Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОСЦЕЛИН Госцелин [Гозелин; лат. Goscelinus, Gozzelinus; франц. Gauzelin] († 962), свт. (пам. зап. 7 сент.), еп. г. Туль (Франция). Источники о жизни Г. распадаются на неск. групп. Совр. Г. юридические акты включают грамоты Г. и его преемника свт. Герхарда , кор. зап. франков Карла III Простоватого, герм. имп. Оттона I , папы Стефана VIII, акты Соборов, в к-рых принимал участие Г. (изд. болландистом Яном Стилингом: ActaSS. Sept. T. 3. P. 129–146); агиографические сочинения X — нач. XI в.: «Житие и чудеса св. Мансвета» Адсона, «Житие св. Апра», приписываемое Адсону , «Чудеса св. Берхария» анонимного автора, «Житие св. Герхарда» Виндриха, аббата мон-ря св. Апра в Туле, «Житие св. Иоанна, аббата Горце» Иоанна, аббата мон-ря св. Арнульфа в Меце. На основе этих источников, а также, видимо, народного предания в нач. XII в. было составлено Житие Г., вошедшее в «Деяния епископов Туля» (Gesta episcoporum Tullensium. P. 639–641). Все упомянутые источники сообщают о знатном франк. происхождении Г., нек-рые (Vita Apri, 29; Gesta. P. 639) — о его высоком положении при дворе Карла III. Однако, согласно актам королевской канцелярии Карла III, Г. занимал скромную должность нотария. В грамоте каноникам кафедрального собора Туля от 4 марта 922 г. говорится о недавней кончине местного еп. Дрогона. Находившийся в это время в Лотарингии Карл III воспользовался случаем, чтобы пригласить на вакантную кафедру верного человека, и его выбор пал на Г. Хиротония Г. была совершена 17 марта того же года архиеп. Ротгером Трирским. Став епископом, Г. не вмешивался в политические дела. В 928 г., после перехода Лотарингии под власть Восточнофранкского королевства, он получил от герм. кор. Генриха I Птицелова право взимать торговые пошлины в графстве Туль. Основную деятельность Г. сосредоточил на монастырской реформе. В 934 г. им был преобразован мон-рь св. Апра в предместье Туля. Возможно, епископ был воодушевлен примером Адальберона I Мецского, к-рый незадолго, в 933 г., реформировал аббатство Горце , поставив туда настоятелем Эйнольда, бывш.

http://pravenc.ru/text/584283.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ ТОПИНСКИЙ Григорий Топинский [в иночестве (схиме?) Геннадий] († 3.03.1613, Псково-Печерский Успенский мон-рь), «диак» (причетник?) в Псково-Печерском в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре , составитель 2 редакций «Повести о Псково-Печерском монастыре», полного варианта Жития блгв. кн. Всеволода (Гавриила) Мстиславича и службы на преставление св. князя, иконописец (?). Прозвище книжника произведено от сел. Топино (совр. пос. Табина, Эстония), откуда, по всей видимости, он был родом; это поселение, находящееся недалеко от Печор, было одним из мест миссионерской деятельности печерского игум. прмч. Корнилия († 1570). В отличие от 1-й и 2-й редакций «Повести о начале Псково-Печерского монастыря» (фактически монастырской летописи), составление к-рых связано с именем игум. мон-ря Корнилия, текст Г. Т. складывался постепенно и был значительно расширен по сравнению с предшествующими редакциями. По условно принятой классификации, Г. Т. принадлежат 3-я и 4-я редакции, имеющие название: «Повесть списана о Печерском монастыре, иже во Псковской земли, и о Марце, первом старце Печерском, в нейже явлено вкратце и о чудесех от иконы Пречистыя Богородицы честнаго и славнаго Ея Успения, и о избавлении града Пскова и обители Печерьския от пленения в нашествие безбожнаго короля литовъскаго Стефана» (см., напр.: РГАДА. Ф. 181. 639. Л. 198 об.). О Г. Т. как о составителе распространенных редакций «Повести...» свидетельствуют списки, содержащие зашифрованное имя автора: «Собрано же вся сия три повести от многих скудная… по благословению господина Тихона, архиепископа Казаньскаго, понужением же Печерьскаго монастыря еклисиарха аввы Исаия, с сими свидетельством тоя же обители игумена Никона, труды же и снисканием их леностиваго послушника, именем букв численных слогу: третьему сотое с осьмым, паки же и с третием седмьдесятое, сотое же паки с десятым и тысящное» (РГАДА. Собр. МГАМИД. 470; РНБ. Тит. 917; РГБ. Ф. 236. 61; ср.: РГАДА. Ф. 181. 639. Л. 214). При замене упомянутых чисел их буквенными обозначениями в церковнослав. языке читается: «Гpuropia». Поскольку печерский игум. Тихон был определен на архиепископскую кафедру в Казань в 1583 г., а Никон был игуменом до 1586 г., время начала составления Г. Т. 4-й редакции «Повести...» следует отнести к 1584-1586 гг. (с учетом имеющегося в этой редакции упоминания о кончине царя Иоанна IV Васильевича 18 марта 1584).

http://pravenc.ru/text/168075.html

Тареева и Д.Г. Коновалова. Академическая церковно-приходская школа и возобновление внебогослужебных собеседований в академическом храме. Проводы помощника инспектора иеромонаха Бориса (Шипулина). Годичный праздник 1-го Октября и служение митроп. Владимира (М. И.) Б(енеман)ский. 1902, III, 11, 365–389. 673. Из академической жизни. Магистерский диспут и. д. доцента Академии П.В. Тихомирова . 1903, III, 9, 102–126. Ср. 39 и 40 настоящего указателя. 674. Из академической жизни. Магистерский диспут и. д. доцента Академии Иеромонаха Иосифа (Петровых) . 1903, III, 10, 305–330. Ср. 500 и 501 настоящего указателя. 675. Из академической жизни. Отъезд Ректора Академии, Преосвященного Арсения, в Псков. М. (И). Б(енеманский). 1904, I, 2, 353–361. 676. Из академической жизни. Магистерский диспут Ректора Подольской Духовной Семинарии Протоиерея Н.П. Малиновского. М. (И). Б(енеманский). 1904, II, 6, 254–273. Ср. 162 и 163 настоящего указателя. 677. Поправки и дополнения к статье: «Из академической жизни. Магистерский диспут Ректора Подольской Духовной Семинарии Протоиерея Н.П. Малиновского». А.Д. Беляев. 1904, II, 7–8, 594–602. 678. Из академической жизни. Магистерский диспут свящ. И.А. Орфанитского. 1905, I, 3, 579–608. Ср. 165 и 166 настоящего указателя. 679. Из академической жизни. Магистерские диспуты И.М. Громогласова и Д.Г. Коновалова. 1908, III, 12, 639–652; 1909, I, 1, 152–167; 2, 312–335. Ср. 377 настоящ. указателя. 680. Хроника академической жизни. Литературный вечер в память Н.В. Гоголя (23 Апреля 1909 г.) 1909, II, 5, 111–137. Ср. 486 настоящ. указателя. 681. Из академической жизни. Посещение Академии Обер-Прокурором Св. Синода В.К. Саблером. В. (В.А. Троицкий). 1911, II, 5, 252–257. д) Библиография 682. Обзор журналов. Статьи по истории русской церкви. I. Очень сомнительный юбилей. (Г. Ольховский, Важный момент в истории Холмской Руси. К вопросу о 900-летии Холмской епархии. Странник 1901 г. 8); II. Патриарх Гермоген по новым данным. (П. Васенко. Новые данные для характеристики патриарха Гермогена.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Epistola ad Constantium imp., de visione Crucis, ll65–76; præloquium, 1135–64; testimonia veterum de hac visione, 1175–8. Fragmenta 1–3, 1181–2; monitum, 1179–80. Homilia in occursum Domini; 1187–1204: admonitio, 483–88. Fg. lat. ex S. Thoma, 1203–4. Chronologia, 1203–4. Suppositæ epistola; ad Julium papam, 1207-l0. Supposita epistola ad Augustinum, PL.,33,1126. Testimonia veterum, 293–322. Editorum veterum, Grodecii, Provolii, Milles præfationes, 1211–30. Toullæi præfatio, 9–30. – notitia codicum 29–32. Milles notæ, 1229–60. Toullæi descriptio Ecclesiæ Resurrectionis, 1261–72. Toullæi dissertationes Cyrillianæ (1, de vita; 2, de scriptis; 3, de doctrina, 31–29. Index anaiyticus, 1633–1716, CYRILLUS SCYTHOPOLITANUS, s. VI, 114. Prologus in vitam S. Euthymii, latine, 594. CYRILLUS SIDÆ metr., s. XIV, 152. Attestatio (acta Joan. Calecæ СР., 8), 1225–6. D DALMATIUS CYZICENUS ep., s. V, 85. Epistolæ 1–2 (Mansi), 1797–1802. Apologia (id.), 1801–2. Notitia Lequien, 1797–8. DAMASCENUS. Vide JOANNES D. DANIEL RAITHENUS, monachus. Vita S. Joannis Climaci (Rader), 88, 595–608. DAPHNOPATA. Vide THEODORUS D. DECAPOLITA. Vide GREGORIUS D. DEMETRIUS CHOMATENUS, Bulgarorum metr., s. XII, 119. Responsiones canonicæ, 1, 937–46; 2, 947–60: 3, 1125–30. DEMETRIUS CHRYSOLORAS, s. XV. Fg. in analectis de oleo S. Demetrii, 116, 1422–6. DEMETRIUS CYDONIUS, s. XIV, 154. Adversus Palamam (Arcudius), 835–64. De processione Spiritus S. (Arcudius), 1, 863–958; 2 (epist. ad Barlaam. Canisius), 151, 1283–1301. Oratio de subsidio Latinorum (Combefis), 164, 961–1008. Oratio de non reddenda Callipoli (id.), 1009–36. Monodia occisorum Thessalonicæ (id.), 109, 639–52. Contra Mahometem, translatio libri fr. Richardi (Oporinus), 154, 1075–152. De contemnenda morte (Kuinoel), 1169–1212, Epistola ad Phacrasem (Hase), 1213–16., – ad Philotheum (Boivin), 148, 74. – ad Niceph. (Gregoram (id.), 148, 89–90, fir. Notitia FH., 154, 825–34. DEMETRIUS SYNCELLUS CYZICENUS ep., s. X, 119. Responsiones canonicæ, 119, 1097–1116 et 1115–20.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

-в каноне Нового Завета присутствуют ссылки на предсказания пророков, например: «но это есть предреченное пророком Иоилем» ( Деян. 2, 16 ); -толкователями по-разному могут пониматься одни и те же события; может иметь место разница во мнениях и относительно времени жизни пророков и происхождения пророческих книг. В некоторых случаях уже в начале пророческой книги указывается, когда к пророку было обращено слово Господне, чей он был сын, во времена какого правителя (правителей) это происходило и т.д., в иных – биографические сведения отсутствуют вовсе. Тему настоящего исследования можно считать актуальной. Возможно, есть необходимость издания объемного труда, в котором будет проведен подробный анализ всех пророчеств о новозаветных событиях в книгах малых пророков. Настоящее исследование носит характер общего обзора. Приложение. Хронологическая таблица пророков-писателей Имя пророка Годы жизни Правитель в его время До-вавилонский период 793–753 до Р.Х. Иеровоам II 770–750 до Р.Х Иеровоам II, Озия 760–725 до Р.Х. Иеровоам II, Озия, Иоафам, Ахаз, Езекия 740–690 до Р.Х Озия, Иоафам, Ахаз, Езекия 740–695 до Р.Х. Иоафам, Ахаз, Езекия Софония 639–621 до Р.Х. 621–612 до Р.Х. Вавилонский период Иеремия 625–586 до Р.Х. Иосия, Иоаким, Седекия Аввакум 608–597 до Р.Х. Около 586 до Р.Х. Иезекииль 592–571 до Р.Х. В Вавилонии Даниил 597–539 до Р.Х. В Вавилонии до 3-го года Кира Персидский период 520 до Р.Х. Дарий Гистасп Захария 520–515 до Р.Х. 500–450 до Р.Х. Малахия 460–430 до Р.Х. 60 Библиография Источники: 1 . Библия . Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М., 2000. 2 . Кирилл Александрийский , свт. Толкование на пророка Михея//Богословский вестник, 1893, 11. Прил. С. 57–66. Электронное издание: кафедра библеистики МПДА, 2006. 3 . Его же. Толкование на пророка Аввакума//Творения. Ч. 10. М., 1894. 4 . Ефрем Сирин , преп. Толкование на книгу пророчества Амоса// Ефрем Сирин , преп. Творения. Ч. 6. М., 1887. 5 . Его же. Толкование на книгу пророчества Осии//Творения. Ч. 6. М., 1887.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Покаяние и мольба о прощении перед Богом спасала и других ветхозаветных царей, имена которых называет Никон. Иудейский царь Езекия (726–697 гг. до н. э.), прославившийся в годы своего правления активной борьбой с идолопоклонством, в конце жизни тяжело заболел, но Бог внял его молитве и дал ещё пятнадцать лет жизни ( 4Цар. 18–20 ; 2Пар. 29–32 ; Ис. 36–39 ). Шестнадцатый царь иудейский Иосия (639–608 гг. до н. э.) особенно отличался чистотой жизни и благочестием, при нём был найден свиток законов, который Бог дал Моисею; изучив законы, царь молился Богу со слезами за то, что получил обетование Божьего благоволения и милости, обещая Богу верно хранить все заповеди. В соответствии с законами Иосия провёл ряд важных реформ ( 4Цар. 21:24–23:30 ; 2Пар. 33:25 –35: 27; Иер. 22:15–16 ). Помощь свыше неоднократно получал и первый христианский царь Константин Великий , которому в видении был явлен Крест Господень на небе. В память об этом событии византийский император изготовил три креста, один из которых при князе Владимире был принесён на Русь. В «Слове о Законе и Благодати» подвигу Константина Великого уподобляется деяние Владимира; а Константинополь именуется Новым Иерусалимом: «Онъ съ материю своею Еленою крестъ от Иерусалима принесъша и по всему миру своему раславъша, вру утвердиста, ты же съ бабою твоею Ольгою принесъша крестъ от новааго Иерусалима, Константина града, и сего по всей земли своей поставиша, утвердиста вру» 797 . Не только покровительство свыше и заступничество Бога объединяет всех перечисленных Никоном царей, но и их стремление к укреплению и украшению города Иерусалима, который при царе Давиде стал царской столицей, местом пребывания царского семейства, «градом Божиим», «городом великого Царя» ( Пс. 48:2 ; Мф. 5:35 ). В царствование Езекия во время нападения ассирийцев на иудеев Иерусалим был чудесным образом избавлен от нападения врагов; ангел поразил 185 тысяч ассирийцев ( 4Цар. 19:35 ). Тело убитого в бою царя Иосия для погребения было привезено в Иерусалим, где его горько оплакивал пророк Иеремия ( 2Пар. 35:30–25 ). Одну из самых знаменитых христианских святынь Иерусалима – храм Гроба Господня – впоследствии первообраз Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря патриарха Никона – построил Константин Великий . Призывая Алексея Михайловича подражать деяниям древних правителей, Никон как будто просит царя не оставлять без государева покровительства и внимания Воскресенский монастырь, названный Новым Иерусалимом самим царём при закладке 798 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Если же проставить пророков в хронологическом порядке, то получится следующий список, состоящий из трех отделов: допленные пророки, времени пленения и послепленные. 12. Хронологическая таблица пророков – писателей 1. Довавилонский период п/п Имя пророка Годы жизни Царь, правивший в это время 793–753 до Р.Х. Иеровоам II (793–753) 770–750 до Р.Х. Иеровоам II, Озия 760–725 до Р.Х. Иеровоам II, Озия, Иоафам, Ахаз, Езекия 740–690 до Р.Х. Озия, Иоафам, Ахаз, Езекия 740–695 до Р.Х. Иоафам, Ахаз, Езекия Софония 639–621 до Р.Х. 621–612 до Р.Х. 2. Вавилонский период п/п Имя пророка Годы жизни Царь, правивший в это время Иеремия 625–586 до Р.Х. Иосия, Иоаким, Седекия Аввакум 608–597 до Р.Х. Около 586 до Р.Х. Иезекеиль 592–571 до Р.Х. В Валилонии Даниил 597–539 до Р.Х. В Вавилонии до 3-го года Кира 3. Персидский период п/п Имя пророка Годы жизни Царь, правивший в это время 520 до Р.Х. Дарий Гистасп Захария 520–515 до Р.Х. 500–450 до Р.Х. Малахия 460–430 до Р.Х. 13. Книга пророка Исайи Сведения о жизни и исторические события во время его служения Исаия (с евр. «спасение Иеговы», «блаженство Иеговы») родился пророк около 765 г. до Р.Х. Исайя был сыном Амоса, (но не пророка Амоса, который был незнатного рода пастухом и имя которого имело иное написание, переводившееся с еврейского как «народ отверженный»). Пророк Исайя происходил из аристократического сословия, даже более – царского рода. Иудейское предание говорит, что Амос, отец Исайи, был братом царя Амасии, и, следовательно, сыном царя Иоаса (иудейского). На пророческое служение Исайя был призван в юном возрасте в годы правления царя Озии. О призвании говорится в 6 главе. Исайя видел Господа, сидящего на престоле, окруженного Серафимами, воспевающими Его славу. Исаия исповедует свою греховность, но очищается от нее одним из Серафимов, прикоснувшимся к его устам горящим углем от жертвенника Господня. После этого Исайя ревностно откликается на зов Божий и получает повеление идти и благовествовать народам волю Божию. Пророчествовал Исайя в Иерусалиме, используя все 3 способа передачи откровения народу: устную проповедь, письменные послания и символические действия (ходит нагой и босой, предсказывая рабство египтянам) ( Ис.20:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

М.: Изд. группа «Labarum», 1998 351 с. [PG 20, coll. 905–1316]. Евсевий Кесарийский (2001) — Евсевий Памфил. Церковная история. М.: ПСТБИ, 2001 608 с. [PG 20, coll. 9–906]. Евтушенко (2008) — Евтушенко Г. Ю. Храм Святой Софии в Константинополе. СПб.: Сатисъ, 2008 272 с. Иоанн Златоуст (1902a) — Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание творений. СПб.: СПбДА, 1902 Т. VIII. Кн. 1 Иоанн Златоуст (1902b) — Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание творений. СПб.: СПбДА, 1902 Т. VIII. Кн. 2 Иоанн Златоуст (1905) — Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание творений. СПб.: СПбДА, 1905 Т. XI. Кн. 1 Карташев (2008) — Карташев А. В. Вселенские соборы. Минск: Белорусский Экзархат; Харвест, 2008 639 с. Колпакова (2010) — Колпакова Г. С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. М.: Азбука, 2010 528 с. Кондаков (1886) — Кондаков Н. П. Византийские церкви и памятники Константинополя. Одесса: Тип. А. Шульце, 1886 229 + v с. Краутхаймер (2000) — Краутхаймер Р. Три христианские столицы. Рим. Константинополь. Милан. Топография и политика. М.: Алетейя, 2000 189 с. [Krautheimer R. Three Christian Capitals. University of California Press, 1983 167 p.] Правила (2011) — Правила святых Вселенских Соборов с толкованиями. М.: Сибирская благозвонница, 2011 737 с. Прокопий Кесарийский (1996) — Прокопий Кесарийский. Войн а с готами. О постройках. М.: Арктос, 1996 304 с. Созомен (1851) — Церковная история Эрмия Созомена Саламинского. СПб.: типография Фишера, 1851 636 с. [PG 67, coll. 843–1131]. Сократ Схоластик (1996) — Сократ Схоластик. Церковная история. М.: РОССПЭН, 1996 367 с. [PG 67, coll. 30–842]. Чекалова (1997) — Чекалова А. А. Константинополь в VI веке. Восстание Ника. СПб.: Алетейя, 1997 332 с. Barnes (1997) — Barnes T. Christentum und dynastische Politik (300–325)//Usurpationen in der Spätantike/Hrsg. v. François Paschoud und Joachim Szidat. Stuttgart, 1997 S. 99–110. Barnes (2006) — Barnes T. D. The new empire of Diocletian and Constantine. Harvard University Press, 2006 466 р. Baynes (1931) — Baynes N.

http://bogoslov.ru/article/6194292

Ст.10-й читается при облачении священнослужителей, посколько, по разуму Св.Церкви, всё это пророчество имеет отношение к Ней, ибо возвращение из плена и языческого рассеяния, о котором возвещает буквальный смысл предсказания 61:1–10, является прообразом спасения от духовного порабощения (греху и диаволу) всего человечества через Иисуса Христа, спасения в Его Церкви, о чём здесь и возвещает таинственный смысл предсказания, раскрытый отцами и учителями Церкви. Стт.1–9 составляют паремию в Великую субботу и в церковное Новолетие – «приятное лето Господне» (1/14 сентября). Книга пророка Иеремии 1 . Личность, служение и эпоха Иеремии Иеремия – [Ирмейаху] (имя, вероятно, означает «избранный Богом») принадлежал к священнической семье, жившей в маленьком городке, называемом Анафоф (теперь Аната), примерно в 4 км к северо-востоку от Иерусалима. Первосвященник Авиафар, из рода Ифамара, поселился здесь в дни Давида (3Ц.2:26). Семья пророка, очевидно, владела землёй в той местности со времени Авиафара, и на её социальное положение далее указывает тот факт, что Иеремия имел своим писцом Варуха, брат которого был главным постельником у царя Седекии (51:59; см. ещё 45:1). Можно добавить, что Хелкию, отца Иеремии, нельзя отождествлять с первосвященником Хелкией ( 4Цар.22:8 ), т.к. последний принадлежал к роду Елеазара, а не Ифамара. В 13-й год царствования Иосии (639–609), т.е. в 626 г. до Р.Х. Иеремия был призван Богом быть пророком, и его пророческое служение продолжалось при Иосии и 4-х преемниках этого царя, а именно: Иоахазе (609 г.), Иоакиме (608–597), Иехонии (597 г.) и Седекии (597–586). Это была эпоха падения Ассирийской монархии и возрождения Нововавилонского царства. Опасность, которая давно грозила южному царству со стороны Ассириии, в бурную эпоху Иеремии закончилась низвержением иудейской монархии Вавилоном. Седекия и большое число его поданных были отведены в Вавилонский плен. Пророк Иеремия с бескорыстным патриотизмом отверг предложение победителя о почётном содержании его в изгнании и остался в Иудее, продолжая своё пророческое служение в последовавшее смутное время, пока группа его соотечественников не заставила его сопровождать их в Египет Там, в Египте, согласно преданию, его постигла мученическая смерть в Тафнисе; его побили камнями иудеи за его обличения. Время его служения приходится на 626–583 гг. до Р.Х.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

579 Из 97 названий, приведеиных в Библиографии в разделе «Источиики», 41 относится к агиографическому жанру. 587 Ibid.,      p. 187,9–10. κ πντων вместо простого Genitivus Partiüvus πντων показывает, что имеется в виду одна речь, собранная из всех. 596 Место не совсем ясное. Слово παρρησα может употребляться как в отрицательном, так и в положительном контексте. 599        Перевод исходит из чтения crux как πται. Ср. у Фотия (Photii Epistulae et Amphilochia, Vol. IV, Amph. 18, 14–15): οτν ψεται θεν, οτε φθσεται π’ατο. 608 Ритор, обвинявший ап. Павла в Кесарии перед прокуратором Феликсом ( Деян. 24:1–8 ). Выбор именно этого персонажа для уподобления объясняется, вероятно, тем, что иконопочитатели называли иконоборцев χριστιανοκατγοροι, «обвинителями христиан». 610 Колофон рукописи: «Закончена сия книга месяца марта 23-го, 4-го индикта, в год от сотворения мира 6424 (=916 от Р.Х.), писанная рукой Иоанна, смиренного и нижайшего монаха, при Анатолии, преподобнейшем игумене Студийском». 639 На самом деле Севериан Гавальский: Wenger A. Une homélie inédite de Sévérien de Gabala sur le lavement des pieds//RÉB, 25, 1967, p. 219–229, p. 226, § 9. 640 Basilii Caesariensis De Spiritu Sancto/ed. B. Pruche. Sources Chrétiennes, 17, 1947, 45,19–20. 642 Gregorii Nysseni De deitate Filii et Spiritus Sancti/ed. E.Rhein//Gregorii Nysseni Opera X,2. Leiden, 1996, 138, 20. 643 Сисинний Пастилла, епископ Пергийский, и Василий Трикаккав, епископ Писидийский – главные фигуры иконоборческого собора 754 г. 646 Перевод в этом месте передает лишь общий смысл текста. В оригинале: ε κα παρεκβατικτερον τος λεγομνοις νησχολθημεν, τ τς ποθσεως προσωπεον, τ δ λεγμενον, ν πιτμ προεξυφναντες. 648 Вопреки интерпункции издателя, я полагаю, что дальнейшее относится к поставлению Мефодия, а не к низложению Иоанна. 651 Текст в том виде, в каком его дает издатель, непонятен. Вместо πσι должен быть глагол, например, στσι или, скорее, πρεισι. 652 Аллюзия на иконоборческую доктрину, согласно которой Христос в силу Своей Божественности в принципе «неописуем» (περγραπτος).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010