1) Что ад существует, в этом убеждает нас, прежде всего, предание всех народов. Начиная от самых древних культурных народов – индийцев и египтян, и до самых диких племён Южного океана и внутренней Африки, все они, по свидетельству истории, веровали в существование вечных мучений. Но чему веруют все народы, это не может быть ложным. История свидетельствует далее, что величайшие умы древних эпох признавали и говорили именно о вечности адских мук. Так, например, Платон говорит: «Мёртвые все представлены будут своими гениями-хранителями пред лице Вечного Судии, как те, которые шли путём добродетели, так и те, которые шли путём различных пороков. Тех, состояние которых вследствие великости их преступлений будет признано непоправимым, заслуженная ими судьба ввергает в тартар (ад), из коего они никогда уже не выйдут». Не правда ли, что этот языческий философ как будто хотел многим из христиан, нетвёрдым в своей вере, сделать наставление об этой основной истине нашей религии? Подобно и поэт Лукреций, который в других случаях отрицал обыкновенно и богов, и загробную жизнь, свидетельствует в своих стихах, что вера в вечность ада была присуща всем вообще языческим народам. Равным образом и поэт Вергилий в своей Энеиде изображает нам ад как место, где отверженные должны день и ночь вечно мучиться. То, что, таким образом, присуще сознанию всех народов и прямо засвидетельствовано великими умами, есть несомненное учение Священного Писания. О существовании ада и вечности мучений в нём свидетельствует как Ветхий, так и Новый Завет . Так, например, у пророка Исаии говорится, что при конце мира огонь разрушит все царства и грешники пойдут в огонь вечный. И далее вслед за этим мы читаем у него: «не будет гаснуть (этот огонь) ни днем, ни ночью; вечно будет восходить дым его, земля будет от рода в род оставаться опустелою; во веки веков никто не пройдет по ней» ( Ис.34:10 ). Здесь, таким образом, ясно высказано, что ад есть, и что он есть неугасимый огонь, и что поэтому никто вовеки не в состоянии будет пройти. В другом месте того же пророка речь идёт о волшебствах и чародействах, и именно он так говорит о них: «Вот они, как солома: огонь сожег их, – не избавили души своей от пламени» ( Ис.47:14 ). Таким образом, волшебники и чародеи разделяют участь соломы, когда они попадают в огонь от силы пламени, которого не будет спасения. У пророка Даниила говорится: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» ( Дан.12:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

О, человек! приникни твоим умом и сердцем к мысли о таинственной посмертной судьбе твоей, к мысли об указанных адских мучениях, которая, конечно, смущает дух твой при воспоминании о той страшной поре бытия нераскаянных грешников. А приникнув, ты, конечно, отбросишь неосновательную боязнь ада, – отбросишь, зная, что ад не есть что-либо внешнее для нечестивого, но его внутреннее, благоприобретённое достояние, составляющее одно целое с самым его организмом, а потому не могущее оставить его нигде, ни на одну минуту, пойдёт ли он на небо, или в преисподнюю, или ещё куда. Дела человека, по Писанию, идут во след его 800 . Вместо напрасной боязни ада, ты должен всеми силами стараться возбудить в себе страх и ненависть ко греху и всем делам, запечатлённым его печатью. Должен, говорим, потому что, после сказанного нами, тебе должен быть основательно понятен смысл нравственных требований слова Божия вроде таких: или не весте, яко неправедницы царствия Божия не наследят? Не льстите себе: ни блудницы, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни сквернители, ни малакии, ни мужеложницы, ни лихоимцы, ни татие, ни пьяницы, ни досадители, ни хищницы царствия Божия не наследят 801 . Или: дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так царствия Божия не наследят 802 . Теперь тебе понятно, о человек, что эти божественные наставления не требования своевольного господина, но насущная потребность твоей природы; в ней заключается неотразимое побуждение для тебя отвращаться от скверных дел и прилепляться к Господу. Противный образ действий возжжёт в тебе адский неугасающий огонь, пробудит и воспитает неусыпающего червя. Ими же будешь согрешать в этой жизни, данной тебе для приготовления к жизни будущей, сими будешь и мучиться 803 . Приложение А. Доказательства вечности мучений

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Ибо душа созерцает и лики Ангелов, и взаимное общение блаженных душ, и величие вечного лицезрения Божия и еще более рыдает о своем отлучении от вечных благ, чем прежде плакала, когда страшилась вечных мучений. Таким образом, полное сокрушение по страху приводит душу к сокрушению по любви. Прекрасно представлено это в том истинном, священно-историческом рассказе. И взял его Гофониил, [младший] сын Кеназа, брата Халевова, и отдал он в жену ему Ахсу, дочь свою. Когда надлежало ей идти, ее научили просить у отца ее поле, и она сошла с осла. Халев сказал ей: что тебе? ( Нав 15.17–19 ). Асхань, сидящая на осляти, это – образ души с ее неразумными плотскими стремлениями. Как та со вздохом просит у отца влажной земли: так и мы с великим стенанием должны испрашивать у Господа дара слез. Ибо некоторые получили дар свободно защищать истину, охранять угнетаемых, бедным оказывать пособие, быть ревнителями веры, но дара слез еще не имеют. Они владеют землею полуденною и сухою и нуждаются еще в земле влажной. Пусть они ревностно творят добрые дела, их возвеличивающие: нужно, необходимо нужно им, по страху ли мучений, или по любви к Царству Небесному, оплакать прежде содеянные грехи. Но, как я сказал, есть два рода сокрушения; отец дает им землю влажную, вышнюю и нижнюю. Душа приобретает вышнюю землю, когда желание Царствия Небесного возбуждает в ней скорбные слезы. Душа приобретает землю нижнюю, когда плачет, трепеща мук адских. Впрочем, прежде дается нижняя земля, а потом уже вышняя. Но как сокрушение любви по достоинству выше, то необходимо было упомянуть прежде о земле вышней, а потом уже о земле нижней. Петр. Доволен твоим объяснением. Но после того как ты сказал, какими совершенствами обладал благочестивый Елевферий, хотелось бы знать, есть ли и ныне в мире сем такие люди. Глава тридцать пятая. Об Аманции, пресвитере Тусцийской области. Григорий. Флорид, епископ Тибурской Церкви, которого святость и правдолюбие известны твоей любви, рассказывал мне, что у него был один пресвитер, шенем Аманций, человек, отличавшийся особенно простотою и обладавший, по его словам, таким дарением, что он, по примеру апостолов, возлагал руки на больных и исцелял их: и как бы ни сильна была болезнь, она исчезала при его прикосновении.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

Этого, как и всякого насилия над ближним, Христос никогда не позволял. Насилие – грех. 31. Притча о богатом и Лазаре (Лк. 16:19–31) Если богатый не милосерд к бедному, тем хуже для него самого: злая участь ожидает его после смерти. Бедняк же, который терпеливо и безропотно страдал на этом свете от жестокосердия богатого, получит в Царствии Небесном щедрые награды. Христос объяснил это в следующей притче. Был один богатый человек. Он одевался в дорогую одежду и каждый день устраивал большой пир. Был также нищий, по имени Лазарь. Он лежал у ворот этого богача весь покрытый ранами и надеялся напитаться крошками, которые падали с его стола. Нищего никто не лечил, только собаки лизали его раны. Умер нищий, и душа его была отнесена ангелами в Царство Небесное к Аврааму. Умер и богач; тело его похоронили, а душа попала в ад. И вот, богач среди адских мучений поднял глаза и, увидав далеко в Царствии Небесном Авраама и с ним Лазаря, громко закричал: «Отец Авраам! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы он омочил конец своего пальца и прохладил язык мой, потому что я страшно мучаюсь в этом пламени». Но Авраам отвечал: «Сын мой! Вспомни, что ты получил доброе твое (то есть счастье) в жизни твоей, а Лазарь злое. Ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь. И сверх того, между нами и вами такая великая пропасть, что перейти ее невозможно». Тогда богатый сказал: «Так пошли Лазаря в дом моего отца. У меня пять братьев – пусть он расскажет им все, чтобы и они не пришли в это место мучений». На это Авраам ответил: «У них есть Моисей и пророки, пусть слушают их. А если их не послушают, то не поверят, если бы кто и из мертвых воскрес». 32. Учение Христа о воскресении мертвых, втором Его пришествии и страшном суде (Ин. 5:26–29; Мф. 25:31–46, 12:36) Вот, что говорил Христос о воскресении мертвых: «Наступит время, когда все, находящиеся во гробах, услышат глас Сына Божия и выйдут из них: делавшие добро пойдут в вечную жизнь, делавшие зло – на вечное осуждение». О втором Своем пришествии и суде над людьми Христос говорит так, называя Себя Сыном Человеческим: «Когда придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zajonc...

Новости Праздник всех Отцов на Святой Горе Афонской просявших Святогорские Панигеры: Карея храм Протата Осталось 2 дня информационный портал Святой Горы Афон . Все об Афоне. Исторические описания Горы Афон . Советы о том, как организовать поездку на Афон , и отчеты о путешествиях. Паломничество на Афон : карты Афона, описания монастырей , троп и советы для самостоятельных путешественников. Рассказы о старцах Афона и афонских монахах. Переводы рукописей и Житий афонских святых. Фото и иконы Афона . Поучения, притчи и стихи монахов Афона, старцев и святых. Богословские статьи. Смотрите: Новые статьи на портале Присоединяйтесь к нам в группе ВКонтакте-1 ВКонтакте-2 Instagram и Telegram и facebook group , на странице facebook web в на канале Youtube также в zen.yandex. и получайте расширенный контент в Patreon. Рекомендуем сайты: Высказывания о духовной жизни - Жития, притчи старцев Книги Симеона Афонского (иеромонаха Симона (Безкровного)) Иконография Апокалипсиса и Страшного Суда фрески Ивирон  Апокалипсис иконография Изображения Страшного Суда Фрески Ивирона Афон (Публикуется впервые)     И он сделает то, что всем – малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам – положено будет начертание на правую руку их или на чело их, И что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя...     Иконография Апокалипсиса и Страшного Суда – одна из наиболее сложных композиций в христианском иконописном творчестве. Православная иконография Страшного суда существует в византийском искусстве c XI—XII веков.   На фресках изображаются картины конца мира, последнего суда над всем человечеством, воскресения мёртвых, сцены адских мучений нераскаянных грешников и райского блаженства праведников.   В композиции Страшного суда афонского монстыря Ивирон иллюстрируются темы, взятые, в основном, из  Апокалипсиса. С другой стороны, изображение Страшного суда отвечает евангельскому тексту о разделении грешных и праведных (Мф. 25: 31-46), который наиболее точно выражает идею Божественного милосердия.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=5&iid=532

О двенадцатом члене Символа Веры 12 . (Чаю) И жизни будущаго века. Аминь . В двенадцатом члене Символа Веры говорится о жизни будущего века, т. е. о вечной жизни, которая настанет после всеобщего воскресения мертвых, обновления всего мира и всеобщего суда Христова. Для праведных людей вечная жизнь будет настолько радостна и блаженна, что в настоящем состоянии мы не можем даже ее представить или изобразить. Апостол Павел говорит: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» ( 1Кор.2:9 ). Такое блаженство праведников произойдет от созерцания Бога во свете и славе и от соединения с Ним. В блаженстве души праведников будет участвовать и тело, которое будет прославлено светом Божиим подобно телу Господа Иисуса Христа во время Преображения Его на горе Фаворе. Св. апостол Павел говорит: сеется (тело) в уничижении, восстает в славе» ( 1Кор.15:43 ). Сам Господь Иисус Христос сказал: «тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» ( Мф.13:43 ). Состояние праведников будет иметь разные степени блаженства, соответственно нравственному достоинству каждого. Апостол Павел говорил: «иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых» ( 1Кор.15:41–42 ). Для людей же неверующих и для нераскаянных грешников жизнь будущего века будет состоянием вечного мучения. Господь им скажет: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его. И пойдут сии в муку вечную» ( Мф.25:41–46 ). Это мучение грешников будет происходить от удаления их от Бога, от ясного представления своих грехов, от сильного мучения совести, от пребывания вместе со злыми духами, где будет огонь вечный, неугасимый. Что такое этот огонь неугасимый, Слово Божие не определяет, но дает образы неизъяснимых адских мучений. Так наказаны будут грешники не потому, что Бог хочет их погибели, но они сами «погибают за то, что не приняли любви истины для своего спасения» ( 2Сол.2:10 ). Символ веры оканчивается словом – аминь, что значит: «истинно» или «да будет». Произнося это слово после Символа Веры , мы этим свидетельствуем, что все изложенное в нем есть несомненная и неизменная истина. Читать далее Источник: Закон Божий: для семьи и школы/сост. прот. Серафим Слободской. – Минск : Издательство Белорусского Экзархата, 2011. - 720 с. ISBN 978-985-511-297-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Скачать epub pdf Глава девятая «Пятый Ангел вострубил, и я увидел звезду, падшую с неба на землю, и дан был ей ключ от кладязя бездны» ( Откр. 9:1 ). Удивительное, страшное видение начинается с того, что с неба после трубного голоса Ангела падает звезда. Она является образом денницы. Помните, как написано у евангелиста Луки: «Видел сатану, спадшего с неба, как молнию» ( Лк. 10, 18 ). И мы действительно видим здесь, что звезда эта не простая: если предыдущая была похожа на метеоритные потоки, то в этом случае на землю падает один из темных князей, имеющий ключ от великой бездны. Вспомним, что после распятия Христа Спасителя и Его Воскресения из мертвых диавол скован, сила его ослаблена. Святитель Андрей Кесарийский говорил, что проповедь христиан и мученическая их кровь сковывает и сдерживает силу диавола. Так что у диавола очень плохое воспоминание, связанное с Крестным древом. Этим, кстати, объясняется тот факт, что самые большие искушения происходят на Крестопоклонной и Страстной неделях: диавол беснуется, так как Крест его чудовищно жжет. А вот в конце времен князь тьмы постепенно освобождается, а затем освобождает и рой подчиненных ему злых духов. Эта страшная демоническая саранча свирепых духов мгновенно устремляется на землю, то есть насылается восьмая египетская казнь – нашествие саранчи диавольской. «Она отворила кладязь бездны, и вышел дым из кладязя, как дым из большой печи; и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладязя» ( Откр. 9:2 ). Сама большая печь – это образ ада, поэтому и сказано, что брошены грешники в печь огненную (Ср.: Мф. 13:42 ). Огненная печь – это символ адских мучений, которые предначинаются уже на земле. Среди царства отступников, заигрывавших с темными духами, наступает время тьмы: кого звали, те и пришли. Те люди, которые заигрывают с поднебесными силами, обязательно с ними встретятся. И этим темным духам Бог дает власть мучить людей. Это извечный справедливый принцип Бога: хотели быть во тьме, жили во тьме, не захотели Меня познать, тогда будете служить врагам Моим. Как говорится в Книге Второзакония: «За то, что ты не служил Господу Богу твоему с веселием и радостью сердца, при изобилии всего, будешь служить врагу твоему, которого пошлет на тебя Господь [Бог твой], в голоде, и жажде, и наготе и во всяком недостатке; он возложит на шею твою железное ярмо, так что измучит тебя» ( Втор. 28, 47–48 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

II. Мы видели, братия, что преподобный Еллий вышел победителем в борьбе с представившимися ему искушениями. Какие же он употреблял «средства к побеждению греховных искушений»? а) Первое средство , которое им было употреблено и оказалось действительным, было слово Божие . Это же оружие было употреблено и Господом нашим И. Христом во дни Его сорокадневного поста в пустыне во время искушения Его со стороны диавола. И действительно, слово Божие есть истина ( Иоан. 17, 17 ), жизнь, ( Иоан. 6, 68 ) и свет ( Пс. 118, 105 ). Все священное писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления во праведности ( 2Тим. 3, 16 ); да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен ( 2Тим. 3, 17 ). б) Второе орудие , заповеданное Господом к побеждению греховных искушений ( Марк. 9, 48 ) – воспоминание о смерти и вечных муках . Только потому мы побеждаемся страстями нашими, что забываем о казнях, последующих за ними; только потому считаем тяжкими земные скорби, что не изведали мучений адских. Некоторый инок, подвижнической жизни, сказал святому старцу: «душа моя желает смерти». Старец отвечал: «ты так говоришь потому, что желаешь избежать скорбей, а не знаешь, что будущая скорбь несравненно жесточе здешней». Другой брат вопросил старца: «отчего я, живя в келлии моей, пребываю в небрежении?» Старец отвечал: «потому, что ты не узнал ни ожидаемого покоя, ни будущей муки. Если б ты знал их как должно, то терпел бы, и не ослабевал бы и тогда, когда б келлия твоя была полна червей, и ты стоял бы в них по шею». Подвижники благочестия, которым были показаны адские муки, без ужаса и не могли воспоминать своих видений, и в непрестаннных слезах покаяния и смирения искали обрести отраду – извещение спасения. Так случилось с затворником наших отечественных киевских пещер, Афанасием. Он, после продолжительной болезни, скончался. Братия убрали тело его, по обычаю иноческому, но скончавшийся оставался непогребенным в течение двух дней, по некоторому встретившемуся препятствию.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В дальнейшем описании (ст. 16) явившегося Господа мы встречаем нечто такое, что не может быть представлено нашим воображением. Христос держал в Своей руке семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч (ρομφαα δστομος ξεα κπορευομνη). Что такое звезды, объясняет в 20 ст. Сам Иисус Христос; что же касается меча, то понять этот символ могут помочь следующие слова ап. Павла: «слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого» ( Евр. 4:12 ). Это же означает и меч, исходящий из уст Иисуса Христа (2:12, 16; 19:15, 21). Очевидно, он есть то самое откровение, которое намерен сообщить Иисус Христос через св. Иоанна в Апокалипсисе 152 . Но так как действие слова Божия, подобное действию меча, умеряется и облегчается для нашей души всесогревающею Божиею любовию, то и в видении лицо (вид) 153 Иисуса Христа изображается подобным солнцу, сияющему в силе своей ( Мф. 17:2 ). А солнце ли не благодетельно для нас и для всей природы, все оживляя, все возращая?! Это – указание не на свет славы и величия ( 1Кор. 15:41 ) 154 , но на теплоту и свет Божия слова. Стихи 17–20 содержат в себе заключительные объяснения по поводу видения. Св. Иоанн, видя Господа, пал к Его ногам, как мертвый, обнаружив тем самым свое ничтожество и свой благоговейный страх пред явившимся, но услыхал успокоительные слова: не бойся, Я первый и последний и живый; и был мертв и се жив во веки веков. И имею ключи ада и смерти. Это значило: Я – твой всемогущий и вечный Творец и всеблагой и премудрый Промыслитель, твой первообраз, и ты должен стремиться к соединению со Мною. Я вечен ( ζν) по Своему Божеству. Я жил на земле вместе с людьми в человеческой плоти, разделяя все их немощи, слезы и страдания и даже искушение от дьявола; Я испытал и общую всем людям участь смерти. Но Я воскрес Своею Божиею силою и тем самым подаю то неизреченное утешение, что они все воскреснут в последний день. Ради Своих добровольных страданий, ради Своей крестной смерти Я имею ключи ада и смерти, т.е. имею власть над тем и другою, ибо победил дьявола ( Евр. 2:14, 15 ). И человек может воскликнуть теперь: где, ад, твоя победа; где, смерть, твое жало? ( 1Кор. 15:55 ). Верою в искупительные заслуги Христа и своею добродетельною жизнью всякий может перейти через временную смерть к вечной жизни и избегнуть вечных адских мучений, уготованных дьяволу и ангелам его ( Мф. 25:41 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Orlov/...

15 . Яко овцы во аде положени суть, смерть упасет я. С Евр.: «Как овец, заключат их в преисподнюю; смерть будет пасти их». Симмах: «Сами себя поставили в число адских овец, смерть будет пасти их». Пророк отвечает на вопрос: какой же конец таких нечестивцев? Конец их, говорит, вечная пагуба. Как овец загоняют в ограду и легко ведут на заколение, так и диавол легко загоняет нечестивых во ад, и там поручает пасти их смерти или вечной погибели, которая называется смертию ( Иез. 18:20 . Злат., Василий В.). И обладают ими правии заутра 320 . Т.е. тогда, когда нечестивые будут пастись смертию во аде, они уже не будут унижать и оскорблять праведников; напротив, праведники, «сподобившиеся утреннего времени и нового света (заутра), возобладают над нечестивыми» (Св. Афан. и бл. Феод.). – Св. Василий В. под правыми разумеет Ангелов хранителей, кои обладают верными, по пришествии последних к востоку света. И помощь 321 их обетшает во аде. Т.е. «нечестивые в будущей жизни не будут иметь никакого ходатая, защитника и помощника, который утешил бы их среди страданий» (Злат.). «Всякая для них помощь или крепость будет истреблена смертию» (Афан.). От славы своея изриновени Быша. Т.е. будут лишены чести, славы, которые имели или которых добивались при жизни. С Евр.: «И на утро праведники будут владычествовать над ними; сила их истощится; могила – жилище их». 16 . Обаче Бог избавит душу мою из руки адовы, егда приемлет мя. С Евр.: «Но Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня». Св. Златоуст: «т.е. Бог избавит меня от власти и мучений ада, егда приемлет мя, тогда я узрю Господа яснее, нежели теперь» ( 1Кор. 13:12 ); – св. Афанасий: «но меня, который говорю это, избавит Бог, и душа моя не будет отведена и оставлена с сими овцами во аде»; – св. Василий Великий : «ясно пророчествует о сошествии во ад Господа, Который вместе с другими душами избавил и душу самого пророка, чтобы она не оставалась во аде». 17 . С Евр.: «Не бойся, когда богатеет человек, когда слава дома его умножается».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010