284-285 ГАЛАКТИОН (Бельский Гавриил Иванович; 1535 - 1612), прмч. (пам. 24 сент. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) 285-288 ГАЛАКТИОН (Урбанович (Новиков) Григорий Станиславович (Степанович); 1870-1937), иером., прмч. (пам. 7 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) 288-289 ГАЛАКТИОН (сер. XV в. - 1506), блж., Христа ради юродивый (пам. 12 янв. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборах Вологодских и Новгородских святых) 289-291 ГАЛАКТИОН (Табаков Георги Любенов; род. 26.02.1949), митр. Стара-Загорский Болгарской Православной Церкви 291-293 293-295 295-296 296-302 ГАЛАТИНО Пьетро (ок. 1460 - после 1539), францисканец, провинциал ордена, богослов, знаток древних и вост. языков 302-304 304-305 ГАЛАХА часть Талмуда, содержащая историю библейского законодательства и регламентирующая религ., семейную и гражданскую жизнь 305-307 307-308 ГАЛГАЛ распространенное в Ветхом Завете обозначение категории поселений; в визант. период - название паломнического центра с храмом 308-309 309-310 310-312 312-313 313-315 315-316 ГАЛИЛЕЯ область Сев. Палестины, с к-рой связаны мн. события библейской истории и зарождение христ. Церкви 316-322 322-328 328-340 340-341 341-344 344-345 345-346 ГАЛЛ АНОНИМ (кон. XI - нач. XII в.), автор древнейшей польск. хроники «Хроника и деяния князей или правителей польских» 347-348 348-349 349-350 ГАЛЛИКАНИЗМ совокупность церковных, политических и правовых доктрин в XIII-XIX вв., обосновывавших особое положение франц. католич. Церкви по отношению к папству 350-358 ГАЛЛИКАНСКИЙ ОБРЯД литургическая традиция, существовавшая на территории древней Галлии (совр. Франция) в период поздней Римской империи и франк. королевской династии Меровингов 358-368 368-372 ГАЛЛИКАНСКОЕ ИСПОВЕДАНИЕ официальное исповедание веры Реформатской церкви Франции, принятое на первом национальном синоде в Париже в 1559 г. 372-373 ГАЛЛИКАНСКОЕ ПЕНИЕ обобщенное название различных певч. стилей, характерных для региональных разновидностей галликанского обряда

http://pravenc.ru/vol/x.html

Наиболее известные византийские сочинения этого жанра представлены: Житием Антония Великого (250–356 гг.), обычно приписываемом Афанасию (295–373 гг), Патриарху Александрии; Житием Пахомия Великого (ум. 346 г.); «Историей монахов в Египте» (конец IV в.); собранием рассказов Палладия Еленопольского из Египта (ок. 364 – ум. до 451 г), известным под названием «Лавсаик " (419 г.), так как было посвящено Лавсу, приближенному императора Феодосия II; сборниками о жизни и высказываниях святых монахов из Египта, известными под названием «Патерик» («Книга отцов») и «Апоффегмата» (Apophthegmata), то есть «Сентенции», «Изречения»; «Историей боголюбцев» (монахов северной Сирии), составленной в 440 г. историком Феодоритом Киррским; сборником чудес, какие имели место в V в. у гробницы Св. Феклы в Мериамлике в Малой Азии; Житием Симеона Стилита Младшего, известного также как Дивногорец (ум. 592 г.); написанном на сирийском языке сборнике рассказов о жизни палестинских монахов агиографа Кирилла Скифопольского (525–559 гг ?); рассказами о святых отцах, мучениках и их чудесах Софрония, Патриарха Иерусалимского (ок. 560–638 или 641/644 гг.); Житием Николая Сионита (ум. 564 г.); «Житиями восточных святых» Иоанна Эфесского (ок. 507585 гг.); созданным в конце VI в. сборником чудесь врачей-мучеников Кось- мы и Дамиана, чей культ целителей процветал в монастыре Космидион около стен Константинополя; Житием Феодора Сикеота (ум. 613 г.); собранием «Луг духовный» (по-гречески «Лимонарь») много путешествовавшего палестинского монаха Иоанна Мосха (по прозвищу Евкрат – «Анисовое варево»), который в конце VI-nepboй четверти VII вв. написал более трехсот историй о жизни аскетов; «Чудесами вмч. Димитрия», записанными духовными лицами в Фессалонике и повествующими об истории этого города в VI-VII вв.; биографией Патриарха Александрии Иоанна Милостивого (611–619 гг.) и Житием Симеона Юродивого, составленными Леонтием Неапольским с Кипра во второй четверти VII в.; «Чудесами вмч. Артемия», происходившими в константинопольской церкви Иоанн Предтечи и записанными Иоанном Родосским в 60–70-е гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Завершением апологетического времени можно считать деятельность Оригена (182 или 185 – ок. 251), пресвитера и выдающегося учителя Александрийского училища, которого Дидим назвал «вторым после Павла». Он – отец церковной науки в широком смысле и вместе с тем основатель богословия, развивавшегося в 4–5 вв. Ориген создал церковную догматику, заложил основание научного знания об иудейской и христианской религии, освободил христианское богословие от апологетических и полемических задач, сообщив ему самостоятельное значение. Он провозгласил примирение науки с христианской верой 663 . Большим авторитетом пользовался возглавивший Александрийское училище ок. 232 г. после Оригена Дионисий Великий, позднее – епископ Александрийский (ум. 265), известный полемист с монархианами, писавший против Савеллия, Павла Самосатского, автор целого ряда догматических, канонических, экзегетических трудов. Мефодий, епископ Олимпийский (позднейшие писатели называют по недоразумению местом его епископства Патры, отчего он также известен как Мефодий Патарский ум. ок. 310), написал несколько книг против Порфирия, от которых дошли лишь отдельные фрагменты у Иоанна Дамаскина ; Евсевий Кесарийский – 25 книг против Порфирия и небольшое сочинение против Иерокла. § 2. Святоотеческая письменность (патристика). В данном разделе, исходя из педагогических целей, широкий термин «святоотеческая письменность» мы применяем узко, только в отношении трудов собственно богословских. Эта категория нарративных источников, несмотря на узкую специализированность предмета, может содержать ценную информацию относительно историко–церковных реалий своего времени. «Золотой век» в истории христианской богословской письменности пришелся на 4 столетие, когда христианство из религии гонимой превратилось в религию равноправную, а затем – и господствующую в Империи. Среди крупнейших богословов 4 в. должны быть упомянуты: «отец Православия» Афанасий Александрийский (ок. 295–373); три великих каппадокийца – Василий Великий (ок. 330–379), его брат Григорий Нисский (ок. 335 – ок. 394) и близкий друг Григорий Назианзин (или Богослов) (ок. 330 – ок. 390); читель и проповедник, архиепископ Константинопольский Иоанн Златоуст (ок. 347–407). Важны для развития христианской мысли труды Кирилла Иерусалимского (315–386), Дидима Слепца Александрийского (ок. 313 – ок. 398), главы Александрийского огласительного училища (ок. 282) и, позже, епископа Тмуитского (ок. 339) Серапиона (2–я пол. 3 – сер. 4 в.), Амфилохия Иконийского (ок. 340 – ок. 396). Не менее известны экзегет и переводчик Библии Иероним Стридонский (ок. 342–420); экзегет и проповедник Ефрем Сирин (ок. 306–373); историк и знаток Писания Евсевий Кесарийский (ок. 260–339); ересеолог Епифаний Кипрский (367–403). На Западе трудятся богословы Иларий, епископ Пиктавийский (ок. 315–367), и Амвросий Медиоланский (ок. 340–397) 664 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К эпохе тринитарных споров, в которую прошли I-й (325 – I Никейский) и II-oй (381 – I Константинопольский) Вселенские Соборы, можно отнести весь IV век – «Золотой век святоотеческой письменности» 1024 , и живших в это время богословов, рассматривавших в том числе и антропологические вопросы, среди которых на Востоке могут быть названы Св. Афанасий Александрийский (ок. 295–373) 1025 , Св. Василий Великий (ок. 330–379) 1026 , Св. Григорий Богослов (329–389) 1027 , Св. Григорий Нисский (ок. 335 – после 394) 1028 , Св. Иоанн Златоуст (ок. 347 – 407) 1029 , Св. Амфилохий Иконийский (ок. 340 – ок. 396) 1030 , преп. Макарий Египетский (ок. 300 – 391) 1031 , преп. Ефрем Сирин (ок. 306–373) 1032 , преп. Исаия Отшельник († 370) 1033 , преп. Марк Подвижник (конец IV – начало V вв.) 1034 , Иаков Афраат 1035 , Немесий Эмесский (IV – до середины V вв.) 1036 , Евагрий Понтийский (345–399) 1037 , Дидим-слепец (ок. 313 – ок. 398) 1038 , а на Западе Св. Иларий Пиктавийский (310-е годы – не позднее 367) 1039 , Блаж. Иероним Стридонский (ок. 342–420) 1040 , Блаж. Августин Гиппонский (354–430) 1041 , преп. Иоанн Касиан Римлянин (ок. 360–435) 1042 . Из них специальные труды, посвященные антропологии, составили только Св. Григорий Нисский («Об устроении человека») 1043 , Немесий Эмесский («О природе человека») 1044 , а Св. Василий Великий говорит на антропологические темы в двух беседах («Беседа первая о сотворении человека по образу» 1045 , «Беседа вторая о человеке» 1046 ). У Блаж. Августина Гиппонского несколько работ, например, «De quantitate animae», касаются антропологических понятий 1047 . Практически не присутствуют антропологические темы в дошедших до нас трудах Св. Кирилла Иерусалимского (ок. 313 – ок. 386) 1048 , Св. Евстафия Антиохийского († 337 или 346) 1049 , Св. Епифания Кипрского (367–403) 1050 , у многих аскетических писателей и др. На V-oм Вселенском Соборе «целью соборных осуждений был не некий призрачный оригенизм, но подлинные взгляды одного из духовных наставников восточного монашества, Евагрия» составившего, в частности свою христологию, «однако его учение о созерцании и молитве» сохранилось Восточным монашеством 1051 . Также «в современных Собору источниках, сообщающих об осуждении 553 г., наряду с именами Оригена и Евагрия упоминается и имя Дидима» 1052 . Составителем поучений преп. Макария Египетского мог быть один из его учеников 1053 , т. к. «ни один из древних авторов не приписывает ничего перу Макария Египетского » 1054 .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Мы не отрицаем, что весьма много погрешили в других отношениях, но догматическое учение апостолов хранили до сих пор неискаженным и за одно это надеемся удостоиться сострадания и снисхождения в день явления Господня: ибо за него (догматическое учение) мы непрестанно боремся против всевозможных ересей, его же постоянно предлагаем питомцам благочестия, чрез него принесли Архипастырю и Спасителю всех нас тысячи волков, преобразивши их в овец. Это передали нам не только апостолы и пророки, но и изъяснившие писания их Игнатий [Богоносец], Евстафий [Антиохийский], Афанасий [Александрийский], Григорий [Богослов], Иоанн [Златоуст] и другие светильники вселенной и –прежде их – сошедшиеся в Никее святые отцы: исповедание веры их, как отеческое наследие, мы храним неприкосновенным и осмеливающихся нарушить эти догматы называем лживыми и врагами истины. (Блаж. Феодорит Кирский в письме к патрицию Флорентию). Святые отцы и учители Церкви, из творений которых даны извлечения в первом выпуске Св. Афанасий Великий , архиепископ Александрийский, род. ок. 295 г., † 2 мая 373 г. Св. Василий Великий , архиеписком Кесарии Каппадокийской, род. ок. 330 г., † 1 января 379 г. Препод. Викентий Лиринский , пресвитер монастыря на острове Лирине (ныне остров св. Гонората) в Средиземном море, † ок. 450 г. Св. Григорий, епископ Нисский, род. ок. 335 г., † ок. 394 г. Св. Епифаний, епископ Саламина на о. Кипре, род. ок. 315 г., † 403 г. Преп. Ефрем Сирин , род. В начале 4-го века, † 373 г. Св. Ириней, епископ Лионский (в Галлии), † ок. 202 г. Св. Иоанн Златоуст , архиепископ Константинопольский, род. ок. 347 г., † 14 сентября 407 г. Св. Климент, епископ Римский, † 101 г. Св. Киприан, епископ Карфагенский, † 14 сентября 258 г. Св. Кирилл, епископ Иерусалимский, род. ок. 313 г., † в 386 г. Препод. Макарий Египетский , род. Ок. 300 г., † ок. 390 г. Тертуллиан , пресвитер Карфагенский, род. ок. 160 г., † после 220 г. Блаж. Феодорит , епископ Киррский, род. ок. 393 г., † в 457 г. Выпуск III-й. О Триедином Боге 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

11 Сщмч. Климент Римский (30-е гг. по Р. X. – нач. II в.) занимал свою кафедру ок. 90–101 гг.; был сослан в Крым, где вскоре скончался в Инкерманских каменоломнях (район современного Севастополя). Мощи римского священномученика были обретены свв. равноапп. Кириллом и Мефодием и принесены в Рим, где покоятся в церкви его имени. Текст воспроизводится по изд.: Писания мужей апостольских/В рус. пер., со введением и примеч. к ним прот. П. Преображенского . СПб., 1895. С. 100–103. 12 Сщмч. Игнатий Богоносец , как пишет Евсевий Кесарийский , был вторым после св. ап. Петра епископом Антиохии; скончался во время гонений императора Траяна, ок. 107 г. В своих посланиях сщмч. Игнатий подчеркивает значение объединения церковной общины вокруг епископа. Эта «епископоцентричность» Церкви напрямую связана с ее евхаристичностью. Именно эта особенность церковного собрания позволяет ему сохранять единство с другими общинами Вселенской Церкви. Текст (фрагментарно) воспроизводится по изд.: Писания мужей апостольских/В рус. пер., со введением и примеч. к ним прот. П. Преображенского . СПб., 1895. С. 269–272; 279–286. 14 Свт. Афанасий Александрийский (ок. 295–373), великий отец и учитель Церкви, в 328 г. стал епископом Александрии. Энергично выступал против ариан и покровительствовавших им императоров, из-за чего был вынужден трижды покидать Александрийскую кафедру. К 350 г. остался единственным православным епископом на востоке Римской империи. «Письмо к Драконтию» написано ок. 355 г. и напоминает адресату о подвижническом пути, соединенном с епископским саном. Текст воспроизводится по изд.: Афанасий Великий . Творения: в 4 ч. Ч. 2. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1902 (Репр.: Валаамский монастырь, 1994). С. 3–11. 15 Прп. Максим Исповедник (ок. 580, Константинополь – 13 августа 662, Колхида) в одном из самых известных своих сочинений продолжает тему, заложенную в Ареопагитиках. Подобие небесной и земной иерархии иллюстрируется им на примере толкования священнодействий Божественной литургии. Текст воспроизводится по изд.: Творения преподобного Максима Исповедника . Кн. 1: Богословские и аскетические трактаты: в 2 кн. М.: Мартис, 1993. С. 154–158; 169–184.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pravos...

9:22 – 25). Петр был рыбаком, когда Христос призвал его на апостольское служение. Согласно Евангелиям, Петр испугался, когда в Гефсиманском саду был схвачен Христос и трижды отрекся от Него, но тут же глубоко раскаялся, После Воскресения Иисус явился Петру и поручил ему стать пастырем Своего «стада». Сначала Петр проповедовал Евангелие только евреям, однако в Иоппии ему был сон, в котором Христос призвал апостола делиться Благой Вестью со всеми людьми. В Деяниях святых апостолов рассказывается, что царь Ирод Антипа заключил Петра в темницу, но чудесным образом проповедник и арестованные с ним христиане были освобождены: ночью Ангел Господень открыл двери темницы ( Деян. 5:17 – 20 ). Апостолы Павел и Петр были казнены в Риме во время гонений на христиан при императоре Нероне. ...якоже Григорий Богослов и Афонасей Великий являютца... (...Григорий Богослов и Афанасий Великий явлено ушли...)– Григорий Назианзин , Богослов (ок. 330 – ок. 390) – ранневизантийский церковный деятель, проповедник. Некоторое время был епископом Сасимы, затем Назианза (города Малой Азии). В 379 г. был призван на епископство в Константинополь для борьбы с аринством и в 381 г. председательствовал на II Вселенском соборе, но в том же году, в обстановке смут и интриг, сложил с себя высокий сан и вернулся на родину. Глава Константинопольской церкви, Григорий Богослов вошел в историю как архиепископ, проявлявший широкую терпимость по отношению к инакомыслящим. Афанасий Александрийский , Великий (295373) – ранневизантийский церковный деятель, епископ города Александрии, активный борец против арианства, за свои убеждения пять раз был отправлен в ссылку. Согласно жизнеописанию Афанасия Великого , сначала это сделал император Константин; по возвращении Афанасий был удален префектом Филарием; долгое время архиепископ скитался, но вернувшись в Александрию, он скрывался в пустыни; вновь возвратившись в Александрию, Афанасий вынужден был уехать, и этот последний уход архиепископа вызвал волнение среди христиан; Афанасий возвратился на кафедру незадолго до своей кончины в 373 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пётр был рыбаком, когда Христос призвал его на апостольское служение. Согласно Евангелиям, Пётр испугался, когда в Гефсиманском саду был схвачен Христос и трижды отрёкся от Него, но тут же глубоко раскаялся. После Воскресения Иисус явился Петру и поручил ему стать пастырем Своего «стада». Сначала Пётр проповедовал Евангелие только евреям, однако в Иоппии ему был сон, в котором Христос призвал апостола делиться Благой Вестью со всеми людьми. В Деяниях святых апостолов рассказывается, что царь Ирод Антипа заключил Петра в темницу, но чудесным образом проповедник и арестованные с ним христиане были освобождены: ночью Ангел Господень открыл двери темницы ( Деян. 5:17–20 ). Апостолы Павел и Пётр были казнены в Риме во время гонений на христиан при императоре Нероне. якоже Григорий Богослов и Афонасей Великий являютца... ( Григорий Богословъ и Афанасий Великий явлено ушли...) – Григорий Назианзин , Богослов (ок. 330 – ок. 390) – ранневизантийский церковный деятель, проповедник. Некоторое время был епископом Сасимы, затем Назианза (города Малой Азии). В 379 г. был призван на епископство в Константинополь для борьбы с арианством и в 381 г. председательствовал на II Вселенском соборе, но в том же году, в обстановке смут и интриг, сложил с себя высокий сан и вернулся на родину. Глава Константинопольской церкви, Григорий Богослов вошёл в историю как архиепископ, проявлявший широкую терпимость по отношению к инакомыслящим. Афанасий Александрийский , Великий (295–373) – ранневизантийский церковный деятель, епископ города Александрии, активный борец против арианства, за свои убеждения пять раз был отправлен в ссылку. Согласно жизнеописанию Афанасия Великого , сначала это сделал император Константин; по возвращении Афанасий был удалён префектом Филарием; долгое время архиепископ скитался, но вернувшись а Александрию, он скрывался в пустыни; вновь возвратившись в Александрию, Афанасий вынужден был уехать, и этот последний уход архиепископа вызвал волнение среди христиан; Афанасий возвратился на кафедру незадолго до своей кончины в 373 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Вся разумная, духовная и телесная тварь имеет бытие от творческой Троицы и управляется Ею; все вместе и каждое существо в отдельности созданы Отцом чрез Сына по дару Духа Святого Сущность религии, которой мы должны следовать, составляют история и пророчество о божественном домостроительстве спасения человеческого рода, долженствующего быть преобразованным и приготовленным к вечной жизни. Коль скоро это будет предметом нашего верования, образ жизни, согласный с божественными заповедями, очистит ум наш и сделает его способным к познанию духовных предметов, которые суть предметы не прошедшие и не будущие, а вечно и одинаково пребывающие и не подверженные никакой изменяемости, т. е. к познанию Самого единого Бога Отца, Сына и Духа Святого. Познав сию Троицу, насколько знать это дано нам в настоящей жизни, мы, ни мало не колеблясь, признаем, что всякая разумная, духовная и телесная тварь, насколько она существует, свое бытие и свой вид имеет от этой творческой Троицы и управляется ею в совершеннейшем порядке; причем это не так нужно понимать, что одну часть творения создал Отец, другую Сын, а третью Дух Святой, а так, что и все вместе, и каждое существо в отдельности созданы Отцом через Сына по дару Духа Святого. Ибо всякая вещь, – назовем ли ее мы сущностью, или природою, или же другим каким-нибудь термином, – одновременно имеет в себе и то, и другое, и третье, так что представляет собою и нечто единое, и отличается от остальных своим видом, и не выступает из порядка вещей. Святые отцы и учители Церкви, из творений которых даны извлечения в четвертом выпуске Блаж. Августин, епископ Иппонский в Северной Африке, род. 13 ноября 354 г., † 28 августа 430 г. Св. Афанасий Великий , архиепископ Александрийский, род. ок. 295 г., † 2 мая 373 г. Св. Василий Великий , архиеписком Кесарии Каппадокийской, род. ок. 330 г., † 1 января 379 г. Св. Григорий Богослов , архиепископ Константинопольский, род. ок. 329 г., † ок. 390 г. Св. Дионисий Великий, епископ Александрийский, род. в конце II века, † в 265 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Иоанн Л Комнен (1087–1143) – византийский император с 1118 года. Вел удачные войны с врагами Византийской империи. Епанагога (Эпанагога) – руководство для судий в Византии, составленное после 879 г. Халкидонский собор – IV Вселенский Собор 451 года, установивший 30 правил канонических. Заозерский Николай Александрович (1851–1919) – профессор канонического права Московской Духовной академии. Автор книги «О церковной власти». Сергиев Посад, 1894 (докторская диссертация). Лебо Шарль (1705–1788) – французский византинист. Автор книги «История поздней Империи». Т. 1–26. Второе издание исправлено и дополнено армено-ведом Сен-Мартеном и грузиноведом Броссе (21 том. Париж, 1824–1836). Св. Кирилл Александрийский – архиепископ (конец 70-х гг. IV в. – ок. 445), прославился борьбой с несторианством. Знаменитый богослов. Никейские соборы – церковные соборы, бывшие в г. Никее, в Вифании. Наиболее значительны из них два: Первый Никейский Вселенский собор (325 г). собрался по поводу ереси Ария. На соборе была наречена анафема на ариан. Был составлен Символ веры , предваренный великим спором о слове «единосущный». Второй Никейский Вселенский собор (787 г.) рассматривал вопрос о почитании икон. Св. Афанасий Александрийский (ок. 295–373) – епископ, богослов. Боролся с арианством. Констанций II (317–361) – римский император, поддерживал ариан. Ливерий (Либерии) – в 352–366 гг. был римским епископом. Сторонник св. Афанасия Александрийского в борьбе с арианством. Валент Флавий (ок. 328–378) – император восточной части Римской империи. Погиб в сражении с вестготами. Феодосий I Великий (ок. 346–395) – византийский император с 379 г. Преследовал ариан и язычников. Имеется в виду Второй Вселенский Константинопольский собор 381 г., созванный для решения вопроса об учении ариан об Иисусе Христе. Гонорий (384–423) – император Западной Римской империи с 395 года. Боролся с язычниками и еретиками. Пелагий – еретик, основатель пелагианства, возникшего в V в. Отрицал реальность благодати Божией, не православно учил о первородном грехе. Целестин (Целестий) – римский патриций, увлеченный учением Пелагия и открыто проповедовавший это учение.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Tihomirov/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010