Начинает профессор с первого пункта – относительно вечных мук. В начале Алексей Ильич сетует на то, что Люлька – (инициатор этого письма Александр Люлька), – оболгал его, приписав ему учение о конечности адских мук, которое он якобы никогда не исповедовал. А.И.О: «Я никогда не говорил: «Учение Церкви говорит о конечности адских мучений». Я говорю, что мы находим в Священном Писании две линии свидетельств (в Священном Писании, у святых отцов, в богослужебных книгах – три). Две линии. Одни говорят о вечности ада, другие говорят о полной его конечности. Тайна – вот о чем я говорю, да. Да, премудро. За нами остается что? Свобода ». Итак, это самая излюбленная защита Осипова: А.И.О: «По этому поводу я вам скажу, что есть два ряда отцов. Одни говорят…». А.И.О: «То есть в церкви есть два параллельных мнения, причем каждое из них не осуждает другого». А.И.О: «Есть два параллельных пути, я бы сказал – два параллельных мнения, учения». Представим следующую очень простую картину. Вы говорите с представителями некоей организации или группы людей. И этот представитель известен тем, что он вроде бы высказывался в отношении того, что вроде бы можно убивать людей – например, членов вашей группы. И вот вы его спрашиваете: – Вы действительно так говорите? Он говорит: – Нет, я никогда не говорил о том, что официальное учение нашей группы. Две линии – есть две линии, одни авторитеты в нашей группе говорят, что что нельзя убивать людей, а другие – точно такие же авторитеты нашей группы говорят: можно и нужно убивать людей. И вот теперь, глядя на все это, мы понимаем, что у нас есть свобода, и мы имеем право выбирать. Мы выбираем, но мы не можем сказать, что это официальное учение нашей группы. Так вот, удовлетворит ли вас такой ответ? Сочтете ли вы такой ответ как доказательство того, что этот человек не считает возможным убийство вас или какого-либо другого человека? Вот к этому сводится все разглагольствования профессора про две линии. Но это то, почему эта защита в принципе не работает. Почему она не работает против обвинения профессора в том, что таким образом он легитимизует взгляд на возможность конечности адских мук. Чтобы все эти спекуляции завершить, я сразу скажу, что учение Осипова про существование в Церкви двух равнозначных линий по этому вопросу и т. д. и т. п., – все, что мы сейчас слышали из его уст, – это вранье, и то, что это вранье, это давно уже разобрано, доказано, показано. Вот, например, я целую книжечку выпустил [» Кончатся ли адские муки? «], где все эти его утверждения про линии, про то, чтобы были целые линии святых отцов, Писания, и т. д. и т. п., которое утверждало, что муки конечны, что это все вранье. Чтобы не быть голословным, приведу несколько примеров. Первая группа цитат которые он приводит – они посвящены этому, что Христос, когда умер на кресте, то телом пребывал в гробнице, душою сошел во ад и вывел оттуда души праведников.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Osipov...

О следствиях всех этих мучений, внутренних и внешних, каковы: плач и скрежет зубов, отчаяние, погибель вечная не раз повторял Спаситель, когда говорил о геенне ( Мф. 8, 12; 13, 42, 50; 25, 30 ). «Когда отойдем туда, – рассуждает св. Златоуст,– то если покажем и самое сильное раскаяние, никакой уж не получим от того пользы; но, сколько ни будем скрежетать зубами, сколько ни будем рыдать и молить тысящекратно, никто и с конца перста не капнет на нас, объятых огнем: напротив, мы услышим то же, что и евангельский богач, – что пропасть велика между нами и вами утвердися ( Лк. 16, 28 ). Будем скрежетать зубами от страданий и мук нестерпимых, но никто не поможет. Будем крепко стенать, когда пламень сильнее станет охватывать нас, но не увидим никого, кроме мучимых вместе с нами и кроме великой пустоты. Что сказать о тех ужасах, которые мрак будет наводить на наши души?» 392 Сделаем здесь сравнение. Вот у нас раздирается сердце, когда мы слышим громкий плач только лишь нескольких лиц (например, когда мать и дети плачут на могиле своего мужа и отца), что же сказать о плаче, стонах и скрежете зубном, которые будут исходить от множества людей? Каждый из мучимых грешников и сам будет испускать плачевные стоны и кругом себя будет слышать тот же плач. Приведем теперь свидетельства святых Отцов о степени адских мучений. Святой Василий Великий при объяснении слов евангельских биен будет много и биен будет мало ( Лк. 12, 47–48 ), замечает, что «слова эти означают не конец мучений, а разность их. Ибо, если Бог есть праведный Судия не только добрых, но и порочных, воздающий каждому по делам его, то иной может быть достойным огня неугасимого, или слабейшего, или более пожигающего, другой – червя неумирающего, но опять или сноснее, или нестерпимее причиняющего боль, по достоинству каждого, а иной – геенны, в которой, без сомнения, есть разные роды мучений, и другой – тьмы кромешной, где один доведен только до плача, а другой от усиленных/мучений и до скрежета зубов. Самая тьма кромешная, без сомнения, показывает, что есть в ней нечто внутреннее. И сказанное в притчах: во дне ада (9, 18) дает разуметь, что некоторые хотя во аде, но не во дне ада, терпят легчайшее мучение. Это можно и ныне отмечать в телесных страданиях, ибо один болен лихорадкою с припадками и другими недугами; другой чувствует только лихорадку и то не в равной степени с другими, иной же не имеет лихорадки, а страждет болью в каком-либо члене, и то опять более или менее другого» 393 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Если же это верно, как и действительно верно, то что может быть безрассуднее и безумнее слов: „для меня довольно избежать геенны, а войти в царство небесное не забочусь, потому что избежать геенны и значит войти в царство, равно как быть изверженным из него значит войти в геенну“. Ибо Писание не говорит нам о трёх странах. Но что же говорит? Егда придёт Сын человеческий во славе Своей, поставит овцы одесную Себе, козлища же ошуюю. Не говорит о трёх чинах, но об одном одесную, и о другом ошуюю» 194 . О вечности адских мучений святой Ефрем пишет: «Тем, которые сойдут во ад, нет возможности избавиться от мучений. Заключённому там за грехи нельзя разрешиться от уз неразрешимых. Ибо там огонь неугасающий и червь, не умирающий... Скорби их не имеют конца. Нет там никакого облегчения, нельзя придумать никакого средства избавиться от тяжких мучений» 195 . О свойстве мучений св. Ефрем пишет: «Войди в самого себя, возлюбленный, и не пренебрегай праведного и непогрешительного Судью и никогда неугасающий огнь. А если пренебрегаешь, то, по здешнему испытай, можешь ли вынести жестокость и мучительность огня: зажги свечу и положи в огонь хоть конец пальца, и если ты можешь перенести боль, то может быть и там в состоянии будешь помочь себе. Если же не можешь вынести боли сего малого члена, когда всё тело твоё в огне, то что будешь делать, когда всё тело и с душою будет ввержено в геенну огненную» 196 . 6. Сравнение рукоположения во епископа в Церквах восточной и западной 197 В окружном послании, которое написал Папа Пий IX, к Восточным христианам, в начале; нынешнего 1848 года, он, между прочим, приглашая их к общению с Римскою Церковью, обещает оставить неприкосновенными их древние литургии и обряды богослужебные, поскольку они не противны св. преданиям Церкви католической. Замечательно такое снисходительное обещание, со стороны Рима, тем, которые, по справедливости, хвалятся точным соблюдением всех древних обрядов первых времён христианства. Невольно сознаются в этом и сами римляне, оправдывая свои нововведения тем, что внешнее различие в богослужении не заключает в себе особенной важности, лишь бы сохранилось единство духа и догматов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Я спрашиваю далее: совершил ли бы Сын Божий дело искупления, если бы Он спас напр. четвертую или пятую часть Своих братьев, за которых Он сделался человеком, страдал и умер? Нет! Он не совершил бы Своего дела, а этого быть не может! Ни одна человеческая душа не погибнет, все они в конце всего будут спасены. Священное Писание ни в одном месте не говорит противного этому да и не может говорить; если бы это и казалось так, то в этом случае нужно избирать разумное изъяснение его; только оно, кажется, ни разу не говорит этого, потому что все те места, которыми хотят доказать бесконечность адских мучений, ничего более не доказывают, как только то, что эти мучения продолжатся неопределенно долгое время. Еврейское слово (olam) и греческое ανιος, которые Лютер перевел словом „ewig“, никоим образом не означают безконечного, а именно – некоторое очень долгое, неопределенно долгое время“ 72 . Кроме названных мистиков противниками учения о вечности мучений выступали многие из представителей, так называемого, супранатуралистического направления в немецком богословии и еще больше – из представителей рационализма в Германии. Характеристикой отношения их к учению о конечной участи человека могут служить следующие слова Гегеля: Вечное осуждение, как и вечное блаженство сделались у них такими учениями, о которых считается даже неприличным упоминать в хорошем обществе 73 . В своих же „историях догматов“ и „системах христианской догматики“ они большею частью склоняются к учению Оригена , так что Перроне справедливо заметил о них: „если Лютер, отвергнув учение о чистилище, остался верен учению о вечности мучений, то последователи его делают уже наоборот: отвергнув вечные мучения ада, они учат уже только об одних муках чистилищных“ 74 . Тот факт, что учение о всеобщем спасении в новое время находит себе адептов преимущественно в среде протестантских мистических сект и между протестантскими богословами, как само собою должно быть понятно, в значительной степени имеет свою причину, во-первых, в основном пункте вероучения реформаторов, в догмате об оправдании верою, как единственным условием спасения человека.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pro...

Если же это верно, как и действительно верно, то что может быть безрассуднее и безумнее слов: «для меня довольно избежать геенны, а войти в царство небесное не забочусь, потому что избежать геенны и значит войти в царство, равно как быть изверженным из него значит войти в геенну». Ибо Писание не говорит нам о трёх странах. Но что же говорит? Когда придёт Сын человеческий во славе Своей, поставит овцы одесную Себе, козлища же ошуюю. Не говорит о трёх чинах, но об одном одесную, и о другом ошуюю» 193 . О вечности адских мучений святой Ефрем пишет: «Тем, которые сойдут в ад, нет возможности избавиться от мучений. Заключённому там за грехи нельзя разрешиться от уз неразрешимых. Ибо там огонь неугасающий и червь не умирающий... Скорби их не имеют конца. Нет там никакого облегчения, нельзя придумать никакого средства избавиться от тяжких мучений» 194 . О свойстве мучений св. Ефрем пишет: «Войди в самого себя, возлюбленный, и не пренебрегай праведного и непогрешительного Судью и никогда неугасающий огнь. А если пренебрегаешь, то, по здешнему испытай, можешь ли вынести жестокость и мучительность огня: зажги свечу и положи в огонь хоть конец пальца, и если ты можешь перенести боль, то, может быть, и там в состоянии будешь помочь себе, Если же не можешь вынести боли сего малого члена, когда всё тело твоё вне огня, то что будешь делать, когда всё тело и с душою будет ввержено в геенну огненную» 195 . 1 При переводе с сирийского языка, родственного с еврейским, мы принимали в соображение латинский перевод творений святого Ефрема, помещённый в римском издании, который впрочем, не признаётся, и не может быть признан точным и близким к подлиннику. Более удовлетворительными представляются переводы избранных мест из Творений св. Ефрема Цингерля в его Ausgewählte Schriften des heiligen Kirchervaters Ephräm zweit Band. Innsbruck 1831. Vierter Band. 1833. Fünfter Band 1834., Гана «четырёх слов св. Ефрема о свободе» в Illgen Historisch-Theologische Abhandlungen. 11 Denkschrift. Leipzig 1819.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/ne...

В Ветхом Завете, внушая почтение к родителям, Господь прибавляет: «да благо ти будет и да долголетен будеши на земли». Апостол Павел, побуждая верующих к благочестию, пишет: «благочестие на все полезно есть, обетование имеющие живота нынешнего и грядущего» ( 1Тим. 4:8 ). Почему же наряду с главным побуждением любви, указываются и эти второстепенные побуждения? Причина в том, что не все и не всегда побуждаются к нравственной жизни понятием о любви. Когда человек только обращается от греха, когда в нем грех еще не вполне ослаблен и побежден, для него доброделание представляется тяжелым и неудобоносимым бременем, блаженство святости и любви еще им не испытано, не пережито, а грех почти непреодолимо влечет. Для такого начального состояния нравственной жизни естественно сильнейшим побуждением к исправлению будет страх пред правосудием Божиим, боязнь наказаний и надежда на воздаяние по делам и на получение вечного блаженства. Чтобы пробудить человека из состояния духовного бесчувствия, беспечности о своей религиозно-нравственной жизни, христианство грешнику представляет картину загробных вечных мучений, предостерегая его от такой плачевной участи, возбуждая в нем чувство страхи подвергнуться ей. Возбуждаемое представлением вечных мучений чувство страха часто бывает спасительно для человека, служит толчком и побуждением началу покаяния и исправления жизни даже у закоренелого грешника. Когда человек впадает в грехи, им овладевают страсти, то мучения и беспокойство совести опять-таки возбуждаются мыслью о наказании в будущей жизни и неизбежности загробных мучений. Вначале подвига «ничто так сильно не остепеняет, как страх адских мучений» (еп. Феофан. Письма к разным лицам. М., 1892, стр. 16). Ожидание будущего суда, страх геенны, по святоотеческому учению, имеет воспитательное значение для грешников, способствует их нравственному исправлению, предостерегая от беспечности и нерадения в деле спасения. Таким образом, этот страх является уздой, удерживающей страстные порывы в человеке и стремления к чувственным удовольствиям, служит началом добродетели, а чрез то и началом истинной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

34 . Огонь, тьма, червь, тартар существуют [уже на земле] в разнородном сладострастии, всепоглощающей тьме невежества, в неутолимой жажде чувственного наслаждения, в трепете и смраде зловонного греха. Эти 41 залоги и преддверия 42 адских мук еще здесь действуют в грешных душах и возникают в них вследствие [страстного] навыка. 35 . Привычки к страстям суть задатки мучений, тогда как обнаружения добродетелей – [ключи] Царства Небесного. Следует заповеди считать и именовать действиями, а добродетели – навыками, подобно тому как и пороки благодаря их устойчивости называют привычками. 36 . По вечности награды равны наказаниям, хотя многие кажутся неравными. Одним [людям] Божие правосудие воздаст вечную жизнь, другим – вечное мучение. Те и другие, хорошо или худо проходя нынешний век, по своим делам унаследуют 43 возмездие. Количество же и качество воздаяния 44 будут сообразны навыкам и проявлениям страстей и добродетелей. 37 . Огненными озерами являются 45 сладострастные души, в которых, как в смрадных болотах, зловоние 46 страстей питает неусыпающего червя распутства, необузданную похотливость плоти, [питает] змей, жаб и пиявок неистовых 47 страстных влечений, преступных и гибельных помыслов и демонов. Такое [духовное] устроение здесь находит залог будущего мучения. 38 . Как зародыши [адских] мучений незримо таятся в душах грешников, так и начатки [небесных] благ сообщаются и обнаруживаются в сердцах праведных чрез Святого Духа. Царство Небесное есть добродетельная жизнь, [равно] как мучение [адское] – страстные навыки. 39 . Надвигающаяся ночь есть, по слову Господа, будущая тьма, когда никто не может делать ( Ин. 9, 4 ) 48 . Или, по другому изъяснению, это антихрист, называемый ночью и тьмой, или еще по нравственному толкованию это непрерывная беспечность [о спасении], которая, как беспросветная ночь, умерщвляет душу сном нечувствительности. Ночь [в прямом смысле этого слова] делает всех сонливыми и служит образом смерти от умерщвления. А ночь будущей тьмы опьянит страданиями мертвых и бесчувственных грешников 49 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Sinai...

— Смотрите — это отец Никон! И братия будто тоже увидела в своей среде почившего иеромонаха. В какой пн был одежде, этого Варсонофий не заметил, но видел, что на голове его была камилавка, но без клобука, как обыкновенно носят служащие иеромонахи и иеродиаконы во время служения. На руках Никона, обернувшегося лицом к востоку, лежал младенец, и Никон вслух поминал некоторые имена, и когда, помянув несколько имен, произнес имя «Никон», — то младенец, до того времени молчавший, сказал ему: — Я — Никон! И эти слова младенца пробудили в Варсонофии желание узнать о его загробной участи, и он спросил младенца: — Где же ты теперь находишься? — В раю! — ответил младенец, — между святыми. Варсонофий спросил опять: — А каков рай? Младенец хотя общими и краткими выражениями, но сильно восхвалил красоту рая. Какими словами он был описан, этого Варсонофий упомнить не мог, но впечатление осталось у него такое, что рай неизобразимо прекрасен. Вспомнив о мытарствах, он спросил младенца: — А по мытарствам тебя водили? Младенец, как бы вспоминая что-то очень тяжкое, ответил протяжно: — Уж водили-водили! водили-водили! И видом своим, и произношением этих слов младенец выразил, что он прошел мытарства с тяжелым испытанием. — Как же ты от них избавился? — спросил Варсонофий. — Пришел Архангел Михаил, — отвечал младенец, — и вывел меня оттуда. Еще о многом спрашивал младенца Варсонофий, и младенец отвечал ему на все его вопросы, только все это было Варсонофием позабыто. Он помнил только из времени этой беседы, что он обращался к окружающей братии, говоря им, чтобы и они предлагали свои вопросы младенцу, так как он на всё отвечает. Но братия стояла молча, и никто у младенца того ничего не спрашивал. Тогда Варсонофий вспомнил об аде и спросил: — А ад ты видел? Скажи мне: тяжки в нем мучения? И показалось Варсонофию, что младенец не находит слов, чтобы с достаточной силой изобразить лютость адских мучений. И в то же время явилось у ног Варсонофия какое-то чудовищное животное, которое беспрестанно на его глазах меняло свой вид, поднималось, опускалось, делилось на части и мало-помалу исчезло. Что было это за страшное животное, этого Варсонофий определить не мог, но ему во сне подумалось, глядя на его видоизменения, что в них заключен образ многоразличных степеней адских мучений. После этого видения Варсонофий младенца уже более не видал, а как будто сквозь какую-то отворенную дверь вышел к братии и рассказывал им об ужасах ада, как сам о них мог понять из своего видения.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

письмо 47: «Да будет Бог всяческая во всех – свет для достойных света, а огнь наказующий для достойных вечной мки»). Но самое это лицезрение вечной торжествующей Правды, будучи источником вечного блаженства для праведных, и будет источником вечных мук для духов, по свободному выбору рабствующих обличенной вечной лжи. Правда глаза колет, вот, по моему, весь секрет адских мучений. И кто сильнее ненавидит правду – тот пуще боится света (чтобы не обличились дела его), тому правда больнее колет глаза; вот вам и «степени» адских мучений. Но эта моя ересь не связана органически с изложением [?] в тексте и, кто примет последнее, может представлять себе по-церковному адские муки. – Ср. Дионисия Ареопагита послание 10-ое; Нила Синайского послание 36: милосердие для кающихся, правосудие для закоснелых. Против (как будто) спасения всех – Рим 11:14 : «не возбужу ли ревность в сродниках (соплеменниках, иудеях) моих по плоти, и не спасу ли некоторыхи из них 6 . Предведение и предопределение Должно веровать, что вечная участь каждого человека будет наилучшая из всех для него возможных при его свободной воле. Бог всякому дает высшую степень благодати и милости, позволяющую ему оказаться на высшей ступени святости и блаженства; но люди оказываются на разных ступенях выше и ниже (нуля), сообразно своей деятельности. Хочется знать, к чему я предопределен, п хотелось бы быть предопределенным к блаженству; а ничего не делать или грешить значит наперед решить, что я предопределен к гибели. Диалог 1-й. – Ну, а что вы скажете об самом искуплении? – Eine verfängliche Frage... Говорят, мы спасены от греха проклятия и смерти, между тем «несть человек, иже жив будет и не согрешит»; люди попрежнему едят хлеб свой в поте лица, а женщины в болезнях рождают чада; роды у женщин христианской Европы даже еще много труднее, чем были у библейских евреек и суть у многих дикарок нашего времени; умирают же люди все без исключения. Нет, если искупление состоит именно в этом, то может быть нас по маленьку искупят Мечниковы, Либихи и Ницше, но Христос тут был и будет не причем.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Melioran...

Скачать epub pdf Заключение Синодальной библейско-богословской комиссии Заключение Синодальной библейско-богословской комиссии по результатам рассмотрения обращения верующих относительно спорных богословских воззрений профессора А.И. Осипова. Номер резолюции Святейшего Патриарха: ПК-01/416 от 31.03.2016. Ответ профессора А.И. Осипова на заключение Синодальной библейско-богословской комиссии (СББК) А сейчас – уж очень вы меня просили – прокомментировать заключение Синодальной библейско-богословской комиссии. В комиссию обратился (я не знаю этого человека), но который себя называет богословом и фамилия его Люлька. Там еще какие-то подписи, и в Синодальную комиссию давно уже, в 2013 году. Почему-то вот так долго это все решалось, наконец, сейчас, в этом году наконец опубликовали это заключение. Вот оно, передо мной – «Заключение Синодальной библейско-богословской комиссии по результатам рассмотрения обращения верующих относительно спорных богословских воззрений профессора Осипова». «Спорных». Я думал, «теоретических» бы, но почему – я сразу обращаю ваше внимание – спорных. Вот мы с вами сейчас начнем, и то поспорим. Что значит «спорных»? Но это неважно. Речь идет вот о чем. Первый пункт: о вечности геенских мук. Этому посвящена больше чем страница и вывод такой: «Таким образом, мнение о конечности адских мучений и связанные с ним богословские воззрения не находят оснований в Священном Писании ». Можно было подумать, что Осипов утверждает что-то. Вот вы сидите передо мной, вы помните мои лекции. Я никогда не говорил: «Учение Церкви говорит о конечности адских мучений». Я говорю, что мы находим в Священном Писании две линии свидетельств (в Священном Писании, у святых отцов, в богослужебных книгах). Прямо две линии. Каких свидетельств? Одни говорят о вечных мучениях грешников и вечном блаженстве праведника. Другие говорят о том, что жертвою Христовой, и только ею, в конечном счете, будет Бог всё во всем. Правда, это будет не сразу. Каждый перенесет соответствующие страдания – там, в вечности, за свои преступления, за свои поступки против совести. Две линии, я говорю, это вы помните.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Osipov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010