2. Немецкие рыцари Последними в Европе христианизировались народы, населявшие восточные берега Балтийского моря. По всей видимости, еще в XI веке восточное христианство проникало сюда, особенно в Карелию и Эстонию, из торгового Новгорода 974 . Однако в конце XII и особенно в XIII столетии здесь развернулось широкое наступление, религиозное и военное, латинского христианства, поддерживаемое папством, а также королевствами Швеции, Дании и Германии. Применение грубой военной силы в целях утверждения западного христианства – как это было при крестовых походах на Ближнем Востоке и при взятии Константинополя в 1204 году – спровоцировало длительное сопротивление языческого населения (которое оставалось таковым еще два века) и восточных христиан. В Финляндии христианизация означала насильственное включение – и политическое, и культурное – в состав Шведского королевства. Это и было осуществлено военным путем в XIII веке. К югу от Финского залива инициатива принадлежала немцам. Центром миссионерской экспансии стала Рига, основанная около 1198 года бременскими купцами. Здесь высадился немецкий епископ Альберт 975 во главе армии немецких и датских крестоносцев; в 1207 году Гогенштауфены признали его феодальным владетелем Латвии. Чтобы расширить свою власть, Альберт основал новый монашеский и военный орден “рыцарей-меченосцев”, известных также под именем “ливонских рыцарей”, задачей которого было обращение язычников. Обеспокоенный союзом Альберта с Гогенштауфенами, папа Иннокентий III отделил Рижскую епархию от Бременской митрополии и подчинил ее непосредственно Риму. Он же установил прямой контроль над рыцарями (в 1204 году). В Эстонии исконно русский город Юрьев (Дорпат, Дерпт – современный Тарту) тоже стал резиденцией немецкого епископа. Ливонский орден, созданный в Риге, вскоре был усилен новым пополнением: тевтонскими рьщарями. Рыцари созданного в Германии Тевтонского ордена были участниками палестинского крестового похода (1191–1198), и в 1226 году Конрад Мазовецкий позвал орден для борьбы с пруссами – балтийским народом, соседствовавшим с католической Польшей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Уже к концу осени он подготовил сохранную опись 718 . Приблизительно в начале 1922 года московский архив Святейшего Синода был переправлен в Петроград и передан во 2-е отделение IV секции ЕГАФ. Когда именно С.Г. Рункевич оставил службу при канцелярии Высшего церковного управления – неизвестно. По крайней мере, Н.В. Нумеров в письме к митрополиту Антонию (Храповицкому) от 1/14 сентября 1921 года уже не упоминает его среди служащих канцелярии 719 . С 1920 года до, предположительно, середины 1922 года С.Г. Рункевич состоял научным сотрудником Главархива. В апреле 1921 года из производственного отдела Главкустпрома он перешел на работу в Культкомиссию, где исполнял обязанности по личным сношениям с учреждениями, разработке принципиальных и общих вопросов, а также обязанности секретаря. Помимо этого С.Г. Рункевич принял на себя исполнение должности библиотекаря организованной по его инициативе при Культкомиссии «в культурно-просветительных целях» библиотеки. Уже в течение нескольких месяцев он привлек в библиотеку более двухсот читателей, а ежедневный обмен составлял 40–50 лиц 720 . В Москве С.Г. Рункевича держали дела, связанные исключительно с судьбой церковных архивов, и в частности с архивами ВЦУ. Еще в 1920–1921 годах его звали в Воронежский университет занять профессорскую кафедру на историко-филологическом факультете. Университет в Воронеже был основан в июле 1918 года на базе Юрьевского университета (г. Юрьев, ныне Тарту). В марте 1918 года, после оккупации Эстонии германскими войсками, местные власти начали осуществлять политику превращения Дерптского университета в немецкое учебное заведение. Русские профессора и студенты были лишены всяких источников существования, им было предписано покинуть территорию Эстонии. Закрытие университета вызвало среди преподавателей тревогу за его судьбу. Тогда было принято решение о перемещении университета в Центральную Россию, и в качестве желательного пункта, где могла бы возобновиться деятельность университета, назывался город Воронеж, куда он и был эвакуирован в том же году. Университету было присвоено имя Ленинского Комсомола. Первым ректором университета стал ученый-историк профессор В.Э. Регель (1856–1932). Именно он предложил С.Г. Рункевичу занять кафедру в университете. Надо сказать, что с Воронежем Рункевич был связан уже достаточно давно, еще в 1908 году он был избран почетным членом местного Церковного историко-археологического комитета 721 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Национальным государством без имперских амбиций, но с определенными имперскими инструментами можно считать и Венгрию. В составе империи Габсбургов она сама была самой настоящей «империей второго порядка», и после Первой мировой очень долго изживала «травму Трианона» (Трианон - французский замок, входящий в Версальский комплекс, место подписания в 1920 году мирного договора, по которому Венгрия лишилась 72 % территории и 64 % населения, в том числе трех миллионов этнических венгров). Даже в социалистический период о Трианоне говорили как о национальной трагедии, причем такие слова можно было услышать и от руководителя страны Яноша Кадара. Нынешняя Венгрия не претендует, по крайней мере, прямо и открыто, на территориальную ирреденту. Но она активно предоставляет гражданство венграм из других, особенно соседних государств (сейчас количество таких иностранных граждан Венгрии перевалило за миллион) и всеми средствами защищает венгерскую диаспору там, где ей угрожает опасность или притеснения. Разумеется, особо это касается Украины, венгерская правозащитная политика в отношении которой могла бы быть учебным пособием для России. Но Россия в обличье Российской Федерации учиться не хочет. Она по близорукости управляющего класса или по злому умыслу, а скорее всего, вследствие сочетания обоих этих обстоятельств, отвергла весь собственный многовековый опыт и опыт других государств. Столетиями мы сочетали в своих походах и дипломатических усилиях национальный и имперский принцип. Мы поверяли ирредентизмом геополитические интересы, последовательно возвращая русские православные земли Речи Посполитой. То же самое, пусть и в чуть меньшей степени, можно сказать и о присоединение Прибалтики, где русские - коренное население со времен первых Рюриковичей (а эстонский город Тарту, второй по численности и первый по культурному значению, был, напомним, основан под названием Юрьев князем Ярославом Мудрым). Мы сочетали геополитику и конфессиональную солидарность, продвигаясь вперед на Северный Кавказ и не только расширяя свои владения, но и защищая православных грузин от набегов дагестанских горцев, так называемой «лекианобы». Мы в первую очередь из экономических и геополитических соображений, в рамках «большой игры» с Британией, пришли в Среднюю Азию, но здешняя земля, обильно политая кровью русских солдат и убитых туземцами мирных поселенцев, стала нашей и в национальном смысле.

http://ruskline.ru/opp/2018/iyun/13/russ...

Школьный апостол и апостол трезвости Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 37, 2003 7 августа, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 37, 2003 Социальная педагогика С. А. Рачинского. К 170-летию со дня рождения Сегодня мало кому из педагогов известно имя Сергея Александровича Рачинского. А между тем, по отзывам современников, “Рачинский — это имя мирового значения. Когда педагогическая мысль займется изучением его принципов, она, может быть, о нем первом скажет, что он был не педагог — переводчик западных идеалов на русскую почву, а творец самобытных русских идеалов просвещения” 1 . “Для нашей педагогики значение его неизмеримо велико Несомненно, придет время, когда имя его будет для нашего учительства такою же путеводною звездою, таким же лозунгом, каким служит для западно-европейских учителей имя Песталоцци и для всего мира педагогов имя славянина Ам.Коменского” 2 . Хочется извлечь из забвения имя великого русского педагога Сергея Александровича Рачинского и сделать его замечательный опыт достоянием всего российского учительства и, прежде всего, конечно, православных педагогов. Сергей Александрович Рачинский родился 2(15) мая 1833 года в селе Татеве Бельского уезда Смоленской губернии (ныне район Тверской области). До 11 лет Рачинский жил в Татеве, затем вся семья переехала в Юрьев (тогда — Дерпт, а теперь Тарту), тихий университетский городок, живший умственными интересами, а через четыре года — в Москву. В течение года Рачинский приготовляется к университетскому экзамену, в 1849 году поступает на медицинский факультет Московского университета, но так как его влекли к себе естественные науки, через год он переводится вольным слушателем на естественный факультет. В 1853 году, 20 лет от роду он уже был кандидатом естественных наук, а вскоре выдержал магистерский экзамен. По окончании университета Сергей Александрович некоторое время служил в Архиве Министерства иностранных дел, а осенью 1856 года уехал за границу для подготовки к профессорской деятельности. Избрав своей специальностью ботанику, Сер­гей Александрович работал у Шахта в Берлине и у Шлейдена в Вене. Известный ученый-ботаник М. Я. Шлейден (1804–1881) столь высоко ценил своего ученика, что поместил его частное письмо об отношении искусства к природе, написанное по поводу одного натюрморта голландского мастера, в качестве предисловия к своему классическому труду “Die Pflanze” (“Рас­тения”).

http://pravmir.ru/shkolnyiy-apostol-i-ap...

Обида жгла ему сердце. Его воинские заслуги оказались забытыми. И вот теперь послы «Господина Великого Новгорода» сами пришли к его отцу и сами попросили: «Княже, дай нам твоего сына! Его хотим князем к себе». Плохи были дела Новгорода. Вражеская петля быстро затягивалась на его горле. Если бы не это, никогда бы не явились послы гордой вечевой республики за человеком, когда-то обиженным ими. Но сейчас нужда заставляла новгородцев проявить смирение. Неумолимый враг стоял у ворот, и они не могли с ним справиться. Вот уже несколько десятилетий новгородцам противостояли немецкие рыцари. В 1202 году был образован немецкий рыцарский Орден меченосцев. В его задачи входило захватить земли в Прибалтике и обратить местное население в римско-католическую веру. Орден вел энергичное наступление. Рыцари покоряли языческие племена, но затем схлестнулись с христианским Полоцким княжеством. Сражение шло за сражением. Взяв город Феллин (Вильянди), немцы повесили весь русский гарнизон… В1224 году после кровопролитной осады рыцари взяли город Юрьев. Позднее его станут называть Дерпт, затем —Тарту. Там появился немецкий епископ. Но через два года их разбил Ярослав Всеволодович. А в 1236 году литовцы нанесли им страшное поражение при Сауле. Наступление немцев на Русь приостановилось, власть их в Прибалтике повисла на волоске. В 1237 году по указанию папы Римского силы Ордена меченосцев были пополнены: его объединили с могучим Тевтонским орденом. Новые отряды рыцарей прибыли из Германии на подмогу. Новгородские послы рассказывали: пока Александр Ярославич отсутствовал в Новгороде, там случилось немало бед. Немцы вновь перешли в наступление. Они взяли Изборск, сожгли его и перебили весь гарнизон. Псковская рать, направленная против рыцарей, была разбита армией Германа — епископа Дерптского. В бою с немцами погиб псковский воевода Гаврила Гориславич, а вместе с ним пало 600 псковичей. Вскоре вражеское войско осадило и сам Псков. Псковичи еще не оправились от поражения под Изборском, они не могли долго сопротивляться. Псков рыцарям не удалось взять силой, но там оказалась влиятельной пронемецкая партия с неким Твердилой Иванковичем во главе. Она отдала город немцам, разделив с ними власть над богатейшей областью.

http://veraifoma.ru/famblog/ledovoe-pobo...

Одолев Святополка и помирившись с другим братом, Мстиславом, Ярослав употреблял вооруженные силы на защиту границ государства и на расширение его пределов. В 1029-м г. он помог Мстиславу изгнать ясов из захваченной ими Тмутаракани. В следующем году Ярослав успешно воевал с чудью, заложив на отвоеванной у нее земле город Юрьев, позже переименованный в Дерпт и затем в Тарту. В том же году был возвращен в состав Русского государства захваченный ранее поляками город Белз. В ту пору Польша охвачена была смутой, разразившейся после смерти Болеслава Храброго, постигшей его в 1025-м г., вскоре после того как он был первым из польских правителей удостоен королевской короны. Против его преемника Мешко II вспыхнул мятеж, в ходе которого «вьставше, людье избиша епископы, и попы, и бояры своя» . Соправители Руси решили вмешаться в польскую смуту, поддержав притязания на королевский престол старшего брата Мешко Безприма. В 1031-м году Ярослав и Мстислав «собраста воя многы, и идоста на Ляхы» . В русском стане находился тогда и король Норвежский Харальд III Суровый, который, потерпев поражение в междоусобице, бежал из своей страны к Ярославу Мудрому в Новгород, как это сделал ранее, в 1028-м г., его сводный брат святой Олаф, чья супруга Астрид была сестрой жены Ярослава Ингигерды. В результате польского похода русских князей в состав Руси были возвращены Червен и Перемышль, в плен захвачено много поляков, которых братья разделили между собой, после чего Ярослав поселил доставшихся ему пленников в укрепленных городах по берегу Роси, в пограничье с печенежскими кочевьями. В 1036-м г. князь Мстислав после охоты «разболеся и умре. И положиша и в церкви Святаго Спаса, юже создал сам» . Это был князь, унаследовавший от своего деда Святослава воинственный характер, и, как характеризует его летописец, он был «дебел телом, чермьномь лицемь, великома очима, храбр на рати, и милостив, и любяше дружину повелику, и имения не щадяще, ни питья, ни ядения не браняше» своим дружинникам. Единственный сын князя Евстафий умер ребенком за 3 года до кончины отца, так что наследником Мстислава стал его старший брат Ярослав Мудрый, который с тех пор правил Русью как единодержавец, как монарх в изначальном значении слова. Правда, сохранялся еще Полоцкий удел, где правил племянник Ярослава Брячислав, а после его кончины в 1044-м г. – сын Брячислава Всеслав, но и Полоцкие князья, державшиеся независимо, все же признавали верховенство Великого князя Киевского. Опасаясь соперничества со стороны своего младшего брата Судислава, Ярослав повелел посадить его в темницу в Пскове.

http://pravoslavie.ru/158137.html

Генрих Латвийский. Титульный лист «Хроники Ливонии». Франкфурт; Лпц., 1740 (ГПИБ) Генрих Латвийский. Титульный лист «Хроники Ливонии». Франкфурт; Лпц., 1740 (ГПИБ) Одна из основных сюжетных линий повествования - отношения между католиками («латинянами») и православными («русскими христианами»). Замысел хрониста состоял, видимо, в том, чтобы показать моральное превосходство католич. Церкви как носительницы общехрист. идеи. Согласно «Хронике», проповедь христианства у язычников-ливов начал в 1184 г. Мейнард, рукоположенный в 1186 г. во епископа и действовавший при согласии полоцкого князя, верховная власть к-рого в низовьях Зап. Двины признавалась в католич. мире. В землях новообращенных ливов, данников Полоцка, были построены каменные крепости для защиты от нападений язычников-литовцев. Но правосл. рус. князья, заключившие, как сообщает хронист, союз с язычниками-эстами и литовцами, отвергли планы совместных действий по распространению христианства в регионе. Г. Л., изображая победы «латинян» над превосходящими по численности силами русских и язычников, подчеркивает моральное «превосходство» католич. Церкви над правосл., в частности приводя примеры добровольного перехода из Православия в «латинскую» веру жителей бассейна р. Имера и правителей латгальской земли Толова (Талава). Последних крестил Г. Л. по поручению еп. Альберта. Новгородцы, силой начав крестить эстов из крепости Оденпе (Отепя, в рус. летописях - Медвежья голова), не смогли прислать священника для завершения крещения. Г. Л. вместе с пресв. Петром крестил язычников в разных областях Ливонии (совр. Вост. Эстония). Захват правосл. княжеств Кукенойс (Кокнесе) и Герцике (Ерсика) хронист объясняет тем, что их князья поддерживали нападения литовцев, тем самым нанося вред как католикам, так и живущим здесь правосл. христианам. Согласно «Хронике», противников союза с католич. Церковью настигает Божия кара: отправляясь в поход на Ливонию, внезапно погиб полоцкий кн. Владимир (1216), а при осаде крестоносцами эстской крепости Дерпт (Юрьев, Тарту) - бывш. кн. Кукенойса Вячко (Ветсеке) (1224) и т. п.

http://pravenc.ru/text/162143.html

Мало найдется людей больше сделавших для дела народного образования в Российской Империи больше, чем он, но многие ли ныне помнят его. Между тем современники признавали, что «Рачинский − это имя мирового значения. Когда педагогическая мысль займется изучением его принципов, она, может быть, о нем первом скажет, что он был не педагог − переводчик западных идеалов на русскую почву, а творец самобытных русских идеалов просвещения» .     Сергей Александрович Рачинский   Рачинский стал воссоздателем русской народной школы. Всей своей жизнью и деятельностью он доказал, что истинно народное воспитание и обучение возможно на религиозно − нравственной и национальной основе. Проводить свою концепцию в жизнь Рачинский начал в сельской школе, созданной им в его имении, в селе Татево Бельского уезда Смоленской губернии. Рачинские – древний дворянский род из Смоленского Шляхетства, происходящий из Великой Польши и восходящий к XIII веку. Ян Рачинский получил от Владислава IV земли в Бельском уезде; дети его, Даниил и Ян, поступили в 1656 г. в подданство России. К этому роду, внесенному в VI часть родословной книги Смоленской губернии , принадлежал и Сергей Александрович Рачинский. Он родился 2/15 мая 1833 года в селе Татево, Бельского уезда, Смоленской губернии в семейном родовом имении. Отец − Александр Антонович Рачинский (1799-1866), капитан Муромского пехотного полка (свойственник декабриста В.К. Кюхельбекера), в отставке майор. Мать − Варвара Абрамовна Баратынская (1810-1891), сестра знаменитого поэта Евгения Баратынского (1800-1844). Рачинские считались самыми образованными и культурными людьми в уезде. Детство Сережи прошло в старинной дворянской усадьбе. Большой дом с колоннами стоял посреди роскошного парка с вековыми деревьями разных пород и березовой аллеей. Рачинские увлекались цветоводством, и нигде не было в округе таких изумительных цветов. Сергей получил хорошее воспитание, прекрасно знал иностранные языки и музыку. Когда ему исполнилось 11 лет, вся семья переехала в старинный русский университетский город Дерпт (Юрьев), ныне Тарту, а через четыре года − в Москву.

http://ruskline.ru/analitika/2022/07/28/...

Три с лишним года он совмещал служение приходского священника с заочной учебой в академии. В 1953 году отец Алексий окончил духовную академию по первому разряду и был удостоен степени кандидата богословия за курсовое сочинение «Митрополит Московский Филарет (Дроздов) как догматист». 15 июля 1957 года отец Алексий был назначен настоятелем Успенского собора города Тарту (Юрьев) и в течение года совмещал служение в двух храмах. В Тарту он прослужил четыре года. Тарту — университетский город, затихающий в летнее время и оживленный зимой, когда приезжают студенты. Святейший Патриарх сохранил добрую память о старой юрьевской университетской интеллигенции, которая активно участвовала в церковной жизни. Это была живая связь со старой Россией. 17 августа 1958 года отец Алексий был возведен в сан протоиерея. В 1959 году в праздник Преображения Господня умерла мать Святейшего Патриарха. Ей в жизни выпал трудный крест — быть женой и матерью священника в атеистическом государстве. Надежным прибежищем и утешением была молитва — каждый день Елена Иосифовна читала акафист перед иконой Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Отпевали матушку Елену Иосифовну в Тарту, а похоронили в Таллине, на Александро-Невском кладбище — месте упокоения нескольких поколений ее предков. Отец с сыном остались вдвоем. Епископское служение 3 марта 1961 года в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры протоиерей Алексий Ридигер принял монашеский постриг. Вскоре постановлением Священного Синода от 14 августа 1961 года иеромонаху Алексию было определено стать епископом Таллинским и Эстонским с поручением временного управления Рижской епархией. 21 августа 1961 года иеромонах Алексий был возведен в сан архимандрита. 3 сентября 1961 года состоялась хиротония архимандрита Алексия (Ридигера) во епископа Таллинского и Эстонского, временно управляющего Рижской епархией. Это было нелегкое время — разгар хрущевских гонений. Советский вождь, пытаясь реанимировать революционный дух двадцатых годов, требовал буквального исполнения антирелигиозного законодательства 1929 года. Казалось, вернулись довоенные времена с их «пятилеткой безбожия». Правда, новое гонение на Православие кровавым не было — служителей Церкви и православных мирян не истребляли, как прежде, но газеты, радио и телевидение извергали потоки хулы и клеветы на веру и Церковь, а власти и «общественность» травили и преследовали христиан. По всей стране шло массовое закрытие храмов. Резко сократилось и без того малое число духовных учебных заведений.

http://patriarchia.ru/db/text/54129.html

А.И. Комеч «Древнерусское зодчество конца Х – начала XII в.» Москва, Наука, 1987 Начало строительным работам по возведению Георгиевского собора было положено в 1119 году. Инициатором строительства стал великий князь Мстислав I Владимирович. Возводил храм первый из известных древнерусских строителей — мастер Пётр, который предположительно также построил Николо-Дворищенский собор и церковь Благовещения на Городище. Строительство собора длилось 11 лет. Освящение состоялось 12 июля 1130 года. Георгиевский храм стал усыпальницей настоятелей монастыря, ряда русских князей и новгородских посадников. В 1198 году в нём были погребены сыновья новгородского князя Ярослава Владимировича - Изяслав и Ростислава; в 1203 году — новгородский посадник Мирошка Несдинич; в 1233 году — князь Фёдор Ярославич, старший брат Александра Невского, а в 1224 году и его мать Феодосия Мстиславна (в монашестве Ефросиния); в 1453 году — Дмитрий Шемяка. В 1830-е годы провели масштабную реставрацию собора, в ходе которой практически полностью уничтожили фрески XII века. Собор заново расписали, но и новые фрески в 1898 году были утрачены в ходе очередных ремонтных работ. В 1902 году вновь отреставрированный собор освятил архиепископ Новгородский и Старорусский Гурий. В 1929 году Юрьев монастырь закрыли, а богослужения в Георгиевском соборе прекратились. Собор вернули Русской православной церкви только в 1991 году, теперь он вновь действующий. Новгородская третья летопись, фиксирует даты закладки и освящения Георгиевского собора, называет и его автора - мастера Петра. Это первый известный русский архитектор - в Новгороде, его артель, судя по всему, возвела не только Георгиевский собор, но и ещё несколько храмов. Предание относит основание Юрьева монастыря к 1030 году, а его основателем называет Ярослава Мудрого, носившего в крещении имя Георгий. Говорится, что князь поставил монастырь в Новгороде в честь победы над чудью. Однако в летописях мы известий об этом событии не находим. Речь там идёт о другом. Так, в Лаврентьевской летописи сказано: " Иде Ярослав на Чюдь и победи я и постави град Юрьев " . То есть летопись сообщает нам не о Юрьевом монастыре, а об основании города Юрьев, нынешний Тарту. Авторы XIX века (и в том числе известный архимандрит Макарий (Миролюбов), немало потрудившийся на ниве, как мы сказали бы сегодня, " новгородского краеведения " ), называя 1030 год, ссылаются на " Историю Российскую " Василия Татищева, написанную в 1730-х годах, но мы знаем, насколько неточно Татищев нередко трактовал летописные факты. Вероятнее всего, и с датировкой Юрьева монастыря вышла ошибка. А проверить её было нечем - монастырский архив полностью погиб во время разорения обители шведами в начале XVII столетия.

http://sobory.ru/article/?object=05348

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010