Мысль о том, что сошествие Спасителя во ад есть непрестанно повторяющееся действие, нужна Алексею Ильичу не сама по себе, а для продолжения своей теории об упразднении вечных мук. Ибо если Христос и в самом деле периодически нисходит во ад, то у его обитателей появляется реальная возможность быть оттуда выведенными. Осипов пишет: «Потому и перед теми, которые по объективным причинам не смогли в своей земной жизни уверовать в пришедшего Христа и принять здесь Таинство Крещения, открывается, как видим, возможность по молитвам Церкви войти в нее там путем ветхозаветного человечества – путем, как осторожно высказался свт. Григорий Богослов, огненного крещения» 75 . И опять мы встречаемся с невольным отрицанием Осиповым Голгофской Жертвы. Ибо если и после явления в мир Богочеловека остается возможность достичь Царства Божия путем ветхозаветного человечества, то зачем нужно было Его рождество, Его проповедь, Его чудотворения, Его крестные страдания, Его славное трехдневное воскресение и на небеса восхождение? И что это за путь ветхозаветного человечества? Обрезание и принятие закона Моисеева? Но не сказал ли апостол, что «делами закона не оправдается никакая плоть» ( Гал.2:16 ), и «если законом оправдание, то Христос напрасно умер» ( Гал.2:21 )? И что за ветхозаветное огненное крещение? Кто и когда был крещен этим крещением в Ветхом Завете? Писание нигде не говорит о нем. Что же такое известно маститому лектору, о чем совершенно умалчивает Библия? Ничего не говоря об этом, никак не поясняя своего более, чем странного высказывания, Осипов делает сторонником своих заявлений не кого-нибудь, а самого св. Григория Богослова. «Может быть, – цитирует Осипов учителя Церкви, – они будут там крещены огнем – этим последним крещением, самым трудным и продолжительным, которое поядает вещество, как сено, и потребляет легковесность всякого греха» 76 . Алексей Ильич так ловко встроил слова св. Григория в свои рассуждения, что получается, что в них речь идет о тех, кто не принял крещения при жизни, и что их крещение действительно произойдет в местах адских мучений. |
В силу своего взгляда на наказание как на милость Божию, – «если бы не было полезно для обращения грешников употреблять угрозы на них, то никогда бы милосердый и благой Бог не наказывал злодеяний» 218 , – Ориген пришёл к отрицанию вечности адских мучений и к учению о конечном восстановлении (апокатастасисе) всего. «Смерть, которая вводится ради наказания за грех , есть очищение самого греха, за который предписывается понести оную: следовательно, грех разрешается чрез наказание смертью, и не остается ничего, что подлежало бы за преступление наказанию вечным огнем» 219 . Необходимо отметить, что погрешности Оригена в его взгляде на домостроительство нашего спасения проистекали из оптимистического взгляда на состояние греховного человечества и вообще на весь греховный мир. Ориген хотел верить, что грех не только в мире людей, но даже и в самом царстве злых духов прекратится, всюду водворится святость и блаженство – будет Бог всяческая во всех ( 1Кор. 15,28 ). Что касается отношения сотериологии Оригена к учению о спасении святого Афанасия, то необходимо отметить, что святой Отец усвоил лишь православные взгляды Оригена и был чужд его домыслов. Кроме того, он испытал на себе большое влияние учения Оригена о единстве Сына Божия с Богом Отцом, что в богословии Святителя прекрасно вылилось в утверждение равенства и единосущия Лиц Святой Троицы. Последующие александрийцы, святой Дионисий Великий и святой Григорий Неокесарийский , находились под влиянием своих знаменитых предшественников. Святой Дионисий, доказательству православия которого святой Афанасий посвятил специальное творение (1,444–471), по образованию был оригенистом, однако, когда убеждался в ошибочности своих воззрений, готов был их изменить и действительно изменял. Так, например, когда в полемике с воззрениями Савеллия, «сметающего Божество», и монархианством Павла Самосадского он допустил ряд выражений, унижавших природу Сына Божия и ослаблявших термин «единосущия», был уличён в этом папой Римским Дионисием, то отступил от своих неточных выражений и в написанном по этому случаю творении «Обличение и оправдание» отметил, что «Отец и Сын суть едино и Один в Другом пребывают» 220 . С именем святого Григория, еп. Неокесарийского, известен Символ веры , в котором нашло прекрасное выражение учение о Святой Троице, единосущной, нераздельной и равночестной, что весьма ценно для характеристики богословия александрийцев 221 . |
609 Отвергая мнение Руднева., Е. Е. Голубинский признает (стр. 599) существование, как он выражается, «жидовства собственного и несобственного»: под первым разумеется иудейская вера, под вторым христианское вольномыслие, относительно сущности которого имеются лишь некоторые указания (отрицание необходимости внешней, видимой церкви; отрицание иконопочитания и поклонения мощам; отрицание монашества). Но это существование «жидовства собственного и несобственного» – не приводит ли оно нас к признанию справедливости мнения Руднева? Не могло ли под одним общим названием существовать и иудейство и христианский рационализм? 620 Невольно вспоминается при этом определение, данное новгородской ереси, проф. О. Миллером: – «арианство в иудействующей оболочке». (Ж М. Н. Пр., 1868 г., ч. 137, отд. II, стр. 534). 626 Хотя Схария, по-видимому, был не талмудистом, а караимом. (Иконников «Опыт исследования о культурном значении Византия в русской истории», стр. 397). 629 Обстоятельное изложение и разбор учения византийских мистиков см. у К. Ф. Радченко. «Религиозное и литературное движение в Болгарии в эпоху перед турецким завоеванием (Киев, 1898 г.); П. Сырку: «К истории исправления книг в Болгарии в XIV в.», т. I, вып. I, – «Время и жизнь патриарха Евфимия Терновского» (СПБ, 1898 г.). См. еще Ф. И. Успенский: «Очерки по истории византийской образованности». (СПБ., 1891 г.). 631 Источниками для учения Григория служит его сочинения, отчасти биография, и житие Максима Кавсокаливского. Некоторые сведения можно почерпнуть из совместного труда Каллиста и Игнатия, озаглавленного «Μθοδος κα κανν σν Θε κριβς» (Радченко, назв. сочин., стр. 61). Главный труд Григория Синаита – 160 глав: «Словеса раздична заповдех, догматх, мках и еще же помыслх, страстех, добродтелех, безмолвии и молитв». (Сырку, назв. сочин., стр. 167). 641 Таковы, напр., некоторые отличия в толковании адских мучений, которые у Григория изъясняются в духовном смысле (Радченко, стр. 83), равным образом, сюда же должно отнести и несколько снисходительное отношение к посту (там же, стр. |
Слова заповеди запрещают все противное предложенным в предыдущем поучении обязанностям благочестия. Воздавая Божеское почтение единому истинному Богу, надобно удаляться грехов, нарушающих заповедь о почтении единого Бога – заповедь об истинном благочестии, содержимом и проповедуемом Православною Церковью . Какие же грехи, противные первой заповеди? Скажу вам, братия, о грехах противных первой заповеди, или истинному благочестию, для того, чтобы вы избегали сих грехов сами, если встретится искушение, и предохраняли других, когда это будет нужно. Грехи против первой заповеди, нарушавшие истинное служение Богу, суть следующие: 1. Безбожие или отрицание Божеского бытия. Этот грех противен природе человека: наша разумная душа, созданная по образу Божию, и в поврежденном состоянии носит в своем существе неизгладимую потребность в познании Бога и в служении Богу. Притом, все, что ни видим, свидетельствует о бытии Божием: Небеса поведают славу Божию, говорит псалмопевец, творение же руку Его возвещает твердь. Не суть речи, ниже словеса, ихже не слышатся гласи их. «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его возвещает твердь. Нет языка, и нет наречия, на котором бы не был слышан голос их» ( Пс.18:2,4 ). Страшному греху безбожия подвергаются только самые порочные люди, развращенные умом и сердцем: они хотят усыпить свою обличающую совесть отчаянным лжеумствованием, будто нет Бога. Поэтому отвергающего бытие Божие псалмопевец называет безумным: рече безумен в сердце своем: несть Бог ( Пс.13:1 ). Надобно отказаться от всех высших потребностей ума и сердца и от всех начал здравого смысла, чтобы решиться отвергать бытие последней Причины всякого бытия, Виновника мира видимого и невидимого, верховного Законодателя, Источника всякого добра. Кто впадает в смертный грех неверия, тот испытывает глубину нравственного несчастья: внутреннюю пустоту, беспокойство, безнадежность, безутешность. Это духовная смерть. Это предначатие адских мучений. Многобожие, или почитание многих мнимых богов. Это заблуждение господствует между язычниками. Непросвещенные Божественным откровением и, по глубокой слепоте ума и сердца, ни из начал здравого разума, ни из рассматривания мира не постигшие единого Виновника всех тварей, они обоготворили разные сотворенные предметы, как солнце, луну, звезды, стихии мира, силы природы, людей и неразумных животных. Помышляя, братия, о сем заблуждении, столь обыкновенном между язычниками, мы должны благодарить Бога, призвавшего нас в чудный Свой свет ( 1Пет.2:9 ), в котором пребывая, ясно видим мы темноту и безобразие языческих заблуждений. |
Вечность мучений, ожидающих грешников после страшного суда, с неменьшею ясностью была подтверждена и Самим Господом нашим Иисусом Христом. Наставляя верующих в том, что если кого либо соблазняет какой либо из членов, рука, или нога, или глаз, то следует их отсечь или оторвать от себя, так как лучше безрукому и хромому или одноглазому войти в царствие Божие, нежели с двумя руками и ногами, а также с двумя глазами быть ввержену в будущий огонь или геенну, Он прямо назвал этот огонь огнем, вечным: „если рука твоя, или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и ногами быть ввержену в огонь вечный“ ( Мф.18:8 ), и – огнем неугасимым: „и если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый“ ( Мк.9:43 ; Мк.9:45 ). О геенне Господь несколько раз выразился, как о таком месте, которое наполнено огнем неугасимым, или „где червь их не умирает и огонь не угасает» ( Мк.9:43 . Мк.9:46 . Мк.9:48 ). Этим отстранялась всякая мысль о прекратимости когда либо геенских мучений и неразрывно связанных с сим неугасимым огнем и неумирающим червем. Кроме того, Иисус Христос, изображая тот приговор грешникам Верховного Судии, по которому они должны будут отойти в огонь, уготованный диаволу и аггелам его, этот огонь опять называет вечным: „идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и аггелам его“ (Мф.25:41), а указывая, затем, на то, что произойдет отсюда для грешников. Спаситель говорит: „и идут сии (т. е. грешники) в муку вечную, а праведники в жизнь вечную“ ( Мф.25:46 ), чем ясно показывает как то, что не только огонь, в который пойдут грешники, будет вечен, но и мучения их в нем будут вечны, так и то, что вечность сих мучений должна пониматься в таком же точно смысле, в каком должна пониматься и вечность определенной праведникам блаженной будущей жизни. Точно также учили и св. апостолы. Так, по учению ап. Иуды, образ той огненной казни, какая постигла Содом, Гоморру и другие окрестные, подобно им развратившиеся города, является предуказанием казни огня вечного, ожидающего всех нечестивых (Иуд. ст. 7). Тоже повторил и ап. Павел, выразившись относительно непознавших Бога и противящихся евангелию Христову, что они „муку приимут, погибель вечную“ ( 2Сол.1:9 ). A по изображению ап. Иоанна в Апокалипсисе, все те, которые передадутся на сторону диавола, будут „мучимы в огне и сере... И дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью“ ( Откр.14:11 ), равно как, и прельщавший их диавол, а также и ближайшие его слуги, зверь и лжепророк, в озере огненном и серном «будут мучиться день и ночь во веки веков» ( Откр.20:10 ), что опять прямо устраняет всякую мысль о прекратимости когда либо адских мучений. |
25:46 ). И в других местах Священного Писания утверждается вечность адских мучений: «Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым» ( Мф. 3:12 ); «И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает. И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает. И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную, где червь их не умирает и огонь не угасает» ( Мк. 9:43-48 ); «… не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его» ( 2 Фес. 1:8-9 ); «И дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его ( Откр. 14:11 ). В Священном Писании подчеркивается прямая взаимосвязь между земной жизнью человека и его конечной участью ( Мф.10:15 ; Мф. 25:34-46 ; 2 Фес. 1:8 ); невозможность изменения человеком своего состояния путем посмертного выбора ( Мф. 25:8-12 ). Указывается на то, что Сам Бог, и только Он, решает вечную участь каждого человека ( Мф. 25:31-46 ; 2 Фес. 1:7-9 ). Таким образом, мнение о конечности адских мучений и связанные с ним богословские воззрения не находят основания в Священном Писании. По учению Православной Церкви, выраженному IV Bceлehckuм Собором, Господь наш Иисус Христос есть «совершенный в человечестве… во всем подобный нам, кроме греха» (Деяния Вселенских Соборов. Т. 3, с. 48). Господь Иисус Христос воспринял человеческую природу и «неукоризненные страсти», то есть естественные немощи. При этом Его человечество было непричастно всякого греха, Ему было чуждо греховное расстройство и склонность ко греху. |
46). Верующие избегнут смерти, вечной: и пойдут сий в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф. XXV:46). И всякий живущий и верующий в Меня, не умрет во век. Веришь ли сему? (Иоан. XI:26). – Ныне, когда вы освободились от греха, и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец жизнь вечная (Рим. VI:22). – Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом. Над ними смерть вторая не имеет власти; но они будут священниками Бога и Христа, и будут царствовать с Ним тысячу лет (Апок. XX:6). 16. Степени адских мучений I. Св. Василий Великий при объяснении слов евангельских: „биен будет много и биен будет мало“ (Лук. XII:47, 48), замечает, что „слова эти означают не конец мучений, а разность оных. Ибо, если Бог есть праведный Судия не только добрых, но и порочных, воздающий каждому по делам его, то иной может быть достойным огня неугасимого, или слабейшего, или более пожигающего другой – червя неумирающего, но опять или сноснее, или нестерпимее причиняющего боль, по достоинству каждого, а иной – геенны, в которой, без сомнения, есть разные роды мучений, и другой – тьмы кромешней, где один доведен только до плача, а другой от усиленных мучений и до скрежета зубов. Самая тьма кромешная, без сомнения, показывает, что есть в ней нечто внутреннее. И сказанное в притчах: „во дне ада“ (IX, 18) дает разуметь, что некоторые, хотя во аде, но не во дне ада, терпят легчайшее мучение. Это можно и ныне отличать в телесных страданиях, ибо один болен лихорадкою с припадками и другими недугами, другой чувствует только лихорадку и то не в равной степени с другим, иной же не имеет лихорадки, а страждет болью в каком-либо члене, и то опят более, или менее другого» (Правило кратко изложен., отв. на вопр. 207, в „Твор. св. отц.“ IX, 346 – 357). II. Св. Иоанн Златоустый о различии наказаний в будущей жизни так рассуждает: „кто большее получил наставление, тот должен вытерпеть большую казнь за преступление. Чем мы сведущее и могущественнее, тем тяжелее будем наказаны за грехи. Ежели ты богат, от тебя требуется больше пожертвований, нежели от бедного; ежели умен – больше послушания; ежели облечен властию, покажи блистательнейшие заслуги. Так и во всем прочем ты дашь отчет по мере сил своих» (На Римл. бесед. X., стр. 84, по русск. пер.). „Отходящий туда со множеством и добрых и злых дел получит некоторое облегчение и в наказании и в муках тамошних: напротив, кто, не имея добрых дел, принесет только злые, сказать нельзя, сколько постраждет, будучи отослан в вечную муку“. (Слов. к Феод. падш. 1, в „Хр. Чт.“ 1844, 1, 413). |
Как бы для усиления впечатления от падения Вавилона третий Ангел громким голосом обращается с угрозою ко всем поклоняющимся зверю и принимающим начертание его. Угроза, очевидно, обращена к тем самым людям, которые по изображению 8 ст. упивались и услаждались яростным вином вавилонского блудодеяния, т. е. роскошною антихристианскою жизнью. Теперь, в противоположность этому, им угрожается предстоящею необходимостью пить чаши гнева Божия. Будут пить вино неразбавленное, которое означает гнев Божий, нисколько не смягчаемый божественным милосердием. Грешники, поклонявшиеся зверю, будут мучимы в огне и сере, что является принадлежностью адских мучений. Выражение же, что мучения будут происходить пред Агнцем и пред святыми Ангелами, т. е. как бы ввиду их, указывает на особую силу мучений, горечь которых будет увеличиваться еще от того, что мучимые будут сравнивать свое мучение с блаженством святых и постоянно думать о тех, за вражду к которым они сделались достойны вечного наказания. Откр.14:9 . И третий Ангел последовал за ними, говоря громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою, Откр.14:10 . тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем; Откр.14:11 . и дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его. Мучения грешников будут постоянны; им не будет перерыва, и поклонявшийся зверю грешник, мучимый изо дня в день, не будет иметь ни одной минуты успокоения, ни малейшего времени, свободного от этих мучений. Откр.14:12 . Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса. В угрозе грешникам страшными наказаниями святые должны почерпать для себя утешение и ободрение, преодолевать малодушие при своем постоянном исповедании христианской веры среди антихристианских гонений и питать твердую надежду, что эти гонения скоро кончатся. |
И вот вследствие всех этих мучений услышатся [в аду] плач и скрежет зубов, – там будет плач и скрежет зубов, сказал Спаситель ( Мф. 8, 12 , – ср. 13, 42; 13, 50; 25, 30). Плакать будет грешник, как от нестерпимых болей своих, так и о вечной погибели своей души. Скрежетать зубами будет грешник от досады, что погубил себя, что не может уже никуда скрыться. «Когда отойдем туда, – рассуждает св. Иоанн Златоуст , – то если покажем и самое сильное раскаяние, никакой уже не получим от того пользы; но сколько ни будем скрежетать зубами, сколько ни будем рыдать и молить тысячекратно, никто с конца перста не капнет на нас, объятых огнем... Будем скрежетать зубами от страданий и мук нестерпимых, но никто не поможет. Будем крепко стенать, когда пламень сильнее станет охватывать нас, но не увидим никого, кроме мучимых вместе с нами и кроме великой пустоты...». 172 От ужаса постигшей муки грешники будут иметь сильнейшее желание умереть, чтобы никогда не возвращаться больше к жизни. В те дни, говорит апостол, люди будут искать смерти, но не найдут ее; пожелают умереть, но смерть убежит от них ( Апок. 9, 6 ). Так сильна будет адская мука! Однако не все грешники подвергнутся мучениям в одинаковой степени. Но каждый получит свою награду по своему труду ( 1Кор. 3, 8 ). Соразмерно грехам своим, одни из грешников будут осуждены на большие наказания, другие на меньшие. Эту истину возвестил Сам Спаситель Христос, когда сказал, что раб..., который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше ( Лук. 12, 47–48 ), что фарисеи, которые поедают домы вдов и лицемерно много молятся; они примут тем большее осуждение ( Лк. 20, 47 ). Согласно со св. Писанием свв. отцы и учители Церкви учили, что будут различные роды мучений для грешников. «Кто больше получил наставление, – говорит св. Иоанн Златоуст , – тот должен вытерпеть большую казнь за преступление. Чем мы сведущее и могущественнее, тем тяжелее будем наказаны за грехи». 173 Св. Ефрем Сирин пишет: «Иначе мучится прелюбодей, иначе блудник, иначе убийца, иначе вор и пьяница». 174 «Если Бог есть праведный Судия не только добрых, но и порочных, воздающий каждому по делам его, – учит св. Василий Великий , – то [один] может быть достойным огня неугасимого, или слабейшего, или более пожигающего, другой – червя неумирающего, но опять или сноснее, или нестерпимее причиняющего боль, по достоинству каждого, иной – геенны, в которой, без сомнения, есть разного рода мучения, [или] – тьмы кромешной, где один доведен только до плача, а другой от усиленных мучений и до скрежета зубов. Самая тьма кромешная, показывает, что есть в ней нечто и внутреннее. И... некоторые, хотя во аде, но не во дне ада терпят легчайшее мучение»... 175 Таким образом, различие в адских мучениях зависит и от качества греха, и от степени греховности. |
В другом месте Господь прямо свидетельствует, что «сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят. И умереть уже не могут» ( Лк. 20:35 ). Так подтверждаются начатки учения Ветхого Завета. Господь Иисус Христос пришел не нарушить, а исполнить не только подзаконную жизнь, но и наполнить «вином» нового учения мехи ветхозаветного учения о смерти. Отвергая посмертное воздаяние грешникам, иеговисты отсылают своих оппонентов к книге пророка Иеремии, где есть такие слова: они «устроили высоты Тафета в долине сыновей Енномовых, чтобы сожигать сыновей и дочерей своих в огне, чего Я не повелел, и что Мне на сердце не приходило» ( Иер. 7:31 ). «Если мысль о сжигании людей в огне никогда не приходила в сердце Бога, – пишут свидетели Иеговы, – то кажется ли разумным, что Он создал огненный ад для тех, кто не служит Ему. Бог есть любовь» ( 1Ин. 4:8 ). Стал бы действительно любящий Бог мучить людей? 104 То, что человеколюбивый Господь противник всяких человеческих жертвоприношений, а именно об этом речь у пророка Иеремии, это бесспорно. Как и бесспорно то, что не станет Творец мучить собственное творение. Христианская Церковь никогда и не понимала адский «огонь» как месть Бога за грех , ибо, живя уже здесь, на земле, грешники вкушают «пламень» будущих духовных страданий. Бог никого не толкает на грех, поэтому «что посеет человек, то и пожнет». Прочие тексты, приводимые иеговистами в обосновании их учения об отсутствии адских мучений, столь же малоубедительны. «С печалью сойду к сыну моему в преисподнюю» ( Быт. 37:35 ). «Подумай, – пишут они, – верил ли Иаков, что его сын Иосиф попал в такое место мучений, чтобы навечно остаться там, и хотел ли он сам отправиться туда, чтобы встретиться с ним?» 105 Ответим им: конечно же верил, ибо говорил о сошествии туда, где находится его сын. Мы не можем знать, верил ли Иаков, что эти мучения будут вечными и желал ли сам туда отправиться. Знаем одно – мысль о загробном воздаянии у него вызывала печаль. И это не удивительно, ведь все ветхозаветные праведники после смерти попадали в преисподнюю. После Своей смерти Господь Иисус Христос сошел в ад и, проповедовав там, вывел оттуда всех, принявших Его учение. До крестных страданий, по учению Церкви, все умершие непременно шли в ад. |
| |