Из жития св. Авраамия Ростовского мы видим, что в 960 г. на Валааме было уже значительно устроенное монастырское братство, управляемое игуменом. Препод. Сергий, учреждая на Валааме иночество, в то же время распространял там и христианство . Дело препод. Сергия по устройству иночества на Валааме продолжал, по преданиям, преемник его, св. Герман: по смерти препод. Сергия, он был настоятелем иноческой общины на Валааме. На свою долю препод. Герман так много потрудился для утверждения монашества там, что предание, наравне с препод. Сергием, ставит его основателем монашества на Севере 13 . В „Опыте древней и новой летописи Валаамского монастыря“ сказано, что во имя преподобных в самой глубокой древности воздвигнут был и монастырь. Из прошения архимандрита Макария, которое приведено выше, известно, что преподобные предсказали о запустении обители Валаамской, причинённом шведами в 1611 году. Сверх того, в письменных памятниках последующего времени говорится, что святые Сергий и Герман законом установили быть в основанном ими монастыре общежительству 14 . По смерти Германа, многие „посадники, по словам „Оповеди“, продолжали владеть Валаамскими островами. Но кто именно, после преподобных Сергия и Германа, устроил иночество на Валааме– неизвестно. За ними, как видно из одного рукописного памятника монастыря, мы встречаемся уже с Иоакимом, который управлял Валаамским братством в первой и в начале второй половины X века и называется Валаамскаго монастыря игуменом. За ним Валаамским игуменом был Феогност, имя коего встречается в рукописи о житии преп. Авраамия Ростовского под 960 г. по Р. Хр. Во дни Иоакима и особенно Феогноста, валаамское иночество имело уже правильное устройство. Там были игумен и братия. В обществе иноков существовали послушания, или степени для искуса желающих ангельского образа. Для совершения богослужения был храм во имя Пресвятой Троицы. Братия обители тщательно проводили богоугодное житие и были добрым примером для других, особенно новокрещённых. О Валаамском монастыре знали уже в Новгороде, Пскове и по другим местам.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kondratev...

Несмотря на неудачу стараний об учреждении на Руси церковной иерархии, святая Ольга, став христианкой, ревностно предавалась подвигам христианского благовестия среди язычников и церковного строительства; «требища бесовская сокруши нача жити о Христе Иисусе». Для увековечения памяти первых русских исповедников имени Христова великая княгиня воздвигла Никольский храм над могилой Аскольда и заложила деревянный собор над могилой Дира во имя Святой Софии Премудрости Божией, освященный 11 мая 960 года. Этот день впоследствии отмечался в Русской Церкви как особенный церковный праздник. В месяцеслове пергаменного Апостола 1307 года под 11 мая записано: «В тот же день освящение Святой Софии в Киеве в лето 6460». Дата памяти, по мнению церковных историков, указана по так называемому «антиохийскому», а не по общепринятому константинопольскому летоисчислению и соответствует 960 году от Рождества Христова. Недаром русская княгиня Ольга получила в крещении имя святой равноапостольной Елены, обретшей Честное Древо Креста Христова в Иерусалиме. Главной святыней новосозданного Софийского храма стал святой восьмиконечный крест, принесенный новой Еленой из Царьграда и полученный ею в благословение от Константинопольского патриарха. Крест, по преданию, был вырезан из цельного куска Животворящего Древа Господня. На нем была надпись: «Обновися Русская земля святым крестом, его же прияла Ольга, благоверная княгиня». Крест и другие христианские святыни благодатью, от них исходящей, содействовали просвещению Русской земли. Софийский собор, простояв полвека, сгорел в 1017 году. Ярослав Мудрый на этом месте построил позже, в 1050 году, церковь святой Ирины, а святыни Софийского Ольгина храма перенес в каменный храм того же имени — до ныне стоящую Софию Киевскую, заложенную в 1017 году и освященную около 1030 года. В Прологе XIII веке об Ольгином кресте сказано: «Иже ныне стоит в Киеве во Святой Софии в алтаре на правой стороне». Разграбление киевских святынь, продолженное после монголов литовцами, которым город достался в 1341 году, не пощадило и его. При Ягайле в период Люблинской унии, объединившей в 1384 году Польшу и Литву в одно государство, Ольгин крест был похищен из Софийского собора и вывезен католиками в Люблин. Дальнейшая судьба его неизвестна.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Кутей (самаряне) I: 567,277. Лазарь I: 27. Латинский язык по его распространению (на Востоке) и употреблению II: 858. 1199–1200. Левит книга V, 15 (II: 11,53). X, 1 сл. (II: 159). XIII (I: 402). XVIII, 5 (I: 128). XIX, 18 (I: 106). XXVIII, 18 (II: 792,1196). Левиафан I: 633,519. λγει II: 158,310. Лжеапостолы I: 112. 113. Лжемессии I: 390. Лжеучительство по Ап. Павлу яко бы от сатаны I: 761., Ливий Тит Hist. II, 23 (притча Менения Агриппы) II: 1132. Лидия Порфиропродальница по отношению к Ап. Павлу II: 901. Лиленштейн о богемских вальденсах I: 15. Листры: побиение там Ап. Павла II: 1247,33. Логология и вообще посредничество – несчастие для иудейства II: 414,1248. Логология и платонизм в иуд. II: 414,1248. Логос яко бы греч. происхождения II: 221,551. 319,857. 990. λοιμς I: 88. Лонгин неоплатой. II: 941–2. или нижняя косточка позвоночного столба, по иуд., сохраняющаяся по нетлении человеческого организма для тела воскресения I.634. II: 1156. Лука Евангелист (II: 949) и буддизм (II: 988,37); он яко бы брат Титу (II: 959,904), или тожествен с ним (II: 1158–9), или же есть явившийся в видении Ап. Павлу в Троаде Македонянин (II: 960); толмач Павла (II: 1158), с которым познакомился еще при обучении в Тарсе, а после помогал при написании посланий (II: 959–960); Лука и Филон (II: 999,116). Луки писания–якобы апелляционные прошения или судебные апологии в пользу юридической легализации христианства, а Евангелие–апология проповеди Павловой (II: 1237). Луни Евангелие IV, 5–7,(I: 808). IV, 25 (I: 203). IV, 44 (I: 131). VI, 16–17 (II: 268,263). VI, 39 (I: 138). IX, 7–8 (I: 27. 629,504). IX, 48 (II: 285,764). IX, 60 (I: 161). XI, 15 (I: 13–14). XII, 24 (II, 597–8). XVI, 23 (II: 286,764). XVI, 29 (II: 61,138). XVI, 30 (I: 27). XVI, 31 (II: 61,138). XVIII, 21 (I: 182). XVIII, 31–34 (I: 855,532). XIX, 41. 42 (II: 739,991). XX, 27 сл. (I: 631,512). XX, 38 (I: 517). XXII, 30 (II: 629).XXIII, 34 (II: 1056). XXIV, 16 (I: 138). XXIV, 18 (I: 177).XXIV, 20 сл. (I: 855,532). XXIV, 21 (I: 409).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

К 1997 году от древнего храма сохранились лишь два яруса колокольни и двухэтажный разрушенный кирпичный корпус, возвышающиеся на этом необыкновенном холме посреди Сахотского болота. И только нерукотворный холм, возникший чудным образом за одну ночь в те далёкие времена, напоминал былое величие этого святого места. Было полное запущение и разруха. Восстановление храма началось после образования здесь в 1998 году монашеской общины, которую возглавил игумен Борис Храмцов (1955-2001). Воссоздание каменного Воздвиженского храма началось в 2000 году. Как и в прошлом, главный престол посвящен празднику Воздвижения Креста, а приделы – свт. Николаю Чудотворцу и празднику Покрова Богородицы. Дополнительный придел в трапезной устроен в честь свв. блгвв. кнн. Бориса и Глеба. Главный престол и придел свт. Николая Чудотворца освящены в 2004 году . В 2011 году указом епископа Иваново-Вознесенского и Кинешемского Иосифа был учрежден мужской монастырь Животворящего Креста Господня. В 2012 году освящен Покровский придел храма. Здание, выстроенное в середине XIX века для предполагаемого здесь монастыря, отремонтировано и приспособлено для проживания братии. Вокруг обители возведена монастырская стена с башнями и святыми вратами. Богослужения в монастыре совершаются ежедневно. По средам и пятницам после Божественной Литургии служится молебен с акафистом Животворящему Кресту Господню. Каждый четверг – молебен свт. Николаю Чудотворцу. Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Воздвижение Животворящего Креста Господня - 27 сентября Как добраться [ править править код ] Адрес: 155060, Россия, Ивановская область, Ильинский район, село Погост Крест Телефон: +7 (905) 106-98-60 ; +7 (960) 513-17-69 Электронная почта: pogostkrest@yandex.ru Паломнику [ править править код ] Для паломников работает «Монастырская трапеза» (горячие обеды, монастырская выпечка). По вопросам организации экскурсии по монастырю и трапезы для группы паломников обращаться заблаговременно по телефону: +7-960-513-17-69 (Екатерина).

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

5. Подробнее о войне см.: Леонгардт. 1887. 6. По Яхъе Антиохийскому (80-82), боевые действия начал Лев Фока (см. ниже), напав на область Тарса. Сейф-ад-Даула, в свою очередь, вторгся в пределы Византии только после начала марта 960 г. (Яхъя. 83). 7. Лев Фока был назначен стратигом Каппадокии еще при Константине VII; впоследствии - доместик схол Востока, доместик схол Запада (Бурас. 1981, 186-187). Как и его брат Никифор, был пожалован саном магистра в 960 г. После прихода к власти Никифора II стал куропалатом и логофетом дрома (Гийян. 1974). Лев Фока в этом походе как бы мстил за брата Константина, взятого в плен Сейф-ад-Даулой и погибшего. 8. Никифор Фока пытался придать войне против арабов форму похода (см. кн. I, примеч. 54). Но византийская . церковь на основании канонических правил не решалась принять тезис, который так воодушевлял впоследствии западных крестоносцев. Слова " какая-то божественная сила " в устах дьякона звучат странно, не по-христиански. Можно было взывать к богу или святым, но упоминание о " божественной силе " равносильно возведению ее носителя в ранг божества. Правда, в монашеских кругах идея соединения с божеством имела некоторый успех, но Лев Фока вовсе не походил на мистика. Исключительное обилие восхвалений по адресу семейства Фок дает основание предполагать, что источником для Льва Диакона послужил либо специальный исторический труд, либо официальные записи кого-нибудь из сторонников семейства Фок (Сюзю-мов. 1916; 1946; Карышковский. 1953, 47; Каждая. 1961, 116-128). Юношу Льва, учившегося в то время в Константинополе, конечно, не могли не восхищать победы. Фок; впоследствии всем версиям о них он предпочитал только панегирические. 9. Истр - античное название нижнего течения Дуная. 10. " Скифы " , переправившиеся через Дунай, - это венгры, которые в IX-X вв. появились в Юго-Восточной Европе и стали грабить византийские и болгарские владения. Интересно, что Лев, зная распространенное тогда название " турки " , тем не менее считал научным именовать венгров еще архаичнее - " скифы " . В то время историки называли народы теми именами, которые были приняты в классической Греции

http://sedmitza.ru/lib/text/433416/

96 Первая половина этой книги издана Археографической Коммисией и составила «III том новгородских писцовых книг»; а вторая половина отпечатана г. Беляевым «Временник Московского общества истории и древностей Российских» 11 и 12. 97 (В Ладоге) «на посаде... а) на церковных местах Богородицкие поземщики... в Богородицком конце... позему дают попам 16 денег... двор попа Ульян Богородской. б) Спасские поземщики, в Спасском конце... позему попу дает 6 денег... поп Офонасей Спасской... в) Воскресенские поземщики... в Семеновском конце... позему дает попу (Воскресенскому) 2 деньги... во «воскресенью» г) к Семену святому... Семеновский конец... двор попа Микулы Семеновской, д) по горе к Семену святому и ко воскресенью и до Петра святого, е) В климецком конце... У Климента святого двор наместничен... (Смотр. Новг. писц. кн. изд. Археогр. Коммис. т. III пер. обр. кн. Вотской пятины 1-я пол. стр. 957–960). ж) Во 2-ой пол. той же книги, (Врем. Общ. Ист. и др. Росс. 11 и 12 отд. мат. и отдельное издание) читаем на стр. 35: «Климента святого» из Ладоги дерев. Щелега... стр. 39: «Рождества Христова из Ладоги с посада, деревня Бышова...», стр. 463: «Семеона святого из Ладоги... деревни. – Климентовская деревня находилась в Городенском погосте; Христорождественская – в Ильинском; Семеоновская деревня – к Ярвосольском погосте. 98 Об указанных нами 6-и Ладожских монастырях упоминается на 957–960 ст. 1 половины книги Вотской пятины, и на стр. 3, 29, 34, 35. 39, 54, 55, 84, 85 и 463. 2-ой половины книги. В первой половине говорится о Рождественской и Семеновской церквах, имеющих своих попов. а во второй – деревня, принадлежавшая Рождественской церкви, и деревня, принадлежавшая Семеновской церкви, именуются монастырскими, и говорится, что доход с них идет монастырю. Самое вероятное объяснение этого кажущегося противоречия – то, что во время старого письма, прежней переписи, были Рождественский и Семеновский монастыри. а новая перепись уже застала их приходскими церквами. 101 Быть может, уже существовал в это время «Егорьевский» монастырь в Олеговой крепости или как о нем говорится в «Переписной оброчной книге Вотской пятины 1500 года». «Егорьевский монастырь из Ладога, из-за стены» (писц. Нов. книг изд. Археогр. Коммисии т. III стр. 958). Но и это обстоятельство немало не ослабит достоверности предания об основании Николаевского монастыря в первой половине XIII-ro века. В древности наши предки любили строить монастыри, и в каждом почти городе их было по нисколько.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

С 1926 г. – архиеп. Могилевский. С 1927 г. – архиеп. Омский по указу Св. Синода. С 1929 г. – архиеп. Красноярский. С 21/1–1931 г. – архиеп. Иркутский, председатель Восточно-Сибирского Митроп. Церк. Управления (ВСМЦУ). С 2/XI-1932 г. уволен от управления Восточно-Сибирской митрополией – как несправившийся с возложенными на него обязанностями и назначен на Верхнеудинскую кафедру Восточно-Сибирской митрополии. Скончался 1/I-1937 года. ТРУДЫ: Имеется его статья от З/И-1925 г. в «Вестнике Св. Синода Православной Российской Церкви». ЛИТЕРАТУРА: Вестник Св. Синода Православной Российской Церкви. 1926. 12–13. С. 7–10; 1931. 5–6. С. 12. Церковное обновление. 1925. 8. С. 68. ФАОС дело 26. Кат-АМ 33. Кат-ЯВ С. 15. Кат-ЕС С. 11, п/п 58. [Кат-ГУБ. С. 960.] АЛЕКСИЙ (Майеранов) Епископ Коми-Пермяцкий, Уральской митрополии Из протоиереев. Настоятель Кудымкорской церкви в Коми АССР. В 1922–1923 гг. уклонился в обновленческий раскол. 15/VI-1928 г. по Кат-ЯВ хиротонисан во еп. Коми-Пермятского, а по Кат-АМ 19/VII-1923 года. В конце 1928 г. ушёл на покой. Скончался 19/11–1929 г. в г. Свердловске. Примечание: В журнале «Вестник Св. Синода» – ошибочно назван Маереновым. Дальнейших сведений не имеется. ЛИТЕРАТУРА: ФАОС дело 20. Кат-АМ 34. Кат-ЯВ С. 16. [Кат-ГУБ. С. 960.] АЛЕКСИЙ (Марков) Архиепископ Вольский Родился 26/II-1854 года. Окончил Верненскую духовную семинарию. Из вдовых протоиереев. В 1923 г. уклонился в обновленческий раскол. 23/XII-1923 г. хиротонисан во еп. Джетысуйского (Семиреченской области). 2/I-1924 г. правящий Кавказско-Ставропольской епархией. 18/IV-1924 г. еп. Алма-Атинский. 12/XII-1924 г. возведён в сан архиепископа за выдающиеся труды по устроению церковной обновленческой жизни в епархии и восстановление в ней порядка. С 19/Х-1926 г. – архиеп. Пензенский. С 24/XI-1928 г. – архиеп. Сталинградский. С 24/V-1929 г. – архиеп. Архангельский. 3/II-1930 г. архиеп. Челябинский. 26/V-1930 – архиеп. Верхне-Камский. 4/Х-1930 г. уволен на покой. С 19/V-1931 г. – архиеп. Вольский (Нижне-Волжский край).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

  вдовство кафедры    (702-742)     Стефан III    (742-744)     Феофилакт бар Канбара    (744-750)     Феодор I   (751 - ок. 773)     Феодорит   (ок. 777 - ок. 794)     вдовство кафедры   (до 813)     Иов   (813-844)     Николай I   (847-869)     Стефан IV   (870)     Феодосий I    (870-890)     Евстафий     Симеон I ибн Зарнак    (892 - ок. 904)     Илия I   (ок. 905 - 24.07.934)     Феодосий II    (авг. 936 - ок. 942)     Макарий     Феохарист   (ок. 943/44 - ок. 946...48)     вдовство кафедры    (до 953)     Агапий I   (953-960)     Христофор   (960 - 22.05.967)     Феодор II    (23.01.970 - 29.05.976)     Агапий II    (22.01.978 - сент. 996)     Иоанн III   (4.10.996 - июнь 1021)     Николай II    (17.02.1025 - 7.11.1030)     Илия II   (1.04.1031 - 8.09.1032)     Феодор III Ласкарь    (3.03.1034 - 24.09.1042)     Василий II   (ок. 1043 - ок. 1052)     Петр III    (после июня 1052 - после авг. 1056)     Иоанн (Дионисий)   (1056-до 15.08.1057)   Феодосий III Хрисоверг (до 30.08.1057 - после 1059)     Эмилиан   (до 1074-1079/80)     Никифор Мавр   (1079/80-?)     Иоанн IV Оксит    (ок. 1091 - окт. 1100)     Феодосий IV      Аристарх     Лука   (1137/38-1156)     Сотирих Пантевген    (1156 - 1.05.1157)     Афанасий I   (1157 - 22.06.1171)     Илия III   (?), в К-поле     Христофор II   Феодор IV Вальсамон (1185 - ок. 1203)     Иоаким (I)     Дорофей (Иерофей)     Симеон II ибн Абу Шаиб    (1206 - ок.1240)     Давид   (после 1240 - после 1247)     Евфимий I   (после 1247-1273/74)     Феодосий V Виллардуэн    (июнь 1275 - ок. 1283/84)     Арсений I   (ок. 1284/85-1285/86)     Кирилл II    (26.09.1287-1308)     Дионисий I   (ок. 1309 - после 1316)     Кирилл III    (?- ?)     Дионисий II    (?- ?)     Софроний   (?- ?)     Иоанн VI      Марк     Игнатий II    (до нояб. 1344 - до 1359), переехал в Дамаск     Пахомий I   (до 1359-1368)     Михаил I   (1368 - 17.08.1375)     Пахомий I, вторично    (авг. 1375 - сер. 1377)     Марк I   (сер. 1377 - 10.04.1378)     Пахомий I, в 3-й раз   

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

В то же время Хроника Видукинда Корвейского, написанная в 970 году,  говорит о том, что Харальд приказал датчанам отказаться от старых богов и почитать христианских священников. «Более того, известная руническая надпись на камне в Еллинге утверждает, что Харальд обратил датчан в христианство. Хотя такое утверждение считается большим преувеличением, совершенно очевидно, что его крещение было катализатором более широкого распространения христианства в Дании» . Здесь мы видим яркий пример того, насколько было важным крещение предводителя: вождя, короля в деле христианизации. Эта первая миссия  в Данию и Швецию  фактически зависела от усилий одного человека, святого Ансгария, «апостола северных народов». Ансгарий построил церковь сначала в Хедебю, в Дании, а затем им же была построена церковь в Бирке (Birka, острове Бьёркё), крупном торговом центре Швеции. Эти усилия были поистине апостольскими, но плоды его проповеди произросли не сразу. По мнению Гуревича, «реальные результаты его христианизаторской деятельности являлись очень скромными и недолговечными. Важно отметить, что миссия Ансгара (Ансгария) была связана с торговыми местами в Дании и Швеции: очевидно, лишь среди купцов и других людей, занятых торговлей и поездками в другие страны, церковные проповедники могли в то время рассчитывать на некоторый успех, бонды же оставались чуждыми новой религии» . Проповедь христианской веры в Дании более успешно и широко стала проводиться примерно столетие спустя после смерти «апостола Севера», святого Ансгария, последовавшей в 865 году . Последовавшее за тем столетие, 860-960, датские историки называют «темным столетием» . В это время не произошло фактически никаких изменений в отношении проникновения христианства в стране, точнее до нас не дошло фактически никаких сведений, позволяющих говорить о ситуации в Дании в данный период. Вполне вероятно, что на локальном уровне христианство сохранялось и, может даже, в некоторой степени, распространялось крещенными ранее. Завершающий этап крещения Дании связан с обращением короля Харальда Гормссона (Харальда Синезубого). Крещение произошло около 960 года. Обращение Харальда Гормссона принято считать временем официального крещения Дании. Харальд установил в Еллинге (Jelling) в Ютландии памятный монумент, состоящий из двух огромных камней с руническими записями. Надпись на одном из камней гласит, что король Харальд «сделал датчан христианами» .

http://bogoslov.ru/article/1207353

Вместе с тем, несмотря на неудачу стараний об учреждении на Руси церковной иерархии, святая Ольга, став христианкой, ревностно предавалась подвигам христианского благовестия среди язычников и церковного строительства: «требища бесовская сокруши и нача жити о Христе Иисусе». Она воздвигает храмы: Святителя Николая и Святой Софии в Киеве, Благовещения Пресвятой Богородицы — в Витебске, Святой Живоначальной Троицы — во Пскове. Псков с того времени называется в летописях Домом Святой Троицы. Храм, построенный Ольгой над рекой Великой, на месте, указанном ей, по свидетельству летописца, свыше «Лучом Трисиятельного Божества», простоял более полутора веков. В 1137 году святой князь Всеволод-Гавриил († 1138, память 11 февраля) заменил деревянный храм каменным, который был перестроен в свою очередь в 1363 году и сменен наконец доныне существующим Троицким собором. И другой важнейший памятник русского «монументального Богословия», как называют нередко церковное зодчество, связан с именем святой равноапостольной Ольги — храм Софии Премудрости Божией в Киеве, заложенный вскоре по возвращении ее из Царьграда и освященный 11 мая 960 года. Этот день отмечался впоследствии в Русской Церкви как особый церковный праздник. В месяцеслове пергаменного Апостола 1307 года под 11 мая записано: «В тот же день освящение Святой Софии в Киеве в лето 6460». Дата памяти, по мнению церковных историков, указана по так называемому «антиохийскому», а не по общепринятому константинопольскому летоисчислению и соответствует 960 году от Рождества Христова. Святая Ольга недаром получила в Крещении имя святой равноапостольной Елены, обретшей Честное Древо Креста Христова в Иерусалиме. Главной святыней новосозданного Софийского храма стал Святой Крест, принесенный новой Еленой из Царьграда, и полученный ею в благословение от Константинопольского Патриарха. Крест, по преданию, был вырезан из цельного куска Животворящего Древа Господня. На кресте была надпись: «Обновися Русская земля Святым Крестом, его же прияла Ольга, благоверная княгиня».

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-s...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010