Авторы XVII в. приписывали К. агиографические сочинения, в т. ч. Житие св. Сенана и Житие св. Патрикия. Михал О Клери в «Мартирологе из Донегола» указал на то, что в Трехчастном Житии св. Патрикия среди агиографов, собравших сведения о чудесах святого, назван некий Колман Уамах (Пещерник?) (Bethu Phátraic/Ed. K. Mulchrone. Dublin, 1939. Vol. 1. P. 37, 152), и ошибочно отождествил его с К. (см.: Thurneysen. 1933. S. 204-205). Почитание Память К. указана в ирл. мартирологах 1-й пол. IX в.- в Мартирологе из Тамлахты (15 окт.) и в Мартирологе Оэнгуса (24 нояб.), а также в более поздних ирл. календарях. Центром почитания К. была Клуан-Уама, одна из крупнейших церквей в Юж. Ирландии. Под 697 г. упоминается руководитель церковной общины Эохайд (Echuidh apb Cluanae hUamae - N í Dhonnchadha M. The Guarantor List of «Cáin Adomnáin», 697//Peritia. 1982. Vol. 1. P. 180, 187), но в летописных сводах о Клуан-Уаме говорится лишь с IX в. (сообщения о настоятелях (аббатах) под 821 (в «Анналах Четырех наставников»), 859, 885, 1095 гг.; о епископе под 884 г.; о настоятеле с титулом «наследник Колмана» (comorba Colmán mic Lenín) - в «Анналах Четырех наставников» под 1099 г.; об эренахах (airchinnech) под 1060, 1092 и 1179 гг.). В ирл. «триадах» о Клуан-Уаме говорится как о центре изучения традиционного права (féinechas hÉrenn - Meyer K. The Triads of Ireland. Dublin, 1906. P. 2). Согласно «Книге прав» (XI в.), здесь была одна из резиденций правителя Мумана (Lebor na Cert: The Book of Rights/Ed. M. Dillon. Dublin, 1962. P. 42, 44). В Клуан-Уаме завещал похоронить себя известный ученостью и благочестием правитель Кормак, сын Куленнана (902-908) ( Keating. 1908. P. 202). Церковь, находившаяся в 4 милях от побережья, подвергалась нападениям викингов, к-рые в 885 г. убили аббата и приора; ирл. правители разоряли Клуан-Уаму в 1088 и 1189 гг., в 1137 г., согласно «Анналам Четырех наставников», церковь пострадала от пожара. Во время церковной реформы в Ирландии под влиянием могущественных правителей из династии О Бриан территорию, находившуюся в юрисдикции Клуан-Уамы, планировалось включить в еп-ство Корк ( Gwynn.

http://pravenc.ru/text/1841766.html

– Здесь, по мнению доцента Кланицы, был иконостас, – показывает он, – а здесь, слева от престола, найдена могила. Она была пуста. Доцент Кланица считает, что в этом достойнейшем месте мог быть похоронен святой Мефодий. В могиле нашли золотую пуговицу. Ее изготовил не местный ремесленник. Она вышла из византийской мастерской. Где тело святого Мефодия? Может быть, когда наступили времена гонений на учеников святых братьев Кирилла и Мефодия, его спрятали, как реликвию, в каком-нибудь из монастырей на Дунае. Это одно из предположений ученых. 24 мая, в день памяти святых Солунских братьев, на фундаменте базилики служил владыка Христофор. – С тех пор как я здесь директором, то есть последние шестнадцать лет, – добавляет наш проводник, – владыка служит здесь каждый год. На праздник приезжает больше всего болгар, в прошлом году приехало целых двенадцать автобусов. Всегда присутствует посол Болгарии в Чехии. Последний раз прибыли даже президент Болгарии с супругой. День 24 мая для болгар – праздник их письменности, самый важный праздник их культуры. Болгары, наверное, более всего из славянских народов чувствуют себя наследниками миссии святых из Салоник. Это в их земли из государства Великоморавского убежало большинство учеников святых Кирилла и Мефодия, среди них и святые Наум и Климент. Около 200 учеников вынуждены были оставить враждебную для них после смерти Мефодия (885 г.) Моравию. Уже в 871 г. начали веять неблагоприятные для них ветры с Запада. Поскольку в том году, поддерживаемый своими немецкими покровителями, к власти пришел Святополк. Он ослепил Ростислава и выдал его франкам. Мефодий (Кирилла уже не было в живых, он умер двумя годами ранее в Риме) за время своего пребывания архиепископом (875–885 гг.) был два с половиной года узником баварских епископов. Он вышел на свободу благодаря вмешательству епископа Рима. Др. Сольц двадцать раз ездил в Рим, в город, в котором почил святой Кирилл, и всегда на свои деньги. Несколько раз он также был в Кракове на Вавеле. В мире известно всего две ротонды с двумя абсидами. Одна из них – в Микульчицах, вторая – в Кракове под одной из вавельских часовен.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Климентом Охридским «Похвальное слово», сохранившееся в большом количестве среднеболг., древнерус. (большинство) и серб. списков XIV - XVII вв. (в 1-м томе собрания сочинений свт. Климента Охридского их учтено 26 - Климент Охридски. 1970. С. 287-305; но эту цифру нельзя считать исчерпывающей даже для периода XV-XVI вв., во всяком случае на восточнослав. материале). Вопрос о месте создания памятника (Великая Моравия или Болгария) и соответственно о времени (863-885 или 886-916) остается открытым. Возможно, великоморавским по происхождению (хотя, как и в предыдущем случае, нельзя исключить и Болгарию) является и древнейший перевод Мученичества К. (нач.: «Четвертый римстей церкви приставник бысть Климент, иже художеством апостолу Петру последьствова…»), близкий по языку к переводам св. равноап. Мефодия и сочинениям его учеников (обзор изданий и списков см.: Иванова. 2008. С. 321-322; Творогов. 2008; Карпов. 2014. С. 33-35). После изгнания учеников святых Кирилла и Мефодия осенью 885 г. из Великой Моравии почитание К., тесно связанное с деятельностью слав. первоучителей, было в полной мере перенесено ими в Болгарию. Определенную роль играл здесь (применительно к свт. Клименту Охридскому) и патрональный аспект. Память обретения и перенесения мощей К. (30 янв.) нашла отражение наряду с памятью 25 нояб. в месяцесловах слав. литургических книг, прежде всего Евангелий и Апостолов ( Лосева. 2001. С. 66, 72, 77, 210, 259; Христова-Шомова. 2008. С. 313-317, 487-489). Очевидно, в это время продолжает формироваться и корпус переводных текстов, посвященных К.: т. н. пространное (или обширное) Житие К. (нач.: «Климент Иакову, господину епископу и епископам епископу…»), представляющее перевод части (главы 1-144) псевдоэпиграфа «Эпистолии к ап. Иакову» (о рукописной традиции текста см.: Карпов. 2014. С. 21-25), и 2-й перевод Мученичества К. (нач.: «Придержа римскую церковь четвертый святый Климент, иже художеством последова апостолу Петру…»), сохранившийся, как и 1-й, и в южнослав. ( Иванова.

http://pravenc.ru/text/1841337.html

Я. Горожанский В память их тысячелетнего чествования от смерти Мефодия, последовавшей в 885 г. Книжный склад «Народной Библиотеки» высылает училищам, полкам, больницам, приютам, тюрьмам и книгопродавцам Священное Писание в следующих изданиях: 1) На одном русском языке: Св. Евангелие (одно и с Деяниями) в 12 κ., в 25 κ., в 35 к., в 55 к. и дороже – до 4 р. 50 к. за экземпляр. Ветхий завет и Новый вместе в 5 книгах, все в переплетах и футляре, ц. 2 р. 50 к. Псалтирь в 7 κ., в 25 к. и в 1 р. 25 к. 2) На одном славянском языке: Новый Завет (Евангелие и Деяния) в 35 κ., в 55 к. и в 85 к. Псалтирь в 25 κ. и 1 р. 25 к. 3) На славянском и русском языках вместе: Новый Завет в 70 κ., 1 р. 50 к. и 2 р. 30 к. Евангелие одно, 50 к. Апостол, 75 к. Выписывающие на 10 р. пользуются уступкой 10%. Выписывающие на крупные суммы благоволят войти для этого в переговоры со „Складом». Все без исключения книги Священного Писания заключены в хорошие переплеты. Примечание. Кроме русского и церковно–славянского языков книги Священного писания можно выписывать на всех языках древних и новых (европейских и азиатских), а также почти на всех языках, на которых говорят различные племена в России. Адрес склада: Москва, Пименов. Ул. при Типографии И. Н. Кушнерева и К© Владимиру Николаевичу Маракуеву. Св. Кирилл и Мефодий, просветители славян Тысячу лет тому назад, в 885 году, умер св. Мефодий, старший брат св. Кирилла, называвшегося в светском звании Константином. Всем известно, что св. братья, Кирилл и Мефодий, издавна считаются покровителями славянского народа. Русская церковь , а с нею и весь русский народ, свято почитающий память своих первоучителей, всегда с живейшею признательностью вспоминает славные подвиги славянских учителей, а в нынешнем году (6–го апреля) торжественно будет праздновать тысячелетнюю годовщину кончины св. Мефодия. Каждый русский человек должен знать жизнь двух великих братьев, как потому, что, благодаря им, мы слушаем богослужение на понятном нам языке, так и потому, что жизнь их сама по себе представляет много поучительного и назидательного.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Со второй половины IX в., после распада державы Каролингов, когда замещение папского престола стало очень динамичным (в 850–1050 гг. средняя продолжительность понтификата составляла всего 4 года), папские ординации совершались далеко не всегда с согласия императора, начало чему было положено при интронизации Сергия II (844–847) и Льва IV (847–855). В то же время уже в 963 г. император Оттон I попытался связать римлян клятвой в том, что они никого не изберут папой до того, как кандидат будет утвержден императором. Император Оттон III содействовал избранию саксонца Григория V (996-­999) – первого папы-неитальянца после 752 г. и француза Сильвестра II (999­-1003), а Генрих III оказал влияние на исход выборов саксонца Климента II (1046–1047), баварца Дамаса II (1048), эльзасца Льва IX (1048–1054) и немца Виктора II (1055–1057). Лев IX, правда, узнав о своем «избрании», прибыл в Рим в одеянии паломника и сохранял свой титул епископа до тех пор, пока не был провозглашен папой кардиналами и народом Рима. Папе Адриану III (884–885) приписывается декрет, согласно которому не требуется присутствие послов императора при посвящении нового папы, – это было прямое наступление Святого престола на императорское право утверждения папского избрания, и оно было реализовано впервые уже при избрании преемника папы Адриана – Стефана V (VI) (885–891). Но уже при папе Иоанне IX (898–900) Римский собор, созванный в 898 г. в базилике св. Петра, десятым каноном установил необходимость обязательного присутствия императорских легатов при посвящении новоизбранного папы. На соборе епископов, созванном в Латеране папой Николаем II в 1059 г., был сделан существенный шаг в деле реформ. В булле In nomine Domini от 13 апреля 1059 г. (она же стала и декретом Латеранского собора) Николай II установил новый порядок избрания пап. Кардиналы-епископы устанавливались как единственные выборщики папы Римского – с согласия (как определено кардиналами-епископами) кардиналов-диаконов и кардиналов-священников (разделяемого мирянами и императором Священной Римской империи): Cardinales Episcopi, cum religiosis clericis, Catholicisque laicis, licet paucis, jus potestatis obtineant eligere Apostolicae sedis pontificem, ubi cum rege congruentius judicaverunt.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но с большей уверенностью ставим мы следующие предположения: предположение о посещении Мефодием Паннонии вслед за воссоединением ее с Моравией по Кенигштеттенскому миру 884 года. Мефодию дорога была Паннония по воспоминаниям о Коцеле, о начальном служении своем в ней в звании епископа. Со времени захвата ее немцами в 874 году около десяти лет не видел ее Мефодий и за это время дело Мефодия и славянства, без сомнения, много здесь пострадало: славянское духовенство было в загоне, славянское богослужение подорвано (хотя, конечно, и не уничтожено). А в минувшую войну она потерпела жестокое разорение и бедствия от самой этой войны. Можно ли думать, чтобы добрый пастырь не пожелал посетить этой области своего диоцеза, чтобы увидеть нынешнее состояние ее, ободрить славянское духовенство, в котором, конечно, были еще ученики его и святые брата его, некогда данные им в обучение Коцелом, восстановить упадавшее славянское богослужение и вообще церковный порядок и, наконец, утешить свою паству после испытанных ею страданий? Все это он и делал, когда посетил Паннонию. 237 С обстоятельствами весьма вероятного посещения Мефодием Паннонии находилось, как полагаем, в связи еще одно обстоятельство, несомненно известное, но не вполне уясняемое без этой связи: это осуждение или отлучение Вихинга. Об этом обстоятельстве имеются два свидетельства: одно в письме папы Стефана V к Святополку от 885 года, другое в житии Климента Белицкого. 238 Из письма папы Стефана следует заключить, что отлучение последовало незадолго до кончины Мефодия. Следовательно, не ранее второй половины 884 года или начала 885 года. 239 Вихинг давно заслуживал строгой духовной кары, как лжец и клеветник на своего архиепископа, изобличенный еще в 881 году. Как уже знаем, папа Иоанн VIII предполагал произвести в Риме суд между ним и Мефодием, для чего вызывал обоих в Рим. Суд этот не состоялся, и Вихинг оставался безнаказанным. Почему же теперь Мефодий счел нужным и нашел для себя возможным произвести отлучение Вихинга и его сообщников? Поводом к тому были, как думаем, обстоятельства, открывшиеся при посещении Мефодием воссоединенной с Моравией Паннонии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Malyshevs...

Николай I (Великий) (858–867) Адриан II (867–872) Иоанн VIII (872–882) 4-й период: эпоха униженного состояния папства (конец IX – середина XI вв.). Мартин II (Марин) (882–864) Адриан III (884–885) Стефан V (VI) (885–891) Формоз (891–896) Стефан VI (VII) (896–897) Бонифаций VI (896) Роман (897) Теодор II (897) Иоанн IX (898–900) Бенедикт IV (900–903) Лев V (903) Христофор I (903–904) Сергий III (904–911) Анастасий III (911–913) Ландон (913–914) Иоанн X (914–928) Лев VI (928) Стефан VII (VIII) (929–931) Иоанн XI(931–935) Лев VII (936–939) Стефан VIII (IX) (939–942) Мартин III (Марин II) (942–946) Агапит II (946–955) Иоанн XII (955–963) Лев VIII (963–965) Бенедикт V (964) Иоанн XIII (965–972) Бенедикт VI (973–974) Бонифаций VII (антипапа) (974) Бенедикт VII (974–983) Иоанн XIV (983–984) Бонифаций VII (антипапа) (повторно) (984–985) Иоанн XV (985–996) Григорий V (996–999) Иоанн XVI (антипапа) (997–998) Сильвестр II(999–1003) Иоанн XVII (1003) Иоанн XVIII (1004–1009) Сергий IV (1009–1012) Бенедикт VIII (1012–1024) Григорий VI (антипапа) (1012) Иоанн XIX (1024–1032) Бенедикт IX (в первый раз) (1032¬1044) Сильвестр III (1045) Бенедикт IX (во второй раз) (1045) Григорий VI(1045–1046) 5-й период: эпоха величайшего могущества папства (середина XI-XIII вв.) Климент II (1046–1047) Бенедикт IX (в третий раз) (1047–1048) Дамас II (1048) Лев IX(1049–1054) Виктор II (1055–1057) Стефан IX (X) (1057–1058) Бенедикт X (антипапа) (1058–1059) Николай II (1059–1061) Александр II (1061–1073) Гонорий II (антипапа) (1061–1072) Григорий VII (1073–1085) Климент III (антипапа) (1080–1100) Виктор III (1086–1087) Урбан II(1088–1099) Пасхалий II (1099–1118) Теодор (Джибер) (антипапа) (1100–1102) Альберт (антипапа) (1102) Сильвестр IV (антипапа) (1105–1111) Геласий II (1118–1119) Григорий VIII (антипапа) (1118–1121) Каликст II (1119–1124) Гонорий III (IV) (1124–1130) Целестин II (антипапа) (1124) Иннокентий II (1130–1143) Анаклет II (антипапа) (1130–1138) Виктор IV (Григорий) (антипапа) (1138) Целестин II (1143–1144)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

883. Сокхоф ( Σοκχθ), первый стан сынов Израилевых в пустыне, перед Красных морем, по исходе из Египта. 883. Соккот (Soccoth), первый стан сынов Израилевых в пустыне, после того, как они вышли из Египта и еще не перешли Красного моря. 884. Сохот (Sochoth), в колене Гадове, по ту сторону Иордана. 885. Сомерон ( Σομερν), и его взял Иисус, умертвив его царя; говорят, что это Севаста ( Σεβστη), городок Палестины. В книгах Царств повествуется, что Амврий, царь Израильский, купил гору Семерон у Семира, выстроил на ней город и назвал Семирон ( Σεμηρν), от Семира. 885. Семерон (Semeron), и его взял Иисус, умертвив его царя; говорят, что ныне этот город Палестины зовется Севастой (Sebaste), где почивают останки Св. Иоанна Крестителя. Мы читаем в книгах Царств, что Амврий (Amri) царь Израильский, купил у некоего Семера гору Семерон и на вершине ее выстроил город, который, по имени владельца, назван Семерон. 886. Соора ( Σοορ), город в окрестностях Содома, называемый также Сегор ( Σεγρ) и Зоора ( Σοορ). 886. Соора (Soora), город возле Содомы, он же Сегор (Segor) и Зоара (Zoara); о нем сказано выше. 887. Сор ( Σρ), Тир, главный город Финикии, жребия Неффалимова. 887. Сор (Sor), Тир, главный город Финикии, в колене Неффалимове. 888. Суал ( Σουλ), колена Иудина иди Симеонова. 888. Саал (Saal), в колене Иудине, или Симеонове. 889. Сува ( Σουβ), его царя поразил Давид. 889. Суба (Suba), царя которого поразил Давид. 890. Сувим ( Σουβμ), жребия Иссахарова; и ныне есть селение Сулим ( Σουλμ) приблизительно в 5 милиариях от горы Фавора, к Ю. 890. Сунем (Sunem), в колене Иссахарове, и доныне указывается селение, называемое Сулем (Sulem), на пятом милиарии от горы Фавора, к Ю. 891. Сур Орив ( Σορ ρβ), скала Орива. 891. Сур Хореб (Sur Choreb), что переводится скала Хореб. 892. Сур (Sur), где ангел обрел рабыню Сарры Агарь, между Кадесом (Cades) и Барадом (Barad); пустыня Сур тянется до Красного моря, доходящего до пределов Египта. Затем, Кадес есть пустыня выше города Петры; и Писание говорит, что пустыня Кадес тянется против лица Египта, и в нее прежде всего пришли евреи, перейдя Красное море.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Царь Борис занялся церковным строительством Болгарской Церкви – как ее административным упорядочением, так и возведением храмов и монастырей. Особую заботу проявлял Царь к подготовке болгарских духовников для Болгарской Церкви. В 878 г. Царь Борис послал большую группу молодых болгар в Константинополь для пострижения в монашество и для получения ими высшего духовного образования. Среди них был и младший сын Царя Бориса, будущий Царь Симеон Великий (Письмо Патриарха Фотия к монаху Арсению, после 878 г.). 6/19 апреля 885 г. в Велеграде, Моравия, скончался св. Мефодий, Архиепископ Паннонский и Великоморавский. Осенью того же года с благословения папы Стефана немецкое духовенство в Моравии предприняло новое гонение на учеников и сподвижников Святых братьев. До 200 учеников Святых братьев – подготовленных деятелей для дела славянского просвещения, были выгнаны из Моравии. Так как самые близкие ученики Святых братьев по происхождению были болгарами, естествен был их порыв устремиться за спасением к Болгарии. Спасая дело Святых братьев и перевод святых книг на словено-болгарском языке, зимой 885/6 гг. часть учеников Святых братьев во главе со св. Климентом Охридским добралась до родной им Болгарии. Боритаркан Белграда Радислав, зная, что Царь Борис разыскивает именно таких людей (Блаж. Феофилакт, Архиепископ Болгарский, Житие св. Климента Охридского, XVI, 47), сразу же отправил их к Царю Борису в Плиску. Царь Борис принял их с огромной радостью, потому что обрел нужных ему людей, которые были носителями христианства именно на болгарском языке, сами были болгарами и к тому же были исповедниками и мучениками за святую православную веру. Некое доверенное лицо Императора Василия I выкупило проданных в Венецию в рабство других учеников Святых братьев и отправило их в Константинополь, откуда некоторые из них, очевидно те, кто были болгарами, перебрались в Болгарию (Первое житие св. Наума Охридского). Гонения на православных в Моравии вызвали волну беженцев моравян, которые устремились в Болгарию за защитой. Болгария приняла их, и они поселились в западных пределах тогдашней Болгарии, в Карпатских горах и на черноморском побережье Малой Скифии (Добруджа). Интересно, что в надписях в Причерноморских пещерах упоминается имя «хоробраго пастыря Славомира – («Вечная память хороброму пастырю Славомиру», 906 г., Г. Федоров, В горах, «Наука и жизнь», 7,1985), тридцать пять лет после поднятия моравского восстания против немцев моравским священником Славомиром. Возможно, что надпись осталась от моравских беженцев в Болгарии после уничтожения Моравии венграми. О бегстве моравян в Болгарию после разгрома Моравии венграми упоминается и в Первом житии св. Наума Охридского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иоанн Златоуст , 46, 815). Источник. С тех пор как Спаситель соблаговолил принять наше естество, Он исполняется Святаго Духа не потому, что Он был ниже Святаго Духа, а потому, что плоть должна была в человеческом образе восприять сошествие Духа... (свт. Иоанн Златоуст , 46, 885). ...Спаситель восхотел отдать в собственность Святому Духу то тело, какое Он – Господь – воспринял, – отдать для того, чтобы все, что совершит Христос по плоти, приписывалось Святому Духу, жившему в Нем... (свт. Иоанн Златоуст , 46, 885–886). Источник. Он ради нас и нашего спасения благоволил соделаться человеком и открыл нам путь доброй жизни, и преподал достаточное наставление тем, что Сам прошел (этим путем), восприяв одинаковое с нами естество (свт. Иоанн Златоуст , 47, 225). ... , сжалившись над нашим родом, послал к нам Врача душ и телес, воздвигнув... от Отеческих недр Единородного Сына Своего, Который благоволил принять образ раба (см.: Флп. 2, 7 ) и родиться от Девы, жить вместе с нами и претерпеть все наши (нужды), дабы нашу природу, лежащую долу от множества грехов, возвести от земли на небо (свт. Иоанн Златоуст , 47, 269–270). Через соединение и общение Бог-Слово и плоть суть одно, не в том смысле, что произошло какое-либо смешение или уничтожение естеств, а в том, что образовалось некоторое неизреченное и невыразимое их единение (свт. Иоанн Златоуст , 51, 75–76). Он облекся нашею плотию не с тем, чтобы опять оставить ее, но чтобы всегда иметь ее с Собою. А если бы не так, то Он не удостоил бы ее Царского престола и, нося ее, не был бы поклоняем от всего Горнего воинства Ангелов, Архангелов, Престолов, Господств, Начал и Властей (свт. Иоанн Златоуст , 51, 76). ...(Христос) был не чужд человеческих ощущений. Как голод и сон не составляют преступления, так точно и привязанность к настоящей жизни. Иисус Христос имел тело, только чистое от грехов, но не лишенное естественных потребностей; иначе оно не было бы и телом. Этим же самым Он внушает нам и нечто другое. Что же именно? Чтобы мы даже и тогда, как случится быть нам в страхе и томлении, не уклонялись от того, что нам назначено (свт.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010