Мысль о том, что сошествие Спасителя во ад есть непрестанно повторяющееся действие, нужна Алексею Ильичу не сама по себе, а для продолжения своей теории об упразднении вечных мук. Ибо если Христос и в самом деле периодически нисходит во ад, то у его обитателей появляется реальная возможность быть оттуда выведенными. Осипов пишет: «Потому и перед теми, которые по объективным причинам не смогли в своей земной жизни уверовать в пришедшего Христа и принять здесь Таинство Крещения, открывается, как видим, возможность по молитвам Церкви войти в нее там путем ветхозаветного человечества – путем, как осторожно высказался свт. Григорий Богослов, огненного крещения» 75 . И опять мы встречаемся с невольным отрицанием Осиповым Голгофской Жертвы. Ибо если и после явления в мир Богочеловека остается возможность достичь Царства Божия путем ветхозаветного человечества, то зачем нужно было Его рождество, Его проповедь, Его чудотворения, Его крестные страдания, Его славное трехдневное воскресение и на небеса восхождение? И что это за путь ветхозаветного человечества? Обрезание и принятие закона Моисеева? Но не сказал ли апостол, что «делами закона не оправдается никакая плоть»  ( Гал.2:16 ), и «если законом оправдание, то Христос напрасно умер»  ( Гал.2:21 )? И что за ветхозаветное огненное крещение? Кто и когда был крещен этим крещением в Ветхом Завете? Писание нигде не говорит о нем. Что же такое известно маститому лектору, о чем совершенно умалчивает Библия? Ничего не говоря об этом, никак не поясняя своего более, чем странного высказывания, Осипов делает сторонником своих заявлений не кого-нибудь, а самого св. Григория Богослова. «Может быть, – цитирует Осипов учителя Церкви, – они будут там крещены огнем – этим последним крещением, самым трудным и продолжительным, которое поядает вещество, как сено, и потребляет легковесность всякого греха» 76 . Алексей Ильич так ловко встроил слова св. Григория в свои рассуждения, что получается, что в них речь идет о тех, кто не принял крещения при жизни, и что их крещение действительно произойдет в местах адских мучений.

http://azbyka.ru/o-vechnosti-zametki

В силу своего взгляда на наказание как на милость Божию, – «если бы не было полезно для обращения грешников употреблять угрозы на них, то никогда бы милосердый и благой Бог не наказывал злодеяний» 218 , – Ориген пришёл к отрицанию вечности адских мучений и к учению о конечном восстановлении (апокатастасисе) всего. «Смерть, которая вводится ради наказания за грех , есть очищение самого греха, за который предписывается понести оную: следовательно, грех разрешается чрез наказание смертью, и не остается ничего, что подлежало бы за преступление наказанию вечным огнем» 219 . Необходимо отметить, что погрешности Оригена в его взгляде на домостроительство нашего спасения проистекали из оптимистического взгляда на состояние греховного человечества и вообще на весь греховный мир. Ориген хотел верить, что грех не только в мире людей, но даже и в самом царстве злых духов прекратится, всюду водворится святость и блаженство – будет Бог всяческая во всех ( 1Кор. 15,28 ). Что касается отношения сотериологии Оригена к учению о спасении святого Афанасия, то необходимо отметить, что святой Отец усвоил лишь православные взгляды Оригена и был чужд его домыслов. Кроме того, он испытал на себе большое влияние учения Оригена о единстве Сына Божия с Богом Отцом, что в богословии Святителя прекрасно вылилось в утверждение равенства и единосущия Лиц Святой Троицы. Последующие александрийцы, святой Дионисий Великий и святой Григорий Неокесарийский , находились под влиянием своих знаменитых предшественников. Святой Дионисий, доказательству православия которого святой Афанасий посвятил специальное творение (1,444–471), по образованию был оригенистом, однако, когда убеждался в ошибочности своих воззрений, готов был их изменить и действительно изменял. Так, например, когда в полемике с воззрениями Савеллия, «сметающего Божество», и монархианством Павла Самосадского он допустил ряд выражений, унижавших природу Сына Божия и ослаблявших термин «единосущия», был уличён в этом папой Римским Дионисием, то отступил от своих неточных выражений и в написанном по этому случаю творении «Обличение и оправдание» отметил, что «Отец и Сын суть едино и Один в Другом пребывают» 220 . С именем святого Григория, еп. Неокесарийского, известен Символ веры , в котором нашло прекрасное выражение учение о Святой Троице, единосущной, нераздельной и равночестной, что весьма ценно для характеристики богословия александрийцев 221 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

609 Отвергая мнение Руднева., Е. Е. Голубинский признает (стр. 599) существование, как он выражается, «жидовства собственного и несобственного»: под первым разумеется иудейская вера, под вторым христианское вольномыслие, относительно сущности которого имеются лишь некоторые указания (отрицание необходимости внешней, видимой церкви; отрицание иконопочитания и поклонения мощам; отрицание монашества). Но это существование «жидовства собственного и несобственного» – не приводит ли оно нас к признанию справедливости мнения Руднева? Не могло ли под одним общим названием существовать и иудейство и христианский рационализм? 620 Невольно вспоминается при этом определение, данное новгородской ереси, проф. О. Миллером: – «арианство в иудействующей оболочке». (Ж М. Н. Пр., 1868 г., ч. 137, отд. II, стр. 534). 626 Хотя Схария, по-видимому, был не талмудистом, а караимом. (Иконников «Опыт исследования о культурном значении Византия в русской истории», стр. 397). 629 Обстоятельное изложение и разбор учения византийских мистиков см. у К. Ф. Радченко. «Религиозное и литературное движение в Болгарии в эпоху перед турецким завоеванием (Киев, 1898 г.); П. Сырку: «К истории исправления книг в Болгарии в XIV в.», т. I, вып. I, – «Время и жизнь патриарха Евфимия Терновского» (СПБ, 1898 г.). См. еще Ф. И. Успенский: «Очерки по истории византийской образованности». (СПБ., 1891 г.). 631 Источниками для учения Григория служит его сочинения, отчасти биография, и житие Максима Кавсокаливского. Некоторые сведения можно почерпнуть из совместного труда Каллиста и Игнатия, озаглавленного «Μθοδος κα κανν σν Θε κριβς» (Радченко, назв. сочин., стр. 61). Главный труд Григория Синаита – 160 глав: «Словеса раздична заповдех, догматх, мках и еще же помыслх, страстех, добродтелех, безмолвии и молитв». (Сырку, назв. сочин., стр. 167). 641 Таковы, напр., некоторые отличия в толковании адских мучений, которые у Григория изъясняются в духовном смысле (Радченко, стр. 83), равным образом, сюда же должно отнести и несколько снисходительное отношение к посту (там же, стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Слова заповеди запрещают все противное предложенным в предыдущем поучении обязанностям благочестия. Воздавая Божеское почтение единому истинному Богу, надобно удаляться грехов, нарушающих заповедь о почтении единого Бога – заповедь об истинном благочестии, содержимом и проповедуемом Православною Церковью . Какие же грехи, противные первой заповеди? Скажу вам, братия, о грехах противных первой за­поведи, или истинному благочестию, для того, чтобы вы избегали сих грехов сами, если встретится искушение, и предохраняли других, когда это будет нужно. Грехи против первой заповеди, нарушавшие истин­ное служение Богу, суть следующие: 1. Безбожие или отрицание Божеского бытия. Этот грех противен природе человека: наша разумная душа, созданная по образу Божию, и в поврежденном состоянии носит в своем существе неизгладимую потребность в познании Бога и в служении Богу. Притом, все, что ни видим, свидетельствует о бытии Божием: Небеса поведают славу Божию, говорит псалмопевец, творение же руку Его возвещает твердь. Не суть речи, ни­же словеса, ихже не слышатся гласи их. «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его возве­щает твердь. Нет языка, и нет наречия, на котором бы не был слышан голос их» ( Пс.18:2,4 ). Страш­ному греху безбожия подвергаются только самые пороч­ные люди, развращенные умом и сердцем: они хотят усыпить свою обличающую совесть отчаянным лжеумствованием, будто нет Бога. Поэтому отвергающего бытие Божие псалмопевец называет безумным: рече безумен в сердце своем: несть Бог ( Пс.13:1 ). Надоб­но отказаться от всех высших потребностей ума и сердца и от всех начал здравого смысла, чтобы ре­шиться отвергать бытие последней Причины всякого бытия, Виновника мира видимого и невидимого, верховного Законодателя, Источника всякого добра. Кто впадает в смертный грех неверия, тот испытывает глубину нравственного несчастья: внутреннюю пустоту, беспокойство, без­надежность, безутешность. Это духовная смерть. Это предначатие адских мучений. Многобожие, или почитание многих мнимых богов. Это заблуждение господствует между язычниками. Непросвещенные Божественным откровением и, по глу­бокой слепоте ума и сердца, ни из начал здравого ра­зума, ни из рассматривания мира не постигшие единого Виновника всех тварей, они обоготворили разные сотво­ренные предметы, как солнце, луну, звезды, стихии мира, силы природы, людей и неразумных животных. По­мышляя, братия, о сем заблуждении, столь обыкновенном между язычниками, мы должны благодарить Бога, призвавшего нас в чудный Свой свет ( 1Пет.2:9 ), в котором пребывая, ясно видим мы темноту и безобразие языческих заблуждений.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Вечность мучений, ожидающих грешников после страшного суда, с неменьшею ясностью была подтверждена и Самим Господом нашим Иисусом Христом. Наставляя верующих в том, что если кого либо соблазняет какой либо из членов, рука, или нога, или глаз, то следует их отсечь или оторвать от себя, так как лучше безрукому и хромому или одноглазому войти в царствие Божие, нежели с двумя руками и ногами, а также с двумя глазами быть ввержену в будущий огонь или геенну, Он прямо назвал этот огонь огнем, вечным: „если рука твоя, или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и ногами быть ввержену в огонь вечный“ ( Мф.18:8 ), и – огнем неугасимым: „и если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый“ ( Мк.9:43 ; Мк.9:45 ). О геенне Господь несколько раз выразился, как о таком месте, которое наполнено огнем неугасимым, или „где червь их не умирает и огонь не угасает» ( Мк.9:43 . Мк.9:46 . Мк.9:48 ). Этим отстранялась всякая мысль о прекратимости когда либо геенских мучений и неразрывно связанных с сим неугасимым огнем и неумирающим червем. Кроме того, Иисус Христос, изображая тот приговор грешникам Верховного Судии, по которому они должны будут отойти в огонь, уготованный диаволу и аггелам его, этот огонь опять называет вечным: „идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и аггелам его“ (Мф.25:41), а указывая, затем, на то, что произойдет отсюда для грешников. Спаситель говорит: „и идут сии (т. е. грешники) в муку вечную, а праведники в жизнь вечную“ ( Мф.25:46 ), чем ясно показывает как то, что не только огонь, в который пойдут грешники, будет вечен, но и мучения их в нем будут вечны, так и то, что вечность сих мучений должна пониматься в таком же точно смысле, в каком должна пониматься и вечность определенной праведникам блаженной будущей жизни. Точно также учили и св. апостолы. Так, по учению ап. Иуды, образ той огненной казни, какая постигла Содом, Гоморру и другие окрестные, подобно им развратившиеся города, является предуказанием казни огня вечного, ожидающего всех нечестивых (Иуд. ст. 7). Тоже повторил и ап. Павел, выразившись относительно непознавших Бога и противящихся евангелию Христову, что они „муку приимут, погибель вечную“ ( 2Сол.1:9 ). A по изображению ап. Иоанна в Апокалипсисе, все те, которые передадутся на сторону диавола, будут „мучимы в огне и сере... И дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью“ ( Откр.14:11 ), равно как, и прельщавший их диавол, а также и ближайшие его слуги, зверь и лжепророк, в озере огненном и серном «будут мучиться день и ночь во веки веков» ( Откр.20:10 ), что опять прямо устраняет всякую мысль о прекратимости когда либо адских мучений.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ozhidani...

25:46 ). И в других местах Священного Писания утверждается вечность адских мучений: «Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым» ( Мф. 3:12 ); «И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает. И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает. И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную, где червь их не умирает и огонь не угасает» ( Мк. 9:43-48 ); «… не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его» ( 2 Фес. 1:8-9 ); «И дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его ( Откр. 14:11 ). В Священном Писании подчеркивается прямая взаимосвязь между земной жизнью человека и его конечной участью ( Мф.10:15 ; Мф. 25:34-46 ; 2 Фес. 1:8 ); невозможность изменения человеком своего состояния путем посмертного выбора ( Мф. 25:8-12 ). Указывается на то, что Сам Бог, и только Он, решает вечную участь каждого человека ( Мф. 25:31-46 ; 2 Фес. 1:7-9 ). Таким образом, мнение о конечности адских мучений и связанные с ним богословские воззрения не находят основания в Священном Писании.   По учению Православной Церкви, выраженному IV Bceлehckuм Собором, Господь наш Иисус Христос есть «совершенный в человечестве… во всем подобный нам, кроме греха» (Деяния Вселенских Соборов. Т. 3, с. 48). Господь Иисус Христос воспринял человеческую природу и «неукоризненные страсти», то есть естественные немощи. При этом Его человечество было непричастно всякого греха, Ему было чуждо греховное расстройство и склонность ко греху.

http://azbyka.ru/news/otvet-na-pismo-ver...

46).    Верующие избегнут смерти, вечной: и пойдут сий в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф. XXV:46). И всякий живущий и верующий в Меня, не умрет во век. Веришь ли сему? (Иоан. XI:26). – Ныне, когда вы освободились от греха, и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец жизнь вечная (Рим. VI:22). – Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом. Над ними смерть вторая не имеет власти; но они будут священниками Бога и Христа, и будут царствовать с Ним тысячу лет (Апок. XX:6).   16. Степени адских мучений    I. Св. Василий Великий при объяснении слов евангельских: „биен будет много и биен будет мало“ (Лук. XII:47, 48), замечает, что „слова эти означают не конец мучений, а разность оных. Ибо, если Бог есть праведный Судия не только добрых, но и порочных, воздающий каждому по делам его, то иной может быть достойным огня неугасимого, или слабейшего, или более пожигающего другой – червя неумирающего, но опять или сноснее, или нестерпимее причиняющего боль, по достоинству каждого, а иной – геенны, в которой, без сомнения, есть разные роды мучений, и другой – тьмы кромешней, где один доведен только до плача, а другой от усиленных мучений и до скрежета зубов. Самая тьма кромешная, без сомнения, показывает, что есть в ней нечто внутреннее. И сказанное в притчах: „во дне ада“ (IX, 18) дает разуметь, что некоторые, хотя во аде, но не во дне ада, терпят легчайшее мучение. Это можно и ныне отличать в телесных страданиях, ибо один болен лихорадкою с припадками и другими недугами, другой чувствует только лихорадку и то не в равной степени с другим, иной же не имеет лихорадки, а страждет болью в каком-либо члене, и то опят более, или менее другого» (Правило кратко изложен., отв. на вопр. 207, в „Твор. св. отц.“ IX, 346 – 357).    II. Св. Иоанн Златоустый о различии наказаний в будущей жизни так рассуждает: „кто большее получил наставление, тот должен вытерпеть большую казнь за преступление. Чем мы сведущее и могущественнее, тем тяжелее будем наказаны за грехи. Ежели ты богат, от тебя требуется больше пожертвований, нежели от бедного; ежели умен – больше послушания; ежели облечен властию, покажи блистательнейшие заслуги. Так и во всем прочем ты дашь отчет по мере сил своих» (На Римл. бесед. X., стр. 84, по русск. пер.). „Отходящий туда со множеством и добрых и злых дел получит некоторое облегчение и в наказании и в муках тамошних: напротив, кто, не имея добрых дел, принесет только злые, сказать нельзя, сколько постраждет, будучи отослан в вечную муку“. (Слов. к Феод. падш. 1, в „Хр. Чт.“ 1844, 1, 413).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

Как бы для усиления впечатления от падения Вавилона третий Ангел громким голосом обращается с угрозою ко всем поклоняющимся зверю и принимающим начертание его. Угроза, очевидно, обращена к тем самым людям, которые по изображению 8 ст. упивались и услаждались яростным вином вавилонского блудодеяния, т. е. роскошною антихристианскою жизнью. Теперь, в противоположность этому, им угрожается предстоящею необходимостью пить чаши гнева Божия. Будут пить вино неразбавленное, которое означает гнев Божий, нисколько не смягчаемый божественным милосердием. Грешники, поклонявшиеся зверю, будут мучимы в огне и сере, что является принадлежностью адских мучений. Выражение же, что мучения будут происходить пред Агнцем и пред святыми Ангелами, т. е. как бы ввиду их, указывает на особую силу мучений, горечь которых будет увеличиваться еще от того, что мучимые будут сравнивать свое мучение с блаженством святых и постоянно думать о тех, за вражду к которым они сделались достойны вечного наказания. Откр.14:9 .  И третий Ангел последовал за ними, говоря громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою, Откр.14:10 .  тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем; Откр.14:11 .  и дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его. Мучения грешников будут постоянны; им не будет перерыва, и поклонявшийся зверю грешник, мучимый изо дня в день, не будет иметь ни одной минуты успокоения, ни малейшего времени, свободного от этих мучений. Откр.14:12 .  Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса. В угрозе грешникам страшными наказаниями святые должны почерпать для себя утешение и ободрение, преодолевать малодушие при своем постоянном исповедании христианской веры среди антихристианских гонений и питать твердую надежду, что эти гонения скоро кончатся.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И вот вследствие всех этих мучений услышатся [в аду] плач и скрежет зубов, – там будет плач и скрежет зубов, сказал Спаситель ( Мф. 8, 12 , – ср. 13, 42; 13, 50; 25, 30). Плакать будет грешник, как от нестерпимых болей своих, так и о вечной погибели своей души. Скрежетать зубами будет грешник от досады, что погубил себя, что не может уже никуда скрыться. «Когда отойдем туда, – рассуждает св. Иоанн Златоуст , – то если покажем и самое сильное раскаяние, никакой уже не получим от того пользы; но сколько ни будем скрежетать зубами, сколько ни будем рыдать и молить тысячекратно, никто с конца перста не капнет на нас, объятых огнем... Будем скрежетать зубами от страданий и мук нестерпимых, но никто не поможет. Будем крепко стенать, когда пламень сильнее станет охватывать нас, но не увидим никого, кроме мучимых вместе с нами и кроме великой пустоты...». 172 От ужаса постигшей муки грешники будут иметь сильнейшее желание умереть, чтобы никогда не возвращаться больше к жизни. В те дни, говорит апостол, люди будут искать смерти, но не найдут ее; пожелают умереть, но смерть убежит от них ( Апок. 9, 6 ). Так сильна будет адская мука! Однако не все грешники подвергнутся мучениям в одинаковой степени. Но каждый получит свою награду по своему труду ( 1Кор. 3, 8 ). Соразмерно грехам своим, одни из грешников будут осуждены на большие наказания, другие на меньшие. Эту истину возвестил Сам Спаситель Христос, когда сказал, что раб..., который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше ( Лук. 12, 47–48 ), что фарисеи, которые поедают домы вдов и лицемерно много молятся; они примут тем большее осуждение ( Лк. 20, 47 ). Согласно со св. Писанием свв. отцы и учители Церкви учили, что будут различные роды мучений для грешников. «Кто больше получил наставление, – говорит св. Иоанн Златоуст , – тот должен вытерпеть большую казнь за преступление. Чем мы сведущее и могущественнее, тем тяжелее будем наказаны за грехи». 173 Св. Ефрем Сирин пишет: «Иначе мучится прелюбодей, иначе блудник, иначе убийца, иначе вор и пьяница». 174 «Если Бог есть праведный Судия не только добрых, но и порочных, воздающий каждому по делам его, – учит св. Василий Великий , – то [один] может быть достойным огня неугасимого, или слабейшего, или более пожигающего, другой – червя неумирающего, но опять или сноснее, или нестерпимее причиняющего боль, по достоинству каждого, иной – геенны, в которой, без сомнения, есть разного рода мучения, [или] – тьмы кромешной, где один доведен только до плача, а другой от усиленных мучений и до скрежета зубов. Самая тьма кромешная, показывает, что есть в ней нечто и внутреннее. И... некоторые, хотя во аде, но не во дне ада терпят легчайшее мучение»... 175 Таким образом, различие в адских мучениях зависит и от качества греха, и от степени греховности.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bud...

В другом месте Господь прямо свидетельствует, что «сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят. И умереть уже не могут» ( Лк. 20:35 ). Так подтверждаются начатки учения Ветхого Завета. Господь Иисус Христос пришел не нарушить, а исполнить не только подзаконную жизнь, но и наполнить «вином» нового учения мехи ветхозаветного учения о смерти. Отвергая посмертное воздаяние грешникам, иеговисты отсылают своих оппонентов к книге пророка Иеремии, где есть такие слова: они «устроили высоты Тафета в долине сыновей Енномовых, чтобы сожигать сыновей и дочерей своих в огне, чего Я не повелел, и что Мне на сердце не приходило» ( Иер. 7:31 ). «Если мысль о сжигании людей в огне никогда не приходила в сердце Бога, – пишут свидетели Иеговы, – то кажется ли разумным, что Он создал огненный ад для тех, кто не служит Ему. Бог есть любовь» ( 1Ин. 4:8 ). Стал бы действительно любящий Бог мучить людей? 104 То, что человеколюбивый Господь противник всяких человеческих жертвоприношений, а именно об этом речь у пророка Иеремии, это бесспорно. Как и бесспорно то, что не станет Творец мучить собственное творение. Христианская Церковь никогда и не понимала адский «огонь» как месть Бога за грех , ибо, живя уже здесь, на земле, грешники вкушают «пламень» будущих духовных страданий. Бог никого не толкает на грех, поэтому «что посеет человек, то и пожнет». Прочие тексты, приводимые иеговистами в обосновании их учения об отсутствии адских мучений, столь же малоубедительны. «С печалью сойду к сыну моему в преисподнюю» ( Быт. 37:35 ). «Подумай, – пишут они, – верил ли Иаков, что его сын Иосиф попал в такое место мучений, чтобы навечно остаться там, и хотел ли он сам отправиться туда, чтобы встретиться с ним?» 105  Ответим им: конечно же верил, ибо говорил о сошествии туда, где находится его сын. Мы не можем знать, верил ли Иаков, что эти мучения будут вечными и желал ли сам туда отправиться. Знаем одно – мысль о загробном воздаянии у него вызывала печаль. И это не удивительно, ведь все ветхозаветные праведники после смерти попадали в преисподнюю. После Своей смерти Господь Иисус Христос сошел в ад и, проповедовав там, вывел оттуда всех, принявших Его учение. До крестных страданий, по учению Церкви, все умершие непременно шли в ад.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/lozhnye-...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010