Назван «Ивановской на Малышевой горе». У Бранденбурга, стр. 51-я, – церковь Никольского монастыря. Основан в 1276–1299 гг. Упразднен в 1764 г. 6 . Рождества Христова, с посада, монастырь, – как владелец деревень упомянут в Ильинском погосте Ладож. уезда (XI, 39 и 41). Не этого ли монастыря «поп Осей Рождественский (III. 958). У Зверинского «Рождественский или Христорождественский Горицкий» монастырь, женский, упраздненный (III, 1563). См. у Бранденбурга стр 56. 7 . Климента Святого монастырь, – земли его в Ладож. у., в Городенском погосте (XI, 35); упоминается на 960 стр. III т. Поп его жил в д. Щелега на посаде у Ладоги (Ермола Михеев сын). У Зверинского в числе монастырей нет; у Бранденбурга показан церковью (41 стр.). Между тем его деревня – Шелега – описана в рубрике деревень монастырских. Ранее ее – деревни Никольского монастыря из Ладоги, после нее – Воскресенского монастыря из Корельского города (XI, 35) Из церквей упоминаются: 1 . Богородицкая, на земле которой жило в 8 дворах 12 человек поземщиков (III, 959); поп ее – Ульян (960). У Бранденбурга предположительно отожествляется с Покровской церковью, скудные сведения о которой имеются от XVII века (стр. 48). 2 . Спасская церковь – на ее земле в 6 дворах 7 поземщиков (III, 959), – поп ее Офонасий (960). У Бранденбурга две Спасских церкви. Нашу он видит в церкви Спаса Всемилостивого (1-го Авг.), и остатки ее считает найденными при раскопках (стр. 44–48). 3) Воскресенская, – ее поземщик – один (III, 959). Находилась в Семеновском конце (959 стр.; ср. Семену Святому и ко Воскресенью» 960). И Воскресенская, и Св. Петра церкви упоминаются у Бранденбурга (стр. 43); но сведений у него об этих церквах не больше, чем и у нас. 4 . Петра Святого, церковь или монастырь упоминается на 960 стр. III т. «Город Орешок» ныне Шлиссельбург, разделялся на 2 части: внутренний город и посад. Посад разделялся на а) Корельскую сторону, б) лопскую сторону и в) Никольский остров. Внутренний город, судя по количеству жителей, был населен скудно; но по количеству дворов пустых и пустых дворовых мест, – занимал весьма большую площадь.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

Глава вторая Переменная судьба Валаамской обители, под влиянием внешних исторических обстоятельств, от первого явления ее в истории до возобновления Петром Великим, с 960 по 1715 год. Общее обозрение этого периода. – Внешнее состояние Валаамского монастыря. – Разорения его от неприятелей и восстановления. – Внутреннее состояние иночества на Валааме. – Открытие св. мощей Сергия и Германа и неоднократные перенесения их. – Процветание монастыря по духовной жизни иноков. – Виды подвижничества. – Правила общежительного устава. – Влияние Валаамского монастыря на развитие иноческой жизни на севере. – Высокое наименование, под которым он известен был тогда. – Деятельность монастыря в распространении православной веры между финнами. – Труды иноков по просвещению. – Владения монастыря и способы его содержания. – Внимание к нему венценосцев русских. – Чрезвычайное обстоятельство: спасение шведского короля Магнуса Смека Валаамскими иноками от смерти, приведение его от католических заблуждений на путь православной веры и приготовление к Царствию Небесному. – Обстоятельства, поставляющия это событие вне сомнений. – Настоятели Валаамской обители. – Разорение Валаамского монастыря в 1611 году. При игумене Феогносте и Авраамии Ростовском Валаамский монастырь прочно заявляет своё существование в истории России и Церкви православной. С 960 года судьба его в течение многих веков подвергалась разным случайностям под влиянием внешних исторических обстоятельств отечества. По возобновлении своём, указом Петра Великого в 1715 году, он уже неуклонно шёл к нынешнему своему состоянию. Но в период времени с 960 до 1715 года, он то возвышался, то падал, то разоряли его, то опять он возникал из пепла и развалин. Эта переменная судьба Валаамской обители составит предмет настоящей главы. Сведения, относящиеся к этому времени, далеко неполны и отличаются отрывочностью. После 960 года, первое разорение Валаамский монастырь потерпел в XI веке. Шведы, быв поражены от Русских на берегах Ладожского озера, в досаде, катаясь по озеру на судах, нападали на беззащитных иноков, разоряли и жгли мирные кущи обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава вторая. Переменная судьба Валаамской обители под влиянием исторических событий С 960 по 1715 год При игумене Феогносте и Авраамии Ростовском Валаамский монастырь прочно заявляет свое существование в истории России и Церкви православной. С 960 года судьба его в течение многих веков подвергалась разным случайностям под влиянием внешних исторических обстоятельств отечества. По возобновлении своем, указом Петра Великого в 1715 году, он уже неуклонно шел к нынешнему своему состоянию. Но в период времени с 960 до 1715 года, он то возвышался, то падал, то разоряли его, то опять он возникал из пепла и развалин. Эта переменная судьба Валаамской обители составит предмет настоящей главы. Сведения, относящиеся к этому времени, далеко неполны и отличаются отрывочностью. После 960 года, первое разорение Валаамский монастырь потерпел в XI веке. Шведы, быв поражены от Русских на берегах Ладожского озера, в досаде, плавая по озеру на судах, нападали на беззащитных иноков, разоряли и жгли мирные кущи обители. До сих пор Валаам назывался обителью Св. Троицы, как то ясно сказано в житии св. Авраамия. Между тем во все последующее время он становится известным, по монастырским грамотам, под именем монастыря св. Спаса-Преображения. По всей вероятности, Троицкий Валаамский монастырь, бывший деревянным, созданный в доисторическое время, был сожжен врагами до основания. Затем, по миновании опасности, устроился новый монастырь. Главный храм его был теперь посвящен имени Христа-Спасителя на память славного Преображения Его на Фаворе. Церковь во имя Спаса построил игумен Мартирий, упоминаемый в старинных памятниках под 1192 годом. Может быть, иноки, по причине ветхости зданий, еще до разорения от шведов думали и готовились к построению нового монастыря по другому плану и из более прочных, чем одно дерево, материалов. По крайней мере в период цветущего состояния обители в XIII и особенно в XIV веке на Валааме существовали здания каменные, о которых говорится до 1555 года «Опыт летописи», стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 880 г. в Нитре была учреждена епархия, состоявшая в юрисдикции равноапостольного Мефодия. В церквах Великой Моравии богослужение совершалось как на славянском, так и на латинском языке. Высшая юрисдикция при этом признавалась за епископом Рима, а не патриархом Нового Рима. В булле 885 г. папа Стефан запретил совершать мессу и все вообще церковные обряды, а также читать тексты Священного Писания на славянском языке В 881 г. святой Мефодий вместе с ближайшими учениками прибыл в Константинополь по приглашению императора Василия Македонянина. После трехлетнего пребывания в родной ему империи он отправился в сопровождении учеников в обратный путь. В его отсутствие Вихинг сумел убедить нового папу Стефана V во вредоносности славянских опытов Кирилла и Мефодия, в свое время получивших поддержку папы Адриана. В булле 885 г. папа Стефан запретил совершать мессу и все вообще церковные обряды, а также читать тексты Священного Писания на славянском языке. На нем разрешалось лишь произносить проповеди, как собственно обстояло дело и с другими национальными языками на христианском Западе, где давно уже по разным причинам старались удерживать народ от ознакомления с аутентичным текстом Священных книг и тем самым от адекватного уразумения подлинного вероучения Христа. Весной 885 г. святой Мефодий тяжело занемог. Предвидя скорую смерть, он выразил пожелание, чтобы Паннонскую митрополию после него возглавил его ученик Горазд. 4 апреля, в Вербное воскресенье, его, уже не встававшего с одра, принесли в кафедральный храм Велеграда, и он произнес там проповедь. Его телесные силы были исчерпаны, и в тот же день он преставился. Отпевали его на славянском, греческом и латинском языке. После преставления святого Мефодия в 885 г. в Моравии подняло голову немецкое духовенство, стремившееся вытеснить из церковного употребления славянский язык. Происки ревнителей пресловутого триязычия, стремившихся искоренить из богослужения церковнославянский язык, привели в 886 г. к изгнанию из страны учеников святых братьев Кирилла и Мефодия руками папских легатов. Святополк не смог или не захотел защитить их и отстоять природный язык своего народа в богослужебной практике. Ученики святых братьев подверглись заточениям, некоторые из них казнены, другие — Горазд, Климент, Наум, Савва и Ангелярий Охридские и Лаврентий — в 886 г. были изгнаны из Моравии, вскоре после этого изгнания павшей под ударами венгров. Изгнанники продолжили дело Равноапостолов в Болгарии и соседних с нею славяноязычных землях на Балканах.

http://pravoslavie.ru/150773.html

Знаменский в своей прекрасной речи 6 апреля 1885 года (Православный Собеседник 1885 г. апрель стр. 399–400) делает более смелое предположение, что после 881 года Мефодий совсем прервал свою связь с Римом и начал завязывать новую связь своей церкви с Византией: «Не такое ли значение имело, говорит он, и путешествие его в Византию? И не отсюда ли все громы папской буллы Стефана, столь неожиданные после ласковости к Мефодию прежних пап?» Если бы могло быть принято это смелое предположение, то оно действительно лучше всего объяснило бы и полный успех нового доноса Вихинга, и папские громы на Мефодия, и даже такие выражения папской буллы, как обзывание безумным того, кто хулит римскую церковь , как упреки Мефодию за презрение римско-католической веры и за наклонность к вражде, а не миру, наконец – похвалы Святополку за то, что он, не блуждая по другим местам, пожелал обратиться к римской церкви. 286 Выше были изложены соображения, заставляющие предполагать, что папа писал к Святополку тотчас по вступлении на престол в августе 885 года; те же соображения заставляют думать, что Вихинг, получив папское письмо, немедленно отправился с ним обратно в Моравию, следовательно, мог прибыть сюда в конце сентября или начале октября. 288 О мире между Арнульфом и Святополком говорит фульденская летопись под 885 годом: pax in Oriente inter Arnulfa et Zuentibaldo, praesentibus scilicet Boioariorum principibus, jusjurando constare firmatur. Pertz, 1, p. 402. К сожалению, летопись не говорит в каком месяце 885 года состоялся этот мир. Но она дает приблизительно определить этот месяц тем, что известие о мире помещает сейчас после известия о вступлении папы Стефана на престол, которое последовало не ранее августа. Следовательно, мир состоялся после августа – в одном из последних четырех месяцев 885 года, т.е. тогда, когда Вихинг только что возвратился из Рима в Моравию. При тогдашнем обычае участия епископов, как высших представительных лиц, в переговорах между государями, при известных отношениях Вихинга к Арнульфу и Святополку, представляется совершенно естественным присутствие и участие Вихинга в заключении мира между ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Malyshevs...

882 г. Последнее письмо папы Uoahha VIII св. Царю Борису с увещанием помнить о верности, которую он обещал Римской Церкви, вернуться в Римскую Церковь и придерживаться к ней, а так же послать болгарского посла в Рим (ЛИБИ, т. II, с. 179–180). 881–882 гг. Св. Мефодий в Константинополе по приглашению Императора Василия I и св. Патриарха Фотия. Встреча со св. Патриархом Фотием и с Императором Василием I (Житие св. Мефодия, 15). Св. Мефодий соблюл церковную дисциплину и уведомил папу Uoahha VIII о своей поездке в Константинополь (Письмо папы Иоанна VIII св. Мефодию от 881 г.). 882/3 гг. Моравский князь Святополк вмешивается в отношения между немецкими правителями и вторгается в Германию. Завладел, между прочим, гор. Шверином, северная Германия. [Раскопки 1976 г. раскрыли древнесловенский православный храм в Гросс Радене, округ Шверин.] 882/3 гг. Союз между Германией и Болгарией. 882/3 гг. Болгария пришла на помощь Германии. Святополку удалось отбить нападение Болгарии в юго-восточной Моравии. 15.ΧII.883 г. Убийство папы Uoahha VIII его писарем, который пытался отравить его, но чтобы прикончить его поскорее, разбил ему голову молотком (ЛИБИ, т. II, с. 190). 16.XII.882–15.V.884 гг. Папа Марин. 882 г. Папа Марин снимает с Формозы анафему и возвращает ему епископское достоинство. С 882 г. Безразличие св. Царя Бориса к Риму и безболезненный разрыв с Римом. Св. Патриарх Фотий больше не вмешивается в болгарские дела. 883–884 гг. Моравия два раза вторгается в Паннонию и опустошает ее. †6/19.IV.885 г. Св. Мефодий скончался в Велеграде, Великая Моравия. 17.V.884–XI.885 гг. Папа Адриан III. Ноябрь 885–14.IX.891 гг. Папа Стефан Осень 885 г. Письмо папы Стефана Великоморавскому князю Святополку, которое послужило юридическим основанием гонений против учеников Святых братьев (ЛИБИ, т. II, с. 298). Письма римского папы Стефана о деле св. Мефодия, Архиепископа Паннонского и Моравского, Учителя словено-болгарского: I. Из наставлений папы Стефана Епископу Доминику и пресвитерам Иоанну и Стефану, посланных к моравским славянам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Святые Мефодий и Константин прибыли в Рим с мощами святого Климента. 867–877 Святой Игнатий, патр. Константинопольский (вторично). 867–886 Имп. Василий I Македонянин. Кончина в Риме святого Константина, в монашестве Кирилла. Святой Мефодий посвящен во архиепископа Моравии и Паннонии и отправлен на кафедру. 869–870 Утверждение восточного христианства в Моравии (проповедь святителя Мефодия). Кн. чешский Боривой и его супруга Людмила приняли крещение от святителя Мефодия. 877–886 Фотий, патр. Константинопольский (вторично). Олег, кн. киевский. Кончина равноапостольного Мефодия, архиепископа Моравского. Его ученики и около двухсот священников были изгнаны из Моравии. Часть их по приглашению царя болгарского Бориса переселилась в Болгарию для утверждения богослужения на славянском языке. 886–893 Святой Стефан I, патр. Константинопольский. 886–912 Имп. Лев VI Мудрый. 912–913 Имп. Александр. 893–901 Святой Антоний II Кавлей, патр. Константинопольский. 912–925 Николай I Мистик, патр. Константинопольский. Евфимий II, патр. Константинопольский. 912–925 Николай I Мистик, патр. Константинопольский (вторично). Игорь Рюрикович, кн. киевский. 920–944 Имп. Константин VII Багрянородный. Имп. Роман I Лакапин. 925–928 Стефан II, патр. Константинопольский. Папа Иоанн Х безуспешно пытался остановить распространение славянского богослужения в хорватских землях. 928–931 Святой Трифон, патр. Константинопольский. 933–956 Феофилакт, патр. Константинопольский. Договор кн. киевского Игоря с греками: при заключении договора князь и язычники из его дружины клялись Перуном, а дружинники-христиане присягали в храме пророка Илии. ок. 945–960 Святая Ольга, кнг. киевская. Кончина святого Андрея Юродивого, славянина из Новгорода, подвизавшегося в Константинополе. 956–970 Полиевкт, патр. Константинопольский. ок. 945–960 Кнг. киевская Ольга приняла в Константинополе крещение с именем Елена. 959–963 Имп. Роман II. 959–963 Святослав Игоревич, кн. киевский. ок. 960–972 Имп. Никифор II Фока. 967 или 968 Вторжение кн. киевского Святослава в Болгарию.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

1866. P. 139-145), датируемая предположительно 2-й пол. VI в., его не упоминает. Согласно версии, изложенной в араб. Житии Антиохийского патриарха Христофора (кон. X - нач. XI в.; Zayat, é d. 1952), центр Католикосата находился в Селевкии-Ктесифоне, откуда в связи со строительством Багдада в 60-х гг. VIII в. был перенесен в обл. Шаш (Чач), в Ромагирис (Румагирд; вероятно, район или пригород совр. Ташкента). С увеличением в Багдаде числа мелькитов, в основном из взятых в плен византийцев, между Багдадом и Ромагирисом началось противостояние за кафедру К. Как известно из др. источников, в нач. X в. багдадской общине, по-видимому, удалось одержать верх: в 912/3 г. Антиохийский патриарх Илия I направил в Багдад К. по имени Иоанн. Однако несторианский католикос-патриарх Авраам III добился распоряжения халифа о запрете на его пребывание в Багдаде ( Assemani. BO. T. 2. P. 440-441). Очередные прения проходили в Антиохии при патриархе Агапии (I) (953-960), а с восшествием на престол его преемника Христофора (960-967) вопрос был решен поставлением 2 К. Т. о., параллельное существование Католикосатов Ромагириса и Иринополя/Багдада можно констатировать приблизительно с 960 г. Аутентичность сообщаемой в Житии Христофора информации о ранних этапах существования Католикосата подверг критике Ж. М. Фие ( Fiey. 1977); ее достоверность отстаивали Ж. Насралла ( Nasrallah. 1983) и В. Клайн ( Klein. 1999). Католикос-патриарх Дынха IV, предстоятель Ассирийской Церкви Востока. Фотография. XXI в. титул «католикос» получил более широкое распространение. В Церкви Востока его появление обычно связывается с процессом эмансипации кафедры Селевкии-Ктесифона от Антиохийского Патриархата, однако такой взгляд не учитывает полицентрического принципа формирования епископий древней Церкви. В. де Врис указал на некорректность представления о том, что Поместные Церкви в древности обязательно должны «выделяться» из Патриархатов ( Vries. 1964. S. 430). В действительности Церковь в парфянских пределах, а затем в Иране развивалась вне прямой связи с церковными структурами в Римской империи или подчинения им.

http://pravenc.ru/text/1683903.html

Cambridge Mass., 1987. P. 3-116 (Harvard Library of Early Ukrainian Literature, Texts, vol. IV). Голубев С. Т. Защита святости и православия киево-печерских угодников в сочинении Сильвестра Косова " Paterikon, abo ywoty witych oyców pieczarskich "http://Киевские Епархиальные Ведомости. К., 1875. 4. С. 131. Флоровский Г., прот. Пути русского богословия/С предисл. Н. Лосского. Москва: Институт Русской цивилизации, 2009. С. 39. Филарет (Гумилевский), свт. Обзор русской духовной литературы: Книги первая и вторая. 862–1863/Соч. Филарета (Гумилевского), архиепископа Черниговского: Издание третье, с поправками и дополнениями автора. СПб., 1884. 511 с. Уния в документах . Сб./сост.  В. А .  Теплова , З. И. Зуева. Мн.: Лучи Софии 1997. С. 212. Голубев С. Т. Отзыв о сочинении В.О. Эйнгорна: Очерки из истории Малороссии в XVII в. 1. Сношения малороссийского духовенства с московским правительством в царствование Алексея Михайловича: Санкт-Петербург: тип. Имп. Акад. наук, 1902. С. 15. Карабинов И. А.  Св. чаша на Литургии Преждеосвященных Даров //Христианское чтение. 1915. 7-8. С. 958. Карабинов И. А.  Св. чаша на Литургии Преждеосвященных Даров //Христианское чтение. 1915. 7-8. С. 960. Там же. С. 960. Там же. С. 958. Служебник 1676 г. имел два выхода – 14 августа и 1 октября, Чиновник вышел в 1677, но начал печататься в 1675 г. (Дела Архива Моск. Синод. Типогр. 70, 72 и 75). Карабинов И. А.  Св. чаша на Литургии Преждеосвященных Даров //Христианское чтение. 1915. 7-8. С. 960. Там же. С. 958.   Источник: Немшон С. В. Проблема осмысления западнорусского богословия в Московском государстве XVII века//Труды Коломенской духовной семинарии. 2023. 2 (21). С. 26-34. Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается.

http://bogoslov.ru/article/6193601

150 О том же говорится и в анналах херсфельдской традиции (см. примеч. 147). Такое согласие не зависимых друг от друга источников (см. 18, примеч. 464) лишает оснований нередко высказывавшиеся в науке предположения, что посольство Ольги преследовало отнюдь не религиозные цели, и лишь миссионерское рвение Оттона I побудило его отправить на Русь епископа (см., например: Голубинский 1/1. С. 82–83; Грушевський 2. С. 405–406; Сахаров 1980. С. 293–298; и др.). Причиной обращения киевской правительницы к германскому королю стала, как есть основания думать, неудача ее переговоров с Византией, в которых также поднимался вопрос о церковной организации на Руси после личного крещения княгини (Назаренко 1993. С. 119–120. Коммент. 13; он же 2001а. С. 297–303). 151 Херсфельд – известный еще с каролингских времен монастырь в Гессене, несколько севернее знаменитой Фульды. Хаганон умер 21 декабря следующего, 960 г. 152 В средние века в Германии год начинали с Рождества, так что речь идет о Рождестве 959, а не 960 г. 155 В Майнце. Видимо, Либуций был протеже майнцского архиепископа Вильгельма, внебрачного сына Оттона I. 156 Архиепископом гамбургско-бременским, одним из самых близких советников Оттона I. Франкфурт был канонической (т. е. подчиненной в церковно-правовом отношении) территорией Майнцской архиепископии, поэтому для рукоположения здесь Либуция именно гамбургско-бременским архиепископом должны были иметься особые причины. Дело в том, что Адальдаг, будучи папским викарием в отношении язычников на севере Европы и главой миссионерской архиепископии (см. 22, введение), обладал правом организации новых епископств на языческих землях. Именно поэтому источник ничего не сообщает о санкции Рима на открытие новой миссийной епископии (Назаренко 1993. С. 121–122. Коммент. 18). 157 Беренгара II, маркграфа Ивреи, занявшего итальянский престол после смерти в 950 г. короля Лотаря II, двоюродного брата своей жены; свергнут в результате войны с Оттоном I. 160 О причинах задержки более чем на год с отправлением уже рукоположенного епископа можно только строить предположения. По косвенным данным (внезапное обострение в 960 г. германо-византийских отношений; относящееся к тому же году посольство Лиудпранда в Византию, кажется, неудавшееся) в преддверии своей запланированной имперской коронации (962 г.) Оттон I хотел использовать открытие миссийной епархии для Руси как инструмент политического давления на Византию с целью вынудить последнюю признать за германскими королями титул императоров. Другие объяснения менее убедительны (Назаренко 1993. С. 123–124. Коммент. 26; он же 2001а. С. 305–307).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010