ИСТОРИЧЕСКИЕ МИФЫ ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ: КНИЖНИК НА ПОСТУ ПРАВИТЕЛЯ Ярослав Мудрый. Фрагмент горельефа памятника " Тысячелетие России " (Новгород). Ярослав Мудрый родился, видимо, всё-таки около 980 года - это второй сын Владимира Красное Солнышко от злосчастной полоцкой Рогнеды (БСЭ непостижимым образом относит её дефлорацию к 980г., а рождение второго сына - к 978-му). Дата смерти известна уже точно - 10 февраля 1054 года (то есть начиналась жизнь во тьме варварства, кончалась же, когда и про календарь знали, и про запись событий, и вообще при широчайшей грамотности). В скандинавских сагах он фигурирует как Ярислейф Скупой. Христианское имя - Георгий, или Юрий (отсюда г.Юрьев, ныне Тарту). В Новгороде, куда отец назначил его наместником с 1012 г., его называли Правосуд - именно там и началась разработка писаных законов Руси. В детстве он страдал от паралича ног (былинный сюжет об Илье Муромце, который до 38 лет " сиднем сидел " , навеян, похоже, как раз этим обстоятельством). Паралич прошёл в 988г., после сильного нервного потрясения, осталась только хромота. Но она не мешала: в 1011г., когда он, будучи ростовским князем, крестил Волгу, жители урочища Медвежий угол выпустили против него Святую Медведицу - победил князь. Правда, у него была секира (теперь она у медведя - на гербе г.Ярославля), но всё равно такой бой - не для слабых. Ещё один достопамятный пример: в 1035г., когда скончался его брат - гроза степей Мстислав Таманский ( " иже зареза Редедю пред плкы касожскими " ), на Киев навалилось " многочисленное кочевое племя, которое пожирает вшей " , как рекомендовал их византийский историк, - печенеги. Они прослышали, что у русов правит какой-то калека и книжник. Но встретили страшнейший разгром, после которого навсегда исчезли из истории. А ведь их князь Куря сладил когда-то с самим Святославом Игоревичем. Вообще, наш последний " каган " (после него монарх назывался " великий князь " - старший в роду князей) - краса и утешение нашей исторической памяти. Даже так называемые " демократы " , превратившие всю русскую историю в " лапшу на уши " , - и те, хоть и велят считать его украинским князем, всё же воздвигли ему памятник в Ярославле (воздвигли, кстати, диковинно - на перекрёстке. При Сталине там регулировщик стоял).

http://pravoslavie.ru/analit/rusideo/yar...

914 Флоренский П.А. О символах бесконечности: Очерк идей Т.Кантора//Новый путь. М., 1904. X? 9. С.173–235. 915 Демидов С.С. Из ранней истории Московской школы теории функций//Ист.-мат. исслед. М., 1986. Вып. 30. С.124–129. 916 Бугаев Н.В. Основные начала эволюционной монадологии//Вопр.философии и психологии. М., 1889. Кн.46. С.26–44. 917 Бугаев Н.В. Математика и научно-философское миросозерцание//Вопр.философии и психологии. М., 1889. Кн. 45. С. 697–717 (перепеч. в: Обществ, науки в СССР. Сер.3. Философ, науки. М., 1990. 4. С.45–63). 919 Алексеев В.Г. Математика как основание критики научно-философского мировоззрения. Юрьев, 1903.С.4. 920 Бугаев Н.В. Математика и научно-философское миросозерцание//Вопр. философии и психологии. М., 1889. Кн.45. С.697–717 (перепеч. в: Обществ, науки в СССР. Сер.3. Философ, науки. М., 1990. 4. С.45–63). 921 Флоренский П.А. Пифагоровы числа//Труды по знаковым системам. Тарту, 1971. Вып. 5. С.504–512,506. 922 Бугаев Н.В. Математика и научно-философское миросозерцание//Вопр. философии и психологии. М., 1889. Кн.45. С.697–717, С 700 (перепеч. в: Обществ. науки в СССР. Сер.3. Философ, науки. М., 1990. 4. С.45–63). 923 Бугаев Н. В. Математика и научно-философское миросозерцание//Вопр. философии и психологии. М., 1889. Кн. 45. С.697–717,705 (иерепеч. в: Обществ, науки в СССР. Сер.3. Философ, науки. М., 1990. 4. С.45–63). 924 Мордухай-Болтовский Д. О законе непрерывности//Вопр.философии и психологии. М., 1907. Кн. 87. С.157–181, С.169–170. 926 Бугаев Н.В. Математика и научно-философское миросозерцание//Вопр. философии и психологии. М., 1889. Кн.45. С.697–717 (иерепеч. в: Обществ, науки в СССР. Сер. 3. Философ, науки. М., 1990. 4. С.45–63). С.716 927 Алексеев В.Г. Математика как основание критики научно-философского мировоззрения. Юрьев, 1903. С.12 929 Алексеев В.Г. Математика как основание критики научно-философского мировоззрения. Юрьев, 1903. С.15 931 Алексеев В.Г. Математика как основание критики научно-философского мировоззрения. Юрьев, 1903. С.24

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rus...

Орден возглавлял Великий Магистр, который командовал войском, для ведения орденских дел был наделён неограниченной властью, лишь только в некоторых случаях подчиняясь Совету общего собрания-капитула братьев-рыцарей. Вторым в иерархии был капеллан – орденский канцлер и хранитель печати. Высокое положение занимали казначей и драпир, ведавший орденским вооружением и снаряжением. Управлением и судом в завоёванных землях Эстонии и Латвии ведали провинциальные орденские магистры-командоры, фогты и попечители-начальники замков. Все рыцари, жившие в одном орденском замке, составляли конвент во главе с попечителем. Частные и генеральные собрания братьев конвента назывались капитулами. Ленными властителями ордена меченосцев были епископы, дававшие ордену земли во владение на праве епископского вассала. Епископ принимал присягу в верности и послушании орденского магистра, как ленном, так и каноническом. Орден подлежал епископскому суду и находился в его духовной и светской юрисдикции. На эстонских и латвийских землях было создано орденское рыцарское государство – Ливония – сразу же ставшее угрожать Новгороду. Известный русский историк В.Т. Пашуто так писал о натиске крестоносцев на Прибалтику: «Положение Эстонии (в 1223 году – А. А.) заметно ухудшилось и тогда от имени её нобилей на Русь были отправлены в качестве послов старейшины эстонской земли Саккалы «с деньгами и многими дарами», чтобы «попытаться, не удасться ли призвать королей русских на помощь против тевтонов и всех латинян». Миссия удалась. Князь Юрий Всеволодович отправил осенью 1223 года в Прибалтику двадцатитысячное суздальско-новгородско-псковское войско во главе с Ярославом Всеволодовичем. Эсты в Тарту встретили русских как освободителей, поднесли князю «большие дары», передали ему пленных рыцарей и захваченное оружие. В Тарту и Отепяа были поставлены гарнизоны. Это войско дошло до датского Ревеля, но не смогло его взять. Борьба с крестоносцами требовала больших сил. В следующем году Юрьев-Дерпт-Тарту был взят крестоносцами. Эстонско-русский гарнизон пал в геройской обороне. Это был тяжёлый удар по эстонско-русским силам. Международные документы не оставляют сомнений в усиленном нажиме держав-агрессоров на Русь. Политика шантажа и раскола оказывала влияние и на боярских правителей Новгорода и Пскова, готовых ставить свои торговые интересы и пошатнувшиеся сборы прибалтийских даней выше общерусских политических целей.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

К сожалению, квартира Татьяны Глушковой в Астраханском переулке после ее смерти была кому-то продана. В сентябре 1985 года мы с Т.Глушковой побывали в Пскове. Нас там обещал встретить критик Валентин Курбатов, однако не встретил. Мы поселились в гостинице. Татьяна несколько раз звонила Курбатову домой, но телефон не отвечал. И мы целую неделю были предоставлены в Пскове самим себе. Гуляли по городу, по набережной реки Псковы, осматривали псковский кремль, древние полуразрушенные крепости, монастыри и храмы, съездили в Псково-Печерскую лавру. Потом ранним утром сели на речную «Ракету» и по Чудскому озеру приплыли в Эстонию, в город Тарту (бывший Юрьев). Надо сказать, что прибалтийские республики еще в советское время для нас, россиян, были как заграница. Мы бродили по узким, малолюдным, экзотическим улочкам Старого Тарту, заходили в магазины, заваленные импортными товарами, в маленькие уютные кафе, всё более ощущая себя в какой-то другой стране. По каменным ступеням мы спустились в глубокое подземелье бывшей крепости, где когда-то, в прошлые века, находился оружейный арсенал. Теперь там устроили еще одно кафе, вернее, бар, стены которого были выложены огромными голыми камнями, а над стойкой висело чучело совы с блестящими круглыми глазами и распахнутыми крыльями. Создавалась иллюзия, будто ты попал в средние века. Надо напомнить, что с середины 1985 года уже началась горбачевская «борьба с пьянством», и по всей стране в кафе запрещалось продавать крепкие спиртные напитки. Но Эстония жила по своим законам. Барменша без лишних слов приносила нам за столик водку с соком столько, сколько мы заказывали, и при этом мило улыбалась. Когда мы вечером вышли наверх, то с башни ратуши раздавался бой старинных часов. Мы возвращались на «Ракете» в Псков, и у нас обоих было такое ощущение, словно мы побывали в сказке. Уже в Москве я написал стихотворение «Обещание», которое начинается со слов: Всё, что есть, я поставлю на карту и ничуть не раскаюсь потом, - мы еще посетим в Старом Тарту

http://ruskline.ru/analitika/2013/06/26/...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Основание князем Ярославом Мудрым города Юрьева Одним из наиболее достоверных и ранних письменных свидетельств об отношении русских князей к прибалтийским народам является летописный рассказ о том, как великий князь Ярослав в 1030 г. отправился из Новгорода в поход на эстов и основал город Юрьев (названный так в честь христианского имени князя). «В лето 6538. Семь же лет иде Ярослав на чюдь, и победи я, и постави град Юрьев» . Предполагают, что поводом к походу Ярослава могло послужить то обстоятельство, что эсты приняли сторону Канута, короля Дании и Англии, противник которого Олаф Толстый, король Норвегии, получил помощь от Ярослава. Крепость, основанная Ярославом, находилась на самой высокой возвышенности заболоченной луговой поймы реки Эмайыги. Здесь проходили торговые пути, соединявшие южноэстонские и латвийские области, а также ремесленные центры Новгорода и Пскова с гаванями Северной Эстонии и Балтийским морем. В этот период появились многочисленные укрепленные городища, на их месте со временем образовался целый ряд поселений городского типа: Юрьев, Отепя, Линданисе, Вильянди и др. Обострилась межплеменная рознь, участились столкновения с соседними племенами, в частности с варягами. Эсты не только оборонялись от варягов, но и сами предпринимали походы на остров Готланд, в прибрежные районы Швеции и Дании. Примерно такой же характер носили отношения между эстонскими и славянскими племенами. В то же время «проходил и торговый обмен между племенами» , а также с Новгородом и Псковом. Очень скудны сообщения письменных источников до XVI–XVII вв. о возникновении и развитии Юрьева. Кроме упомянутого летописного известия и «Хроники Ливонии» Генриха Латвийского, описывавшей главным образом политические события, касавшиеся Юрьева (Дерпта) начала XIII в., больше нет ничего достойного внимания, поэтому исключительный интерес представляют археологические раскопки 60-х гг. нашего века на территории современного Тарту (Юрьева). Самый древний период существования городища относится, по всей вероятности, к середине I тысячелетия и продолжается до VII–VIII вв. В слое этого периода были найдены «фрагменты лепной керамики разных типов, в том числе незначительное количество текстильной и штрихованной керамики, характерной как для эстонских, так и для славянских древностей первой половины I тысячелетия по Рождеству Христову» . Изучение находок слоя, относящегося к X–XI вв., показало, что здесь преобладают фрагменты керамики, характерные для Новгорода начала и середины XI в., в то время как на других городищах и могильниках Эстонии она нигде не встречается.

http://sedmitza.ru/lib/text/430064/

Великий князь Киевский Ярослав Мудрый. Гравюра. Сер. XIX в. Это является весьма существенным признаком связи населения Юрьева с русскими ремесленниками и купцами или поселенцами, через них распространялись в городе гончарные изделия русского происхождения. Среди других находок этого же периода можно отметить железные наконечники стрел , похожие на наконечники стрел из древнерусских дружинных курганов и в значительной степени характерные для Новгорода . При раскопках в других областях Эстонии они не найдены, а следовательно, не употреблялись и не были там известны. К предметам, изготовленным русскими ремесленниками, относятся также витые бронзовые браслеты, ключи и замки так называемого киевского типа . Любопытны также несколько черепков красноглиняных амфор домонгольского периода, которые могли попасть в Юрьев только через русских. Амфоры такого типа не встречаются на территории Эстонии нигде, кроме Тарту. Упомянутые находки позволили археологу В. Труммалу сделать вывод, что памятники материальной культуры этого периода могут быть связаны с русским поселением 30-х гг. XI в. Он также считал, что «защитные сооружения и остальные постройки городища могли погибнуть вероятнее всего в результате пожара 1061 г.» . Согласно летописи весной 1061 г. эстонские крестьяне сожгли Юрьев и находящиеся близ него деревни , чтобы избавиться от власти местных князей, а также, по-видимому, свергнуть власть и русского князя. Некоторые ученые, в том числе и Х. А. Моора, в свое время высказывали предположение, что Юрьев мог быть в то время чем-то вроде вотчины русского князя . По-видимому, жившим здесь русским чиновникам построили и соответствующие дома — «хоромы», которые упоминаются в той же летописи. Эти летописные сведения объясняют наличие в Юрьеве материальной культуры древнерусского происхождения. При Ярославе и после него город развивался и рос, укреплялись и культурные связи с Русью. Об этом можно судить по найденным в других частях города черепкам глиняных сосудов разных типов, аналогичных керамике Новгорода и Пскова XII–XIII вв. Такая же керамика представлена на городище в слое следующего строительного периода. По археологическим данным, экономические и культурные связи с Новгородом и Псковом продолжались и в течение XIII–XIV вв.

http://sedmitza.ru/lib/text/430064/

Если бы это было рядовое столкновение, то, думается, Тевтонский орден не стал бы в 1243 г. в Новгороде подписывать мирный договор с Александром Невским, согласно которому Орден отказывался от всяких территориальных притязаний на русские земли (24). Уже сам этот факт свидетельствует о действительно большом значении Ледового побоища в судьбе русских северо- западных земель. Оценили и рыцари-католики силу Александра Ярославича и заключили 1 октября 1243 г. соглашение о новом союзе между епископами Риги, Тарту, Эзеля и Тевтонским орденом в Ливонии о взаимной защите и помощи, но уже без идеи и призыва воевать Русь (25). Спустя только 10 лет, в 1253 г. немецкие рыцари предприняли новую попытку напасть на Псков, но на сей раз — неудачную; а в 1262 г. тевтонцы потерпели поражение — сдали Юрьев (Тарту) сыну Александра — Дмитрию и брату Ярославу Ярославичу. Как сетует Дж. Феннел, " шведы могли соревноваться с немцами в бездеятельности (их завоевательная политика явно более по душе английскому профессору — А. У.). Единственный раз они появились на русской границе в 1256 году, возможно (деликатная оговорка! — А. У.), в ответ на призыв папы Александра IV к общему крестовому походу против " язычников " Восточной Европы " (С.155). (Уже сам факт признания Дж. Феннелом существования идеи крестового похода против " неверных " русских, т.е. " неверных христиан " , " язычников " , поддерживаемой папой Римским, — сам по себе отраден). Но шведы испугались русских, когда узнали, что те собирают силы и послали в Суздаль за подкреплением. Этого было достаточно, чтобы рыцари " побегоша за море " . Так был ли смысл в этих двух сражениях — на Неве и Чудском озере, если, по замечанию того же Дж. Феннела, князь Александр Ярославич " отбил у шведов охоту совершать набеги на русскую территорию еще на четверть столетия " (С.155), т.е. до 1281 г.? А, может быть, при крестоносцах жилось бы лучше? И после них, если бы " перерешить " все тогда? " Христовы воины " В 1202 г. по призыву молодого, энергичного и честолюбивого папы Иннокентия III (1198-1216) крестоносцы (костяк которых составляли французы, немцы и итальянцы) отправились в свой четвертый крестовый поход в мусульманский Египет и Палестину для освобождения колыбели христианства — Иерусалима. Но... оказались ( " почему-то " ) у стен Византийской столицы — Константинополя, издавна, еще со времен первых трех крестовых походов, поражавшую своими богатствами и великолепием.

http://pravoslavie.ru/archiv/mezhdvukhzo...

Однако папская курия не теряла надежды на успех, призывая новые партии крестоносцев на борьбу против Руси. В Западной Европе еще не перестали сомневаться в победе Ордена над Русью. Посол французского короля Людовика IX в Орду Вильгельм Рубруквис, например, писал в 1253 г., что «братья Тевтонского ордена», «разумеется, легко покорили бы Руссию, если бы принялись за это». 67 Но действительность была иной. Об этом свидетельствовали события 60-х годов XIII века. В 1262 г. русские войска осадили Тарту (Юрьев), который был немцами укреплен «в 3 стены», и взяли его «одинымь приступлениемь» и «люди многы града тово овы побита, а другы изьимаша живы... и взяша товара бещисла и полона». 68 Уцелел лишь замок на Тоомемяги. Заняв Юрьев, русские войска, однако, прекратили поход и возвратились в Новгород. Обеспечение безопасности Руси со стороны датских крестоносцев потребовало немалых усилий. Еще в 1268 г. новгородские бояре «под рукой» тверского великого князя Ярослава Ярославича предприняли большой поход на датских феодалов к Раквере (Везенберг), в земле Вирумаа. Возглавлял войско переяславский князь Дмитрий Александрович. С ним шли, кроме новгородских, «низовские», смоленские и полоцкие полки. По немецким данным, в этом войске насчитывалось более 30 тысяч воинов. Хотя походу предшествовало соглашение новгородского правительства с Ригой и Орденом, обещавшим не помогать датским феодалам, 69 немецкие власти Дерпта, Феллина и Леаля нарушили его и неожиданно напали на русских, подошедших к реке Киюла у Раквере. Здесь 17 февраля «бысть страшно побоище, яко не видали ни отци, ни деди», – говорит летописец. Обе стороны понесли большие потери. 70 Немецкий хронист сообщает, что в первый день боя был убит дерптский епископ Александр, а пятитысячный полк князя Дмитрия устоял перед натиском рыцарей. На следующий день русские войска вновь вступили в бой и отогнали врага к Раквере, а затем три дня стояли «на костех» в знак победы. В то же время псковский отряд князя Довмонта совершил опустошительный набег на немецкие владения до моря. (В Пскове возникла особая «Повесть о князе Довмонте». Довмонт, родом литовец, ушел со своей дружиной из Литвы в Псков, приняв православие и имя Тимофей. Он был избран псковским вечем в князья (1266–1299 гг.), и с той поры этот «страшен ратоборец» верно служил Руси).

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Теплота — теплая запивка после причастия, кипяченая вода с красным вином. Пардус — всякий крупный зверь из семейства кошачьих, чаще всего на Руси так называли самца рыси. Поприще — старинная русская мера длины, равная двадцати верстам, или, по-современному, примерно тридцати километрам. Римлянами называли всех католиков. Местеры — военачальники (Meismer). Шептала — сушеные абрикосы или персики. Кошница — корзина из кожи. Ферязь — старинная русская одежда с длинными рукавами, без воротника и перехвата. Алконост — сказочная райская птица с человеческим ликом. Стеркови — аисты (стерхи). Ксанфон — река в Ликии, горной области Малой Азии. Исмарагд — древнерусское название изумруда. Малахитовый сундучок. Хлопуша — небольшая плетка. Алтабас (от арабского «аль дибадж») — самая дорогая ткань с серебряными или золотыми узорами, ее привозили из арабских стран. Рефидь — клетки. Ряса — решетка. В скизку — сплошь. Трапеза — престол в алтаре. Угорьские земли — Венгрия, угры — венгры. Алатырьское море — Балтийское (от слова «алатырь» ) — так в старину на Руси называли янтарь. Всех европейцев на Руси называли либо немцами, либо римлянами, либо латинами или латынами. Свей — шведы. Чудь, чухна, чухня, чухонцы — так на Руси называли предков народа, который теперь известен нам как «эстонцы». Дерпт — Юрьев (с 1030 по 1224), Дарбете, впоследствии Дерпт (с 1224 по 1893), в 1893 году Александр III вернул городу русское название «Юрьев» (по христианскому имени основателя этого города Ярослава Мудрого), а с 1919 года и по сей день он незаконно называется «Тарту». Омовжа — русская река, впадающая с запада в Чудское озеро. Немцы называли ее Эмбах. Теперь, оказавшись в Эстонии, она называется труднопроизносимым словом «Эмайыги». Шелепуга — дубина, палица. Тесма — лента. Лефанд — древнерусское наименование слона. Корзно — плащ, мантия. Хзовые сапоги — то же самое, что сафьяновые. Сафьян появился на Руси позже, до него подобной выделки козловая кожа называлась «хоз». Кипчаки — кочевые племена на севере Средней Азии; кипчакские кони — ахалтекинские, одна из древнейших и лучших пород лошадей.

http://azbyka.ru/fiction/nevskaya-bitva-...

Ничего, что еще не побежден Твой неприятель, знать, он храним Богом, дабы о милосердии тебя Со стыдом молил ради жизни своей И пришел бы не один, а с галаонитами, Ища милости под твоими стопами. Крест склоняет загривки гордости высокомерной: Даст Бог , вскоре будут покорены Те, которые Марии не поклонялись 36 , Служа ей, тебе будут кланяться. Итак, по доброте своей, Боже истинный, Присуди, чтоб монарх, тобою избранный, Жил долгие лета в твоей милости, Не оставляй его твоим провидением. 10 … царицу Марию … – Мария Ильинична Милославская (1626–1669), первая жена царя Алексея Михайловича. 11 … пресветлу Цынтию … – Цынтия (Кинфия) – в древнеримской мифологии эпитет Дианы, изначально богини Луны и ночных чар. 12 … царевича князя Алексея – имеется в виду сын царя Алексея Михайловича от брака с М. И. Милославской царевич Алексей (1654–1670), обучавшийся у Симеона. 13 Здравствуй, надежда России, здравствуй, могучий победитель! Алексей, здравствуй, слава, выше неба известная, Которого ревность за веру влечет потрясать мечом И, презирая жизнь, испытывать тяготы военные. Совсем не потому, что оружие – твое призвание, но ради пользы Христовой. Сию пользу извлекаешь ты, преисполняя небеса животворные. Ты загоняешь в Христову овчарню заблудших овец, Принимая их, между тем как глотки гидры 37 умирают во веки веков. Ты заботишься о неба грядущих посланцах, и как само Солнце после звезд, так ты после твоих полков, цезарь, Счастлив своими войсками, придавая твои трофеи к исчисленным тобою триумфам, Вслед блещущим звездам сплетая венки, которые выше созвездий. (Приветствие на взятия Дерпта) Winszowanie w cia Derpta (с. ... ) Дерпт (с 1558 г. переименованный Иваном IV в Юрьев, а ныне – эстонский город Тарту) находился на территории Эстляндии, переданной еще во второй половине XVI в. Ливонским орденом Швеции. В августе 1656 г. началась осада Дерпта русской армией. 12 октября того же года город был взят. Таким образом, эта стихотворная декламация могла быть написана Симеоном в середине октября 1656 г., когда царь пребывал в Полоцке и мог вновь обратить внимание на усердие и дарования молодого белорусского поэта.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010