«Благословенна Ты в женах» (Лк. 1, 28). Между всеми, всеми женами, которые когда-либо были, которые когда-либо будут, Она одна благословенна. Приветствие изумительное, поразительное. Как же отнеслась к нему Пресвятая Дева? Она смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. Как было не смутиться, слыша такие необыкновенные слова, слыша, что Она над всеми людьми на недосягаемую высоту поставлена, что с Нею Бог, что Она благодатная. Но Она молчала, как молчала всегда в жизни Своей, и было молчание Ее святым молчанием. Ее уста всегда были запечатлены печатью благодатного и святого молчания. Когда родился от Нее в пещере вифлеемской Тот, о Котором теперь возвещал Архангел, когда исполнилось дивное пророчество, Она тоже молчала, не испускала криков радости и ликования, и когда пришли пастухи, а позже волхвы с Востока на поклонение родившемуся от Нее Младенцу, когда услышала Она, что Ангелы святые возвестили им о рождении Спасителя мира, Она молчала и только слагала эти удивительные слова в сердце Своем. Даже тогда, когда пришла Она со святым старцем Иосифом Обручником и Сыном Своим, двенадцатилетним Иисусом, в храм Иерусалимский для поклонения, и незаметно остался в храме Иисус, и не найдя Его, они должны были с пути возвратиться и 3 дня искали Его в городе; даже тогда, когда Она услышала слова, которые никто не мог произнести, кроме Сына Божия: «Зачем было Вам искать меня? Или Вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лк. 2, 49.), — Она молчала, но эти удивительные слова слагала в сердце Своем. Даже тогда, когда стояла Она у Креста Голгофского, видя страшные мучения Сына Своего, Она не вопияла, не рыдала, как свойственно слабому сердцу женщины. Она молчала. В скорбном молчании взирала Она на Сына Своего, тогда как сердце Ее раздиралось таким ужасным страданием, какого не знают люди. Она молчала… Она молчала и теперь, и только размышляла, что это за странное приветствие. Сказал Ей Ангел Божий: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» (Лк. 1, 30–33).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=831...

Архимандрит Амвросий (Юрасов): - Да,  мы сами не можем справиться, только с помощью Божией. Господь - это наш Отец, Он больше беспокоится о нашем спасении, о нашем здоровье, нежели мы сами. Мы не знаем воли Божьей, но видим, что Господь его призывает. Как говорят: «Как тревога, так до Бога». Возможно, через болезни, через ваши молитвы, ваш сын придет к Богу, покается и облегчит свое страдание. У нас в монастыре была одна матушка Нектария. Царство небесное ей. Она умирала и меня позвали: «Батюшка, иди быстрей». Я прибежал, а она уже задыхается, умирает, пульс еле бьётся. Мы её, как она и желала, постригаем в монашество. Постригли, я ей говорю: «Матушка Нектария, ещё лет десять поживешь». Она отвечает: «Батюшка, благослови!» - «Бог благословит тебя». Она прожила ещё десять лет. Потом приезжает на праздник архиепископ Амвросий (Щуров), она подходит к нему и он ее спрашивает: «Сколько тебе лет?» Она отвечает: «Девяносто один. Вот меня батюшка благословил десять лет пожить». А он ответил: «Теперь я благословляю тебя ещё пожить». Она и пожила. Интересная была… Мне говорят: она в келье лежит, руки скрестила и уже ничего не ест. Прихожу к ней: «Матушка, а почему ты ничего не ешь?» Она в ответ: «Хочу умереть». Я сказал: «Ты ничего не ешь, умрешь - это самоубийство, в ад пойдешь. А потом сейчас мороз сильный, минус тридцать градусов, и те, кто будут могилу твою копать, будут тебя проклинать». Она спрашивает: «А почему?» Отвечаю ей: «Потому что земля мерзлая, они будут кувалдой ее долбить и тебя ругать». Она спрашивает: «А что же мне делать?» Я говорю: «Надо кушать». А она в ответ: «Ну, давай тогда мне вина немного». Она, кагору немножко нальет и кипятку туда добавит, выпьет и бодрее себя чувствует. Она послушалась и потом позже с миром отошла ко Господу. Другая сестра, лет тридцати, совсем плоха была. Тоже меня вызывают - срочно постриг. Посадили её, держат, она ничего не может – ни сидеть, ни одеяние надеть. Постригли, и что интересно, она ожила. Вот уже три года самостоятельно ходит, себя обслуживает, в храме каждый день бывает, утром и вечером. Человек, когда принимает монашество, ему прощаются грехи,  Господь дает ему благодать, и он вступает в новую жизнь. Это в монастыре. А в миру, если человек покаялся во всех грехах, он тогда избавляется от них, и Господь дает ему силу. Человек начинает духовно жить, приступает к святым тайнам и получает благодать.

http://radonezh.ru/text/grekhi-i-ikh-pos...

Господь совершает чудо. Для Него и Его Божественного всемогущества вино уже сокрыто в воде. И Божия Матерь тоже может участвовать верою в этом видении Своего Сына. В воде, в том, что она собой представляет, Божия Матерь видит то, чего она собой не представляет, видит вино — то, что не явлено, но что может явиться даром веры, славу Господню. В Своем Сыне Она видит воду человечества, но также — даром веры — Божество, сокрытое в человечестве, вино. И в предельной нищете человеческих возможностей Она уже может прозревать исцеление благодатью — вином. Господь совершает чудо один, но не без участия веры — веры Своей Матери и слуг, которых Он наполняет, как сосуды, Своей благодатью. Эта вера так же Ее присутствие и Ее чудо. Вера не обманывается. Бог всегда отвечает на прошения веры, даже если Он делает это не так, как ждут верующие. И сама вера не ждет чего-то определенного. Она ждет только избыточествующей благодати. То, что произойдет, всегда остается непредвиденным. Потому что вера не ждет в ответе Бога то, что она хотела бы непременно услышать. Ответ заключается в том, что в воде — вино. Начиная с этого чуда, Божия Матерь всегда будет причастна другим чудесам Господа. Здесь нам показано, как Она влияет на Господа Своими просьбами. Этого единственного случая, который одновременно первый, — достаточно, чтобы увидеть, как Она связана с Его чудесами. Все раскрывается в полноте, когда Она входит в Его Крестные Страдания. Мы узнаём теперь, что Она всегда наша Предстательница. Она никогда не просит ничего для Себя. Она всегда внимательна к нуждам людей. И ответ Ее Сына на Ее просьбу превосходит все: приглашенным на брак Она дала веру, и это больше, чем они могли мечтать, больше, чем лучшее вино. Никто на браке в Кане Галилейской не обращался к Божией Матери как к Посреднице, потому что никто еще не знал власти Ее заступничества. Впервые Она явила это качество, которое будет свойственно всей Церкви. У Нее и у Церкви есть власть и право повелевать: «Сделайте то, что Он вам скажет». Это право Она заслужила тем, что Она — Раба Господня и Служительница Господа, а теперь — Царица и Невеста Христова. В Своем смирении Она сознает Свою высоту и Свое место: Ее будут ублажать все роды. И наступает время, когда многие будут посвящены в эту тайну.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/16/ne...

Егда забудет жена отроча свое, еже не помиловати исчадия чрева своего? Аще же и забудет сих жена, но Аз не забуду тебе, глаголет Господь! Аз с вами есмь до скончания века. Вот надежда моя и ваша! Всегда нужно памятовать слово Божие и воображать в сердце своем Бога Иисуса Христа, пришедшего в мир грешные спасти; да слушаем Его, покуда живем в мире сем, и если что творим, все в славу Божию да творим, а иначе не можем угодить Господу, не можем и спастись. Здесь скорби и труды; там покой и наслаждение. Здесь временно, а там вечно! Потерпим временно: многоскорбное сердце, жаждущее угождать Господу, вразумляется от Бога и приемлет неизреченное утешение, уклоняясь от утешения мирского. Нет лучше ничего, как что-нибудь потерпеть ради Христа. Да хранит вас Св. Ангел Божий! Соусердствующий спасению вашему, непотр. р. Егор. 20-го Августа, 1830 г. 299. К П. И. А. Вы мне описали ваше усердие; а я вам опишу жизнь девицы христианки. Девица благоразумная и христианка, желающая спастись, ищет только Бога и к Нему единому прилепляется. Она Его только любит и Ему единому желает угодить. Она сохраняет свой дух, сердце и тело, очи и все свои чувства в чистоте. Она почитает свое тело, яко храм Божий. Скромность видна в ее одежде и во всем ее виде. Все показывает в ней целомудрие – ее очи, ее слова. Она всего страшится, страшится даже вида зла; она всюду зрит пред собою Бога. Она причащается Святых Тайн с благоговением и должным приуготовлением: здесь-то она находит свою радость, утешение, силу. Она со всем усердием молится Богу, Святой Деве Марии Божией Матери, своему Ангелу Хранителю и всем святым девам. Она верна и в самых малейших вещах, однако ж не полагается на себя: она противится и малейшим случаям ко греху, и малейшим искушениям; она всего уда-ляется, что имеет или может иметь хотя малейший вид зла; она убегает собраний мужских, игр, веселостей, зрелищ. Она всюду смотрит за собою с великим вниманием и наблюдает осторожность; вставая с постели и ложась, и при одевании – ее зеркало есть распятый Иисус Христос, на Которого она часто взирает. Она любит молитву, размышление, чтение душеспасительных книг, богослужение и во всем том полагает свое удовольствие. Она всегда занята и не бывает праздною; она тщательна в исполнении всех своих должностей и в исполнении всего того, чего Бог от нее требует в том состоянии, в которое Он ее призвал.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Zadons...

Помощь по молитвам к святой блаженной Матроне Моя мама, Людмила Петровна Афанасьева, была крещена с детства, но, как многие в советское время, была далека от Церкви. Очень жизнерадостная, гостеприимная, любившая народные песни, танцы, шутки и острое словцо, она говорила: «Я и в гробу ногой дрыгну». Но по иронии судьбы именно ногами она не могла шевелить в последний месяц перед кончиной: инсульт и полная неподвижность ног. Первоначально, когда мы спросили, привезти ли ей священника, она ответила: «Я еще жить хочу». Но ужасы, пережитые ею в больнице, физические и душевные страдания заставили ее поверить и смириться со своей участью. По дням можно было описать удивительные изменения в ее мироощущении на пути к Богу. Вот только один эпизод: «В один из дней я поехала в монастырь к святой блаженной Матроне. Отстояла очередь, подала записки, помолилась, купила иконку и маслице. Из монастыря вечером поехала к маме в больницу. Стою перед ней, пытаюсь покормить, утешить. И вдруг она говорит: «Женщина за тобой хорошая стоит!» Оглядываюсь – никого нет. Показываю ей икону Матроны: «Она?» – «Да». «Ну, – говорю, – пусть у тебя будет, смотри на нее». Прихожу на следующий день, говорит, что видела Бога: «Да Он был здесь… Я спросила Его, за что Он меня так – хуже всех?» – «Что заслужила, – говорит, – то и получила. Верить надо!» Священник, иеромонах, исповедовав и причастив ее перед кончиной, сказал нам: «Я хотел бы умереть такой смертью». Значит, она пришла к Богу. профессор, доктор социологических наук Ольга Афанасьева, Москва Я хочу рассказать о том, какую огромную помощь оказала мне и моей семье блаженная матушка Матронушка. У нас заболела дочь, точнее она перестала есть и стала таять на глазах. При росте 176 см ее вес упал до 47 кг, но она как одержимая отказывалась от еды. У нее изменился вкус. Она с отвращением смотрела на все продукты. Дома на этой почве были бесконечные скандалы, но все наши усилия были тщетны. Она не могла находиться дома, все время куда-то бежала. Сон ее нарушился, спала она очень плохо, всего 3–4 часа в сутки, и нигде не находила себе покоя. Разговаривать с ней стало невозможно, чуть что – она уходила из дома, стала злой, эгоистичной и до безумия нервной. Наши убеждения заняться своим здоровьем она полностью игнорировала. Складывалось впечатление, что у нее внутри заложена какая-то программа самоуничтожения. За полгода она превратилась из красивой, жизнерадостной девушки в одержимый каким-то злым духом скелет. Мы ездили к разным специалистам, но все безрезультатно. В апреле 1998 года она потеряла сознание, и ее увезли в больницу. Но и там ей практически не смогли оказать помощь. Она все лекарства выбрасывала, в столовую вообще не ходила. И когда обнаружила, что благодаря режиму в больнице начала чуть-чуть набирать вес, то заявила, что ей этого не надо и она несколько лет старалась от этого веса избавиться. В медицине это заболевание называется неврогенной анорексией. Его практически невозможно излечить.

http://azbyka.ru/nepoznannyj-mir-very/4

Напрасно мы привыкли представлять себе святых не иначе, как окруженных разными знамениями и чудесами небесными, ничего не ядущими, никогда не спящими, ходящими по водам и пр. Не все святые были чудотворцами, как и не все прославившиеся в жизни чудотворениями были святыми. Бог только того и хочет и требует от нас, чтобы мы были святыми. Святыми можно быть не удаляясь от общества и не бросая мир. Веруй от души всему тому, чему учит Святая Церковь , и живи так, как она требует; иначе – будь истинным христианином, и ты будешь святым. Безмолвие, конечно, вещь хорошая, но кто призван послужить в обществе, не должен уходить от сего без особенного указания от Провидения Божия. Жизнь девицы-христианки ( Георгия, затворника Задонского ) Девица, благоразумная христианка, желающая спастись, имеет в сердце своем только Бога и к Нему Единому прилепляется. Она Его только любит и Ему Единому желает угодить. Она сохраняет свой дух, сердце и тело, очи и все свои чувства в чистоте. Она почитает свое тело, как храм Божий. Скромность видна в ее одежде и во всем ее виде. Все показывает в ней целомудрие: ее очи, ее слова. Она всего порочного страшится. Страшится даже вида зла. Она всюду видит пред собою Бога. Она приобщается Святых Христовых Таин с благоговением и должным приготовлением. Здесь-то находит она свою радость, утешение, силу. Она со всем усердием молится Богу, Божией Матери, своему Ангелу хранителю и всем святым и святым девам. Она верна и в самых малых вещах, однако же не полагается на себя. Она противится и малейшим искушениям. Она всегда удаляется от того, что имеет или может иметь хотя малейший вид зла. Она убегает собраний, мирских игр, веселостей зрения. Она всюду смотрит за собою с великим вниманием и соблюдает осторожность, вставая с постели или ложась; и при одевании – ее зеркало есть Распятый Иисус Христос, на Которого она часто взирает. Она любит молитву, размышление, чтение душеполезных книг, богослужение и во всем этом полагает свое удовольствие. Она всегда занята и никогда не бывает праздною.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

Безмолвно взирая на Сына, видя, как Он умирает, теряла Его Матерь. Она оставалась на одиночество. В этой жизни потерявшая свою мать называется сиротой. Потерявшая мужа – вдовицей. Но нет даже слова для наименования потерявшей чадо своё! И вот в Скорбях, теряя Сына Своего, Матерь Господа обретает нового сына – Иоанна, Апостола юного. «Жéно! се, сын Твой», – слышит Она глас Распятого ( Ин.19:26 ). Ей усыновляется Апостол, а в его лице и вся Церковь Апостольская. Так становится Она, Скорбящая, Матерью Церкви . Как тяжело было Матери, когда Она видела Сына, оставленного братьями Его (Иосифовыми сыновьями)! Как тяжело было Матери, когда Она видела Сына Своего на Скорбном Пути Одного, оставленного учениками Его! А как тяжело было Матери, когда Она видела Сына Своего на Кресте, оставленного Отцом Его! «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» ( Пс.21:2 ; Мф.27:46 ; Мк.15:34 ), – слышит Она из уст Его раздирающий Голгофскую тьму вопль. Она знала, как Сын Её всецело исполнял волю Отца Своего Небесного. Она хорошо помнила, как, будучи ещё Отроком, Он сказал и Ей и Иосифу: «Зачем было вам искать Меня? Или вы не знали, что мне должно быть в том, чтó принадлежит Отцу Моему?» ( Лк.2:49 ). Это было, когда они однажды всем Семейством ходили в Иерусалим на поклонение. Он тогда оставил их, причинив им великую скорбь, ради того, чтобы быть в Доме Отца Своего! И вот теперь, во страшной мгле, в тягчайший момент жизни, на грани Смерти, Отец оставил Его... И Он остался Один. Один, без Отца... О, какую муку испытала при том Матерь Страдальца! И когда в Тот Страшный Час Она стояла у оставленного Отцом Сына, Она воистину была Богоматерь!.. Он жаждал испить Чашу Страданий людских. Она слышала, как Он сказал: «Жажду» ( Ин.19:28 ). И когда Его иссохшиеся, исстрадавшиеся уста напоялись губкой с уксусом ( Пс.68:22 ), то и вся горечь страданий людских вливалась в Её Материнское сердце. Она скорбела о Сыне. Но не проклинала виновников Её Страданий. Она с Сыном скорбела и о них. Теперь и Она жаждала утолить всех скорбящих страдания. В Вифлеемской пещере Она стала Матерью Господа–Страдальца. На холме Голгофском Она стала Матерью всех скорбящих, всего страждущего рода людского.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Не долго была она в силах сносить посещения и знакомства знаменитого, по мнению света, рода и благороднейшей фамилии. Почести, с какими относились к ней, огорчали ее; она спешила уклониться от похвал, и бежать. Когда императорские послания, по случаю некоторых разногласий между церквями, собрали в Риме епископов востока и запада, она увидела удивительных мужей и первосвященников Христовых, Павлина, епископа города Антиохии, и Епифания, епископа Саламины Кипрской, которая в настоящее время называется Констанцией; из них Епифаний жил у нее, а Павлина, хотя он жил и в чужом доме, принимала по человеколюбию, как родного. Увлеченная добродетелями их, она в одну минуту решилась оставить отечество. Забыв дом, родство, имения, все, что принадлежало миру, одинокая (если можно так сказать) и никем не сопутствуемая, она приготовилась лететь в пустыню Антониев и Павлов. А когда зима прошла, море стало судоходным и епископы начали возвращаться в свои церкви, отплыла и она вместе с ними, по обету своему и желанию. Но зачем я отдаляюсь? Вот она сходит к гавани; ее провожают брат, родные, свойственники, и что всего дороже – дети, желающие любовью своею победить милосерднейшую мать. Уже распущены паруса, и под веслами гребцов корабль выходит на глубину. Малютка Токсоций с берега протягивает умоляющие руки. Руфина, уже невеста, безмолвными слезами умоляет подождать ее замужества. И не смотря на то, она поднимала ясные глаза к небу, побеждая любовь к детям любовью к Богу. Она не признавала себя матерью, чтобы доказать, что она раба Христова. Переворачивались ее внутренности, и будто на части разрывалась она в борьбе со скорбью, но тем удивительнее была она для всех, что преодолевала великую любовь. Быть в руках врагов и терпеть суровые бедствия плена не так мучительно, как разлучаться родителям с детьми. Эту разлуку, противную законам природы, она не только переносила с полною верой, но и желала ее с радостною душою; и пренебрегая любовью к детям во имя большей любви к Богу, находила утешение в одной Евстохии, разделявшей и ее намерение, и ее путешествие. Корабль, между тем, бороздил море, и взоры всех, отъезжавших с нею, обращены были назад, на берег; а она смотрела в противоположную сторону, чтобы не видеть тех, на кого не могла смотреть без сердечной муки. Никто, признаться, не любил так детей, как любила она: до своего отъезда, она вся была предана им; лишая себя на земле всего, она все приобретала в небе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Все, что делалось в России, она принимала настолько близко к сердцу, что я нисколько не сомневаюсь в том, что она без размышления пожертвовала бы своей жизнью для родины. Она была монархистка, царю она писала смело, высказывая ему всю правду. Царь ценил ее откровенность и отвечал ей. Она думала, что все зло лежит в той стене, которая отделяет царя от народа. Род Толстых был старинный, Толстые с графским титулом были менее родовиты чем Н.В., но она никогда не гордилась своим происхождением и часто говорила: «Для Господа все равны». Одинаково, почти что в тех же выражениях она распекала как своего важного родственника, так и своего служащего. С Марьей Ивановной Веригиной она была дружна с юных лет, очень любила ее, но часто не соглашалась с ней и всегда говорила правду в глаза. Она не одобряла брака о. Сергия с Татьяной Ивановной Мусин-Пушкиной, советовала искать невесту из духовной среды. Так же не одобряла она и выбора Михаила Михайловича Челищева для Марички, считая его человеком без внутреннего содержания. Я сказала ей одной из первых, что я невеста. Она меня перекрестила, сняла с своей шеи образок и благословила им меня. Этот образок я надела на моего старшего сына в день его венчанья. Мы не пригласили никого из посторонних на нашу свадьбу, но Н.В. сказала, что она непременно придет в церковь , даже без зова. И она в своем сером платье, серой мантилье и серой шляпе стояла в церкви Симеона Столпника, на Поварской, впереди всех и горячо на коленях молилась за нас. Она вся преображалась во время молитвы и ее горячая любовь к Богу озаряла ее умное лицо. У нее было два брата. Старший генерал-адъютант и друг Великого Князя Михаила Николаевича (1839–1909) умер неженатым. Второй брат был слабовольным человеком. Их знаменитое имение «Брынь» в Калужской губернии управлялось всецело Н.В. так как они не делились. Она мне часто говорила: «Если Богу будет угодно и я переживу брата Александра, то все имение завещаю под женское общежитие с монастырским уставом». Но она умерла раньше и имение досталось брату. Крестьяне ее любили, верили ей и жили в достатке. Когда пожаром была уничтожена большая часть села, Н.В. дала бесплатно лес для всех изб. Она мечтала дожить до коренной земельной реформы в России.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

И вот совершилось это взаимное благовестие от неба к земле и от земли к небу и . Ее чистая, разумная, просветленная душа понимала, конечно, что это благовестие принесет коренную перемену в ее жизни. Она думала, вероятно, в безвестности окончить свою жизнь, в преданности Богу и служении Ему. Но тут Она видит, что Ей предрекается тот жребий, по которому Она будет Царицею всех цариц, по которому Она будет Высшей и Честнейшей Херувимов и Серафимов. Взволнованная всем этим, и зная от Ангела о том преславном событии, которое произошло в жизни Ее старшей родственницы, праведной Елисаветы, которая, потеряв уже надежду когда-либо иметь сына или дочь, теперь готовится также быть матерью, Она поспешила к ней. И конечно, великой радостью было для Нее то, что когда Она вошла к праведной Елисавете и приветствовала ее, то услышала от нее слова, которыми в Назарете приветствовал Ее Ангел: (Лк.1:42). Какая радость это была для Нее... И тут из Ее чистой души и излилась та молитвенная песнь, которую Церковь так любит и всегда повторяет на утрени: . Дальше Она говорит: , т.е. Господь призрел на Ее смирение; а еще далее говорит то, что стало ясным для Нее. Она понимала, как высок теперь ее жребий: (Лк.1:46—49). Она, неизвестная миру Дева иудеянка, поднимается этим благовещением на такую высоту, на такое величие, пред которым всякое земное величие — детские игрушки... Но сказав — Она добавляет: . Как истинно преданная Богу, Она и здесь переходит к прославлению святости Божией. Да будет же все это назиданием для нас, и то Ее смирение, по которому Она не могла сразу и принять благовестия, что Она станет Матерью Божией, и та Ее преданность, послушание и повиновение Богу, по которому Она и сказала, что Она раба Господня — пусть будет Ей по словам Ангела. Она дала нам высочайший и святейший пример того, как нужно всегда, а в особенно в ответственные и важные моменты своей жизни, прежде всего заботиться о том, чтобы исполнить волю Божию, как Она Сама ее исполнила в день Своего Благовещения... Аминь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3262...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010