Первоначальная версия ординала, составленная в кон. XI в., при аббате Одеризии I, неоднократно редактировалась и дополнялась; сохранилось 8 рукописных версий кон. XI-XIII в. (5 рукописей происходит из М.-К., 3 - из аббатства Св. Софии в Беневенто). Среди церемоний, описанных в ординале,- капитул, на который монахи собирались ежедневно после утренней мессы. Чин проведения капитула включал молитвы и песнопения, «увещевание» аббата монахам, покаяние и отпущение грехов, чтение из мартиролога , а также из гомилиария или Устава св. Бенедикта. Согласно более полному описанию из беневентской рукописи, на капитуле произносились молитвы об усопших; аббат давал распоряжения монахам и решал вопросы, связанные с дисциплиной (Ibid. P. 142-143, 359-360, 373-374, 574-575; ср. описание капитула в каролингском «Memoriale qualiter», к-рый был известен в М.-К. в X в.: CCM. T. 1. P. 234-238). Для использования на капитуле были предназначены рукописи «исторических» мартирологов, созданные при Дезидерии (Vat. lat. 4958 (мартиролог Адона Вьеннского); Neap. VIII C. 4). Инициал «О» из гомилиария. 1-я пол. XI в. (Cassin. 109. P. 295) Инициал «О» из гомилиария. 1-я пол. XI в. (Cassin. 109. P. 295) Сопоставление чинопоследований 2-й пол. XI в. с более ранней практикой М.-К., о к-рой сохранились фрагментарные сведения, показывает, что при Дезидерии в аббатстве были проведены литургические преобразования. В это время монастырское богослужение отличалось не только от обычаев, зафиксированных в рукописи Cassin. 175, но и от чинопоследований общих оффициев чинам святых, которые содержатся в рукописи Гримоальда (Cassin. 230. P. 157-168, ок. 1060) (см.: Kelly. 2008. P. 50-52, 56). В 1058 г. папа Стефан IX(X) запретил использовать «амвросианское» (беневентское) пение в М.-К. (Chronica monasterii Casinensis. II 94; подробнее см.: Kelly T. F. The Beneventan Chant. Camb., 1989. P. 30-40). В обители было введено григорианское пение ; вероятно, при Дезидерии для обучения певчих был приобретен сборник музыкально-теоретических трактатов (Cassin.

http://pravenc.ru/text/2564138.html

9.  Афанасий Александрийский (ок. 295-373) — один из отцов церкви; решительный противник арианства, в борьбе с которым разработал учение о единосущности Бога-Отца и Бога-Сына, вошедшее в Символ веры. 10.  Антоний Великий, преподобный (ок.260-ок.365) — известный христианский аскет, отшельник, проповедник монашества; пользовался среди христиан (особенно в Александрии) глубоким уважением и почитанием. 11.  Филарет (Дроздов Василий Михайлович, 1782-1867) — с 1826 г. митрополит Московский; чтился Русской православной церковью как толкователь Священного Писания, мудрый учитель нравственности, талантливый администратор. 12.  Юлиан Флавий Клавдий (Отступник) — римский император (361-363); сделал попытку восстановить почитание старых богов и выступил против христианства, за что и получил от церкви свое прозвище. 13.  Епифаний (IV b.) — св. архиепископ Кипрский; ярый противник ариан; основал в Египте монастырь, где сам был игуменом; распространял христианство среди огнепоклонников-персов; участвовал в соборах; автор «Анкората» («Якорь веры») и «Панария» («Домашняя аптека»). 14.  Лукиан — известный христианский ученый; основал христианское училище в Антиохии (впоследствии — знаменитая «антиохийская школа» богословов); в 311 г. во время гонений при императоре Максимиане был схвачен и замучен. Ариане ссылались на его сочинения как на первоисточник. 15.  Что касается выражения, взятого нами выше в скобки, то по контексту оно относится к тем же Урсакию и Валенту. Однако это походит на то же недоразумение, как и приписывание им савеллианского «сораспятия и сопогребения» Логосу Духа Святого. Ho вот в латинском переводе этого письма отцов Сердикского собора, сделанном александрийским диаконом Феодосием (из свиты св. Афанасия), это место читается так: «Unam esse substantiam ipsi graeci Usiam appelant». Это звучит осмысленно. Это верная ссылка и на эллинов языческих, и на словоупотребление самого св. Афанасия. Если так, то блаж. Феодорит взял копию письма уже с искажением в данном месте. Стало быть, здесь непонятные слова «αυτο ο αιρετικο» (якобы Урсакий и Валент) должны быть заменены «αυτο οι Γραικο», т. е. «сами греки». Это этнографическое имя вошло в употребление как раз сначала на латинском Западе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Деятельность Григора Вкаясера позволила заполнить существенный пробел в армянской переводной мартирологической литературе. Поскольку и до, и после Григора в этом направлении работали другие переводчики, сложно установить, какие именно жития были переведены непосредственно им самим. § 3. Аскетические сборники Жизнь монахов вызывала интерес окружающих с самого ее возникновения. Начало литературному описанию особенностей монашеского пути к спасению положил Афанасий Александрийский (ок. 295–373), который оставил повествование о жизни своего современника – основателя отшельнического монашества Антония Великого (ок. 251 – ок. 356); фактически Vita Antonii – один из краеугольных камней всего агиографического жанра и прообраз будущей литературы, посвященной описанию жизни монахов. Имеется также жизнеописание основателя общежительного монашества Пахомия Великого (Vita Pachomii), дошедшее в греческой, латинской (у Дионисия Младшего, 6 в.), коптской (10 в.), эфиопской и арабской редакциях. Уже в 4 в. появляется специфический житийный жанр – патерики (греч. πατερικν, или «отеческая книга» [πατερικν βιβλον], а также γεροντικν βιβλον – «старческая книга», λειμωνριον – «вертоград», «сад»), или отечники (от πατρ – «отец»), содержащие краткие жизнеописания, изречения, а подчас и довольно обширные поучения монахов, духовные подвиги которых достойны подражания. По этому образцу составляются также митирики, митириконы (от μτηρ – «мать») – описания жизни и поучений благочестивых женщин 599 . Эти книги предназначены для назидательного чтения, прежде всего – монашествующим 600 . Патерики существуют в трех формах: алфавитной, систематической и смешанной – и могут быть разделены на две группы: в первой преобладают жизнеописания подвижников (Синайский, Египетский, Римский), во второй – их «слова» и изречения (Скитский, Алфавитный, Иерусалимский). В среде египетского монашества в 4–5 вв. появляются Изречения отцов (ποφθγματα τν πατρων, Apophthegmata patrum; в русской традиции – Патерик скитский) 601 – рассказы о знаменитых и безымянных подвижниках, в основном – занимательно–дидактические повествования об анахоретах и монастырях Египта и афоризмы. Сборник был написан по–гречески, однако имеются и коптские переводы 602 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Евсевий Пелусийский, святой 136 Евстафий, иконописец 93 Евстафий, святой 435 Евфимий Чудовский (ум. 1705), келарь Чудова монастыря, полемист, проповедник, справщик Московского печатного двора, ученик Епифания Славинецкого 128, 146 Екатерина (ум. ок. 305–313), св. великомученица 107, 162, 305, 312, 331, 380, 381 Екатерина Алексеевна (1729–1796), императрица (с 1762) 107, 235, 312. 334, 350 Елизавета, святая 187, 191 Елизавета Петровна (1709–1761/1762), императрица (с 1714) 224 Елизавета Федоровна, великая княгиня 185 Елисей, святой 310 Емельянов Василий, старовер 124 Епанечников Н.Я. (конец XIX-haчaлo ХХ в.), иконописец и реставратор, владелец иконописной мастерской в Москве, поставщик двора Его Императорского Величества 185, 243 Епифаний, инок 468 Ефимов Н.И. 10, 74, 463 Ж Жако А., владелец фабрики по производству печатных икон на жести 254–256, 258, 260, 261 Жегин Л.Ф. 7, 463 Живов В.М. 83, 107, 199, 463 Жирмунский В. М. 331, 463 Журавлев Григорий (конец XIX в.), иконописец 200 З Забелин Иван Егорович (1820–1908), историк, археолог 21, 23, 24, 101, 103, 182, 206, 463 Зайонц Л.О. 459 Залесская В.Н. 458 Занцев А. (XIX в.), иконописец-старинщик 408 Зарудний Иван Петрович (ум. 1727), архитектор, художник 221, 222, 373 Захарий Зограф (1810–1853), болгарский иконописец 30, 296 Захаров В.И., иконописец 168 Зеньковский Василий Васильевич (1881–1962), религиозный философ 239, 463 Зеньковский С. 10, 220, 463 Зернов Н. 62, 142, 232, 238, 288, 463 Зинкель Генрих (1835–1908), немецкий художник 295 Зиновьев М.И. (конец XIX-haчaлo ХХ в.), иконописец из Палеха 399 Зобов Р.А. 324, 463 Золотарев Дорофей, иконописец Оружейной палаты 304 Зосима, схимонах 53 Зосима Соловецкий (ум. 1478), основатель Соловецкого монастыря, святой 161, 240, 301, 323, 390, 419, 477 Зотов Никита Моисеевич (ок. 1644–1718), думный дьяк, с 1710 – граф 117 Зубов Федор Евтихиевич (ок. 1615–1689), иконописец Оружейной палаты 304, 345 Зэндлер Э. 7, 100, 463 И Иаков, святой 348 Иаков Боровицкий, святой 217 Иван Васильевич (1440–1505), великий князь Московский (с 1462) 83

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

367 S. Io. Damasc. De fide orth. 1,8//PG. XCIV. C. 812–813; рус. пер. I, 167–168. Cp.: S. Athanas. C. arian. or. 2, n. 2//PG. XXVI; рус. пер. II, 262; упрекает ариан за непризнание, что «порождаемый той же божественной сущностью обладает». То же выражение и у св. Кирилла. 374 Io. Duns Scoti Quaetiones disputatae de rerum principio. Qu. IV, art. 1, n. 3, 4//Орега omnia, editio nova, juxta edit. Waddingi. Paris, 1891. T. IV, coil. Все рассуждение Дунса Скота отличается большой ясностью и глубиной. 375 Ориген (ок. 185–253/254) – христианский теолог, философ, филолог, представитель ранней патристики; жил в Александрии. Оказал большое влияние на формирование христианской догматики и мистики; соединяя платонизм с христианским учением, отклонялся от ортодоксального церковного предания, что привело впоследствии (543) к осуждению идей Оригена как еретических. 379 Ibid. Nota ex Methodio Ol.//apud Phot. Bibl. cod. 235, sub linea. n. (40); рус. пер., примечания, XXV-XXVI. 382 См.: S. Greg. Naz. Or. 45, n. 5//PG. XXXVI. C. 629: ννοε; cp.: Carm. Theol. IV. De mundo. C. 67–68//PG. XXXVII. C. 421. 383 Афанасий (Великий) Александрийский (ок. 295–373) – церковный деятель и богослов, представитель патристики, епископ г. Александрия; в борьбе с арианством разработал мистическое учение о «единосущии» Бога-Отца и Бога-Сына, ставшее догматом на I (325) и II (381) Вселенских соборах; кроме того, защищал независимость Церкви от императорской власти. 384 S. Athanas. С. arian. Or. 2, n. 2; рус. пер. II. 263. – δετερν στι τ δημιουργεν τ γεννν τον Θεν. – πλλ πρτερον, – τ περχεμενον τς βουλσεως. 386 В. Augustini De div. quaest. qu. 28//PL. XL. C. 18: nihil autem majus est voluntatis Dei; non ergo ejus causa quaerenda est. 389 S. Io. Damasc. De fide orth. II, 2//PG. XCIV. C. 865, рус. пер. I 188; cp.: S. Greg Naz. Or. 45 in S. Pascha, n 5//PG. XXXVI. C. 629. 392 Ibid. III, 19. C. 1340; рус. пер. 1,401: «второй вид образа есть мысль в Боге о том, что Он создаст, т. е. предвечный Его совет, остающийся всегда себе равным, ибо Божество неизменно, и безначален Его совет».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

е. Сына, Который Сам есть всецелое, всеобщее, всесовершенное Сущее (totum ν, universale omnimodis perfectum ν), раскрывающееся в «умопостигаемой триаде»: существовании, жизни и мышлении (exsistentia et vita et intelligentia - Mar. Vict. De gen. Div. Verbi. 2. 23-25; Adv. Ar. I 49-50, 52, 63; III 4; IV 21, 25 и др.). Викторин рассматривает и Бога Отца в качестве носителя сущностного Б. (esse, substantia, exsistentia - Adv. Ar. I 47; IV 30-31); Отец есть «то, что есть», или «чистое бытие» (quod est esse - Ibid. I 27; II 4), а также «первое бытие» (primum esse - Ibid. II 4). Бог Отец первичен по отношению к Сыну, потому что Он есть «причина Слова в том, что касается Его (Слова) бытия, но не наоборот» (Ibid. I 27); Он - источник и потенция (Ibid. I 47) существования, жизни и мышления, к-рые находятся в Нем «в скрытом виде» (in occulto), «в себе» (in se) и вокруг существования, или скорее сами суть то же, что и существование (Ibid. IV 30). Эта концепция Божественного Б. как ипостасного свойства Бога Отца была унаследована блж. Августином . Согласно Оригену (185 - ок. 254), Бог Отец - «тот, Кто истинно существует и Кто сказал через Моисея: Я есмь Тот, Кто есмь; Ему причастно все, что существует,- разумные и неразумные твари, праведные и грешные» ( Orig. De princip. I 3. 6). Б. Сына Ориген рассматривает как совечное Б. Отца (Ibid. IV 28); говоря об общем участии Лиц Пресв. Троицы в сотворении мира, различает и Их особые благодатные «действия»: Бог Отец «сообщает всем существам бытие по естеству» (Ibid. I 3. 7), Сын Божий «сообщает разумную природу» и «помогает существам быть добрыми», у Св. Духа «есть также иная благодать, которая подается достойным, устрояется при посредстве Христа, а производится (inoperatur) Отцом» (Ibidem). Свт. Афанасий Великий (ок. 295-373) характеризует Б. Божие как подлинное Б., отличающееся от бытия-становления: Бог есть «истинно Сущий» ( Athanas. Alex. Or. contr. gent. 9,30,41; Or. contr. arian. III 63; De decret. Nic. Syn. 11), ибо Он один имеет Б.

http://pravenc.ru/text/153741.html

582 Впервые отдельным изданием: СПб., 1914. С. 180–200. Печатается по первому изданию. Троицкий Сергей Викторович (1878–1972) – богослов и историк Церкви. Окончил Санкт-Петербургскую духовную академию (1901 г.). Служил чиновником при Синоде. Преподавал каноническое право в Санкт-Петербургской духовной академии, а потом в Новороссийском университете (1919 г.). Участвовал в Московском и в Киевском поместных соборах. В эмиграции с 1920 г. Профессор Белградского университета (1920–1929, 1941–1945 гг.). Преподавал каноническое право в Свято-Сергиевском богословском институте в Париже (1947–1948 гг.). Юрисконсульт Сербской православной церкви. Доктор церковного права (1961). 583 Афанасий (Великий) Александрийский (ок. 295–373) – церковный деятель и богослов, представитель патристики, епископ г. Александрия; в борьбе с арианством разработал мистическое учение о «единосущии» Бога-Отца и Бога-Сына, ставшее догматом на 1-м (325) и 2-м (381) Вселенских соборах; защищал независимость Церкви от императорской власти. 584 А во втором издании, только что полученном нами, сюда присоединено еще несколько подобных «творений». 585 Фиваида (Thebais) – в эпоху Птолемеев название Верхнего Египта, египетской пустыни, где селились основатели раннехристианского отшельничества. 586 Спор между исихастами во главе с Григорией Паламой и калабрийским монахом Варлаамом (1290–1348) был главной темой Константинопольских соборов XIV века. Варлаам обвинил исихастов в ереси за то, что они утверждали возможность восприятия человеком божественного, нетварного света (божественных энергий, разлитых в мире); они закончились полной победой Паламы и уточнением православного догмата в духе исихазма (подробнее см.: Вениаминов В. Краткие сведения о житии и мысли св. Григория Паламы //Св. Григорий Палама . Триады в защиту священно-безмолствующих. М., 1995. С. 344–381). 588 манера говорить (о ни к чему не обязывающем высказывании, о пустых, ничего не значащих словах) (фр.). 590 См.: Церк вед . 1913. 20. С. 889: «Среди защитников имени Иисусова довольно ясно обозначилось два течения...»

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Ed. par Μ. Aubineau//Sources chretien–nes, N 119. Paris, 1966, p. 97–213. 186 Русский перевод см.: Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста, т. I, кн. 1. М., 1991, с. 295–373. 187 См. предисловие к изданию: Jean Chrysostome. La virginite. Ed. par Η. Musurillo//Sources chretiennes, Ν 125. Paris, 1966, p. 35–37. 188 См. русский перевод их: Творения св. Амвросия, Епископа Медиоланскаго, по вопросу о девстве и браке в русском переводе. Казань, 1901. 189 См.: Адамов И. Св. Амвросий Медиоланский. Сергиев Посад, 1913, с. 150–151. 190 См.: Aubineau Μ. Les ecrits, p. 151–171. 191 Мы опираемся на французский перевод их: S. Athanase. Lettres festales et pastorales en copte. Trad, par L–Th. Lefort//Corpus Scriptorum Chrisrianorum Orientalium, v. 151. Scriptores coptici, t. 20. Louvain, 1955, p. 55–111. 192 См.: Lebon J. Athanasiana syriaca//Le Museon, t. 40, 1927, p. 205–248; t. 41, 1928, p. 169–216. 193 Издание их см.: DiekampE Analecta Patristica. Texte und Abhandlungen zur griechschen Patristic. Roma, 1938, S. 5–9. 194 Brakke D. Op. cit., p. 201. 195 В новейшее время одна из таких попыток связана с публикацией сирийской, версии «Жития преп. Антония». Р. Драге, опубликовавший ее, считал, что данная версия датируется V–VI вв., но лежащий в основе ее греческий текст написан ок. 366 г. и автором его вряд ли мог быть св. Афанасий. См.: La vie primitive de S. Antoine coservee en syraque. Discussion et traduction par R. Draguet//Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium, v. 418. Scriptores Syri, 1.184. Louvain, 1980, p. Несколько изменяет данную гипотезу другой западный исследователь, считающий, что первоначально «Житие преп. Антония» было написано на коптском языке одним из иноков, близких к «отцу монашества», а затем оно уже в том же IV в. было одновременно и переведено на сирийский язык, и обработано св. Афанасием. См.: Barnes .. Angel of Light or Mystic Initiate? The Problem of the Life of Antony//The Journal of Theological Studies, v. 37, 1986, p. 353–368. Однако данная гипотеза подверглась суровой и серьезной критике.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=112...

Арианство было отвергнуто на Вселенском I Соборе в 325 г. Утвержденный Собором Символ веры проводит четкое различие между рождением Сына и творением мира («Верую… и во Единого Господа, Иисуса Христа, Сына Божия… рожденного, несотворенного…») - различие, отсутствовавшее и в мысли Оригена, и в ереси Ария. Отношения Бога Отца и Сына описываются с помощью понятия «единосущие» (μοοσιος). Сын рождается из сущности Отца. Это соборное решение не смогло положить конец арианской ереси. Оно само вызвало подозрения в неправомыслии прежде всего из-за использования термина «единосущие» - для церковного Востока нетрадиц. и скомпрометированного соборно осужденным в 268 г. еп. Павлом Самосатским . На Западе соответствующее понятие было принято (в виде tres unius substantiae) со времен Тертуллиана. Свт. Афанасий Великий (ок. 295-373) был борцом с арианством, отстаивавшим никейскую веру всю свою жизнь. Он формулирует церковное учение о Св. Троице по большей части в контексте полемики с ересью Ария . Идеи великого александрийского богослова стали источником вдохновения для последующих св. отцов и концептуальной основой для изложения ими важнейших догматов веры Церкви. Основное внимание свт. Афанасий уделяет борьбе с ложным учением арианства об отношении Логоса и Отца. Логос-Сын есть «собственное рождение сущности Отца» ( Athanas. Alex. Or. contr. arian. I 9), «истинный Бог, единосущный истинному Богу» (Ibidem). Он принадлежит области абсолютного и полного Божества и не имеет ничего общего со сферой тварного. Библейская идея о коренном различии между Богом и творением лежит в основе богословской системы свт. Афанасия. Только Бог есть истинно сущее, естество же сотворенных вещей создано из небытия и обладает текущим, постоянно разрушающимся бытием ( Athanas. Alex. Or. contr. gent. 41). Вне области Божественного царят лишь текучесть, слабость и смертность. Бог Отец есть самая сущность (οσα) Божества; эта сущность одна и принадлежит всецело Отцу, «произнося слово Бог и именуя Его Отцом, не что-либо окрест Его именуем, но означаем Самую Его сущность» ( Athanas.

http://pravenc.ru/text/149441.html

ГeoprIII (1738—1820) — английский король с 1760 г . В его царствование Американские Штаты отделились от Великобритании. 292 Эон — время материального пребывания мира; демиург — творец мира, низший бог по отношению к высшему, не вмешивающемуся в земные дела Господу. Понятия Логоса и Софии существуют как в ортодоксальной Церкви, так и в некоторых ересях. В католицизме Логос — второе Лицо Троицы, т. е. Бог-Сын. София-Мудрость может отождествляться с Духом Святым. Специальное учение о Софии свойственно не католицизму, а православию. Для ересей, основанных на неоплатонизме (гностицизм, учение Оригена и др.), характерно создание иерархий, безнадежно отделяющих человека от Бога. Логос в гностицизме — одна из ступеней между Богом и демиургом, в ереси Оригена София занимает место «над логосами». Эти ереси заменяют личного Бога рядом рационально построенных безличных духовных и умозрительных сущностей. 293 Плутон — в греческой мифологии владыка подземного царства, Гадеса (Аида). 294 Шива в индуистской мифологии — бог-разрушитель. Когда он открывает свой третий огненный глаз, находящийся во лбу, взгляд его испепеляет все, на что обратится. 295 Блаженный Августин — Августин Аврелий (354—430) — христианский философ, один из отцов Церкви. Августин считал природу человека греховной, а спасение возможным только через милость Бога. Это положение кальвинисты развили в учение о предопределении, согласно которому человек не может повлиять на изначальное предопределение Богом его к спасению или гибели. 296 Современник-унитарий — представитель конфессии, отрицающий троичность Бога. Честертон говорит о протестантах, иногда он называет унитариями и мусульман. 297 …сменил Ария на Аполлона — христианство было первоначально принято римским императором Константином (285—337) в арианской версии. Сменил Ария (см. прим. к с. 234) на Аполлона, т. е. на язычество, Юлиан Отступник. 298 Святой Афанасий Великий (293—373) — греческий отец Церкви, «отец Ортодоксии», всю жизнь боролся с арианством. 299 Пелагиане— последователи Пелагия (360 — ок. 418), отрицавшего первородный грех. Пелагианство осуждено как ересь на третьем Вселенском Соборе ( 431 г .). 300

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010