Читать прозу поэта – всегда немного приключение, а в данном случае – еще и путешествие. Три текста, помещенные рядом, встык, как кусочки мозаики, обретают новые грани смыслов, а общая картина дает множество тем для обсуждения. В культурном центре «Покровские ворота» состоялась презентация книги Ольги Седаковой «Три путешествия».  В вечере приняли участие Ксения Голубович, Мара Маланова, Виктория Файбышенко и Ольга Балла.   Книгу Ольги Седаковой «Три путешествия» составляют три эссе, написанные в разное время, два из них – «Путешествие в Брянск» (1981) и «Путешествие в Тарту и обратно» (1993) – уже издавались, а третье « Opus insertum» (2009) ранее выходило лишь в журнальном варианте. Проза поэта всегда немного похожа на головоломку, на ящичек с секретом, слова в этих текстах всегда стоят чуть теснее, и каждое из них – больше своего словарного значения. Читать такую прозу – всегда немного приключение, а в данном случае – еще и путешествие. Три текста, помещенные рядом, встык, как кусочки мозаики, обретают новые грани смыслов, а общая картина дает множество тем для обсуждения. О путешествии Один римский старик на площади Венеции как-то доверительно сообщил мне: «Мы все здесь туристы». «И Вы?» – спросила я, слыша и с трудом понимая его римский диалект. «Да, я родился в Риме, и мой отец родился в Риме, и дед, и прадед. Но все равно я турист. Мы все здесь туристы. Потом Господь позовет: «Домой, домой!» (“A casa! A casa!” – он изобразил, как итальянские матери из окон зовут детей со двора). Тогда и пойдем домой. А пока путешествуем». И назидательно добавил: «А путешественникам нужно жить дружно». «Дети, домой!», об этом вечернем крике, который всегда прерывал наши самые интересные занятия, есть чудесная песня Моцарта. Но пока не позвали, продолжим наше путешествие. Ольга Седакова История и география Ведущая вечера Ксения Голубович отметила, что записки путешественника – особый жанр, сочетающий легкость изложения с глубиной: Ольга Седакова и Ксения Голубович  – В прозрачной воде, глубина может быть очень большая, но камушки при этом будут видны. В нашем разговоре хочется сохранить равновесие между тяжелым и легким, между обязательным, строго прочувствованным, продуманным и одновременно совершенно необязательным и прихотливым. Я, как ведущая, попыталась сформулировать две темы, два возможных русла нашей беседы.

http://pravmir.ru/tri-puteshestviya-olgi...

На нынешнем непростом этапе модернизаций в образовании в России особенно важно, чтобы задачи воспитания молодого  поколения, формирования его мировоззрения с позиции общечеловеческих  ценностей  решались в процессе обучения. К сожалению, нынешние выпускники школ в своем большинстве практически ничего не знают о Православии, о вере Церкви своих дедов и прадедов, они не знают историю и  культуру России и ее народа, многие не имеют представления о патриотизме. Сегодня во всем мире растет интерес к духовным ценностям человека, интерес к нравственному и религиозному образованию. Это объясняется обратной реакцией на глобальное доминирование материальных ценностей почти в каждой сфере современной  жизни. В системе государственного образования во всем мире преподавание религии занимает все больше места и это направление становится предметом озабоченности лиц, отвечающих за образование на национальном уровне. Государственные университеты, имеющие самые известные теологические факультеты находятся по всей Европе: во Франции (Страсбург, Тулуза), в Польше (Любляна), в Швейцарии (Женева, Лозанна, Люцерн, Невшатель, Фрайбург, Берн, Базель, Цюрих), в Болгарии (София), в Бельгии (Брюссель), в Эстонии (Тарту), в Германии (Бонн, Баден-Вюртемберг, Лейпциг, Тюбенберг, Берлин, Марбург), в Финляндии (Хельсинки), в Дании (Копенгаген), в Австрии (Вена). В Оксфордском университете теология является одной из самых престижных базовых специальностей, за ней по степени престижности следуют: история, классическая филология, юриспруденция, далее — весь комплекс естественных наук. В мировой практике  неоспоримо присутствует убеждение, что теология наряду с историей, филологией и рядом других гуманитарных наук составляют фундамент национального гуманитарного образования, и эти науки не могут быть заменены друг другом. У нас же одним из самых распространенных ложных стереотипов, навязываемых современному российскому обществу, является неверное трактование понятия «светское образование». С точки зрения конституционного права, светское образование — это не атеистическое или внерелигиозное образование, а общесоциальное гражданское образование, осуществляемое в соответствии с социальным заказом, сложившимся в обществе, по государственным образовательным стандартам. Об этом много и очень обоснованно написано д. юр. н. профессором И.В. Понкиным, директором Института государственно-конфессиональных отношений и права.

http://patriarchia.ru/db/text/274983.htm...

Первая тема – о времени и пространстве.  В книге Ольги Седаковой два начальных путешествия совершаются по своей стране, обратно в свою страну. Каждое из них соответствует духу времени – мертвым семидесятым и началу девяностых. То, что действие происходит в России, кажется в этих эссе вполне естественным. Но в третьем путешествии, совершенном в новейшее время, никакого возвращения не происходит, оно безвозвратно, эта эпоха нашла для себя другие образы. Вторая тема касается, если можно так выразиться, о субъективной географии. В самой теме путешествия, начиная со Средневековья, всегда присутствует некий сказочный момент – нам сообщают о чем-то небывалом, о невиданных землях, удивительных людях. В «Трех путешествиях», несмотря на их реалистичность, этот элемент тоже присутствует. У каждого из знаменитых поэтов прошлого есть свое видение Земли, не совпадающее с общепринятым. Мне кажется, что у Ольги Александровны тоже есть такая карта, о ее особенностях и хотелось бы сегодня поговорить. Трудности перевода Три путешествия впервые собраны под одной обложкой. Ольга Седакова немного рассказала об истории издания каждого из текстов. «Путешествие в Брянск» было сочинением самиздатовским и в 80-е ходило в рукописях, у автора был слепой переплетенный экземпляр, который, к сожалению, не сохранился. Два из трех «Путешествий» вышли в свет отдельным изданием сначала за рубежом –  в Австрии и во Франции. «Путешествие в Тарту» было выпущено в Америке в составе книги эссе, а  в России два путешествия уже издавались книгой с предисловием Ксении Голубович. Фото: Ольга Балла По словам автора, работа над переводами «Путешествий» не всегда была простой, многие вещи переводчикам приходилось объяснять специально, например, потребовало объяснений выражение «за того парня», и иностранные издания вышли с обширным комментарием. Впрочем, глоссарий не помешал бы и нынешнему изданию, уже подросло поколение читателей, для которых реалии 70-х и 90-х нуждаются в объяснении. Бусины на нитке Чтобы дать аудитории представление о текстах, Ольга Александровна прочитала по главе из каждого путешествия. Два путешествия в виде журнальных вариантов существуют в интернете:

http://pravmir.ru/tri-puteshestviya-olgi...

«Да, мы не хотели воевать с Украиной и не хотим воевать с Европой. Поэтому начнется политико-дипломатическое бодание. России выгодно бодаться в мирном режиме. В мирном режиме мы будем наращивать свои возможности и свою силу быстрее, чем Запад. Поэтому Запад пытается создать России дополнительные трудности, чтобы мы свои силы не наращивали, а расходовали. Сам по себе переход в режим мирного бодания уже будет серьезным достижением. Но выполнение целей СВО – это когда США и НАТО соглашаются, что их инфраструктура уходит из Европы. А если не соглашаются, то инфраструктура все равно уходит, потому что у них нет соответствующих военных и экономических возможностей содержать армии на наших границах», - подчеркнул эксперт. Комментируя слова Дмитрия Медведева, который назвал Одессу, Днепропетровск, Харьков, Киев и Николаев временно оккупированными русскими городами, Ищенко отметил, что эти слова можно трактовать как приоритет на следующее столетие. «В свое время Иван III заявил, что все территории, которые контролировали Рюриковичи (вплоть до Тарту в Эстонии и Белостока в Польше) – земли русского государства. Он пытался это все вернуть. И немалую часть этих территорий ему удалось вернуть. Но немало территорий еще надолго остались под польско-литовским господством. И войны за них шли постоянно. И вернули их только накануне смерти Екатерины Великой. Может быть, сейчас это будет быстрее. Понятно, что для РФ было бы логично выйти на ее естественные рубежи (западные границы Российской Империи или СССР ). Но одно дело – хотеть. А другое дело – иметь такую возможность», - подчеркнул аналитик. Он отметил, что Германия еще до распада СССР первой начала передел мира. «Именно она поддержала заявления Хорватии и Словении о независимости, в то время как США и остальные страны ЕС не планировали их поддерживать. Именно стремление Германии показать, что она вернулась в круг великих держав, привела к нынешней ситуации на Балканах. Германия традиционно считает Балканы зоной своих интересов. Германия видит свой доступ к торговым путям и новым ресурсным источникам через Балканы в Турцию и с выходом в Азию. Это ее традиционное направление политической, экономической и военной экспансии. Сербия – объективный союзник России. Даже в тех случаях, когда она не является союзником России, она остается объективным противником немцев. Потому что Сербия всегда пыталась объединить Балканы под своей властью, а остальные балканские страны всегда искали себе внешнего партнера, чтобы ограничивать амбиции и сохранить свой ограниченный суверенитет. Поэтому для немцев хорваты – естественные союзники, а сербы – естественные противники. Чем хуже в Сербии, тем лучше Германии», - отметил эксперт.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/01/11/ra...

23 августа 1996 года на встрече в Таллине совместная комиссия двух Патриархатов приняла списки определившихся в своей юрисдикции приходов. По двум приходам (Успенский собор в Тарту и Св.-Исидоровский храм в Валге), стороны не достигли согласия и поручили подкомиссии организовать в них общие приходские собрания для выяснения юрисдикционной принадлежности, а также подготовить проект решения о юридическом статусе приходов Московского Патриархата, не имеющих гражданской регистрации. В сентябре 1996 года оба Патриархата решением своих Священных Синодов утвердили списки определившихся в своей юрисдикции приходов. Поскольку не было достигнуто согласие по решению юридической стороны вопроса, а канонический статус приходов в Тарту и Валга не получил обоюдного признания, было определено продлить срок моратория на решение от 20 февраля 1996 года еще на 3 месяца. Между тем, переговоры на уровне подкомиссии зашли в тупик из-за полной обструкции Константинопольской стороной решений совместной комиссии. Приходские собрания в Тарту и Валге, запланированные двумя сторонами на 8 и 9 сентября 1996 года и заранее объявленные верующему народу, были сорваны, поскольку представитель Константинопольского Патриархата не прибыл в Эстонию. По этой же причине не состоялись и переговоры с представителем Московского Патриархата. Позиция Константинопольского Патриархата по правовым проблемам православных приходов Московского Патриархата в Эстонии практически сводилась к непризнанию прав их исторического преемства и выражалась в готовности передать лишь в аренду юридически принадлежащие юрисдикции Константинопольского Патриархата храмы Московского Патриархата. 18 октября 1996 года Архиепископ Карельский и всей Финляндии Иоанн совершил литургию и рукоположение в Успенском соборе в Тарту. Эти односторонние действия Архиепископа Иоанна нарушили временный мораторий на решение Константинопольской Патриархии от 20 февраля 1996 года. 12 декабря 1996 года в Афинах состоялась очередная встреча совместной комиссии Константинопольского и Московского Патриархатов по церковной ситуации в Эстонии. Стороны договорились о попеременном служении в спорных в юрисдикционном отношении храмах в Тарту и Валга. При обсуждении вопроса о юридическом статусе приходов Московского Патриархата в Эстонии, делегация Русской Православной Церкви выразила претензии по поводу того, что Константинопольским Патриархатом не предпринимается никаких действий по взаимоприемлемому решению этого вопроса. Представители Константинопольского Патриархата согласились, что совместная работа в этом направлении продвигается неудовлетворительно.

http://patriarchia.ru/db/text/4923053.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Л. Е. Гришаков. Фотография. Ок. 1940 г. Лаврентий Ефремович (16.08.1914, дер. Межа, ныне дер. Пийри, о-в Пийриссаар, Эстония -13.08.1991, г. Тарту, там же), деятель старообрядческого поморского согласия . Из семьи потомственных старообрядцев, с 1919 г. жившей в Юрьеве (Тарту). На V съезде старообрядцев Эстонии, прошедшем 17-19 июля 1928 г. в Калласте, отец Г., Ефрем Яковлевич, был избран председателем новообразованного Центрального совета старообрядческого союза Эстонии (ЦС ССЭ) (избирался на этот пост до 1936). С отрочества Г. участвовал в богослужении, исполнял обязанности чтеца, затем канонарха и головщика. Г. учился в рус. гимназии в Тарту, в 1934 г. поступил на фак-т права Тартуского ун-та (окончил в 1942), учась в ун-те, преподавал Закон Божий детям старообрядцев Тарту. В 1939 г. Г. возглавил созданный в 1932 г. молодежный духовно-просветительский кружок, где читались лекции по истории старообрядчества, преподавалось знаменное пение, изучалась рус. история и лит-ра. В янв. 1940 г. при кружке был открыт фонд помощи нуждающимся старообрядцам. По инициативе Г. прошел съезд старообрядческой молодежи в г. Муствеэ и дер. Тихотке (Тихеде). При тартуском старообрядческом храме Г. собрал б-ку духовной лит-ры (сгорела вместе с храмом в июле 1941). В 1938-1939 гг. Г. проходил богослужебную практику в Рижской Гребенщиковской старообрядческой общине под рук. Л. С. Мурникова и И. Н. Заволоко . Впосл. принимал активное участие в работе Центрального совета старообрядческих общин Прибалтики в Каунасе (Литва). На 13-м съезде старообрядцев Эстонии, состоявшемся в кон. дек. 1938 г. в дер. Кикита (Кюкита), был избран председателем ЦС ССЭ. После установления советской власти в Эстонии (июнь 1940) деятельность ЦС ССЭ была запрещена. Г. в 1944/45 г. находился в заключении. В 1949 г. Г. возглавил молитвенный дом в дер. Б. Кольки (Суур-Колкья). Несмотря на отсутствие хозяйства, семья старообрядческого наставника была внесена в списки «кулацких семей», подлежавших высылке, постановление было отменено в 1954 г. В июле 1954 г. Г. возглавил поморский приход в дер. Казепель (Казепяэ), на торжество прибыли наставники и представители всех старообрядческих общин Эстонии. В 1959 г. Г. передал археографической экспедиции ИРЛИ 10 рукописей XV-XVI вв. (8 служебных Миней и 2 Трефологиона), в наст. время хранящихся в Причудском собрании Пушкинского Дома. В 1960 г. рижские поморцы предложили Г. стать наставником Гребенщиковской общины, но Совет по делам религий не утвердил его кандидатуру. В нач. 80-х гг. Г. вернулся к служению в тартуском поморском приходе, был одним из организаторов празднеств в честь 1000-летия Крещения Руси в Муствеэ. Похоронен на старообрядческом кладбище Тарту.

http://pravenc.ru/text/168153.html

Тарту. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Собор. Действует.   Престолы: Успения Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1776 и 1782. Apxumekmop:Paul Spekle Ссылки:   Адрес: Magasini 1, 51005 Tartu Координаты: 58.382547, 26.722411 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Из возведённых в XVIII столетии в Тарту православных храмов до нашего времени сохранился только один – собор Успения Пресвятой Богородицы (Успенский собор ), построенный по проекту П. Спекле (по некоторым данным А. Павлос) и освящённый в 1783 году. Это оштукатуренная каменная церковь в стиле раннего классицизма, с колокольней и большим башенным куполом, к которому примыкают четыре наугольные башни меньшего размера, увенчанные луковичными куполами. В 1840 году конструкция церкви была дополнена боковыми крыльями (архитектор А. Адамсон). В 1858 и 1914 годах проводились ремонты и небольшая переделка здания. Частично позолоченный трёхчастный иконостас был установлен в 1880 году. В храме находится много икон, датируемых XVIII-XX столетиями. В 1860 году в южной части храма был освящён дополнительный придел во имя Святого Николая, а в 1901 году – северный придел честь великомученика Исидора Юрьевского. Приделы имеют собственные иконостасы. С Успенским приходом была связана кладбищенская церковь Святого Духа, освящённая в 1901 году, которая была закрыта в 1962 году. В церкви похоронены мученики отец Николай Бежаницкий и отец Михаил Блейве, убитые большевиками в в Тарту в 1919 году вместе с архиепископом Платоном (Кульбушем). В 2000 году эти три священнослужителя были причислены к лику святых Православной церковью. После окончания Северной войны Тарту вошел в состав Российской империи, однако в городе не было ни одного православного храма. По приказу императрицы Елизаветы (1741-1762) близ нынешнего Успенского собора была сооружена и в 1754 г. освящена православная церковь. Здание церкви было уничтожено в огне Великого тартуского пожара 1775 года. Новую церковь спроектировали первоначально крестообразно, однако при строительстве в 1840 г. было решено придать ей четырехугольную форму. Церковь венчает один большой и четыре малых луковичных купола.

http://sobory.ru/article/?object=12393

Тарту. Церковь Георгия Победоносца. Jüri kirik Церковь. Действует.   Престолы: Георгия Победоносца Год постройки:Между 1868 и 1870. Архитектор: А.Н. Эдельсон Ссылки:   Адрес: Narva mnt. 103, 51008 Tartu. Eesti Координаты: 58.387136, 26.727325 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Завет экзотической красоте русской православной архитектуры - эта живописная розовая церковь как раз на востоке реки была первоначально построена в 1870 году, потом вновь освящена в 1945 году после послевоенной реконструкции. Попытайтесь заглянуть на искусно сделанный иконостас. Источник: Tartu inyourpocket. Winter 2008/Spring 2009. В 1845 году открылся эстонский Георгиевский православный приход. В 1868-70 гг. была сооружена каменная пятиглавая церковь с надвратной колокольней. 2 сентября 1870 года епископ Рижский и Митавский Вениамин освятил храм в честь святого великомученика Георгия Победоносца. Здание церкви серьезно пострадало во время авиационной бомбежки Тарту 1944 года, особенно сильно были разрушены крыша, окна и двери. Восстановительные работы завершились к лету 1945 года, и 17 июня состоялась первая после войны Божественная литургия. 26 апреля 1993 года российский патриарх Алексий II восстановил преемственность церковной автономии, согласно которой построенный в 1870 году Юрьевский собор и его приход находятся в юрисдикции Русской православной церкви. Юрьевский собор был первым местом службы после окончания Духовной академии патриарха Алексия II, который является уроженцем Эстонии. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=13155

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010