Почему эльфы не строили храмы? Почему 23 февраля вовсе не день защитника Отечества? Где граница между защитой и нападением? Когда было уничтожено Кольцо всевластия? О чем не знали, но догадывались эльфы? 25 февраля, 2012 Почему 23 февраля вовсе не день защитника Отечества? Где граница между защитой и нападением? Когда было уничтожено Кольцо всевластия? О чем не знали, но догадывались эльфы? Предлагаем вашему вниманию текст лекции, прочитанной протодиаконом Андреем Кураевым 23 февраля 2012 года в рамках встречи православного молодежного клуба «Донской» при Донском монастыре и Московском финансово-юридическом университете (МФЮА). В текст внесены авторские дополнения. Лекция о.Андрея Кураева в молодежном клубе «Донской» Фото: Андрей Иванов Самый позорный праздник — Добрый день, ребята. Ну, прежде всего, разрешите мне не поздравить вас с сегодняшним Днём защитника Отечества . Причин для этого у меня целых две. Во-первых, я считаю 23 февраля самой позорной датой в военной истории России за более чем тысячелетие нашей истории. Официальная версия советских времен такова, что в этот день была создана красная гвардия, разбила немцев под Псковом и Нарвой. Вот, дескать, царской России не удалось, а большевики мобилизовали народ, вдохновили единственно правильным марксистко-ленинским учением, и сразу все получилось. На самом деле – все это не так. Вечером 24 февраля немецкий отряд численностью не более 200 человек без боя вышел к станции Псков-1. В тот же день, 24 февраля, пали Юрьев и Ревель (ныне Тарту и Таллин). В ночь на 28 февраля они захватили центр Пскова, а затем в течение того же дня — весь город. Единственный подвиг красной армии тех дней — они 23 февраля штурмом взяли цистерну с водкой на станции Псков. И потом уже от немцев они бежали так, что Дыбенко, который командовал красной гвардией, добежал до Самары. В самарский губком была послана телеграмма за подписью Бонч-Бруевича с требованием немедленного задержания П. Дыбенко и препровождения его в Москву за самовольное оставление боевых позиций. П. Дыбенко был задержан, отправлен в Москву, уволен со всех постов, осужден Ревтрибуналом, и исключен из партии.

http://pravmir.ru/pochemu-elfy-ne-stroil...

Святейший Патриарх Алексий направил приветствие участникам празднования 90-летия образования епископской кафедры в Ревеле 2 декабря 2007 г. 12:00 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил приветствие участникам празднования 90-летия образования епископской кафедры Русской Православной Церкви в Ревеле . «Духовные связи Русской Православной Церкви с Эстонской землей имеют многовековые корни. Православие в Эстонии насаждено было евангельским сеянием духовных делателей Русской Церкви без малого тысячу лет назад — с тех пор, как великим князем Киевской Руси Ярославом Мудрым в 1030 году был основан город Юрьев, ныне Тарту, а в нем воздвижены православные храмы, — говорится в поздравительном послании Его Святейшества . — Промыслу Божию было угодно явить впоследствии в этом граде святость подвига глубоко почитаемых в Эстонии священномученика Исидора пресвитера и с ним 72 мучеников». «В XIX веке эстонские приходы были включены в состав Рижской епархии Русской Православной Церкви, а 90 лет назад, когда в Эстонской земле уже насчитывалось 128 православных храмов, они были выделены в особое Ревельское викариатство», — сказал Святейший Патриарх Алексий. «Первый же епископ на новоучрежденной кафедре, самоотверженно трудившийся в благовестии среди своих соотечественников и духовном их окормлении, недолго продолжал уготованное ему святительское служение, — отметил Предстоятель Русской Церкви. — Господь призвал к Себе верного домостроителя Эстонской Церкви священномученика Платона (Кульбуша), удостоив его принять за слово Божие страдальческую кончину от руки воинствующих безбожников». По словам Его Святейшества, «в тяжкие годы драматичными стали для эстонского Православия многие события ХХ века, отмеченного атеистическими гонениями. Ярость противников Церкви свирепствовала в соседней России, распространялась она и на Эстонию. Однако и в самых трудных условиях архипастыри, пастыри и верные миряне продолжали мужественно нести свое служение, стараясь сохранить отеческое достояние православной веры и не угасить лампаду молитвы». «В 1993 году из Наших рук Эстонская Церковь приняла Патриарший Томос, коим подтверждалось ее самоуправление, предоставленное ранее Святителем Тихоном», — отметил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. «В праздничный день нынешнего юбилея можно с удовлетворением отметить, что на протяжении веков православные Эстонии окормляются Церковью-Матерью и сохраняют ей верность вопреки различным испытаниям», — подчеркнул Святейший Патриарх Алексий и выразил надежду, что «все те трудности, которые еще сохраняются доныне, удастся со временем преодолеть». Пресс-служба Московской Патриархии Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/332168.htm...

— Какова политическая и церковная ситуация сейчас? Паства ЭПЦ растет или уменьшается, кто ее составляет? — В нашей Эстонской Православной Церкви Московского патриархата мы переживаем немалые трудности: многие наши храмы, в которых мы совершаем богослужения, принадлежат не нам, а Эстонскому государству, и мы пользуемся ими на правах аренды. И ситуация не меняется. Разные политические партии по-разному относятся к нашей Церкви. В политике всегда идет борьба за свои интересы. У нас в Церкви политикой не занимаются, а только, бывает, страдают от политики, которая так или иначе хочет использовать наш авторитет. Что касается паствы православной Эстонии, то она в основном состояла всегда из русских, но в 1939 году, боясь советской власти, многие из них, покинув Эстонию, уехали в Германию. Но появились так называемые русскоязычные, приехавшие сюда из Советского Союза, — люди разных национальностей, говорящие на русском языке. Они и пополнили нашу паству. — Сценарий, по которому проходил раскол Эстонской Православной Церкви в начале 90-х, — это то, что сейчас пытаются повторить на Украине? Тогда с благословения государства раскольникам — Эстонской апостольской православной церкви Константинопольского патриархата — отошло практически все церковное имущество, конфискованное советской властью, а ЭПЦ МП была лишена имущественных прав. ЭПЦ имущество не собираются возвращать? — В 2020 году исполнится 100 лет как Святейший Патриарх Тихон даровал широкую автономию Православной Церкви в Эстонии. Что говорить об Украине? Если замешана политика — всегда есть сценарий. Меня волнуют беспорядки, которые происходят на Украине. Русские и украинцы — люди одной славянской крови. Это та Киевская Русь, где был крещен святой князь Владимир и активно управлял его сын Ярослав Мудрый, который основал на эстонских землях город Юрьев (Тарту). То, что сегодня происходит на украинской земле, напоминает сценарий, по которому проходил раскол и в Эстонской Православной Церкви… Мое архиерейское служение пришлось на очень сложный период — распался Советский Союз, и Эстония первой заявила о своем выходе из СССР и желании быть самостоятельным государством. Мне шел 67-й год, и надо было менять привычный жизненный уклад, искать верную линию поведения, которая не увела бы от Правды.

http://pravoslavie.ru/106126.html

Из древнего местного предания известно, что жили в этом месте выходцы из Киево-Печерской обители, бежавшие в псковские пределы из-за многочисленных набегов крымских татар. Имена всех их остались неизвестны, летописная история сохранила до нас лишь имя “начального инока” преподобного Марка. Общепризнанной исторической датой основания Псково-Печерского монастыря считается 1473 год, когда освящена была выкопанная в песчаном холме у ручья Каменца преподобным Ионой Успенская церковь. Преподобный Иона - непосредственный основатель обители. Ранее он, нося в миру имя Иоанн, был священником в Георгиевском храме Юрьева-Ливонского (ныне г.Тарту). Прозван он был Шестником, т.е. пришельцем, потому что родом происходил из московских пределов. В Ливонию он пришел как миссионер. В то время православный люд подвергался там жестоким гонениям со стороны немцев-латинян. Опасаясь за жизнь своей семьи, о. Иоанн вместе с женой Марией и детьми покидает Юрьев и поселяется во Пскове. Здесь он впервые услышал о “Богом зданной пещере”. Сердечное желание с еще большим усердием послужить Господу привело Иоанна с семейством поселиться вблизи святого места. Постройка пещерного храма еще не была завершена, когда Мария, его супруга, тяжело заболела. Почувствовав приближение смерти, она приняла монашеский постриг с именем Васса, таким образом став первой постриженницей обители. По смерти супруги Иоанн и сам принял иноческий образ с именем Иона. Как и преподобная Васса, он также причислен к лику Псково-Печерских преподобных. Память его и преподобного Марка совершается 29 марта/11 апреля, а преподобной Вассы - 19 марта/1 апреля. Преемник преподобного Ионы иеромонах Мисаил возвел на горе келии и храм, но вскоре монастырь подвергся нападению лифляндцев. Деревянные постройки были сожжены, имущество разграблено. Когда же святотатцы стали бесчинствовать в Успенском храме монастыря, вышедший из алтарной части огонь изгнал их из обители. Тем временем из Изборска подоспел русский отряд, довершивший уничтожение лифляндцев. Монастырь долго бедствовал после этого потрясения: набеги, хотя и менее дерзкие, продолжались. Иноземные завоеватели еще не раз пытались стереть обитель с лица земли, так как видели в ней прежде всего оплот Православия и русского влияния на близ живущее местное население балтийских племен (эстов и сету), а также организатора хозяйственной деятельности в крае и, наконец, русский военный опорный пункт.

http://sobory.ru/article/?object=00282

Я хорошо запомнила, когда приезжала к нему в гости на приход в Йыхви (самый первый приход Святейшего), что люди шли к нему постоянно и он никогда никому не отказывал в пастырской помощи. Заболел кто-то или в аварию попал, в любое время суток он одевается и идет, чтобы отслужить, причастить, соборовать… При этом я бы не сказала, чтобы он обладал, как говорят, железным здоровьем. У него с детства с сердцем было не очень хорошо, порок сердца был, а вообще здоровье у него было нормальное. Он быстро вырос, и, как говорят, сердце не поспело. Ну а потом ничего, потом он и учился, и работал, и служил, и никаких у него не было особых проблем со здоровьем. Ну, может быть, болел ангиной. Последний раз мы встречались, когда он приезжал с визитом в Ригу два с половиной года назад. Наша встреча длилась всего две-три минуты. У Святейшего все поездки всегда были расписаны до минуты! Поэтому он и со мной успевал встретиться. И был очень рад, что я специально приехала с ним повидаться в Ригу, но на большее мы не смогли рассчитывать, к сожалению. И когда я приезжала к нему в Москву, и то мы не всегда могли с ним особенно пообщаться наедине. Жизнь Патриарха была очень-очень сложной. Но для меня он остался не только Патриархом, но и братом. Близким родственником и близким человеком.   Биография Святейшего Патриарха Алексия II    Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (в миру — Алексей Михайлович Ридигер) родился 23 февраля 1929 года в Таллине в православной дворянской семье. Отец его, рукоположенный в 1940 году во иерея, в течение 16 лет был настоятелем Таллинской Рождества Богородицы Казанской церкви, мать — дочь полковника Белой армии, расстрелянного большевиками. С детства Алексей Ридигер прислуживал в церкви, был алтарником Таллинского Александро-Невского собора, с пятнадцати лет — иподиаконом у архиепископа Таллинского и Эстонского Павла (Дмитровского), затем у епископа Исидора (Богоявленского). В 1946 году, в 17 лет, Алексей Ридигер сдал экзамены в Петербургскую (Ленинградскую) духовную семинарию, не был принят по возрасту (как несовершеннолетний), но в 1947-м был зачислен сразу на 3-й курс. В 1950-м поступил в Петербургскую духовную академию. 15 апреля 1950 года рукоположен во диакона, а 17 апреля 1950 года — во священника и назначен настоятелем Богоявленской церкви шахтерского городка Йыхви (Johvi) в Эстонии. «Паства была непростая, — вспоминал позже Святейший Патриарх, — аварийность на шахтах была высокой, многие погибали; как пастырю мне пришлось иметь дело со сложными судьбами, с семейными драмами». 15 июля 1957 года отец Алексей был назначен настоятелем Успенского собора города Тарту (Юрьев) и в течение года совмещал служение в двух храмах. Православные в Эстонии сохранили о нем память как о священнике, открытом «для доверчивого с ним общения… Не было никакого напряжения между русскими и эстонскими приходами, тем более между священнослужителями».

http://pravmir.ru/obekt-doveriya/

В Новгороде, непосредственно не затронутом ни Батыевым нашествием, ни «Неврюевой ратью», известие о переписи было встречено с особенным ожесточением. Волнения в городе продолжались целый год. На стороне горожан оказался даже сын Александра князь Василий. При появлении отца, сопровождавшего татар, он бежал в Псков. На этот раз новгородцы избежали переписи, ограничившись выплатой богатой дани татарам. Но их отказ исполнить ордынскую волю вызвал гнев великого князя. Василий был сослан в Суздаль, зачинщики беспорядков жестоко наказаны: одних, по приказанию Александра, казнили, другим «урезали» нос, третьих ослепили. Лишь зимой 1259 года новгородцы, наконец, согласились «дать число». Тем не менее появление татарских чиновников вызвало в городе новый мятеж. Лишь при личном участии Александра и под защитой княжеской дружины перепись была проведена. «И начали окаянные ездить по улицам, переписывая дома христианские», сообщает новгородский летописец. После окончания переписи и отъезда татар Александр покинул Новгород, оставив в нем князем малолетнего сына Дмитрия. В 1262 году Александр заключил мир с литовским князем Миндовгом. В том же году он послал большое войско под номинальным командованием своего сына Дмитрия против Ливонского ордена. В этом походе приняли участие дружины младшего брата Александра Невского Ярослава (с которым он успел примириться), а также его нового союзника, литовского князя Товтивила, обосновавшегося в Полоцке. Поход завершился крупной победой — был взят город Юрьев (Тарту). В конце того же 1262 года Александр в четвертый (и последний) раз отправился в Орду. «Было в те времена насилие великое от иноверных, — рассказывает княжеское Житие, — гнали они христиан, заставляя их воевать на своей стороне. Князь же великий Александр пошел к царю (ордынскому хану Берке. — А. К.), чтобы отмолить людей своих от этой беды». Наверное, князь стремился также избавить Русь от новой карательной экспедиции татар: в том же 1262 году в ряде русских городов (Ростове, Суздале, Ярославле) вспыхнуло народное восстание против бесчинств сборщиков татарской дани.

http://pravmir.ru/aleksandr-nevskij-mysl...

•  Город Юрьев основан в 1030 г. Ярославом Мудрым, сыном св. равноапостольного вел. князя Владимира (память его 15 июля). Первая церковь им построена во имя св. великомученика Георгия. С XIII в. по 1893 г. город назывался Дерптом (Тартуское епископство), в 1893—1919 гг. опять Юрьевом, с 1919 г. по настоящее время — Тарту. Находится в Эстонии, большинство православных приходов которой в юрисдикции Московской Патриархии.  •  Священник Иоанн, ушедший от притеснений инославных в Псковскую землю, принял иноческий постриг с наречением ему имени Иона и основал на границе с Ливонией обитель, известную как Псково-Печерский монастырь. Блаженный Исидор Твердислов, Христа Ради Юродивый, Ростовский чудотворец (+ 1474) Память его празднуется 14 мая в день преставления и 23 мая вместе с Собором Ростово-Ярославских святых Св., блаженный Исидор был родом из Пруссии.Он в юности принял Православие и отрекся от мира, стал юродствовать и покинул богатый дом родителей с посохом в руках. Придя в Россию, он остановился в Ростове Великоми, полюбив его за красоту, остался в нем жить. Он построил себе хижину из веток в городе, на возвышенном сухом месте посреди огромной лужи, и прожил в ней до самой своей кончины. Впрочем, он удалялся в нее только для молитвы. Дни же он проводил на улицах города, терпя всякие поношения. Раз один ростовский купец плыл по морю. Началась буря, и корабль погибал. Бросили жребий, чтобы узнать, за чьи грехи все погибают и кого надо бросить в воду. Жребий пал на самого хозяина. Его посадили на доску и спустили в море. Долго носило его по волнам, и наконец он стал тонуть. Тогда явился ему блаженный Исидор. «Узнаешь ли ты меня?» — спросил он. «Раб Божий Исидор, помоги мне!» — с трудом проговорил несчастный. Блаженный посадил его опять на доску, направил ее вслед за кораблем и, догнав его, посадил на него купца. Спутники его, увидев его в своей среде, были объяты страхом и радостью, потому что поняли, что произошло чудо. Купец же молчал, потому что блаженный запретил ему рассказывать о случившемся с ним. Вернувшись в Ростов, купец каждый раз, когда встречал блаженного Исидора, еще издали почтительно ему кланялся, но если юродивый сам проходил мимо него, то каждый раз подтверждал свое запрещение. И купец всегда говорил, что был спасен от смерти Божественной силой.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

После издания Манифеста «Об укреплении начал веротерпимости» (17 апр. 1905) от Православия отказались только 3 тыс. чел., хотя в антиправосл. кругах прогнозировали отход от Православия не менее 50 тыс. чел. Численно небольшой, но постоянный переход местного населения из лютеранства в Православие сохранялся и в последующие годы. Накануне первой мировой войны в Рижской епархии насчитывалось 49 латыш. и более 10 смешанных русско-латыш. приходов. С началом первой мировой войны правосл. приходы взяли на себя заботу о семьях тех, кто были призваны на фронт, оказывали материальную помощь эвакуированным и беженцам, а также раненым солдатам. С наступлением герм. войск в Курляндии большинство прихожан покинули родные места. В июле 1915 г. в ходе общей эвакуации учреждений из Лифляндской губ. были вывезены наиболее ценные утварь, иконы, колокола, документы и книги из церковных архивов и б-к; были эвакуированы Рижская ДС, все высшее духовенство епархии и насельники мон-рей. После архиерейской службы в Риге (3 июля 1915) еп. Рижский и Митавский Иоанн (Смирнов) в сопровождении большой группы духовенства отбыл в Юрьев (Тарту). В авг. 1917 г. по просьбе депутатов от Рижского еп-ства на Всероссийском Поместном Соборе патриарх свт. Тихон и Синод разрешили предоставить управление епархией архиерею латыш. или эст. происхождения. 31 дек. 1917 г. эстонца сщмч. Платона (Кульбуша) хиротонисали в викарного еп. Ревельского, затем ему было передано управление всей Рижской епархией. А. В. Гаврилин 1918-1940 гг. После заключения перемирия с Германией 18 нояб. 1918 г. была провозглашена Латвийская демократическая Республика (ЛР). Главой Народного совета избран Я. Чаксте, главой Временного правительства - К. Улманис. В ходе наступления из России красных латыш. стрелков 17 дек. 1918 г. в г. Валке было объявлено о восстановлении советской власти, а 13 янв. 1919 г., после занятия ими Риги (3 янв.), была провозглашена Советская Латвийская Республика. Борьба за власть между большевиками и национально-демократическими силами на большей части Л. продолжалась до лета 1919 г. Красная Армия советской Л. включала части латыш. стрелков и рабочей гвардии. На стороне ЛР выступали создаваемые части национальной армии, герм. войска, оставленные в Л. по решению Антанты, и отряды «ландесвера» в основном из прибалт. немцев. Правительство Улманиса, находясь в Лиепае и контролируя небольшую территорию в Курземе, начало раздачу земли крестьянам и проведение др. социальных реформ. Советское правительство Стучки пошло по пути полной национализации всех промышленных и ремесленных предприятий, торговли, медицинских учреждений и т. п., а также создания сельскохозяйственных коммун, жестко подавляя сопротивление крестьян, желавших получить землю в собственность. Многие латыш. стрелки после установления советской власти посчитали свою миссию выполненной и разошлись по домам, что было воспринято как дезертирство, каравшееся революционным трибуналом. Это также настраивало население против советской власти.

http://pravenc.ru/text/2463151.html

Примечания 1. Исидор, митрополит киевский и всея Руси (1437-1441). 2. 8 сентября. 3. 14 сентября. 4. Авраамий, епископ Суздальский (упоминается в 1437-1440 гг.). 5. Борис Александрович, великий князь тверской (1425-1461). 6. Илья, епископ тверской (упомин. в 1437, 1438, 1451 гг.). 7. Евфимий II, архиепископ Великого Новгорода (1429-1458). 8. Речь идет о соборе святой Софии, патронажном храме Великого Новгорода. 9. 6 декабря. 10. Речь идет о соборе святой Троицы, патрональном храме Пскова. 11. " Немци " , " Немецкая земля " -- в данном случае Ливония. 12. 24 января. 13. Имеется в виду замок Фербек, принадлежавший дерптскому епископу. 14. Юрьев -- русское название города Дерпта, современный Тарту (Эстонская ССР). 15. " Господином " здесь и далее называется митрополит Исидор. 16. Ратман -- член городского совета (рата); раты имелись в немецких городах. 17. Геннинг Шарпенберг, архиепископ Рижский (1424?1448). 18. Фома -- посол великого князя тверского Бориса Александровича на Флорентийском соборе. 19. Преполовление праздника -- срединный день праздника; в данном случае название праздника -- середина между Пасхой и Троицей, который в 1438 г. приходился на 7 мая. 20. Богородица Одигитрия -- путеводительница. 21. 22 мая. 22. " Божницами " здесь и далее называются католические храмы. 23. Речь идет о представлении на сюжет евангельского рассказа о поклонении волхвов младенцу Христу; одни исследователи считают, что участники русского церковного посольства видели в Любеке мистерию, другие -- представление с куклами, приводимыми в движение механизмом. 24. Здесь описаны водозаборное устройство, подававшее воду в водопровод, мукомольня и сукновальня, в которых также использовалась сила воды. 25. 6 июня, " пяток " -- пятница. 26. При проезде через Германию употребляется немецкая миля, равная 7,5 км, при проезде через Италию -- итальянская миля, равная 1,25 км. 27. Установить, какая река так названа в " Хождении... " , не удалось. 28. Автор " Хождения... " сравнивает черепицы с покрытием лемехом -- пластинами из осинового дерева, которые он видел у себя на родине.

http://sedmitza.ru/lib/text/443997/

Жена Софья Александровна Николаева и дочь Татьяна. 1955 г. Мы вообще думали, что никуда мы не уедем, потому что жена моя – талантливый химик, ее прочили оставить на кафедре неорганической химии. Но на химфаке началась выволочка партийной команды. Очень мало партийных, надо обязательно молодежь, студенчество, аспирантов агитировать и увеличивать количество членов партии. И бедной моей жене сказали прямо: «Мы, конечно, думаем о том, чтобы вас оставить при университете. По окончании аспирантуры вам уже уготовано место на кафедре, все будет нормально. Но вы должны подать заявление в партию». А моя жена была человек гордый; рассказывают, что она вот так подняла голову и сказала: «Такой ценой в партию я вступать не буду». Ну, и тут же распределение. Дали три вуза – Тарту, Вильнюс, Кишинев. Кстати, все республики, которые недавно присоединились к стране, и видимо, там была большая нужда в кадрах. Мы, конечно, выбрали Тарту, как наиболее близкий и известный нам университет. Так, благодаря жене, я вынужден был переехать в Тарту. Тут же был зачислен в аспирантуру, чистая фикция, поскольку руководителем оставалась профессор Астахова. Но через год я окончил аспирантуру, был оставлен при кафедре Тартуского университета, а ещё через год уже был заведующим кафедрой. Дальше я привлек семью Лотмана в университет, они начинали в учительском институте в Тарту. Потом я передал Юрию Михайловичу Лотману эту кафедру. А почему мы вернулись в Питер? Тоже из-за жены. Понимаете, она электрохимик, и у них некоторые приборы стоили много десятков тысяч рублей. А в Тарту давали в год на весь химфак только тысячу рублей. Хватало на пробирки и какие-то химикалии. Жена очень быстро нашла исследовательский институт «Гипроникель» в Питере и перевелась туда, ну а потом и я за нею же. Меня взяли на кафедру русской литературы в Ленинградском университете. Дальше уже была другая, питерская жизнь. О кафедре в Тарту, обыске у Лотмана и «марксистской семиотике» Очень быстро мы начали создавать молодежную группу. И, слава Богу, был замечательный ректор, который позволил нам очень рано, уже в 50-е годы заложить основы настоящей кафедры, научной и человечески близкой.

http://pravmir.ru/boris-egorov-lyubov-i-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010