§ 218. О разных степенях сих мучений По Ефрему Сирину, напр., «разные есть роды мучений, как мы слышали в евангелии. Есть тьма кромешная ( Мф.8:12 )... геенна огненная ( Мф.5:22 ) – иное место мучения; скрежет зубом ( Мф.13:42 ) – особое, также, место; червь неусыпающий ( Мк.9:48 ) – в ином месте; озеро огненное ( Откр.19:20 ) – опять иное место; тартар ( 2Пет.2:4 ) – также, иное место; огнь неугасающий ( Мк.9:43 ) – особая страна; преисподняя ( Флп.2:10 ) и пагуба ( Мф.7:13 ) – на своих местах; дальнейшие страны земли ( Еф.4:9 ) – иное место; ад, где пребывают грешники, и дно адово – самое мучительное место. На сии-то мучения распределены будут нечестивые, – каждый по мере грехов своих, или более тяжких, или более сносных, по написанному: пленицами своих грехов кийждо затязается ( Притч.5:22 ). То же значит и сказанное: биен будет много, и биен будет мало ( Лк.12:47, 48 ). Как есть различие наказаний здесь, так и в будущем веке... Как много способов спасения и много обителей в царстве небесном; так много видов греха и греховных дел, и много родов мучений 1032 . Иначе (напр.), будет мучиться прелюбодей, иначе блудник, иначе убийца и иначе вор и пьяница 1033 . Это же самое повторяет св. Василий Великий , так уча о сем: «Если Бог есть праведный Судия не только добрых, но и порочных, воздающий каждому по делам его; то иной может оказаться достойным огня неугасимого, но или менее слабого, или более жгущего, – другой – червя неумирающего, но, опять, или сноснее, или нестерпимее причиняющего боль, по заслугам каждого, иной же геенны, в которой, без сомнения, есть разные роды мучений, а другой – тьмы кромешной, где один (будет) доведен только до плача, иной же, от усиленных мучений, и до скрежета зубов. Самая тьма кромешная, без сомнения, показывает, что есть в ней нечто и внутреннее. И, сказанное в Притчах: во дне ада ( Притч.9:18 ) дает разуметь, что некоторые, хотя – во аде, но не во дне ада терпят легчайшее мучение» 1034 . И по Златоусту, подобно тому, как в царствии небесном есть много, для праведных, обителей, так в геенне, угрожающей грешникам, существуют такие же различия, – и, подобно тому, как Праведный Судия, имеющий воздать комуждо по деяниям его ( Мф.16:27 ), в полном соответствии с заслугами распределить между праведниками награды, так же точно поступит Он и в отношении к наказаниям грешников за их злые дела. Потому-то, кто больше получил наставлений, тот должен будет вытерпеть большую казнь за свои преступления. Чем более мы сведущи и могущественны, тем тяжелее будем наказаны за грехи 1035 . Потому-то, кто отходит туда не только с многими злыми, но и многими добрыми делами, тот получит некоторое облегчение в наказаниях и муках тамошних; кто же, напротив, не имея добрых дел, принесет туда одни злые, тот, трудно сказать, насколько более постраждет, быв отослан в вечную муку 1036 . § 219. О вечности адских мучений

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Об уготованном для праведников будущем царствии § 212. О блаженной жизни праведных в, уготованном им, царстве. Учение откровенное § 213. Учение древнеотеческое О присужденном грешникам вечном, уготованном диаволу и аггелам его огне, и их в нем мучениях § 214. Учение откровенное § 215. Учение церковно-отеческое § 216. О предназначенном для осужденных грешников месте мучений § 217. О существенных свойствах адских мучений § 218. О разных степенях сих мучений § 219. О вечности адских мучений § 220. В период Вселенских Соборов Вступление После преосвященного Сильвестра в русской богословской науке везде веет сильвестровский дух исторического рассмотрения и оправдания 1 . Проф. Н.Н. Глубоковский Преосв. Сильвестр (в миру Стефан Васильевич Малеванский) родился 9 января 1828 г. в Волынской епархии в семье священника. Свое первоначальное образование он получил на Волыни, закончив курс местной семинарии в 1847 году. Отличаясь уже тогда слабым здоровьем, он был вынужден после окончания семинарии некоторое время провести в отцовском доме, пользуясь отдыхом. Через год с небольшим, 7 ноября 1848 г., он поступил сельским священником в один из приходов волынской епархии. Однако приходская служба его была очень непродолжительна. Он вскоре овдовел и вслед за тем, в августе 1853 г., поступил в число студентов Киевской духовной академии. Здесь молодой священник зарекомендовал себя с самой лучшей стороны. Однако, обычная слабость его здоровья вскоре осложнилась серьезной и тяжелой болезнью глаз. По запискам прот. Ф. Титова , основанным на воспоминаниях самого владыки, к концу первого (двухгодичного тогда) курса академии он почти совершенно потерял зрение и намеревался оставить школу. К счастью, на помощь ему пришли его товарищи по академии. Они читали лекции своему больному товарищу во время приготовления к экзаменам и необходимые пособия при составлении семестровых сочинений. Особенно ценные услуги в этом отношении ему оказывал его товарищ из могилевской епархии Н. Карножицкий, о котором владыка до конца своей жизни сохранил самые теплые воспоминания и относился к нему как к одному из самых близких и дорогих своих родственников.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Этот свет «если когда-нибудь снова не явится им [бесстрастным] более ясно, они расположены, как лишенные всего. А если он захочет совершенно скрыться, хотя бы на короткое время, он соделывает в них резкую и непереносимую боль несказанного желания» 49 . Однако св. Симеон никогда не называет эти муки опытом переживания ада. Отметим, что и сам старец Силуан, говоря о «великой печали», «великом мучении», «безутешной тоске», «неописуемой скорби», «великом горе», ни разу не увязывает их напрямую с адскими мучениями. Поэтому, как нам представляется, изначальный смысл слов «Держи твой ум во аде» подразумевает не этот духовный аспект. 4. Считать себя достойным адских мучений Исходя из общего контекста сочинений старца и его многочисленных пояснений можно заключить, что очевидный, подлинный смысл первой части совета Христа «Держи ум твой во аде» таков: «Постоянно помни, что по причине своих грехов заслуживаешь наказание и адские муки». Ад здесь понимается в своем классическом смысле – как место, где мучаются проклятые 50 , т.е. те, кого Божественный суд осудил за их грехи на вечные мучения. «Скоро я умру и вселюсь в мрачную темницу ада», – думает св. Силуан (с. 453). В другом месте он пишет: «Я недостоин Бога и рая. Я достоин мук адских и буду вечно гореть в огне» (с. 433). Обращаясь к тому, «кто в сердце своем почитает себя достойным вечного огня» (с. 434), он советует: «...смиряй себя и помышляй, что по смерти будешь ввержен в темницу и там будешь томиться и скучать по Господе» (с. 452). И далее: «Нужно считать себя хуже всех и осудить себя во ад. ...Хорошо душу свою приучить помышлять: “Я буду гореть в огне адском”» (с. 460). Эта мысль иногда акцентируется особо: «Я думал: я мерзкий и стою всяких наказаний...» (с. 458). Все это не означает, конечно, что у старца было упрощенное представление об аде. Напротив, судя по текстам, смысл адских мук он понимал во всей его глубине. Старец полагает себя достойным ада из-за своих прошлых грехов («по делам моим я достоин мучений и на земле, и во аде» – с.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Указанным мысленным пребыванием связь души с телесным миром и ограничивается: автор опровергает словами Григория Нисского учение о душепереселении и переходит к характеристике загробного бытия души, указывая три вида состояний: для праведных, для грешников и среднее между тем и другим (300–308). Изложение здесь безупречно. С некоторыми затруднениями встречаемся мы в дальнейшей речи автора о»потусторонних местах и состояниях человеческих душ». Здесь трактуется о трех небесах, лоне Авраамове и аде, причем два первых неба понимаются в пространственном смысле; остальные же»места»принимаются только за духовные состояния. Это, конечно, правильно, но, нам кажется, тут не уяснены естественные недоуменные вопросы, как можно говорить о местах пребывания душ, особенно о 1–м и 2–м небе, если душа, по Григорию Нисскому (295. 322), не нуждается в пространственном определении своего бытия, можно ли трактации Григория Нисского о небесах, излагаемой в шестодневе, придавать значение эсхатологического материала, и если можно, то почему; откуда видно, что 1–е (воздушное) небо является местом пребывания праведников, и как совместить с этим мнение, что воздух является сферой жизнедеятельности демонов (328); почему у Григория Нисского одинаково называется раем и небесное царство (315), и небесная земля (319), и третье (умопостигаемое) небо (316). Учение об аде раскрыто у автора самым обстоятельным образом. Напрасно только автор в данном случае (325) умалчивает, что под κατχθνιοι Флп.2:10 Григорий Нисский разумел также и демонов (555). Прекрасным заключением к трактации о загробной жизни служит у автора тщательное изображение учения о небесном блаженстве, его сущности, развитии в бесконечность и разных степенях его (329–355), а также об адских мучениях. В последнем пункте автор подходит к одной из труднейших и главнейших частей своей работы. Здесь после решения вопроса о сущности адских мучений и определения исключительно духовного характера их (361–367) автор раскрывает учение об очистительном характере адских мучений (368–375), о различных степенях силы и продолжительности их (375–380) и — как вывод отсюда — о временности их.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=760...

Не будь такого рода последовательных и преемственных изменений в бытии, вследствие которых оно то возникает, то исчезает и в каждое определенное мгновение является не тем, чем было прежде, а будь оно всегда тем же, равным себе самому, тогда не было бы тех рубежей или границ, которыми измеряется продолжительность времени, его начало и конец, прошедшее и будущее, тогда не было бы. следовательно, и места для времени 6 . Вне условий этой формы бытия находится одно только Существо, всегда само Себе равное – Бог . Отсюда, когда в богословской науке слово вечность употребляется для обозначения одного из главных свойств, принадлежащих Богу по существу вообще, то под нею разумеется Его присносущие, свобода от всех условий времени, иначе – всегдашняя тожественность существа Божия с самим собою. Но и в рассматриваемом нами случае употребления слова вечность ее нельзя принимать в обычном смысле этого слова, т. е. в смысле бесконечного времени, слагающегося из бесконечного ряда известных единиц времени – формы явлений здешней жизни, ибо с преобразованием вещественного мира ( Мф. 27:35 ) люди явятся в новой форме существования: мертвии возстанут нетленнии, и мы изменимся (1Kop. 15:52). Однако же богословы, приближая к нашему умопредставлению понятие вечность в его приложении к загробным мучениям, употребляют для этого необъятно большие числа известных единиц времени, как формы явлений именно здешней жизни 7 ; при этом только как бы мимоходом некоторыми из них указывается на несоизмеримость допускаемых ими временных ограничений в будущей жизни с таковыми же настоящей. Конечно, по этой причине один из наших отечественных богословов сказал, что „там, в стране непроницаемаго мрака, кипящей огнем и жупелом, и червями, шумящей скрежетом зубов и яростными стонами, минуты проходят, как годы“ 8 . Так непостижимо велико бедствие: вечность мучений. Не составляя какого-нибудь специального рода мучений адских, она характеризует все роды этих мучений, какое содержание ни вливалось бы в понятия, употребляемые для выражения их свойств: вечен огонь, пожирающий осужденного, вечен червь, грызущий его, вечна темница, заключающая его, вечна скорбь, снедающая его, и вечен сам он – жертва вечных мучений.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pro...

О тяжести адских мучений 334 И во аде, вонвед очи свои, сый в муках, узре Авраама издалеча, и Лазаря на лоне его. И той возглашь, рече: отче Аврааме, помилуй мя, и посли Лазаря, да омочит конец перста своего в воде, и устудит язык мой, яко стражду во пламени сем ( Лк. 16: 23,24 ) Страшно, возлюбленные христиане-братья, страшно слышать эти евангельские слова, внимать этому жалкому воплю, возникающему из пропастей ада! Страшно и представить себе весь ужас мучений того несчастного богача, который за гробом оказался столь бедным, что просит, как величайшей милостыни, одной малой капли воды для прохлаждения жгущего его пламени! Еще страшнее подумать, что даже и в этой малости сам странноприимный отец верующих, Авраам, дает ему решительный отказ, и, вместо того напоминает ему о былых удовольствиях в земной жизни, в виду бедствовавшего при вратах его, а ныне блаженствующего Лазаря; и таким напоминанием, столь по-видимому естественным, еще умножает невыразимые адские мучения страждущего. Рече же Авраам: чадо, помяни, яко восприял еси благая твоя в животе твоем, и Лазарь такожде злая: ныне же зде утешается, ты же страждеши ( Лк. 16:25 ). Но всего ужаснее тот приговор, которым поражен страждущий в пламени геенском, – тем, что не остается более никакой возможности к перемене его злополучной участи: И над всеми сими, присовокупляет Авраам, между нами и вами пропасть велика утвердися, да хотящии преити отсюду к вам, не возмогут, ни иже оттуду к нам преходят ( Лк. 16:26 ). Тяжки и поразительны эти слова; но чем сильнее поражают они ныне совесть грешника, тем больше могут принести пользы душе его. «Если бы, – говорит святитель Златоуст, 335 – там это сказано было нам, как и богачу, тогда поистине надлежало бы плакать, скорбеть и сетовать о том, что нам уже не осталось времени на покаяние. Но как мы слышим это еще здесь, где возможно и покаяться, и омыть грехи, и приобресть великое дерзновение, и перемениться, убоявшись несчастья, случившегося с другими: то возблагодарим Человеколюбца Бога, наказанием других возбуждающего нашу леность и пробуждающего нас от сна. Для того и сказано это наперед, чтобы нам не потерпеть того же“.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Столь же яркими красками описан в Коране и ад (геенна огненная). Если картинами райского блаженства Мохаммед завлекал к себе последователей и поддерживал их в терпении, то ужасами адских мучений он устрашал неверующих своих врагов (Коран 74, 39). В обоих случаях проповедник ислама стремился к одной конечной цели – уничтожить грубое арабское многобожие (ширк) и утвердить вместо него поклонение Единому Богу (таухид) и покорность Ему (ислам). Поэтому почти всегда рай и ад упоминаются и описываются в Коране одновременно, как две резкие противоположности, и описания их дополняют друг друга: привлекательность райских утех усиливается от противоположности с адскими муками, а ужасы ада увеличиваются в воображении от сопоставления с райскими блаженствами. И если при описании райской жизни праведных Мохаммед давал чрезмерную свободу своей пылкой фантазии, как бы забывая, что он говорит о жизни праведников на небе, то при описании адских мучений грешников он не ограничивался евангельским скрежетом зубов и плачем ( Матф. 25, 40 ), а нарисовал столь реальные картины мук, о которых до последней войны нашей с немцами, бросавших в огонь живых людей и наслаждавшихся их криками и корчами, трудно было христианам XX столетия иметь представление, так как мучения христиан первых веков от язычников изгладились уже в нашем воображении. И автор настоящего исследования не удивляется более турецким зверствам над христианами, потому что мусульмане-турки имели формы жестокости в кораническом описании ада, а немцы-христиане превзошли и турок в этом отношении. Но должен наступить час, о котором говорится в Евангелии и Коране... Как для рая, в Коране и для ада есть несколько названий, каковы: пламень, сокрушающий крушитель, пыль огня, жгучий огонь, пламя, преисподняя 300 . Последнее название (хавийя – преисподняя) указывает, на местонахождение ада в подземелье (сиджин), в противоположность раю, находящемуся в самых высших сферах неба (иллиун). Но главная противоположность ада, в сравнении с раем, заключается в его назначении рай назначен для вечного блаженства праведников, а геенна – для вечных мучений грешников. Муки грешников будут состоять в горении в постоянном пламени и в кипящей воде, которой будут обливать горящие тела их. Кроме того, грешников будут кормить плодами дерева Заккума, проклятого в Коране (17, 62) и поить кипятком. В ад грешников погонят, как скот на водопой (21, 98).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Заключение Синодальной библейско-богословской комиссии по результатам рассмотрения обращения верующих относительно спорных богословских воззрений профессора А.И. Осипова Скачать epub pdf Содержание 1. О вечности адских мучений. 2. О восприятии Христом первородного греха. 3. О догмате Искупления. 4. О таинстве Евхаристии. 5. О крещении младенцев и значении таинства Крещения для спасения.     В 2013 году на имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла поступило письмо группы верующих (48 подписей), в котором ставился вопрос о спорных богословских воззрениях заслуженного профессора Московской духовной академии А.И. Осипова . Авторы письма обратились с просьбой дать разъяснения относительно того, соответствуют ли «точному изложению православной веры» мнения А.И. Осипова по пяти пунктам: – о вечности геенских мук, – о восприятии Христом первородного греха, – об Искуплении, – о Евхаристии, – о крещении младенцев. В приложении к письму по каждому пункту приведены цитаты из опубликованных текстов и публичных высказываний А.И. Осипова . По благословению Святейшего Патриарха обращение верующих было направлено для рассмотрения в Синодальную библейско-богословскую комиссию. Поступившие материалы были переданы для предварительного изучения экспертам из числа членов Комиссии. Затем обращение и полученные экспертные оценки были рассмотрены 20 января 2015 года на пленарном заседании СББК, в ходе которого была сформирована рабочая группа для дальнейшего изучения вопроса о реагировании на обращение верующих о богословских воззрениях профессора А.И. Осипова . Результаты работы были рассмотрены на пленуме СББК 22 декабря 2015 года. 1. О вечности адских мучений. Авторы обращения приводят, в частности, следующие высказывания профессора А.И. Осипова по данному вопросу: • «И в Откровении мы находим… учение о их (мучений) конечности и спасении всех человеков»; «Совершенно очевидно, все эти их (святых) слова говорят с полной определенностью о том, что победою Христовою все, не только праведно жившие, но даже и мертвые, некогда непокорные, были и будут освобождены из ада»;

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Osipov...

Рассказ о душепереселении подробно представлен одною хлыстовскою богородицею Силантьевной при допросе ее судебным следователем. Силантьевна говорила: „прежде, когда еще не родилась этою тленною плотию, не знаю, какое было мое имя и в чьей плоти пребывала. Об этом мне не открыто свыше, да не соблазнюсь мирскою гордостию о своем, може, именитом роде – происхождении“... На вопрос следователя: сколько ей лет? она отвечала, несколько подумавши: „мне 64 года с месяцами; но ведь это только по плоти; духовных же лет я не имею, им несть числа, можа полная тысяча, а може и больше“.... Когда был предложен вопрос о том, какая участь человека после его смерти, Силантьевна отвечала: „после смерти человека душа его посылается Богом, смотря по добродетели умершего, в другого человека или в животное; а животное, когда оно околеет, в человека 615 .... Есть разные люди на белом свете.., есть люди, которые имеют по три, по четыре и более души.... К кому благоволит Господь своею милостью, того наделяет множеством душ, до полсотни и больше“ 616 . Таким образом, грешная душа, прежде чем перейти в небо, должна претерпевать многие превращения. По-видимому, учение хлыстов о душепереселении, имеющем своею конечною целию совершенное очищение человеческой души от грехов и предоставление ей, таким образом, полной возможности вступить в сонм блаженных небожителей делает излишним предположение о существовании наряду с раем еще ада и адских мучений, так как, очевидно, что рано или поздно все люди божии превратятся в чистые и непорочные существа, достойные вкушать райские радости. Однако, и хлысты, как видно из некоторых песен, допускают существование ада и адских мучений. Правда, учение их об этих предметах вовсе не развито, так что нельзя ничего определенного сказать, что такое ад по представлению хлыстов и какие предполагаются ими формы мучений людям грешным. В одной хлыстовской песни вот что, между прочим, сообщают ангелы, архангелы и апостолы, присутствовавшие при разлучении души человеческой с телом – этого, по словам песни, „дива дивного, чуда страшного и ужасного“: „Ты прости – прощай, Тело белое!“ обращается к телу душа, готовая улететь.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sekty-hl...

Стяжи предощущение адских мук, чтоб душа твоя при живом воспоминании о них содрогалась, отторгалась от греха, прибегала к Богу с смиренною молитвою о помиловании, в надежде на Его неограниченную благость и в безнадежии на себя 146 . Вспоминай и представляй себе неизмеримую страшную подземную пропасть и темницу, составляющие собою ад. Пропасть именуется бездною: точно такова она относительно человеков. Адская обширная темница имеет множество отделов и множество различного рода томлений и мучений, которыми воздается каждому человеку по делам его, совершенным им в течение земной жизни. Во всех отделах заключение – вечно, муки – вечны. Там господствует томительный, непроницаемый мрак, и вместе горит там огнь неугасающий, всегда одинаково сильный. Нет там дня: там вечная ночь. Там смрад нестерпимый, с которым не может сравниться никакое земное зловоние. Лютый адский червь никогда не усыпает и никогда не дремлет, точит он и точит, снедает адских узников, не нарушая их целости, не уничтожая существования, и сам не насыщаясь. Такое свойство имеют все адские муки: они тяжелее всякой смерти, и не приносят смерти. Смерть во аде столько вожделенна, сколько вожделенна на земле жизнь. Смерть была бы отрадой для адских узников. Ее нет для них: удел их – бесконечная жизнь для бесконечных страданий. Терзаются во аде от нестерпимых казней, которыми преизобилует вечная темница отверженных Богом; терзаются там невыносимою скорбью; терзаются там лютейшим душевным недугом – отчаянием. Признавай себя приговоренным во ад на вечную муку, и из этого сознания родятся в сердце твоем такие молитвенные неудержимые вопли, которые непременно склонят Бога к помилованию тебя, и введет тебя Бог в рай, вместо ада. Признающие себя достойными наград земных и небесных! Для вас опасен ад, более нежели для явных грешников, потому что тягчайший грех между всеми грехами – гордость, самомнение, грех духа, невидимый для чувственных очей, прикрывающийся часто личиною смирения. В воспоминании и размышлении о смерти упражнялись величайшие из преподобных отцов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010