Покорили огнем и мечом тевтоны и датчане и племена латов-латышей, ливов и эстов. На их землях был создан могущественный Ливонский орден. Шведы и ливонцы постоянно пытались оттеснить русских от выхода в Балтийское – Варяжское море. Стремились полностью взять в свои руки ключевые пункты на знаменитом торговом пути «из варяг в греки». Были утеряны многие русские владения в Прибалтике. Юрьев – город, основанный Ярославом Мудрым, стал ливонским Дерптом (Тарту), Ругодив – Нарвой. Но сохранялся выход к Балтике у Господина Великого Новгорода: часть восточного побережья Финского залива и устье Невы. Шведы десятилетиями упорно пытались захватить берега Невы и Финского залива, чтобы отрезать Новгород от морского побережья, отнять у русских морской путь в Западную Европу. Построили на новгородских землях мощную крепость Ландскрону – «Венец земли». Но новгородцы не раз громили шведов, взяли они штурмом и Ландскрону. И, чтобы обезопасить свою землю, в 1323 году внук Александра Невского князь Юрий Данилович построил на Ореховом острове крепость Орешек, преградив шведам путь в русские владения. Новгородцами наголову были разгромлены флот и армия шведского короля Магнуса, который двинулся в поход, чтобы отнять у русских выход к морю. Новгородские крепости Ладога, Ям, Копорье, Орешек, Корела защищали Русскую землю с северо-запада. В 1492 году государем Иваном III был заложен на границе с Эстонией, напротив Нарвы, но в русских владениях, Иван-город. Иван-город стал передовой крепостью и портом, через который шла русская торговля на Балтике. Первый русский царь Иоанн Васильевич Грозный, продолжая дело деда, Великого князя Московского и всея Руси Ивана III, и отца своего государя Василия III, собирал под рукой Москвы русские земли. Москва издавна боролась с Литвой и Польшей за древние русские земли и города, попавшие под власть Литвы после татарского нашествия. Отвоевывали Смоленск. Продолжали биться с наследниками Золотой Орды – Казанью, Астраханским ханством, Крымом. Было сокрушено Казанское ханство, с помощью Османской империи давившее на Русь. Взята Астрахань. Путь по Волге на Каспий и дальше в Персию и на Восток стал свободен. Вел государь Иоанн IV и войны с Крымским ханством. После монголо-татарского нашествия Русь была отрезана от выхода в Черное море. А ведь греки когда-то Черное море называли Русским морем.

http://ruskline.ru/opp/2021/11/02/rossiy...

Краткие сведения о святой Вассе и ее супруге сообщает «Повесть о Псково-Печерском монастыре». Преподобные Васса и Иона (в миру Мария и Иоанн) жили в XV в.; муж Марии, отец Иоанн, происходил «из Московския земли», за что псковичи прозвали его Шерстником, то есть пришельцем. Матушка Мария была полна самоотвержения во имя любви к мужу, детям и ближнему. Но выше этого у нее была любовь ко Господу. Она, в любой опасности безстрашная, безропотная, в трудах и любви неутомимая, и страданиях несокрушимая, жила по слову Апостола: “Да будет украшением вашим в нетленной красоте духа сокровенный человек”. Вся ее жизнь принадлежала мужу, служителю Престола Господня. По промыслу Божию, отец Иоанн вместе с матушкой и детьми во второй половине XV столетия прибыли в ливонский город Юрьев (Тарту). “Видя преславное житие, – поется в акафисте Псково-Печерским Преподобным, – и терпение мужа своего, не устрашилася еси трудов и подвигов, преподобная мати Вассо... Радуйся, скорби пастырские и гонения от латинян в Дерпте с супругом твоим разделившая...” (икос 5). Действительно, злоба католического духовенства и ливонских рыцарей к Православию и его последователям была настолько ожесточенной, что семья священника Иоанна вынуждена ыла в 1470 – 1471 гг. бежать в ближайший город Псков, а оставшийся в Юрьеве пресвитер Исидор и с ним еще 72 человека, вскоре приняли мученическую смерть – 8 января 1472 г. католики бросили их под лед реки Омовжи (современное название – Эмайыга). (Отец Исидор позже был канонизирован РПЦ в лике священномучеников). Летописец свидетельствует, что, прибыв в Псков, отец Иоанн с женой и двумя детьми взялся за новое делание. Прослышав об открытии неподалеку от ливонской границы, около ручья Каменца, “Богом зданной пещеры”, священник посмотрел на нее как на возможное место своих будущих покаянных монашеских трудов и отправился туда. Семейство поселилось в небольшой деревне у крестьянина Ивана Дементьева близ речки Пачковки. Отец Иоанн вставал рано утром, еще затемно, и отправлялся к Святой Горе, где к западу от открытой “Богом зданной пещеры” копал церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

Интересна судьба и старшей внучки прот. Валентина. Как уже упоминалось, старшая дочь батюшки Александра была замужем за Евгением Вячеславовичем Пассеком, ученым-юристом, ректором Юрьевского (ныне Тарту) Университета. Этот очень умный и образованный человек происходил из древнего дворянского рода и был очень уважаем отцом Валентином. Семь лет в семье не было детей. Отец Валентин посоветовал печальным родителям молиться Божией Матери. Стоя пред иконой, висевшей в изголовьи кровати, Александра Валентиновна горячо молилась Пресвятой Богородице, обещая в случае рождения дочери назвать ее в честь Самой Владычицы Девы Марии. Родилась дочь. И, хотя на Руси, в отличие от других православных стран, это было не очень принято, девочку крестили Марией именно в честь Пресвятой Богородицы и праздновали день ее Ангела 21 сентября. Конец жизни Е. В. Пассека был трагичен. Многонациональный Юрьев был городом немалых общественно-политических проблем. Во время студенческих волнений в 1905 году Е. В. Пассек стал защищать своих студентов, запретил городовым избивать их, стараясь разрешать все проблемы внутренними средствами, и был за это отдан под суд. Он отказался от адвоката, желая защищаться сам, но в день суда скончался от сердечного приступа. Это было в 1912 году. Дочь Пассеков Мария Евгеньевна выросла благочестивым и высоко образованным человеком. Имела степень доктора наук, знала десять иностранных языков, заведовала кафедрой в Институте иностранных языков, преподавала на курсах в МИДе. В этом учреждении готовили послов, поэтому Марии Евгеньевне настоятельно советовали вступить в партию. Она ответила: «Передайте своему секретарю, что Мария Евгеньевна ходит в церковь ». Больше к ней с вопросами не подходили. Мария Евгеньевна была замужем за известным профессором, юристом-международником В. Э. Грабарем (братом художника директора Третьяковской галереи И. Э. Грабаря). М. Е. Грабарь-Пассек работала также в Институте мировой литературы, занималась переводами, главным образом, с древнегреческого и латинского языков. В качестве «памятников латинской литературы» Мария Евгеньевна в советские времена переводила и издавала отрывки из творений Святых Отцов и сведения о них. Под ее редакцией вышел двухтомник «Памятники средневековой латинской литературы» (М., 1970; М., 1972), в который, в частности, вошли отрывки из творений свт. Амвросия Медиоланского , свт. Григория Великого (Двоеслова) , свт. Григория Турского , блж. Августина , блж. Иеронима, замечательная религиозная поэзия средневековых авторов.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

В Печерский монастырь он был принят 16 августа 1920 года, где ненадолго стал ризничим, но вскоре же и выбыл из него – в ноябре 1921 года, будучи направлен на священническое служение в Юрьев (Тарту). «Всю жизнь пламенной молитвой, вдохновенной проповедью, кропотливым ежедневным трудом и помощью заблудшим боролся [он] за утверждение в народе трезвого образа жизни». Среди обществ трезвости, созданных отцом Павлом в Эстонии, наибольшую известность приобрело общество «Разумный досуг» в Юрьеве, организованное им (после одноименной благотворительной «столовой») в 1921 году и затем, в 1923 году, получившее официальный статус Русского просветительного общества. Крупнейшая в Эстонии русская газета «Последние известия» в апреле 1922 года опубликовала обширную статью, в которой отмечалось, что «известный своими трудами по борьбе с алкоголизмом иеромонах о. Павел Горшков только в 1921 году объехал Печорскую и Изборскую волости, посетил 41 школу, где дал 23 урока, на которых присутствовало 1815 детей, и лекций для 2107 взрослых». Всего же в том году он объездил свыше 100 деревень. В статье также подчеркивалось, что «деятельность о. Павла является новым опытом борьбы с пьянством в Эстонии». Впоследствии отец Павел стал духовником в Свято-Успенском Пюхтицком женском монастыре, трудился в соседних приходах, а в 1937 году вновь поселился в Псково-Печерской обители, подвизаясь в должности монастырского благочинного и помощника отца Настоятеля. Известный в то время русский историк, директор Кондаковского института в Праге П. Е. Андреев (в дальнейшем – профессор Кембриджского университета) вспоминал: «Отец Павел был интересной фигурой – интеллигент и в то же время убежденный монах. Он уговаривал меня пойти в монастырь». С началом Великой Отечественной войны отец Павел стал Настоятелем обители и пребывал в этой должности до 1944 года. В то тяжелейшее время его особенно поддерживал старец Симеон. – Трудно мне, отче, – жаловался он отцу Симеону, – сил никаких нет. Может, лучше отказаться от своей должности, уйти на покой?

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Отец Михаил был человеком тихим и скромным, с кротким и чистым взглядом ясных глаз, который бывает у людей, живущих глубоко духовной жизнью. Но, несмотря на застенчивость, он обладал твердым характером и без колебаний шел на самопожертвование. Поэтому в 1918 году его выбрали настоятелем Успенского собора. В это трудное время отец Михаил стал произносить свои проповеди в стихотворной форме, которая позволяла ему установить отношения душевной близости с прихожанами. Он призывал не бояться смерти, ибо Христос победил смерть. Среди всеобщего отступления от Истины, помрачения и безнадежности он учил, что для христиан есть только один путь борьбы с богоборческим режимом: покорность воле Божией, молитва о ниспослании вождей, у которых ум сочетается с совестью, об избавлении от власти порочной и продажной, а также посильный и постоянный труд в Церкви. В декабре 1918 года Юрьев захватили большевики. Было запрещено богослужение, начались аресты. Отец Михаил был арестован в алтаре Успенского собора. Его обвинили в нарушении запрета совершать богослужение. Господь удостоил его разделить участь с епископом Платоном, которому отец Михаил был безгранично предан. 1 января 1919 года протоиерей Михаил Блейве был убит вместе с епископом Платоном и настоятелем Георгиевской церкви протоиереем Николаем Бежаницким. Священномученик протоиерей Михаил Блейве был прославлен в 2000 году на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви. Священномученик протоиерей Николай Бежаницкий родился 14 декабря 1859 года в Соонтагской волости Лифляндской губернии в священнической семье. Окончив Рижскую духовную семинарию и женившись на дочери священника, Николай Стефанович Бежаницкий был рукоположен во иерея и назначен в Воронейский приход. Через два года отец Николай был переведен в Керкау, служил в Екатерининской церкви в Верро, затем – в Феллине, а с 1908 года был настоятелем храма святого Георгия в Юрьеве (нынеТарту). Сменив за 36 лет священства пять приходов, отец Николай всей душой привязывался к месту служения, быстро располагая к себе паству.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Характерно, что Евсевий, присутствовавший при освящении построенного Константином храма, не упоминает об обретении Креста его матерью. Из греческих авторов обретение Креста приписывают Елене Феодорит Созомен и Сократ, а из латинских – Амвросий Медиоланский , Руфин. По другой легенде, Крест был вывезен в 614/15 г. персидским царем Хозровом II, а греческий император после победы добился возвращения в 631 г. Креста в церковь на Голгофе. Древнейшее свидетельство принадлежит Кириллу Иерусалимскому (ум. 386 г.), согласно которому честное древо по частям было роздано всей вселенной ( Кирилл Иерусалимский . Огласительные поучения. 4, 10, 13). Нифонт излагает еще одну версию легенды. Чудь – в расширенном понимании финно-угорские племена (весь, ижора, водь, меря, черемисы, мордва), с которыми как с ближайшими соседями контактировали славяне (т. е. чужие, не говорящие на одном со славянами языке). В узко-конкретном смысле чудью называлось одно из прибалтийских племен южного побережья Балтийского моря (предки эстов). При Ярославе Мудром большая их часть была включена в состав древнерусского государства, а в завоеванных русскими землях основан город Юрьев (Тарту). Память об исконном населении сохранилась в названии Чудского озера. Жившая в верховьях Северной Двины чудь Заволочская была данником Новгорода. В вопросе Кирика речь идет о подвластной Новгородской юрисдикции, но не утратившей своей этнической идентичности чуди (заволцкой, псковской). Именно эта чудь упоминается как в составе русских дружин, так и в легенде о призвании варягов (в последней наряду со словенами и кривичами, которые жили в ближайшем соседстве или даже чресполосно с ближайшей к ним чудью) (см.: Петрухин В. Я., Раевский Д. С. Очерки истории древних народов России в древности и раннем средневековье. М., 1998. С. 226–227, 317–320). Именно в среде контактировавших со славянами финских народов языческие пережитки сохранялись дольше всего. На них указывал в XVI в. будущий митрополит Макарий. Археологически эти пережитки также хорошо фиксируются (см.: Спицын А.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь 18 августа 2010 г. 21:30 Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь расположен в 50 км к западу от Пскова. История Летопись повествует о том, как в конце XIV в. отец и сын Селиши, изборские охотники, слышали в глухом лесу близ ручья Каменца «гласы поющих неизреченно и прекрасно» и ощутили благоухание «яко от множества фимиама». Вскоре местные крестьяне приобрели эти земли. По жребию они достались Ивану Дементьеву, который поселился неподалеку, у реки Пачковки. Однажды, когда он рубил лес на склоне горы, одно из поваленных деревьев, падая, увлекло за собой другие. Под корнями одного из них открылся вход в пещеру, а над входом надпись: «Богом зданныя пещеры». Из древнего местного предания известно, что в этом месте жили выходцы из Киево-Печерской обители, бежавшие в псковские пределы из-за многочисленных набегов крымских татар. Летописная история сохранила до нас имя лишь одного из них — «начального инока» преподобного Марка. Датой основания Псково-Печерского монастыря считается 1473 г., когда была освящена Успенская церковь, выкопанная в песчаном холме у ручья Каменца преподобным Ионой. Преподобный Иона, основатель обители, в миру Иоанн, был родом из московских пределов. Придя в Ливонию как миссионер, он служил священником в Георгиевском храме Юрьева-Ливонского (ныне г. Тарту). В то время православный люд подвергался в Ливонии жестоким гонениям со стороны немцев-латинян. Опасаясь за жизнь своей семьи, отец Иоанн вместе с женой Марией и детьми покидает Юрьев и поселяется во Пскове. Здесь священник впервые услышал о «Богом зданной пещере». Сердечное желание с еще большим усердием послужить Господу привело отца Иоанна с семейством поселиться вблизи святого места. Постройка пещерного храма еще не была завершена, когда Мария, его супруга, тяжело заболела. Почувствовав приближение смерти, она приняла монашеский постриг с именем Васса, став первой постриженицей обители. По смерти супруги священник Иоанн также был пострижен в монахи. Как и преподобная Васса, он также причислен к лику Псково-Печерских преподобных. Память преподобных Марка и Ионы совершается 29 марта/11 апреля, а преподобной Вассы — 19 марта/1 апреля.

http://patriarchia.ru/db/text/1249477.ht...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Старейший Таллинский православниый приход церкви святителя Николая Мирликийского Чудотворца ведёт своё начало с древнего торгового двора, основанного русскими купцами в Таллине (тогда, естественно, даже ещё не в Ревеле, а в Колывани) в начале прошлого тысячелетия. Точную дату появления на этом берегу русских купцов установить невозможно. Русская историческая традиция обычно ссылается в этом вопросе на деяния Ярослава Мудрого , который в 1030 г. «сходил» в Ливонию , основал там город Юрьев (Тарту), а в Риге и Колывани церкви и дворы поставил. Первоначально храм располагался на Брокусовой горе. Во время большого пожара 1433 года подворье и храм сгорели. Первый храм на улице Вене к 1437 году Никольская церковь уже располагалась на нынешнем месте - у городской стены, зажатая домами горожан. Власти Ревеля находили неудобным размещение православного храма на возвышенном месте, видном издалека. В тот период улица, на которой был расположен храм, ещё называлась Монастырской, но после реформации в XVI веке,когда доминиканский монастырь прекратил своё сущестование, за улицей, благодаря торговому двору и церкви, закрепилось название Вене (Русская). В истории Никольского храма бывали случаи, когда он подвергался закрытию, ограблению и осквернению. В 1542 г. церковь была временно превращена в городской лазарет. Храм был закрыт и в годы Ливонской войны (1557-1582). Возобновлённый после этой войны Никольский храм ещё долгое время терпел нужду во всём. Государи Московские делали неоднократные пожертвования в Никольскую церковь. Так, до наших дней сохранилась верхняя часть большого и серебряного подсвечника, изготовленного в 1599 году, с дарственной надписью от царя Бориса Годунова . В 1686 году цари Иоанн и Петр Алексеевичи повелели выполнить новый иконостас , иконы для которого были написаны во Пскове . 1 мая 1688 г. состоялось освящение обновлённого храма.

http://drevo-info.ru/articles/16782.html

Лэллэ (Lelle). Церковь Троицы Живоначальной. Церковь. Действует.   Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:1868. Адрес: Lelle, Eidapere side, Kehtna vald, 79002 Raplamaa Координаты: 58.861077, 25.00617 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Приход Лелле открыл свои двери в январе 1851 года. Помещение для служб изначально находилось на хуторе Куллимаа, в 20 км от современной церкви. Церковь была построена из железняка и кирпича в 1868 году и была освящена пярнуским пробстом А. Полетаевым 26 августа 1876 году. Церковь была посвящена Святой Троице. Строительство церкви обошлось в 11 000 рублей. В 1923 году была отремонтирована крыша церкви, в 1924 году была покрашена башня и купол, стоимость ремонта обошлась в 22 000 рублей. Внешне церковь Святой Троицы напоминает многие лютеранские церкви Раплаского уезда: удлинённый четырёхугольный зал церкви с квадратным алтарным помещением в восточной части и с куполом на западе. Помимо колокольни, в церкви также установлена небольшая восьмиугольная кирпичная башня, а сама церковь в основании имеет форму латинского креста. Однако башенка не имеет традиционных луковичных куполов. В церкви был установлен простой иконостас в стиле классицизма. В период с 1923го по 1924 годы в церкви проводился капитальный ремонт, в ходе которого были покрашены башня и купол. Проект-чертеж деревянного храма находится в г. Тарту (Юрьев). Проект рассчитан на 300 человек. Архитектор Н.Е. Ефимов. Троицкая церковь в пос. Лелле была построена в период с 1866-1868 гг. Этот период характеризуется расцветом строительства многих церквей по Эстонии в целом. Деньги выделялись из государственной казны. Пожертвований не хватало. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=12482

Патриаршее приветствие участникам празднования 90-летия образования епископской кафедры Русской Православной Церкви в Ревеле 2 декабря 2007 г. 12:00 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил приветствие участникам празднования 90-летия образования епископской кафедры Русской Православной Церкви в Ревеле . Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Корнилию, Митрополиту Таллинскому и всея Эстонии Участникам празднования 90-летия образования епископской кафедры Русской Православной Церкви в Ревеле 29 ноября — 1 декабря 2007 года Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка Корнилий! Досточтимые отцы, братья и сестры! Сердечно приветствую вас, собравшихся, дабы почтить торжество 90-летия образования епископской кафедры Русской Православной Церкви в городе Ревеле, ныне — богоспасаемом граде Таллине, столице Эстонской Республики. Духовные связи Русской Православной Церкви с Эстонской землей имеют многовековые корни. Православие в Эстонии насаждено было евангельским сеянием духовных делателей Русской Церкви без малого тысячу лет назад — с тех пор, как великим князем Киевской Руси Ярославом Мудрым в 1030 году был основан город Юрьев, ныне Тарту, а в нем воздвижены православные храмы. Промыслу Божию было угодно явить впоследствии в этом граде святость подвига глубоко почитаемых в Эстонии священномученика Исидора пресвитера и с ним 72 мучеников. В XIX веке эстонские приходы были включены в состав Рижской епархии Русской Православной Церкви, а 90 лет назад, когда в Эстонской земле уже насчитывалось 128 православных храмов, они были выделены в особое Ревельское викариатство. Первый же епископ на новоучрежденной кафедре, самоотверженно трудившийся в благовестии среди своих соотечественников и духовном их окормлении, недолго продолжал уготованное ему святительское служение. Господь призвал к Себе верного домостроителя Эстонской Церкви священномученика Платона (Кульбуша), удостоив его принять за слово Божие страдальческую кончину от руки воинствующих безбожников. В тяжкие годы драматичными стали для эстонского Православия многие события ХХ века, отмеченного атеистическими гонениями. Ярость противников Церкви свирепствовала в соседней России, распространялась она и на Эстонию. Однако и в самых трудных условиях архипастыри, пастыри и верные миряне продолжали мужественно нести свое служение, стараясь сохранить отеческое достояние православной веры и не угасить лампаду молитвы. В 1993 году из Наших рук Эстонская Церковь приняла Патриарший Томос, коим подтверждалось ее самоуправление, предоставленное ранее Святителем Тихоном.

http://patriarchia.ru/db/text/332165.htm...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010