М.В. Лодыженский Глава десятая. Сверхсознание ментальное. Основания раджа-йоги «Ранее, чем сокровенная сила сделает тебя Божественным, воля твоя должна стать победителем над телом желаний. Ты не можешь идти по пути, не сделавшись сам этим путем... Чем более будешь дерзать, тем более получишь». Из «Голоса Безмолвия» Блаватской. Что есть ментальное Сверхсознание? Ментальное ясновидение. Ментальная сфера и ее обитатели. Раджа-йога и хатха-йога. Теория раджа-йоги. Акаша и прана. Задачи раджа-йоги. Необходимые качества подвижника. Сверхсознание ментальное как первая ступень к познанию Божества. Противоположность начал раджа-йоги и христианского подвижничества. Движение в Индии против психизма. Свами Вивекананда о гипнотизме. Его аналогия раджа-йоги. Астральное ясновидение, о котором мы говорили в предыдущих главах, не требует особых усилий для своего развития. Ближайший к физическому миру – мир астральный может ощущаться человеком сравнительно легко. Для этого не нужно перерабатывать себя нравственно и психически. Человек страстный, склонный к эмоциям, весьма близок к этому миру. Развить астральные ощущения волнениями, возникающими на почве искусственных возбуждений, о которых мы говорили в предыдущей главе, или же на почве страха ко всему таинственному, не трудно, и восприимчивость к таким ощущениям может возрастать у человека достаточно быстро. С другой стороны, явления астрального ясновидения доступны каждому желающему, благодаря, напр., весьма распространенным опытам спиритизма. Все эти астральные восприятия даются легко. Совершенно иным, сравнительно с астральным ясновидением, представляется сверхсознание ментальное. Достижение этой степени сверхсознания, как видно из теософской и индусской литературы, сопряжено с громадными усилиями и работою над собой. Усилия эти прежде всего, как мы уже говорили в VII главе, должны быть направлены к тому, чтобы при проникновении сознания в высшие миры человек сохранил преобладающим над всем существом своим могущественные орудия свои – мозговую мысль и мозговую волю.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

ПОСЛЕДНИЕ СУДЬБЫ МИРА Как хотелось бы узнать будущее! Узнать: чем увенчается ход истории? Над этим размышляли тысячи умов. Но только Бог видит настоящее, прошлое и будущее. В Его Откровении не один раз сказано, что наш мир будет иметь завершение, то есть конец. В Священном Писании даже указаны признаки этого. Итак, каждый из вас может заглянуть за занавес грядущих лет. Что же там? Всеобщее умножение греха Весь видимый мир подобен пирамиде, вершину которой увенчивает человек. Ниже его находятся животные, далее растительный мир, силы природы и неодушевленная материя. Причем эта пирамида такова, что ее прочность зависит не от основания ее, а от вершины. От поведения человека зависит состояние остальных форм мироздания. Достаточно поразить вершину, и вся пирамида начнет разрушаться. В 79 году по P. X. огненная лава Везувия покрыла Помпею. Сохранилось предание, которое находит причину такой катастрофы в противоестественных грехах местных жителей. В древности люди знали, что стихийные бедствия постигают мир как наказание за грехи. В мироздании существует закономерность: добро духовно омолаживает и созидает, зло приводит в совершенную дряхлость. Испорченность человеческого сердца влечет окружающий мир к старению и смерти. С 80-х годов XX века на планете Земля каждый день исчезает по одному виду или подвиду животных. По расчетам ученых, природных ископаемых хватит лишь до середины наступившего века. Разрушение окружающей среды растет в геометрической прогрессии. Едва появляясь на свет, люди начинают истреблять друг друга и тот мир, в котором живут. История свидетельствует, как в человечестве с культурным развитием и научными достижениями одновременно развивается грех, каких колоссальных размеров он достигает. Грех и зло проникают с человеком везде: от расщепления атома до освоения космоса. Мы постоянно совершенствуем орудия собственного уничтожения. А рост цивилизации все более сосредоточивается на удовлетворении самых низких страстей. Военным ведомствам известно, что страна становится стратегически слабой тогда, когда подорваны ее нравственные устои. Это можно отнести ко всему человечеству: чем менее в нем духовной чистоты, тем ближе оно к полному растлению и собственной гибели.

http://azbyka.ru/otechnik/Valerij_Duhani...

Франк начинает свое рассуждение о смысле жизни так: «Имеет ли жизнь вообще смысл, и если да — то какой именно? В чем смысл жизни? Или жизнь есть просто бессмыслица, бессмысленный, никчемный процесс естественного рождения, расцветания, созревания, увядания и смерти человека, как всякого другого органического существа? Те мечты о добре и правде, о духовной значительности и осмысленности жизни, которые уже с отроческих лет волнуют нашу душу и заставляют нас думать, что мы родились не «даром», что мы призваны осуществить в мире что-то великое и решающее и тем самым осуществить и самих себя, дать творческий исход дремлющим в нас, скрытым от постороннего взора, но настойчиво требующим своего обнаружения духовным силам, образующим как бы истинное существо нашего «я», — эти мечты оправданы ли как-либо объективно, имеют ли какое-либо разумное основание, и если да — то какое? Или они просто — огоньки слепой страсти, вспыхивающие в живом существе по естественным законам его природы как стихийные влечения и томления, с помощью которых равнодушная природа совершает через наше посредство, обманывая и завлекая нас иллюзиями, свое бессмысленное, в вечном однообразии повторяющееся дело сохранения животной жизни в смене поколений? Человеческая жажда любви и счастья, слезы умиления перед красотой, — трепетная мысль о светлой радости, озаряющей и согревающей жизнь или, вернее, впервые осуществляющей подлинную жизнь, — есть ли для этого какая-либо твердая почва в бытии человека, или это — только отражение в воспаленном человеческом сознании той слепой и смутной страсти, которая владеет и насекомым, которая обманывает нас, употребляя как орудия для сохранения все той же бессмысленной прозы жизни животной и обрекая нас за краткую мечту о высшей радости и духовной полноте расплачиваться пошлостью, скукой и томительной нуждой узкого, будничного, обывательского существования? А жажда подвига, самоотверженного служения добру, жажда гибели во имя великого и светлого дела — есть ли это нечто большее и более осмысленное, чем таинственная, но бессмысленная сила, которая гонит бабочку в огонь»?

http://pravbiblioteka.ru/book/smysl-jizn...

Н. В. ГОГОЛЬ.    ЖИЗНЬ. Бедному сыну пустыни снился сон: Лежит и расстилается великое Средиземное море, и с трех разных сторон глядят в него: палящие берега Африки с тонкими пальмами, сирийские голые пустыни и многолюдный, весь изрытый морем берег Европы. Стоит в углу над неподвижным морем древний Египет. Пирамида над пирамидою; граниты глядят серыми очами, обтесанные в сфинксов; идут бесчисленные ступени. Стоит он величавый, питаемый великим Нилом, весь убранный таинственными знаками и священными зверями. Стоит и неподвижен, как очарованный, как мумия, не сокрушимая тлением. Раскинула вольные колонии веселая Греция. Кишат на Средиземном море острова, потопленные зелеными рощами; кинамон, виноградные лозы, смоковницы помавают облитыми медом ветвями; колонны, белые, как перси девы, круглятся в роскошном мраке древесном; мрамор страстный дышит, зажженный чудным резцом, и стыдливо любуется своею прекрасною наготою; увитая гроздиями, с тирсами и чашами в руках, она остановилась в шумной пляске. Жрицы, молодые и стройные, с разметанными кудрями, вдохновенно вонзили свои черные очи. Тростник, связанный в цевницу, тимпаны, мусикийские орудия мелькают, перевитые плющом. Корабли, как мухи, толпятся близ Родоса и Корциры, подставляя сладострастно выгибающийся флаг дыханию ветра. И все стоит неподвижно, как бы в окаменелом величии. Стоит и распростирается железный Рим, устремляя лес копий и сверкая грозною сталью мечей, вперив на все завистливые очи и протянув свою жилистую десницу. Но он неподвижен, как и все, и не тронется львиными членами. Весь воздух небесного океана висел сжатый и душный. Великое Средиземное море не шелохнет, как будто бы царства предстали все на Страшный Суд перед кончиною мира. И говорит Египет, помавая тонкими пальмами, жилицами его равнин, и устремляя иглы своих обелисков: «Народы, слушайте! я один постиг и проник тайну жизни и тайну человека. Все тлен. Низки искусства, жалки наслаждения, еще жалче слава и подвиги. Смерть, смерть властвует над миром и человеком! Все пожирает смерть, все живет для смерти. Далеко, далеко до воскресения, да и будет ли когда воскресение. Прочь желания и наслаждения! Выше строй пирамиду, бедный человек, чтобы хоть сколько-нибудь продлить свое бедное существование».

http://pravoslavie.ru/put/biblio/gogol/g...

Разделы портала «Азбука веры» ( 19  голосов:  4.6 из  5) Глава XL. Забияка Галлахер Пленника заключили в крепкий каземат без окон. Доступ к нему получить было легко, особенно офицеру. Я собирался навестить его, но по некоторым причинам решил не делать этого днем. Мне хотелось увидеться с ним, но, по возможности, тайно, и я решил подождать наступления ночи. У меня были и другие причины: я стремился закончить свое дело с Аренсом Ринггольдом. Я не мог сообразить, как мне действовать. Противоречивые чувства боролись во мне, мешались в каком-то хаосе: ненависть к заговорщикам, возмущение несправедливостью агента к Оцеоле, любовь к Маюми – полная нежности и доверия и в то же время полная сомнений и ревности. Как мог я ясно мыслить в таком смятении чувств? Одно чувство преобладало над всеми остальными – гнев на того негодяя, который собирался отнять у меня жизнь в тот момент, когда страстная любовь пылала в моей груди. Такое бессердечие, такая беспричинная смертельная ненависть ко мне со стороны Ринггольда наполнили меня острой жаждой мести, и я решился во что бы то ни стало наказать его. Только тот, на чью жизнь покушался убийца, может понять, как возненавидел я Аренса Ринггольда. Можно уважать противника, который, чувствуя себя оскорбленным или под влиянием гнева и ревности, открыто действует против вас. Даже на двух белых негодяев и желтого беглеца я глядел только с презрением, как на орудия, слепо действующие в чужих руках. Но самого дьявольского заговорщика я и ненавидел и презирал. Я чувствовал себя настолько оскорбленным, что не мог успокоиться, пока не попытаюсь наказать врага, пока не отомщу ему. Но как? Вот в этом и заключалась задача. Дуэль! Ничего другого я не мог придумать. Преступник был все еще под защитой закона, и я мог отомстить ему только с помощью собственного оружия. Я хорошо взвесил слова Черного Джека, однако мой верный слуга тщетно увещевал меня. Я решил действовать наперекор его советам. Будь что будет! Я пошлю Ринггольду вызов на дуэль. Только одно удерживало меня: ведь я должен еще найти повод для вызова. Это заставляло меня колебаться. Если мне удастся ранить Ринггольда или он ранит меня, то что же дальше? Я открою ему свои карты, и он воспользуется этим. А сейчас я могу легко расстроить его планы, потому что знаю их, а он моих планов пока не знает.

http://azbyka.ru/fiction/oceola-vozhd-se...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление Покаяние есть очищение сердца от идолов Такая задача стоит перед каждым. Мы не можем отмахнуться, сказать: «А, это все неважно, потом когда-нибудь разберемся». Очень важно, чтобы дело, которое мы сейчас совершаем, являлось служением Богу: значит, мы всем сердцем исполняем заповедь Божию, стремимся возлюбить Бога всем сердцем своим. Если нет, значит, в сердце нашем есть какие-то идолы, страсти, какие-то Богу не угодные привязанности. А ведь в том и состоит внимательное размышление, внимательное прохождение земного поприща, чтобы видеть свое сердце и постоянно производить над ним суд, рассматривая, есть ли в этом сердце идолы или нет. От этого зависит наша возможность богообщения, соединения с Богом. Ведь если мы не очищаем сердце (а в этом и состоит главный момент покаяния), тогда мы не можем слышать, чувствовать Бога в нас. По мысли пророка Иезекииля – по тому слову, которое через Иезекииля говорит Бог, – покаяние есть очищение сердца от идолов, привязанностей, страстей, даже от соблазнов, даже от помыслов, которые мы рассматриваем и которыми услаждаем наше сердце. Только такого покаяния ждет Господь от Своего народа и от каждого человека. Дальше речь у пророка Иезекииля идет, конечно, обращенная ко всему народу и о всем народе. Каждый должен понимать: то, что Бог в Ветхом Завете говорит по отношению к всему народу, применимо и к каждому из нас, если мы действительно хотим стать некоторой частью богоизбранного народа. Собственно говоря, ради покаяния и совершаются те неисчислимые бедствия, которые вдруг поразили израильский народ: меч, язва, моровое поветрие, голод, жажда, злой жестокий враг, война. Все это – орудия наказания Божия, чтобы научить народ, обратить его, привести его к покаянию, помочь ему понять, что жизнь его неправильная. То есть во всем этом есть смысл и есть цель. Но особенно важна цель. В Книге пророка Иезекииля в 16й и 23й главах поэтически ярко, очень интересно раскрыт образ Иудеи. Она представлена в виде женщины, девушки. Когда мы читаем притчу, которая описывает грех Иудеи, то понимаем, что по-другому и поступить-то нельзя.

http://azbyka.ru/chitaem-vethij-zavet/83

САМООПРАВДАНИЕ Оправдания, и мысленные и словесные, при укоризнах тебя, отвергай; потому что правильное или неправильное обличение отвергши, своего спасения отвергается, по слову св. Лествичника (III, 119, 240). Много, много плелось тогда в взволнованном бурею страстей твоем сердце; и что ж из того? Ты только умножала свои скорби и страдания, по временам вырывались самообвинения – но больше действовало самооправдание (III, 272, 481). …Иногда бываем виновны, и нас обличают в какой-нибудь досаде или в презрении к ближним; но мы чрез завесу самолюбия смотрим только на свою правость, и этим более отягощаем свою скорбь, укоряя ближних, и от них истязуя исполнения заповедей, сами перстом коснутся их не хотим. Как бы то ни было, что бы кто ни делал нам зла, по вине или безвинно, – они суть только орудия, употребляемые Богом к нашему наказанию, и могут только то сделать, что десница Всевышнего им попустит. Посему и должно подклонить себя под крепкую руку Божию, исповедать Ему, что достойны посланных наказаний, и больше их достойны; но милость Божия щадит нас и ожидает нашего покаяния. Прочтите у св. Исаака в 51 Слове, с каким разумом принимать скорби: когда ропщем и укоряем других, тогда они отягощаются, а когда виним себя и каемся, тогда удобоносимы бывают (VI, 204, 326–327). Самооправдание разрушает союз любви и мира Когда вы обе сознали свои вины и успокоились, то и я не буду распространять о сей материи; только замечаю, чтобы впредь быть осторожными и видеть козни вражии, силящиеся расторгнуть ваш союз о Господе оправданием; самоукорение и смирение все козни вражии низлагает (III, 158, 282). Где чувствуем смущение при самооправдании, то уже и есть наша вина Описываешь свое смущение на сестру; спрашиваешь, как противиться помыслу самооправдания? на это много есть отеческих учений: св. аввы Дорофея : «О еже укоряти себя, а не ближняго», Марка Подвижника главы 90 и 209, Симеона Нового Богослова глава 31, св. Зосимы. Это от многих только малое сказал, а и самый опыт тебя учит; где чувствуешь смущение при самооправдании, то уже и есть твоя вина… (III, 249,421). Самооправдание противоположно самоукорению

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Изображения иконы, именуемой Страстная Основная страница об этой иконе Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: Страстная находится с.Отченашовка Виницкой области Украина. Была написана в начале 20 века на Афоне,по заказу благодетелей храма в котором и находится. Файл 11263.jpg:   Размер: 1505x2037, 3.07 MPix, 1729 Kb. Дата: 2010-07-02, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (575) , (56) . Описание: Страстная.Москва. Первая треть XVIII века.Дерево, левкас, темпера.Размер - 144,5 х 78 см. Христос держит обеими руками большой палец правой руки Богоматери и, обернувшись, смотрит на орудия Страстей в руках ангелов, представленных вверху на фоне. Образы ангелов, несущих в покровенных руках орудия Страстей, дали название иконографическому типу «Богоматери Страстной». Истоки этого иконографического извода можно найти в византийском искусстве XII в. Однако окончательно он сформировался в XV в. в ик[...] Файл 13945.jpg:   Размер: 581x1046, 0.61 MPix, 148 Kb. Дата: 2011-10-12, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (195) , (6) . Описание: Икона Богородицы «Страшная Предстательница» (Страшное Предстательство) или " Страстная " - одна из главных святынь монастыря Кутлумуш на Афоне. Находится она в одноименной часовне монастыря, которая была построена в 1733 году. На Иконе изображена Богородица, держащая Христа в левой руке. Справа на иконе изображен ангел, держащий Крест, копье, губу и трость. Вокруг изображены пророки. Икона находилась на подворье одного монастыря, который сгорел, после чего икона была перенесена на Афон. Праздник и[...] Файл 15121.jpg:   Размер: 360x480, 0.17 MPix, 91 Kb. Дата: 2011-12-12, участник [ tol ]. Рейтинг изображения: 4 (213) , (14) . Описание: Четырехчастная икона. Похвала Богоматери, Нечаянная Радость, Страстная. Семь спящих отроков Эфесских. Середина XIXb. Hebьяhck..JPG Файл 18426.jpg:   Размер: 2025x2393, 4.85 MPix, 1925 Kb.

http://pravicon.com/icon-310-photo

составитель Терещенко Т. Н. РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ Исцеляется она [раздражительность] не уединением, а сообращением с ближними и претерпеванием от них досад, а в случае побеждений ими – познанием своих немощей и смирением. Святой Иоанн Лествичник пишет: «Кто ощущает себя склонным к гневу, ярости, мщению и лукавству, тот ниже да зрит след безмолвия 59 » (прп. Лев, 22). Очень жаль, N., что все чувствуете нездоровье; советую и прошу вас, не допускайте себя до раздражительности: стоят ли вещи или что другое того, чтобы расстраивать себя и терять здоровье? Ежели что случится и не так или против вашей воли, надо оставить так, предоставив случай воле Божией, и себя тем успокаивать. Мало-помалу придете и в навык; ведь и худое, и доброе навык укрепляют (прп. Макарий, 20). Раздражительность твоя не может тем уничтожиться, когда никто тебя не будет трогать, но еще больше умножится, а когда тебе показуют ее, то при помощи Божией и самоукорении можешь получить исцеление (прп. Макарий, 20). Раздражительность, или яростная часть, есть одна из тричастности души, дана нам не для того, чтобы гневаться на ближних, а иметь ревность против греха, а когда мы яримся на ближних наших, то это делаем против естества. Раздражительность в нас имеет силу от гордости (прп. Макарий, 20). Вы имеете залог яростной части, т.е. раздражительность, которая при неприятных случаях воспаляется и действует. Надо иметь попечение об исцелении оной, а как исцелить ее? Вы, кажется, мирны, спокойны, когда никто не беспокоит вас, страсть внутри лежит, при какой-нибудь противности она воспаляется и действует. Итак, тот, кто нас трогает, только показывает нам ее, дабы мы попеклись об исцелении самоукорением, смирением, снисхождением, милостью, но ведь этого нельзя вдруг сделать, а постепенно, при Божией помощи, так надо разуметь и о прочих страстях. Есть действуяй страсть, есть противляяйся страсти, а есть искореняяй страсть 60 . Мы хотя еще не можем искоренить, но когда будем сопротивляться, то дойдем и до искоренения оной, то есть исцеления. Люди же, показующие нам страсти, суть орудия Божии; так в самолюбии, гордости и во всякой страсти должны мы иметь наблюдение за собой и бороться с ними (прп. Макарий, 20).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

5. Поучение на тот же день «Для чего так много освящается воды»? – спрашивает маловерный. «Для чего и в колодцах, и в реках, и в море»? На этот вопрос скажем: Святая Церковь , что ни делает, все делает с благим намерением. Как человек, отправляющийся в дорогу, запасается всеми необходимыми в путь вещами; так мы, христиане, в начале каждого года запасаемся благодатными водами на все последующее время года: – в освященной воде сохраняется благодать Божия, помощь Божия, благодать Божия весьма необходима для нас во всяких случаях жизни и на всяком месте. Для чего благочестивый христианин, когда принимается за пищу, или пьёт воду, то ограждает знамением креста и себя, и пищу и воду и всякий напиток? Молитвою, и крестом и святою водою все очищается, освящается и делается безвредным для нас; этим мы прогоняем нечистую силу, которая старается все вещи сделать для нас вредными. Когда же вся Церковь молится и призывает Благодать Божию на воды – особенно в день Богоявления; тогда воды эти сугубо делаются для нас спасительными. Церковь обязана освящать все, чем христианин пользуется на земли; – и вот у тебя под руками благодать Божия – в том сосуде, в котором ты хранил священную воду, и ты во всякой нужде ее употребляешь. Нужно ли очистить и освятить благодатию какое-либо место в доме – ты окропляешь все святою водою. Семена ли для посева, сети ли для ловли рыбы, орудия ли для твоего ремесла, посудину ли какую, пищу и всякое питие, – даже одежду новую, – все ты должен окроплять, освящать, чтоб не приключилось тебе какое-либо горе, какой-нибудь вред, потому именно, что диавол может всякою вещью вредить человеку, соблазнять человека, и искушать и возжигать страсти. Для чего вода освящается в реках и в морях? Для того, дабы солнце весною превращало эти воды в пары и разносило их в виде облаков ветрами по всей земли, – дабы и там, где вовсе нет ни морей, ни рек, падали с неба на поля водяными каплями дожди и орошали все поля, и делался оттого чистый и благорастворённый воздух, необходимый и весьма полезный для орошения полей, для дыхания людей, зверей и птиц.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010