Она совершила свой подвиг не из страха адских мучений, нет! Этот мотив отсутствует. Мне представляется, что многие из нас любят Марию как любил ее лев, который лизал ее мертвые ноги, а затем помог старцу Зосиме ископать для нее могилу в иссохшей, окаменевшей земле. Что мог знать этот зверь о грехе, покаянии, прощении? Он чувствовал любовь – ту, райскую, утраченную с грехопадением человека, после которого вся тварь совокупно стенает и мучается доныне (Рим. 8: 22). Я читала где-то о том, почему животные всегда дружили со святыми, служили им: они звериными своими душами чувствовали дыхание Рая . И нам, грешным, это не чуждо – тянуться, даже безотчетно, на струю райского воздуха. Но нам нельзя, конечно, на этом «зверином» или безотчетном этапе задерживаться – ведь мы люди. И пример святых должен научить нас покаянию. Но о нашей любви к Марии можно сказать и иначе. Перечитывая ее житие дома или слушая его в храме, мы видим, что она совершила свой подвиг… не из страха адских мучений, нет! Этот мотив отсутствует. Мария сделала это именно из любви к Богу, которая жила в ней, вопреки грешной и блудной жизни. А любовь к Нему неотрывна от любви к человеку и немыслима без нее. Вот почему мы верим и знаем, что изможденная и нагая пустынница-египтянка с белыми выжженными волосами любит нас и поможет нам. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Евгений 17 апреля 2024, 14:17 Праведная мати Мария ,моли Бога о нас. Ирина 27 апреля 2020, 17:58 Мария, спаси Господи за статью !!! Светлана Лазарева 21 марта 2018, 22:18 Пришла сейчас из храма....три часа молились и все думала о ней,о покаянии,а прочитала статью и расплакалась так мне жалко ее стало!!!!Загадка Марии!!! Павел 31 марта 2017, 18:04 Прости меня Ольга 30 марта 2017, 16:34 Читаю, плачу и вопию: Святая праведная Мария Египетская моли Бога о мне грешнице окаянной. Дмитрий Собриевский 25 марта 2015, 16:42 Вот еще жизненная ситуация, повод, когда к мати Марии можно " возопить всем сердцем " с твердой надеждой быть услышанным. Отправной точкой её покаяния я считаю момент, когда её отбросило от Креста. Это момент не осознания своей мерзости, а момент дара её УВИДЕТЬ.

http://pravoslavie.ru/69656.html

В результате суда Божия одни будут удостоены праздничного брачного пира, то есть вечного блаженного торжества в Царстве Небесном, а другие будут изгнаны во тьму кромешную, где будет плач и скрежет зубов . Таким образом, ад и рай начинаются и растут уже здесь, на земле, в сердцах человеческих. За власть над ними борются Бог и диавол. При этом каждый сам сознательно и добровольно становится на ту или иную стороны, сам насаждает и взращивает в себе или ад, или рай, или и тот и другой попеременно. Соответственно, каждый сам приводит себя или в райское, или в адское состояние уже здесь, на земле, сам добровольно встает в ряды или учеников, или врагов Христовых. По сути, своим семенем, ростком, стеблем и первыми плодами рай и ад находятся в земной жизни человека, и только последними и самыми высшими плодами – в его загробной жизни. В связи с этим все рассуждения, с одной стороны, сторонников теории всеобщего спасения , с другой, атеистов о том, что адские муки – это проявление жестокости Бога, противоречащей Его абсолютной Любви, совершенно некорректны. Первые из этого делают вывод о том, что ад – состояние временное и все, даже бесы, в итоге будут спасены любящим Богом; вторые – о том, что христианство в основе своей принципиально противоречиво, а раз так, то нет и не может быть никакого Бога . Если есть вечный ад, то нет Бога Любви! – так они рассуждают. Поэтому если мы принимаем Бога, то следует отказаться от ада; если же принимаем ад, то следует отказаться от Бога. Наличие вечных адских мучений – всего лишь проявление уважения Богом человеческой свободы В действительности же наличие вечных адских мучений – всего лишь проявление уважения Богом человеческой свободы, которое, в свою очередь, является проявлением Его любви. Бог уважает и принимает свободный выбор человека, даже если он враждебен Его воле. Если человек решает для себя жить без Бога, сам мучает себя своими собственными грехами, то Бог предоставляет ему такую возможность (попускает – в православной терминологии) .

http://pravoslavie.ru/160022.html

Еще о многом спрашивал отец Варсонофий младенца, и младенец отвечал ему на все вопросы его, только все это было отцом Варсонофием забыто. Он помнил только из этой беседы, что он обращался к окружающей братии, говоря им, чтобы и они предлагали вопросы свои младенцу, так как он на все отвечает. Но братия стояли молча, и никто у младенца того ничего не спрашивал. Тогда отец Варсонофий вспомнил об аде и спросил: «А ад ты видел? Скажи мне: тяжки в нем мучения?». И показалось отцу Варсонофию, что младенец не находил слов, чтобы с достаточной силой изобразить лютость адских мучений. И в то же время явилось у ног отца Варсонофия чудовищное животное, которое беспрестанно на его глазах меняло свой вид, подымалось, делилось на части и мало-помалу исчезало. Что было это за странное животное, отец Варсонофий определить не мог, но ему во сне подумалось, глядя на все его видоизменения, что в них заключен образ многоразличных степеней адских мучений. После этого видения отец Варсонофий младенца уже более не видел; а как будто сквозь какую-то отворенную дверь вышел он к братии и рассказал им об ужасах ада, как сам он мог понять это из своего видения. Проснулся отец Варсонофий в великом страхе и тут пришел будильщик возвестить о времени идти служить литургию. Иеродиакон Палладий (Иванов) 55 (†5/18 ноября 1861) Иеродиакон Палладий более 46 лет жил в Оптиной пустыни; был старец строгого нрава и великий подвижник. Родом был из граждан города Глухова. Сначала он поступил в Площанскую пустынь и жил там с отцом Макарием (Ивановым) , который впоследствии стал Оптинским старцем. «На общем послушании, – рассказывал отец Палладий, – мы с отцом Макарием ходили в лапотках. Нам выдавали лыки, и я сам плел лапти для себя и для отца Макария». В Площанской пустыни отец Палладий был пострижен в рясофор и наречен Паисием, а после случайно попал в Оптину пустынь. Когда пришел отец Палладий в эту обитель, не сохранилось сведений. Указом же определен в число оптинского братства 7 мая 1815 года при игумене Авраамии; в монашество пострижен 11 мая 1818 года, рукоположен в иподиакона 30 августа 1830 года, во иеродиакона 13 мая 1831 года. Сначала он проходил разные послушания: жил в засеке на пчельне, потом на пасеке (где теперь скит); делал кирпичи, был поваром, хлебником, трапезным, экономом, пономарем; в последнее время был ризничим, библиотекарем и переплетал книги. Живя в лесной засеке, отец Палладий много перенес искушений от бесов, так что хотел было оставить это место. Но он открыл об этом своему старцу схимонаху отцу Иоанникию, духовными советами которого руководствовался. Отец Иоанникий прочел над ним молитву и благословил его иконой Божией Матери, которую отец Палладий чтил до самой своей смерти; и с тех пор он за молитвы старца избавился от бесовских страхований.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Слышу там речи Судии к подсудимым и ответы судимых Царю. Каждому назначается в удел, что ему следует: проводившим жизнь хорошую – наслаждение царствием, а человеконенавистникам и злым – огненное мучение и притом, вечное (τιμωρα πυρς, κα ατη διαιωνζουσα) 848 . 4) В слове «против ростовщиков» Григорий Нисский , рассказав историю одного известного ему ростовщика, умершего внезапно, не сообщив никому из домашних, где зарыто золото, и оставившего таким образом детей нищими, говорит: «достойно своему образу жизни и окончил ее суетный приобретатель денег», подвергавший себя тяжким лишениям и голоду, собравший наследство – себе вечное наказание (τν ανιον κλασιν), а детям нищету» 849 . 5) В трактате «о душе и воскресении» св. отец, признавая, что загробные мучения будут имеет характер нравственного врачевания, а не наказания (в собственном смысле) грешников, вместе с тем высказывает мысль, что это врачевание или, в известном смысле, наказание, может, в отношении к некоторым грешникам, быть настолько продолжительно, что сделается «соразмерным вечности» (πρς λον απωνα συνδιαμετρεται) 850 . А об Иуде предателе св. отец в одном месте даже прямо выражается, что для него, «по причине глубоко укоренившегося порока, очистительное наказание продолжится в беспредельность (ες πειρον)», т. е. в бесконечность 851 . Из приведенных сейчас мест видимо вытекает то заключение, что св. Григорий признавал вечность адских мучений. Но, с другой стороны, не менее, если не более, ясны и вышеуказанные нами места, где проводится совершенно противоположная мысль. Таким образом сам собой возникает вопрос. В чем собственно состояло учение Григория Нисского о загробной участи грешников? Признавал ли он имеющее некогда наступить всеобщее восстановление тварных существ в первобытное совершенное состояние, или напротив, держался учения о нескончаемости адских мучений и о невозможности для всего без исключения рода человеческого (и демонов) вступить когда–либо в тесное общение с Источником всякого блага? Вопрос этот спорный, а потому, прежде чем высказать свое мнение, мы обратимся предварительно к рассмотрению того, какие суждения о данном предмете высказывались другими.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Tihomi...

Впрочем, как бы ни были продолжительны огненные мучения, тем не менее они, по убеждению Оригена , прекратятся, когда грешники, освободившись от них, перейдут к Иисусу Христу 134 . Считая адские мучения средством очищения нравственно-испорченной природы умерших грешников и полагая, что их продолжительность стоит в прямой зависимости от степени греховности того или иного грешника, Ориген , естественно, должен был признать мысль о том, что загробные наказания имеют временный характер. И действительно, он отрицал вечность адских мучений, потому что она, по его мнению, не совместима ни с понятием о Боге, как совершеннейшем Враче человеческих душ 135 , ни с понятием о врачуемом через адские наказания грешном человеке, как свободном существе, следовательно, всегда обладающем способностью к исправлению. По мнению Оригена , так как все разумные существа обладают свободной волей, то даже для тех из них, которые совершенно погрузились во зло, сделавши последнее как бы второй своей природой, не потеряна возможность исправления и возвращения в состояние первобытного совершенства, если не в настоящем или следующем веке, то, по крайней мере, в будущих веках 136 . Однако, считая адские мучения временными, Ориген во многих местах своих сочинений, следуя языку Св. Писания, угрожает грешникам на том свете вечными (aeternus или ανιος) наказаниями в огне или во тьме кромешной 137 . Этим Ориген дал повод думать, что он при решении одного и того же вопроса высказывал противоречивые суждения. Но, чтобы устранить это видимое противоречие Оригена , достаточно обратить внимание на то, что учение Св. Писания о вечности адских мучений, по его мнению, допущено с воспитательной целью. По представлению Оригена , учение о загробных мучениях, с одной стороны, полезно (τ χρσιμον), а с другой, – истинно (τ ληθς). Оно, по его мнению, вместе с тем ради большей пользы человека возвещается прикровенно (μετ’ πικρψεως συμφερντως λγεται) 138 . Св. Писание, – говорит катехет Александрийский в другом месте, – написано применительно к воззрениям большинства читателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

При уголовно-пенитенциарной точке зрения на вечность адских мучений, софийность мира находит себе предел в антисофийности ада, в котором царит тьма кромешная при отсутствии света Божия, – тёмная анти-софия. Здесь изнемогают всемогущество и Премудрость Божия, но поднимает голову иной принцип бытия, которого и Бог не может обессилить, или же, что еще менее понятно, сам его устанавливает. Сторонники уголовно-пенитенциарного мировоззрения защищают свою точку зрения на вечность ада, видя в ней «педагогическую пользу, чтобы избежать человеческой распущенности, либертинизма, безответственности и фальшивого сентиментализма. Но надо сказать, что такая педагогика цели не достигает: богословское запугивание бесконечными страданиями в адской неизменности бессильно сломить человеческие разум и совесть, не принимающие «вечную» расплату за временные, хотя может быть и очень сильные грехи. Отец Сергий не говорит, подобно Н, А. Бердяеву, что в наше время никто больше не верит в вечность адских мучений, тем не менее, учитывая современную психологию, он сомневается в моральной пользе запугивания: «Реально для человеческой психологии не абстрактно-бесконечное, но непосредственно предстоящее, конкретное страдание. И преобладание педагогики страха в эсхатологии, которое было, может быть, соответственно и действенно в психологии веков минувших, бездейственно и скорее шокирует в наши дни. Мысль, предназначенная к тому, чтобы терроризировать души, цели не достигает. Ошеломляя ужасом сердца чуткие, парализуя в них сыновнюю любовь и детское доверие к Небесному Отцу, уподобляет христианство исламу, подменяя любовь страхом. Богословское запугивание является бессильным и неуместным как не отвечающее достоинству человека, призванного к свободной любви к Богу. Бесспорно здесь должна быть в полной силе признана аксиома, что всякое зло, в котором повинен всякий человек, должно быть им же самим, до глубины и исчерпывающе изжито даже в прощённости своей. Оно не может быть прощено даром , невыстраданно, ибо то была бы не благость, но противоречие правде. Правда Божия непримирима к греху. Он не может быть просто попущен и позабыт, но должен быть явлен пред лицом её. Поэтому и сама мысль о том, что можно безнаказанно избежать последствий греха, есть безумная, малодушная и ложная. Речь может идти совсем не об уклонении от Правды Божией, но о христианском её уразумении. И надо прямо сказать, что разум и совесть не принимают учения о вечности мук, понимаемой в смысле бесконечного времени, в неподвижной его неизменности, как это обычно излагается. Провозглашая бесконечность мук, этим мы утверждали бы вечность зла и совечность его добру, вместе с непобедимой ожесточённостью грешников во вражде к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Нередко, без сомнения, повод к жестокостям давали и пространные изображения адских мучений в коране; служители Аллаха сознательно стремились практиковать в малом виде то, что сам Аллах совершает в большом; так, напр., в индийском восстании 1857 года в ужасах, совершенных над англичанами, адские мучения были положительно взяты за образец. За неуважение к человеческой жизни, ставшее обычным во всех землях ислама, священная война, конечно, несет на себе главную ответственность. Она приучала мусульман к тому, чтобы видеть в неверных обреченную на гибель массу, которая, как предопределенная уже в добычу адских мучений, не имеет ни малейшего права на сострадание. От малого уважения к жизни неверных был уже один только шаг к неуважению жизни самих верующих. История ислама представляет, поэтому на каждой странице своей примеры, с какой беззаботностью играли жизнью своих подданных государи. И так, священная война стала проклятием не только для неверных, но и для самих мусульман. Она сделала из ислама величайшего опустошителя, в какой-нибудь год разорявшего обыкновенно дотла то, чего не мог создать сам он и в целое столетие. К несчастью, созданное мечом не имело прочного, солидного существования; внутренние государственные учреждения, вызванные к жизни исламом, в союзе с домашними и социальными недугами, от которых страдает он, разрушили в конец все мухаммеданские государства. О влиянии, оказанном исламом, в качестве гражданского и политического закона, идет речь в следующей главе. Глава 11. Внутреннее государственное устройство Уже было указано выше, что мусульманское государство при первых халифах было ничто иное, как религиозно-политический союз с целями общих хищнических набегов и завоевательной войны. Система, введенная Омаром, истинным основателем исламского государства 141 , была коммунистическая. Завоевания страны сделаны государственной собственностью; никто из мусульман не должен был иметь поземельной недвижимости вне пределов Аравии, а каждому из них назначено было определенное годовое содержание из государственной кассы.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

На мой рассказ о диавольском наваждении батюшка сказа: – Вот и увидели большее. И чем более будете стараться жить по-монашески, тем более будете испытывать. Я припоминаю, что во время сего наваждения, когда мне стало страшно, я порывисто начал творить Иисусову молитву, и на первом же слове, лишь я произнес: «Господи», – сразу все прекратилось, хотя, может быть, и на время, я теперь уже не помню. Когда я сказал и об этом, батюшка прибавил: – Да, и познали силу молитвы. Господи, во время диавольских наваждений нам сразу же следует творить Иисусову молитву, не забывать о ней, ибо ею прекращается всякое наваждение бесовское. Мы же так не делаем. Господи, прости нас и помоги нам стать людьми, познающими силу молитвы. Кстати, запишу еще кое-что из наставлений, бывших на исповеди. – Когда у вас бывают какие-либо мечтания, то вы сами им не противоречьте и не отгоняйте, а просто возьмите да «Камнем» их, а «Камень» есть Имя Христово, Иисусова молитва. Не гордитесь, не тщеславьтесь ни сами в себе, ни перед другими. Сказано: не трубите перед собой и перед другими (ср. Мф. 6, 2 ), а считайте себя хуже всех и свыкайтесь с мыслью, что вы приговорены к адским мучениям, что вы их достойны и что избавиться от них можете только по милости Божией. Хотя это нелегко, и только святые достигают того, что считают себя достойными адских мучений, и худшими всех считают самих себя. Господи, при мечтаниях мы не умеем ни противоречить им, ни отгонять их, а просто метнуть в них «Камень», а «Камень» есть Имя Христово, Иисусова молитва. Господи, прости нас, что не утруждаем себя метанием «Камня». Господи, прости нас: мы гордимся, тщеславимся и сами в себе и перед другими, не считаем себя хуже всех и не свыкаемся с мыслью, что мы приговорены к адским мучениям, что мы достойны их и избавиться от них мы можем только по милости Твоей. Прости нас, ибо не считаем себя достойными адских мучений и худшими всех. Сегодня праздник иконы Божией Матери «Споручница грешных», и у меня в келье праздник, так как батюшка благословил меня иконой Божией Матери как раз «Споручница грешных».

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Что такое этот червь неумирающий и огнь неугасающий, от которых грешники будут мучиться во аде, Слово Божие не определяет. И потому св. Иоанн Дамаскин выразился: «грешники преданы будут огню вечному, не такому вещественному, какой у нас, но такому, какой известен одному Богу» 2059 . Вообще же древние учители Церкви представляли, что огонь адский не будет похож на здешний, какой мы знаем 2060 , будет жечь, но ничего не сожигать и не истреблять 2061 , будет действовать не только на тела грешников, но и на души и на самих духов бесплотных-демонов 2062 , будет какой-то мрачный, без света 2063 и таинственный 2064 . Некоторые только думали, что этот огнь неугасающий и червь неумирающий могут быть понимаемы в смысле переносном, как символы жесточайших мучений адских 2065 , что червь выражает преимущественно внутренние угрызения совести, а огнь страшные мучения внешние 2066 . 6) О следствиях всех этих мучений, внутренних и внешних, каковы: плач и скрежет зубов, отчаяние, погибель вечная. Ту будет плачь и скрежет зубом, не раз повторял Спаситель о геенне ( Матф. 8, 12; 13, 42. 50; 25, 30 ). Между нами и вами, сказал праведный Авраам богачу, находящемуся во аде, пропасть велика утвердися, яко да хотящии прейти отсюда к вам, не возмогут, ни иже оттуду к нам преходят ( Лук. 16, 26 ). Иже муку приимут, засвидетельствовал Апостол о грешниках, погибель вечную ( 2Сол. 1, 9 ; снес. Матф. 10, 28 ; Фил. 3, 19 ). «Когда отойдем туда, рассуждает св. Златоуст, то, если покажем и самое сильное раскаяние, никакой уже не получим от того пользы; но, сколько ни будем скрежетать зубами, сколько ни будем рыдать и молить тысящекратно, никто и с конца перста не капнет на нас, объятых огнем: напротив мы услышим то же, что и оный богач, – что пропасть велика между нами и вами утвердися ( Лук. 16, 28 )… Будем скрежетать зубами от страданий и мук нестерпимых, но никто не поможет. Будем крепко стенать, когда пламень сильнее станет охватывать нас, но не увидим никого, кроме мучимых вместе с нами и кроме великой пустоты. Что сказать о тех ужасах, которые мрак будет наводить на наши души» 2067 ? «Каково будет, говорил так же другой св. Отец, состояние тела у подвергшегося этим нескончаемым и нестерпимым мучениям там, где огонь неугасимый, червь бессмертно мучительствующий, темное и ужасное дно адово, горькое рыдание, необычайные вопли, плач и скрежет зубов, и нет конца страданиям? От всего этого нет избавления по смерти, нет ни способов ни возможности избыть горьких мучений» 2068 . § 270. б) Степени адских мучений

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010