А что у него был синкелл Иоанн, это подтверждается хрисовулом того же царя Василия (980 год), в котором прибавлено прозвание этого синкелла, Торникий. (Χρυσβουλλος γεγονς κατ στυπη τος τ μοναχ Ιωνν κα συγκλλ τ Τορνικ). И так верно всё то, что в акте сказано обо всех лицах и обо всех трёх обителях. Под актом 982 года подписался игумен лавры Афанасий. А известно, что он жив был ещё в 985 году, и тогда подарил оному же Иоанну Ивиру хрисовул царя Василия, предоставляющий право иметь мореходное судно. В числе лиц, подписавших акт, о котором идёт речь, значится Феодот, епископ Иериссовский. А крепость Иериссо названа епископией ещё в списке царя Льва мудрого, который самодержавил задолго до помянутых государей Василия и Константина и умер в 911 году. Всё это удостоверительно доказывает подлинность акта рассматриваемого. Здесь кстати заметить, что Иериссовцы, по судебному порядку, получили другую копию сего акта 85 с глаголицею же и, быть может, с грузинскою подписью Иоанна Ивира, или синкелла его, и что эта копия могла достаться Иверскому монастырю, когда кончился 29-летний срок обмена участков земли подле Иерисса и на Лонгосе. Подлинность сего акта – несомненна. Но как появились на нём глаголические письмена? Как попал в Иериссо священник, умевший писать по-глаголически? И этот вопрос положительно решается с помощью хрисовула, данного царём Романом Афонской обители Иоанна Колову в 960 году. В этом хрисовуле сказано, что «обители Иоанна Колову подарены 40 безтяглых поселян взамен тех малых участков земли, которые издавна принадлежали ей в Иериссовском околотке, и взяты поселенными на них склавами Вулгарами»: τ μον το Κολοβο παροικων τελν τεσσαρκοντα δωρεν παρχων (Χρυσβουλλος,) νϑ’ ν φηρϑησαν τοπων π τν πλαι παραδοϑντων τν τ μρει τατης ν τ τοποϑεσ τς ερισσο, περ τν νσκηνωϑντων κεσε σκλβων βουλγρων. Из этих слов видно, что в 960 году подле Иерисса жили рабы Болгары. Стало быть: у них и находился тот поп Гиорги, который вместе с другими засвидетельствовал обмен известных участков земли своею глаголическою подписью.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Считается, что периоды управления П. Казанской и Карталинской кафедрами были более плодотворными, чем пребывание во главе высшего церковного управления. Через 2 года после перевода в столицу здоровье П. заметно пошатнулось. 2 сент. 1897 г. с сыном-врачом В. П. Раевым он ненадолго отбыл на лечение в Крым. 1 окт. 1898 г. у П. случился «припадок», и с 3 окт. С.-Петербургской епархией временно управлял епископ Нарвский Иоанн. Митрополит был погребен в Исидоровской ц. Александро-Невской лавры. Отпевание в Троицком соборе лавры 8 дек. 1898 г. совершили присутствовавшие в Синоде митрополит Киевский Иоанникий, архиепископы Финляндский Антоний, Тверской Димитрий (Самбикин) , еп. Гурий (Охотин) и оба викария покойного - епископы Нарвский Иоанн и Гдовский (до 3 дек. 1898 - Ямбургский) Вениамин. В собор прибыли вел. князья Павел Александрович, Константин и Димитрий Константиновичи, Михаил Николаевич и Сергий Михайлович. После погребения сыновья П. устроили для бедных жителей столицы 1000 поминальных обедов. При закрытии Исидоровской ц. в 1932 г. останки митрополитов Исидора и П. были перенесены на Братское кладбище лавры (сев.-зап. часть Никольского кладбища) и захоронены рядом с могилой митр. Антония (Вадковского). В сер. 2010-х гг. над их погребениями установлены гранитные 8-конечные кресты взамен деревянных. На годичном собрании Имп. академии наук 3 дек. 1894 г. П. был избран ее почетным членом. Почетный член С.-Петербургского и Казанского ун-тов, Военно-медицинской академии, всех 4 духовных академий. Награжден орденами: св. Анны 2-й (1865) и 1-й (1872) степени, св. Владимира 3-й (1869), 2-й (1878) и 1-й (1895) степени, св. Александра Невского (1886, бриллиантовые знаки - 1892), а также иностранными: Спасителя Большого Креста (Греция), кн. Даниила Черногорского 1-й степени (Черногория) и Таковского креста 1-й степени (1897, Сербия). Арх.: РГИА. Ф. 684; Ф. 796. Оп. 147. Д. 1899; Ф. 802. Оп. 9. Д. 23. Л. 2 об.; ГАРО. Ф. 625. Оп. 4. Д. 76а. Л. 12 об.- 15; Д. 163. Л. 66; Ф 627. Оп. 234. Д. 605. Св. 43; Оп. 240. Д. 1. Св. 152. Л. 64 об.; Ф. 974. Оп. 2. Д. 12; Ф. 960. Оп. 2. Д. 13-13а. Св. 2; Ф. 960. Оп. 2. Д. 64а. Св. 5; Ф. 1280. Оп. 1. Д. 527. Л. 231 об.; Д. 928. 1877 г. Л. 116.

http://pravenc.ru/text/2578737.html

Межевое дело о границах имения м. Иверского, Мелинциан, скрепленное Стефаном, Митрополитом Северским. (Замечено одно содерж.). Август. Инд. 9. Межевое дело об оьводе земли на острове Лимнос м. Рускому, произведенное Георгием Янупи и Антонием Калофетом. (Замечено содержание). Инд. 15. Межевое дело о земле м. Рускаго на Кассандре, подписанное Стефаном Дукой Редином. (Замечено содержание). 6927 Мая Инд. 12. Межевое дело Стефана Дуки Сарандина и Константина Палеолога о передаче земли на Кассандре м. Св. Дионисия. (Есть выемка). Дионисиев. Межевое дело о разграничении смежных нив монастырей Павловского и Ксенофского, подписанное Феоной, Архиепископом Солунским. (Замечено содержание). Св. Павел. Статья 7. Акты юридические Монастыри. Два древнейшие акта судей Солунских о назначении границ владений монахов Афонских и жителей Кастра Ериссо на Афоне же. )Оба переписаны). Эти акты поясняют первоначальную Историю Св. горы до времени царствования Василия Македонянина. Сделка Иоанна Ивира, основателя монастыря Иверского, с жителями Кастра Ериссо, о землях, принадлежавших сему монастырю, подписанные Николаем, Ливеллисием Солунским. (Есть выметка). 6490, Июня Инд. 10. Примечание. На этом акте подписался поп Григорий из упомянутого Кастра Глагольскими буквами. А в хрисовуле Царей Василия и Константина Порфирородных (960 г.) упоминается уже о поселении в сел. Кастре склавов Болгар. Итак Болгары Афонского Кастра употребляли Глагольское письмо, очевидно, до 960 года. 4) ((Имя Судьи нельзя прочесть), в котором поименованы хрисовулы м. Иверского, 6454, 6466, 6468, 6488 годов и хрисовул Михаила Пафлагиона без означения года. Апрел. Инд. 12. Судьи Солунского Николая Протоспаферя, об имении м. Афон. Иоанна Колову. Начало совершенно изгладилось. (Есть выметка). 6504, Декабр. Его же о земле м. Иверского около Полигира на пути в Афон. Этот акт показывает, как производились тогда повальные допросы. Клятвенное свидетельство нескольких лиц о ниве Архидиакона Константина Всезельева. Акт писан Славянами.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

—201— признать о. Евдокима вполне достойным степени магистра богословия. В заключение указываю те места, кои в сочинении о. Евдокима мною или исправлены или помечены к исправлению при печатании, при чем советую автору и самому сделать исправления в том же духе, буде что ускользнуло от моего внимания: I, II, III–IV, VI. VII, VIII, XII, XIII, XV, XVII, XXVI, XXVII, XXVIII, XXXIX, L. – 1, 2, 5, 6, 11, 12, 19, 20, 40, 45, 60, 62, 63, 85, 94, 96, 107, 109–112, 127–128, 129, 130, 131–132, 138–140, 143, 145–148, 151–152, 153, 154–155, 176, 183, 190–191, 196–197, 200, 215, 217, 232, 248, 249, 250, 258, 266, 273, 278, 283, 286, 287, 288, 289–295, 314, 315, 320, 322, 326, 330, 332, 333, 334, 349, 355, 391, 397, 399, 400, 401, 431, 432, 445–447, 489, 491, 657, 662, 669, 682, 683, 685, 689, 692, 693, 696, 702, 707, 711, 723, 724, 727, 733, 739, 755, 756, 807, 880, 885, 890, 897–902, 909–914, 923, 931–933, 934–936, 945, 960, 987, 1016, 1032». б) Экстраординарного профессора по кафедре греческого языка и его словесности Ивана Корсунского : «Сочинение о. Евдокима состоит из предисловия и осьми глав исследования. В предисловии (стр. I–LII) автор указывает важность и значение изучения жизни и деятельности Святого Апостола Иоанна, задачу и характер своего опыта такого изучения, раскрывает план исследования и перечисляет источники и пособия, которыми пользовался при исследовании. В первой главе (стр. 1–72) описывается среда и обстановка, среди которой родился, жил и воспитывался Иоанн. Во 2-ой (стр. 73–213) идет речь о родителях Иоанна и их влиянии на него, о воспитании и образовании Иоанна под влиянием современных ему идей и всего склада и строя жизни народа иудейского, о пребывании Св. Иоанна Богослова в школе Св. Иоанна Крестителя и о первой встрече Иоанна Богослова с Господом Спасителем, первом призвании его к апостольскому служению. В 3-ей (стр. 213–358) описываются окончательное призвание Иоанна в число учеников Господа Спасителя и отношения между Иоанном и Господом —202— Спасителем во время земной жизни Спасителя; вместе с тем предлагается характеристика Иоанна. В 4-ой (стр. 391–512) изображается жизнь и благовестническая деятельность Иоанна, по вознесении Господа Спасителя на небо, в Палестине; в 5-ой (стр. 621–768) – жизнь и деятельность его в Малой Азии, с характеристикою религиозно-нравственного состояния общества, среди которого действовал Иоанн; в 6-ой (стр. 769–895) – жизнь и деятельность его на острове Патмосе; в 7-ой (стр. 895–976) изображаются последние годы этой жизни и деятельности по возвращении с Патмоса в г. Ефес, кончина и погребение Св. Апостола Иоанна и, наконец, 8-я глава (стр. 977–1033) посвящена «Памяти об Апостоле Иоанне», причем излагаются «многочисленные легенды о его смерти и посмертной судьбе», а равно и приводятся доказательства влияния и значения его писаний для последующих за его кончиною веков.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – май 2017 16 мин., 29.05.2017  1-я страница обложки – на белом фоне сгоревшая спичка, головка которой напоминает профиль Н. В. Гоголя (в коллаже на обложке фото Depositphotos/PhotoXPress.ru). На странице надпись: «Гоголь зажигает. Что было написано про нас во втором томе «Мертвых душ», если его пришлось отправить в печь?». См. в разделе «Культура» статью Владимира Воропаева «Небесный Помещик и другие загадки «”Мертвых душ”» (с.74-83). Пролог (на заставке фото 1945 г.)   Илья Эренбург. В мае 1945 ( «Когда она пришла в наш город … »). Стихотворение. 1945//Фома. - – май 2017. – С.2. – (рубрика «Пролог» ).   Содержание : С.3.   Числа: Даты месяца. Май //Фома. - – май 2017. – С.4-5. – (рубрика « Числа »). Представлены даты: 9 мая. Свт. Стефана, еп. Великопермского (1396). – С.4; 12 мая. 960 лет назад, в 1057 году в Новгороде завершена работа над Остромировым Евангелием , древнейшей из дошедших до нас русских рукописных книг. – С.4;   31 мая. 155 лет назад родился художник Михаил Нестеров (1862-1942). Ил.: Автопортрет. М. В. Нестеров. 1915. – С.5; 13 мая. 75 лет назад, 13 мая 1942 года была сделана последняя датированная запись в дневнике 12-летней ленинградской школьницы Тани Савичевой . – С.5; 24 мая. Равноапостольных Мефодия (885) и Кирилла (869), учителей Словенских. День славянской письменности и культуры . Ил.: Кирилл и Мефодий. Миниатюра из Радзивилловской летописи. XIII в. - С.5.   Колонка главного редактора: Владимир Легойда . Пунктиром по сердцу //Фома. - – май 2017. – С.6-7. – (рубрика « Колонка главного редактора »).   Интервью номера: Юрий Грымов : « Можно жить без любви, но нельзя называть это нормой ». [Почему до сих пор постановки «Войны и мира» лишены диалога о Боге? Правда ли, что театры опускают один из важнейших фрагментов в тексте «Трех сестер»? Почему так сложно работать с Достоевским? Об этом и многом другом разговор с новым художественным руководителем московского драматического театра «Модерн» Юрием Грымовым]. Беседовала Дарья Баринова . Фото Светланы Маликовой, Евгения Люлюкина//Фома. - – май 2017. – С.8-14. – (рубрика « Интервью номера »). – Имеется биографическая справка « Юрий Вячеславович Грымов » (С.11).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-5-169-...

De moderatione in disputando, 36, 173–212. Carmina theologica, 37, 397–522. GREGORIUS NYSSENUS. Oratio catechetica magna, 45, 9–116. De cognitione Dei, 46, 1111–26. ISAAC JUDÆUS. Liber fidei seu de Trinitate et Incarnatione Domini, 33, 1541–6. CÆSARIUS. Dialogi 1–4, 38, 851–1191. AMPHILOCHIUS ICONIENSIS. Fg., 39, 97–118. DIDYMUS ALEX. Fg., 39, 1109–10. EPIPHANIUS.» Expositio fidei, 42, 773–832. Ancoratus, 43; 11–236. De numerorum mysteriis, 507–18. CHRYSOSTOMUS. Catechesis ad illuminandos, 1–2, 49, 223–32; 231–40; 60, 739–42. De perfecta caritate, 56, 279–90. PS.-CHRYSOSTOMUS. De fide, 60, 767–72. De spe, 60, 771–74. De caritate, 60, 773–6; 61, 681–4; 62, 769–72. Homilia de Legislatore, 56, 397–410. THEODORUS MOPSUESTENUS. Fg.,66, 969–1020. PROCLUS. Fg., 65, 885–8. THEODOTUS ANCYRANUS. Expositio symboli nicæni, 77, 1313–48. CYRILLUS ALEXANDRINUS. Homiliæ paschales, 1–30, 77, 401–982. Fragmenta, 76, 1421–54. THEODORETUS. De divina caritate, 82,1497–1522. PS.-JUSTINUS, Quæstiones et responsiones ad Orthodoxos, 6, 1249–1400. Expositio rectæ confessionis, 1207–40. AMPHILOCHIUS SIDENSIS. Fg., 77, 1115–6. GENNADIUS I CP. Fg., 85, 1621–4. TIMOTHEUS III ALEX. Fg., 86, I, 267–70. DIONYSIUS AREOPAGITA, 3–4. JOANNES MAXENTIUS. Fidei professio, 86, I, 89–90. THEODOSIUS ALEX. Fg., 86, I, 285–6. EUSEBIUS ALEX. De caritate, 86, I, 323–28. LEONTIUS ET JOANNES. Collectanea de rebus sacris, 86, II, 2017–2100. PAMPHILUS. Panoplia dogmatica, PGLT, 80. 885–932. LEONTIUS BYZANTINUS. Fg., 86, II, 2003–16. EULOGIUS ALEX. Fg., 86, II, 2939–64. SOPHRONIUS HIER. Fg., 87, III, 4009–12. ANASTASIUS ANTIOCHENUS. De rectis dogmatibus orationes 1–5, 89, 1309–62. Explicatio fidei orthodoxæ [Anastasii et Cyrilli Alexandrini], 89, 1399–1404. MAXIMUS CONFESSOR. Centuriæ 1–4 de caritate. 90, 959–1080. Capitum theologicorum et o_economicorum centuriæ 1–2, 1083–1176. Capita quinquies centena, 1177–1392. Alia, 1401–62. Fg. ex opere 63 dubiorum, 1461–62. Quæstiones ad Theopemptum, 1393–1400. Mystagogia, 91, 657–718.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Из послания И. св. Мефодию от 23 марта 881 г. следует, что из-за продолжавшихся интриг архиепископ обратился к папе за поддержкой. Папа подтвердил православие св. Мефодия и соответствие его учения традициям Римской Церкви. Он заверил архиепископа в том, что не отправлял втайне от него никаких посланий Святополку, не посылал паллий «тому епископу» (вероятно, Вихингу) и не давал ему никаких тайных поручений и особых полномочий. В заключение И. призвал св. Мефодия не сомневаться в его полной поддержке и не сдаваться перед тяжелыми испытаниями. Очевидно, папа утратил возможность влиять на Святополка и мог лишь ободрять архиепископа, не вмешиваясь в конфликт. После кончины И. св. Мефодий лишился поддержки Рима, т. к. преемники папы отказались от компромиссов в отношениях с Византией и слав. странами и были не согласны с одобрением И. слав. богослужения. А. А. Королёв Свидетельства источников о кончине И. противоречивы. Согласно Регенсбургским анналам (продолжению анналов аббатства Фульда), смерть папы была насильственной. Нек-рые его приближенные, желая завладеть папскими сокровищами и достичь высоких постов, сначала пытались отравить И., а после того как яд не подействовал, молотом размозжили папе голову. Однако в этом источнике кончина И. имеет неверную датировку - 883 г. Др. продолжатель Фульдских анналов, Мегинхард, не сообщает о насильственной смерти И. Сведения об этом отсутствуют и в др. источниках, в т. ч. в папской эпитафии, что вызывает сомнения в достоверности сведений, приведенных в Регенсбургских анналах. Погребен в атриуме базилики св. Петра перед боковым вост. входом (Судные врата). Преемники И. отменили ряд его решений. Папа Марин I (882-884) вернул кафедру еп. Формозу и отказался признать свт. Фотия законным патриархом. Папа Стефан V (VI) (885-891) также отказался вступить в общение с Фотием. После смерти св. Мефодия (885) и изгнания его учеников из Вел. Моравии Стефан V (VI) осудил «Мефодиево суеверие» - совершение богослужения на слав. языке ( Stephani V, papae Ep. 1//MGH. Ep. T. 7. P. 354-358).

http://pravenc.ru/text/469686.html

Северин (640) Иоанн IV (640–642) Феодор I (642–649) Свт. Мартин I Исповедник (649–653) Евгений I (654–657) Виталиан (657–672) Адеодат II (672–676) Домн (676–678) Прп. Агафон (678–681) Лев II (682–683) Бенедикт II (684–685) Иоанн V (685–686) Конон (686–687) Феодор, антипапа (687) Пасхалий, антипапа (687–692) Сергий I (687–701) Иоанн VI (701–705) Иоанн VII (705–707) Сисинний (708–708) Константин (708–715) Григорий II (715–731) Григорий III (731–741) Захарий (741–752) Стефан II (752) Стефан II (III) (752–757) Павел I (757–767) Стефан III (IV) (768–772) Константин II, антипапа (767–769) Филипп, антипапа (768) Адриан I (772–795) Лев III (795–816) Стефан IV (V) (816–817) Пасхалий I (817–824) Евгений II (824–827) Валентин (827) Григорий IV (827–844) Иоанн, антипапа (844) Сергий II (844–847) Лев IV (847–855) Бенедикт III (855–858) Анастасий, антипапа (855) Николай I (858–867) Адриан II (867–872) Иоанн VIII (872–882) Марин I (882–884) Адриан III (884–885) Стефан V (VI) (885–891) Формоз (891–896) Бонифатий VI (896) Стефан VI (VII) (896–897) Роман (897) Феодор II (897) Иоанн IX (898–900) Бенедикт IV (900–903) Лев V (903) Христофор, антипапа (903–904) Сергий III (904–911) Анастасий III (911–913) Ландон (913–914) Иоанн X (914–928) Лев VI (928) Стефан VII (VIII) (928–931) Иоанн XI (931–935) Лев VII (936–939) Стефан VIII (IX) (939–942) Марин II (942–946) Агапит II (946–955) Иоанн XII (955–963) Лев VIII (963–965) Бенедикт V, антипапа (964) Иоанн XIII (965–972) Венедикт VI (973–974) Бонифаций VII, антипапа (в первый раз) (974) Бенедикт VII (974–983) Иоанн XIV (983–984) Бонифаций VII, антипапа (во второй раз) (984–985) Иоанн XV (985–996) Григорий V (996–999) Иоанн XVI, антипапа (997–998) Сильвестр II (999–1003) Иоанн XVII (1003) Иоанн XVIII (1004–1009) Сергий IV (1009–1012) Бенедикт VIII (1012–1024) Григорий VI, антипапа (1012) Иоанн XIX (1024–1032) Бенедикт IX (в первый раз) (1032–1044) Сильвестр III (1045) Бенедикт IX (во второй раз) (1045) Григорий VI (1045–1046) Климент II (1046–1047)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рус. паломник Зосима , диак. Троице-Сергиева монастыря, свидетельствует о наличии мощей И. Д. в к-польском мон-ре Пресв. Богородицы Кехаритомени (1419-1421). Ранее др. рус. паломник, Стефан Новгородец , посетивший К-поль в 1350 г., упоминал о некоем жен. мон-ре с мощами И. Д.; по предположению Р. Жанена, Стефан, возможно, имел в виду мон-рь Пресв. Богородицы Кехаритомени ( Janin. Églises et monastères. P. 263-264). Отсутствие с определенного времени мощей И. Д. в лавре прп. Саввы косвенно подтверждается сообщением еще одного рус. паломника, архим. Агрефения (ок. 1360 или 1370), к-рому в лавре показали келью, где подвизался И. Д., но не показали его мощи. Возможно, именно к перенесению мощей приурочен день памяти И. Д. в зап. Церкви - 6 мая. По совр. данным, челюсть И. Д. находится в лавре прп. Саввы, частицы мощей - в Георгия Аламана мон-ре близ с. Пендакомо (Кипр), в Иоанна Богослова ап. мон-ре на Патмосе (Греция) и в ц. Сан-Джорджо деи Гречи (Венеция) ( Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 200). Изд.: на арабском: Bacha C.Biographie de saint Jean Damascéne:Texte original arabe. Harissa, 1912; Васильева А. А.Арабская версия жития св. Иоанна Дамаскина. СПБ., 1913 [рус. пер.]; Graf G. Das arabische Original der Vita des hl. Johannes von Damaskus//Der Katholik. Mainz, 1913. Bd. 93. S. 164-190, 320-331 [нем. пер. и исслед.]; Portillo R. D. A Life of St John of Damascus//PdO. 1996. Vol. 21. P. 157-188 [вступ. ст. и англ. пер.]; на греческом: PG. 94. Col. 812-885 [BHG, N 885]; SynCP. Col. 278-279; Suda. N 467; Παπαδπουλο-Κεραμε. T. 4. Σ, 271-302 [BHG, N 394], 303-350; Gordillo M. Damascenica: 1. Vita Marciana. R., 1926. P. 60-68. (OrChr; 8/2. N 29) [BHG, N 885b]; на грузинском: Кекелидзе К. С., прот. Грузинская версия араб. Жития св. Иоанна Дамаскина//ХВ. 1914. Т. 3. Вып. 2. С. 119-174. Ист.: ЖСв. Дек. С. 97-117; Majeska G. P. Russian Travellers to Constantinople in the 14th and 15th Cent. Wash., 1984.

http://pravenc.ru/text/ИОАНН ...

В 1714 году явился в сонном видении неизвестный муж в святительском одеянии купеческой вдове Марии, которая целый год не владела руками и ногами. Вспомнив о святителе Феоктисте, она со слезами стала молить его о своем исцелении, дала обет помолиться пред его ракой и действительно исцелилась. Подобное же явление святого в ночном видении и в том же году было пономарской вдове Евдокии, лежавшей в расслаблении. Священнолепный старец явился ей во сне и сказал: «Для чего ты напрасно лечишься у глупых волхвов?» Евдокия велела сыну своему снести себя на гроб святителя Феоктиста и там получила исцеление. Последнее чудо в рукописном житии святителя Феоктиста XVIII столетия записано под 1727 годом. Там сказано, что после продолжительной болезни исцелился, отслужив молебен при гробе святого, посадский человек Софроний. Почитание памяти святителя Феоктиста началось вероятно вскоре после его кончины. Местное празднование ему в Благовещенском монастыре установлено до 1786 года, в котором был устроен придел во имя его. В 1786 году по ходатайству митрополита Петербургского Гавриила мощи святителя Феоктиста с разрешения Священного Синода были перенесены из упраздненного Благовещенского монастыря в Георгиевский и положены в серебряной раке под спудом в храме, подле стены, у иконостаса, по левую сторону алтаря. В 1827 году архимандрит Фотий устроил здесь придел во имя святителя Феоктиста. Наум Охридский, сотрудник просветителей славян Преподобный Наум Охридский, болгарин, был одним из ближайших учеников и сподвижников святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (память 11/24 мая). С юности он последовал за своим учителями в Великоморавию и Паннонию, где в течение многих лет (863–885) подвижнической жизни проповедовал слово Божие славянским народам на их родном языке. Преподобный Наум обучал славян грамоте, распространял переведенные равноапостольными братьями с греческого языка на славянский богослужебные книги. В 868 году в Риме папой Адрианом II (867–872) преподобный был рукоположен во диакона, а затем принял сан пресвитера. Папа Адриан II признал богоугодным дело учителей Словенских, освятил славянские книги и благословил служить литургию на славянском языке. Самые тяжелые испытания выпали на долю святого Наума и других учеников святого Мефодия после преставления последнего в 885 году. Епископом Моравским стал давний враг славянского просвещения немец Вихинг. Проповедники были брошены в темницу, прикованы цепями, подверглись истязаниям. По их молитвам Господь явил чудо: сделалось землетрясение, стены темницы обрушились, цепи разорвались. Народ, увидев это, уверовал в святость узников, но Вихинг объявил Божие знамение диавольским наваждением и изгнал святого Наума и его сподвижников из Великоморавии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010