Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЛАДИМИРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 21 мая, 23 июня, 26 авг.), самая ранняя из известных сохранившихся чудотворных икон Др. Руси, одна из великих святынь России. История ее почитания, подробно зафиксированная в летописях и сказаниях, отличается глубокой духовной связью событий церковной и гос. жизни. По сказанию XV в., В. и. написана ап. Лукой. Исследователи видели в иконе выдающееся произведение визант. искусства, принадлежащее кисти к-польского мастера, и датировали ее от XI в. (А. И. Анисимов) до 1-й пол. XII в. ( Лазарев. 1986; Grabar. 1974). Художественно-стилистические особенности и исторические данные свидетельствуют, что В. и. была создана в 1-й трети XII в., до 1130 г. Иконография, художественный образ, история реставрации В. и. Икона двусторонняя: на лицевой стороне - образ Богоматери с Младенцем, на обороте - Престол и орудия Страстей Христовых. Фон светло-охристый, позем сиреневатый, с коричневыми разводами «под мрамор», поля темно-охристые, надписи (IC ХС. НИ КА) красные. Поля иконы надставлены с 4 сторон: первоначальный размер с узкими полями - 78 ´ 55 см, с надставленными полями - 104 ´ 69 см. На лицевой и оборотной сторонах - глубокие ковчеги с крутой лузгой (ГТГ: Кат. собр. Кат. 1. С. 35-40). Владимирская икона Божией Матери. Константинополь. До 1130 г. (Ц. свт. Николая в Толмачах при ГТГ) Владимирская икона Божией Матери. Константинополь. До 1130 г. (Ц. свт. Николая в Толмачах при ГТГ) Изображение Богоматери поясное, Младенец Христос на Ее правой руке (слева); ноги Младенца закрыты хитоном, видны лишь ступня правой ноги, слегка согнутой в колене и поставленной параллельно иконной плоскости, и подошва левой ноги. В. и. принадлежит к иконографическому типу, получившему название «Умиление» («Ласкающая»), и представляет тот его вариант, в к-ром Младенец Христос, прильнув щекой к склоненному лику Матери, обнимает Ее левой рукой за шею (под мафорием), а правую руку простирает к Ее плечу; Богородица поддерживает Сына правой рукой, Ее левая рука поднята и молитвенно обращена к Христу. Поскольку живопись XII в. на одеждах Младенца сохранилась лишь в небольших фрагментах, нек-рые исследователи полагают, что Он мог быть изображен иначе: либо с обнаженными до колен ножками, либо стоящим ( Грабарь И. Э. Древнейшая песнь материнства// Он же. О древнерус. искусстве. М., 1966. С. 209-221; Антонова В. И. К вопросу о первонач. композиции иконы Владимирской Богоматери//ВВ. 1961. Т. 18. С. 198-205). Однако наиболее верным представляется мнение А. И. Анисимова , показавшего, что первоначальная композиция В. и. оставалась без существенных изменений ( Анисимов. Владимирская икона. С. 57-58).

http://pravenc.ru/text/154962.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Описание иконы Недреманное Око Спасово (Спас Недремлющее Око) из книги Е. Поселянина Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте / конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Описание иконы Недреманное Око Спасово (Спас Недремлющее Око) из книги Е. Поселянина Эта страничка относится к разделу   Икона Пресвятой Богородицы Недреманное Око Спасово (Спас Недремлющее Око) Кроме двух указанных икон, именующихся «Недремлющее око», существуют еще символические изображения Богоматери с названием «Недреманное око Спасово». Известны два таких изображения. На одной иконе изображен Отрок Иисус Христос, лежащий на одре. К Нему приближается с выражением материнской любви Пресвятая Богородица, а направо ангел показывает Ему орудия страстей: крест, копие и трость с губкой, которые держит в руке. Над Предвечным Младенцем парит другой ангел, осеняя Его рипидою. На другой иконе, очень древней по происхождению, Спаситель изображен в виде глубоко задумавшегося Младенца, возлежащего и опирающегося на одну руку. Перед Ним с одной стороны стоит Богородица, с другой ангел, а над главой два серафима держат орудия страданий: крест, копие и трость. Вверху всего изображена благословляющая десница Господа Саваофа и от Него исходящий на Иисуса Дух Святой. Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " Примечание от PRAVICON.COM : Данное описание было составлено в начале XX века и предлагается исключительно в качестве исторической справки. Актуальность этой информации на сегодняшний день не гарантируется. Статья опубликована участником [ tol ] 2012-06-09. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Недреманное Око Спасово (Спас Недремлющее Око) " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-1388

Молитва Пресвятой Богородице перед иконой Страстная Липецкая Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте / конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Молитва Пресвятой Богородице перед иконой Страстная Липецкая Эта страничка относится к разделу   Икона Пресвятой Богородицы Страстная Липецкая О, Преблагословенная и Препрославленная Дево Богородице, Владычице! Услыши нас недостойных и грехми обремененных взирающих на чудотворный страстной Твой Крест и орудия страданий Господа Нашего Сладчайшего Иисуса Христа и взывающих к Тебе: О, Всеблагая Предстательнице и Ходатаице наша пред Богом и единая Помощнице и Надеждо наша в жизни сей и по смерти, не отрини нас за грехопадения наша, но приими молитву нашу в теплоте сердца Тебе возносимую. Заступи нас от всех врагов видимых и невидимых и подаждь нам мысль благую в час недоумения и гонения. Паки же пошли в жизни сей тишину, мир и здравие, испроси нам у Господа нашего Иисуса Христа веру крепкую и несумненную, надежду и любовь, более же всего благодать Святаго Духа, да прославим Имя Его Святое и, укрепив сердца наша, неленостно течем по пути заповедей Его. И да не отпадем в дни гонения и посмеяния веры. Огради нас, Владычице, от всяких жизненных соблазнов и умоли Господа избавити нас от всякаго смущения, неверия, сомнения, малодушия и окамененнаго нечувствия. Научи нас, Госпоже, како Тебе молитися и како делать дела угодные Богу. О, Надеждо и веселие наше, Царице наша преблагая, подкрепи духовно нас немощных и грешных в жизни сей и в час кончины нашея предстани нам и уготованных ради грехов наших избави мучений. Да всегда воспоем величие Твое, сподобимся вечнаго небеснаго царствия, идеже по милости Божией будем непрестанно славити и величати Пречестное и Великолепое имя Отца, и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь. Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Страстная Липецкая " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-1014

Опознание изображений икон и святых Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте / конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Опознание изображения 739 (3264x2448, 4026 Kb) Добавлено на опознание: 2013-09-14 16:42:08 Владелец: tikhma Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Репродукция. Но какой иконы? Привезена из Израиля. Попытки опознаний [ 2013-09-16 18:25:41 ] Tasha : Положение Богоматери и Младенца как на " Страстной " иконе, но не хватает Ангелов с орудиями страстей. http://pravicon.com/icon-310 [ 2013-09-16 19:30:22 ] tikhma : " Страстная " известна с 16 века. Может более ранняя была без ангелов. Да и откуда грекам знать про Русскую икону? [ 2013-09-16 21:03:32 ] Tasha : Зря Вы так о греках думаете :) Обратите внимание на греческую икону этого же извода, ее название. На ней Ангел с орудиями страстей тоже присутствует: http://pravicon.com/image-15121 [ 2013-11-05 08:26:43 ] animaisa : Да, действительно, откуда знать грекам про русскую икону? Вообже-то давайте не забывать, откуда на Русь пришло православие и сами иконы. После времени иконоборчества и гонений на христиан именно греческая царица Феодора и восстановила почитание икон.И именно оттуда они и пришли на Русь.Что же до опознания иконы, то согласна, что она похожа на образ ,, Страстной,,. Но если учесть, что образ потому и назван ,, Страстным,, ,что на нём изображены орудия страстей Христовых, а здесь они отсутствуют, то чем она тогда соответствует названию? Хотя иногда на иконах название образа не всегда писали и пишут, тогда просто можно сказать, что это-образ Пр.Богородицы без особого названия образа. Опознать это изображение Опознавать изображения могут только зарегистрированные пользователи. Пожалуйста, войдите в систему под своим именем для продолжения... Вход Регистрация . Основная страница опознаний Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/unknown-739

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Икона Плач При Кресте - описание Эту икону иногда называют «Симеоново проречение» (так же, как и икону «Умягчение злых сердец») – от слов Симеона Богоприимца, когда он, предрекая судьбу Иисуса Христа, обратился к Богородице со словами: «… и Тебе Самой оружие пройдет душу» (Лк. 2, 35). Это оружие (меч) часто изображается на иконе направленным в сердце Пресвятой Богородицы. Кроме креста на иконе подробно изображены все прочие орудия страстей и предметы, так или иначе связанные с последними днями Христа: рука, ударившая Спасителя по ланите, плеть, гвозди, игральные кости, которыми бросали жребий стражники, делившие одежды Распятого. Изображённый на иконе столп перешёл в христианскую иконографию из греко-римской мифологии, где он указывал на небожительство изображенного на нём (на вершине столба часто изображался Юпитер). Столп в христианстве стал религиозным символом духовной силы и твёрдости. На иконе «Плач при кресте» на столпе изображён петух из евангельского повествования о троекратном отречении апостола Петра до того, как трижды пропел петух. Некоторые исследователи считают, что первоначально на колонне изображался пеликан, как символ жертвенности. В одном из древних сочинений рассказывается о том, как самка пеликана в порыве любви задушила своего детёныша, и вернувшийся самец, чтобы оживить умирающего птенца, пропоров свой бок клювом, дал детёнышу напиться своей крови. В эпоху Возрождения сюжет был иллюстрацией концепции, по которой Кровь Христова излилась во спасение человечества. Лестница тоже является одним из инструментов Страстей Христовых – её использовали в поднятии на Христа Крест и снятии Его с Креста. Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Плач При Кресте " .

http://pravicon.com/info-447

2.2. Святые Отцы о Псалтири Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета Многие святые отцы отзывались о Псалтири в превосходной степени, называя ее Писанием в миниатюре. О самом названии книги святитель Василий Великий говорил: «Все, как бы в великой и общей сокровищнице, собрано в книге Псалмов, которые из многих музыкальных орудий Пророк приспособил к так называемому псалтирю, давая тем, как кажется мне, разуметь, что в нем издает гласы благодать, подаваемая свыше – от Духа; потому что в этом одном из музыкальных орудий причина звуков находится вверху. В цитре и в литавре внизу звучит медь под смычком; а псалтирь причины гармонических ладов имеет вверху, чтобы и мы заботились искать горнего, и приятностию пения не увлекались в плотские страсти. Притом пророческое слово, как думаю, глубокомысленно и премудро самым устройством сего орудия показало нам, что люди с прекрасною и благонастроенною душою удобно могут восходить к горнему» ч. 1, c. 180]. Псалтирь, по его мнению, превосходит и духовые инструменты, поскольку, когда трубишь в трубу или играешь на свирели – невозможно говорить слово и прославлять Творца. Псалтирь, по словам того же святителя, содержит все себе все полезное, что содержится в Писании ч. 1, с. 177]. По мнению святителя Афанасия Великого, «в этой книге измерены и описаны словом вся жизнь человеческая, и душевные расположения, и движения помыслов, и сверх изображенного в ней ничего более не отыщется в человеке» т. 4, с. 32]. Подводя итог святоотеческому учению о Псалтири, проф. П.А.Юнгеров говорит еще, что «богословие свв. псалмопевцев представляет ту особенность, что оно носит не столько рассудочный, сколько сердечный характер. Псалмопевцы своим богопросвещенным сердцем переживали и перечувствовали вероучительные истины ветхозаветного богословия» c. 6]. И как результат, эти переживания делаются доступными каждому, читающему Псалмы, чего не происходит при чтении других книг Писания. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024 Поделитесь с друзьями

http://sedmitza.ru/lib/text/431324/

80. В день Нерукотворенного Образа Пречистому Образу Твоему покланяемся Благий Действительно во храме Божием покланяемся Пречистому Образу, и свечи ставим и елей возжигаем; а в доме – всеусердным образом покланяемся нечистым своим страстям. Я не говорю о святых иконах, которые находятся в домах наших; – я говорю о домашних идолах – о предметах страстей наших. Стоит только обратить внимание, когда вы входите в чей-либо дом – тотчас угадаете: какому богу хозяин или хозяйка кланяются; кого или что почитают. Если вы увидите святые иконы, покрытые пылью и паутиной – тогда, когда графины, стаканы, чашки и рюмки – чистые, в шкафе и в большом порядке находятся, вы тотчас догадаетесь: какому богу жильцы покланяются; – очевидно, богу пьянства, или – по древнему названию – Бахусу. Если вы видите, что под иконами стоит разукрашенная шкатулка с деньгами, куда часто засматривает хозяин, или имеет железный, хитро запираемый сундук – верно хозяин обоготворяет бога сребролюбия или мамону. Если множество посуды и суеты для приготовления разных кушаньев, верно, там поклонение богу чрева. У охотника – оружия охоты развешены – вычищенные и в разных видах. У мастера обуви – тоже разные орудия ремесленные; у каждого мастера свой бог, – когда он на истинного Бога не надеется, но на свое искусство. Спросите: какому богу покланяется тот, кто наряжает жену свою в идола; и тот, кто ежедневно любуется своими лошадьми и экипажами; кто хвалится псами; – Боже! Боже! у каждого есть свой бог, суетный бог; – Тебе только, Спасителю небесный, истинный Боже, немногие истинно покланяются; Твоему только пречистому образу не воздают достойного поклонения. Не за это ли, Господи, между прочим, Ты поражаешь ныне скоропостижною смертью многих? О! как диавол радуется, что он пьянством, модными нарядами и другими соблазнами успевает развращать сердца наших юношей и старцев! Как ему приятно умножение в городе питейных и развратных домов, рестораций, клубов, трактиров, гульбищ всякого рода! Братие! перестанем кланяться идолам – своим страстям; станем покланяться единому пречистому образу Иисуса Христа, – да пощадит Он нас, да прекратит наказание напрасною смертью. Пречистому образу Твоему покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших. Аминь. Читать далее Источник: Простые и краткие поучения, сказанные в Архангело-Михайловской церкви г. Таганрога протоиереем Василием Бандаковым – Изд. первое. Т. 9. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 500 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

93. Поучение на память Святой Великомученицы Параскевы Для чего Ангел приходил в темницу и показывал Великомученице Параскеве крест, копие, гвозди, трость, губу и другие принадлежности креста, когда она была вся истерзана мучителями? Для чего он ей объяснял знаменование тех вещей? Первое: для того, чтоб утешить ее в ее страданиях. Указывая на крест – он мог сказать ей так: «посмотри на сей тяжёлый крест; однако невиннейший и безгрешнейший был распят на нем. Посмотри на гвозди сии, – не так ли же они остры, как те орудия, которыми тебя мучили? Посмотри на это преострое копие, которое прободило пречистое ребро Христово, из которого потекла кровь и вода для омытия грехов всего мира; посмотри на трость, которою Его били безжалостно; посмотри на губу, которою – оцтом с желчию Его напоевали; – ты ли не переносишь злострадания ради жениха твоего, Иисуса Христа»? Потом Ангел совершенно исцелил ее от язв и ран. – Это значит, что Господь на самое краткое время допустил ей пострадать, доказывая сим, что страдания человеческие столь необходимы и спасительны, как и страдания Самого Искупителя мира, и что нет другого пути на небо, кроме страданий телесных, или душевных. Христиане! напрасно многие из нас думают, что без страданий можно спастись, и всякими цветами роскоши и удовольствий украшают путь жизни своей. Нет! Это величайший обман и явное ослепление. Нет! Если Глава страждет, то и мы члены Ея должны страдать: это доказывает и Ангел Божий, который показывал крест Христов умученной Параскеве. Это доказываете сама мученица. Как? Мученики и мученицы многие преданы были ужасным страданиям; а нам одним Бог дал бы весёлый путь жизни? Какое было бы это правосудие со стороны Бога? Неужели одному человеку дорого стоило бы Царствие Небесное, а другому дёшево? – Один из нас с темницы и со креста вступил бы в рай, а другой – с пуховиков, из светлицы. – Скажи какое было бы это правосудие Божие? – Нет; путь один на небо – крестный, тернистый, узкий, многоболезненный. Ты не хочешь избирать этот путь, ты идёшь путём широким и весёлым, ей не получишь спасения! Как хочешь думай; а это утверждаете Сам Христос: «аще кто хощет спасти душу свою погубит ю» ( Мф.16:25 ); то есть: «да погубит, да, не пощадит своей жизни, а иже погубит Мене ради и Евангелия, той спасёт ю» ( Мк.8:35 ). Ради Христа, ради Христовых страданий, ты должен избрать путь страдальческий, путь бедности, нищеты, страдания, терпения и самоотвержения. Попроси только креста у Христа, – Он тебе даст, если не телесный, то душевный крест. Только один крест исцелит человека от страстей и всех грехов и спасёт тебя верно и несомненно; ничто так не спасает, как крест – ни пост, ни молитва, ни милостыня. Святая Великомученице Параскево, моли Бога о нас! Аминь. Читать далее Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. первое. Т. 11. - Таганрог: Типография А.М. Миронова, 1885. – 367 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Добавлено на опознание: 2011-12-06 02:38:50 Владелец: MaryanaM Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Икона греческая купила ее я примерно 3 месяца назад мне кажется что частично она похожа на Страстную фотографию сделала 22/11/11 помогите пожалуйста опознать [Добавлено 2011-12-06 05:15:29]: там написано не Ариа а Мария, я просто в интернете смотрела до того как тут положить, но это особо не меняет ничего спасибо за ответ Попытки опознаний [ 2011-12-06 13:48:57 ] tol : Она похожа на Страстную, но на сколько я понимаю, " Страстная " - это устоявшийся на Руси образ подобного типа, где Богородица держит в своей руке ручки Христа. В то же время я видел более разнообразные вариации именно греческих икон на эту тему, которые на Руси не были распространены. Чтобы узнать название Вашей иконы, нужно найти кого-то со знанием греческого языка, так как надпись вполне читаемая. Я греконеграмотный, но по-моему там написано Ариа Кириа Тон Ангелон. Могу лишь сказать, что в греции есть монастырь Кира тон Ангелон, что переводится как Госпожа Ангелов, а в разделе страстной иконы можно найти икону с подписью Василисса тон Ангелон, что, имхо, переводится как " царица ангелов " . Но это все мои мои догадки, на случай, если никто со знанием греческого языка не ответит. [ 2011-12-12 21:10:37 ] Leon : Икона Пресвятой Богородицы, именуемая " Страстная " . На руках Богоматери Младенец Христос, он в испуге смотрит на Ангелов, которые держат орудия предстоящих Ему Страстей: Крест, Копие, Трость. [ 2011-12-12 21:32:47 ] Leon : Это список с Чудотворнй иконы " Страстная " , которая находится на Афоне в монастыре Кутлумуш. В Москве тоже была икона " Страстная " , принесена в 1641 из НижНовгорода в Страстной монастырь, где сейчас кинотеатр. [ 2011-12-13 23:21:45 ] tol : Судя по фото на странице http://father-ingwar.livejournal.com/158698.html у них в монастыре как раз " привычная " нам Страстная икона (с ручками Спаса, находящимися в руках Богородицы). Особенность этой иконы именно в более " динамичном " положении рук Христа, словно он и правда, увидев ангелов, от удивления и неожиданности подскочил. [ 2012-01-08 21:06:03 ] Leon : Возможно путают.в Кутлумуше есть образ Страшное Предстательство, вот фото из Кулумуша прошлой весной http://www.sunblag.ru/photo/51/52/480/ [ 2013-11-06 14:20:00 ] animaisa : Вверху иноны изображены ангелы с орудиями страданий Христовых, как на ,,Страстной,,.Надпись на иконе гласит не ,.Ария,как посчитал владелец 9т.к. буквы часто просто западают за под рамку, что, видимо и произошло в данном случае),так что здесь отчётливо видно, что на иконе указано на греческом:,,Мариа Кириа тон Аггелон,,-Мария Госпожа Ангелов.

http://pravicon.com/unknown-35

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010