Фeлukc II занимал кафедру после удаления императором Ливерия (355–356 г.) и одновременно с ним, — почему иначе называется антипапою. ( < < back) юго-восточной части Малой Азии. Констанций умер, возвращаясь с востока, после борьбы с персидским царем Сапором, 3-го ноября 361-го года. ( < < back) было в декабре 361-го года. ( < < back) Отступник, племянник Константина Великого, царствовал с 361–363 г. ( < < back) император Юлиан. ( < < back) был убит во время одной битвы с персами 26-го июня 363-го года. ( < < back) умер 17-го февраля 364-го года. ( < < back) смерти Иовиниана войско 26-го февраля избрало его преемником Валентиниана, который через месяц отдал восточную половину империи своему брату Валенту, ревностному арианину. Валент царствовал с 364–378 год. ( < < back) патриарх антиохийский, занимал кафедру с 358–381 г. Был защитником православия, за что, по проискам ариан, несколько раз подвергался удалению с кафедры. ( < < back) Афанасий Великий преставился 2-го мая 373-го года. ( < < back) них более 20 лет провел в изгнании. ( < < back) патриарх Александрийский, управлял Церковью с 373–380 год. ( < < back) Житие преподобного отца нашего Макария Египетского Макарий называется «египетским» в отличие от другого, соименного и современного ему подвижника, который родился и большую часть жизни провел в городе Александрии, и поэтому называется «Александрийским» или «городским». За свою же святость и мудрость Макарий Египетский называется «Великим». Родился он около 301 года. ( < < back) или Пежижвир — селение, находившееся на западном берегу Нила, в пределах нынешней египетской провинции Менуф или Менуфиэ, в южной части Нильской долины, в так называемом Нижнем Египте. В настоящее время от него остались одни развалины. ( < < back) Нитрийская, — которую блаженный Иероним называет «градом Божиим», по святости пустынножителей, обитавших в ней, — была обширная пустыня, граничащая с Ливией и Эфиопией. Она получила название от соседней горы, где в озерах находилось множество нитра или селитры.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   Ответы святителя Феофана на вопросы инока о молитве. Указ. изд. С. 5.    Там же. С. 6.    Письма к разным лицам. Указ. изд. С. 434.    Ответы святителя Феофана на вопросы инока о молитве. Указ. изд. С. 7.    Там же.    Добротолюбие. Т. 5, С. 227, § 2 (преподобный Григорий Синаит); С. 292, § 4 (святитель Григорий Палама); С. 249—250 (преподобный Никифор Уединенник) и др.    Добротолюбие. Т. 3. С. 188—189, § 61—62 (преподобный Максим Исповедник).    Добротолюбие. Т. 5. С. 335—336, § 19—20 (па-триарх Каллист и преподобный Игнатий).    Феофан, святитель. Письма к разным лицам. М., 1892. С. 415.    Пространный христианский катихизис. Указ. изд. С. 102.    Там же.    Творения. Т. 4. М., 1899. С. 39—40; ср.: Т. 2. С. 330.    Творения. Т. 4. С. 413.    Творения. Т. 2. С. 330.    Из Пасхального послания Святейшего Патриарха Алексия I к настоятелям церквей г. Москвы в 1946 г. Слова, речи, послания (1941—1948). Изд. Московской Патриархии, 1948. С. 238—239.    Речь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I в Московской духовной академии о церковном пении 18 апреля 1948 г. (Там же. С. 246—248).    Из Пасхального послания Святейшего Патриарха Алексия I. С. 239.    Мф. 14:18; Мк. 6:41; Лк. 9:16; Ин. 11:41; 17, 1.    Лк. 22:41.    Мф. 26:39; Лк. 17:16; ср.: 7, 60; 9, 40.    Мк. 7:34.    Евр. 5:7.    Деян. 9:40; 20, 36; Еф. 3:14; 1 Кор. 14:25; 1 Тим. 2:8.    Писания мужей апостольских. СПб., 1895. Святого Климента, епископа Римского к Коринфянам). Посл. 1. Гл. 2. С. 74; Гл. 29. С. 92. Пастырь Ерма. Кн. 1; вид. 1. Гл. 1. С. 160; Кн. 1; вид 2. Гл. 1. С. 168.    Ориген. О молитве. Ярославль, 1884. § 31. C. 163—167.Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 3. Беседа о том, что не должно разглашать грехов братий. СПб., 1897. С. 373.    Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 3. Беседа о том, что не должно разглашать грехов братий. СПб., 1897. С. 373.    Мф. 12:34; Лк. 6:45; ср.: Пс. 50:17; Лк. 17:15.    Пс. 87:10; 140. 2; 1 Тим. 2:8-10. Святитель Иоанн Златоуст. Творения. Т. 4. Об Анне. Сл. 5. СПб., 1898. С. 821.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Antony has several short letters attributed to him, which are generally regarded as genuine. His reputation as a leading “philosopher” is probably more a rhetorical topos of Athanasius’. The writings focus on the need to acquire freedom in the inner life, so that the vision of God could be sought with a focused heart. His reputation as a holy man, counselor, exorcist, and thaumaturg, even in his own lifetime, was such that the bishop of Alexandria, St. Athanasius, called on his assistance and used the power of his reputation to combat the Arian movement. Antony’s final monas­tic settlement, Deir Mar Antonios, passed through numerous iterations, but today still functions as a living monastic settlement. It is located at the foot of the mountain in the face of which his tiny cave is still preserved as a shrine, in which he spent more than forty years of prayer. SEE ALSO: Coptic Orthodoxy; Monasticism REFERENCES AND SUGGESTED READINGS Gregg, R. C. (1980) Athanasius: The Life of Antony. New York: Paulist Press. Rubenson, S. (1990) The Letters of Saint Antony: Origenist Theology, Monastic Tradition, and the Making of a Saint. Bibliotheca Historico- Ecclesiastica Lundensis, 24. Lund: Lund University Press. St. Athanasius of Alexandria (ca. 293–373) TARMO TOOM St. Athanasius, who is called “a pillar of orthodoxy” (festal troparion) by the Orthodox Church, is best remembered for his defense of Nicene theology and his role in promoting monastic ideals. In the writings of his friends, Athanasius is depicted as a “very dear brother” (Hilary, Adversus Valentem et Ursacium 1.3.1), but by his opponents, he was called a “villain” (ibid., 1.2.21). Athanasius was born in Alexandria and served as a deacon and secretary of Bishop Alexander of Alexandria, whom he accompanied to the Council of Nicea in 325. In 328, after a disputed election, Athanasius was consecrated as the twentieth patriarch of Alexandria, and had to face immediately the assaults of Melitian and Arian opponents, and experience the wrath of unfriendly emperors, whose christological policy he opposed. At the Synod of Tyre in 335 Athanasius was accused of sacrilege, bribery, rape, and murder. Although none of these accusations stuck, Athanasius had to spend some fifteen years of his 46-year episcopacy in exile, where he established use­ful contacts with western theologians and Egyptian monks. After ordaining his succes­sor Peter, “who followed him in all things” (Historia Acephala 13.19), Athanasius died in 373. Soon his corpus would gain a very highly authoritative status.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-ency...

373, конец августа 122(127). К Евсевию, епископу Самосатскому 373, позднее лето 97(101). Утешительное 108(112). К военачальнику Андронику 373, сентябрь – октябрь 140(145). К Евсевию, епископу Самосатскому 373, осень 98(102). К сатальским гражданам 133(138). К Евсевию, епископу Самосатскому 134(139). К жителям Александрии 373, осень 135(140). К Антиохийской Церкви 110(114). К Кириаку, живущему в Тарсе 149(154). К Асхолию, епископу Фессалоникийскому 270(278). К Уалериану 373, конец года 136(141). К Евсевию, епископу Самосатскому 373 или 374 92(96). К Софронию, магистру 141(146). К Антиоху 142(147). К Авургию 143(148). К Траяну 144(149). К Траяну 80(84). К правителю области 132(137). К Антипатру 150(155). К Сорану 113(118). К Иовину, епископу Перры 151(156). К Евагрию, пресвитеру 373 или 374, зима 156(161). К Амфилохию, рукоположенному во епископа 374, начало года 131(136). К Евсевию, епископу Самосатскому 152(157). К Евсевию, епископу Самосатскому 157(162). К Евсевию, епископу Самосатскому 374, лето 125(130). К Феодоту, епископу Никопольскому 192(200). К Амфилохию, епископу Иконийскому 374, позднее лето – осень 161(168). К пресвитеру Антиоху, племяннику Евсевия Самосатского, сопровождающему его в изгнание 374,осень 174(181). К Отрию Мелитинскому 99(103). К жителям Саталы 158(163). К Иовину, комиту 159(164). К Асхолию, епископу Фессалоникийскому 160(165). К Сорану 177(184). К Евстафию, епископу Иммерийскому 179(186). К Антипатру, областному правителю 182(190). К Амфилохию, епископу Иконийскому 183(191). К одному из епископов 168(175). К Магниниану, комиту 187(195). К Евфронию, епископу Колонии Армянской 374 или 375 153(158). К Антиоху 154(159). К Евпатерию и к его дочери 180(188). К Амфилохию, о правилах 374 или 375, зима или начало 375 117(122). К Пимению, епископу в Саталах 175(182). К пресвитерам самосатским 374–378, после лета – осени 176(183). К правителям самосатским 211(219). К самосатскому клиру 375, начало года 124(129). К Мелетию, архиепископу Антиохийскому 190(198). К Евсевию, епископу Самосатскому

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Рус. старина. 1879. С. 373. См. также: Курмачёва М. Д. Крепостная интеллигенция России. Вторая половина XVIII — начало XIX века. М., 1983. Рус. старина. 1879. С. 373. См. также: Курмачёва М. Д. Крепостная интеллигенция России. Вторая половина XVIII — начало XIX века. М., 1983. Дворцовые крестьяне — крестьяне, принадлежавшие членам императорской фамилии и числившиеся по «дворцовому ведомству», преобразованному в 1797 г. в Департамент уделов (с этого времени стали называться удельными крестьянами). Дворцовые крестьяне — крестьяне, принадлежавшие членам императорской фамилии и числившиеся по «дворцовому ведомству», преобразованному в 1797 г. в Департамент уделов (с этого времени стали называться удельными крестьянами). Рус. старина. 1879. С. 373. См. также: Курмачёва М. Д. Крепостная интеллигенция России. Вторая половина XVIII — начало XIX века. М., 1983. Рус. старина. 1879. С. 373. См. также: Курмачёва М. Д. Крепостная интеллигенция России. Вторая половина XVIII — начало XIX века. М., 1983. Рус. старина. 1879. С. 373. См. также: Курмачёва М. Д. Крепостная интеллигенция России. Вторая половина XVIII — начало XIX века. М., 1983. Рус. старина. 1879. С. 373. См. также: Курмачёва М. Д. Крепостная интеллигенция России. Вторая половина XVIII — начало XIX века. М., 1983. Рус. старина. 1879. С. 373. См. также: Курмачёва М. Д. Крепостная интеллигенция России. Вторая половина XVIII — начало XIX века. М., 1983. Ревизия — перепись податного населения в России; вторая ревизия была осуществлена в 1744–1745 гг. Ревизия — перепись податного населения в России; вторая ревизия была осуществлена в 1744–1745 гг. То есть бедную, убогую. То есть бедную, убогую. Бахилы — мягкие кожаные сапоги с длинными голенищами. Суконки — суконные портянки, онучи Бахилы — мягкие кожаные сапоги с длинными голенищами. Суконки — суконные портянки, онучи Минеи Четьи — сборник житий святых, расположенных в соответствии с днем их прославления. Минеи Четьи — сборник житий святых, расположенных в соответствии с днем их прославления.

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

Димитрий (в миру — Даниил Андреевич Сеченов; 1709–1767) — митрополит Великоновгородский и Великолуцкий с 1762 г. Строганов А. С. (1733–1811), граф — президент Академии художеств, меценат и благотворитель. Строганов А. С. (1733–1811), граф — президент Академии художеств, меценат и благотворитель. Росстани — перекресток двух или нескольких дорог, распутье. Росстани — перекресток двух или нескольких дорог, распутье. Волочаги — бродяги. Волочаги — бродяги. Рус. старина. 1879. С. 373. См. также: Курмачёва М. Д. Крепостная интеллигенция России. Вторая половина XVIII — начало XIX века. М., 1983. Рус. старина. 1879. С. 373. См. также: Курмачёва М. Д. Крепостная интеллигенция России. Вторая половина XVIII — начало XIX века. М., 1983. Рус. старина. 1879. С. 373. См. также: Курмачёва М. Д. Крепостная интеллигенция России. Вторая половина XVIII — начало XIX века. М., 1983. Рус. старина. 1879. С. 373. См. также: Курмачёва М. Д. Крепостная интеллигенция России. Вторая половина XVIII — начало XIX века. М., 1983. То есть были дешевыми, не могли возбудить зависти. То есть были дешевыми, не могли возбудить зависти. Имеется в виду Кучук-Кайнарджийский мирный договор, закончивший первую турецкую войну Ekamepuhы II (1774). Имеется в виду Кучук-Кайнарджийский мирный договор, закончивший первую турецкую войну Ekamepuhы II (1774). Плошки — глиняные блюдца с тюленьим жиром, применяемые для иллюминации. Ср. в «Евгении Онегине»: «Усеян плошками кругом/Блестит великолепный дом…» Плошки — глиняные блюдца с тюленьим жиром, применяемые для иллюминации. Ср. в «Евгении Онегине»: «Усеян плошками кругом/Блестит великолепный дом…» Рус. старина. 1879. С. 373. См. также: Курмачёва М. Д. Крепостная интеллигенция России. Вторая половина XVIII — начало XIX века. М., 1983. Пожня — покос, луг. Пожня — покос, луг. Рус. старина. 1879. С. 373. См. также: Курмачёва М. Д. Крепостная интеллигенция России. Вторая половина XVIII — начало XIX века. М., 1983. Рус. старина. 1879. С. 373. См. также: Курмачёва М. Д. Крепостная интеллигенция России. Вторая половина XVIII — начало XIX века. М., 1983.

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

54(58). К Григорию, брату 55(59). К Григорию, дяде 56(60). К Григорию, дяде 53(57). К Мелетию, архиепископу Антиохийскому 62(66). К Афанасию, архиепископу Александрийскому 371, июнь 30. К Евсевию, епископу Самосатскому 371, лето 64(68). К Мелетию, архиепископу Антиохийскому 66(70). Без надписи 371, позднее лето – осень 65(69). К Афанасию, архиепископу Александрийскому 63(67). К Афанасию, архиепископу Александрийскому 371, конец года 75(79). К Евстафию, епископу Севастийскому 371–372, зима 78(82). КАфанасию, архиепископу Александрийскому 371–372 28. К Неокесарийской Церкви, утешительное 29. К Анкирской Церкви, утешительное 114(119). К Евстафию, епископу Севастийскому 234(242). К западным 372, до Пасхи 86(90). К святейшим братиям и епископам на Западе 87(91). К Уалериану, епископу Иллирийскому 88(92). К италийским и галльским епископам 85(89). К Мелетию, архиепископу Антиохийскому 372, ранняя весна 34. К Евсевию, епископу Самосатскому 372, после 7 сентября 67(71). К Григорию 7. К Григорию, другу 90(94). К Илии, правителю области 76(80). КАфанасию, архиепископу Александрийскому 129(134). К Пеонию, пресвитеру 130(135). К Диодору, пресвитеру Антиохийскому 251(259). К монахам Палладию и Иннокентию 372–373, зима 145(150). К Амфилохию, от имени Ираклида 372 или 373 70(74). К Мартиниану 71(75). К Авургию 72(76). К Софронию, магистру 32. К Софронию, магистру 33. К Авургию 93(97). К советодательному собранию в Тиане 101(105). К диакониссам, дочерям комита Терентия 109(113). К пресвитерам в Тарсе 372(или 371)–377 106(110). К Модесту, ипарху 100(104). К Модесту, ипарху 107(111). К Модесту, ипарху 271(279). К Модесту, ипарху 272(280). К Модесту, ипарху 273(281). К Модесту, ипарху 61(65). К Атарвию 373, май 91(95). К Евсевию, епископу Самосатскому 373, конец июня 94(98). К Евсевию, епископу Самосатскому 373, лето 123(128). К Евсевию, епископу Самосатскому 128(133). К Петру, архиепископу Александрийскому 373, август 95(99). К Терентию, комиту 120(125). Список исповедания веры 96(100). К Евсевию, епископу Самосатскому

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Рус. старина. 1879. С. 373. См. также: Курмачёва М. Д. Крепостная интеллигенция России. Вторая половина XVIII — начало XIX века. М., 1983. Сиверс Я. Е. (1731–1808) — граф — с 1776 г. генерал-губернатор и наместник Новгородской, Тверской и Псковской губерний. Сиверс Я. Е. (1731–1808) — граф — с 1776 г. генерал-губернатор и наместник Новгородской, Тверской и Псковской губерний. Рус. старина. 1879. С. 373. См. также: Курмачёва М. Д. Крепостная интеллигенция России. Вторая половина XVIII — начало XIX века. М., 1983. Повытье — отделение для письменных или приказных «дел в судах» (В. И. Даль). Повытье — отделение для письменных или приказных «дел в судах» (В. И. Даль). Нижняя расправа — судебное учреждение первой (низшей) ступени. Нижняя расправа — судебное учреждение первой (низшей) ступени. Рус. старина. 1879. С. 373. См. также: Курмачёва М. Д. Крепостная интеллигенция России. Вторая половина XVIII — начало XIX века. М., 1983. Рус. старина. 1879. С. 373. См. также: Курмачёва М. Д. Крепостная интеллигенция России. Вторая половина XVIII — начало XIX века. М., 1983. Рус. старина. 1879. С. 373. См. также: Курмачёва М. Д. Крепостная интеллигенция России. Вторая половина XVIII — начало XIX века. М., 1983. Губернатором в 1785–1788 гг. был генерал-поручик Иван Андреевич Поль. Губернатором в 1785–1788 гг. был генерал-поручик Иван Андреевич Поль. Окольные — то есть живущие рядом, окрест. Окольные — то есть живущие рядом, окрест. Вяземский А. А. (1727–1723) — генерал-прокурор в 1764–1793 гг. Вяземский А. А. (1727–1723) — генерал-прокурор в 1764–1793 гг. Рус. старина. 1879. С. 373. См. также: Курмачёва М. Д. Крепостная интеллигенция России. Вторая половина XVIII — начало XIX века. М., 1983. То есть 21 ноября — в праздник Введения во храм. То есть 21 ноября — в праздник Введения во храм. Вындомский А. М. (1750–1813) — полковник лейб-гвардии Семеновского полка, владелец усадьбы Тригорское, отец Прасковьи Александровны Осиповой, знакомой А. С. Пушкина. Вындомский А. М. (1750–1813) — полковник лейб-гвардии Семеновского полка, владелец усадьбы Тригорское, отец Прасковьи Александровны Осиповой, знакомой А. С. Пушкина.

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

– Какую высоту имеет смиренномудрие и почему оно называется одеянием Божества? (53:290) – Для чего Господь облекся в смиренный образ? (53:290–291) – Облекающийся в смиренномудрие, облекается в Самого Христа (53:292). – Смиренномудрого благоговейно почитает тварь словесная и бессловесная (53:292–293). – Кто презрительно говорит о смиренномудром, тот, как бы, на Бога отверзает уста свои (53:293). – Злоухищрения демонов остаются бездейственными пред смиренномудрым (53:294). – Какая разница между смиренномудрым по видимости и сподобившимся истинного смиренномудрия? (53:294–295) – Как может человек достигнуть такого устроения? (53:295) – Смирение усовершает душу Божественными созерцаниями (53:295). – Да не осмелится человек помыслить, что он достиг смиренномудрия сам собою (53:296). – В чем совершенство смиренномудрия? (53, 296; 58:380) – Ответ на вопрос: как соделаться достойным приять смирение? (53:296–297) – Почему должно смиряться, вопиять мытаревым гласом и считать себя рабом неключимым? (55:316–317) – Когда святой апостол Павел, будучи совершенным в добродетелях и по дарованиям, помнил свои согрешения и смирялся, то тем более мы должны это делать (55:317–318). – Кто не почитает себя грешником, того молитва не приемлется Господом (55:319). – Какую пользу получаем мы от терпения уничижения и от смирения? (56:342) – Что препятствует нам иметь смиренные мысли и смиренное сердце? (56:345) – Какие плоды смиренномудрия и какие – тщеславия? (56:346) – Лучше считаться необразованным – и быть нищим и смиренным (56, 347:353). – Смиренномудрым открываются тайны (56, 351; 66:422). – У людей почтено богатство, а у Бога – душа смиренная (57:360). – Кто терпит обвинения с смиренномудрием, тот достиг совершенства (57:362). – Смирение рождается от искушений и скорбей (57:368). – К смиренномудрию близка благодать, а к гордыне – болезненные приключения (57:373). – Умаление себя пред людьми возвышает нас пред Богом (57:373). – Где произрастает смирение, там источается слава Божия (57:373).

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

Из 14-ти страниц этого параграфа разве одна найдется не списанная. На стр. 64 несколько выписок из догматики Мака рия, §203, m.IV, стр. 107.106.107–108; конец же списан с Алмазова, стр. 243. В 1-м прим. искажена латинская цитата взятая у Макария: In Iohan. Цитаты во второе примечание попали из Макария (m.IV, стр. 107 прим. 204–206). Третье примечание выписано из книги Алмазова, стр. 243–244, при чем ерминиане превратились в ермиан. Почти вся 65-я страница выписана у Алмазова со стр. 20–22.28. У него же взято небольшое примечание первое, в котором есть ссылка уже на 245 стр. книги Алмазова (и не точно: нужно стр. 244–245 прим. 8). Вся 66 стр. списана у Алмазова, стр. 283.284.285. 287. Примечание тоже взято из текста Алмазова на стр. 285 и 292. От себя о. Малиновский добавил лишь несколько опечаток, между прочим искажение латинских слов, особ. вм. Lucifer-Incifer. Вся 67 стр., за исключением разве маленького 3-ьего прим., взята из книги Алмазова, хотя не всегда дословно. См.стр. 287. 286. 287. 288. 289. Прим. 1-ое со стр. 288, при чем за свои выданы не только слова Алмазова, но и Бинтерима, тщательно отмеченный кавычками у Алмазова. Прим. 2-ое у Алмазова же со стр. 286. Как у Алмазова пропущена цитата к библейским словам о Неемане ( 4Цар.14 ), так нет её и у о. Малиновского. Кроме того, безграмотно написаны латинские глаголы imm egro , subm egro . Сам о. Малиновский в 1-м прим. на след. стр. пишет – виноват! – списывает: mergitamur. Почти вся 68 стр. списана с книги Алмазова; только сокращаются выдержки из свв.отцев. См. стр. 289. 290. 289. 290.291. Цитаты в примечаниях тоже взяты. Срвн. 1-ое-стр. 281 прим.1; 2-оестр. 290 прим.1. 2. 3; З-ье-289 прим.4 (сделана ошибка!); 4-ое-стр. 291 прим. 1. В конце стр. 68 зачем то к худшему меняется перевод Алмазова из Климента Александрийского : βαπτιζμενοι­будучи погружены; у Алмазова верно: будучи погружаемы. Стр. 69-ая тоже вся в точности списана с Алмазова, стр. 292.294.295.294.295.296, вместе с цитатами в примечаниях. Срвн. l-oe – стр. 292 прим. 4–5, стр. 293 прим. и 3; 2-ое-стр. 294 прим.1; З-ье-стр. 294 прим.4; 4-ое – стр. 295 прим. 1; 5-ое-стр. 295 прим. 2: 6-ос-стр. 295 прим. 4 и стр. 294 прим.3.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010