Краткое нравственное увещание к слушателям . – Дата Пасхи текущего года. – δ’,р. 884 – 885 Проповедь 436 года (под номер. 24-м). В начале беседы проповедник призывает слушателей к радости и веселию во славу Спасителя, и доказывает, что ещф древние пророки (Давид, 17, 42; Захария 2, 8 – 11) приглашали людей к высшей радости, называя треблаженным и достолюбезным днем спасения именно наш величайший христианский праздник, – а’, р. 885 – 888. Причина, почему нам нужно теперь особенно торжествовать и веселиться: «уничтожив грех и вырвано было как бы в самом корне прозябшее из него зло, т. е. смерть“, тираническое владычество которых над людьми и представлено проповедником. Посему необходимо в виду почти уже наступившего времени праздника «омыться от грязи прегрешений и очиститься от скверн душевных и телесных. Наилучшим способом к сему служить пост и терпение в подвигах благочестия ( Евр. 12, 1 ). Сам Бог налагает на нас обязанность быть святыми ( Лев. 11, 44 ), чтобы не отнять у нас духовной радости. Наглядным подтверждением сего служит притча о званных на вечерю ( Матф. 22, 12 ), когда изгнан был явившийся туда в неприличной одежде. Здесь кстати проповедник решает вопрос: почему же сразу не запрещен был вход лишфнвым соответственной торжеству одежды? – “Спаситель, говорит Кирилл, чрез веру призывает всех и всем желает дать участие в Его вышних щедротах, а потому все входят беспрепятственно: ибо на всех нас простирается благодать веры. Но одни, принесши вместе с верою блеск добрых дел и добродетедей, войдут с Женихом и примут участие в святом и мысленном празднестве; другие же, не принесши ничего, кроме веры, и покрытые еще нечистотами, сии решительно будут изгнаны из священной брачной вечери: ибо вошли, не имея брачной одежды”. – Лучшим средством к благоукрашению и служит, как выше сказано, пост. – β, р. 888–889. Утверждение верою во Христе есть источник вечной жизни (Иоанн. 17, 3). Отсюда обязанность содержать правую, простую и неизвращенную мудрованием веру в Бога: «исследователи и критики, говорит Кирилл, не очень попускаются; ибо не безвредно много трактовать том, что предано верою”.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

в третьей паремии слова Прем. 3:7 якоже искры по стеблию потекут в 885 опущены и в ст. 9 перестановка слов, а на 12-е Февр. во второй паремии Притч. 11:5 и 6-й стихи перепутаны. Паремии на 20-е Мая, кроме неважных вариантов, читаются также, как в 677 на сие число. На 9-е Июля третья паремия совершенно сходна со второю на 25-е Сент., а прочие две, хотя читаются в 677 на 20-е Мая и в минеях 500 и 499 на 13-е Ноября, но все более или менее между собою разногласят. Первая из сох паремий взята из тех же разных мест книги Притчей, как и в Паремейнике 17 (См. Опис. Отд. 1, стр. 197, парем. 1.), с некоторым прибавлением в начале, именно ). Вот главные разности сих списков: 885 л. 361. 677 л. 626 об. (@и предаю@).... 500 и 499 (@и изнашаю@), Ст. 5. прилагаите срц@)а (νθεσθε καρδαν). (@а приложите срца.@) 500 (@приложите разу@), 499 (@ненаказании внимаите срцемъ@). Во второй паремии: Прит. 10:32 . (@Оустны мжь праведных@)ъ вдть зык же нечьстивыхъ (ποςζει χριτας, ςμα δε σεβν ποςρφεται). (@мжь мдры свдть блгодати. ста же 500 и 499 (@Оустны же мжии правеныи размваю блгть. ста нечтивыи разортс@).(@@) 11:3 (по Греч., слав. печ. 4) праведных@)ъ наставить и. и мтающихь пасеть и (τελειτης εθεων.. κα ποσκελισμς θετοντων προνομεσει ατος). (@мтающихс@).(@@) 500 и 499 (@кончина правыи... и 499 (@мтающис. прпасеть ихь@).(@@) Ст. 4 (по Греч., слав. печ. 3) (@Оумръ праведныи, остави (μετμελον), (@напрасна же бываеть и на@)... (слово не дописано) (@нечьстивыхъ погыбель@) (πρχειρος κα πχαρτος πλεια). (@мръзка же бдетъ и ползка нечтвы пагба@).(@@) 500 и 499 (@стави пекщагос. дерзостна же бываеть и радостна нечтвыи погыбель@).(@@) Ст. 7. (@Мж праведн нескдеть права@) (λπς). (@надежа@).(@@) 500 и 499 (@надежа@).(@@) Ст. 12. гражаномъ@) (μυκτηρζει). по 885-му.(@@) 500 и 499 (@каре т гражаны@). Паремии на 26-ое Августа из книг Бытия, пр. Иезекииля и Притчей те же, что в 677 на 27-е Ноября. 489 (по преж. кат. 630). Собрание служб Русским Святым с Октября по Июнь, бум., пис. разными почерками, полууставом и скорописью, XVI в., л. 240. На бумажке, приклеенной к верхней переплётной доске, помечено: (@е кнга кононникъ новыхъ чюдовоцовъ@), но на обороте начального белого листа правильнее сказано: (@мин новы чю о творцо в @) (слич. такую же помету на об. 1 л. в 885). В конце ркп. на 239 балом листе помечено почерком XVI в., судя по знаку на бумаге, во второй половине: Вероятно, это архиепископ Ростовский Иона, являющийся по актам в 1576 г., и помета его собственноручная. (См. Акты Археограф. Экспед. т. I. 293 и 294. Слич. Ист. Росс. Иер. Изд. 2. Киев 1827, 1. 249). Другой архиепископ Иона Тверской, хиротонисанный 1643 (см. Ист. Росс. Иер. 1, 278 ), слишком позден для настоящей подписи. Внутри верхней переплётной доски оглавление. – Список сличён с предыдущей ркп. и нынешними изданиями Минеи.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

      993. Бернвард поставлен епископом хильдесхаймским. Кицо, немецкий перебежчик к славянам, сдался и передал Бранденбург под власть короля.] (Ann. Hild. 1878. Р. 25) 3. 14-й индикт, 1031. [Император Конрад 477 провел Рождество 478 в Падерборне, а Пасху – в Неймегене.] В тот же год сын императора король Генрих, одновременно герцог баварский 479 , и венгерский король (rex Ungaricus) 480 взаимной клятвой скрепили мир 481 . И Имре (Heinricus), сын короля Иштвана (Stephanus) 482 , герцог руси (dux Ruizorum) 483 , погиб плачевной смертью , растерзан на охоте вепрем. [Император принудил Мешка 484 к миру. Через несколько месяцев на Мешка внезапно напал его брат Бесприм 485 и вынудил его бежать в Чехию к князю Олдржиху.] (Ann. Hild. 1878. Р. 36) 464 Речь идет о русском посольстве к германскому королю Оттону I, о котором подробно рассказано в «Продолжении хроники Регинона» (см. 7/2 и соответствующий комментарий). В отличие от «Продолжения» известие «Хильдесхаймских анналов» помещено в статью 960, а не 959 г. – видимо, в соответствии с датой назначения Адальберта. Оно входит в группу аналогичных, почти дословно сходных анналистических известий: см. 12/1, 19/1, 21/1, а также сильно сокращенный вариант в «Оттенбойренских анналах»: Ann. Ottenb., а. 960. Р. 4). В текстологическом отношении все эти памятники объединяет зависимость в части до 973 г. от утраченных «Херсфельдских анналов». Распространенное мнение, будто в анналистике херсфельдского корня использовано «Продолжение хроники Регинона», вряд ли соответствует действительности, поэтому понятно, почему сообщение под 960 г. о русском посольстве не выказывает ни содержательной, ни текстуальной связи с рассказом «Продолжателя Регинона». Но даже если гипотеза об использовании «Продолжения» в «Херсфельдских анналах» верна, она не может повлиять на текстологическую оценку статьи 960 г., так как последняя происходит не из «Херсфельдских анналов», а из другого общего источника большинства памятников херсфельдской традиции – так называемых «Больших хильдесхаймских анналов» (см. введение), также утраченных (Назаренко 2001а. С. 286–291; ДР. С. 266–270 [IV, введение, 2.3]). Таким образом, мы имеем дело с двумя не зависимыми друг от друга источниками о посольстве княгини Ольги к германскому королю Оттону I.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

40–4 гг. до н.э. – Ирод – сын идумеянина Антипатра, становится царем Иудеи. При нем родился Христос (7–5 гг. до н.э.) Приложение 2. Синхронная таблица Северное царство – Израиль (931–722 гг.) Южное царство – Иудея (931–587 гг.) Годы правления Пророки Годы правления Пророки 931–910 Иеровоам 931–913 Ровоам 910–909 913–911 909–886 911–870 886–885 885 (7 дней) Замврий 885–874 Амврий 874–853 870–848 Иосафат 853–852 Охозия 848–841 Охазия 841–814 841–835 Гофолия 814–798 Иоахаз 835–796 798–783 796–781 Амасия Иона (793–775) 783–743 Иеровоам II Иона, Амос, Осия 781–740 Амос (770–750) Осия (750–725) Захария Исайя (740–680) Селлум Михей (740–695) 743–738 Менаим 740–736 Иоафам 738–737 737–732 736–716 732–722 Осия. Падение Самарии и ассирийский плен 716–687 Езекия 687–642 Манассия 642–640 640–609 Софония (639–621) Иеремия (627–586) Наум (621–612) Иоахаз 609–597 Иоаким Аввакум (608–697) Иехония 597–587 Седекия Разрушение Иерусалима. Вавилонский плен Иезекиль (592–570) Авдий (586) Даниил (597–539) Указ Кира, конец плена Аггей (520) Захария (520–515) Иоиль (500–450) Деятельность священника Ездры и Великой Синагоги Составление канона священных книг Малахия (460–430) Приложение 3. Библиография Исторические книги 1 . Амфитеатров В. , прот. Очерки библейской истории Ветхого Завета от Иисуса Навина до воцарения Давида. – Юрьев, 1910. 2 . Афанасьев Д. П. Учебное руководство по предмету Священного Писания (исторические книги Священного Писания Ветхого Завета). – Киев, 18… 3 . Беликов В. Чтение по Библейской истории Ветхого Завета (период трех еврейских царей: Саула, Давида и Соломона). – Казань, 19… 4 . Благонравов Е. Плен вавилонский и его значение в истории иудеев. – М., 1902. 5 . Богородский Я.А. Еврейские цари: Саул, Давид, Соломон. – Казань, 1884. 6 . Богословский М. , прот. Священная история Ветхого Завета. Т. 2. – СПб., 1857. 7 . Вигуру Ф. Руководство к чтению и изучению Библии. Ветхий Завет . Т. 2 (исторические книги). – М., 1902. 8 . Владимирский П., прот. Опыт краткого толкования на книги: Иисуса Навина, Судей, Руфь и Четвертую Книгу Царств. – СПб., 1884.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

На этот раз необходимо предположить, что обстоятельства, предшествовавшие отправке из Рима посольства в Моравию и вызвавшие ее, следовали довольно быстро одно за другим, ибо дела, которых они касались, приняли, так сказать, острое направление и не терпели отлагательства. Не мог надолго отлагать их Вихинг, известный быстротой и энергией своих затей в борьбе с Мефодием, и не могший долго сносить того все еще неопределенного и как бы двусмысленного положения, в каком находился он в виду существования назначенного Мефодием преемника, за которого стояло все моравско-славянское духовенство с народом. Святополк, в данное время весьма могущественный и находившийся в мире, имел довольно свободы и средств, чтобы войти в сношения с Римом, для безотлагательного решения вопросов о моравской церкви, выступивших со всей настоятельностью. И как эти вопросы выступили тотчас по возвращении Вихинга из Рима, которое последовало не позже сентября 885 года, то следовавшие затем обстоятельства, вызвавшие снаряжение посольства из Рима в Моравию, совершились еще к концу этого же года, или к началу следующего, так что посольство снаряжено и инструкция дана ему, если не в конце 885 же г., то в первых месяцах 886 года. Это было, следовательно, одновременно или вслед за тем, как папа Стефан собирал известные нам подписи представителей из высшего и низшего духовенства и римского общества для защиты своего избрания перед императором Карлом Толстым, какое обстоятельство происходило в конце 885 года, и, как мы заметили, дало повод занести в инструкцию отправляемым в Моравию легатам приветствия не от папы только, но и от всех представительных классов Рима. 6 . В инструкции не упоминается о Вихинге и не поручается легатам ходатайствовать или требовать немедленного введения его в управление моравской церковью в качестве архиепископа и взамен назначенного Мефодием, но не признаваемого папой преемника его. Это, кажущееся неожиданным, обстоятельство достаточно, однако же, объясняется фактом вызова в Рим последнего для личных объяснений перед папой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Malyshevs...

Период IIÏ период постоянного сохранения и защищения всего древнего благоустройства Церкви вселенской – Церковью православной восточной и постепенного искажения этого благоустройства церковью западной доныне (885–1884): А) История Церкви православной восточной может подразделиться на два отдела: а) первый – со времени отпадения Римского Патриархата от Церкви вселенской и тогда же последовавшего первоначального насаждения православной веры в России – до учреждения Патриархата Русского, как бы заменившего собой отпадшее Римское (885–1588), и б) второй – со времени учреждения Русского Патриархата до настоящих дней. Б) История церкви западной, отпадшей, может подразделиться также на два отдела: а) первый, обнимающий время постепенного удаления её от православия – до реформации (885–1517), и б) второй, обнимающий время ещё большего удаления Христианского запада от православия – с появления реформации до настоящих дней. Что действительно, главный характер во весь этот период Церкви восточной православной тот, что она заботится только сохранить и защитить древнее благоустроение Церкви вселенской, опираясь неизменно на семи вселенских Соборах и учении св. Отцов. И что, напротив, главный характер церкви западной – постепенное искажение древнего церковного учения и благоустройства посредством многочисленных нововведений по всем частям,– это со всей ясностью подтвердит уже сама история. Заключение: Изображение современного состояния Церкви во всём мире, которое можно изучать и довольно обширно в виде особой науки: церковной Статистики. Что касается до метода расположения и рассмотрения предметов церковной истории в каждый её период и отдел периода, то здесь встречаются две крайности. Одни не делают никакого нарочитого разграничения между этими предметами, а рассматривают их все вместе, где и как придётся, держась строго только хронологического порядка происшествий. Другие, напротив, нарочито разграничивают предметы по классам (так, в нашей классической книге они разделяются на семь отделов), и рассматривают каждый класс порознь, не заботясь об их взаимной связи и общем ходе событий. В первом случае невыгода та, что нельзя отчётливо изучить отдельных предметов церковной истории, например, состояния учения в известный период, или состояния богослужения. В последнем – та, что изучаются только части, а выпускается из виду целое. И потому лучший метод – избрать между этими крайностями средину, или соединить их вместе. Т. е. излагать сначала общую историю Церкви в каждый период и отдел периода, хронологически следя за общим ходом событий. И при этом, касаясь всех предметов её, где и как придётся, а потом – историю частную, или подробнейшее обозрение каждого из главных предметов её в особенности, как то: иерархии, паствы, учения, управления и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Заступи... Пресвятую... Яко подобает... Затем, каждый из семи иереев поочередно вливал елей в лампаду и читал молитву на освящение его: Господи, милостию и щедротами Твоими (Goar. 335). Необычный состав прошений великой ектении объясняется тем, что лишние прошения с шестого по десятое заимствованы из великой ектении в чине «Освящения воды святых Богоявлений» и «Малого освящения воды». В этих прошениях заменено слово «вода» словом «елей». Что же касается состава апостольских и евангельских чтений, то он, в общем, в данных рукописях один и тот же. Различен лишь порядок их размещения в рукописи библиотеки Лавры преп. Афанасия Афонского 189 от рукописи Синайской библиотеки 960. В рукописи библиотеки Лавры преп. Афанасия Афонского 189: Апостол – Иак. 5: 10–16 ; евангелие – Лк. 10: 25–37 . Апостол – Рим. 15: 1–7 ; евангелие – Мф. 10: 1, 5–8 . Апостол – 2Кор. 6: 16–18; 7: 1 ; евангелие – Мф. 8: 14–23 . Апостол – Еф. 2: 4–10 ; евангелие – Лк. 9: 1–7 . Апостол – Гал. 5: 22–26; 6: 1–2 ; евангелие – Мф. 15: 21–25 . Апостол – 1Кор. 1: 8–11 ; евангелие – Мф. 25: 1–13 . Апостол – 1Фес. 5: 14–23 ; евангелие – Мф. 9: 9–13 . В рукописи Синайской библиотеки 960 и др.: Апостол – Иак. 5: 10–16 ; евангелие – Лк. 19: 1–10 . Апостол – Рим. 15: 1–7 ; евангелие – Лк. 10: 25–37 . Апостол – 2Кор. 6: 16–18; 7: 1 ; евангелие – Мф. 10: 1, 5–8 . Апостол – 1Кор. 1: 8–11 ; евангелие – Мф. 15: 21–25 . Апостол – Еф. 2: 4–10 ; евангелие – Мф. 25: 1–13 . Апостол – Гал. 5: 22–26; 6: 1–2 ; евангелие – Мф. 8: 14–23 . Апостол – 1Фес. 5: 14–23 ; евангелие – Мк. 6: 7–13 . Как можем видеть, в отношении состава лишь четвертое евангелие от Луки в рукописи библиотеки Лавры преп. Афанасия Афонского 189 отлично, но оно параллельно по содержанию седьмому евангелию от Марка в рукописи Синайской библиотеки 967. Из современных чтений в обеих рукописях не встречаются только третий апостол и седьмое евангелие. Затем, в более поздних рукописях Святогробской Константинопольской библиотеки 8, Афоно-Пандократорской библиотеки 149, Синайской библиотеки 985 удерживается состав апостольских и евангельских чтений, принятый в рукописи Синайской библиотеки 960, только шестое и седьмое чтения имеют обратный порядок по сравнению с этой рукописью. В отношении молитв на апостольских и евангельских чтениях должно отметить, что в рукописях данной группы приводится состав их, только для этих рукописей и характерный: Боже великий и дивный. Буди елей сей елей радования.

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

Наконец, в Житии подробно излагается история разделения католикосата на две кафедры. После переезда католикоса из аль- Мада’ина (Ктесифона) в Ромагирис в основанном рядом с Ктеси- фоном Багдаде росло число мелькитов, главным образом из числа пленных византийцев, и они наконец пожелали вернуть себе католикоса. Между Багдадом и Ромагирисом началось противостояние. Багдадская община ссылалась на свое преемство от Ктесифона по месту, эмигрировавшая – на присутствие католикоса среди них. В определенный момент багдадской общине удалось одержать верх: известно, что в 300 г. хиджры (912/913 г. по Р. X.) 63 Антиохийский патриарх Илия I направил в Багдад католикоса по имени Иоанн; однако несторианский патриарх Авраам добился распоряжения халифа о запрете его пребывания в столице 64 . Багдадские мелькиты и после этого не отказались от своих притязаний. Когда почти полвека спустя, после смерти очередного католикоса, правившего в Ромагирисе, местная община делегировала в Антиохию священника и двух диаконов, чтобы решить вопрос с поставлением преемника, это вызвало протест багдадцев во главе с ‘Исой, будущим патриархом Христофором, а тогда простым секретарем эмира-бедуина. Не имея никаких особых полномочий, ‘Иса по собственной инициативе прибыл в Антиохию, чтобы защищать позицию соотечественников. Прения проходили в присутствии Антиохийского патриарха Ага- пия I. Он лично не сочувствовал багдадской партии, однако при нем спор не получил разрешения. Став патриархом после смерти Агапия (959/960), Христофор первым среди административных дел решил вопрос о католикосате, пересмотрев свою прежнюю предвзятую позицию и поставив двух католикосов: одного – в Багдад, другого – в Ромагирис. Таким образом, параллельное существование двух ка- толикосатов можно констатировать приблизительно с 960 г. Исходя из этого, можно уточнить датировку, предложенную Вайе для окончательной редакции Notitia episcopatuum Anastasii: поскольку этот памятник называет оба католикосата, временные рамки следует сократить с 910–968 до 960–968 гг. Таким образом, эта Notitia приняла свой окончательный вид как раз в патриаршество Христофора 65 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Последнее предприятие этого рода относилось ко времени Константина VII под начальством стратига Самоса Константина Гонгила, и тяжкие его последствия были еще у всех на памяти. Тем не менее перед самой смертью Константин занят был мыслью об организации нового похода на Крит. Душой этого смелого предприятия был Иосиф Вринга, оставшийся во главе правительства при Романе II; ему, конечно, принадлежала забота подготовки экспедиции на Крит, обставленной богатыми средствами и снабженной большими военными силами, сухопутными и морскими. Он же имел заслугу назначить во главе экспедиции самого достойного и популярнейшего в то время военачальника в лице Никифора Фоки. Следует признать, что в 960 г., когда состоялась экспедиция против Крита, положение восточных арабов было весьма критическое, и против них можно было с надеждой на успех предпринять решительное действие. Прежде всего смуты в Багдадском калифате значительно ослабили власть главы мусульманства, вследствие чего в калифате образовались полузависимые княжества – султанаты и эмирства – в Персии, Месопотамии, в Сирии и Малой Азии; кроме того, подле калифа выросла власть его военного опекуна, род палатного мэра франкского государства Меровингов, в лице султана Муиз ад-Дауле. Эти обстоятельства ставили критских арабов в изолированное положение и не позволяли им, как было прежде, надеяться на скорую помощь из Сирии от своих единоверцев. Все это было принято в соображение византийским правительством или, лучше, тогдашним всесильным министром Иосифом Врингой, когда он назначил летом 960 г. морской поход против Крита. Подготовленная в 960 г. экспедиция, во главе которой было предназначено стать магистру Никифору Фоке, далеко превосходила по своему замыслу, применению громадных технических средств, многочисленным военным силам и множеству военных и грузовых судов все то, что доселе могла представить история византийских морских походов. По свидетельству современной летописи, всего в этом походе участвовало до 3300 судов разного назначения.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

монастырский устав не соблюдали. Военное положение империи при Романе II продолжало оставаться неплохим. Братьев Фок – Никифора и Льва – василевс произвел в магистры и препоручил им ведение крупных кампаний. Около 960 г. Вринга сумел отстоять перед синклитом, роль которого при бездарных царях в Византии возрастала, идею похода на Крит, хотя многие вельможи и были против опасного и дорогостоящего мероприятия. Летом 960 г. огромная флотилия из двух тысяч огненосных кораблей, тысячи дромонов и трехсот семи транспортов отплыла к Криту. После восемнадцатимесячной войны остров был захвачен (см. «Никифор II”). Лев Фока, замещавший брата в Малой Азии, тем временем изрядно потрепал войска Сейф-ад-Даула. Годом позже под стенами Алеппо появился сам Никифор, арабские владения в Северной Сирии и горах Тавра серьезно пострадали. Взяв богатую добычу, доместик Востока 82 вернулся в Константинополь. Весной 963 г. Роман II опасно заболел, а 15 марта умер, завещав оставить командование всеми войсками за Никифором Фокой. «По мнению одних, [он умер], изнурив свою плоть позорнейшими и сластолюбивыми поступками. Но есть и другое мнение – что он был отравлен ядом» (Скилица, с. 114]). Подозревали, что его отравила жена. Так ли это, неясно, тем более что как раз в это время у императрицы были другие заботы – 13 марта она родила дочь Анну (будущую супругу великого князя киевского Владимира). Никифор II Фока (912 – 969, имп. с 963) Император Никифор II происходил из могущественного и знатного рода Фок, исправно дававшего Византии крупных военачальников. Сам Никифор, с 954 г. доместик схол, прославил себя успехами на полях сражений. Весной 960 г. синклит и император поручили ему критскую кампанию. После долгой осады и тяжелых боев главная крепость арабов Хандак пала 7 нарта 961 г. Город подвергся ужасной резне, а затеи был разрушен до основания, и ромеи возвели недалеко от этого места крепость Теменос. Добыча византийцев оказалась громадной – ценности, которые на протяжении столетий собирали критские разбойники. Лев Диакон, современник описываемых событий, рассказывает о жутком эпизоде осады Хандака: часть арабских войск пыталась прорвать блокаду крепости, но была перебита. Головы мертвых Ники-фор приказал отрезать и часть, насадив на копья, выставить против стен, а остальные забрасывать камнеметами в город. Можно себе представить, какое впечатление произвели даже на искушенных в зверствах пиратов такой кровавый частокол и страшные снаряды!

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/im...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010