В конце Мученичества св. Себастиана говорится, что М. и М. были похоронены на Аппиевой дороге в 2 милях от Рима, в месте, называемом «У карьера» (Ad arenas), т. к. там добывали песок для строительства рим. городских стен. В Иеронимовом Мартирологе под 18 июня содержится запись: «...в Риме в катакомбах Бальбины на Ардеатинской дороге Марка и Маркеллиана» (MartHieron. P. 324). Это же указание на катакомбы Бальбины повторяется в «Перечне кладбищ Рима» VII в. (Codice topografico. 1942. P. 64). В итинерариях VII в. говорится, что мощи М. и М. находились под главным алтарем базилики на Ардеатинской дороге, рядом с базиликой, где был похоронен папа Дамас I (366-384; LP. Vol. 1. P. 212-213), и базиликой в честь папы Марка (Codice topografico. 1942. P. 89, 110). На основе этих данных Дж. Б. Де Росси предположил, что М. и М. были похоронены не в катакомбах Бальбины, а в других катакомбах, впосл. определенных как катакомбы Василия ( Rossi G. B., de. La Roma sotterranea cristiana. R., 1864. T. 1. P. 132; Amore. 2013. P. 197-198); совр. их название - катакомбы Марка и Маркеллиана, месторасположение между Аппиевой и Ардеатинской дорогами. Римский папа, свт. Григорий I Великий (590-604), подарил частицы мощей М. и М., а также св. Феликулы св. Иоанну II Римлянину , архиеп. Равеннскому († ок. 595), к-рый построил в Равенне мон-рь в их честь, где и хранились святыни ( Agnel. Lib. pont. eccl. Rav. 98//MGH. Scr. Lang. T. 1. P. 342). Согласно Liber Pontificalis, Римский папа Пасхалий I (817-824) перенес мощи М. и М. в базилику Санта-Прасседе (LP. Vol. 2. P. 64). Частицы мощей мучеников были также перенесены в ц. св. бессребреников Космы и Дамиана в Риме и в монастырь св. Медарда в Суасоне. Память М. и М. под 18 июня была внесена в Мартиролог Беды Достопочтенного (см.: Quentin. 1908. P. 52), а затем в «исторические» Мартирологи IX в. (Флора Лионского, Адона Вьеннского и Узуарда). Проприй мессы в день памяти мучеников содержится в Григория Сакраментарии (Sacr. Greg. T. 1. P. 236), Геласия Сакраментарии (Sacr. Gelas. S. 140) и др. католич. богослужебных книгах VII-VIII вв. В Римском Мартирологе кард. Ц. Барония (80-е гг. XVI в.) и в современной редакции Римского Мартиролога память мучеников приведена также под 18 июня (MartRom. (Vat.). P. 324).

http://pravenc.ru/text/2562258.html

По мнению ряда исследователей, сказание о Н. выделилось как отдельное агиографическое произведение из Жития прп. Николая Студита (BHG, N 1365 - PG. 105. Col. 893-897; архиеп. Сергий (Спасский) ошибочно указал на Житие прп. Феодора Студита), где содержится весьма близкий по содержанию рассказ о воине, не названном по имени, к-рый участвовал в походе имп. Никифора I против болгар ( Лопарев X. М. Византийские Жития Святых VIII-IX веков//ВВ. 1910. Т. 17. С. 194; Афиногенов Д. Е. Повесть о Николае Воине: этиологическая легенда?//Индоевропейское языкознание и классическая филология-Х: Мат-лы чт., посвящ. памяти проф. И. М. Тронского. СПб., 2006. С. 9-12). Напротив, Д. Уэртли считает, что в основу вставной новеллы из Жития прп. Николая Студита легла устная легенда о Н. ( Wortley J. Legends of the Byzantine Disaster of 811//Byzantion. 1980. Vol. 50. P. 533-562). Сказание о Н. написано в форме душеполезного поучения, поэтому основное место в нем занимают эпизод о том, как святой противостоял искушению, и описание его сновидения. Рассказ о поражении визант. армии составлен, вероятно, на основе хроник Феофана Исповедника и Георгия Амартола ( Theoph. Chron. P. 490-491; Georg. Mon. Chron. P. 774-775), где это событие датируется 26 июля 811 г., но содержит дополнительные сведения: первоначально византийцы победили болгар числом 15 тыс. чел. Рус. паломник Антоний Новгородец ок. 1200 г. видел в К-поле недалеко от Влахерны мощи св. Николая, названного Новым, под к-рым, возможно, следует понимать Н. (Книга Паломник. С. 22). Частица мощей преподобного находится в монастыре Пресв. Богородицы (Панагии Турлиани) на о-ве Миконос ( Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 225). Греч. сказание о Н. было переведено на слав. язык и включено под 24 дек. в состав т. н. Тырновской редакции стишного Пролога (XIV в.); в болг. переводе указано, что имп. Никифор победил 20 тыс. болг. воинов; в мон-ре Н. стяжал дар прозорливости ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. 2010. Т. 4. С. 96-98). Имя святого не было включено в ВМЧ митр. Макария, однако свт. Димитрий Ростовский поместил в «Книге житий святых» под 24 дек. сказание о Н., составленное на основе греч. источников с нек-рыми незначительными изменениями и добавлениями: святой назван воеводой, битва византийцев и болгар описывается более подробно и в конце говорится, что имп. Никифору удалось бежать с поля брани с небольшой дружиной ( Димитрий Ростовский, свт. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 2. Л. 187 об.-188 об.). В более поздней переработке Житий святых свт. Димитрия Ростовского и в совр. календаре РПЦ память преподобного не обозначена. Архиеп. Филарет (Гумилевский) указал на слав. происхождение святого, однако архиеп. Сергий (Спасский) подверг критике это утверждение; по мнению исследователя, греч. сказание о Н. было составлено не позднее XII в. ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 519).

http://pravenc.ru/text/2565646.html

С 2006 г. ИР - независимая от АН Грузии научно-исследовательская организация. Основные сферы деятельности на сегодняшний день: обеспечение учета, сохранности, реставрации и консервации культурного наследия с помощью освоения и внедрения новых технологий; создание полного каталога фондов; изучение и публикация древних груз. и вост. памятников, исторических документов и архивных материалов; популяризация культурно-интеллектуального наследия страны как в ее пределах, так и на международной арене; экспертная и консультативная деятельность; разработка и осуществление научных проектов и программ; развитие и расширение международного научного сотрудничества; организация международных и местных конференций, симпозиумов и семинаров по значительным и актуальным научным темам; издание результатов исследований; подготовка и переподготовка новых научных кадров и т. д. Созданы отделы (департаменты): древнегруз. филологии, кодикологии и текстологии; письменных исторических источников; библиографии; восточный; истории искусства; архивоведения; выставочного дела; образования; а также лаборатории: реставрации и консервации; электронной обработки. Вопросами научного управления и развития занимается Ученый совет. При ИР выходят периодические издания: «Моамбе» (Вестник) (с 1959); научный сб. «Мравалтави» (Многоглав) (с 1964; с 1971 с подзаголовком «историко-филологические разыскания»); «Палеографические разыскания» (с 1965). Фонды ИР включают более 150 единиц папируса (III в. до Р. Х.- VIII в.), ок. 10 тыс. груз. рукописей V-XIX вв., в т. ч. ок. 5 тыс. палимпсестных листов V-X вв., ок. 4 тыс. иностранных рукописей, ок. 40 тыс. исторических документов IX - нач. XX в., свыше 5 тыс. исторических документов на иностранных языках, ок. 200 личных архивов общественных деятелей, из к-рых разработаны и описаны неск. десятков тыс. ед. хр. Лист из сборника гомилий свт. Григория Богослова. 1031 г. (НЦРГ. А 1. Л. 599) Лист из сборника гомилий свт. Григория Богослова. 1031 г. (НЦРГ. А 1. Л. 599) Грузинские рукописи выполнены письмом асомтаврули (V-X вв.) и нусхури (IX-XIX вв.), использовавшимися в основном для создания памятников духовного и церковного характера, а также мхедрули (XI-XX вв.), ставшим основой для совр. груз. шрифта. Древнейшие груз. тексты сохранились в основном на палимпсестах - наиболее ранние датируются 1-й пол. V в. Нижний слой мн. палимпсестов содержит древнейшие (V-VIII вв.) образцы груз. письма. Сохранившиеся на палимпсестах тексты разнообразны в жанровом отношении: это переводы ВЗ и НЗ, литургических, гомилетических, агиографических и апокрифических произведений. Палимпсесты содержат все фонды ИР.

http://pravenc.ru/text/468825.html

Рукописи Текст Устава, написанный рукой самого В. Н., хранился в Монте-Кассино как реликвия. При разрушении мон-ря лангобардами ок. 581 г. насельники перенесли этот кодекс в Рим. Через неск. лет после восстановления Монте-Кассино (нач. VIII в.) Римский папа Захария (741-752) вернул рукопись Устава в мон-рь. В 787 г. по приказу франк. кор. Карла Великого аббатом Монте-Кассино Теодомаром с рукописи В. Н. была сделана копия, переданная в королевский дворец в Ахене, откуда она впосл. исчезла. В 884 г. после нападения на Монте-Кассино сарацин оригинал рукописи Устава был перенесен в мон-рь в г. Теан (совр. Теано, Италия), где он погиб в результате пожара в 896 г. Место погребения святых Венедикта и Схоластики. Базилика мон-ря Монте-Кассино в Италии. Фотография. Кон. XX в. Место погребения святых Венедикта и Схоластики. Базилика мон-ря Монте-Кассино в Италии. Фотография. Кон. XX в. Дошедший до наст. времени текст Устава В. Н. представлен в 3 редакциях средневек. лат. рукописей. Наиболее подлинный текст содержит т. н. краткая редакция. Самая древняя рукопись этой редакции - манускрипт 914 (условное обозначение A), происходящий из мон-ря Санкт-Галлен . Он представляет собой список, сделанный монахами мон-ря Райхенау Гримальдом и Таттоном в 817 г. непосредственно с ахенской копии Карла Великого. Краткую редакцию, восходящую к ахенскому списку, содержат еще 3 рукописи IX в. герм. происхождения. Краткой редакцией пользовался один из ранних (2-й по хронологии) комментаторов Устава Смарагд (IX в.). Ряд рукописей краткой редакции X-XIII вв., происходящих из Монте-Кассино, вероятно, опосредованно восходит к оригиналу, погибшему в 896 г. Близость краткой редакции оригиналу подтверждает ее язык, отличающийся простотой, ориентированный на разговорную латынь VI в. ( Schmitz. Col. 1385). Расширенная (интерполированная) редакция содержится в древнейшей из дошедших рукописей Устава, т. н. Оксфордском кодексе (Cod. Oxoniensis. Hatton 48, условное обозначение O), сделанном в г. Дуроверне (совр. Кентербери, Великобритания) в нач. VIII в. К VIII или IX в. относится рукопись из Вероны (LII (50), условное обозначение V) и манускрипт из мон-ря Санкт-Галлен 916. Возможно, расширенная редакция появилась уже в кон. VI в. и принадлежит аббату Симплицию, второму преемнику В. Н. в Монте-Кассино, внесшему в Устав ряд дополнений, а также стилистическую правку ( Schmitz. Col. 1385).

http://pravenc.ru/text/150223.html

Базальтовые гончарные круги и глиняная ритуальная маска (по Ядину). Территория храма XIII в. до Р. Х. Базальтовые гончарные круги и глиняная ритуальная маска (по Ядину). Территория храма XIII в. до Р. Х. Ханаанский А. был локализован и изучен на Телль-эль-Кедах (8 км юго-западнее оз. Хула) Дж. Гарстангом (1926, 1928), а затем И. Ядином (1955-1969). Телль (высотой ок. 500 м) состоит из 2 частей: главного холма (ок. 10 кв. км) и прилегающего прямоугольного плато (ок. 43 кв. км), защищенного крутыми склонами и стенами. Эта укрепленная зона была уничтожена в XIII в. до Р. Х., примерно в эпоху заселения Ханаана избранным народом (по Ядину и Ахарони ; однако, возможно, и «народами моря» ), и больше не заселялась. Здесь были изучены жилые постройки и святилища ханаанского периода, с полами, устланными фрагментами керамики микенского типа. Раскопки неск. небольших храмов (XIV-XIII вв. до Р. Х.) дали богатый материал по религ. искусству хананеев: были обнаружены статуя сидящего на троне мужчины с чашей в руке, стоявшая в центральной нише зала, по периметру к-рого тянулись плоские каменные стелы, с изображениями и без них (напр., 2 поднятые в жесте моления руки, возносимые к солнечному диску и полумесяцу); каменный алтарь для возжигания благовоний, на к-рый был нанесен рельефный солярный знак (символ божества бури Адада/Ваала?); керамическая маска, скульптура быка из бронзы, орнаментированные каменные сосуды и мн. др. К ср. бронзовому веку относятся вырубленные в скале гробницы, в их инвентарь кроме керамики входили скарабеи. Важнейшей находкой был фрагмент керамики с 2 буквами протосинаитского алфавита . В той же зоне были выявлены древнейшие уровни, восходившие к эпохе гиксосов (XVIII в. до Р. Х.). Раскопки позволили оценить население А. в ханаанскую эпоху в 40 тыс. чел. На главном холме открыли 5 более поздних уровней: город Х в. (времени Соломона); 2-й трети IX в. (период царя Ахава , 874-852 до Р. Х.); VIII-IX вв. до Р. Х.; город, уничтоженный в 733 г. ассирийцами; остатки поселков кон. VIII - нач. VII в. до Р. Х.

http://pravenc.ru/text/76664.html

2. Мученичество Е. (BHG, N 609z) и Описание чудес Е. (BHG, N 610), написанные патриархом Иоанном VIII Ксифилином, уроженцем Трапезунда, между 1028 и 1030 гг. Он выступает как очевидец нек-рых посмертных чудес или пересказывает свидетельства непосредственных очевидцев; др. чудеса, включенные патриархом Иоанном в Описание, были составлены ранее, и их текст хранился в мон-ре Е. Этот текст был стилистически и содержательно унифицирован патриархом Иоанном, к-рый также является автором 2 канонов Е. 3. Слово на рождество мч. Е. (BHG, N 611) Иосифа, митр. Трапезундского (1364-1367; в миру Иоанн Лазаропул (ок. 1310 - до дек. 1369)), и Собрание чудес митр. Иосифа Лазаропула (1367-1369?) (BHG, N 612-613). А. Пападопуло-Керамевс ошибочно издал тексты Чудес 26-33 как отдельное произведение анонимного автора (BHG, N 613; см.: Сб. источников по истории Трапезундской империи. 1897. С. 137-149). Собрание чудес митр. Иосифа Лазаропула - это компиляция, куда вошли рассказы о чудесах, датируемых с IX до сер. XIV в. Оно богато сведениями по истории Трапезунда и окрестных земель (Иверия, Халдия, Херсон) со времени имп. Василия I Македонянина (867-886). Большинство чудес основано на рукописной традиции, восходящей к IX-X вв. (между царствованиями имп. Василия I и Константина IX Мономаха), отдельные истории относятся ко времени имп. Анастасия I (491-518). Определить, какая часть текста компиляции принадлежит Иосифу Лазаропулу, затруднительно. По сравнению с произведениями Лазаропула сочинения патриарха Иоанна VIII Ксифилина более объективны: 1-й автор привержен интересам мон-ря, 2-й смотрит на события со стороны, не отражая в произведении происходящие в монастыре процессы. Однако авторы дополняют друг друга и не противоречат один другому. Из перечисленных текстов только BHG, N 610 и частично BHG, N 611 имеют независимую от афонской рукописи текстологическую традицию. Мученичество Трапезундских святых Мученики Евгений, Кандид и Валериан Трапезундские. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 335)

http://pravenc.ru/text/187017.html

Галерея ц. прор. Илии в Фессалонике. 1360 г. Галерея ц. прор. Илии в Фессалонике. 1360 г. С IX в. нек-рые визант. церкви имели внешние крытые Г.: храм Христа Акаталепта в К-поле (сер.- 2-я пол. IX в.) окружала с 3 сторон Г., сообщавшаяся тройными аркадами на колоннах с юж. и сев. ветвями планового креста; к ц. св. Феодора (Килисе-джами) в К-поле (XI в.) с сев. и юж. сторон примыкали Г., открывавшиеся высоким проемом в храм, а с зап. стороны соединявшиеся с нартексом. В палеологовскую эпоху внешние Г. трансформировались в полуоткрытые портики с чередованием проемов в виде аркад с тонкими полуколонками и нишами (храмы святых Пантелеимона, XII в., и Екатерины, кон. XIII в., в Фессалонике). Открытые Г. примыкали снаружи к сев. (1-я пол. XII в.) и юж. (до 1180) церквам мон-ря Пантократора (Зейрек-джами) в К-поле, к сев. фасаду храма Афендико мон-ря Вронтохион, к ц. Богородицы Пантанассы в Мистре (ок. 1430). В Закавказье внешние Г. известны уже с V в.: так, Болнисский Сион (478-493) имел открытую Г. с сев. стороны; к храмам в Текоре (V в.), Ереруйке (V в.), Двине (кон. V в.), Одзуне (VII в.) примыкали Г., сооружавшиеся с 1, 2 или 3 сторон зданий; собор Светицховели в Мцхете (1010-1029, зодчий Арсукидзе) имел открытые Г. по продольным фасадам здания (утрачены в XIX в.). Хоры в храмах Грузии появились с VII в.: в Цроми (626-634) они располагались над нартексом. В X-XI вв. такие Г. являлись обязательной частью кафедральных соборов: ц. Квелацминда в Гурджаани (VIII-IX вв.) имела И-образные в плане хоры; в соборе Баграта в Кутаиси хоры (построены в 1003) располагались с 3 сторон планового зап. рукава; в ц. св. Георгия в Алаверди (нач. XI в.) хоры находились во 2-м ярусе боковых нефов. Внешние Г., располагавшиеся выше боковых нефов, имели нек-рые базилики в Сирии, а также, по одной из версий, ц. Богородицы мон-ря Липса в К-поле (908). В церковных постройках Запада Г. появились в каролингской архитектуре: дворцовая капелла Карла Великого в Ахене (ок. 800), построенная в подражание ц. Сан-Витале в Равенне, имела Г. в верхнем ярусе. В оттоновский период Г. над боковыми нефами базилик использовали для размещения дополнительных алтарей, мест для певчих и т. д. (ц. св. Кириака в Гернроде, XI в.). Г. над боковыми нефами сооружали в романских храмах (ц. Сен-Реми в Реймсе, 1005-1045; ц. Сент-Этьен в Кале, 1065-1081); И-образную планировку имела Г. ц. Сен-Сернен в Тулузе (1096-1250). Важной особенностью романской архитектуры является «карликовая» Г. (dwarf) с аркадой, идущая вдоль стены снаружи здания, явившаяся прообразом аркатурных поясов.

http://pravenc.ru/text/161519.html

Арамейское царство Д. В X-VIII вв. до Р. Х. Д. был столицей одного из гос-в арамеев - Дамасского царства (Арам-Дамаск; евр.     - 1 Пар 18. 5-6; ср.: Ис 7. 8). Первое упоминание о царстве Д. в письменных источниках встречается в рассказе о войне царя Давида с арам. сувским царством (Арам-Цоба) (2 Цар 8; 1 Пар 18), ставшим доминирующей силой в Юж. Сирии в первые годы правления царя Давида. Он одержал победу над Сувским царем Адраазаром в 2 сражениях (2 Цар 8. 3-8; 10. 15-19). Согласно сообщению 2 Цар 8, после сражения с Адраазаром Давид разбил армию арамеев из Д. и включил город в свое царство. Д. оставался под властью израильтян до времени правления царя Соломона, когда Разон, сын Елиады, бывш. слуга Адраазара, собрав армию мятежников, захватил Д. и провозгласил себя царем (3 Цар 11. 23-25). Разон вскоре стал противником Израиля в союзе с идумеями (3 Цар 11. 25). Соломон не смог вернуть контроль над Д., вокруг которого объединялись др. арам. гос-ва. Влияние Д. усилилось при преемнике Разона Тавримоне. В IX-VII вв. до Р. Х. арам. царство Д. было главным противником Северного царства. Под предводительством Венадада (Бен-Хадад) (ок. 900 г. до Р. Х.) Д. напал на Израиль после заключения союза с иудейским царем Асой и разграбил большую часть его сев. территории (3 Цар 15. 16-22=2 Пар. 16. 1-6). Израильский царь Ахав сумел разгромить войска Венадада при Афеке (3 Цар 20. 26 сл.), но его самого в связи с пророчеством оставил в живых, заключив с ним договор (3 Цар 20. 35-42). Коалиция гос-в, созданная по этому договору, была направлена против Ассирии. Согласно анналам ассир. царя Салманасара III, в битве при Каркаре (ок. 853 г. до Р. Х.) Ассирии противостояла военная коалиция 12 гос-в, к-рую возглавлял царь Д. Ададидри. Одним из участников этой битвы был израильский царь Ахав (ANET. 278-279). Мн. исследователи отождествляли Венадада I с Ададидри, полагая, что битва при Каркаре произошла в период между сражениями, описанными в 3 Цар 20 и 22. По мнению др. ученых, повествование о войнах арамеев с Израилем первоначально не содержало имени израильского царя и было ошибочно отнесено к эпохе правления царя Ахава (см.: Pitard. Damascus. P. 6). Возможно, в нем имелись в виду сражения в нач. VIII в. между израильским царем Иоасом (или Иохазом) и Венададом III, сыном арам. царя Азаила (ср.: 4 Цар 13. 14-19, 24-25).

http://pravenc.ru/text/168694.html

Раскопки на Голанских высотах систематически велись только с 1967 г. Самые древние следы пребывания человека на этой территории относятся к периоду верхнего палеолита (орудия ашельского периода найдены в Берехат-Рам к востоку от Масады; следы мустьерской культуры - в Эль-Кунейтре). В юж. районе Голанских высот были открыты большие неолитические стоянки (найдены кремневые топоры, наконечники стрел и т. д.). В 1973-1988 гг. в центре Голанских высот были раскопаны 25 поселений медно-каменного периода (5-4-е тыс. до Р. Х.), жители к-рых занимались земледелием и скотоводством. Все поселения не имели укреплений (в основном это деревни с 15-40 домами, неск. улиц). Обнаружено множество разнообразных сосудов из глины, базальта и кремня, а также др. орудия труда. К числу уникальных находок относятся ок. 50 цилиндрических фигурок из базальта, многие из к-рых имеют антропоморфные и зооморфные черты. Вероятно, они были связаны с культами плодородия. К эпохе ранней бронзы (ок. 2800-2100 гг. до Р. Х.) относится ряд хорошо укрепленных (Митхам-Ицхаки, Митхам-Левия, Митхам-Бардавиль) и неукрепленных (в Селевкии, Гамле) поселений. Их жители в основном занимались скотоводством. В Руджм-эль-Хири, вероятно, находился культовый центр. Ряд поселений продолжал существовать и следующие столетия. От эпохи ранней бронзы также сохранилось множество захоронений (т. н. поля дольменов), преимущественно на юге Голанских высот. Найденные в них изделия из глины и металла во многом близки к находкам в Мегиддо и Угарите. В эпоху средней и поздней бронзы (ок. 2100-1200 гг. до Р. Х.) происходит новое заселение Голанских высот (поселения Эт-Телль, Машарфави, Телль-эд-Дахаб и др., часть к-рых имеет укрепления). Найдено множество керамических сосудов, украшенных геометрическим орнаментом, ряд импортных изделий и др. После нек-рого периода упадка население вновь увеличивается в эпоху железного века (ок. 1200-600 гг. до Р. Х.). Обнаружено 52 поселения (в т. ч. Эн-Гев, Телль-Хадар, Телль-Абу-Зейтун, с основными слоями IX-VIII вв. до Р. Х.), а также захоронения и проч. В Эн-Геве найдены вотивные нефритовые топоры, кадильницы, треножники, керамика «самарийского типа». Значимая находка - остракон с надписью на арам. языке:   (ок. 850 г. до Р. Х.) - возможно, название должности.

http://pravenc.ru/text/165247.html

Прор. Нафан и свящ. Садок перед Давидом, клянущемся отдать престол Соломону. Миниатюра из «Всемирной хроники» Рудольфа фон Эмса. 1350–1375 гг. (Fulda Hochschul-und Zandesbibliothek. Aa 88. Fol. 299v) Прор. Нафан и свящ. Садок перед Давидом, клянущемся отдать престол Соломону. Миниатюра из «Всемирной хроники» Рудольфа фон Эмса. 1350–1375 гг. (Fulda Hochschul-und Zandesbibliothek. Aa 88. Fol. 299v) В Свящ. Писании Н. представлен как придворный пророк, обладающий при этом свободным доступом к царю и непререкаемым авторитетом при дворе. Его принадлежность к царскому двору не означает слепой приверженности царской власти, как в случаях с др. пророками-предсказателями (см., напр.: 3 Цар 22. 6); поведение Н. как независимого советника царя и как посредника между царем и Богом скорее сближает Н. с др. пророками IX-VIII вв., напр. с пророками Илией и Елисеем . Н. также представлен как историк: в 1 Пар 29. 29 и 2 Пар 9. 29 упоминается о т. н. «Хрониках Нафана пророка», посвященных правлению Давида и Соломона, вместе с др. сочинениями использовавшихся как основной источник автором Книги Паралипоменон. Значение его пророческого авторитета отражено в свидетельстве времен царя Езекии, когда тот организовывал служение левитов, играющих на муз. инструментах «по уставу Давида и Гада, прозорливца царева, и Нафана пророка» (2 Пар 29. 25). Возможно, в 3 Цар 4. 5 упомянут сын Н.- Азария, начальник при дворе царя Соломона (ср.: 1 Пар 2. 36 - DeVries. 2003. S. 69; McCarter. 1984. P. 195). Прор. Нафан упрекает царя Давида. Рельеф Сен-Мадлен в Везле. Ок. 1120–1125 гг. Прор. Нафан упрекает царя Давида. Рельеф Сен-Мадлен в Везле. Ок. 1120–1125 гг. Согласно псевдоэпиграфическому соч. «О жизни и смерти пророков» (De prophetarum vita et obitu - ок. I-V вв. по Р. Х.; CAVT, N 213), Н. происходил из города, представленного в разных рецензиях этого сочинения как Γαβ/Γαβαν /Γαβθ (Vitae prophetarum. 1907. P. 4, 54, 79, 89). Невозможно точно установить начальную форму названия города, возможно, Гева, Гаваон или Гива (см.: Schwemer A. M. Vitae Prophetarum. Gütersloh, 1997. S. 637). Далее говорится о том, что когда Н. узнал о намерении Давида согрешить с Вирсавией, он поспешил к царю, но Велиар (злой демон) воспрепятствовал ему, а на дороге Н. увидел нагого мертвого человека и осознал, что царь совершил грех. Н. возвратился к себе и заплакал; когда Давид убил мужа Вирсавии, Господь послал пророка обличить его. Сказано также, что Н. скончался, достигнув преклонных лет, и был похоронен в своей земле (Vitae prophetarum. 1907. P. 54). Только в 2 рецензиях (анонимной и приписываемой свт. Епифанию Кипрскому) дается пояснение действий пророка: увидев убитого, Н. «решил похоронить мертвеца (Ibid. P. 90), чтобы того не съели звери (Ibid. P. 4); и не успел прийти к Давиду в ту ночь» (Ibid. P. 90).

http://pravenc.ru/text/2564764.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010