Но обратимся к повествованию о страдании Епиктета и Астиона. Они, на другой день после первого их допроса судьей Латронианом, были по его же повелению приведены в народное собрание для дальнейшего их испытания. Судья, приняв теперь манеры лисицы, с хитрой лаской спросил святых мучеников: " Ну что! Вы почитаете народных богов наших, или и теперь еще остаетесь при своем неразумии " ? На этот вопрос ответил святой Епиктет: — " напрасно ты, Латриан, трудишься, мы адских страшилищ не почитаем. Ты скорее можешь лишить нас здоровья и жизни, чем исповедания Христа, Бога нашего. Тысячу раз мы говорили и не перестанем во всеуслышание возглашать: мы — христиане, и да будет в нас воля Бога нашего. " При этих словах мучитель вскипел гневом, и, рыкая подобно льву, вскрикнул на своих рабов: " подать сюда сию же минуту самого крепкого уксуса и соли! Пусть вспомнят эти нечестивцы, что они имеют уже раны, а вы не щадите своих трудов, натирайте их израненные члены покрепче уксусом и солью. " При всем этом святые мученики не произнесли ни одного слова, противного своему вероисповеданию: " мы — христиане; да будет в нас воля Божья. " После всех мучений, оставаясь невредимыми, они опять заключены были в темницу, но по истечении тридцати дней их вновь представили на суд совершенно здоровыми. Теперь мучители сокрушали им уста и зубы камнями и жестоко били батогами, они же все равно одно и то же всенародно возглашали: " Господи Боже наш, будь святая воля Твоя в нас! " Это продолжалось многократно, пока наконец, не был произнесен смертный приговор, осуждающий их на смертную казнь через отсечение головы. Быв ведены на место казни вне города, святые мученики взаимно укрепляли друг друга терпением и великодушно восхваляли Господа, возглашая: " хвалите имя Господне за то, что сбылась на нас воля Божественная, " а достигши места казни, воспели песнь святых трех отроков: " Благословен Ты, Господи Боже отцов наших, хвально и прославлено имя Твое вовеки. Ибо праведен Ты во всем, что сделал с нами, и все дела Твои истинны, и пути Твои правы, и суды Твои истинны " (Дан. 3:26–27). " Благодарим Тебя, что не воля человека, но Твоя воля во всем совершилась в нас. "

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

Откровение Павла ближе всего к Апокалипсису Петра. Основой для создания этого апокрифа послужили слова апостола Павла: «Знаю человека во Христе, который… (в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке…, что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать. Таким человеком могу хвалиться; собою же не похвалюсь… Впрочем, если захочу хвалиться, не буду неразумен, потому что скажу истину; но я удерживаюсь, чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит или слышит от меня» ( 2Кор. 12:2–6 ). Как сообщает автор апокрифа, откровение было найдено в основании дома в Тарсе, где некогда жил апостол, три с лишним века спустя после его смерти. Очевидно, имеется в виду, что Павел пожелал оставить нечто из открытого ему Богом в тайне до будущих времен. Вознесенный на небо Павел видит усопших грешников и праведников. Описание ада и рая еще более развернутое, чем в Откровении Петра. Особенно интересно изображается то, как души после смерти покидают свои тела. За душу умирающего борются добрые и злые ангелы – победа зависит от числа добрых и злых дел человека, завершающего свой земной путь. Отлетающая душа должна запомнить тело, в котором находилась, чтобы вернуться туда в день воскресения мертвых. Души предстают на суд Господа немедленно. Грешники встречаются здесь с теми, кого они обижали при жизни, и вынуждены сознаваться в своих преступлениях. Если обиженные еще живы, душа обидчика содержится под стражей, пока те не умрут и не явятся обличить ее. Увидевший многообразие адских мук Павел горько плачет. Является архангел Гавриил, который «делает смотр всем мукам». Гавриил и Павел вместе умоляют Бога пожалеть грешников, и Господь позволяет несчастным отдыхать от мучений «ночь и день святого Воскресения». Описание рая значительно обстоятельнее, чем в Откровении Петра. Павел встречает здесь Ноя, Авраама, Исаака, Иакова, Моисея и других праотцев и пророков еврейского народа. Обращает на себя внимание то, что изображаемый рай и есть тот сад Едемский, где жили некогда Адам и Ева.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokri...

Когда, далее, ап. Павел говорит о примирении и возглавлении во Христе всего, что на земле и на небе, то он под этим выражением разумеет исключительно освобожденное человечество на земле и мир ангельский на небе, за вычетом из этого всех обитателей ада. И если в послании к Филиппийцам он учит, что и колена живущих в преисподней преклонятся пред именем Иисуса и их язык исповесть, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца, то это относительно обитателей преисподней удобно понимать так, что они вынуждены будут оказать почитание Сыну Божию Христу, будучи побеждены славою Его в последний день мира, а не так, чтобы с этим необходимо соединялось истинное и спасительное обращение их ко Христу. Припомним, что еще во время земной жизни Христа Спасителя демоны в бесноватых нередко высказывали такое признание Его. – Перетолкование выражения «вечность» в некоторых местах Писания в смысле необозримых пространств времени, сходных с Оригеновским представлением смены миров, малопригодно ввиду многочисленных мест новозаветного Писания собственных и образных, дающих несомненное свидетельство о вечном и непрерывном продолжении адских мучений. Из класса этих мест нельзя не привести на намять, во-первых, слов Господа, заключающих угрозу за грех против Духа Святого, т. е. за упорное сопротивление Его, освящающей нас, благодати: виновные в этом грехе не могут получить прощения ни в сем веке, ни в будущем: а во-вторых, слов ап. Павла об отпадших от истинной веры Христовой, что для них не остается более жертвы за грех, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников ( Евр.10:26–27 ). Упоминание о последнем кодранте во многих родственных по содержанию притчах допускает такое толкование, что уплата греховного долга в вечности уже невозможна, тем более надо спешить воспользоваться в настоящем земном бытии возможностью к миру с Богом чрез крестные заслуги Христа, или же нужно предположить время и возможность примирения в загробной жизни, по молитвам церкви, до поры последнего суда, но никак не после, когда установятся уже окончательно решение и определение участи каждого из нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Yastr...

А ты не хочешь пригласить Его и после этого? Он Сам первый ввел тебя в дом Свой, а ты не хочешь сделать этого и теперь? Он прикрыл твою наготу, а ты и после этого не хочешь дать Ему приюта, как страннику? Он прежде утолил жажду твою из Своего сосуда, а ты не хочешь дать Ему и капли холодной воды? Он тебя напоил дарами Духа Святого, а ты не хочешь утолить и телесной Его жажды? Он тебя напоил Духом тогда, как ты был достоин наказания, а ты презираешь Его, когда Он жаждет, и это несмотря на то, что ты должен употребить Его же дары? . 3. Ужели ты почитаешь маловажным держать ту чашу, которую будет подносить к устам, и из которой будет пить Христос? Ужели ты не знаешь, что один только священник имеет право предлагать чашу крови? Но я на это не смотрю строго, — говорит Христос, — а принимаю и у тебя. Хотя бы ты был мирянин, Я не отвергну тебя и не требую того, что Я сам тебе дал. Я требую не крови, но студеной воды. Представь, кому ты предлагаешь питие; представь — и трепещи. Помысли, что ты сам делаешься священником Христа, когда руками своими подаешь не тело, не хлеб, не кровь, но чашу холодной воды. Он облек тебя одеждою спасения, и облек сам; и ты сделай то же, хотя чрез раба. Он прославил тебя на небесах; а ты, по крайней мере, защити Его от страха, наготы и бесславия. Он удостоил тебя сожительства с ангелами; а ты прими Его только под кров твой, — по крайней мере, дай Ему приют, как бы рабу своему. Я не пренебрегаю приютом этим, — говорит Христос, — хотя сам Я отверз для тебя целое небо. Я освободил тебя от тягчайшего плена, но не требую того же от тебя и не говорю: освободи Меня; для Моего утешения довольно, если ты только обратишь на Меня внимание, когда Я нахожусь в узах. Я воскресил тебя из мертвых, — и не требую, чтоб и ты сделал то же; но говорю: посети Меня только во время Моей болезни. Итак, каких адских мучений не достойны мы, ежели при столь великих благодеяниях, изливаемых на нас, и при столь легких требованиях от нас, не исполняем и последних? Будучи бесчувственнее камня, мы по всей справедливости пойдем в огонь, уготованный дьяволу и ангелам его.

http://predanie.ru/book/68213-tolkovanie...

Не смотря, однако, на свою вещественность, огонь будущих мучений будет резко отличаться от теперешнего огня. В том будущем огне совершенно утратится признак благотворности огня, освещающего и согревающего; напротив, качества вредоносности его возрастут в своей степени и силе. Так огонь вечных мучений не будет давать света; почему место этих мучений называется тьмою кромешною, или внешнею. Хотя смысл этого наименования объясняют и образно 349 ; однако, нельзя отказать ему и в некоторой степени соответствия будущей горькой действительности для грешников, наименование неугасимого огня тьмою кромешною указывает на то, что этот огонь будет давить на грешников непроницаемою ничем извне тьмою, и это тем более, что закоснелые грешники удалены будут от истинного Света и Жизни – Бога. С другой стороны будущий вечный огонь лишен будет такой теплоты, которая предохраняла бы от холода и цепенения: осужденные на пребывание в вечном огне испытывают скрежет зубовный – действие чрезмерного холода. в) Тяжесть адских мучений Совокупность всех адских мучений будет сопровождаться такою скорбью и теснотою ( Puм. II, 9 ), которую мы теперь не можем себе и представить, потому что на земле нет ничего такого, с чем бы можно было сравнить ее. Крайняя тяжесть и нестерпимость адских мучений понятна несколько из того, что, по словам Тайновидца, в те дни люди будут искать смерти, но не найдут ее пожелают умереть, но смерть убежит от них ( Anok. IX. 6 ). Душа, находящаяся в адских муках, будет томиться в терзаниях – и не истребляться, будет умирать – и продолжат жить, будет гибнуть – и оставаться, будет близиться к концу – и пребывать без конца... В аде нет надежды – нет жизни: здесь жизнь – вечные муки. Над входом в ад можно бы поместить следующую надпись: «За мною вход в царство скорбей, За мною – путь к вечной скорби: Оставь надежду всяк сюда идущий». (Данте, Божественная Комедия, III, 1 – 2, 9). Следующий рассказ может несколько приблизить к нашему пониманию невообразимую и неизобразимую силу и томительность адских мучений.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

Столь же определенно мнение Епископа Игнатия об аде. Ад помещается во внутренности земли. 866 Мнение о местонахождении ада внутри земли усматривается на всем пространстве Богослужения Православной Церкви. 867 Если рай просвещен вечным светом и исполнен обильными и неизреченными благами, то ад – наполнен непроницаемой тьмой, неугасающим огнем и вечными мучениями. 868 Совершенно определенное мнение имеет Преосвященный Игнатий и о степени, качестве и длительности райского или адского состояния людей соответственно их нравственному достоинству. Ожидающие грешников во аде муки – вечны; они так ужасны, что человек живущий на земле, не может получить о них ясного, понятия, без особенного откровения Божия. Все наши лютые болезни и злоключения, все страшные земные страдания и скорби ничтожны в сравнении с адскими муками, Преисподние темницы представляют странное и страшное уничтожение жизни при сохранении жизни. Там полное прекращение всякой деятельности; там – одно страдание; там господствует лютейший из сердечных недугов – отчаяние; там плачи и стоны, не привлекающие никакого утешения душе, раздираемой ими; там узы и оковы неразрешимые; там тьма непроницаемая, несмотря, на обилие пламени; там царство вечной смерти. Так ужасны адские муки, что ничтожна пред ними лютейшая из земных мук – насильственная смерть. 869 Напротив, состояние райского блаженства праведников превышает всякое человеческое представление о приятном и изящном земном. 870 Предощущение вечной благодатной жизни сообщается человеку, ревнующему о своем спасении, как духовная радость, полная смиренномудрия, благодарения Богу, сопутствуемая слезной молитвой, исповеданием и славословием Бога, умерщвлением миру. В этом состоянии душа, ощутив осенение Св. Духа, увидев себя победительницей греховных помыслов и мечтаний, начинает ощущать неизъяснимую радость спасения. 871 Высказав взгляд свой по вопросу об аде и рае, о характере адских мучений и райского блаженства, Преосвященный Игнатий, касается и близкого к этому вопросу о длительности этих состояний. Посмертное состояние адских мучений или райского блаженства будет вечным. И если учение о вечном райском блаженстве легко приемлется, обычным человеком, мало ревнующим о своем спасении, в уповании на милосердие Божие и помилование себя, в отношение неизбежной участи грешника, иначе сказать, – если против вечности райского блаженства никто ничего не имеет из обычных нечуждых вере людей жизни, то вечность адских мучений вызывает против себя возражения в отношении справедливости и жестокости и т. д. Утверждая мысль о вечности адских мучений, Преосвященный Игнатий не оставляет без внимания возражений против вечности адских мучений.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Это, конечно, правильно, но, нам кажется, тут не уяснены естественные недоуменные вопросы, как можно говорить о местах пребывания душ, особенно о 1 и 2 – м небе, если душа по Гр. Н. (295. 322) не нуждается в пространственном определении своего бытия, можно ли трактации Гр Н. о небесах, излагаемой в шестодневе, придавать значение эсхатологического материала, и если можно, то почему; откуда видно, что 1-е (воздушное) небо является местом пребывания праведников, и как совместить с этим мнение, что воздух является сферой жизнедеятельности демонов (328); почему у Гр. Н. одинаково называется раем и небесное царство (315), и небесная земля (319) и третье (умопостигаемое) небо (316). Учение об аде раскрыто у автора самым обстоятельным образом. Напрасно только автор в данном случае (325) умалчивает, что под καταχθνιοι Филип. 2 , 10 Гр. Н. разумел также и демонов (555). Прекрасным заключением к трактации о загробной жизни служит у автора тщательное изображение учения о небесном блаженстве, его сущности, развитии в бесконечность и разных степенях его (329 – 355), а также об адских мучениях. В последнем пункте автор подходить к одной из труднейших и главнейших частей своей работы. Здесь после решения вопроса о сущности адских мучений и определения исключительно духовного характера их (361 – 367), автор раскрывает учение об очистительном характере адских мучений (368 – 375), о различных степенях силы и продолжительности их (375 – 380) и – как вывод отсюда – о временности их. Автор, так. обр, уже здесь касается таких вопросов, которые имеют непосредственное отношение к самому трудному пункту в его сочинении – теорий апокатастасиса. Несмотря на все трудности в решении всех этих вопросов, автор умело справляется со своей задачей, приходить к твердым и бесспорным научным выводам и счастливо устраняет все отрицательные инстанции на пути своих доказательств указывая пути к примирению учения Гр. Н. о временности адских мучений с отдельными выражениями его о вечности будущих воздаяний (анализ понятий αι ν и αι διος; – „неугасимый» означает качество, духовность).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

Чтобы лучше понять сущность и силу этих внутренних мучений через адский огонь, по воззрению Оригена , достаточно вспомнить, что люди, терзаемые сильными страстями, например, безумной любовью, ревностью, завистью, гневом или тяжкой скорбью, очень часто считают более желательной для себя смерть, чем перенесение мучений данного рода 110 . Особенно наглядно катехет Александрийский представляет сущность адских мучений через сравнение их с разными болезнями тела. Как вывихи различных членов тела причиняют ему самую невыносимую боль, а особенно хирургический процесс разобщения связи между известными членами тела через отнятие от него одного или многих из них, так, думает Ориген , душа должна испытывать самые невыносимые мучения вследствие одного только сознания своей разобщенности с Богом и с той гармонией, в которой она Богом была создана для доброго расположения и дел, а также вследствие сознания своего собственного внутреннего разлада, своего растерзанного на части беспорядочного состояния 111 . Полагая сущность адских мучении в духовном огне, Ориген смотрел на них, не только как на наказание грешников, но вместе с тем считал их средством врачевания нравственно – испорченной природы последних. Сказавши о том, что адский огонь будет иметь чисто духовный характер, катехет Александрийский высказывает предположение, что, кроме огненных мучений, существуют еще другие, нам неизвестные, способы наказаний и другие источники мучений грешников, которые известны Тому, Кто является Врачом наших душ (qui est medicus animarum nostrarum). «Если, говорит Ориген , в передаче Руфина, для выздоровления тела от тех болезней, какие мы приобрели через пищу и питье, мы иногда считаем необходимым лечение при помощи более или менее сурового и жестокого средства, а иногда, – если этого требует качество болезни, – нуждаемся в мучительном применении железа (rigore ferri) и в болезненном отсечении членов, а если мера болезни превзойдет даже эти средства, то до крайности развившуюся болезнь выжигают даже огнем; то тем более должно думать, что Бог , этот наш Врач, желая истребить болезни наших душ, полученные ими вследствие различных грехов и преступлений (medicum nostrum Deum volentem diluere vitia auimarum nostrarum, quae ex peccatorum et scelerum diversitate collegerant), пользуется подобными же карательными средствами и, сверх того, даже прибегает к наказанию огнем тех, кто потерял здоровье души (insuper etiam ignis inferre supplicium his, qui sanitatem animae perdiderunt» 117 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

Оксиюк Ф. М. пишет о противоречии, касающемся продолжительности адских мучений: «Трудно, да и невозможно согласиться с той мыслью, чтобы в уме столь глубокого христианского мыслителя, каким был св. Григорий Нисский , могло найти себе место указанное нами противоречие. Это особенно настойчиво нас побуждает к отысканию способа примирения таких мест в сочинениях св. отца, которые, по-видимому, представляются противоречащими друг другу в вопросе о продолжительности адских мучений» 126 . Оксиюк Ф. М. пытается примирить эти разногласия, приняв за истинное мнение святителя Григория ту часть его мыслей, которые говорят о конечности адских мучений. В частности, он разбирает применение слов вечный и бесконечный и приходит к выводу, что для обозначения бесконечности святитель Григорий использует слово διος, а в значение многие века, он применяет слово αινιος. И действительно, Оксиюк Ф. М. приводит убедительные аргументы и примеры такого использования этих слов в творениях святителя Григория Нисского 127 . Но здесь следует заметить, следующее. 1 .   Для твердости такого вывода необходимо было бы исследовать абсолютно все случаи применения этих слов во всех произведениях святителя Григория, но в книге из указанных примеров не видно, чтобы это было сделано. 2 .   Прилагательное ανιος переводится как постоянный, непрерывный; вечный 128 . И не только святителем Григорием оно применяется в смысле не бесконечности, но большой продолжительности. Примеры такого употребления слова и в Священном Писании (например, Быт. 17, 7–8 ). Однако это не исключает применение этого слова и в значении бесконечный (например, Быт. 21, 33 , Лк. 16,9 ). Мало того, во втором смысле оно применяется несравненно чаще. Не невозможно предположить подобное использование его и святителем Григорием. 3 .   Оксиюк Ф. М. в качестве доказательства приводит также примеры применения не только прилагательного αινιος, но и существительного αιν 129 – век, а также производных от него, но это не может использоваться как доказательство, так как век означает сто лет, и века означают соответственно долгий, но не бесконечный период, и здесь нечего доказывать. Однако применение вообще прилагательного ανιος в подавляющем большинстве случаев означает именно бесконечность.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Barino...

В первые три века христианства Наконец, древние отцы и учители Церкви, согласно с Откровением, с полной ясностью и несомненностью учили и о вечности адских мучений, по требованию обстоятельств защищая и оправдывая сие учение, пока оно окончательно не было принято и утверждено всей Церковью на одном из Вселенских Соборов. Так, напр., уже св. Климент Римский совершенно ясно и без всяких колебаний исповедовал свою веру в вечность адских мучений, когда, по свидетельству Дамаскина, так выразился о будущей участи душ нечестивых, что «для них лучше бы было, если бы они не были нетленны; потому что, мучась бесконечным мучением в огне неугасающем и не умирая, они не будут иметь конца своему бедствию» 1037 . Эту же веру засвидетельствовал св. Игнатий Богоносец , когда о всяком, растлевающем веру Божию, лжеучителе утверждал, что такой человек, как скверный, пойдет в неугасимый огонь, равно, как и тот, кто его слушает 1038 . То же самое, еще прямее и определеннее, исповедал св. Поликарп Смирнский , когда в ответ на угрозу проконсула, думавшего исторгнуть у него отречение от Христа посредством огня, безбоязненно произнес следующие замечательные слова: «Ты грозишь мне огнем, горящим временно, и вскоре угасающим; потому что не знаешь об огне будущего суда и вечного мучения, который уготован нечестивым» 1039 . Между тем, немного спустя, и все апологеты христианские с такой же непоколебимой уверенностью и твердостью продолжают открыто исповедовать и защищать перед язычниками ту же веру в вечность будущих адских мучений, как общую всем христианам, и, притом, такого рода веру, которая не только дозволяла им совершать что-либо из тех преступлений, в коих невинно обвиняли их, но, напротив, совершенно отстраняла их от всего сколько-нибудь греховного и порочного. «Мы научены, – писал, напр., в своей апологии в защиту христиан св. Иустин Мученик , что те только достигнут бессмертия, которые приближаются к Богу святостью жизни и добродетелью, о тех же, кои живут неправедно и не раскаиваются, мы веруем, что они будут мучаться в вечном огне 1040 . У нас начальник злых духов называется змеем, и сатаною, и диаволом, как вы можете узнать это и из исследования наших книг. Он будет послан в огонь со всем своим воинством и с, последующими ему, людьми, чтобы мучиться бесконечный век, как предсказал Христос 1041 . Вот в кратких словах то, чего мы ожидаем, чему научились от Христа, и что преподаем.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010