Из деисусного чина церкви в честь положения ризы и пояса Пресвятой Богородицы (с. Бородава Вологодской области). Собрание Музея древнерусского искусства им. Андрея Рублева Церковь в первую очередь вспоминает и прославляет великомученика, претерпевшего страшные страдания и мученическую кончину и тем запечатлевшего свою веру во Христа; свидетельством этого почитания является как иконопись, с которой мы начали разговор, так и храмы и обители — вспомним хотя бы древний Юрьев монастырь близ Новгорода (главный и старейший храм в нем ненамного младше знаменитой новгородской Святой Софии). Да и «осенний» праздник — память святого Георгия 26 ноября по юлианскому календарю — празднуется как раз в честь освящения Георгиевской церкви в Киеве в XI веке. «Весенний Егорий» (память святого Георгия 23 апреля) пользовался особым почитанием у земледельцев, просивших его упасти скотину от диких зверей. Наконец, военачальник-мученик, мученик-победоносец закономерно становился «княжеским», «дружинным» святым. Неслучайно Георгий — одно из довольно распространенных «княжеских» имен, и даже Ярослав Мудрый во святом Крещении был Георгием. Уместно вспомнить здесь и города, носившие это имя,— Юрьев-Польской, Юрьев-Поволжский (Юрьевец) или, скажем, Юрьев в Прибалтике — впоследствии Дерпт, а ныне эстонский Тарту. — Вы справедливо отметили разнообразие древнерусской иконографии святого Георгия. И всё же это имя в первую очередь ассоциируется с изображением чуда о змие. — Да, не будет преувеличением сказать, что большинству русских людей имя святого Георгия в первую очередь приводит на память икону, изображающую всадника с копьем — победителя змия (дракона). И это совпадение одного из чудес святого Победоносца с излюбленным мифологическим и сказочным сюжетом змееборства также, вероятно, поддерживало «популярность» именно этого угодника. Великомученик Георгий. Фреска Дионисия, 1502-1503 гг. (собор Рождества Пресвятой Богородицы Ферапонтова Белозерского монастыря, Вологодская область)      И символом первопрестольной столицы Русского государства со временем становится также образ чуда Георгия о змие, хотя путь святого Победоносца на московский герб и на герб всея Руси, Великия, Малыя и Белыя, а затем Российской империи не был простым.

http://pravoslavie.ru/93135.html

Монета великого князя Ярослава Мудрого. XI в. Но существуют данные и о другой церкви в Юрьеве, построенной во имя святителя Николая . Епископ Павел утверждал, что князь Ярослав построил здесь две православные церкви, «одну — во имя св. Николая Чудотворца, другую же — во имя своего ангела, великомученика Георгия» . О существовании двух церквей, по мнению А. Сапунова , говорит и повесть о начале и основании Псково-Печерского монастыря: «Бяше же в то время священник некий, именем Иоанн, от Московския страны, по прозванию Шесник; сей Иоанн бе священствуя во граде Юрьеве Ливонском со Исидором пресвитером в храме святаго Николая Чудотворца и великомученика Георгия, его же великий князь Ярослав Владимирович Киевский от имения своего устроил» . Память об основании князем Ярославом церквей в Юрьеве сохранялась, и на факт их основания впоследствии неоднократно ссылались в различных дипломатических документах. Так, в частности, царь Иоанн IV писал датскому королю Фредерику II, предъявлявшему свои права на Эстонию: «Великий князь Георгий Владимирович, именуемый Ярославом, завоевал Ливонию, основал город Юрьев, построил там церкви греческие, обложил всю землю данию» . При сыне и преемнике царя Иоанна Феодоре Иоанновиче русские бояре выдвигали те же аргументы послам германского императора Рудольфа II: «Великого государя нашего прародитель великий князь Ярослав город Юрьев поставил в свое имя и храм в Юрьеве ангела своего имя страстотерпца Христова Георгия поставил» . Во время раскопок в Тарту в 1982 г. на территории Ботанического сада были обнаружены человеческие кости, а впоследствии и остатки выложенной из кирпича и булыжника стены. Ученые высказали предположение, что это древнее кладбище и северная часть фундамента предполагаемой Георгиевской церкви XIV–XV вв. По-видимому, в конце XV в. церковь святого Георгия была уже разрушена, вероятнее всего деятелями Ганзы, мстившими за закрытие Торговой палатой важного для Ганзы «Петровского двора». Еще в 1918 г. местный краевед и историк города Тарту Рихард Отто предположил, что церковь святого Георгия первоначально находилась на улице Лай в районе так называемых Русских ворот, теперь это территория Ботанического сада. Его предположение подтвердилось записью, найденной в одном из протоколов городской ратуши под 1555 г., о том, что церковь святого Георгия находилась во владении некоего Ханса фон Карпена, «что перед Русскими воротами». Эта версия подтверждается также и тем, что одна из угловых башен расположенной здесь городской стены носила название Георгиевской еще в 1590 г. Храм по своему типу напоминал так называемые купеческие церкви, в которых имелись и обширные помещения-склады. К сожалению, конкретные представления о подобных русских церквах отсутствуют. В Риге и Таллине на предполагаемом месте подобных построек расположены теперь новые жилые кварталы, и потому они закрыты для раскопок археологов.

http://sedmitza.ru/lib/text/430064/

При монастыре школа с общежитием, богадельня, больница для братии и приходящих. В монастыре погребены князья и княгини Новгорода и другие. К монастырю приписан Перынский скит, в 1 версте от него, в 4 верстах от Новгорода, при истоке реки Волхова из озера Ильменя; здесь находилась церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, основанная, по преданию, первым Новгородским епископом Иоакимом в 995 году на месте, где стоял славянский идол Перун. Перынский монастырь, упоминаемый в 1386 году, в 1764 году был упразднен, а в 1828 году восстановлен и приписан к Юрьеву монастырю. Храм во имя Рождества Богородицы — каменный, греческой архитектуры X века, не раз возобновлявшийся. Ежегодно 8 сентября совершается в скит из Юрьева монастыря крестный ход; только в этот день, то есть один раз в год, в скит допускаются женщины. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Действующий мужской монастырь XII века, расположенный у истоков Волхова, близ озера Ильмень, является частью грандиозной природной панорамы, которую оживляют небольшие каменные храмы южных окрестностей города. Это южный форпост Великого Новгорода, основанный великим киевским князем Ярославом, при крещении получившим имя Георгий (в честь Георгия Победоносца). Свято-Юрьев монастырь считается первым православным монастырем Новгородской земли. Название монастыря впервые упоминается в летописи в связи с постройкой собора Св. Георгия в 1119 году. Главный храм Юрьева монастыря удивительно гармоничен, будто высечен из куска белого камня. В нем можно увидеть фрагменты фресковой живописи XII в. В архимандритском корпусе Юрьева монастыря находится Новгородское епархиальное духовное училище. Существует и легендарная дата основания Юрьева монастыря — 1030 год. Тогда, после победы над чудью, князь Ярослав Мудрый в честь своего небесного покровителя Георгия (Юрия) основал город Юрьев (Тарту, Эстония) и построил храмы в Новгороде и Киеве. Для храма в Новгороде избрали место на пути к загородной резиденции, которая находилась в селе Ракомо на берегу озера Ильмень. Здесь и возник монастырь. Самые ранние документальные сведения относятся к 1119 году, когда князь Всеволод Мстиславович заложил «церковь камену во имя Георгия, а мастер трудился Петр».

http://sobory.ru/article/?object=00164

Справочник-путеводитель " Монастыри русской православной церкви " под ред. Рудин и Кузнецов, 2001 г. Юрьев монастырь основан на левом берегу Волхова в 1030 году князем Ярославом Мудрым после похода на чудь. Там на чудских землях был основан одноименный монастырь в городе, названном Юрьевом (нынешний Тарту). Монастырь князь, названый в святом крещении Георгием (Юрием), посвятил своему небесному покровителю. Юрьев монастырь второй по времени создания после Киево-Печерской лавры монастырь в Древней Руси и старейший в нынешних границах России. Монастырь процветал в эпоху 13-15 вв., владея несметными богатствами и землями по всей Руси; его архимандрит считался вторым человеком в иерархии новгородских священнослужителей после самого архиепископа. После падения Новгородской республики в 16 веке часть земель отошла к Москве, в 17 веке последовало шведское разорение, а в 18 веке по екатериненской церковной реформе монастырь лишился части земель. В начале 19 века монастырь значительно приумножил свои богатства за счет щедрых подарков графини Орловой. Обитель становится одним из крупнейших монастырей России. Произошло это в годы, когда настоятелем монастыря был получивший неоднозначную известность архимандрит Фотий (1792–1838). В 1929 году монастырь был закрыт. Входящих в монастырь встречают Святые ворота и высящаяся над ними четырёхъярусная 52-метровая колокольня, построенная в 1838–1841 гг. архитектором Соколовым по проекту Карло Росси. Строилась колокольня на деньги графини Анны Орловой, правда, уже после смерти Фотия. Колокольня поражает своей величественностью  некоторой несоразмерностью частей. Легенда гласит, что был спроектирован пятый ярус, но вычеркнут на плане императором Николаем I - в те времена существовало правило, согласно которому не полагалось строить на Руси колокольни, превосходившие по высоте колокольню Ивана Великого в Московском кремле. В центре монастырского двора находится Георгиевский собор. Рядом с ним распростёрта каменная беседка с резной чашей. Это святой источник или киворий, вода к которому была подведена от скважины, находившейся в нескольких километрах от монастыря. Во время Великой Отечественной войны труба, соединявшая скважину и киворий, была повреждена, и с тех пор чаша источника пуста. Северо-западнее собора высится ныне восстанавливаемая церковь во имя Спаса Нерукотворного образа (Спасо-Орловская) с примыкающими к ней настоятельскими покоями. На юго-востоке расположен белый Орловский братский корпус. В северо-восточный угол монастырских стен встроен Крестовоздвиженский собор. Недоступна для посетителей южная часть монастыря. Там, за фруктовым садом, виднеется главка церкви, построенной в честь любимой иконы Фотия — Богородицы «Неопалимая Купина». Доступ в этот храм открыт только монашествующим.

http://sobory.ru/article/?object=00164

В конце 1917 года он принял монашество с именем Платон и стал епископом Ревельским. Владыка ревностно восстанавливал в Эстонии приходскую жизнь, объезжал дальние приходы, ободряя смятенные революционными событиями души верующих. От духовенства он требовал близости к народу. В 1917–1918 годах епископ Платон участвовал в Поместном Соборе Русской Православной Церкви. Владыка перенес свою кафедру в Юрьев (нынеТарту). Когда в конце 1918 года город захватили большевики, владыку арестовали прямо в алтаре храма во время всенощной. В тюрьме над ним жестоко издевались, а когда на допросе от него потребовали, чтобы он перестал проповедовать Евангелие, владыка ответил: «Как только меня выпустят на свободу, я буду вновь повсеместно славить Господа». В ночь на 1 января 1919 года, когда празднуется Обрезание Господне и память святителя Василия Великого , епископ Платон принял мученическую кончину вместе с протоиереем Николаем Бежаницким и протоиереем Михаилом Блейве. Днем Белая армия освободила город. Останки епископа Платона перенесли в Таллинн и погребли в Спасо-Преображенском соборе. Прославлен священномученик Платон, епископ Ревельский, на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2000 году. Священномученик протоиерей Михаил Блейве родился 29 октября 1873 года в Оллустфере Феллинского уезда Лифляндской губернии в семье псаломщика Ивана Петровича Блейве и его жены Акилины Христофоровны. Окончив Рижскую духовную семинарию, Михаил Иванович как обладатель красивого тенора был оставлен в Риге певчим архиерейского хора и псаломщиком Иоанновской церкви в архиерейской мызе. Женившись на дочери священника Любови Феодоровне Луговской, он был рукоположен в священный сан. Местом священнического служения отца Михаила стал Гарьельский приход Верроского благочиния. С большой энергией он заботился о церковном пении, произносил проповеди , преподавал в школе, помогал бедным. Затем отец Михаил был переведен в Ниггенскую церковь и назначен благочинным. После служения в Рингенской церкви, отец Михаил становится священником Успенского собора города Юрьева (нынеТарту).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Скачать epub pdf Глава 10. Платон, епископ Ревельский 14 января 1919 г. – день мученической кончины первого национального епископа Эстонской Церкви Платона, зверски убитого большевиками в подвале Кредитного банка в городе Юрьев. Епископ Платон, в миру Павел Петрович Кульбуш, сын псаломщика Рижской епархии, родился 13 июля 1869 г. По окончании курса Санкт-Петербургской духовной академии со степенью кандидата-магистранта богословия он был в 1894 г. определен на должность настоятеля эстонского православного прихода в Петербург. Занимая эту должность в течение 23 лет, отец Павел Кульбуш по достоинству выдвинулся в первые ряды столичного духовенства, как выдающийся пастырь и администратор. Когда в Эстонской Православной Церкви в 1917 г. возник вопрос о замещении кафедры бывшей Рижской епархии, то общий голос духовенства и мирян назвал имя о. Павла Кульбуша. Св. Синод признал желание православных эстонцев заслуживающим удовлетворения, а о. Павла достойным кандидатом на должность епископа. 13 января 1918 г. отец Павел Кульбуш (в монашестве Платон) митрополитом Петроградским Вениамином (убитым большевиками в ночь с 12 на 13 августа 1922 г.) и епископом Лужским Артемием был рукоположен в сан епископа. Вступив в управление вверенными ему православными приходами в Эстонии, владыка Платон ревностно принялся за восстановление приходской жизни, пришедшей в расстройство за время революционной смуты 1917 г. Время было страшное: грабежи, насилия, убийства вносили в жизнь ужас и отчаяние, люди не были уверены в завтрашнем дне и нуждались в духовном ободрении и утешении. Епископ Платон за время своего кратковременного святительства лично посетил 71 приход, всюду восстанавливая нарушенную церковную жизнь и словами любви и ободрения внося утешение в смятенные души верующих. Но недолго православное духовенство и народ Эстонии пользовались счастьем быть водимыми своим мудрым и благостным архипастырем. 19 декабря 1918 г. немецкие войска, оккупировавшие Эстонию во второй половине года, покинули город Тарту (бывший Юрьев), где в то время, оправляясь от перенесенной тяжелой болезни, проживал епископ Платон.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Лишь после смерти Мстислава Ярослав Мудрый перенес свою постоянную резиденцию из Новгорода в стольный Киев. Наместником в Новгород он послал тогда старшего из своих сыновей – Владимира. Тогда же епископом Новгородским был поставлен Лука по прозвищу Жидята, который мог давать советы юному и неопытному в правительственных делах наместнику. Ярослав Мудрый вошел в историю как градостроитель Ярослав Мудрый вошел в историю как градостроитель, он заложил Ярославль на Волге, Ярославль в Прикарпатье, впоследствии оказавшийся в Польше, а также названные именем его небесного покровителя Георгия Победоносца города Юрьев (Тарту) и Юрьев Русский (ныне Белая Церковь) и Новгород Северский. В его правление велось масштабное строительство в Киеве. Самым опасным врагом Руси в правление Ярослава оставались, как и при его отце святом Владимире, печенеги. В год смерти князя Мстислава, когда Ярослав еще пребывал в Новгороде, к нему пришла тревожная весть о том, что степняки осадили стольный Киев. Ярослав «собрав воя многы – варягы и словены – и прииде Кыеву, и вьниде в град свой. И бе же печенег бе-щисла. Ярослав же выступи из града, исполчи дружину, и постави варягы по среде, а на правей стране кыяны, и на левемь криле новгородце, и сташа пред городом. А печенезе приступати начаша, и соступишася на месте, идеже есть ныне Святая Софья… бе бо тогда поле вне града. И бе сеча зла, и одва одолев к вечеру Ярослав. И побегоша печенезе раздно и не ведахуся, камо бежаче, и овии, бегающе, тоняху в Ситомли, инеи же во инех реках, и тако погибоша» . В продолжение своего правления Ярослав вел пограничные войны, либо защищая пределы Руси, либо отодвигая их В продолжение своего правления Ярослав не раз вел пограничные войны, либо защищая пределы Руси, либо отодвигая их, либо оказывая вооруженную помощь союзнику. В 1036-м г. его войско еще раз одолело печенежскую орду у стен Киева. В этом сражении в составе русской рати сражались варяжские наемники, которые под этим годом в последний раз упоминаются в «Повести временных лет». В 1038-м г. Ярослав воевал с ятвягами – балтским народом, обитавшим в соседстве с дреговичами на западе современной Белоруссии, в 1040-м «иде на литву», и в том же году «иде Ярослав на мазовшаны» – западнославянское племя, обитавшее на северо-востоке современной Польши, «в лодьях» по Западному Бугу и Висле. В 1042-м г. сын Ярослава Владимир выступил из Новгорода в поход «на ямь», вместе с «сумью», или «суоми», «и победи я»; в походе на коней русского войска напал мор, и многие из них издохли. В 1047-м г. Ярослав снова воевал с мазовшанами и «победи я, и князя их уби Моислава, и покори я Казимеру» , польскому королю, с которым его связывали родственные узы: внук Болеслава Храброго Казимир был женат на сестре Ярослава Марии, в Польше носившей имя Добронега. В качестве брачного вена Казимир отпустил 800 пленников, взятых его дедом Болеславом, когда тот захватил Киев, действуя в интересах своего зятя Святополка Окаянного.

http://pravoslavie.ru/158137.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Платон Ревельский, сщмч. - житие Священномученик Платон, епископ Ревельский (в миру Павел Петрович Кзельбут (Кульбуш), родился 13 июля 1869 года в Рижской губернии в эстонской семье псаломщика. В 1893-м году окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию и принял сан священника. В 1904-м году назначается настоятелем Эстонского Православного Свято-Исидоровского храма в Санкт-Петербурге и занимает эту должность в течении 13 лет. Отец Платон сумел объединить православных эстонцев столицы в один приход.24 декабря 1917 года он принимает монашество и возводится в сан архимандрита, а 31 декабря 1917 года хиротонисуется священномучеником митрополитом Петроградским Вениамином (Казанским, память 31 июля) во епископа Ревельского в Александро-Невском соборе города Ревеля. Владыка ревностно восстанавливает в Эстонии приходскую жизнь, объезжает дальние приходы, ободряя смятенные революционными событиями души верующих. От духовенства он требовал близости к народу: «Ныне сила в народе, в единении с ним, — писал он в своём Послании, — нужно духовенству искать частого общения с ним, встреч, разговоров, знакомства с их настроениями, надеждами, исканиями». В 1917-1918-м годах Святитель принимает участие в Поместном Соборе Русской Православной Церкви. Но чтобы не быть отрезанным от своей паствы, Владыка спешно возвращается в Ревель за несколько дней до прихода туда германских войск. Чтобы быть ближе к пасомым, он переносит свою кафедру в город Юрьев. С 1918 по 1919 годы Владыка временно управляет и Рижской епархией. После того, как немецкие войска, оккупировавшие Эстонию, покинули Тарту (бывший Юрьев), город заняли большевики. 20 декабря 1918 года Владыку арестовали вооружённые красноармейцы прямо в алтаре храма во время всенощной. Причём один из них сел на Престол, как был, в шапке и закурил. Епископа грубо разоблачили. Святителя и арестованных с ним 17 человек заключили в подвал бывшего кредитного Банка, превращённого большевиками в тюрьму, где они подверглись всяческим издевательствам. Владыку заставляли под конвоем носить через весь город пятипудовые мешки, под тяжестью которых он падал. Так мучили его 12 дней. Вскоре пришло известие о приближении Белой Армии. В ночь на 1 января Владыку вызвали на ночной допрос. Комиссар настаивал, чтобы он перестал проповедовать Евангелие, на что Святитель ответил: «Как только меня выпустят на свободу, я буду вновь повсеместно славить Господа».

http://pravicon.com/info-3223

В начавшейся в янв. 1558 г. Ливонской войне К. возглавил сторожевой полк, принял участие в походах на Нейшлосс (Сыренск), Нейгаузен (Новгородок), Дерпт (Юрьев, ныне Тарту), Вербек (замок на р. Эмбах) во главе передового полка. В июне 1558 г. К. участвовал в походе из Пскова «к немецкым городам» войска кн. П. И. Шуйского. В этом походе К. был, по его словам, одним из «трех великих воевод» ( Ерусалимский. 2009. Т. 2. С. 99). В нач. зимы 1558/59 г. он вернулся в Москву «со великою и светлою победою» (Там же. С. 110). 11 марта 1559 г. К. был 2-м воеводой в походе «по крымским вестям» против хана Девлет-Гирея; в том же году направлен из Калуги в Мценск на оборону южных рубежей на Оке. В февр.-марте 1560 г., после конфиденциальной беседы с царем, К. был назначен 1-м воеводой большого полка. Принял участие в осаде Феллина (Вильян; ныне г. Вильянди, Эстония) и в захвате еще неск. городов, возможно Тарваста и Полчева. В кон. 1560 г. произошла неудачная для русских битва под Вайсенштайном (ныне г. Пайде, Эстония), в исходе к-рой Иоанн IV обвинял К. (Переписка Ивана Грозного. 1993. С. 38). Пребывая при дворе, К. был свидетелем падения лидеров Избранной рады, что считал позднее результатом самодержавных амбиций царя. С этим связана уверенность К., что опричное окружение, которое в его сочинениях уподоблено бесам («кромешники», «полк сатанинский»), сформировалось еще в период изгнания Сильвестра и опалы Адашева. 25 марта 1562 г. К.- один из воевод в пограничных с Литвой Великих Луках. 28 мая К. «с товарыщи» напали на Витебск, захватили острог с артиллерией, сожгли посад и округу (были сожжены 24 церкви, в чем позднее князь раскаивался). После взятия Полоцка (15 февр. 1563), в к-ром К. принимал участие, 8 марта он был отправлен в Юрьев Ливонский наместником сроком на год (от дня Вербного воскресенья - с 3 апр.). Службу в Юрьеве К. считал несправедливым преследованием, а Иоанн IV утверждал, что наложил на него «с милостию опалу» (Там же. С. 8, 38; РИБ. Т. 31. Стб. 381). В качестве юрьевского наместника К. в кон. 1563 г. проводит неудачные переговоры со шведским наместником о передаче г. Гельмета русским, безуспешно пытается добиться привилегий ливонскому дворянству и купечеству.

http://pravenc.ru/text/2462277.html

Здесь Николай Бронников обучался в церковно-приходской школе, затем отец отвез его в Усть-Сысольск и определил учиться в духовное училище. После его окончания он поступил в Вологодскую духовную семинарию, а после завершения обучения работал в церковно-приходской школе родного села Пыелдино. Но при этом мечтал стать врачом. И обратился к земским властям, чтобы ему поспособствовали получить образование в Юрьевском университете. Как земский стипендиат, он поступил учиться в Юрьев (ныне город Тарту в Эстонии) на медицинское отделение. Обращает Анна Георгиевна мое внимание на то, что совершить такой поступок – уехать в далекий город Юрьев и поступить в университет – удавалось немногим. Он стал одним из первых местных уроженцев, кто получил такую возможность. В Юрьеве он встречает будущую супругу Эмилию Янус, которая переходит в православную веру с именем Марии Ивановны. В Юрьеве у Бронниковых рождается единственный сын Николай. Вскоре семья переезжает в Коми край, где Николая Бронникова назначают уездным врачом в село Усть-Вымь. В 1913 году семья Бронниковых переезжает в город Усть-Сысольск. 12 апреля этого же года резолюцией Его Преосвященства Преосвященнейшего Алексия, епископа Велико-Устюжского, он был утвержден в должности бесплатного врача при Усть-Сысольском духовном училище, а с 1 сентября того же года – платным врачом. Умер врач Николай Бронников от сыпного тифа, заразившись при осмотре больного В течение последних восьми лет Николай Бронников состоял заведующим врачом Нювчимского чугунолитейного завода. Умер врач Николай Бронников в 1919 году от сыпного тифа, заразившись при осмотре больного. Кроме врачевания, Николай Бронников активно занимался и общественной деятельностью. Сохранилось заявление Николая Бронникова в земскую управу, датированное мартом 1915 года, такого содержания: «Прошу управу зачислить меня членом уездной комиссии Вологодского губернского общественного Комитета Великой Княгини Елизаветы Федоровны по оказанию помощи семьям призванных на войну».

http://pravoslavie.ru/106054.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010