565–577 Евтихий (вторично) 577–582 582–595 Кириак 595–606 607–610 Сергий I 610–639 639–642 Павел II 642–653 Пирр (вторично) 653–655 655–666 Фома II 667–669 Иоанн V 669–674 Константин I 674–676 Феодор I 676–678 Георгий I 678–684 Феодор I (вторично) 684–687 Павел III 687–693 Каллиник I 693–705 705–712 Иоанн VI 712–713 Герман I 713–730 Анастасий 730–754 Константин II 754–764 Никита I 764–780 Павел IV 780–784 Тарасий 784–806 Никифор I 806–815 Феодот I 815–821 Антоний I (иконоб.) 821–831 Иоанн VII (суевер) 832–842 Мефодий I 842–846 Игнатий 846–857 857–867 Игнатий (вторично) 867–878 Фотий (вторично) 878–886 Стефан I 886–893 Антоний II Кавлей 893–895 Николай I 895–906 Евфимий II 906–911 Николай I (вторично) 911–925 Стефан II 925–928 Трифон (два года вакансия) 928–931 Феофилакт 933–956 Полиевкт 956–970 Василий I 970–974 Антоний III (4 года вакансия) 974–979 Николай II Хрисоверг 983–996 Сисиний II 996–998 Сергий II 999–1019 Евстафий 1019–1025 Алексей 1025–1043 Михаил Керуларий 1043–1054 Западные императоры от Карла Великого (год в первом столбце означает время восшествия на королевский престол Германии, а во втором столбце – время императорской коронации) Годы после Р.Х. Годы после Р. Х. Карл Великий 800–814 Людовик I Благочестивый 814–840 Лотарь 817–855 Людовик II 850–875 Карл Лысый 875–877 Карл Толстый 884–887 Арнульф 896–899 Гуй (титулярный император) Ламберт (титулярный император) Людовик Прованский (титулярный император) Беренгарий Конрад I (король Германии) Генрих Птицелов (король Германии) Оттон I 962–973 Оттон II 967–983 Оттон III 996–1002 Генрих II 1014–1039 Генрих III 1046–1056 Короли Франции от восшествия на престол Каролинской династии Годы после Р. Х. 752–768 Карл Великий 762–814 Карломан 762–772 Людовик Благочестивый 814–840 Карл II (Лысый) 840–877 Людовик II (Заика) 877–879 Людовик III 879–882 Карломан 879–884 Карл Толстый 884–888 Одон или Эвд 888–898 Карл III (Простой) 898–936 Людовик IV (d " Outremer) 936–954 Лотарь 954–986 Людовик V (le Fainéant) 986–987 Гуг Капет

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но в Египте успехи были куда более значительными. При персах там оставались только монофизитские патриархи. В 631 г. в Александрию прибыл новый халкидонский патриарх, наделенный властью как архиепископа, так и префекта (губернатора) Египта. Его полномочия были настолько широки, что ему даже дозволялось носить на одной ноге красный царский сапог. Совмещение двух должностей противоречило всем церковным канонам, и этот случай - едва ли не единственный в истории всей Византийской Церкви. Возможно, Ираклий принял решение о таком назначении под влиянием примера патриарха Сергия, управлявшего Константинополем во время его отсутствия на Востоке, а также примера Римской Церкви, которой Юстиниан официально доверил гражданские функции в Италии. Впрочем, и в Египте, еще со времени свв. Афанасия и Кирилла, существовала традиция, согласно которой архиепископ Александрийский играл роль национального лидера во всей провинции. Эта роль в Александрии была доверена Киру (631-639), ранее митрополиту Фазиса (Поти), которому уже удалось провести несколько объединений на базе моноэнергизма. Его задачей было объединить на основе моноэнергизма и Египет. Но в 631 г. никто не мог предвидеть, что миссия Кира будет весьма краткой, что в 639 г. в Египте воцарится ислам, который навсегда отрежет египетскую Церковь от Империи и на долгие века превратит ее в изолированное меньшинство. По прибытии Кира в Александрию монофизитский патриарх Вениамин (623-662 гг.) бежал в пустыню, где и пребывал в укрытии до арабского завоевания. Для достижения своей цели Кир использовал как богословские аргументы, так и военную силу. Миролюбивое убеждение и раньше, при патриархах Евлогии и Иоанне Милостивом, приносило плоды. Более того, правительство Ираклия помогло разрешить тритеистские споры и способствовало примирению в 616 г. между антиохийскими и александрийскими монофизитами, что принесло императору симпатию среди многих монофизитов. Значительная часть их приветствовала освобождение от персов и возвращение Империи. Теперь Кир принес новые предложения, которые весьма понравились многим монофизитам. Некоторые даже говорили: «Это не мы пришли к Халкидону, а Халкидон пришел к нам». Но все же Кир, оставшийся в коптской истории под арабским прозвищем Аль-Мукавказ (Кавказец), запомнился монофизитам не методами уговоров, а гонениями, кровью и насильственными обращениями в Православие. Но это было потом...

http://sedmitza.ru/lib/text/434778/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МРЕНСКИЙ СОБОР [Арм. ], арм. храм в г. Текор (гавар Ширак, обл. Айрарат; ныне Дигор, Турция) в Вел. Армении, в 40 км от Карса. В VII в. эти земли принадлежали нахарарскому роду Камсараканов и куропалату Давиду Сааруни (Сахаруни), к-рый был назначен правителем Армении в 636 г. визант. имп. Ираклием . Согласно сведениям арм. историков Степаноса Таронеци (рубеж X и XI вв.) и Киракоса Гандзакеци (XIII в.), М. с. был возведен между 613 и 639 гг. Из арм. строительной надписи известно, что строительство было завершено в 639 г. при визант. имп. Ираклии. Эта надпись была расположена на зап. фасаде собора, исследована Г. Алишаном, Н. Я. Марром, И. А. Орбели и др. специалистами (в наст. время утрачена). Обмеры и исследование М. с. начал Т. А. Тораманян, продолжили Й. Стржиговский, Н. М. Токарский, Г. Н. Чубинашвили, Ж. М. Тьерри, Т. Скалессе, С. Х. Мнацаканян, С. А. Маилов, П. З. Донабедян, А. Ю. Казарян, К. Маранчи. М. с. представляет собой базилику, слегка вытянутую по оси «запад-восток» (20×29,95 м); его своды и купол опираются на 4 столба, и т. о. общая структура храма близка к крестово-купольному типу. Композиционно М. с. напоминает др. арм. памятники той эпохи: мон-ри Багаван , Одзун, ц. св. Гаяне в Вагаршапате. М. с. имеет 4 входа; 3 по центру западного, северного и южного фасадов и узкий в вост. части юж. фасада. Собор не имеет нартекса; пастофории вписаны в общую композицию и не заходят на вост. стену, алтарная апсида выделяется 5-гранным объемом, в закавказской архитектуре подобный прием встречается редко. Под престолом храма существовала крипта, к-рая использовалась, вероятно, для хранения реликвий. Своды храма на разной высоте опираются на стены и 4 несущих пилона сложной конфигурации, что в совокупности формирует единый объем интерьера. Конструктивный переход от стен к купольному перекрытию создан с помощью 4 крупных тромпов в 1-м ярусе (до барабана) и 8 небольших - во 2-м (вокруг барабана). Невысокий 8-гранный барабан перекрыт куполом шатровой формы. Храм выложен из гладкотесаного красного и черного туфа в технике мидис. На мн. камнях сохранились метки мастеров.

http://pravenc.ru/text/2564266.html

Начало: «Вълодимеръ благочестивый бысть сынъ Святославль от племене варяжьска...». Окончание: «...ея же трапезы сподобимся и мы, гр шнии и недостойнии кающеся о съгр шенияхъ своихъ». Другие характерные отличия: название церкви на месте крещения убрано совсем, а вместо этого написано: «И тъ благочестивый князь Володимеръ, иже бысть первый ходатаи нашему спасению»; о повелении ставить церкви сказано: «...посылая прозвитеры, крестящи люди во имя Отца и Сына и Святаго Духа», о церкви Богородицы уточнено, что ее поставили «на горах». Распространенное проложное житие было так названо А.И. Соболевским. 419 Н. И. Серебрянский назвал его «Легендарно-проложным». К обычному тексту ПрЖ-2 добавлены фрагменты из особого рассказа о взятии Корсуня, который в более полном виде сохранился в составе Особого (Легендарного) жития из Плигинского сборника (см. раздел 7). Распространенное проложное житие было опубликовано А.И. Соболевским по списку XV в. РГБ, ОР, ф. 256 (Рум.), 435. А.А. Шахматов указал еще два списка: РГБ, ОР, ф. 113 (Волок.), 654 и ГИМ, Син. 639 (оба XVI в.). 420 В основу положено ПрЖ-2: сохранились характерные чтения: « церковь Петрова»; «растерзавъ льстное тьрние». Списки Рум. 435 и Син. 639 ближе к тексту ПрЖ-2. Текст ПрЖ-2 был дополнен историей дочери Корсунского князя, совпадающей в целом с рассказом Особого жития. За сообщением о постройке церкви Богородицы помещена выписка из летописной статьи 996 г. (в списке Вол. 654 отсутствует). Создатель этой редакции добавил сообщение, что Владимир после крещения прожил 28 лет. Оно может происходить из «Памяти и похвалы» Иакова Мниха или из «Сказания, и страсти, и похвалы святую мученику Бориса и Глеба». ПрЖ-4 , непосредственный источник текста в печатном Прологе 1654 г., появляется в XVII в. Было известно А. А. Шахматову в единственном списке РНБ, ОР, F. I. 262. 421 Заглавие: «Успение великаго князя Владимира Киевскаго, крестившаго всю землю Рускую». Начало: «Сеи великий царь Владимир бяше сынъ Святославль отъ племен Варяжьска...».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Здесь ап. Павел объясняет свой отказ от объявленного им же ранее посещения коринфян. Причиной этого отказа было не легкомысленное отношение к собственным обещаниям, как это могло показаться (2 Кор 1. 15-22), но стремление избежать открытого конфликта, который доставил бы страдания и апостолу и коринфянам (2 Кор 1. 23 - 2. 2). Поэтому вместо того, чтобы прийти самому, как и обещал, апостол предпочел отправить коринфянам «послание слез» (2 Кор 2. 3-4). Вероятно, под действием этого послания коринфяне подвергли наказанию некоего противника апостола, к-рого он просит простить (2 Кор 2. 5-11). Далее автор обращается ко времени после отправки «послания слез», когда реакция коринфян на него еще не была известна, а сам он был крайне обеспокоен происходящим (2 Кор 2. 12-13). В композиции Послания упоминания об этом периоде (2 Кор 2. 12-13; 7. 5-7) обрамляют т. н. апологию апостола (2 Кор 2. 14 - 7. 4), т. к. помещают ее в историческую ситуацию, более раннюю по отношению ко времени написания Послания. Т. о., эта часть, представляющая собой развернутое обоснование апостольского достоинства Павла, в повествовательном плане Послания выглядит реакцией на проблематику времени отправки «послания слез», тогда как в действительности является попыткой разрешения трудностей в отношениях с коринфянами, возникших значительно позже. Прибегая к такому приему, автор, вероятно, стремился связать с «апологией» уже достигнутый «посланием слез» успех в деле примирения с коринфянами, чтобы придать ей дополнительный вес и достичь окончательного разрешения конфликта. Фрагмент литургического кодекса (Лувр Е 10094) с текстом Посланий апостолов Павла (2 Кор 6. 5–7) и Петра (2 Петр 2. 4–5, 7–9). Ок. 639 г. Фрагмент литургического кодекса (Лувр Е 10094) с текстом Посланий апостолов Павла (2 Кор 6. 5–7) и Петра (2 Петр 2. 4–5, 7–9). Ок. 639 г. В самой «апологии» рассматриваются различные аспекты апостольского служения. Что в этих размышлениях является реакцией или прямым ответом на обвинения со стороны коринфян или пришедших к ним противников апостола, а что плодом независимой от этих событий богословской рефлексии, уверенно установить невозможно.

http://pravenc.ru/text/2458661.html

Rev. Prof. Owen C. Whitehouse в A Dictionary of the Bible ed. by J. Hastings , I, p. 954 a. 2541 См. О. Everling, Die paulinische Angelologie und Dämonologie. S. 34–38. 105. Cp. у Ф. В. Фаррара, Жизнь и труды св. апостола Павла в переводе проф. А . П . Лопухина (иллюстрированное издание: Спб. 1887), стрн. 823=The Life and Work of St. Paul by F. W. Farrar, I, p. 639. W. Baldensperger, Das Selbstbewusstsein Jesu, S. 50, 5 . Orello Cone, The Gospel and its Earliest Interpretations, New York 1894, p. 155. Er. Stave, Ueber den Einfluss Parsismus auf das Judentum, S. 264–265. 2542 F. С. Conybeare в «The Jewish Quarterly Review» VIII, 32 (July, 1896), p. 579. В подлиннике Фаррара имеется следующее замечание, опущенное в русском переводе: «То this very day, for this very reason (i. e. lest the Shedim, or evil spirits sdould injure them and others), Jewish women in some Eastern cities wear an inconceivably hideous headdress, called khalebi, so managed as to entirely conceal the hair. It exposes them to derision and inconvenience, hut is a religious duty, «because of the spirits " » (The Life and Work of St. Paul I, p. 639–640. См. также Ф. В. Фаррар, Жизнь Иисуса Христа в переводе проф. А. П. Лопухина [с 30-го английского издания], Спб. 1885, стрн. 484=The Life of Christ II, p. 467). Нечто подобное сохранилось и доселе в обычаях пожилых еврейских женщин, носящих своеобразные «парики». 2544 В подобных сближениях Prof. Engène Ménégoz пошел так далеко, что даже осмеливается высказать злую мысль, будто «l’idée de 1’union des esprits supérieurs avec les femmes de la terre n’a, peut – être pas été sans influence sur la doctrine de la conception du Christ par le Saint-Esprit» (La théologie de l’Épitre aux Hébreux, Paris 1894, p. 20l, 1 ), при чем воплощение понимается в смысле « l’union du Saint-Esprit et de la vierge Marie» (p. 91)... 2546 По этому предмету Ferd. Chr. Ваиг (в «Theologische Jahrbücher» XI 4, S. 366–367) замечает, что неудобно аргументировать соподчиненность (жены мужу) из идеи таинства Христова, поскольку оно производит тожество ( Гал. 3:28 ), но последнее есть единство благодатное, не зависимое от внешних обособлений, почему, будучи выше их, не уничтожает естественных различий, а упорядочивает и облагораживает – с приспособлением к внешним целям.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Спасение Петра во время бури (2.4) (6.13) – 109, 520–521 Страшный суд (1.23) (3.23) (4.2) (8.13) (8.20) (9.1) (9.7) (9.25) – 59, 71, 73, 92, 114, 186, 235–236, 349, 424, 431, 480, 505, 534, 603, 617, 622, 663, 688, 709–710, 776, 830 Тело Христово (4.18) – 53, 80, 91,111, 155, 259, 304–305, 350–351, 562, 583, 587, 619, 626, 639, 672, 705, 712, 746, 786, 789, 806, 808, 843, 848 Три отрока в пещи огненной (8.11) – 636–639, 675–678 Убиение египтянина Моисеем (5.9) – 404–407 Убиение иудейских младенцев в Египте (5.8) – 402 Фараон (5.7) (5.13) – 26–27, 154, 398–400, 402, 404, 417–418, 422–423, 476, 580 Фарсис (8.10) – 671–674 Финеес , священник (5.12) – 111, 418–421 Хам (3.11) – 161, 168, 226, 233–239 Хананеянка (8.14) (8.16) (9.20) – 691, 694, 700–703, 705, 810 Харран , земля (3.13) – 240–241, 245, 299, 302 Хождение по водам (2.4) (6.13) – 109, 520–521 Явление Пресвятой Троицы Аврааму (3.15) – 245–250/Филипп (Симонов), игумен. – М.: Паломник, 2007. – 864 с. 1707 «Быть может, иной недоумевает, как Елисавета была сродницею Деве, когда Дева была из колена Иудина, а Елисавета – из дочерей Аароновых, ибо закон требовал, чтобы браки были из одного и того же колена, а потому и родство находилось между происходившими от одного и того же колена. На сие можно сказать и то, что со времени плена роды смешались, а лучше – следующее: Аарон имел женою Елисаветру,дочь Аминадава, а сей был из колена Иудина. Видишь ли, что Богоматерь была сродницею Елисавете с самого начала, от Аарона. Поскольку жена Аарона происходила из колена Иудина, из которого была и Богоматерь, а Елисавета была из дщерей Аароновых; следовательно, Елисавета – сродница Богоматери. Ибо праматерь ее, жена Аарона, была из колена Иудина. Смотри и на преемство родства: жена Аарона – Елисавета,и жена Захарии – Елисавета, как от нее происходящая " ( Феофилакт Болгарский на Лк.1,36–38 ). 1721 Надо думать, речь – не только о благочестивом православном обычае «в одну из седмиц какого-либо поста – преимущественно Великого, – если не всю седмицу, то два-три дня оной, до приступления к исповеди и причащению Святых Таин, воздерживаться не только от сладких снедей, но и от неумеренного вкушения самых простых, и при этом ежедневно ходить в церковь для участия в совершаемом там богослужении»; нужно учесть и происхождение этого слова, которое свидетельствует, как полагают, о том, что «в древности говение состояло в молитвах, соединенных с жертвоприношениями» ( Дьяченко Г. , прот. Полный церковнославянский словарь, s.v. говение). Предполагается также родственность с латинским словом, означающим «благоволить, проявлять милость», а по-чешски говеть до сих пор означает «проявлять снисхождение, предоставлять, щадить». В словаре Даля говеть – стар. жить, быть; благоговеть к кому или перед кем, уважать, почитать кого в высшей степени. Готовиться к исповеди и причастию, постясь и посещая церковь . Поститься, ничего не есть. Говейный – церк. благоговейный или набожный. Досточтимый, особенно почитаемый.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

799. Сборник избранных служб , в четвертку, 641 л., без начала, полууставом нескольких почерков XVI в., от переплета сохранилась только нижняя, доска с кожею. Нет листа между 620 и 621 листами; чистые листы: 591 а, 612 а и 639–641. На полях внизу листов 1–14 приписка скорописью: «С месяца Февруария живоначальные Троицы да Иоанна Милостивого домовая». На л. 639 об. летописныя заметки: 1) «Лета 7114 (1606) году бысть трус на Москве что называл Дмитреем царевичем»; 2) «Лета 7121 (1613) году были Казани». Службы русским святым: 1) 11 февраля – Димитрию Прилуцкому (23–42); 2) 12 февраля– Алексию митрополиту (42–57 об.); 3) 26 апреля – Стефану Пермскому (163–179 об.); 4) 23 мая – Леонтию Ростовскому (214–233 об.); 5) 1 июня – Дионисию Глушицкому (245 об.–259 об.); 6) 9 июня – Кириллу Белозерскому (259 об.–281 об.); 7) 15 июля – князю Владимиру (359–375 об.); 8) 24 июля – Борису и Глебу (401–419 об.). 800. Сборник избранных служб , в четвертку, 571 л., полууставом нескольких почерков XVI в., в дощатом с кожею переплете. Нет нескольких листов между листами: 273 и 274 и 556 и 557. На полях листов 1–10 приписка скорописью: «Сия книга Трефолой от церкви ружной Николая чудотворца что в Заболотьи». На лл. 1 об. и 2 предисловие одного из писцов; на лл. 2 об. и 3 оглавление. Службы русским святым: 1) 19 сентября – князю Феодору Смоленскому и Ярославскому и чадам его: Давиду и Константину (120 об.–144); 2) 20 сентября – князю Михаилу Черниговскому и боярину Феодору (144–161 об.); 3) 25 сентября – Сергию Радонежскому (171–197); 4) 27 сентября – Савватию Соловецкому (214–221 об.); 5) 29 октября – Авраамию Ростовскому (286–296); 6) 6 ноября – Варлааму Хутынскому (307–319 об.); 7) 21 декабря – Петру митрополиту (557–567). На лл. 333 об.–336 и 567–571 богородичны воскресные и богородичны и крестобогородичны дневные восьми гласов. 801. Сборник избранных служб , в четвертку, 499 лл., полууставом конца XVI в., в дощатом с кожею переплете. На полях листов 1–11 приписка скорописыо: «Сия книга Минея Праздничная от церкви Николая чудотворца что в Верхнем Раменье».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

610-611 611-612 ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации) 612-635 635-637 637-639 639-640 640-641 ГРИГОРИЙ VI († нояб. 1047 или 1048; до избрания папой - Иоанн Грациан), папа Римский (1 мая 1045 - 20 дек. 1046) 641-645 645-646 ГРИГОРИЙ VIII (между 1105 и 1110 - 1187; до избрания папой - Альберто ди Морра), папа Римский (с 25 окт. 1187) 646-647 ГРИГОРИЙ IX (ок. 1145 или 1147 - 1241; до избрания папой - Уголино ди Сеньи), папа Римский (с 19 марта 1227) 647-648 648-649 ГРИГОРИЙ XI (ок. 1329-1331 - 03.1378; до избрания папой - Пьер Роже де Бофор), папа Римский (с 30 дек. 1370) 649-651 ГРИГОРИЙ XII (ок. 1325 или ок. 1335 - 1417; до избрания папой - Анджело Коррарио), папа Римский (19 дек. 1406 - 4 июля 1415) 651-652 652-655 655-656 ГРИГОРИЙ XVI (1765 - 1846; мирское имя Бартоломео Альберто Каппеллари, в монашестве Мауро), папа Римский (со 2 февр. 1831) 656-660 660-661 661-662 ГРИГОРИЙ АКИНДИН (ок. 1300 - 1348), иером., визант. писатель, философ, богослов, осужденный как еретик за противоборство учению свт. Григория Паламы 662-667 ГРИГОРИЙ АСВЕСТА митр. Сиракузский (843-852 или 853; 858-867; 877-878/9), митр. Никейский (878/9-879/80); визант. церковный и политический деятель 667-668 ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) 668-712 712-714 714-715 715-716 716-719 ГРИГОРИЙ, ЕВФРОСИНИЯ, АРТЕМИЙ И ДИМИТРИЙ († не позднее 1-й четв. XVII в.), праведные, Китовские, Шуйские (пам. во 2-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших, 7 июня - в Соборе Ивановских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых), иерей, его дочь и миряне 719-720 720-721 ГРИГОРИЙ И КАССИАН († кон. XIV в.), Авнежские, ученики прп. Стефана Махрищского, преподобномученики (пам. 15 июня, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых)

http://pravenc.ru/vol/xii.html

Преподобного Максима Исповедника причисляют к идеологам теории пентархии на том основании, что в «Диспуте с Пирром» на восклицание Пирра (бывшего Константинопольского патриарха с 638 по 641 гг.) по поводу монофелитского Константинопольского собора 639 года: «Но если это произойдет, окажется, что вместе с ними (монофелитскими догматами – А. Н.) извержены и Сергий, и состоявшийся при мне собор», - преподобный Максим ответил: «Удивляюсь я, как ты именуешь собором то, что состоялось не по законам и соборным канонам или правилам, ведь не было ни окружного послания с согласия патриархов, ни определенного места или дня встречи. Не было ни обвиняемого, ни обвинителя. У собравшихся не было сопроводительных писем, ни у епископов от митрополитов, ни у митрополитов от патриархов. Ни посланий, ни местоблюстителей не было послано от других патриархов. Так кто же, кто еще в своем уме, позволит называть собором то, что наполнило всю землю соблазнами и раздорами?» Совершенно очевидно, что здесь проблема пентархии не рассматривается вообще. Преподобный Максим выдвинул к незаконному собору 639 г. претензию, которую и сегодня повторил бы любой здравомыслящий член Церкви, не придерживающийся теории пентархии: каким образом на статус собора, тем более вселенского, может претендовать собрание, проведенное без оповещения всех Патриархов, независимо от того, каково их число; без участия не только Патриарших, но и официальных представителей даже от Митрополий самой Константинопольской Церкви; собрание, участники которого не имели документов, подтверждающих их статус и право принимать участие в соборе и подавать голос от лица своих Церквей? Позиция преподобного Максима Исповедника, скорее, вредит, чем помогает теории пентархии. В письме преп. Максима к монаху Анастасию описывается такой примечательный эпизод: «Вчера, в восемнадцатый день месяца, который был преполовением Святой Пятидесятницы, патриарх объявил мне, говоря: " Какой Церкви ты? Византийской, Римской, Антиохийской, Александрийской, Иерусалимской? Вот, все они с подвластными им епархиями объединились между собой. Итак, если ты, как говоришь, принадлежишь к Кафолической Церкви, то соединись, чтобы, вводя в жизнь новый и странный путь, не подвергся тому, чего не ожидаешь " . Я сказал им: " Бог всяческих объявил Кафолической Церковью правое и спасительное исповедание веры в Него, назвав блаженным Петра за то, что Он исповедал Его (Мф 16, 18). Впрочем, я хочу узнать условие, на котором состоялось единение всех Церквей, и если это сделано хорошо, я не стану отчуждаться " » .

http://pravoslavie.ru/48231.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010