О, корабль – носитель бесчисленных зол... Там живут вражда, ссора, обман, сварливость, ругань, злословие, хула и всё, что только мы ни назовём и чего ни опустим злого, – всё это носит адский корабль зависти. Потоп не в силах был поглотить этот корабль, но Иисус потопил его силою Духа, источником Крещения. В этом корабле были и якоря, но они переплавлены в гвозди для Христа; в этом корабле была и мачта, но диавол вырубил из неё Крест; в этом корабле были и снасти, но ими удавился Иуда. В этом корабле иудеи наткнулись на скалу, потерпели крушение в вере и потому доныне плавают в глубине неведения. Впрочем, те из них, которые в силах ухватиться за Христово судно, спасаются; остальные погибают горькою смертью неведения» («Толкование нашего святого отца Иоанна Златоуста , архиепископа Константинополя на святого Матфея евангелиста – на слова: Фарисеи же, выйдя, имели совещание против Него, как бы погубить Его ( Мф. 12:14 )». 166 – «Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел [при себе денежный] ящик и носил, что туда опускали» ( Ин.12:4–6 ). 168 Ефрем Сирин (φραμ Σρος, ок. 306–373) – великий подвижник и учитель покаяния, отец Церкви, богослов, гимнотворец. С 363 г. Преподобный подвизался до своей кончины (ок. 373–379 гг.) в монастыре близ города Едессы в Сирии, отчего и именуется «Сирин». Св. Ефрем оставил после себя много богословских, истолковательных и нравоучительных сочинений, им написано много песнопений и молитв, обогативших Церковное богослужение. Количество его сочинений, по Фотию, простиралось до 1000, не считая богослужебных молитв и стихотворений Его покаянная молитва «Господи и Владыко живота моего» читается Великим постом. Память – 28 января по ст. ст. 169 Дорофей Газский в Палестине, авва Дорофей (Δωρθεος της Γζης, † VΙ в.) – христианский святой. По прошествии послушания в монастыре прп.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

2) Текст константинопольского символа существовал ранее 381 г. а) Оставляя в стороне сходство его (значительное, но не полное) с символом иерусалимской церкви (текст реставрируют с некоторою проблематичностью, из надписаний и текста огласительных поучений, сказанных в 348 г. пресвитером (с 350 епископом) иерусалимским Кириллом. б) Нельзя не признать не сходства уже, а тождества нашего символа с первым символом, который осенью 373 г. св. Епифаний кипрский (еп. Константии) рекомендовал (Ancoratus, с. 118) пресвитерам суэдрским в Памфилии для употребления при крещении, как веру, преданную OT апостолов, [преподаваемую] в церкви [во] святом граде (εν τ εκκλησα τ για πλει=имеющую церковное употребление В Иерусалиме?) [преданную] от всех вместе св. епископов свыше 310 числом (=Никейским собором). Это вера так называемая «кипрско-малоазийская» (И. В. Чельцов) или «сирийская» (Caspari), иерусалимского же происхождения по Епифанию  . Так как против подлинности Ancoratus с. 118 есть возражения (Franzelin, Vincenzi), но еще нет опровержения, то нельзя сомневаться и в том, что наш символ есть легкое сокращение этой веры иерусалимско-кипрско-малоазийской  . — Таким образом, символа не могли составить на Константинопольском соборе, так как он существовал ранее. II Onupaяcь на работы английских ученых (Lumby, Swainson, Swete, особенно Hort), Гарнак предполагает следующее: а) Второй вселенский собор не издавал нашего символа, а просто подтвердил символ никейский (can. 1). б) Наш символ есть крещальный символ иерусалимской церкви, после 363 г. округленный до той формы, в какой в 373 г. приводит его Епифаний. в) Кирилл иерусалимский, чтобы доказать свое православие, прочитал этот символ на Константинопольском соборе, почему этот символ и занесен в (не сохранившиеся до нас) акты собора. г) Ок. 440 г. этот символ иерусалимский, как взятый из актов собора, начали называть «верою 150 отцов» и обращаться к нему в полемике против монофиситов. Замечания. ad а) На основании немногих, сохранившихся до нас, памятников второго вселенского собора нельзя доказать, что он издал именно наш символ; но и только.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

Святой Дух учит нас видеть в людях только хорошее – то глубинное и настоящее, благодаря чему они являются образом Божиим: «...людей видеть в Духе Святом, сияющими и похожими на Христа» (с. 334). Но прежде Он учит нас быть снисходительными по отношению к нашим братьям и прощать их: «...и нам Дух Святой дает силу быть милостивыми» (с. 373). Через все эти порождаемые в нас состояния Святой Дух соединяет людей (см. с. 418) 516 . Он помогает нам любить и все остальные творения Божьи. «Кто носит в себе Духа Святого... сердце его жалеет всякое создание Божие...» (с. 376). «Дух Божий учит душу любить все живое, так что и зеленого листа на дереве она не хочет повредить, и цветка полевого не хочет потоптать. Так Дух Божий научает любви ко всем, и душа сострадает всякому существу...» (с. 491). Эта любовь простирается даже до жалости к бесам, «что они отпали от добра» (Там же; ср. с. 400). «...Благодать Святого Духа научила меня любить человека и всю тварь...» (с. 395), – пишет он. «И я не мог бы говорить об этом, если бы Дух Святой не научил меня любви» (с. 340). 4. Дар богоподобия и соединения с Богом Святой Дух посредством всех подаваемых добродетелей «перерождает всего человека» (с. 369) и значительно меняет его (см. с. 417–418). «...Без Духа Святого – человек грешная земля» (с. 398). Позволяя нам приобрести добродетели – в частности смирение, кротость и любовь, добродетели в высшей степени христианские, так как они в высшей степени присущи Христу, – Святой Дух делает нас подобными Ему 517 . Преподобный Силуан не раз возвращается к этой мысли: «Благодать Святого Духа делает всякого человека похожим на Господа Иисуса Христа еще на земле» (с. 309; ср. с. 434); «...милость Божия украсила человека благодатью Святого Духа, и он стал подобен Иисусу Христу, Сыну Божию» (с. 412); «Господь так возлюбил людей Своих, что освятил их Духом Святым и сделал похожими на Себя» (с. 373); «Кто познал Господа Духом Святым, тот становится похож на Господа...» (с. 380); «Дух Святой так украшает душу и тело, что человек становится похожим на Господа во плоти и будет вечно жить с Господом на небесах и видеть славу Его» (с. 405); «А кто познал Духа Святого и от Него научился смирению, тот стал подобен своему Учителю – Иисусу Христу, Сыну Божию...» (с. 434); «Кто познал Господа Духом Святым, тот становится похож на Господа, как сказал Иоанн Богослов: и будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть... (с. 380).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

5/18 Крещенский сочельник. 6/19 БОГОЯВЛЕНИЕ (КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ) 7/20 прор. Иоанна Крестителя, Предтечи Господня (ум. ок. 28–29). 9/22 Свт. Филипп Московский (1507–1569), глава Русской церкви, подвижник, борец против тирании Ивана Грозного. 10/23 Свт. Григорий Нисский (335–395), брат свт. Василия Великого, богослов, экзегет, философ. 11/24 Прп. Феодосии Великий (ум. 529), уроженец Малой Азии, один из основателей общежительного монашества–на Востоке, подвизался в Палестине. 12/25 Свт. Савва Сербский (1175–1235), первый епископ Сербской церкви. 14/27 Равноап. Нина (Нино), просветительница Грузии (ум. ок. 335). 15/28 Прп. Павел Фивейский (IV в.), первый отшельник Египта. 16/29 Поклонение веригам ап. Петра: праздник установлен в память о темничных узах ап. Петра. 17/30 Прп. Антоний Великий (ум. ок. 356), уроженец Египта, один из основателей монашества. 18/31 Свт. Афанасий Великий (296–373), уроженец Египта, патриарх Александрии, борец против арианства. 19/1 фев. Прп. Макарии Египетский (300–390), один из основателей монашества. Прп. Макарии Александрийский, ученик Макария Египетского (ум. ок. 395). 21/3 фев. Прп. Максим Исповедник (580–662), византийский подвижник, богослов–мистик, борец против ереси монофелитов. 22/4 фев. Ап. Тимофей, спутник и помощник ап. Павла. 25/7 фев. Свт. Григорий Богослов (329–389), патриарх Константинопольский, богослов, поэт, сподвижник свт. Василия Великого. 28/10 фев. Прп. Ефрем Сирин (306–373), уроженец Месопотамии, подвизался в г. Нисибине и Эдессе; гимнотворец, толкователь Св. Писания. 30/12 фев. Святт. Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст (праздник «трех святителей»). «Собор» — в данном случае значит молитвенное «собрание» в честь памяти святого. Февраль 1/14 Мчц. Филицитата и Перпетуя (202). Повествование об их кончине — один из древнейших подлинных документов о мучениках. 2/15 СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ. 3/16 Прав. Симеон и Анна (см. Лк 2, 25–38). Равноап. Николай Японский (ум. 1912), основатель Православной церкви в Японии. Прп. Исидор Пелусиот (ум. ок. 440), уроженец Египта, подвижник, богослов. Его литературное наследие составляют многочисленные письма.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

Павлиниане должны слиться с мелетианами, как ручеек с великою рекою. Не имея общения с Мелетием, Афанасий отклонил от себя прямое участие в сношениях с Римом, но благословил это начинание Василия. Великий александрийский святитель согласился войти в общение с Мелетием, но под условием, чтобы первый шаг сделан был со стороны Мелетия (в 363–364 г. когда Афанасий В. был в Антиохии, Мелетий отнесся к нему холодно и не вступил с ним в общение). Но встретившиеся сначала трудности и последовавшая вскоре (2 мая 373 г.) смерть Афанасия В. воспрепятствовали осуществлению этой программы. Сношения с Римом велись в четыре приема: в 372, 372-м же, 376 и 377 гг. 1) Весною 372 г. с диаконом Дорофеем Василий В. отправил послание на запад. Дамас римский ответил довольно сухо, некоторые другие западные епископы, напр., Валериан аквилейский, — сердечно. 2) С подателем ответных писем с запада, медиоланским диаконом Сабином, в конце 372 г. Василий отправил от имени 32 епископов (первым назван Мелетий антиохийский, вторым — Евсевий самосатский, третьим — сам Василий) второе послание, в котором в самых трогательных чертах описывал положение восточной церкви. Но Рим, которого эти бедствия ближайшим образом не касались, был не особенно расположен утверждать братию свою, и Дамас ответил на призыв Василия ледяною душью, отослав ему обратно послание восточных с пресвитером Евагрием (373 г.). Глубокие богословы Рима, ο ακριβστεροι, остались недовольны образом выражения Василия и прислали форму, как следует писать в Рим. Ее на востоке должны были переписать буквально, подписать, да и отправить в Рим — не с каким-нибудь диаконом, а с депутациею из наиболее почетных епископов, чтобы создать таким образом приличный повод (ευπρσωπον αφορμν) и для западных — с своей стороны послать на восток епископов. Этот этикет в Риме расписывали в такое время, когда на востоке положение мелетиан было особенно тяжело: епископы не решались побывать на празднике у соседа за какую-нибудь сотню верст из опасения, что за эти 3–4 дня арианствующие заместят их кафедру своим человеком.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

Прошу св[ятых] молитв Ваших, и с любовию о Господе семь Ваш сомолитвенник Архиепископ Никон 624 ГАРФ. Ф. 550. Оп. 1. Д. 373. Л. 7778об. Машинопись. Подлинник. 28 апреля 1917 г. Возлюбленный о Господе Владыко. ...Меня занимает вопрос: должна ли Церковь сказать своим чадам, какая форма правления государством наилучшая, более идеальная, согласная с словом Божиим? Конечно, с оговоркой, что как деньги бывают и золотые, и серебряные, и медные, и бумажные – все деньги, а по существу-то ведь не одно и то же. Церковь жила и при республиках, и при деспотах, и при языческой власти... Мне думается, что было бы грешно не сказать, что монархия есть лучшая из всех форм. А там уж – дело не наше: какую хотят [власть, ту пусть и] выбирают. Насильно нельзя навязывать. Это – не догмат спасения. 625 ...Болезнь идет своим чередом вперед. Прошу святых молитв Ваших и с братскою любовию объемлю Вас. Ваш искренний молитвенник Архиепископ Никон 626 ГАРФ. Ф. 550. Оп. 1. Д. 373. Л. 7980об. Машинопись. Подлинник. Приложение к 353 Из диалога епископа Никона (Рождественского) 627 и митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Антония (Вадковского) о форме государственного устройства России 1906 г. Е. З: – Скажите откровенно, с точки зрения не утилитарной, практической, а строго-идеальной, философски-богословской: какая форма государственного устройства и управления наиболее приближается к идеалу христианского миросозерцания? М. Б.: – Это безразлично. Е. З.: – Как? Помазанник Божий и жид-президент – одно и то же? М. Б.: – Я этого не говорил. Е. З.: – Как же понимать Вас? М. Б.: – Спасаться можно при всякой форме управления. Е. З. – О, конечно: и при антихристе будут спасаться. Но ведь это точка зрения утилитарная, а не идеальная. Вот я стою на этом и проповедую это, как умею. НИОРРГБ. Ф. 765. К. 2. Д. 26. Л. 3. Цит. по: Лобанова И.В. Восстановление патриаршества в России в контексте политических событий начала XX века. Отечественная история. 2005. 3. С. 142. 354. Из письма архиепископу Новгородскому и Старорусскому Арсению (Стадницкому) архиепископа Могилевского и Мстиславского Константина (Булычева)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Преемником Григория (†330) был его второй сын Аристакис (325–333), убитый князем Архелаем, а потом и старший сын Вертанес, который, по свидетельству армянских историков, присоединил к своей юрисдикции Церковь Иверии (333–341). Однако язычество было еще сильно и после смерти Тиридата сразу же повело борьбу с христианством. Преемник Вертанеса католикос Иусик (341–347) за обличение царя Тиграна был подвергнут истязаниям и вскоре умер. После благочестивого, но слабовольного Парнерзеха (348–352) католикосом стал правнук Григория Нерсес Великий (353–373) 7 , который вырос в Кесарии, будучи рукоположен там во епископа Евсевием Кесарийским. Волевой, талантливый и преданный Церкви архипастырь, он на Аштишатском соборе (361) предложил ряд реформ, в которых нуждалась Церковь. Он вменил в обязанность исполнение церковных канонов, строил монастыри, храмы, школы, проявлял заботу о бедных и больных, поставил под контроль не толькосвою личную жизнь, но и жизнь царя Аршака. Последний, негодуя на католикоса, посадил его в крепость, избрав на его место антикатоликоса. В этот момент Армения подвергается опустошительным набегам персидского царя сасанидской династии Шапура II (309–379). Аршак был взят персами в плен, а его сын Вав (369–374) стал армянским царем, который сначала освободил, а потом отравил Нерсеса за то, что тот обличал его нечестивые поступки. По распоряжению Вава, изгнавшего персов с помощью римлян, католикосом был избран UcaakI Моназкертский (373–377), преемником которого был Завен Моназкерский (377–381). В этот период Церковь занималась своими внутренними делами и поэтому не смогла направить своих представителей на II Bceлehckuй собор 8 . 3. Дальнейшая история независимой Церкви Наконец война греков с персами закончилась разделом (387) Великой Армении между Персией и Византийской империей. Последней досталась1/5 часть страны. В греческой части остался царь Аршак IV, а персы поставили у себя Хосроя IV(395–400), резиденция которого находилась в Двине. В персидской части остался и католикос Аспуракес. Однако управление в западной части через греческого прокуратора и в восточной через персидского наместника (марзпана) весьма раздражало армян, стремившихся к полной независимости страны. Это вызвало не только национально-освободительные движения, но и внутрицерковные споры, закончившиеся разрывом с Кесарийской Церковью. В 387 г. на престол католикоса был избран сын Нерсеса Исаак 9 , который по царскому приказу был рукоположен не Кесарийским архипастырем, а местными епископами. Святитель Василий Великий высказывался против этого неповиновения, и католикос Исаак предпринимал неоднократные попытки восстановить прежние отношения обеих Церквей, однако национальные и политические факторы способствовали ослаблению отношений Армении с Кесарией и созданию независимой Армянской Церкви. С тех пор армянский католикос получил титул патриарха с кафедрой в Вагаршате (Эчмиадзин).

http://pravmir.ru/drevnie-vostochnyie-ts...

196. Гермоген , архимандрит Симоновский, митрополит Казанский, с 1607 г. патриарх, муж твердости непоколебимой, замученный поляками в 1612 г. По отзыву летописи, он был мудрословесен, «в божественных словесех присно упражнялся и вся книги ветхой и новой благодати и правила законные до конца извыче». Ныне известны: а) Повесть его «о Казанской иконе Божией Матери» с службою писан. в 1594 г. (рукоп. Царского 115). б) Житие св. Гурия и Варсонофия Казанск. (рукоп. Царского 136; в Библ. Общ. ист., 43) . в) Послание к патр. Иову 1591 г. с просьбою дозволить поминать убиенных при взятии Казани и замученных от татар, с историческими сведениями о последних (изд. в опис. Зилантова монастыря, Казань, 1840 г.). г) Сборник Гермогена, писанный в 1598 г. (Библ. Общ. ист. 190), замечателен по чинам о принятии в церковь латинян, магометан и пр. д) Патриотические грамоты его дышать пламенною любовью к отчизне и св. православию. Они просты и сильны, ясны и исполнены ума евангельского. Без сомнения, их писано было много. Из известных доселе две грамоты посланы были (29–30 ноября 1606 г.) к одному и тому же Ростовскому митрополиту, и в обеих патриарх говорит об одном и том же – велит молиться и умирать за царя в борьбе с врагами отчизны; в обеих описывает гибель первого самозванца, избрание законного царя и прославление царства чудесами от мощей царевича; но во второй подробно описывает борьбу тверитян и смольнян за царя (А. э. II, 57–58). Из двух грамот, писанных в феврале 1609 г. во время волнения, возникавшего в самой Москве против царя Василия, стоит привесть начало одной, чтобы почувствовать силу духа великого пастыря: «Бывшим братиям, ныне же и не ведаем, как назвати вас, понеже в ум наш не вмещается сотворенная вами. Кто о сем не удивится? или кто не восплачет»? и пр. (II, 169). Вторая из этих грамот очень обширна. Кроме того изданы: аа) прекрасная речь его на коронование Шуйского (у Галахова в Ист. христом. I, 364–366); бб) воззвание ко всему Русскому народу о беззаконном сведении с престола царя Василия Иоанновича (там же, стр. 373–375); вв) грамота к королю Сигизмунду, где пишет: «Даруй нам сына своего, его же возлюби и избра Бог в цари, в нашу православную греческую веру, – ее же апостолы проповедаша, ее же святии отцы утвердиша, – ее же вси православнии христиане неблазненно и крепко содержаша и яже по се время красуется и светлеет и сияет и. яко солнце» (там же, стр. 370–373); гг) краткая грамота о не признавании сына Марины Мнишек государем (Акт. эксп. II, 194). с) В одной из грамот 1609 г. патриарх пишет: «и то чудо записали мы в летописцех» (Акт. эксп. II, 390). И так, современные знаменитые события вносил он в летопись. Если не им, то по его распоряжению написано житие царевича Димитрия Угличского.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Не сохранились толкования Диодора Тарсийского († 392) и Феодора Мопсуестийского († 428) (сохр. спорный греч. пролог и фрагменты в лат. и сир. переводах: CPG, N 3844). Мн. рукописи Д. с. а. содержат различные прологи и предисловия: некоторые анонимные, др. взяты из гомилий свт. Иоанна Златоуста на эту книгу. Наиболее известен пролог, изложение содержания и вспомогательный аппарат к-рого (нумерация глав, обширное описание жизни и деятельности ап. Павла, краткое сообщение о его мученической кончине, перечень ветхозаветных цитат и проч.) составлены в сер. V в. неким Евфалием (Евагрием) (CPG, N 3640), вероятно диаконом из Александрии или епископом г. Сулки. В наст. время достоверность сведений о его жизни ставится под сомнение, поскольку пролог к Д. с. а. обнаружен в гот. переводе, что позволяет передатировать время его составления 2-й пол. или кон. IV в. Анализ пролога позволяет сделать вывод о знакомстве его автора с трудами Памфила или Феодора Мопсуестийского. На сир. языке было написано толкование прп. Ефрема Сирина († ок. 373), но оно сохранилось лишь в арм. переводе ( Conybeare F. C. The Commentary of Ephrem on Acts//The Text of Acts/Ed. J. H. Ropes. L., 1926. P. 373-453. (The Beginnings of Christianity; 3)). Схолии Феодора бар Кони (VIII в.) известны в неск. редакциях ( Theodorus bar Koni. Liber Scholiorum/Ed. A. Scher. P., 1910, 1912. (CSCO; 55, 69. Syr.; 19, 26); idem. Livre des Scolies: Rec. de Séert/Ed. R. Hespel, R. Draguet. Louvain, 1981-1982. 2 vol. (CSCO; 431-432. Syr.; 187-188); idem. Livre des Scolies: Rec. d " Urmiah/Ed. R. Hespel. Louvain, 1983. (CSCO; 447-448. Syr.; 193-194)). Сохранились толкования Ишодада Мервского (IX в.) ( Isho " dad of Merv. Acts of the Apostles and Three Catholic Epistles/Ed. M. D. Gibson. Camb., 1913. P. 1-35) и Дионисия бар Салиби († 1171) ( Dionysius bar Salibi. In Apocalypsim, Actus et Epistulas Catholicas/Ed. I. Sedlácek. P., 1909, 1910. (CSCO; 53, 60. Syr.; 18, 20). Комментарии к апостольским чтениям в течение литургического года собраны в «Ганнат Буссаме» (ок. VIII-IX вв.) (начато издание: Gannat Bussame: I Die Adventsonntage/Ed. G. J. Reinink. Louvain, 1988. (CSCO; 501-502. Syr.; 211-212)).

http://pravenc.ru/text/171799.html

Аредич 41 Арефа, инок 99 Аристин, толкователь Кормчей 44 Аристотель 66, 249 Аркадий Лысый, епископ 351 Аркадий Шапошников, епископ 351 Аркадий, епископ 127 Арсений Берло, епископ 356 Арсений Врянцев, архиеп. 282 Арсений Глухой 178,179, 197,198, 222 Арсений Иващенко, епископ 282, 316 Арсений Мациевич, митроп. 272, 274, 306, 334, 348, 379 Арсений Москвин , митроп. 280 Арсений Сатановский 201, 222, 225, 255 Арсений Стадницкий , митроп. 285, 299, 318, 377, 379, 380, 381, 383, 410, 430 Арсений Шиловский, архим. 454 Арсений, свят. 88, 129 Арсений, архиеп. 155,172 Арсений, епископ 485 Арсений, лреп. 132 Арсений, диакон 348 Артемий, игу мен 77,111, 124,125 Артемьев Петр, дьяк 232 Арсений грек 222, 224 Архангельский А. 299 Аскольд, князь-варяг 9, 34 Аскольдов С., проф. 434 Асыка, князь 133 Ататюрк Кемаль 421 Афанасий Александрийский , архиеп. 9,115 Афанасий, патриарх 47, 266 Афанасий III Пателарий, патриарх 198 Афанасий, митроп. 80 Афанасий (Любимов), архиеп. 263 Афанасий, архиеп. 205, 212, 213, 232, 260, 261 Афанасий, епископ 476 Афанасий Захаров, схимонах 336 Афанасий Пузин, епископ 250 Афанасий Высоцкий, преп. 108 АфанасийФилиппович, игумен, свщмуч. 251 Афанасий, преп. 54, 98 Афанасий, архим. 373 Афанасий, протопоп 176 Афанасий Никитин 121 Ахмат, хан 68 Ахматов, ген.-адъют. 281 Акж, хан 370 Бабарыкин Роман 188 Бакара, царевич 373 Бакшин (Башкин) 124, 125 Балакирев М. 298 Барсов Н. 317 Бартольд, катол. еп. 134 Барятинский Α., князь 374 Басманов Алексей 82 Басманов Петр 158 Баторий Стефан, король 86 Батый (внук Чингис-хана) 40, 43, 94, 128 Бахметьев Н. 297, 298 Бек, прокурор 411 Белинский А. 341 Беклемиш, князь 41 Белков А., свящ. 414, 416 Белободекии Ян 227 Белобородое 391 Беловзоров Терентий 344 Бельский И. Ф. 73 Бельский М., свящ. 453 Бенешевич, проф. 379 Бердибек, хан 41 Березовский М. 297 Березовский 292 Беринг 368 Берке, хан 41, 43 Берки Фериз, прот. 454 Биргер, предводитель меченосцевцев 134 Бирон 270, 271 Блинов Петр 419 Блонницкий313 Бобринский, граф 469 Богдан Хмельницкий, гетман 184, 252, 254, 256

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010