Почувствовав, что слабеет, святитель Мефодий начал готовиться к смерти. В числе прочих распоряжений он указал на Горазда, моравского славянина, как на своего преемника. Скончался он 6 апреля 885 г., на Страстной седмице. Его погребение было совершено на трех языках: латинском, греческом и славянском, а тело было положено в соборе моравской столицы Велеград. Память св. Кирилла празднуется 14 февраля, св. Мефодия – 6 апреля, их совместный праздник был установлен позже, для этого было выбрано 11(24) мая. Мефодий оставил после себя 200 священников, диаконов и иподиаконов. Нам известны имена пятерых его учеников: Горазд, Климент, Савва, Ангеларий и Наум («пяточисленники»). Вместе с Кириллом и Мефодием они именуются Церковью как «святые седмочисленники» (под этим наименованием они вошли в агиографию южнославянских народов). После кончины святителя на Моравскую Церковь сразу же начались гонения как со стороны Святополка, так и со стороны немецкого духовенства. В 885 г. Папа Стефан V, сменивший в 885 г. Папу Адриана III, поставил во главе Моравской Церкви епископа Вихинга, запретил богослужение на славянском языке и повелел изгнать учеников Мефодия. В 886 г. славянское священство было изгнано из страны. Этому предшествовали побои, унижения и надругательства: узники были закованы в кандалы, почти лишены одежды, их морили голодом и пытали. Значительная часть молодых священников была продана в рабство на невольничьем рынке в Венеции. Климент, Наум, Ангеларий, как и другие, после жестоких истязаний также были изгнаны из Моравии, но их приняла Болгария, во главе которой стоял князь Борис (852–889 гг.) 43 , принявший крещение в период 863–866 гг. 44 В политическом отношении Болгария была страной независимой и представляла для Византийской империи серьезную военную угрозу, однако уровень развития ее культуры был совершенно несопоставим с греческой. Болгарский язык на тот период был языком лишь устного общения, а функцию литературного, административного и церковного языка выполнял греческий, которым население не владело, и только интеллектуальная элита могла прикоснуться к византийской и мировой культуре, а Болгария в целом была обречена оставаться «варварской страной» различных славянских племен. Князь Борис стремился к созданию единого народа на основе своей национальной автокефальной Церкви. И начинать надо было с переводов на болгарский язык необходимого количества богослужебных книг, а также с воспитания собственного национального духовенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Преподобный равноапостольный Наум Охридский по происхождению болгарин, родом из Мизии, от благородных родителей, был одним из учеников святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (память 11 мая), ближайшим сподвижником святителя Климента Охридского (†  916, память 27 июля). С юных лет святой посвятил свою жизнь служению Христу. Наделенный от Господа многими дарованиями, он изучил разные языки и стал выдающимся проповедником. Под руководством святых братьев Кирилла и Мефодия, преподобный Наум в течение многих лет (863–885) наряду со святыми Климентом, Гораздом, Саввой и Ангеляром (их совместная память 27 июля) принимал активное участие в переводе с греческого на славянский язык Священного Писания и Богослужебных книг. Во время пребывания в Риме в 868 году он был рукоположен во диакона Папой Римским Адрианом II (867–872), а затем посвящен в сан пресвитера. Папа Адриан II одобрил дело перевода Библии на славянский язык, признав его Богоугодным, освятил славянские книги и благословил совершать Божественную Литургию на славянском языке. После кончины святого Мефодия († 885) на долю славянских проповедников выпали тяжелые испытания. Во время миссионерской деятельности в Моравии преподобный Наум и его соратники по зависти немецких епископов были заключены в темницу, закованы в цепи, подвергались пыткам. Однако по молитве святых узников Господь явил чудо: силой Божией темница сотряслась, оковы спали и они беспрепятственно вышли на свободу. Народ уверовал в святость проповедников, но епископ Виханг объявил чудо «бесовским» наваждением и изгнал святого Наума и его сподвижников за пределы Моравии. Движимые Промыслом Божиим, совершая многочисленные чудеса и исцеления, святые проповедники достигли Дуная. Здесь они разделились. Преподобный Наум вместе со святыми Климентом и Ангеляром отправились в Болгарию, а остальные отправились в Дакию и Иллирию. Болгарский царь святой Борис – Михаил, крестивший свой народ в 885 году, с радостью встретил учеников святых Кирилла и Мефодия. Он поручил им дело распространения славянских богослужебных книг и организации духовных школ при храмах и монастырях для подготовки болгарского духовенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

25 Все сомнения о времени кончины Св. Мефодия разрешает Паннон. Житие Свят. Мефодия. Мефодий в вербное воскресение в последний раз, уже больной, беседовал с паствою и тогда же сказал: «поберегите меня, дети, до третьего дня.» и утром третьего дня, 6 Апреля 885 г., скончался. Так говорит биограф. Пасха 885 г. была 11 Апреля, вербное воскресенье 4 Апреля. След., третий день после 4-го Апр. был 6 Апр. 885 г. Биограф Климента говорит о 24 годах архиеписковства Мефодиева; это обмолвка языка; надлежало сказать, что Мефодий трудился у Славян всего 24 года. Райградский настоятель в 1062 г. доносил, что Мефодий 2 июня 884 г. освящал Берненскую церковь (Kopitar, Glagolita § 36). В Остромировом и Ассемановом Евангелиях XI в. Память Св. Мефодия 6 Апреля; тоже в Прологе 13 и Апостоле 14 в. Но в поздних 11 мая. 26 Биограф Климента: ,.занимавших церковные должности было до 200, в том числе учители Горазд, природный Морав, -искусный в обоих языках, Славянском и Греческом, красноречивый Климент, Лаврентий, Наум и Ангеляр.» Папа пишет: «Пресвитерам, диаконам, другим клирикам, какого бы чина ни были , Славянам ли , или другого какого племени, находящимся в той области, повелеваем быть в подчинении и повиновении во всем помянутому Собрату нашему . Архиепископу нашему.» Ер. 247, ad Sventopulcum an. 880, сл. Ер. 190, 194. 27 В Далмации Собор 925 г. запрещал Славянскую службу. Собор 1059 г. положил «впередь никто не смей совершать таин на Славян. языке, а только на Латинском и Греческом; никто из людей того языка (Славянскаго) не должен быть возводим на священные степени». В оправдание сего говорили, что «Готкие буквы изобретены некиим еретиком Мефодием, который много писал на том же Славянском языке (in eadem Slavonica) против правила кафолической веры.» Славян. Священники, для которых храмы были затворены, принесли жалобу П. Александру. Тот отвечал: ,,ради Ариан, изобретателей сей письменности, никак не могу позволить службу на их языке». (Thomae archid. Spalat. + 268 hist. Salonit. Episc.). С чего взяли называть Мефодия и Далматских Славян Арианами? С того же , с чего еще в 9 в. называли Славянских просветителей Арианами , т. е. за догмат о происхождении Св. Духа. Впрочем, в Митрополии Диоклейской, по близости ея к Греческой Церкви, Паписты долго не могли преодолеть Славян. Тот же П. Александр (Epist. 4 ad Petrum Dalmatiae et Slavoniae Archiep.) в 1062 г. писал: «пекись о монастырях как Латинян, так и Греков или Славян: ты знаешь, что это одна Церковь . »

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Возобновление союза с Римом и Спартой. 134–104 – Иоанн Гиркан Междоусобные войны в Сирии и Египте приводят к потере контроля над Палестиной. VII. Эпоха Маккавеев 175 – Воцарение Антиоха IV Епифана. 167–164 – великое гонение. Жертвоприношение Зевсу Олимпийскому в Храме (дек. 167). Сопротивление Маттафии и его сыновей. 166–160 – Иуда Макк. 164 – очищение и обновление храма (1 Макк. 4, 36) 162 – Иуда вступает в союз с Римом (1 Макк. 8) 160–143 – Ионафан. 152 – Ионафан становится родоначальником династии первосвященников – князей Асмонеев. 144 – возобновление союзов с Римом и Спартой. 143 – убийство Ионафана. Ему наследует брат Симон (143–134). 141 – Иерусалимская крепость сдается Симону. Конец оккупации Иудеи Селевкидами. Возобновление союзов с Римом и Спартой. 134 – Симон и его сыновья Иуда и Маттафия вероломно убиты Птоломеем, зятем Симона, во второй сын Симона Иоанн Гиркан спасается от убийц. 134–104 – Иоанн Гиркан, первосвященник. 104–103 – Аристовул I, став первосвященником, называет себя царем. 103–76 – Александр Ианний. 76–67 – его жена Александра. Первосвященник старший сын – Гиркан II. 67–63 – Аристовул II свергает своего старшего брата Гиркана II и становится первосвященником и царем. VIII. Палестина под властью Рима 64 – Сирия становится римской провинцией. 63 – Помпей овладевает Иерусалимом и объявляет первосвященником Гиркана. Светская власть отдается Юлием Цезарем идумеяну Антипатру. 40 – Ирод – сын идумеянина Антипатра, становится царем Иудеи. Правил страной 37 лет. При нем родился Христос (7 или. 6 г.) Синхронная таблица Северное царство – Израиль 931–722 гг. 931–910 Иеровоам 910–909 Нават 909–886 Вааса 886–885 Ила 885 (7 дней) Замврий 885–874 Амврий 874–853 Ахав прор. ИЛИЯ (3 Цар. 17–19; 4Цар. 1 ) 853–852 Охозия 852–841 Иорам прор. ЕЛИСЕЙ (4 Цар. 2–13). 841–814 Ииуй 814–793 Иоахаз 798–783 Иоас Южное царство – Иудея 931–587 гг. 931–913 Ровоам 913–911 Авия 911–870 Аса 870–848 Иосафат 848–841 Иорам 841 Охазия 841–835 Гофолия 835–796 Иоас 796–781 Амасия пр. ИОНА 793–753

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ponjati...

Таким образом, мы полагаем, что Вихинг прибыл в Рим еще до апреля 885 года, когда здесь папой был Адриан III. Вихинг, без сомнения, знал, что идет в Рим в удобную для себя пору в том именно смысле, что здесь давно уже не было в живых папы Uoahha VIII , грозившего ему судом за интриги против Мефодия и за известный подлог, знал, быть может, и то, что уже при преемнике Иоанна Марине политика римская кое в чем изменилась, и именно в смысле благоприятном для планов Вихинга. Действительно, папа Марин в своих отношениях к православному греко-востоку хотел следовать не Иоанну VIII, а Николаю I, врагу Фотия, горячему защитнику латино-западного filioque. 277 Преемник Марина Адриан колебался в своих отношениях к Востоку, был вообще бесхарактерен; притом, кратковременное управление этого папы, продолжавшееся всего один год три месяца и девятнадцать дней, было несчастно: Рим страдал тогда от саранчи, опустошавшей окрестный поля и сады, от засухи и голода. Политические отношения папы были также стеснены. Подобно Иоанну, он видел необходимость ехать к императору Карлу и, вверив на время своего отсутствия защиту Рима послу Карла епископу Иоанну, действительно отправился в путь, но не доезжая р. По, внезапно скончался в С. Цезарио или Viul-Zacharia в августе, по иным в июле 885 года. В Риме представители клира и народа, собравшись для избрания нового папы, согласились, что в виду бедствий, тяготеющих над городом, как знамений гнева Божия, следует избрать папой мужа благочестивого, богоугодного и таким найден пресвитер Стефан, который и стал папой, под именем Стефана V (официально – VI), что было в том же августе или не позже сентября 885 года. Понятно, что Вихинг, прибывший в Рим еще при Адриане в один из последних месяцев правления его, должен был на некоторое время разочароваться в расчетах на скорый ход своего дела в Риме. Риму и Адриану III было не до Вихинга. Тяжкие были заботы у них и о себе. Тяжким положением Рима и папы в первые месяцы пребывания здесь Вихинга может объясняться то, почему он долго не успевал заинтересовать папу и римскую курию своим делом, объясняется, быть может, и отсутствие таких сношений Рима с далекой Моравией, плодом которых было бы получение известий о кончине Мефодия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Malyshevs...

Скачать epub pdf Седмица 12-я по Пятидесятнице ПОНЕДЕЛЬНИК. Мк. Зач. 2. (1,9–15) О КРЕЩЕНИИ Христос к Крещению приступил для того, чтобы засвидетельствовать истинность Своего человечества, – преимущественно же для того, чтобы Крещением Своим положить конец крещению Иоанна, так как Он снова крестил тех, кои крещены были Иоанном. Этим показал и сделал ясным, что Иоанн только до Его прихода совершал крещение, ибо истинное Крещение открыто Господом нашим, Который соделал его свободным от наказаний закона (29,57). Сошел Владыка Ангелов в струи Иордана и, освятив естество вод, уврачевал всю вселенную (34,825). С тех пор как Спаситель соблаговолил принять наше естество, Он исполняется Святого Духа, потому что плоть должна была в человеческом образе восприять сошествие Духа (34,885). Спаситель восхотел отдать в собственность Святому Духу то тело, какое Он – Господь, восприял; отдать для того, чтобы все, что совершит Христос во плоти, приписывалось Святому Духу, жившему в Нем (34,885). Дух снисходит (на Спасителя) не потому, что не достаточно было Божество Сына, но для того, чтобы таким путем обнаружилось совершенное познание Троицы (34,885)… . Он (Христос) не имеет нужды в Крещении и… Дух сошел для того, чтобы указать Его (39,112)… . Спаситель допустил диавола с искушением, чтобы Своим примером научить нас, как мы должны побеждать искусителя… (50,243). Домостроитель жизни нашей Господь положил с нами завет крещения, имеющий в себе образ жизни и смерти; и изображением смерти служит вода, а залог жизни подается Духом (3,240). Какое намерение и какая сила в Крещении? Через него крещаемый изменяется в уме, слове и деле и, по данной ему силе, делается тем же, что Родивший его (3,330). Крещение – искупление пленных, прощение долгов, смерть греха, пакибытие души, светлая надежда, неприкосновенная печать, колесница на небо, предуготовление Царствия, дарование сыноположения (4,199). Через Крещение… образуется и совершается человек Христов, земное прелагается в дух и воссозидается (9,112).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Возвратившись в Моравию, св. Мефодий занялся переводами книг Священного Писания Ветхого Завета, Номоканона и Отечника. Одолев всех своих противников, неустанными трудами выполнив свой долг апостола и первоучителя славян, оставив после себя 200 подготовленных учеников (Блаженный Феофилакт, Архиепископ Болгарский и Охридский, Житие св. Климента Охридского, VI, 23), св. Мефодий скончался 6/19.IV.885 г. в Велеграде, Моравия. Перед смертью он указал на своего ученика моравявина Горазда как на своего преемника на кафедре Моравской Архиепископии. Моравский народ горестно оплакал своего архипастыря. Однако над Моравской Церковью уже собирались грозовые тучи. Новый римский папа Стефан V/VI не одобрил кандидатуру Горазда на Моравскую кафедру, а назначил Нитранского Епископа Вихинга Архиепископом Моравским. Осенью 885 г. он послал письмо князю Святополку, в котором осуждал дело св. Мефодия, отграничивался от него и запретил богослужение на словено-болгарском языке, а нарушителям этого приказа грозил отлучением от Церкви и изгнанием из Моравии. Это послание папы Стефана послужило каноническим основанием для расправы с Моравской Церковью. Главным организатором гонений на православных был Нитранский Епископ Вихинг, который самовольно захватил предстоятельскую кафедру Моравской Церкви. Учеников и последователей Святых братьев хватали, сажали в тюрьмы и жестоко истязали. Заключению и пыткам подвергались ближайшие соратники св. Мефодия – Горазд, Климент, Наум, Савва, Лаврентий и Ангелярий, а затем их изгнали из Моравии. Так как они, за исключением моравявина Горазда, были болгарами, то они устремились к Болгарии – «О Болгарии тосковали, на Болгарию надеялись.» (Блаженный Феофилакт, Архиепископ Болгарский и Охридский, Житие св. Климента Охридского, XIV, 42). Зимой 885/6 гг. свв. Климент с Наумом и Ангелярием, спасая дело Святых братьев и Священные книги с переводами на словено-болгарском языке, добрались до границ Болгарии. Боритаркан (комендант) Белградской крепости Радислав сразу же отправил их к болгарскому св. Царю Борису.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Проповедническая деятельность Русской Православной Церкви считалась делом первостепенной важности. На это обстоятельство указывают все японские авторы, но проф. Наганава описывает подробно сам характер поездок по стране как самого о. Николая, так и его сподвижников и последователей. В результате этих поездок росло число верующих, хотя, может быть, и незначительно. Если в 1906 г. их число составляло 29 115 человек, то в 1911 г. – 32 700 человек 43 . Финансовое положение православной общины было более чем скромным и вызывало беспокойство ее наставников. Так, управляющий делами церкви г. Ямада в 1907 г. провел сравнительный анализ, из которого явствует, что 204 прихода с числом прихожан около 30 000 человек имели поступления от верующих в сумме 8400 иен, т.е. в среднем на одного человека 0,27 иен 44 . Проф. Наганава видит причину такого положения в том, что после русско-японской войны сократилось число региональных приходов, самообеспечены были в основном городские приходы. Наиболее мощные приходы по-прежнему находились в Тохоку, в центральных районах верующие были выходцами из Тохоку, в особенности представители самурайских семейств. В остальном пожертвования шли за счет низших слоев общества, а они были незначительными. В целом доходы и расходы церкви в 1907 г. составляли: доходы – 80 000 иен (пожертвования от миссионерских обществ и монастырей); расходы – 98 960 иен (обеспечение служителей, расходы на семинарии и издательскую деятельность); недостача – 18 960 иен 45 . Поэтому, начиная с самого о. Николая, а затем о. Сергия (Тихомирова) , братьев о. Анатолия и о. Якова Тихай и других неизвестных теперь священнослужителей, они постоянно совершали поездки как в Россию, так и в Маньчжурию, Корею, во все концы самой Японии для сбора средств для поддержания жизнеспособности Российской Православной общины. Особенно бедственным положение Церкви стало после революции 1917 г., когда поступления из России прекратились, а Великое землетрясение 1923 г. в Японии, затем военные события в Китае в 1937 г., вторая мировая война еще более усугубили это положение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Боже великий и вышний, от всея твари поклоняемый. Владыко, Господи Боже наш, многий в милости. Господи Боже наш, седяй на херувимех. Владыко, Господи Боже наш, пославый семь архангелов в дом Захарии. Боже сильный и милостивый, вся строяй на спасение рода человеческого 311 . Шестая молитва в этой группе в более поздних рукописях Святогробской Константинопольской библиотеки 8 и др. была проредактирована вновь. По рукописи Синайской библиотеки 960, 13 в. По рукописи Святогробской Константинопольской библиотеки 8, 15 в. Владыко, Господи Боже наш, ниспославый семь архангелов в дом Захарии... ...ниспосли сих архангелов на дом... ...молитвами и заступлением Пречистой Владычицы нашей Богородицы, святых архангелов Михаила, Гавриила, Уриила и Рафаила и всех святых Твоих. Владыко..., удостоивый придти в дом Захарии... ...ниспосли милость Твою на дом... ...молитвами и заступлением Пречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, честных архангелов и всех небесных сил, честного славного пророка Предтечи и Крестителя Иоанна, святых славных и всехвальных апостолов, святых и чудотворцев – бессребреников Космы и Дамиана, Кира и Иоанна, Пантелеймона и Ермолая, Сампсона и Диомида, Мокия и Фалалея, Тихона и Иоанна и всех святых Твоих. Остальные молитвы на апостольских и евангельских чтениях в рукописях данной группы имеют лишь разночтения. Первая молитва – «Боже великий и дивный, храняй завет Твой» – в современном чине служит срединой молитвы после первого евангелия. Уклонение от современного чтения представляет лишь рукопись Синайской библиотеки 960 312 . Вторая молитва – «Буди елей сей» – в современном чине составляет конец молитвы после первого евангелия. По современному чтению По рукописи Синайской библиотеки По остальным рукописям ...елей радости, елей освящения, одежда царская... …страшны будут противным силам... Ибо Твое есть... Буди Господи елей этот, елей радости, Духа Святого, елей святости, елей возрождения, елей освящения, одежда царская... ...будут противоборствующими противной силе демонов... Благодатию и щедротами и человеколюбием...

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

Так, называются следующие монастыри: 1 . Егорьевский монастырь из-за стены (III, 958), – на его земле 9 дворов 12 поземщиков. По указанию Зверинского (II, 762) – монастырь мужской находился в самой крепости. Основан в XI или XII вв. возобновленный в XV в., в 1764 году обращен в приход. Носил название «Застенного». (Ср. Бранденбург, стр. 53). 2 . Никольский монастырь в Никольском конце (III, 958), – на его земле в 6 дворах 6 поземщиков. Ему принадлежали деревни в Ладож. уезде, в Городенском погосте; (XI, 35. Ильинском (XI. 39), Песотцком (XI, 54) и Теребужском (XI, 85). Ныне – Никольский Староладожский мужской заштатный монастырь, в 1 версте от Старой Ладоги. Начало его относится к XIII в. С 1764 г. – третьеклассный. После несколько раз приписной. (См. Зверинский 1, 332; Бранденбург, стр. 57). 3 . Семеона Святого монастырь, деревни которого описаны в Ярвосольском погосте (X, 463), глухо упоминается на 960 стр. III т. Там между прочим назван «поп Микул Семеновской». У Зверинского (III, 2016) – назван мужским. В настоящее время совсем не существует. У Бранденбурга, стр. 42-я, отнесен не к монастырям, а к церквам, и совершенно ошибочно, так как во Времен. XI, 463, на каковое место ссылается и Бранденбург, ясно сказано: «монастырские Семиона Святого из Ладоги»; и в описании, и в каждой деревне, и в общем итоге, пишется «а доход монастырю». 4 . Пречистые монастырь, глухо упомянутый в III т. 960 странице, имел деревни в Ладожском у. в погостах Городенском (XI, 34), Песотцком (XI, 55), Теребужском (XI, 84). По Зверинскому (II, 1328) – ныне женский 3-го класса Успенский монастырь (Успенский Пречистый…) Тоже и у Бранденбурга, стр. 53. Только вероятнее, что не «монастырь Пречистые» давал название Богородицкому концу, а церковь Богородицкая. По крайней мере «на церковных местах Богородицкие поземщики... в Богородицком конце». (III, 959) и живут. 5 . Ивана Святого монастырь владел деревнями в погосте – Городенском Ладожского у. (XI, 29). У Зверинского (I, 209) – мужской, приписной к Никольскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010