Письмо 204 Слова Ваши, мать К., относятся, как думаю, к чувству скорбей; куда же от них даваться? Пока мы имеем своими господами страсти, и усердно им служим, то и в самом небе не обрящется покоя; к тому же скорби посылаются от Бога, по разным неведомым нам причинам, или к наказанию за грехи, или к удержанию от грехов, или к искусу веры и любви в нас к Богу; но ещё и то глаголют отцы, что забыт тот от Бога, кто не имеет скорбей, и бесскорбно дни свои проходит; а св. Исаак пишет: «и от сего познаваем есть человек, яко от Бога промышляем, егда пошлет ему присно печали». Заглядывайте и сами в святые книги почаще, и напоминайте себе, что некуда деваться от скорбей, а когда хотим удобнее их переносить, подклоним себя под крепкую руку Божию, и благодарно понесём прискорбности жизни. В каждом письме о сем я Вам напоминаю, хотя и сам в подобных случаях погрешаю; но все тоже твержу и прошу внимать отеческим писаниям. Св. Марко Подвижник пишет: «иже себе совершенно на крест не предавый мудрованием смиренным и уничиженным и не повергий себе под всеми, попираем и уничижаем и презираем и обидим, и насмеваем и поругаем быти, и сия вся с радостию Господа ради терпети, и не отмщевати отнюдь человеческим, славе или чести, или похвале, или сладкоястия и пития и одеяния, христианин истинен быти не может». Видите, как важно крестоношение! без чего, аще не несем скорбей, и христианами истинными быть не можем. Еще же смотрите и свои немощи, т. е. иногда бываем виновны, и нас обличают в какой-нибудь досаде или в презрении к ближним; но мы чрез завесу самолюбия смотрим только на свою правость, и этим более отягощаем свою скорбь, укоряя ближних, и от них истязуя исполнения заповедей, сами перстом коснутися их не хотим. Как бы то ни было, чтобы кто ни делал нам зла, по вине, или безвинно, – они суть только орудия, употребляемые Богом к нашему наказанию, и могут только то сделать, что десница Всевышнего им попустит. Посему и должно подклонить себя под крепкую руку Божию, исповедать Ему, что достойны посланных наказаний, и больше их достойны; но милость Божия щадит нас и ожидает нашего покаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Письмо 45 Поздравляю тебя со всеми твоими о Христе сёстрами с наступившим сим новым годом; да подаст вам Господь новые силы к борению противу мысленных врагов наших: мира, плоти и диавола, тоже самое и страстей; и мир Божий да водворяется в вас богатно. В первых скажу о твоих немощах (коих я и сам преисполнен). Благо нам, яко смиряет нас Господь ( Пс.118:71 ), не попуская возлетать в высоту мнимых исправлений, да не вознесшеся, низвержение постраждем. Но хоть бы во смирении, зрением наших грехов, и о них болезнованием, посетил нас Господь, и избавил от врагов и страстей наших. Но часто бывает, что как завалится глаз бревном, то и видим сучки в других; пусть, хотя и досаждают они нам, но должно разуметь, что не сами собою, а попущением Божиим, и суть орудия правды и промысла Божия. Бог действует нам неведомо, в ином по благоволению, а в другом по попущению. Ты же, еще ничего не видя, убоялась будущей скорби, могущей быть чрез N; а не случается ли противное: от кого не чаешь, – получаешь, и на кого надеешься, обманываешься. Все это от нас сокрыто; тогда же, когда надобно чему быть, то Бог тебя и наставит, что делать; только ищи от Него вразумления и помощи; хотя бы что и противное произошло, но может в пользу обратиться; судеб Твоих, Господи, бездна многа ( Пс.35:7 )! Я не жалею о том, что не угодил моими письмами мати У. В–не. Она сама виновата; она должна была бы подобно тебе, продиктовать мне, что к ней отвечать, и мне стоило только бы переписать, да подписать, тогда бы и довольна была; а когда о чём с верою вопрошать, то надобно и принимать с тою же верою, хотя я сего и недостоин, чему более и приписываю её оскорбление; и за сие, что она не хочет ко мне писать, нимало на неё не оскорбляюсь. На тебя же я не оскорбляюсь, что ты мне диктуешь, как к тебе, или к ней писать о поездке вашей; но исполнить сего не могу, а предоставляю воле Божией; как Ему угодно, так и да сотворит, и устроит; и верно лучше будет наших умствований. О её же устроении надобно пожалеть, которое, может быть, и переменится на лучшее с течением времени и попущения искушений, что даже видно и из трёх твоих писем: во всех разные устроения.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

[ Читаем Писание: ] Марина Андреевна Журинская (1941-2013). Притчи и заповеди. Что такое учение Христа . Ил.: Притча о злых виноградарях. Андрей Миронов, 2013; Кесарево - кесарю, Божие — Богу. Питер Пауль Рубенс, ок. 1612; Лепта вдовы. Жоао Зеферино да Коста, 1876; Лепта, Монета Древней Греции, I век//Фома. - – сентябрь 2019. – С.30-35. – (раздел « Вера »). На вставках к материалу: « Евангелие от Марка, глава 12» (С.30,32,34). публикаций (см. «Фома» 196) колонок М. А. Журинской о Евангелии, печатавшихся ранее на сайте журнала «Фома». Школа «Фомы». Суть вещей:   Владимирская икона Божией Матери . [Инфографика. Подготовил Кирилл Баглай].Владимирская икона Божией Матери — самая ранняя из сохранившихся чудотворных икон Древней Руси; Датировка : XI-XII век; Местонахождение : храм святителя Николая в Толмачах (Государственная  Третьяковская Галерея). История : Попала на Русь из Византии в XII веке как подарок киевскому князю Мстиславу Владимировичу. Позже святыня была перенесена во Владимир (отсюда название), а в 1395 году - в Москву для защиты от Тамерлана (по преданию, Богородица явилась хану во сне, после чего он отступил от города без боя). На месте встречи, «сретения» иконы в Москве был основан Сретенский монастырь. Владимирскую икону поместили слева от царских врат в Успенском соборе Кремля. С 1930 года икона находится в Государственной Третьяковской  галерее. С 1999 года в храме-музее при Третьяковской галерее в честь свт. Николая в Толмачах; Обратная сторона: На обратной стороне иконы изображены престол, приготовленный для Второго пришествия Христа («Этимасия»). На престоле Евангелие в золотом окладе; гвозди и терновый венец — орудия мучений Спасителя; и белый голубь — символ Святого Духа. За престолом стоят Голгофский крест и другие «орудия страстей» (копье и трость с губкой); Лицевая сторона : Изображение иконы с пояснениями к отдельным ее частям; Ил.: Сретенский монастырь в Москве. Фото pravoslavie. ru; Один из нескольких сохранившихся драгоценных окладов Владимирской иконы. Хранятся в Оружейной палате в Москве; Обратная сторона иконы, изображающая «Престол уготованный» и Орудия страстей; Чудотворная Владимирская икона Божией Матери//Фома. - — сентябрь 2019. - С.36-37. - (раздел « Вера» , рубрика « Школа “ Фомы ”. Суть вещей »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-9197-s...

Крест серебряный, длиной 9 вершков. На нем Распятие литое, а прочие изображения чеканные, на верху Господа Саваофа и под ним Духа Св., по сторонам Распятия четверо предстоящих, внизу ап. Петр, плачущий об отречении от Господа. По обеим сторонам его петел и ключи. На рукоятке орудия страстей Христовых. Кроме св. мощей, в кресте находятся: 1) часть от камня гроба Господня, 2) часть от трости, которою Христос по главе бит был, 3) риза Исаии пророка, 4) трость и камень от гроба Антония Римлянина. Внизу, на задней стороне креста резная надпись: «Сеи благословящей крестъ Святйшаго Правительствующаго Синода секретаря Петра сына Боголюбова». Возле пробы серебра означен 1746 год. В нем веса, без дерева, 1 ф. 72 зол. Крест серебряный позолоченный, длиной 8 ½, верш. На нем, по сторонам Распятия, чеканные образа: несения Господом креста и снятия Его со креста, внизу положение во гроб, а вверху Воскресение Христово. На рукоятке вычеканены петел на столпе и орудия страстей Христовых. Из надписей в пяти выпуклых клеймах, на задней стороне креста, видно, что в нем хранятся: древо креста Господня и мощи Алексия митрополита, страстотерпца Иоанна Воина, преп. Анастасия (Синаита?) и Григория Декаполита . На той же задней дске с чеканными травами, на рукоятке изображен резной Херувим и под ним резные слова: «1750 году, октября 14 дня, сооруженъ животворящей крестъ въ Высокопетровской монастырь, въ новопостроенную церковь Толские Пресвятыя Богородицы, Настасьи Александровны Нарышкиной». Она же и храмоздательница. В нем веса, без дерева, 95 зол. Крест наперсный, золотой, с короной и с овальными оконечностями; на нем накладной финифтяный образок-Распятие. В верхней части креста осыпанный алмазами треугольник, как символ Триединого Божества; в нижней и на поперечных частях три алмазных звездочки. Серебряная у креста подвеска, кроме алмазов, унизана яхонтами. В нем с серебряною цепочкой веса 48 зол. Крест с золотой первоначально цепью Всемилостивейше пожалован настоятелю сего монастыря, архимандриту Иоанникию, за участие в священнослужении при короновании и помазании на царство Государя Императора Александра Павловича, 15 сентября 1801 года 9 . Священно-служебные сосуды

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Кто не нашел духовного руководителя и не подчинился ему таким же образом, как Сын Божий подчинился Отцу и был в послушании Ему даже до крестной смерти, тот не родился свыше (см. Ин. 3, 3 ), как учит Христос Никодима. Поэтому кто сам не стал возлюбленным сыном доброго отца, как он станет, если это будет необходимо, отцом и руководителем других ко спасению? Неверие – очень дурная страсть. Она есть порождение злой зависти и сребролюбия. И если неверие – такое зло, то каким же тогда злом является страсть сребролюбия, которая его порождает? Справедливо неверию дано другое название – идолослужение (см. Кол. 3,5 ). Приготовим же соответствующее оружие, которое избавит нас от неверия, этого внутреннего растления, охватившего сегодня многих. Возлюбим нестяжательность, бедность, нищету и превыше всего – воздержание, избавляющее нас от рабства своему чреву, и тогда мы победим, по Благодати Божией. В нашей борьбе мы постоянно должны использовать подходящие защитные орудия, поскольку лукавый враг неусыпно предлагает нам все то, что препятствует нашему спасению. Как верно говорится: «Весь день ополчаху брани» ( Пс. 139, 2 ), – потому что, действительно, «мнози борющии нас с высоты " (ср. Пс. 55, 3 ). Как было открыто родоначальнику монашества св. Антонию, одно только смирение обращает вспять все орудия врага. Ум легко отбросит безрассудные и назойливые нападения бесстыдных помыслов, когда смирение с послушанием, с непрестанной молитвой, с готовностью на дела служения, с беспрекословной покорностью, с безропотной готовностью и рвением будет соединено с нашим трезвящимся умом. Исповедание помыслов своему духовному отцу должно совершаться периодически и без робости или стыда. Необходимо также обуздывать многословие и бесчувственную дерзость, потому что из-за них от нас удаляется теплота ревности и просвещение божественной Благодати. Преподобный Феодор Студит в своих «Огласительных Поучениях» очень подробно описывает послушания и обязанности всей братии, призывая всех насельников монастыря к трезвению и бодрствованию. И мы, посвятившие себя Христу Богу нашему, уже не принадлежим самим себе, и поэтому всякая беспечность или праздность, допускаемая нами, считается святотатством. Ведь все, что принадлежит монастырю или храму, считается пожертвованием, и кто презирает это, тот оказывается лукавым рабом, о котором говорится в Евангелии, и привлекает на себя прещение, согласно Писанию: «Проклят (человек) творяй дело Господне с небрежением» ( Иер. 48, 10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Vatopeds...

Вот что означает реальное, а не внешнее воцерковление. А мы под воцерковлением привыкли понимать воцерковление нашего тела – мы ходим в храм, участвуем в богослужениях, постимся, молимся, даже участвуем в таинствах, и думаем, что мы тем самым уже воцерковлены, и выполнения этих наших действий достаточно для того, чтобы в нас могла действовать благодать Святого Духа. Но это ошибка – если мы будем ограничиваться только этим , то у нас нет никаких шансов воцерковиться реально, духовно, то есть войти в Церковь – Тело Христово. Мы обязательно будем обмануты злыми духами, и сделаемся теми самыми «гробами окрашенными», о которых говорит Господь, и так и останемся вне ее. Потому что мы не узнали пути к реальному воцерковлению – к очищению нашего ума от помрачения и нашего духовного сердца от греховных страстей и освобождению в нем места для благодати Святого Духа. На этом пути всегда обязательно нужен провожатый, который бы сам уже имел опыт его прохождения и который бы знал все его тяготы, опасности и способы их преодоления. Если у нас есть проводник на этом пути, который сам его уже проходил, то мы можем надеяться с его помощью также совершить этот нелегкий путь. Если у нас есть необходимые орудия для того, чтобы сокрушить эти стены и препятствия, то мы можем постараться это сделать. Но если у нас всего этого нет, то шансы на преодоление этого пути и этих препятствий ничтожно малы, проще сказать – нулевые. Всегда в Церкви имелись пастыри, которые опытно знали этот путь и могли бы вести по нему других людей, то есть постоянно учить своих людей Вере и покаянной жизни – борьбе со страстями и исполнению евангельских заповедей. Однако в последние времена таких пастырей уже нет, как об этом и предупреждали нас святые отцы, и это является особенностью нашего времени. Сами собой мы всему этому научиться не сможем. Чтобы нам узнать этот путь и получить орудия к его преодолению, нам необходимо очень тщательно и постоянно изучать творения святых отцов, которые оставили нам подробную карту этого пути и описание необходимых орудий и приспособлений для его преодоления и штурма города нашего сердца. Другого способа к прохождению этого тяжелейшего и опаснейшего пути для нас нет.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/01/23/vo...

Блудные грезы бывают ночью во сне… Когда это случится, должна класть 50 поклонов и читать «Помилуй мя, Боже» – псалом (50) (прп. Анатолий, 18). От блудных помыслов средства: смирение, самоукорение, воздержание, а паче всего – любовь к ближним – к слабым, немощным, больным, плененным страстями сестрам. Впрочем, святой Исаак Сирин пишет: «Юному хранение паче дел» (прп. Анатолий, 18). Когда блудные помыслы нападают, молись святой мученице Фомаиде. И твори сильнее Иисусову молитву (прп. Анатолий, 18). Как избавиться от блудных помыслов? Разумеется, как учат святые отцы: 1-е дело – смириться, 2-е – не глядеть на дьяконов, ни на ребят молодых, а 3-е, главное, – потерпеть (прп. Анатолий, 18). Что воюет тебя бес блуда – это не диво, он и Антония Великого не оставлял без внимания, а насто с тобой и подавно. А вот что побеждаешься и поддаешься ему мысленно – это означает оставление тебя Богом за что-нибудь. Своя волька тут сподручнее всего для диавола… Прежде всего и больше всего старайся приобрести смирение, тогда и помощь Божия не будет далека (прп. Анатолий, 18). Блудная страсть всех воюет. И на мытарствах бес блуда похваляется перед всеми князьями тьмы, что он больше всех дал добычи аду. Терпи и проси Божией помощи (прп. Анатолий, 18). Ты в одно время жалуешься на несогласную с тобой соседку и на блудную страсть. Чудная ты девочка! Несмысленная ты монахиня! Ее жжет справа огнем, а слева обдает холодной водой. Да, несмысленная ты, возьми воды и залей ею огонь, т.е. потерпи немощную сестру! И страсть блуда угаснет. Ведь эта страсть живет и поддерживается адским подгнетом 22 – гордостью и нетерпением! Потерпи и спасешься (прп. Анатолий, 18). Блудный помысел и боязнь попускаются за гордость нашу. Укоряй себя и старайся не глядеть на соблазняющего – и минует искушение (прп. Анатолий, 18). От помыслов, которых не любишь и, по крайней мере, от которых стараешься избавиться, – не погибнешь. Только кайся и смиряйся. И Бог простит тебя. А что враг рисует тебе мирскую жизнь и супружество – это его обычное дело. И в древние, и в нынешние времена блуд и мнимый покой мирской суть самые первые орудия диавола против монахов. Но когда ты увлекаешься ими и после каешься, Бог не поставит тебе сего во грех (прп. Анатолий, 20).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Именно так и следует понимать всю совокупность аскетического духовного предания христианского Востока – как усилие к преодолению «страстей», которые суть орудия нашей зависимости от человекоубийцы. И все же само по себе это усилие не может привести к освобождению. Власть Сатаны над всем творением истинно уничтожается только воскресением Христа. В этом – содержание «благой вести», возвещенной миру апостолами, видевшими событие это воочию. «Благая весть» – Христос Воскресе! – возвещается во время центральной службы богослужебного года – на Пасхальной Заутрени. Она же является богословским основанием таинства Крещения, которое начинается с запрещения диаволу и достигает высшей точки в момент троекратного погружения. Во Христе жизнь побеждает даже смерть. Именно в свете этого учения о Христе и понимания таинства Крещения Восточная церковь всегда истолковывает учение апостола Павла о соединении всего небесного и земного… под главою Христом ( Еф. 1:10 ). К этому относятся и участие в Таинствах, центральное положение среди которых занимает Евхаристия, описанная в XIV в. Николаем Кавасилой как «жизнь во Христе», и икона Христа Вседержителя, пришествие Которого во славе предвосхищает Церковь , и опыт монахов-исихастов, непрестанно призывающих Имя Иисусово и сподобляющихся достоверного созерцания Славы Его. Дух истины Споры о божественной природе Христа ясно показывают, что Его истинная сущность не может быть определена и понята без таинственного присутствия «Иного Утешителя» – Духа, Который коснулся Марии, когда она зачала Сына, Духа, Который снизошел на Иисуса, когда Тот принимал крещение, Духа, Который явился в виде огненных языков в день Пятидесятницы. Этот Дух почивает и на Церкви: Вся подает Дух Святый, точит пророчествия, священники совершает, некнижныя мудрости научи, рыбари богословцы показа, весь собирает собор церковный… единосущне и сопрестольне Отцу и Сыну… 344 Личное действие Святого Духа – в том, чтобы отвечать на свободное движение веры. Поистине, где Дух Господень, там свобода ( 2Кор. 3:17 ). Падшее человечество пребывает в рабстве у дурного детерминизма: его физические потребности предопределяются смертностью, которая делает неизбежным возникновение в сущности пустых страстей. Только Дух Божий восстанавливает человечество истинно свободное, сотворенное по образу Божию и потенциально не зависимое от страстей. Однако в Духе Святом человек не просто обретает эмоциональный или индивидуальный опыт. В действительности Дух «собирает Церковь », творит сакральный «чин» и осуществляет реальное присутствие Тела Христова. «Точа пророчествия» и «священники совершая», Дух гарантирует необходимое взаимодействие между пророческим, индивидуальным элементом христианского опыта и институциональной объективностью сакраментального чина.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Вот так: с одной стороны - радость, с другой - чувство собственного несовершенства и ощущение своего греха. Если это потеряно, значит, верующий в прелести (самообольщении). Известно, что прелесть иногда тоже может давать эйфорию. - Мы - орудия Божии. Однако можно ли так рассуждать мирянину о соработничестве, как это делал один святой. Он конкретно говорил, к примеру: вот эти мои руки принадлежат Богу, поэтому я должен ими угождать Богу, всё делать во славу Его... - Эта мысль высказана у апостола Павла: «и уже не я живу, но живет во мне Христос». Но всё-таки здесь надо с осторожностью детализировать, ведь этим можно и увлечься .Православному сознанию присуща антиномичность: с одной стороны осознаешь, что ты - грешный человек, а с другой - ты уже живешь в Церкви, а Церковь - свята. Ты принадлежишь к Телу Христову, ты имеешь как бы одну группу крови, если говорить образно, вообще со всеми верующими. И это радость, счастье, полнота, которая тебе дает всё. - Ирина, хотелось бы узнать Ваше мнение по поводу высказывания одного священника о том, что многие воцерковленные люди по тридцать лет ходят в церковь, а остаются по своему духовному уровню новоначальными. - Так быть не должно. Получается, что мы просто зря пол в храме протаптываем. Если мы ни на миллиметр не продвигаемся ни на исповеди, ни в смысле своего покаяния, ни в смысле перемены своей жизни, это обличает нас и свидетельствует о том что наша жизнь безблагодатна, увы... И что сеем, то и жнем. Мы ходим много лет в Церковь, но никого не можем увлечь своим примером, у нас вырастают невоцерковленные дети, страшно пьющие, презирающие нас ... Вера должна быть живая, действенная. И, конечно, должна приносить плоды. - В современной церковной жизни существует проблема никотиновой зависимости среди верующих, даже некоторые священники не могут бросить курить. А ведь люди ходят иногда по 15-20 лет в храм, почему они не могут победить свою страсть табакокурения? - По разным причинам. Эта страсть может пустить настолько глубокие корни, что порой выдернуть их бывает совсем непросто...

http://ruskline.ru/analitika/2013/02/15/...

Если ты грешник, то страдая в болезнях, вспоминай о будущем наказании, о вечном огне, о мучениях после суда, не малодушествуй в настоящих страданиях, но радуйся, что Бог посетил тебя, и повторяй сие прекрасное изречение: наказуя, наказа Мя Господь, смерти же не предаде мя (Пс. 117, 18). Если ты железо, то огнь (болезни) очистит твою ржавчину. Если ты праведен и подвергаешься болезням, то чрез это от великого переходишь к большему. Если ты золото, то чрез огонь (скорби) сделаешься чище. Плоти твоей дадеся ангел сатаны (2 Кор. 12, 7); радуйся, видя кому ты уподобился: ты удостоился чести Ап. Павла. Если ты страдаешь от горячки или простуды, то помни, что писание говорит: проидохом сквозь огнь и воду, и извел еси нас в покой (Пс. 65, 12). Достиг ты первого, - ожидай и второго. Успевая в добродетели, повторяй слова праведника: нищ и боляй есмь аз (Пс. 68, 30). Сия двоякая скорбь сделает тебя совершенным. Ибо Псалмопевец говорит: в скорби распространил мя еси (Пс. 4, 2). Когда болезнь тяготит нас, то не надобно скорбеть о том, что от боли и язв мы не можем воспевать псалмы устами. Ибо болезни и раны служат к истреблению похотений; а пост и земные поклоны предписаны нам для побеждения страстей. Если же и болезни исторгают эти страсти, то не о чем беспокоиться. Великий подвиг - терпеливо переносить болезни и среди их воссылать благодарственные песни Богу. Если лишились мы глаз, то не поднимаем их с важностию, ибо лишились орудия превозношения (и рассеяния мыслей по видимым предметам), и внутренними очами будем созерцать славу Божию. Сделались мы глухими - не должны печалиться, ибо лишились суетного слуха (и многих развлечений и искушений, происходящих от него). Все ли тело одержит болезнь, - зато растет здравие внутреннего нашего человека (Достопам. сказ, о св. Отцах, стр.271,272 Rufin 1,3 п.157 Rosw. р.586). Св. Иоанн Лествичник говорит: Болезнь посылается иногда для очищения согрешений, а иногда для того, чтобы смирить возношение. Благий Господь, видя, что кто-нибудь весьма ленив к подвигам, смиряет плоть его недугом, как отраднейшим подвижничеством; а иногда очищает и душу от лукавых страстей и помыслов (Леств. Сл.26.55).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/144/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010