Каргополь. Церковь Воскресения Христова. Воскресенская церковь В кокошнике окна средней апсиды - Голгофский крест, копие и трость (орудия страстей Христовых), снизу - череп (глава Адамова). Надпись - " Царь Славы Иисус Христос, Сын Божий. Ника (победа над смертью). МЛ (место лобное). БР (был распят) " Лактионова Настя 21 декабря 2007 Карта и ближайшие объекты Воскресенская церковь конца XVII века расположена между Соборной площадью и Валушками. Из всех каргопольских белокаменных кубических храмов Воскресенский, пожалуй, наиболее живописен по силуэту. Этому впечатлению способствует и то обстоятельство, что он единственный имеет покрытие по закомарам; пять его мощных глав соединены в единую скульптурную массу, которая пропорционально и композиционно сочетается с общим объемом. В убранстве своем он немногим проигрывает Благовещенской церкви — и здесь, на его белых стенах, вовсю разгулялась рука славных каргопольских мастеров. Рельефно выступающие лопатки делят западный и восточный фасады на три прясла, а северный и южный на четыре. В отличие от Благовещенской церкви , квадратной в плане, двуххрамовой, Воскресенская в плане прямоугольная, также четырехстолпная, но одноэтажная. Апсиды низкие — в половину высоты стен. С запада примыкает небольшой притвор. В фасадах Воскресенской церкви есть своя необъяснимая прелесть, и ходить возле одинокого древнего здания, стоящего на просторной площади, — большое наслаждение. Пожалуй, наиболее красива его южная стена. Хорошо смотрится глубокий перспективный портал, напоминающий портал Благовещенской церкви, его полукружие повторяется в закомарах. Плавная линия закомар красиво завершает стену, богато профилированный поребрик карниза вносит дополнительную нарядность к узорочью окон. Декоративное убранство стен продолжено на барабанах куполов в виде аркатур и декоративных поясков. Примечательно, что и здесь нигде, исключая апсиды, узор окон не повторяется. Если будут одинаковые колонки наличников, то кокошники непременно разные, если схожие кокошники — обязательно разные колонки. Резные столбики с полочками, с бусинками, с ромбиками, кокошники, «коруны» — все собрано здесь. Точно так же не найдем мы и полного тождества в оформлении окон всех трех каргопольских храмов конца XVII века, хотя общность декоративной обработки дает основание предположить, что это дело рук одной артели мастеров. То, что каменносечных дел мастера жили в то время в Каргополе, мы знаем по документам.

http://sobory.ru/article/?object=00301

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Акафист Пресвятой Богородице перед иконой Страстная Акафист Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой " Страстная " Кондак 1 Избранной Богом Владычице всей твари, благословенной Марии Деве Богородице, приносим смиренное поклонение Святому Твоему образу. Ты же, о Пренепорочная, приими молитву недостойных раб Твоих, почитающих Крестныя страдания Сына Твоего и Бога нашего, со умилением зовущих Ти: Радуйся, Невесто Неневестная. Икос 1 Ангели предсташа к держимому в объятиях Твоих Сыну Твоему и Богу нашему, показоваху орудия Крестныя, мы же со страхом поклоняемся страстем Сына Твоего, и зовем Ти: Радуйся, Архангелов удивление; Радуйся, Тайн Божиих Служительнице. Радуйся, яко Дух Святый найде на Тя и сила Вышняго осени Тя; Радуйся, яко рожденный от Тебе есть Сын Божий. Радуйся, яко приснодевственное семя Твое сотре главу, гнездившагося в змии диавола; Радуйся, яко Тобою ад огорчися и смерть умертвися. Радуйся, Невесто Неневестная. Кондак 2 Видяще, Пренепорочная, яко прииде Господь на землю, милости ради, да постраждет за грехи верующих в Него и вопиющих Ему: Аллилуиа. Икос 2 Разуме, Пренепорочная, глагол старца Симеона, Тебе же Самой в сердце пройдет оружие, да открыются от многих сердец помышления, тем со умилением зовем Ти: Радуйся, Херувимов Светлейшая; Радуйся, вся скорби от Ирода и иудей приявшая. Радуйся, в пречистом рождестве Твоем сомнение от Иосифа понесшая; Радуйся, яко во яслех безсловесных Бога повила и положила еси. Радуйся, яко Тя с Сыном и Богом не име где главу подклонити; Радуйся, яко Тобою человек бывает Бог, да Бог Адама соделает. Радуйся, яко Тобою превознесеся человеческое естество; Радуйся, Невесто Неневестная. Кондак 3 Силою укрепляема благодатною свыше, претерпе всякую скорбь и тесноту, любезно объят Сына Своего, со Архангелы вопиюще Ему: Аллилуиа. Икос 3 Имуще святую икону Твою, " Страстную " именуемую, яко шипок благовонный и яко сокровище многоценное, приносим Ти смиренно поклонение, зовуще: Радуйся, Покровительнице обители Страстной; Радуйся, изволившая святою иконою Твоею стати на месте сем. Радуйся, благочестивому царю внушившая устроить обитель иноческую; Радуйся, Стено нерушимая верных. Радуйся, инокиням Помощница во спасении; Радуйся, о всем мире Молитвенница непреложная. Радуйся, Невесто Неневестная.

http://pravicon.com/info-1208

Митрополит Иларион: Только нравственное возрождение способно победить коррупцию Люди, имевшие тот или иной коррупционный опыт, свидетельствуют, что поначалу приходиться искать некие внутренние оправдания своим поступкам: «мне государство недоплачивает за мой труд», «я не в состоянии жить на эти деньги», «я решаю вопросы для бизнеса и вправе рассчитывать на некую благодарность», «я же никого не убиваю и не граблю». 22 декабря, 2011 Люди, имевшие тот или иной коррупционный опыт, свидетельствуют, что поначалу приходиться искать некие внутренние оправдания своим поступкам: «мне государство недоплачивает за мой труд», «я не в состоянии жить на эти деньги», «я решаю вопросы для бизнеса и вправе рассчитывать на некую благодарность», «я же никого не убиваю и не граблю». 21 декабря 2011 года на встрече с коллективом Счетной палаты Российской Федерации председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион прочел доклад на тему: «Духовность и нравственный контроль как противодействие коррупции». Текст выступления публикуется сайтом ОВЦС : Митрополит Волоколамский Иларион «Духовность и нравственный контроль как противодействие коррупции» Уважаемый Сергей Вадимович, дамы и господа, братья и сестры! В своем докладе я хотел бы коснуться актуальной и острой темы – коррупции. Что такое коррупция, каковы ее глубинные причины и как мы можем ей противодействовать? Думаю, что Счетная палата Российской Федерации – подходящее место для того, чтобы поразмышлять на эту тему. Коррупция подразумевает использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав и ресурсов в корыстных целях. Уже в самом термине заключена нравственная оценка этого феномена – слово «коррупция» происходит от латинского corrumpere – «растлевать». В истории человечества коррупция поражала в той или иной степени различные общества вне зависимости от их политического устройства, развития экономики, этнического состава. С течением времени меняются орудия труда, средства передвижения, технологии, развивается культура и искусства, но человек, подверженный страстям, остается прежним, таким же, как и многие сотни лет назад.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-tol...

Мониторинг СМИ Утраченные святыни. Церковь Алексия, человека Божия, в Страстном монастыре 02.04.2024 17:21 Ф. Ясновский «Страстной монастырь», 1877 г. pastvu.com Любимое место встреч – у Пушкина. Всё здесь знакомо… Но так только кажется. За спиной поэта начинается Страстной бульвар. Этот привычный факт говорит о нарушенной гармонии, потому что в былые времена Александр Сергеевич смотрел со стороны Тверского бульвара на Страстной монастырь, уничтоженный в 1937 году. А первое, что открывалось взору каждого, были монастырские ворота с высокой колокольней и церковью Алексия, человека Божия. Чудотворная икона и Страстной монастырь у Тверских ворот 370 лет назад у Тверских ворот Белого города был основан девичий монастырь, получивший свое название в честь Одигитрии – Страстной иконы Божией Матери. На ней изображена Богородица и младенец Христос. В верхней части иконы, рядом с ликом Богородицы, изображены ангелы, в руках которых орудия Страстей Христовых – копье и крест, что принесли Христу страдания в последние мгновения Его жизни на земле. Икона Божией Матери «Страстная» В 1641 году до Москвы дошла весть из Нижегородской губернии, что благодаря списку этой иконы, исполненному местным мастером Григорием, вершились чудеса. Первой свидетельницей стала некая Екатерина, бесноватая из села Палец. Женщина молилась об исцелении у разных икон и даже обещала принять монашество, но, почувствовав облегчение, быстро забыла об обещании. И тогда трижды ей явилась Богородица. Она велела идти к Страстной иконе и молиться перед ней. А еще – принести семь монет из серебра для того, чтобы сделать богатый оклад. Деньги надо было добыть как подаяние. Екатерина все исполнила – и исцелилась. К образу Страстной иконы Богоматери потянулись люди, чтобы просить о выздоровлении, защите от холеры и пожаров, слепые – о прозрении. В ответ на молитвы происходили чудеса. По одним сведениям, чудотворная икона сначала находилась в Нижнем Новгороде, куда и ходила Екатерина, а затем была перевезена в поместье Палец, владельцем которого по милости царя Михаила Федоровича Романова был князь Борис Михайлович Лыков-Оболенский.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Недавно в издательстве «Никея» вышла книга постоянного автора портала Православие.Ru игумена Нектария (Морозова) «Что мешает нам быть с Богом. Школа жизни во Христе для современного человека» . С любезного разрешения «Никеи» публикуем главу из этой книги, посвященную тем уловкам, к которым прибегает главный враг нашего спасения. Завтра, 25 сентября, в 19:30 в культурном центре «Покровские ворота» (Москва, ул. Покровка, 27) состоится официальная презентация этой книги, на которой будет присутствовать автор. Лествица. Фрагмент иконы      Всё поприще нашей земной жизни – это поприще духовной брани . Когда же мы говорим о брани, то есть о войне, которую мы призваны вести, очень полезно бывает вспомнить, кто является в ней нашим врагом и кому мы вынуждены постоянно противостоять. Безусловно, противостоять приходится своим собственным страстям, своему ветхому человеку, миру сему с его искушениями и соблазнами, но, конечно же, главным нашим противником остается тот, кого мы именуем врагом нашего спасения. И поэтому очень важно понять, какими орудиями пользуется этот враг, то есть диавол, чтобы нас побеждать. Орудия у него, безусловно, есть разные, но лишь одно из них носит глобальный и всеобъемлющий характер. И вот об этом хотелось бы сегодня поговорить. Именно ложь является главным орудием, которым нас очень часто побеждает враг Когда Господь говорит в Евангелии о сатане, Он называет его лжецом и отцом лжи . Именно ложь является тем самым главным орудием, которым против нас враждует и которым нас очень часто побеждает враг. В чем эта ложь может заключаться, и почему ложь так страшна? Для того чтобы ответить на этот вопрос, вспомним, с чего начались все бедствия человеческого рода. Грехопадение нашего праотца имело своим началом именно диавольское лукавство: ведь Адам и Ева пали не сами по себе, а тогда, когда появился в Эдеме змий и начал искушать Еву предложением съесть плод с древа познания добра и зла. И тут можно сразу заметить несколько ложных моментов, которые поселили сомнения в ее неискушенном сердце. Во-первых, змий сказал ей о том, что не умрут люди смертью, если вкусят этот плод, в противоположность тому, что говорил и заповедал об этом Господь . Во-вторых, он сказал о том, что первые люди, вкусив плод этого древа, не только не умрут, но и будут как боги . Эти ложные доводы и послужили причиной того, что Ева прельстилась. Прельстилась Ева, прельстился Адам, и всё это так бедственно и так страшно сказалось на всей истории человеческого рода. В «Видении Григория, ученика преподобного Василия Нового, о Страшном суде» есть такой эпизод: Господь на Страшном суде обвиняет диавола, и обвиняет прежде всего в том, что он обманул первого человека и стал причиной грехопадения, а следовательно, и всех прочих зол, несчастий и трагедий, которые в истории человеческого рода имели место быть.

http://pravoslavie.ru/73839.html

Разделы портала «Азбука веры» Кондак 1 Избранной Богом Владычице всей твари, благословенной Марии Деве Богородице, приносим смиренное поклонение Святому Твоему образу. Ты же, о Пренепорочная, приими молитву недостойных раб Твоих, почитающих Крестныя страдания Сына Твоего и Бога нашего, со умилением зовущих Ти: Радуйся, Невесто Неневестная. Икос 1 Ангели предсташа к держимому в объятиях Твоих Сыну Твоему и Богу нашему, показоваху орудия Крестныя, мы же со страхом поклоняемся страстем Сына Твоего, и зовем Ти: Радуйся, Архангелов удивление; Радуйся, Тайн Божиих Служительнице. Радуйся, яко Дух Святый найде на Тя и сила Вышняго осени Тя; Радуйся, яко рожденный от Тебе есть Сын Божий. Радуйся, яко приснодевственное семя Твое сотре главу, гнездившагося в змии диавола; Радуйся, яко Тобою ад огорчися и смерть умертвися. Радуйся, Невесто Неневестная. Кондак 2 Видяще, Пренепорочная, яко прииде Господь на землю, милости ради, да постраждет за грехи верующих в Него и вопиющих Ему: Аллилуиа. Икос 2 Разуме, Пренепорочная, глагол старца Симеона, Тебе же Самой в сердце пройдет оружие, да открыются от многих сердец помышления, тем со умилением зовем Ти: Радуйся, Херувимов Светлейшая; Радуйся, вся скорби от Ирода и иудей приявшая. Радуйся, в пречистом рождестве Твоем сомнение от Иосифа понесшая; Радуйся, яко во яслех безсловесных Бога повила и положила еси. Радуйся, яко Тя с Сыном и Богом не име где главу подклонити; Радуйся, яко Тобою человек бывает Бог, да Бог Адама соделает. Радуйся, яко Тобою превознесеся человеческое естество; Радуйся, Невесто Неневестная. Кондак 3 Силою укрепляема благодатною свыше, претерпе всякую скорбь и тесноту, любезно объят Сына Своего, со Архангелы вопиюще Ему: Аллилуиа. Икос 3 Имуще святую икону Твою, «Страстную» именуемую, яко шипок благовонный и яко сокровище многоценное, приносим Ти смиренно поклонение, зовуще: Радуйся, Покровительнице обители Страстной; Радуйся, изволившая святою иконою Твоею стати на месте сем. Радуйся, благочестивому царю внушившая устроить обитель иноческую;

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Фото spbpda/www.flickr.com Неделя 3 по Пасхе, св. жен-мироносиц: 19 мая 3 мин., 21.03.2024 Третью неделю по Пасхе, Мироносицкую, как ее называли наши предки, открывает День жен-мироносиц. В последние годы его принято считать — наполовину в шутку, наполовину всерьез — неким аналогом 8-го марта, «светского Женского дня». Вдвойне поэтому любопытно, что этот праздник посвящен не только женам, но и двум мужам — тайным ученикам Иисуса Христа, приходившим слушать Его под покровом ночи. Это Иосиф Аримафейский и Никодим, участвовавшие в погребении Господа. Оба были членами Синедриона, но в суде над Христом, конечно, не участвовали. Еще до Его осуждения Никодим пытался защищать своего Учителя, говоря: Судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает? (Ин 7:50). Но к его словам не прислушались. После Распятия Никодим и Иосиф больше не стали таиться: Иосиф осмелился прийти к Пилату и просить отдать ему тело умершего Учителя. Получив это позволение, вместе с Никодимом они сняли тело Спасителя с орудия мучительной казни и перенесли в Гефсиманский сад, во гроб, который Иосиф готовил когда-то для себя. Трудно поверить, но эти детали Его погребения были предсказаны еще пророком Исаией, жившим в VIII веке до нашей эры: Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его (Ис 53:9). Читайте также: Неделя — это воскресенье, седмица — 7 дней Причем надо понимать, что гроб в древней иудейской традиции ничего общего с четырьмя досками и крышкой не имел: хоронили в естественных или искусственно вырубленных пещерах и входное отверстие, обычно очень маленькое, закрывали большим камнем. В спешке Страстной Пятницы, когда и распятых торопились умертвить и снять со крестов ради соблюдения дня покоя, субботы (по-еврейски — «шабат», последний день недели), Иосиф и Никодим успели лишь выпросить у Пилата позволение забрать и положить во гроб Его израненное Тело. По свидетельству евангелиста Иоанна, Никодим принес благовонные масла, которыми пропитали погребальные пелены, обвили ими Христа и положили во гроб до первого дня недели (воскресенья).

http://foma.ru/nedel-tretja.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Фото Владимира Ештокина Крест как главный образ нашего спасения 4 мин., 09.03.2018 В третье воскресенье Великого поста Церковь поклоняется Кресту Господню, на Котором Он был распят ради спасения всех людей. Святыня выносится на середину храма в субботу вечером и пребывает там до пятницы 4-ой седмицы. О важности поклонения Кресту Господню, о понятии духовного креста и о том, всегда ли наши страдания от Бога, «Фоме» рассказал Алексий Уминский.   Два образа креста Крест с древних времен соотносился со смертной казнью, причем с одним из самых жестоких ее видов. Распятие на кресте являлось не просто смертным приговором для преступника, эта казнь была позорной, и ей подлежали только рабы. Свободных граждан Рима никогда не распинали на кресте. Это была не просто казнь, но страшнейшее поругание, унижение и наиболее мучительный способ лишения человека жизни. Мы должны помнить об этом и сегодня. Но мы, люди верующие, понимаем, что Господь Иисус Христос Своей личной волей избрал крестную смерть ради нашего спасения. Особым образом Церковь напоминает нам об этом на Страстной неделе, когда священник после богослужения произносит отпуст: «Грядый Господь на вольную страсть, нашего ради спасения…», то есть Он идет на вольные страдания. И в этом вольном принятии на Себя крестной муки и смерти, крестного поношения и унижения, заключается спасительная жертва Иисуса Христа по отношению к человеческому роду, Его искупительный подвиг. Это та любовь, которой Бог так возлюбил мир, что Сына Своего Единородного отдал, чтобы мир был Им спасен. Поэтому когда мы носим на себе крест, когда крестами мы украшаем храмы, когда ставим крест на могилу христианина, когда мы осеняем себя крестом, все это и есть свидетельство непостижимой Божественной любви. Своим крестом Господь явил, что Его любовь всегда доходит до конца, и что в Своей любви к человеку Спаситель способен принять то, что совершенно несвойственно Богу – смерть. Ведь Бог – это жизнь и Он чужд смерти. Для Бога смерть также чужда, как чужда тьма для света. Так вот Господь принимает человеческую смерть на Себя для того, чтобы дать человеку Свою жизнь. В этом смысле образ креста является для нас уже не образом казни, не образом орудия смерти, а образом дара жизни, который мы получаем благодаря любви Бога к каждому из нас. Принять на себя крест

http://foma.ru/krest-kak-glavnyiy-obraz-...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Что стало с Крестом, на котором был распят Иисус Христос? 10 мин., 19.03.2023 27 сентября Русская Православная Церковь празднует Воздвижение Креста Господня. Этот праздник связан с именем святой царицы Елены, матери императора Константина Великого, которая в 326 году отправилась из Рима в Иерусалим на поиски Креста, послужившего орудием казни Иисуса Христа. Крест был найден и стал с тех пор величайшей святыней христианского мира. Почему же вплоть до IV века никто не пытался найти Крест? Что приключилось с ним после того, как его обнаружили? Где сегодня можно увидеть частицы Креста, и есть ли они в России? Если все частицы Креста Господня собрать вместе, то получится Ноев ковчег, иронически писал Жан Кальвин, религиозный деятель XVI века и основатель одной из самых влиятельных ветвей протестантизма, в своем «Трактате о реликвиях». Со временем эта фраза приобрела популярность в антицерковных кругах и превратилась в расхожее мнение. Между тем Кальвин не проводил специальных исследований, сколько частиц Креста было рассеяно тогда по миру. Под пером реформатора это высказывание носило исключительно полемический характер. Среди средневековых реликвий были те, подлинность которых вызывала сомнения. Это обстоятельство с самого начала стало одной из главных мишеней для критики Католической Церкви в протестантской среде. Использовал его и Кальвин в споре со своими оппонентами. Много позже французский архитектор XIX века Шарль Ро де Флери (1801–1875), автор ряда книг на археологические и религиозные темы, специально занялся вопросом подлинности частиц Креста Господня. Его выводы, изложенные в сочинении «Память об орудиях страстей Христовых» опровергают утверждение Кальвина. По оценкам исследователя, вес и объем всех документально зафиксированных фрагментов Креста составляет едва ли треть от общего объема орудия казни, на котором был распят Иисус Христос. С ним солидарен и ряд других исследователей, полагающих, что суммарный вес сохранившихся частиц Креста не превышает двух килограммов. Какова же история Креста Господня и где сегодня находятся его части?

http://foma.ru/chto-stalo-s-krestom-na-k...

Другие иконы Богоматери 32. Шуйско-Смоленская икона Богоматери Размер в. Фон и поля жёлтые; надписи « Мр.» и « Хс.» белые, « Н» – красные; одежда Богоматери тёмно-красная с золотом, отделка – жемчуг, звёздочки золотые; верхняя одежда Спасителя розовая с золотом, нижняя зелёная с золотом. Икона XVII–XVIII в., в музей поступила из Вознесенского монастыря. 33. Страстная икона Божий Матери Размер в. Фон и поля иконы жёлтые, надписи: « Мр. у» красная, « Хс.», « Ангилы Гсдни» – белые. « Н» – красная; одежда Богоматери коричневая с золотом, головной покров белый с золотом, отделка жемчуг и камни; верхняя одежда Спасителя белая с золотом, нижняя светло-зелёная с золотом, отделка жемчуг и камни; орудия страданий – у ангелов – красные. Икона XVII в., подложена выцветшей бумажной материей неопределённого цвета, в музей поступила из Вознесенского монастыря. 34. Знамение Пресвятой Богородицы Размер в. Фон иконы зелёный, поля жёлтые; надписи: « Мр. у», « Н» красные, « Хс.» золотая; одежда Богоматери тёмно-зелёная с красным, отделка золотая, звёздочки белые: одежды Спасителя красные с золотом: свиток в шуйце белый с красными полосами. На полях иконы приписаны Уготование престола, два архангела, св. муч. Иаков Перс., великомуч. Георгий, Пётр Афонский и Онуфрий Великий. Уготование престола представлено на верхнем поле иконы, посредине. Изображён золотой престол с резными ножками на нём на плате книга в золотом переплёте; золотой крест (с орудиями страданий по сторонам) за престолом; на конце престола стоит Св. Дух в виде голубя. Надписи: « Црь Слвы» « Хс.», « Копие», « Губа» – белые. Справа и слева от этого изображения в особых отделениях архангелы (надписи: « Архл Михаил», « Архл Гавриил» – красные), с жезлами в правых руках и с кругами в левых, в волосах тороки. На правом от зрителя поле вверху – «смчн. Иаков Перс» в красной мантии и зелёной нижней одежде, в колпачке (верх его зелёный, околыш белый), в правой руке святого восьмиконечный крест, левая рука у одежды, волосы на голове подстрижены, борода небольшая; св. мученик – средовек; на ногах у него красные сапоги. Внизу представлен « с. (надпись белая), весь в шерсти, с бородой до пят, руки крестообразно сложены на груди, на ногах сандалии. На левом поле вверху изображён « с. влкмч. Георгий» – в красной мантии и зелёной тунике, в правой руке у него восьмиконечный крест, в левой белая хартия с красными чертами, на голове кудрявые волосы, лицо без растительности. Внизу – « с. Петр Лионски», с повязкой из зелёных древесных листьев по чреслам, борода до пят, голый, на ногах сандалии длани обратил к зрителю.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010