знакомы с церковной традицией и не называют это Богом. Но, в любом случае, у них в душе есть некая сакральная точка отсчета, и поэтому с ними можно вести диалог. Любой учитель, преподающий культуру и желающий всерьез и честно говорить с учениками, вынужден задумываться о духовных вопросах. — Но ведь задумываться — это одно, а прийти в Церковь — совсем другое. — Конечно. И не все из тех, кто задумывается, воцерковляются. Но я, например, и не ставлю такой цели в своих лекциях для учителей — обратить всех в православие. Все-таки это дело Божиего промысла в своей основе. Не исключаю, что тот человек, который вчера спорил со мной и называл себя атеистом, завтра пойдет в храм, а я об этом даже не узнаю. Каждый имеет шанс измениться.

http://old.aquaviva.ru/archive/2010/9/78...

В рус. сводном иконописном подлиннике XVIII в. по списку С. Т. Большакова память Е. отсутствует, в подлиннике того же времени по списку Г. Д. Филимонова указана под 21 февр. и святой описан как старец: «…подобием рус, брада аки Тихона чудотворца (епископа Амафунтского.- Э. Ш.), власы с ушей, ризы святительския, в руках Евангелие» ( Филимонов. Иконописный подлинник. 1874. С. 276). Лит.: Менолог. С. 313, 339, 372; Евсеева. Афонская книга. С. 308; Бенчев И. Иконы святых покровителей. М., 2007. С. 6-7, 68-69. Э. В. Ш. Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть I сер. IV в. - 407, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня) ЕПИФАНИЙ КИПРСКИЙ (ок. 315 - 403), еп. г. Констанции, отец и учитель Церкви, богослов-полемист, ересеолог, свт. (пам. 12 мая) ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть II (сер. IV в. - 407), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.) ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации) ГРИГОРИЙ ПАЛАМА архиеп. Фессалоникийский, отец и учитель Церкви (ок. 1296 - 1357), свт. (пам. 14 нояб., переходящее празд. во 2-ю Неделю Великого поста) КИРИЛЛ (ок. 315 - 387), еп. Иерусалимский (348-387, с перерывами), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 18 марта) АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви АФАНАСИЙ I (1235 - 1315), свт. (пам. 24 окт. и в Соборе Афонских преподобных, пам. греч. 28 окт.), Патриарх К-польский (1289 - 1293)

http://pravenc.ru/text/187408.html

Стефан Иоаннович Остроумов (1861 г.р.), сын священника Рязанской епархии. Окончил Рязанскую духовную семинарию (1881), Московскую духовную академию (1885). С сентября 1885 г. определен преподавателем латинского языка в Вологодскую семинарию. В 1886 г. уволился от преподавательской должности и служил священником в с. Николаевская Тума Касимовского уезда Рязанской губернии. В 1887 году – магистр богословия. С 1898 года – благочинный. Депутат IV Государственной Думы от националистов. Несколько раз был арестован. Последний раз 15 февраля 1930 г. Приговор: 10 лет высылки в Северный край. Публицист, автор многих статей в периодических изданиях. См. Остроумов Стефан Иоаннович//И.В. Добролюбов, С.Д. Яхонтов. Библиографический словарь писателей, ученых и художников, уроженцев (преимущественно) Рязанской губернии. Рязань, 1910. С. 172; Книга памяти Рязанской области ( http://lists.memo.ru/d25/f271.htm#n189 ). Виктор Петрович Романов (ок. 1876 г.р.) – сын дьякона Курской епархии, окончил Курскую духовную семинарию (1897), Московскую духовную академию (1901), по окончании академии – надзиратель Харьковской духовной семинарии, с 19.09.1902 учитель латинского языка в Починковском духовном училище, с 16.08.1904 учитель русского языка Старооскольского духовного училища, с 08.10.1907 учитель церковнославянского языка Екатеринодарского духовного училища, учитель Новороссийской мужской гимназии, с 04.08.1914 помощник смотрителя Суздальского духовного училища, с 01.05.1916 учитель Владимирского епархиального женского училища, с 20.10.1916 преподаватель латинского языка Вологодской духовной семинарии. ЦВ. 1902. 47. С. 365; ЦВ. 1904. 33. С. 373; ЦВ. 1907. 48. С. 416; ЦВ. 1914. 37. С. 436; ЦВ. 1916. 52. С. 455. Нижегородские епархиальные ведомости. 1903. 24. С. 28; Владимирские епархиальные ведомости. 1916. 20-21. С. 358. Павел Николаевич Спасский (ок. 1866) – сын священника Сеньговской Спасо-Преображенской церкви. Окончил Вологодскую духовную семинарию (1885), с 05.08.1885 псаломщик Вологодской градской Благовещенской церкви, с 20.10.1885 диакон, с 26.12.1888 священник Устюжской Варлаамовской церкви. С 02.12.1886 по 08.12.1888 учитель пения в Вологодской семинарии; Учитель пения Великоустюжского епархиального женского училища. См. Спасский Павел Николаевич//Православные приходы и монастыри Севера http://parishes.mrezha.ru/clergyL.php?id=3057 ; Памятные книжки Вологодской губернии; Клировая ведомость Варлаамо-Хутынской градской церкви Великого Устюга//ГАВО. Ф. 496. Оп. 4. Д. 318. Л. 223-225 (сведения О.Н. Ивановой).

http://bogoslov.ru/article/6177625

Учитель дополняет сказанное указанием на то, что остальные службы только «подготовительные» к литургии. Выясняя это название, учитель спрашивает детей, пошли ли бы они в гости, не умывши лицо, руки, не причесавши волосы, не почистивши загрязненную одежду и т.д., – что нужно сделать сначала? Дети отвечают, что сначала нужно вообще подготовиться. – «Не тем ли более нужно подготовиться к литургии? И вот для этого подготовительные службы». «А вспомните, как вы подготовляетесь к литургии, когда причащаетесь, прямо ли к обедне приходите?» Учитель нарочно спрашивает это, чтобы выяснить, как худо следовать укоренившемуся в Малороссии обычаю приходить к Святому Причащению во время уже литургии и иногда почти прямо во время самого причащения. Дети говорят, что нужно выстоять накануне все службы, чтобы подготовиться к Святому Причащению. – «Да только ли в этот день?» – «Нет, в течение недели». Выяснив значение литургии среди всего круга служб церковных, учитель спрашивает детей, зачем мы совершаем литургию. Так как дети затрудняются сразу ответить на этот вопрос, учитель предлагает им вспомнить, что сказал Господь о совершении таинства причащения на Тайной вечери. Для большей наглядности детям среднего отделения показывается и картина Тайной вечери. Дети говорят, что Господь велел творить таинство Святого Причащения «в Его воспоминание». – «В воспоминание чего же особенно?» – Дети говорят, что в воспоминание страданий и смерти. – «Но только ли?» – Дети отвечают, что и в воспоминание рождения Иисуса Христа, явления Его в мир, торжественного входа в Иерусалим (детям среднего отделения предлагается вспомнить, когда бывает этот вход, что выносится из алтаря), воскресения и вознесения на небо (учитель спрашивает, когда именно что вспоминается). – «Как же сказать одним словом, что вспоминается?» – «Вся земная жизнь Господа Иисуса Христа», говорят дети при помощи учителя. Далее учитель переходит к объяснению названий: «литургия», «обедня». Оказывается, что дети не слышали еще, что литургия означает «общественное служение».

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Patrology. 1986. Vol. 4. P. 127-130; Jeanes G. P. The Paschal and Baptismal Sermons of Zeno of Verona: Thesis. Oxf., 1989; idem, ed. The Day has Come!: Easter and Baptism in Zeno of Verona/Ed., compl. G. P. Jeance. Collegeville (Minn.), 1995; Solignac A. Les lectures de la vigile et du jour de Pâques à Vérone au temps de Zenon//REAug. 1999. Vol. 45. N 2. P. 261-275; Dirani F. Il «Sermone dello Zodiaco» di Zeno di Verona (I. 38). «Astrologia Praedicabilis» ed inculturazione//Angelicum. R., 2006. Vol. 83. N 3. P. 533-556. А. Р. Фокин Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации) ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть I сер. IV в. - 407, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня) ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть II (сер. IV в. - 407), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.) ЛЕВ I ВЕЛИКИЙ (кон. IV в. - 461), папа Римский (440-461), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 18 февр.; пам. зап. 11 апр. и 10 нояб.) ИРИНЕЙ († кон. II в.), еп. Лионский (Лугдунский), раннехристианский богослов, полемист, отец Церкви, сщмч. (пам. 23 авг.; пам. зап. 28 июня) КИПРИАН (ок. 200-210 - 14.09.258), еп. Карфагенский, выдающийся деятель и учитель древней Церкви, сщмч. (пам. 31 авг.; пам. католич. 14 и 16 сент.; пам. лютеран. 14 и 16 сент.; пам. англикан. 15 сент.) ЕПИФАНИЙ КИПРСКИЙ (ок. 315 - 403), еп. г. Констанции, отец и учитель Церкви, богослов-полемист, ересеолог, свт. (пам. 12 мая) ГРИГОРИЙ († после 392), еп. Эльвирский, или Иллибеританский (а также Бетикийский, Гранадский, Испанский), лат. богослов и экзегет, свт. (пам. зап. 24 апр.) ГУБЕРТ (ок. 655 - 30.05.727), свт. (пам. зап. 3 нояб.), еп. Моза-Траекта (совр. Маастрихт, Нидерланды); местночтимый святой Брюссельско-Бельгийской епархии РПЦ

http://pravenc.ru/text/199839.html

В 150–140-е гг. до Р.Х. Учитель Праведности был арестован. На суде, кроме представителей власти, обвинителями выступили и фарисеи, поскольку ессеи укоряли их в недостаточном «фарисеизме». Учитель был отправлен в ссылку, где в скором времени подвергся смертельной опасности. В день очищения, когда кумраниты пребывали в покое, дом общины подвергся нападению «нечестивого священника», который пришел «поглотить их», чтобы помешать им «в день поста, субботы их покоя». Не меньше проблем доставил Учителю Праведности некий «человек лжи» (вероятно, из среды кумра-нитов), который расколол общину и возглавил отколовшуюся часть ессеев. Вот как описывается это событие в гимнах, составленных Учителем: «Люди моего [сове]та противятся и ропщут вокруг. И тайну, что Ты скрыл во мне, выведывают ради сынов порчи ». Затем Учитель Праведности с верными ему сектантами удалился в Кумран, после чего это место и стало центром ессейского движения. Свою жизнь лидер кумранской общины окончил в период правления Симона Маккавея (143–134 до Р.Х.). Он был распят за мессианские претензии, а также за призыв к перестройке, обновлению Храма, культа и священства. Смертный приговор был вынесен Великим синедрионом, в основном состоящим из саддукеев. Согласно кумранским свиткам, гробница Учителя находилась вблизи от южного угла портика Храма. Личность Учителя Праведности была настолько почитаема в среде ессеев, что они верили во второе его пришествие. Учитель был не просто лидером: несомненно, он пользовался почестями пророка, что видно из кумранских документов. «Бог поведал все тайны слов Его пророков-рабов», на Учителя Праведности Бог «возложил Свой Святый Дух». Сам Учитель Праведности составил большинство кумранских текстов, внушительная часть из которых является толкованием на Священное Писание. Признание его как пророка было обязательным для всех членов секты, ибо идеология общины строилась на основе откровений Учителя Праведности. Кроме пророческого служения, Учитель усвоил себе функции «Вразумляющего», «Обучающего». В гимнах Учитель именует себя «Передающим знание», «Истолкователем знания», которому Бог открыл чудесные тайны.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Не все они, как и те, и не все, что издали, издали они в бытность свою на должности в Академии и Семинарии, а многое в последствии; но подготовлены были их труды по всей вероятности в Академии и Семинарии; а что здесь именно развился их вкус и любовь к таковым трудам, это можно считать несомненным. – Учитель, префект и ректор Московской Академии Архимандрит Амвросий (Подобедов) , в последствии митрополит Петербургский, написал Руководство к изучению Св. Писания Ветхого и Нового Завета, изданное несколько после 12 . Учитель и префект Троицкой Семинарии, а потом Академии Иеромонах Амвросий (Серебреников), в последствии Архиепископ Екатеринославский, написал Толкование на книгу пророка Иезекииля (ркп.). Учитель и катехизатор Академии Ириней (Клементьевский) , впоследствии Архиепископ Псковский, написал и издал целый ряд комментариев: из В. Завета – на Псалмы (обширный, трехтомный), на книгу Пророка Даниила, на двенадцать малых Пророков; из Н. Завета – на послания к Римлянам и к Евреям. Учитель и ректор Троицкой Семинарии, а потом Академии, Архимандрит Аполлос (Байбаков), в последствии Епископ Архангельский, написал и издал Толкования на послания Ап. Павла к Коринфянам (первое), Галатам, Ефесеям, Филиппийцам, Колоссянам и первое к Солунянам. Учитель, префект и ректор Академии Архимандрит Афанасий (Иванов), в последствии Архиепископ Екатеринославский, составил записки по классу чтения Св. Писания, где славянский перевод Библии поверялся и с греческим переводом и с еврейским подлинником (остаются в ркп.). Ученик, учитель и ректор Академии Архимандрит Мефодий (Смирнов) , в последствии Архиепископ Псковский, написал и издал Толкование на послание Ап. Павла к Римлянам (1794г.). Учитель, префект и ректор Академии Архимандрит Августин (Виноградский) , впоследствии Архиепископ Московский, написал толкования на Апостольские послания (ркп.) – Ряд толкований и толковников почтенный! Сюда же примыкают: Четвероевангелие или свод Евангельских повествований X. А. Чеботарева, профессора Московского Университета, и Толкование на послание к Римлянам Московского священника Петра Семеновича Томилова: Издавались и краткие толкования отдельных мест Писания в роде изъяснения молитвы Господней Московского Протоиерея Иоанна Кандорского (1806г.) и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/s...

Почтенные и любезные учителя и учительницы! Я рад видеть вас здесь, в скиту монастырском. Вы пришли сюда в качестве паломников, пешие. Сегодня день отдыха от ваших ежедневных напряженных занятий, но вы обратили его в день труда – или, вернее, отдых соединили с трудом. Школьный учитель ведь по преимуществу труженик, подобно земледельцу. Он трудится осенью, трудится зимой, трудится весной, трудится с утра до ночи. Только летом ему дается отдых, едва достаточный для восстановления затраченных сил. Велик труд школьного учителя. Но велика и честь его, несмотря на неблестящее его внешнее положение. Им дорожит общество, им дорожит государство, его благословляет Церковь . В труде его – великая сила. В борьбе за преобладание отдельных частей общества, сословий партий победа склоняется в ту сторону, где стоит школьный учитель. Кто-то когда-то сказал: чья школа, того и политика. А один государственный муж после одержанной победы в международной войне сказал: «Эту победу одержал школьный учитель». За школу стоит Церковь , ибо учительство – ее неотъемлемая принадлежность. В чем же заключается сила школы? – В воспитании молодого поколения. Школа воспитывает добрых чад Церкви; она приготовляет верных слуг царя; школа готовит полезных и честных деятелей для всякого рода службы общественной, государственной. В руках школьного учителя будущее общество, будущее государство. Семья, общество и государство будут иметь то или другое направление смотря по тому, какое воспитание дает школа своим питомцам – этим будущим гражданам, будущим правителям, будущим воинам, судьям, ремесленникам. Школьный учитель сделал один народ безбожным, безнравственным, слабым, ничтожным. В другой стране школьный учитель воспитал патриотов, героев войны, честных граждан, почтительных детей и тем поднял эту страну на высоту силы и величия. Учитель церковной школы, купно с пастырем Церкви, есть сеятель благочестия, насадитель добрых нравов, искоренитель пороков, пьянства, разврата и т. п. Оба они, учитель и священник, составляют сильнейшее оружие в руках Церкви в борьбе с силами ада, со служителями крамолы, с распространителями безбожия и развращения.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Глава 14. Ученик. Почто не поем литоргии в великий пяток? Учитель. В том образуем великую скорбь, еже то грех ради наших случися, еже сам Бог в той день умертвися и в той день не благословляет презвитер приношения, того ради в той самый день Господь наш Иисус Христос пожре сам себе; в той день не молимся даже до девятаго часа, сие образует, еже святии апостоли не смеяху ко кресту Христову приити даже до девятаго часа; но егда успе единородный Сын Божий плотию, тогда врази Его от креста прочь отъидоша, ученицы же, Иосиф Аримафеи и Никодим, первее всех приидоша. Глава 15. Ученик. Что прообразует крест святый? Учитель. Четыре роги крестныя образует веру, иже нань зряще истинную веру исполним добрыми делы; по иному же, крест святый образует еже два рога верхни небо, а нижнии землею облистают, два же роги образуют, на нихже Спасителевы руце пригвоздишася, еже Он всесилный Бог всю вселенную и яже на ней вся своею областию объемлет. Глава 16. Ученик. Что знаменует, еже Христос на кресте пити просил? Учитель. Сие то знаменует, якоже Ему жиды с хотением принесоша пити мемирмисмено 668 вино, и вкуш не хотяше пити, тогда за неверие их весьма их от себе отверже. Ученик. Что знаменует, еже мы в той день ко всякой молитве не преклоняем колени? Учитель. То мы воспоминаем жидовское безверие, еже они ругалися Спасителю, биюще, колени пред ним преклоняюще. Глава 17. Ученик. Повеждь ми о великой святой субботе. Учитель. В той день пение творим во образ радости, поминающе неложное слово Иисуса Христа, еже рече, подобает Ему пропятому быти, но в трети день воскреснет. И чтенья бывают тогда от ветхаго завета; сие образует, еже ветхий завет конец прият, прииде истина Иисус Христос. Ученик. Наш Иисус Христос крещения восприя в пяток; потреба ли нам в той же бы день начинати креститися? Учитель. Христос не требуя крещение, но нам образ дав, да мы во имя Его крещаемся и приимем оставление грехов. Глава 18. Ученик. Что ради мы крещаемся в воде? Учитель. Крещение знаменует Господа нашего Иисуса Христа, того ради погружают человека в крестинницу, да он умрет миру; и паки от воды человека вземлют, да он с Господем нашим Иисусом Христом паки востанет.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Заборский Иван, ученик, 130. Зернов Александр, ученик, сторож. 32, 122. Иванов Диомид, священник. 135. Иванов Михаил, церковник. 120. Изографов Андрей, см. Арсений, игумен, Ириней, иеромонах, казначей. 53, 54. Иероним, епископ Владимирский. 19. Иоасаф (в миру Иван Карпинский), иеродиакон, учитель. 33, 52, 55, 50, 57, 59, 80–85, 95. Иосиф (Быков), архимандрит, ректор. 26, 41–45, 78,90. Иустин (Илляшевич), иеромонах, учитель. 5, 6, 7, 27, 101. Кандауров Алексей, ученик. 136. Карпинский Иван, см. иеродиакон Иоасаф. Ключарев Гавриил, ученик. 120–28. Кованцев Иван, ученик. 99. Козлов Яков, ученик. 136. Корепов Алексей, кузнец. 54. Коровницкий Андрей, учитель пения. 99. Крылов Иван, ученик. 130. Кузнецов Пётр, ученик. 136. Лавров Иван, ученик. 60. Лебедев Иван, учитель. 90–91. Лебедев Пётр (в монашестве Платон), префект. 064, 75, 76–77, 91, 98. Левашов Алексей, ученик. 138–39. Луховский Иван, ученик. 107. Лесновский Николай, ученик. 67, 68, 69, 112 прим. 2, 114. Магницкий Василий, информатор. 35, 78–79. Макаров Михаил, воевода. 39 Макатовский Пётр, ученик. 108 Марайский Дмитрий, ученик. 136. Медведев Иван, ученик. 67, 68, 69, 112 прим.2, 114 Метлов Дмитрий, учитель. 87, 88–89, 90, 99, 105. Миловидов Семен, ученик. 103. Миловский Матфей, информатор. 35, 79, 120, 123. Михалев Филипп, ученик. 71. Монтанов Фёдор, ученик. 107. Морозов Лев, ученик. 22, 60. Мякотин Яков, ученик. 71. Надеждин К. Ф, преподаватель, 3. Назарецкий Пётр, ученик. 32. Назимов Иван, ученик. 83 Нарбеков Пётр, ученик. 126–28. Низов Ефим, ученик, 136. Никандр, игумен Никитского монастыря. 65. Никитский Алексей, ученик. 105. Новиков. 111. Новосельский Василий, ученик. 106. Новосельский Михаил, учитель, 86, 99, 111. Новский Александр, ученик 136. Орфановский Иван, ученик. 33 Острецов Осип, ученик. 107. Павел, иеродиакон. 63. Пенкин Николай, ученик. 137. Петровский Василий, ученик, 137. Петр Великий, император. 3. Пигмеев Никифор, священник, учитель. 20, 87–88. Платон, иеромонах, см. Пётр Лебедев. Платон, митрополит Московский. 85.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010