6 июля Русская Православная Церковь празднует память Владимирской иконы Божией Матери. Праздник установлен в память об освобождении Москвы от хана Ахмета в 1480 году. 6 июля Русская Православная Церковь празднует память Владимирской иконы Божией Матери. Праздник установлен в память об освобождении Москвы от хана Ахмета в 1480 году. Владимирская икона Божией Матери представляет собой памятник византийского искусства периода комнинского возрождения, однако в результате многочисленных реставраций от константинопольского периода остались только фрагменты. По преданию, икона написана святым апостолом Лукой на поверхности стола, принадлежавшего Святому Семейству. Иконографический тип образа — «Гликофилуса», «Сладкое лобзание» (греч.). На обороте изображены Этимасия (престол уготованный) и орудия страстей (приблизительно XV в.). В центре Престола с красным покровом лежит закрытое Евангелие. На Евангелии сидит белый голубь с золотым нимбом (символ Духа Святого). Слева и справа от Евангелия четыре гвоздя и терновый венец. За престолом изображен Крест, по сторонам которого — Копие и Трость. По сторонам Креста надпись IC ХС, ниже НИ КА. Читайте также: Владимирская икона Божией Матери Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 8 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/6-iyulya-prazdnik-vlad...

По истине Бог был, есть и будет дивен, удивителен, чуден, непостижим и неисследим, но только чрез святых Своих, потому что святые, как святые, суть орудия дел Божиих. Грешник не может быть орудием Божиим, а только орудием дьявола. Дивен Бог во святых своих. Мы удивляемся чудесам святых людей. Если бы на свете все были святы, то не было бы надобности в чудесах или все были бы чудотворцы. Пока Адам не согрешил, он был чудотворец, т. е. большой мудрец, мог силой Божией делать великие дела, которые мы называем чудесами. А согрешил Адам, разошелся с Богом, потерял благодать и силу Божию, потерял и дар творить великие дела или великие чудеса. Потому-то и все грешники не могут творить никаких чудес. Святой муж может воскресить мертвого, исцелять силой Божией больных, изгонять бесов, изводить воду из камня, останавливать солнце, превращать сено в змея, огонь сделать бессильным, словом, может совершать всякие чудеса, какие совершал сам Христос и какие описаны в житии святых отец, а грешник ни одного чуда не может сделать. Святые мужи своей святостью приближаются к святой жизни первого Адама, еще не согрешавшего, получают благодать совершать чудеса от второго Адама, Господа нашего Иисуса Христа. В раю никакое великое дело не могло считаться чудом, и на небе не будет нужды в чудесах: святые мужи свои чудные дела не считают чудесами; дела их для нас, грешных, признаются чудесами, ибо эти чудеса превосходят наши естественные силы. Итак, кто бы ты ни был, христианин, постарайся только изгнать из души своей страсти, умертви в себе всякий грех, постарайся быть святым, и ты будешь совершать чудные дела, потому что ты будешь иметь в себе силу Божию, силу благодати, чрез тебя будет действовать Сам Бог. А если ты не умертвишь всех грехов, не изгонишь из себя страстей, то чрез грехи и страсти твои будут действовать бес, а не Бог. Посмотрите, какие отвратительные чудеса совершает диавол чрез пьяницу, чрез распутного, чрез сребролюбца, чрез завистника, чрез горделивца, чрез клеветника и чрез каждого грешника, мучимого страстью и утопающего во грехах. Станем же всячески искоренять свои страсти и беречься грехов, благодать Божия откроет в нас и чрез нас свою Божескую силу: Дивен Бог во святых своих. В самом деле: как нам не удивляться святым, если тела святых остаются целые века нетленными? Как не удивляться, что святые и при жизни, и по смерти совершают чудеса? Как не дивиться, что при их телах бесы от бесноватых убегают, слепые прозревают, неизлечимые болезни исцеляются, у немых развязывается язык, у глухих слух открывается? Еще при жизни апостолов: полотенца, даже тени их, падая на больных, исцеляли их. О Господи! Пошли нам Свет Твой и истину Твою, дабы мы увидели, сколь гибельно быть грешником и сколь важное дело – быть святым, непорочным, безгрешным. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Приверженность к пьянству действительно является недугом. Причем важно знать, что болезнью этой страдает одновременно душа и тело. Духовный недуг (зависимость от демонов) доминирует над физическим. Именно поэтому чисто медицинские средства оказываются недостаточными. В Предмсертном дневнике св. праведного Иоанна Кронштадтского (28 октября 1908 г.) есть краткое молитвенное воздыхание: «Помяни создание Твое, Алексия (Полднева), - пьяницу, и избавь его от когтей врагов бесплотных, молю Тебя и о жене его чрез меня. Аминь» (М.- СПб., 2003, с. 84). Несколькими годами ранее св. Иоанн писал: «С пресыщением и пьянством враг бесплотный входит в сердце человека – это каждый внимательный может ощутить. Вот причина, почему с возрастающим пьянством усиливается так страшно наклонность к пьянству (оттого что возрастает сила врага над человеком), отчего заметна у пьяниц такая сила, влекущая их невольно к удовлетворению страсти или внутреннего стремления к вину, - у этих несчастных враг в сердце. Чем же изгнать беса пьянства? Молитвой и постом» (Моя жизнь во Христе, М,.2002, с. 191). Слова «молитвой и постом» взяты из святого Евангелия (Мф.17:21). В них кратко указаны самые главные орудия защиты против бесовской напасти. Прежде всего, необходимо усиленное взывание к Богу о помощи (молитва), без чего мы не в состоянии одолеть опытнейшего и коварнейшего врага. Пост в широком смысле означает воздержанную жизнь, когда человек духовно свободен и не прилепляется к миру (пище, наслаждениям, славе и проч.). Именно через эту прилепленность человека ко всему мирскому (она легко может развиться в страсть) бесовские силы пленяют его. Он попадает в незримую, но реальную и трудно расторжимую зависимость от скрытых губителей. Одна из причин их успеха заключается в том, что человек прибывает в слепоте и не понимает, что происходит. Он находится в благодушном состоянии, сводя все к привычке, которую он (как ему наивно кажется) однажды усилием воли преодолеет. Когда возникают первые жизненные неприятности (ссоры в семье, дисциплинарные меры на работе), он делает первые слабые попытки сойти с опасной тропинки. Но безуспешно. Причина одна: демоны умело скрывают от него ту пропасть, которая его ожидает. Прием их достаточно примитивен. Они усыпляют его, внушают, что ничего бедственного не происходит. Хотя история человечества полна бесчисленных примеров разрушенных жизней, пьющий человек охотно принимает их внушения, потому что хочет этого. Чем больше проходит времени, тем легче бесовским силам совершать свое разрушительное дело. Враг окончательно овладевает человеком и губит его только тогда, когда приводит его к мысли, что положение безнадежно и что надежды нет. Но это не больше, как бесовская ложь: пока человек жив, в нем остается воля, хотя и слабая, плененная, искаженная греховной страстью. И если человек, увидев себя на краю бездны, несмотря на всю свою немощь, искренне будет просить у Бога помощи, Господь ее подаст: «невозможное человекам возможно Богу» (Лк.18:27).

http://pravoslavie.ru/6420.html

Разделы портала «Азбука веры» Юлия Севостьянова Икона “Сошествие во ад” как традиционное изображение Воскресения Христа В Избранное Юлия Севостьянова 10 класс, Аничков лицей Русь, приняв крещение от Византии, унаследовала от нее представление о том, что задача живописи – воплотить в образы христианское вероучение. Церковное искусство православных государств, входящих в сферу культурного влияния Византии справилось с такой задачей. Система восточноправославной эстетики позволила полно и ясно изложить христианское вероучение в живописных образах. Настоящая работа посвящена сюжету Сошествие Христа во ад, его изображению в русской иконописи. Этот сюжет евангелисты не описывают, а только сообщают о Воскресении Господа, которому не было свидетелей. В росписях римских катакомб Воскресение Христово изображалось через ветхозаветный прообраз исхождения Ионы из чрева кита (на основании слов Спасителя о знамении пророка Ионы). Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи ( Мф.12:39-42; 16,4 ; Лк.11:29-32 ). В византийском литургическом понимании Воскресение Христа обозначалось изображением женщин, пришедших к гробу Иисуса Христа и ангела, сообщающего, что Иисус воскрес. Во II веке новой эры стал известен апокриф, получивший впоследствии название Евангелие от Никодима (тайного ученика Иисуса Христа). Тексты апокрифа и повлияли на сложение иконографии “Сошествия во ад”, которая служит идее изображения Воскресения Христа как победы над смертью, вызволение праведников из ада, спасения уверовавших в него “от тлена в адской бездне”. С течением времени византийское искусство разработало приемы, позволяющие передать суть рассказа в едином живописном образе, в котором это событие представало таким, каким оно должно соответствовать византийскому богословию. Иисус Христос на иконах обычно изображается как солнце спустившееся во ад. Все в нем исполнено стремительного движения. Он попирает сокрушенные врата ада, в левой руке держит крест, а правую руку протягивает Адаму. Спаситель с силой вырывает обессиленного Адама из гроба, за Адамом встает, протягивая к Спасителю руки, с надеждой вглядываясь в него, Ева. С правой стороны от Христа стоят, поднявшиеся в гробах, во главе с Иоанном Предтечей ветхозаветные цари и пророки. С левой стороны от Него расположен сонм праотцов. Горы, в верхней части, сужаясь и сходясь друг к другу, образуют вход в преисподнюю. Над ними два ангела, возносящие орудия страстей: Крест, трость с губкой, наполненной уксусом и желчью, и копье. Это лишь общее описание изображения данного сюжета.

http://azbyka.ru/ikona-soshestvie-vo-ad-...

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf «В чем причина нынешних бедствий?» О, если бы ты внимал заповедям Моим! тогда мир твой был бы как река, и правда твоя – как волны морские. ( Ис. 48:18 ). Только союзные с Царством Божиим, царства земные могут быть тверды и истинно благополучны. И не посвященная в тайны судеб Божиих история на сие ответствует, что благочестие, хотя иногда недовольно просвещенное, но искреннее, правота и доброта нравов возвышают и облекают победоносною силою дух народа; что, напротив того, уменьшение в народе благочестия, повреждение нравов, преобладание пороков разрушают единодушие, ослабляют верность и мужество, похищают у законов силу и почитаемые средствами общественного благоустройства образованность и просвещение обращают в орудия дерзости, беспорядка и разрушения. Святитель Филарет, митрополит Московский (1783–1867). Когда неприятель поднимает оружие и наступает на наше Отечество, это означает не что иное, как гнев Божий, грехами нашими возгоревшийся. Также, когда нивы наши не приносят нам плода, или бывают частые пожары, или расширяется моровая язва, или иное какое бедствие на нас находит, – Бог наказывает нас общим бедствием, чтобы мы в чувство пришли и покаялись. Святитель Тихон Задонский (1724–1783). ...Без Бога, без разума Божия, без закона Божия, без Церкви Божией, которая есть столп и утверждение истины ( 1Тим. 3:15 ) общества не могут стоять твердо и учреждения их не могут иметь твердой опоры, а потому они все распадаются, ибо сказано: без Меня не можете делать ничего ( Ин. 15:5 ). Россия забыла Бога Спасающего; утратила веру в Него; оставила закон Божий, поработила себя всяким страстям, обоготворила слепой разум человеческий; вместо воли Божией премудрой, святой, праведной – поставила призрак свободы греховной, широко распахнула двери всякому произволу, и от того неизмеримо бедствует, терпит посрамление всего света – достойное возмездие за свою гордость, за свою спячку, бездействие, продажность, холодность к Церкви Божией. Св. праведный Иоанн Кронштадтский (1829–1908).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Читаем икону Елеуса — Милующая Всё, что нужно знать о способе изображения Богородицы, который у нас принято называть «Умиление» 8 сентября, 2014 Всё, что нужно знать о способе изображения Богородицы, который у нас принято называть «Умиление» Название иконографии Богоматери «Елеуса» – «Милующая» – происходит от греческого слова «ελεος» – сострадание, милость. В России эта иконография была известна как «Умиление», однако это не совсем точный перевод греческого наименования. К этому иконографическому типу принадлежит целый ряд чтимых икон: Владимирская, Донская, Толгская, Игоревская, Феодоровская, Почаевская. Надписание «Елеуса» появляется на византийских иконах Богоматери Одигитрии уже в IX–X веках. Композиция Елеусы, в которой Младенец прижимается щекой к щеке Богородицы, вероятно, выделилась из более древней иконографии «Одигитрия» в послеиконоборческий период. Одно из первых, дошедших до наших дней изображений, где Матерь Божия и Богомладенец изображены во взаимном ласкании, – это фреска скальной церкви Токали килисе, датируемая X веком. Широкое распространение такая иконография получает в XI веке. Фреска церкви Токали килисе в Гёреме. X в. Каппадокия, Турция Основная тема иконографии Богоматери «Елеуса» – тема любви – раскрывается в различных аспектах. С одной стороны, вполне очевидна тема материнской любви, нежности Пречистой Девы к Своему Сыну; с другой стороны, присутствует тема будущих страданий Богомладенца, Крестной жертвы как высшего выражения любви Бога к человечеству. Богоматерь Владимирская. Константинополь. 1-ая треть XII в. ТГТ, Москва Неслучайно на обороте одной из самых почитаемых на Руси икон, Владимирской, изображены Престол уготованный (Этимасия) и орудия страстей. Лицевая и оборотная сторона иконы передают единое догматическое содержание: указывающие на грядущие страдания Господа Крест и орудия страстей «разъясняют» молящемуся скорбный оттенок образа Богородицы. Престол и орудия страстей. Оборот иконы «Богоматерь Владимирская». Москва. Нач. XV в.(?) ГТГ, Москва

http://pravmir.ru/eleusa-obraz-lyubvi/

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Недреманное Око Спасово (Спас Недремлющее Око) " Есть икона с похожим названием " Недремлющее Око " , иной иконографии (http://pravicon.com/icon-543). Описания иконы Описание иконы Недреманное Око Спасово (Спас Недремлющее Око) из книги Е. Поселянина Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " Кроме двух указанных икон, именующихся «Недремлющее око», существуют еще символические изображения Богоматери с названием «Недреманное око Спасово». Известны два таких изображения. На одной иконе изображен Отрок Иисус Христос, лежащий на одре. К Нему приближается с выражением материнской любви Пресвятая Богородица, а направо ангел показывает Ему орудия страстей: крест, копие и трость с губкой, которые держит в руке. Над Предвечным Младенцем парит другой ангел, осеняя Его рипидою. На другой иконе, очень древней по происхождению, Спаситель изображен в виде глубоко задумавшегося Младенца, возлежащего и опирающегося на одну руку. Перед Ним с одной стороны стоит Богородица, с другой ангел, а над главой два серафима держат орудия страданий: крест, копие и трость. Вверху всего изображена благословляющая десница Господа Саваофа и от Него исходящий на Иисуса Дух Святой. Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Изображения иконы Недреманное Око Спасово (Спас Недремлющее Око) Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: Недреманное Око Спасово. A rare Russian icon of Christ Emmanuel, the Unsleeping Eye (Nedremanoe oko), 16th century in a field of flowering plants an outsized figure of Christ Emmanuel shown reclining at center, flanked by the Mother of God and the Archangel Michael, who holds a cross, a spear, and a sponge-tipped lance, all symbols of Christ " s Passion, the Holy Spirit represented as a dove descending from a blue orb. 12 1/4 x 9 1/2 in., 31.1 x 24.1 cm

http://pravicon.com/icon-303

Страстная икона Божией Матери 16 июля, 2015 26 августа по новому стилю Церковь чтит Страстную икону Божией Матери. Страстная икона Божией Матери: история Эта икона необычная — она известна тем, что рядом с ликом Богородицы два Ангела держат орудия Страстей Господних. Известен случай чудесного исцеления по молитвам перед иконой. Одна богобоязненная женщина Екатерина после замужества стала подвергаться припадкам беснования, она даже покушалась на самоубийства. В минуты, когда она могла контролировать себя, Екатерина молилась Богородице об исцелении. Молитва Екатерины была услышана, но она не сразу исполнила свое обещание, а, вспомнив о нем, слегла от страха, что не выполнила обет, данный Богу. Тогда во сне ей явилась сама Божия Матерь и велела идти в Нижний Новгород и купить у иконописца Григория Ее икону для молитвы. После молитвы перед Страстной иконой Божией Матери, Екатерина окончательно исцелилась, а по молитвам перед образом стали твориться чудеса. Праздник совершается в день перенесения иконы из села Палицы в Москву в 1641 году. У Тверской заставы, где встречали икону, был построен храм, а позже, в 1645 году и Страстной монастырь. Вторично празднество ради иконы совершается в 6-е воскресение по Пасхе, в Неделю о слепом, в память чудес, бывших в этот день. Иконография Страстная икона Божией Матери относится к типу икон «Одигитрия». Богородица склонила свой лик к Богомладенцу. Богомладенец держит Богородицу за руки. Лик Иисуса обращен к Божией Матери и отвернут от предстоящих мук на кресте. В руках у ангелов на иконе орудия крестных страданий — губка, копие и крест. В чем помогает Страстная икона Божией матери Страстная икона Божией Матери известна многочисленными исцелениями по молитвам перед ней. Поэтому перед иконой часто молятся об Читайте также — Одигитрия — Смоленская икона Божией Матери Молитва Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Страстной глас 4 Днесь возсия неизреченно царствующему граду нашему Москве/икона Богоматере,/и, яко светозарным солнцем, пришествием тоя озарися весь мир,/Небесныя силы и души праведных мысленно торжествуют, радующеся,/мы же, на ню взирающе, к Богородице со слезами вопием:/о Всемилостивая Госпоже, Владычице Богородице,/молися из Тебе воплощенному Христу, Богу нашему,/да подаст мир и здравие всем Христианом/по велицей и неизреченней Своей милости.

http://pravmir.ru/strastnaya-ikona-bozhi...

21 декабря 2011 года на встрече с коллективом Счетной палаты Российской Федерации председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион прочел доклад на тему: «Духовность и нравственный контроль как противодействие коррупции». Текст выступления публикуется ниже без сокращений. «Духовность и нравственный контроль как противодействие коррупции» Уважаемый Сергей Вадимович, дамы и господа, братья и сестры! В своем докладе я хотел бы коснуться актуальной и острой темы – коррупции. Что такое коррупция, каковы ее глубинные причины и как мы можем ей противодействовать? Думаю, что Счетная палата Российской Федерации – подходящее место для того, чтобы поразмышлять на эту тему. Коррупция подразумевает использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав и ресурсов в корыстных целях. Уже в самом термине заключена нравственная оценка этого феномена – слово «коррупция» происходит от латинского corrumpere – «растлевать». В истории человечества коррупция поражала в той или иной степени различные общества вне зависимости от их политического устройства, развития экономики, этнического состава. С течением времени меняются орудия труда, средства передвижения, технологии, развивается культура и искусства, но человек, подверженный страстям, остается прежним, таким же, как и многие сотни лет назад. Как подчеркивает Святейший Патриарх Кирилл, в основе коррупции лежит ложь: «Ложь стала одним из самых распространенных и самым опасным грехом в нашей жизни. Нужно перестать обманывать… Общество, которое воспитано во лжи, не может быть справедливым обществом. И тема коррупции тоже тема обмана. Нельзя победить коррупцию, не поставив при этом ложь вне нравственного закона общества». Анализируя различные проявления коррупции можно сделать вывод, что её возникновение связано с формированием человеческого общества и, особенно, с образованием государства. Когда один человек или группа лиц получают некие привилегии и полномочия распределять материальные и нематериальные ресурсы, принимать те или иные решения, появляется соблазн воспользоваться таким положением в своих личных целях. Некоторым не удается избежать этого соблазна, а кому-то и в голову не приходит мысль о необходимости борьбы в своей душе с таким желанием.

http://pravoslavie.ru/50582.html

«Как можно поклоняться неживому предмету?» Что нужно знать про Крест Господень 21 марта, 2020. Монахиня Елизавета (Сеньчукова) Мы прошли почти половину пути до Страстей Христовых Третье воскресенье Великого поста, неделя Крестопоклонная. Следующие дни пройдут под знаком Креста Господня: многие верующие постараются строже поститься, по возможности – чаще бывать на службах или хотя бы заходить в храм, чтобы поклониться Кресту Господню. Подходящее время для размышлений о сути главного символа нашего спасения. Когда христиане начали изображать Крест Христов? У первых христиан такого символа не было? Упоминание о святости орудия казни Господа Иисуса Христа встречается уже у апостола Павла: «Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа» (Гал.6:14). Священномученик Игнатий Богоносец, ученик апостола Иоанна Богослова, в начале II века пишет ефесянам: «Вы возноситесь на высоту орудием Иисуса Христа, то есть крестом». Первые дошедшие до нас графические изображения креста относятся к концу II – началу III в. – так называемые ставрограммы (изображения креста в виде наложенных друг на друга букв «тау» и «ро») – священный символ, буква в тексте, указывающая на распятие Христово. Конец II – середина III века – по свидетельству Тертуллиана, христиане изображают крест и налагают на себя крестное знамение, причем это уже сложившаяся практика. Начало IV века – Крест Константина (монограмма в виде наложенных друг на друга букв «хи» и «ро»), в дальнейшем – с поперечной перекладиной. С этого момента изображение креста становится общеупотребимым. Поклонение кресту – не язычество ли? Как можно поклоняться неживому предмету? Тот же Тертуллиан поясняет, что крест изображает Христа: христиане считают его «выразительным знаком Искупителя, несмотря на то, что не имел никаких других украшений, ни головы, ни фигуры». Таким образом, крест – это простейшая икона. Христианское богословие иконы было окончательно сформировано к VII Вселенскому собору, VIII век. Обращение к Кресту можно сравнить с художественным приемом – олицетворением, когда на неживые предметы переносят качества и действия одушевленных предметов. В данном случае, наоборот, действия Христа переносятся на Его Крест, представляющий собой икону и образ Спасителя и Его искупительного подвига. Почему «Крест», если использующееся в Евангелии слово «σταυρς» обозначает дословно «столб»?

http://pravmir.ru/kak-mozhno-poklonyatsy...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010