Г.Е. Захаров Источники Тринитарные споры, волновавшие на протяжении целого столетия христианскую часть населения Римской империи, в том числе и ее дунайских провинций, не могли не найти отражения в церковной и светской литературе, а также государственном законодательстве и церковно-правовых памятниках IV – V вв. Источники по истории арианской смуты отличают, как разнообразие жанровых форм, так и различия во взглядах и позициях их авторов, многие из которых были непосредственными участниками описываемых ими событий. Сами их сочинения зачастую носят полемический характер и являют собой своеобразное орудие в доктринальной и церковно-политической борьбе. Подобного рода специфические особенности источниковой базы имеют следствием не только неясность наших представлений о тех или иных исторических событиях и свершениях, но и приводят к формированию совершенно различных картин церковной истории изучаемой эпохи. Впрочем, только сопоставление различных точек зрения и интерпретаций исторической реальности может позволить нам приблизиться к пониманию внутренней динамики конфликта, именуемого арианской смутой. Историко-полемические сочинения Первостепенное значение при изучении истории арианской смуты имеют полемические сочинения ее непосредственных участников, которые стремились представить современникам и потомкам свое видение истории конфликта, а также обосновать свою правоту, а иногда и оправдаться перед лицом различных обвинений. Целый ряд сочинений подобного рода принадлежит перу одного из самых активных участников арианских споров – свт. Афанасия Александрийского (ок. 295–373) 7 , личность которого вызывала стойкое неприятие у его противников, и воспринималась как живой символ православия среди его сторонников. Именно благодаря свт. Афанасию до нашего времени дошло большинство доктринальных формул, а также посланий соборов, отдельных епископов и императоров, которые он обильно цитирует в своих сочинениях для обоснования собственной позиции. Разумеется, отбор документов в сочинениях александрийского епископа соответствует в первую очередь его полемическим целям. Таким образом, можно без преувеличения сказать, что мы смотрим на историю конфликта главным образом глазами свт. Афанасия, которого никак нельзя назвать беспристрастным историком-писателем арианских споров. Впрочем, сам он указывает на недопустимость искажения исторических фактов в полемических целях. 8 Несмотря на это, в современной научной литературе достаточно остро поставлен вопрос о точности цитирования со стороны александрийского епископа тех или иных памятников, особенно приписываемых перу Ария, 9 и об адекватности его взгляда на историю конфликта исторической реальности. 10 К последнему вопросу мы еще вернемся в основной части настоящего исследования.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ill...

С. Б. Сорочан Хронологизированный перечень агиографических источников (персоналии) IV век Евсевий Памфил (330-е гг.). Жизнь Блаженного василевса Константина (324–337) Афанасий Александрийский (третья четверть IV в.). Житие Антония Египетского (ок. 250–356) Аноним (вторая пол. IVb.). Житие Пахомия Великого (ок. 290–346) Григорий Назианзин (370-е гг.). Панегирик сестре Горгонии (ум. 370–374) Григорий (конец IVb.). Элогиум Григорию Назианзину (329 – ок. 390) Григорий (конец IV в.). Житие Григория Богослова , Патриарха Константинопольского (329 – ок. 390) Григорий Нисский (380 г.). Житие Св. Макрины (IV в.) V век Аноним (Vb.?). Повесть об убиенных Синаитах-мучениках (IV в.) Аноним (Vb.). Житие и чудеса Василия Великого (ок. 330–379) Аноним (Vb.). Житие Афанасия Великого , епископа Александрийского (ок. 295ок. 373) Аноним (Vb.). Житие Григория Нисского (ок. 335–395) Аноним (Vb.?). Житие Евпсихия (IV в.) Аноним (Vb.). Апокрифическая легенда об Авгаре (IV-V вв.) Аноним (Vb.). Житие Фоки Синопского (IV в.) Аноним (Vb.). Житие Паисия Великого (IV в.) Тимофей, Патриарх Александрийский (Vb.). Чудеса муч. Мины (IV-V вв.) Палладий Еленопольский (нач. V в.). Диалог на Житие Иоанна Хрисостома (341/7–407) Аноним (первая пол. Vb.). Житие Епифания, епископа Кипрского (ум. 402/403) Марк Диакон (ок. 350–430). Житие Порфирия, епископа Газского (ум. 419/420) Каллиник (ум. ок. 446). Житие Ипатии (366–446) Аноним (Vb.). Житие Паисия Великого (V в.) Геронтий (?) (ум. ок. 484). Житие Мелании Младшей (Римлянки) (383–439) Аноним (вторая пол. Vb.?). Достопамятные предания о Пимене Великом (ум. ок. 450) Антонин (последняя треть Vb.). Житие Симеона Стилита (389–459) Аноним (Vb.). Чудеса Св. Феклы в Мериамлик (V в.) Аноним (V в.). Житие Иоанна Кущника (V в.) (переведено во второй пол. IX в. Анастасием библиотекарем) Мартирии Saints Notaires (V-VI вв.) Аноним (кон. V – нач. VI вв.). Житие Даниила Стилита (409–493) Аноним. Житие Св. Анины (вторая пол. V в., ум. до 500 г.) Александр Монах (V – первая пол. VI вв.). Сказание об обретении и воздвижении Святого Креста (IV в.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Память святых отцов Первого Вселенского Собора (комментарий в русле истории) Свт. Афанасий Великий (Александрийский) Святитель Афанасий Великий Фрагмент статьи из т. IV «Православной Энциклопедии», Москва. 2002 г. Афанасий Великий – (ок. 295, Александрия? — 2.05.373, там же), свт. (пам. 18 янв., 2 мая), еп. Александрийский (с 8 июня 328), великий отец и учитель Церкви. Житие. Документы и письменные источники, повествующие о жизни и неустанной деятельности свт. Афанасия, многочисленны и разнообразны. В первую очередь к ним относятся собственные сочинения святителя, содержащие автобиографические сведения: 3 “Защитительных слова” (“Апологии”), “История ариан” и послание об Аримино-Селевкийском Соборе, составлявшиеся в 50-х гг. IV в. Эти сочинения важны не только как свидетельства свт. Афанасия о собственных взглядах и деятельности, но и как памятники, содержащие в своем составе немало подлинных документов (посланий императоров и епископов, актов Соборов). Многочисленные послания свт. Афанасия (1-е и 2-е “Послания к Серапиону Тмуисскому”, 359–360, “К епископам Африки”, 371–372) расширяют представление о его пастырской, общецерковной и политической деятельности. Роль свт. Афанасия в становлении монашества и его постепенной организации в рамках церковной иерархии отражена в “Посланиях к монахам” (339 и 359–360) и в “Житии св. Антония” (357–362). Свидетельствами о жизни и деятельности свт. Афанасия являются также сборники офиц. документов, составленные, очевидно, в апологетических целях при жизни святителя и не без его участия, среди них собрание (кон. 367 или нач. 368) Феодосия Диакона, дошедшее в лат. переводе. Хронологию событий жизни и деятельности свт. Афанасия помогают прояснить 2 совр. ему сочинения, созданных на основе архивных материалов Александрийской Церкви: входящая в собрание Феодосия Диакона т. н. “Безглавая история” (Historia acephala, от rpeч.akephalia — безглавый, поскольку утрачено ее начало) и сир. версия “Индекса” с надписаниями “Пасхальных посланий” свт. Афанасия за период 329–373 гг., к-рый дает для всего времени архиерейского служения свт. Афанасия имена правивших консулов, даты празднования Пасхи, упоминает о наиболее значительных событиях каждого года.

http://sedmitza.ru/text/414818.html

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Афанасий Великий Профессиональные интересы: История Церкви, Библеистика, Богословие Краткая биографическая справка: АфанасийВеликий, епископ Александрийский (ок.295–373) [греч] – святой, память 18 января. Авторитетнейший богослов и церковный деятель своего времени. Был одним из близких к епископу Александру людей и сопровождал его на Никейский собор; после смерти Александра в течение 45 лет, до самой смерти, был епископом Александрии, но значительную часть этого срока А.В. вынужден был провести в изгнании, – пять раз он оставлял кафедру и возвращался на нее. Главным делом А.В., величайшей его заслугой перед Церковью  была борьба с арианской ересью. А.В. рассматривал божественность Иисуса Христа как основу христианской веры. Это не было отвлеченным знанием, но имело в высшей степени практическое значение, – от этого зависело спасение и обожение христианина.  Арианство разрушало эту доктрину, ибо нельзя обожиться без Бога. Другое важнейшее дело А.В. – посредничество между церковной иерархией и монашеством. В самом А.В. уживался епископ и аскет. Он. был в дружбе с Антонием Великим и Пахомием Великим, людьми, которых называют отцами монашества. Его характер как писателя сформировали прежде всего богословские споры его времени и пребывание в египетской пустыне у Антония Великого.  А.В. по праву считается первым агиографом. Созданное им " Житие св. Антония " оказало огромное влияние на распространение монашеских идеалов, на дальнейшее развитие этого жанра, а также во многом и на всю мировую литературу.

http://bogoslov.ru/person/2598920

прот. Александр Мень Афанасий Великий Афана сий Вели кий (Αθανσιος Μγας) Александрийский, свт. (ок. 295–373), отец Церкви, защитник православия в эпоху арианского кризиса. Родился в семье египетских христиан. С юных лет тяготел к монашеству. В 319 рукоположен в диакона. Свою борьбу против Ария начал еще на I соборе (325). С 328 предстоятель Александрийской церкви. Из-за происков арианской партии несколько раз был изгоняем, скрывался в пустыне (в целом 15 лет провел вне кафедры). Пользовался горячей любовью народа. В защите православия от подрывавшего основы Церкви арианства проявил несгибаемую волю и мужество. Афанасий Великий не получил, в отличие от многих св. отцов, основательного образования, но его проникнутые верой вдохновенные писания вошли в золотой фонд патристического наследия. Афанасий Великий стал одним из основоположников христианской агиографии, написав житие прп. Антония Великого . Память свт. Афанасия Великого Правосл. Церковь празднует 18 января и 2 мая. К экзегетическим творениям Афанасия Великого относятся: 1) «Послание к Маркеллину об истолковании псалмов». В этой книге свт. Афанасий Великий определяет Псалтирь как часть Священного Писания, в которой объединены все основные темы Библии. «Каждая книга выполняет собственное свое назначение... Книга же Псалмов, подобно саду со сладкопением, передает излагаемое в них и, воспевая о том, показывает опять и свои особенности» (II). В Псалтири, по словам свт. Афанасия Великого , с одной стороны, отражена внутренняя жизнь души: молитва , скорбь и радость, а с другой – предрекается земная жизнь Христа. Афанасий Великий первым разделил псалмы по тематическим категориям (XIV), что стало впоследствии важнейшим методом исследования Псалтири. 2) «Толкование на псалмы». В нем, в частности, объясняется, почему некоторые считают, что все псалмы принадлежат Давиду. Причину этого Афанасий Великий видит в самом царе-псалмопевце. «Он избрал певцов; и потому как учредитель сподобился той чести, что все изреченное и другими певцами приписано Давиду» (Предуведомление к Толкованию на псалмы). Всего святителем истолковано 148 псалмов. Его комментарий – прообразовательный и нравственно-догматический.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Святитель Афанасий Великий 15 мая - день памяти Святителя Афанасия I Великого [Греч. Αθανσιος Μϒας] (ок. 295, Александрия? - 2.05.373), еп. Александрийского. Великий отец и учитель Церкви встал на защиту святой веры против арианской ереси. В течение своего почти полувекового святительского служения, святой Афанасий пять раз был изгоняем из Александрии, около 20-ти лет пробыл в ссылке и заточениях, но продолжал бороться с еретиками и старался о водворении мира и единомыслия в Церкви. Святой Афанасий написал много творений в защиту Православия и в назидание верующим. Фрагмент статьи из 4-го тома «Православной Энциклопедии», с. 22-24 Жизнь Документы и письменные источники, повествующие о жизни и неустанной деятельности А. В., многочисленны и разнообразны. В первую очередь к ним относятся собственные сочинения святителя, содержащие автобиографические сведения: 3 «Защитительных слова» («Апологии»), «История ариан» и послание об Аримино-Селевкийском Соборе, составлявшиеся в 50-х гг. IV в. Эти сочинения важны не только как свидетельства А. В. о собственных взглядах и деятельности, но и как памятники, содержащие в своем составе немало подлинных документов (посланий императоров и епископов, актов Соборов). Многочисленные послания А. В. (в особенности 1-е и 2-е «Послания к Серапиону Тмуисскому», «К епископам Африки») расширяют представление о его пастырской, общецерковной и политической деятельности. Роль А. В. в становлении монашества и его постепенной организации в рамках церковной иерархии отражена в «Посланиях к монахам» и в «Житии св. Антония». Свидетельствами о жизни и деятельности А. В. являются также сборники офиц. документов, составленные, очевидно, в апологетических целях при жизни святителя и не без его участия, среди них собрание (кон. 367 или нач. 368) Феодосия Диакона, дошедшее в лат. переводе. Хронологию событий жизни и деятельности А. В. помогают прояснить 2 совр. ему сочинения, созданные на основе архивных материалов Александрийской Церкви: входящая в собрание Феодосия Диакона т. н. «Безглавая история» (Historia acephala, от греч. κφαλος - безглавый, поскольку утрачено ее начало) и сир. версия «Индекса» с надписаниями Пасхальных посланий А. В. за период 329-373 гг., к-рый дает для всего времени архиерейского служения А. В. имена правивших консулов, даты празднования Пасхи, упоминает о наиболее значительных событиях каждого года.

http://sedmitza.ru/text/1152152.html

Анна , сестра имп, Василия II, жена вел. кн. Владимира Киевского – 426 Анна Комнина , дочь имп. Алексея 1 Комнина, писательница – 481 Анфимий из Тралл (VI в.), один из архитекторов храма Св. Софии в Константинополе – 260, 262 Анфимий , префект Константинополя при имп. Феодосии II – 161, 162 Анфим , патриарх Константинопольский с июня по ноябрь 536 г. – 217 Аполлинарий Младший (ок. 310 – ок. 390), епископ города Лаодикии в Сирии, византийский богослов и поэт, догматическая доктрина которого была осуждена на Константинопольском II Вселенском соборе 381 г. и Римском соборе 383 г. – 130 Аполлинарий Старший (IV в.), пресвитер в Лаодикии Сирийской, отец предыдущего – 130 Апсимар (Тиверий III), византийский император в 698–705 гг. – 267 Арефа Кесарийский (ок. 860 – после 944), митрополит Кесарии Каппадокийской, византийский богослов, экзегет и ритор – 477, 478 Ариадна (Ареадна), дочь имп. Льва 1, жена имп. Зенона Исавра и позднее имп. Анастасия 1 – 121 Арий (ок. 260–336), александрийский пресвитер, ересиарх, доктрина которого окончательно осуждена на Константинопольском II Вселенском соборе 381 г. 107,108,109 Аристотель Стагирит (384–322 до н. э.), древнегреческий философ – 182, 183,257 Аркадий , византийский император в 395–408 гг. – 62, 64, 121, 144, 148–151, 153, 154, 163, 175, 189, 233, 360 Артавазд , зять имп. Константина V – 353 Артемий (Анастасий II), византийский император в 713–715 гг. – 267 Аскольд (ум. 882), киевский князь – 371 Аспар (сер. V в.), аланский или готский вождь, византийский полководец, имевший политическую власть в Византии в 50–60-е гг. V в. – 163 Аспарух (Исперих, кон. VII в.), болгарский хан – 298, 299, 300, 321 Аттила (ум. 453), гуннский вождь в 434–453 гг. – 156, 163, 166, 186 Афанасий Афонский (X в.), преподобный, основатель Лавры на Афоне –440, 442 Афанасий Великий (295–373), святой, епископ Александрийский, один из ярчайших представителей греческой классической патристики, главный оппонент Ария, выдающийся агиограф – создатель жанра монашеского жития (ему принадлежит авторство жития преп. Антония Великого ) – 108, 109, 122, 182, 313

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Св. Афанасий Александрийский (ок. 295–373) – епископ, богослов. Боролся с арианством. Констанций II (317–361) – римский император, поддерживал ариан. Ливерий (Либерии) – в 352–366 гг. был римским епископом. Сторонник св. Афанасия Александрийского в борьбе с арианством. Валент Флавий (ок. 328–378) – император восточной части Римской империи. Погиб в сражении с вестготами. Феодосий I Великий (ок. 346–395) – византийский император с 379 г. Преследовал ариан и язычников. Имеется в виду Второй Вселенский Константинопольский собор 381 г., созванный для решения вопроса об учении ариан об Иисусе Христе. Гонорий (384–423) – император Западной Римской империи с 395 года. Боролся с язычниками и еретиками. Пелагий – еретик, основатель пелагианства, возникшего в V в. Отрицал реальность благодати Божией, не православно учил о первородном грехе. Целестин (Целестий) – римский патриций, увлеченный учением Пелагия и открыто проповедовавший это учение. Л. А. Тихомиров имеет в виду Феодосия I Великого, но это был другой византийский император – Феодосии II Малый (408–450), женатый на Евдокии, Дочери афинского философа Афинаида. Монофизиты (монофиситы) – еретическое учение, возникшее в V в. Утверждало, что во Христе человеческое начало поглощено Божественным. «Разбойничий собор» происходил в 449 г. в Ефесе под председательством Александрийского патриарха Диоскора. Причинил много зла православным, в особенности константинопольскому патриарху Флавиану. Маркиан – византийский император в 450–457 гг. Василиск – отнял престол у законного преемника Зенона, правил в 475–476 гг. Зенон (Зинон) – византийский император в 474–491 гг. Анастасий 1 Дикор (ок. 430–518) – византийский император с 491 г. Юстин 1 – византийский император в 518–527 гг. Вигилий – папа римский с 540 по 555 г. Ираклий (575–641) – византийский император с 610 г. Сверг императора Фоку и занял престол. Монофелитство – еретическое учение, возникшее в VII в. Утверждали, что Господь Иисус Христос обладает двумя природами, но одной волей.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Tihomirov/...

Аристотель (384–322 до н. э.) – др.-греч. ученый и философ Арсений Глухой (Селижаровец) (XVII в.) – монах Ниловой пустыни, вынужденный в 1615–18 против своей воли принимать участие в исправлении священных книг по греческим образцам, предупреждал об опасности подобных действий Аттила (?–453) – предводитель гуннов с 434 Афанасий Великий (ок. 295–373) – церк. деятель и богослов, архиепископ Александрийский Аэций Флавий (ок. 390–454) – рим. полководец Бабур Захиреддин Мухаммед (1483–1530) – основатель гос. Великих Моголов, соединявший талант полководца и правителя с любовью к наукам и искусствам Бартенев Петр Иванович (1829–1912) – рус. историк, археограф и библиограф Беме Якоб (1575–1624) – нем. философ-мистик, пантеист Беркли Джордж (1685–1753) – епископ клоинский (Ирландия), основоположник агностицизма Берье Пьер Антуан (1790–1868) – фр. адвокат и полит. деятель Бессонов Петр Алексеевич (1827–1898) – рус. филолог Бестужев-Рюмин Константин Николаевич (1829–1897) – рус. историк Болеславы – польские короли из династии Пястов Боноз (III в.) – один из 30 рим. тиранов, в 280–281 поднял восстание против императора Бонозус (?–391) – епископ Сардиккский, ересиарх, основатель секты бонозианцев Борджиа Александр IV – рим. папа (1492–1503) Борил – племянник болгарского царя Асеня I, узурпировавший престол в 1207 Борис Годунов (ок. 1552–1605) – рус. царь с 1598 Боскович Роджер Иосиф (1711–1787) – католический священник славянского происхождения, математик, астроном, с 1740 член ордена иезуитов Боссюэ Жак Бенинь (1627–1704) – фр. епископ, проповедник, писатель Брокгауз Генрих (1804–1874) – сын Фридриха Арнольда Б., основателя печатной фирмы в Лейпциге; управлял ею с 1825 Бунзен Христиан Карл Иозиас (1791–1860) – прус. лютеранский теолог, дипломат, публицист, автор многочисленных богословских работ в области философии языка, истории религии и Библии Бурбоны – королевская династия во Франции в 1589–1792, 1814–1815, 1815–1830 Буслаев Федор Иванович (1818–1897) – рус. филолог и искусствовед

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Василий. священник из Холуя 231 Василий Блаженный (1469–1552 или 1557), московский юродивый 25, 244 Василий Великий (ок. 330–379), архиепископ Кесарийский, отец церкви 47, 134, 168, 169, 179, 336, 361, 380, 460 Василий (957–1052), византийский император из Македонской династии (с 976) 429 Василий Георгиевич, князь Костромской 58 Василий (ум. или в 1295, или между 1356 и 1378), епископ Муромский и Рязанский, святой 65, 68, 90 Василий Мангазейский (ум. 1602), святой 57 Василий Новый, святой 114 Васильев Василий Павлович, священник, магистр богословия 240, 460 Васильев Иван (XVIII в.), старообрядческий писатель 92 Васильев Кузьма, иконописец-старинщик 216 Васильев Михаил (упом. 1751), офеня, торговец иконами 226 Васильев Павел, купец 176 Васильев Феодосий (ум. 1711), основатель секты Федосеевцев, учитель беспоповщины 118, 124 Васнецов Виктор Михайлович (1848–1926), художник 205, 263, 273, 276, 279, 280, 296 Вацкова Е. 363, 391, 460 Введенский С.В. 206, 207, 460 Вебер Макс (1864–1920), немецкий социолог, историк, экономист 106, 128, 460 Вейгель 295 Векверт А. 391, 460 Велижанина Н.Г. 202, 230, 460 Вениамин (Румовский-Краснопевков Василий, 1738–1811), архиепископ 373. 374, 461 Веронезе Паоло (1528–1588), итальянский художник 220 Вздорнов Г.И. 17, 170, 184, 186, 213, 248, 414, 415. 458, 459, 461 Виклиф Джон (ок. 1330–1384), 120 Виктор Критянин (XVII в.), греческий иконописец 380, 381 Вилинбахов Г.В. 358, 461 Вилламо Х., финский коллекционер икон 360, 438 Виппер Борис Робертович (1888–1967), историк искусства 292. 294, 305, 461 Висковатыи Иван Михайлович (ум. 1570), думный дьяк, дипломат, с 1561 – хранитель государственной печати 12, 146, 299 Виталий, инок, старовер 368 Витовтов Федор, дьяк 158 Владимир Святославич (ум. 1015), князь Новгородский (с 969), великий князь Киевский (с 980), святой, равноапостольный 129, 188 Власий, святой 169 Волков (рубеж XVIII–XIX вв.), иконописец из Палеха 168 Волошин Максимилиан Александрович (1877–1932), поэт. художник, критик 443, 444, 461

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010