1 Евсевий, сын Памфила ок.260—339 — один из отцов церкви, родоначальник жанра церковной историографии. Епископ Кесарии с 313 г. Выражение «сын Памфила» следует понимать фигурально: Памфил был не отцом, а учителем и покровителем Евсевия. 2 Гонения при Цезаре Гае Аврелии Валерии Диоклетиане Августе 284—305 , начавшиеся в 303 г. Они продолжались и при его преемниках до 311 г. 3 «Похвале Константину» и «Жизни Константина». 4 Последняя Десятая книга «Церковной истории» Евсевия Кесарийского заканчивается описанием победы Константина Великого, правившего Западом, над императором Востока Лицинием в 323—324 гг. 5 Диоклетиан и его соправитель Цезарь Марк Аврелий Валерий Максимиан Август по прозвищу Геркулий «происходящий от Геркулеса» , император Запада 286—293 и тетрарх Италии, Испании и Африки 293—305 , отреклись от власти 1 мая 305 г. Империя была разделена между переведенными в ранг августов цезарями Гаем Галерием Валерием Максимианом, тетрархом балканских провинций без Фракии 293—305 , ставшим императором Иллирии, Азии и Востока 305—311 , и Марком Флавием Валерием Констанцией Хлором, тетрархом Галлии и Британии 293—305 , ставшим императором Галлии, Италии и Африки 305—306 . Галерий при отречении Диоклетиана и Максимиана добился назначения цезарями Флавия Валерия Севера, будущего императора Запада 306—307 , и своего племянника Максимина Дазы, будущего императора Египта и Сирии 309—313 . 6 Первый год двести семьдесят первой олимпиады — 304 г. Констанций же умер во время похода в Британию в Эбораке совр. Йорк 25 июля 306 г. 7 Гай Флавий Валерий Константин 272—337 стал цезарем Британии и Галлии, получив власть из рук умирающего отца и поддержанный легионами западной армии, несмотря на недовольство Галерия, который передал титул августа Запада, вакантный после смерти Констанция Хлора, цезарю Флавию Северу. Титул августа Константин получил 31 марта 307 г. от вернувшегося к власти Масимиана Геркулия. 8 Марк Аврелий Валерий Максенций, сын Максимиана Геркулия и зять Галерия, был провозглашен цезарем в Риме 28 октября 306 г. В 307 г. он стал августом Италии, Испании и Африки и оставался им до своей гибели 28 октября 312г.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3952...

Глава VII. Арнобий I. Жизнь и труды Арнобий Старший, или Африканский 1111 , родился около 240 г. в Нумидии (проконсульская Африка) 1112 . При императоре Диоклетиане (284–305 гг.) он преподавал риторику в Нумидийском г. Сикка 1113 . В числе его учеников был знаменитый впоследствии апологет Лактанций 1114 . Сначала Арнобий был ревностным язычником и противником христианства 1115 ; но позже, побуждаемый какими-то сновидениями (somniis), уверовал во Христа 1116 . По свидетельству блаж. Иеронима, местный епископ не допустил его до крещения, пока тот не дал письменное заверение искренности своего обращения. Так Арнобий написал свое единственное апологетическое сочинение Adversus nationes 1117 . Пора расцвета Арнобия датируется в Хронике Иеронима 327 годом, что скорее всего является ошибкой; по-видимому, с этой датой можно связать лишь смерть Арнобия. В науке Арнобий был назван Старшим (major), в отличие от другого латинского богослова V века Арнобия Младшего. Единственное сочинение Арнобия Adversus nationes, или Adversus gentes («Против язычников» 1118 , CPL 93; PL 5, 718–1288; CSEL 4, 3 и далее) включает в себя семь книг, написанных им в разное время. По-видимому, ранее всех была написана 2-я книга – в 297 г. или немного раньше 1119 ; 1-я книга была написана ок. 300 г. 1120 Обе тесно между собой связаны. В 4-ой книге упоминается о сожжении христианских книг и разрушении церквей 1121 , поэтому она написана, скорее всего, после 303 г., когда был издан первый эдикт Диоклетиана о преследовании христиан. Последней 7-ой книге недостает литературной отделки, что может говорить о том, что Арнобий умер, не успев полностью ее закончить. Анализ структуры сочинения наводит на мысль, что оно не было опубликовано все сразу. Арнобий нигде не говорит о завершении гонений на христиан, что свидетельствует о том, что все сочинение написано до 311 г. Таким образом, несмотря на свидетельство блаж. Иеронима, следует признать, что трактат Арнобия писался на протяжении нескольких лет. По структуре трактат Арнобия можно разделить на две большие части: апологетическую (кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Св. Гаий, папа Римский. Гравюра (Platina B. Historia. 1626) (РГБ) [Гай; лат. Cajus, Gajus; греч. Γος] († 22.04.296, Рим), св. (пам. 11 авг.; пам. зап. 22 апр.), папа Римский (с 17 дек. 283). Точные данные о жизни Г. отсутствуют; основные источники сведений о нем - жития мч. Севастиана и мц. Сусанны (пам. 11 авг.), составленные соответственно в сер. V и не ранее VI в. Происходил из Далмации. В Житии мц. Сусанны Г. назван родственником имп. Диоклетиана (284-305), родным братом сщмч. Гавиния, отца Сусанны. В правление императоров Кара , Карина и Нумериана (283) Г. был избран преемником скончавшегося папы св. Евтихиана . Согласно Житию мч. Севастиана, Г. ободрял мученика и его сподвижников перед казнью, а нек-рых рукоположил во пресвитеров и диаконов. В Житии мц. Сусанны упоминается, что после ее смерти Г. начал служить в ее доме, к-рый впосл. стал одним из рим. храмов (titulus Gaii; с кон. VI в.- titulus S. Susannae, хотя до VIII в. встречается первоначальное наименование - LP. Vol. 1. P. 371, 507). Согласно Liber Pontificalis (LP), Г. установил для кандидатов на епископское рукоположение обязательное посвящение во все предшествующие степени священства, а также учредил в Риме диаконские округа. В списке рим. епископов сер. IV в. Г. назван среди епископов немучеников (Depositio Episcoporum). В 1-й редакции LP (ок. 530) говорится, что Г. скрывался от гонений Диоклетиана и «скончался исповедником» (confessor quievit), а в редакции, приписываемой Анастасию Библиотекарю (кон. IX в.),- что через 8 лет жизни в укрытии (in cryptis) он стяжал мученический венец (martyrio coronatur); впрочем, традиц. дата смерти Г. предшествует началу массовых гонений (303). Тело Г. было погребено в катакомбах св. Каллиста, где в XIX в. археологом Дж. Б. Де Росси была найдена и восстановлена по фрагментам его могильная плита с надписями на греч. языке. В 1631 г. на месте, где, по преданию, находился дом Г., папа Урбан VIII освятил церковь во имя святого, куда были перенесены его мощи (разрушена в кон. XIX в.; мощи в наст. время покоятся в рим. храме св. Сильвестра). Г. является первым из пап, изображенным с паллием . В рус. традиции он упоминается в житиях мц. Сусанны и мч. Севастиана (ЖСв. Авг., 11 и Дек., 18).

http://pravenc.ru/text/161445.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАКХЕЙ И АЛФЕЙ Сщмч. Закхей Кесарие-Палестинский. Фрагмент Лицевых святцев. XIX в. (ГИМ) Сщмч. Закхей Кесарие-Палестинский. Фрагмент Лицевых святцев. XIX в. (ГИМ) [греч. Ζακχαος κα Αλφειος (Αλφεις, Αλφαος); сир.    ] († 303), мученики Кесарие-Палестинские (пам. 18 нояб.; пам. греч. 18 дек.; пам. зап. 17 нояб.; пам. сиро-яковитская 17 нояб.). Наиболее полные сведения сохранились в сир. версии соч. Евсевия Кесарийского «О палестинских мучениках» (ок. 411). З. был диаконом церкви г. Гадара , А. происходил из знатной семьи г. Элевтерополь (ныне Бет-Гуврин) и был чтецом и экзорцистом в Кесарии. В 20-й год правления имп. Диоклетиан (284-305) объявил прощение мн. заключенным, но нек-рые христиане все же были подвергнуты жестоким мучениям. З. доставили к городскому судье и пытали, после чего, заковав в колодки, посадили в темницу. Туда же был приведен и А., прогневавший судью тем, что проповедовал среди собравшихся посмотреть на казнь и многих отвратил от идолопоклонства. А. били розгами и раздирали железными крюками, а затем заковали в те же колодки, что и З. Через 3 дня мученики вновь предстали перед судьей и за отказ принести жертвы языческим богам были обезглавлены в 7-й день месяца тишри 2-го (нояб.), согласно греч. тексту Евсевия - 17 нояб. В сиро-яковитском Мартирологе (IX в.) под 17-м числом тишри 2-го отмечена память З. и А., сожженных в Палестине, а в Мартирологе Раббана Слибы (XIV в.) в этот день указана память Залфия (искаженное имя А.). В Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.) и в «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца под 18 нояб. имеется краткое сказание о З. и об А., их память также отмечена под 18 дек. Ист.: BHG, N 1193; BHO, N 45-46; Euseb. De mart. Palaest. P. 123-124; Eusebius of Caesarea. History of the Martyrs in Palestine/Éd., trad. W. Cureton. L.; P., 1861. P. 4-6; Bedjan. Acta. Т. 1. P. 208-214; MartHieron. P. 604-605; MartRom. P. 528; SynCP. Col. 236, 324; Le Martyrologe de Rabban/Éd., trad. P. Peeters//AnBoll. 1908. Т. 27. P. 142 [сир. текст], 167-168 [франц. пер.]; Un Martyrologe et douze ménologes syriaques/Éd. F. Nau. P., 1912. P. 48. (PO; T. 10. Fasc. 1. N 46); ЖСв. Нояб. С. 492; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 2. Σ. 134-135, 353.

http://pravenc.ru/text/182531.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НЕОФИТ (Ок. 290 - 303...305 гг.), мч. Никейский (пам. 21 янв.), пострадал при имп. Диоклетиане (284-305). Сохранились 6 Мученичеств Н. (BHG, N 1325y - 1326c), из которых издано только одно: Ιωννου Θ. Μνημεα γιολογικ. Venemiis, 1884. Σ. 239-251 (BHG, 1326), а также подробное сказание в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.) (SynCP. Col. 410-411). Прп. Никодим Святогорец в «Синаксаристе», в примечании к сказанию о Н., приписывает авторство Мученичества BHG, N 1326a прп. Симеону Метафрасту. Болландисты , видимо, не знали об этих текстах, т. к. они не были включены в «Acta Sanctorum» , там отмечена только память мученика. Столь богатая агиографическая традиция говорит о популярности культа Н. в Византии, хотя сведений о посвящении ему храмов нет. Само Мученичество носит эпический характер, содержит множество агиографических топосов и сказочных эпизодов. Мученичество св. Неофита Никейского. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я пол. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 339) Мученичество св. Неофита Никейского. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я пол. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 339) Согласно источникам, мч. Н. родился в г. Никея (М. Азия, ныне Изник, Турция) в семье благочестивых родителей, к-рых звали Феодор и Флоренция. Когда мальчик, воспитанный в христианской добродетели, достиг возраста 10 лет, у него проявился особый дар благодати Божией, отличавший его от сверстников. Как только из школы, где учился грамоте Н., детей отпускали после занятий, он приводил самых бедных одноклассников домой и втайне от родителей отдавал им свой обед. Затем мальчик шел к восточным воротам города, рисовал на городской стене крест и молился перед ним. Когда вокруг него собирались сверстники, он ударял рукой о камень в стене, и оттуда текла вода, к-рой могли напиться дети. Н. запрещал товарищам рассказывать о своих чудотворениях. Но через год после появления у Н. чудесного дара его матери во сне открылось, что сын изводит воду из камня городской стены. Проснувшись, она стала молиться, чтобы Бог открыл ей правду о сыне. Тотчас появился белый голубь, сел на постель, где спал мальчик, и обратился к нему со словами: «Я послан от Бога, чтобы сохранить твой одр непорочным». Флоренция при этом видении упала замертво. О ее смерти тут же узнали соседи; немедленно послали за Феодором, к-рый работал в поле, и тот в великой скорби поспешил домой. Видя горе отца, Н. объявил, что его мать не умерла, а уснула. Он взял ее за руку и велел проснуться, после чего Флоренция очнулась и рассказала все, что она видела во сне и наяву. Услышав ее рассказ, мн. язычники, бывшие в числе собравшихся в доме Феодора, уверовали во Христа.

http://pravenc.ru/text/2564970.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Ермолай Никомидийский, сщмч. - житие Ермолай Никомидийский (+ ок. 305), иерей, священномученик. Память 26 июля. Священномученики Ермолай, Ермипп и Ермократ, иереи Никомидийские, в числе немногих остались в живых после того, как по повелению императора Максимиана (284-305) в Никомидийской церкви были сожжены 20000 христиан в 303 году. Они скрывались в отдаленных местах и не переставали учить язычников христианской вере. Мимо дома, в котором скрывался святой Ермолай, часто проходил юноша-язычник Пантолеон (святой великомученик Пантелеимон). Однажды святой Ермолай вышел навстречу юноше и попросил его зайти к нему в дом. В беседе святой Ермолай стал разъяснять своему гостю ложность, нечестие и суетность поклонения языческим божествам. С этого дня Пантолеон стал ежедневно заходить к святому Ермолаю и принял от него святое крещение. Когда совершался суд над святым великомучеником Пантелеимоном, были схвачены и святые Ермолай, Ермипп и Ермократ. Накануне святому Ермолаю явился Господь Иисус Христос и открыл ему, что на следующий день он пострадает за Него и примет мученический венец. После святого Ермолая были схвачены и приведены на судилище и святые Ермипп и Ермократ. Всем троим было предложено отречься от Христа и принести жертву идолам. Но они решительно отказались, исповедали свою веру в Господа Иисуса Христа и готовность с радостью умереть за Него. Язычники стали угрожать святым иереям муками и смертью. Внезапно началось сильное землетрясение, и идолы в капище упали и разбились. Об этом было доложено императору. Разгневанный Максимиан отдал святых мучеников на истязания и вынес им смертный приговор. Мужественно претерпев все мучения, святые иереи - мученики Ермолай, Ермипп и Ермократ были обезглавлены около 305 года. Тропарь Ермолаю, Ермиппу и Ермократу, иереям Никомидийским Троицы провозвестницы,/троице мучеников честная,/идольское нечестие обличившии/и тьмочисленнаго врага сокрушившии,/ныне, со Христом царствующе, молите,/священный Ермолае со Ермиппом и Ермократом славным,/яко да и наша враги победим/и приимем от Царя всех, Бога, вечный живот/и венец нетленный. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Ермолай Никомидийский, сщмч. " .

http://pravicon.com/info-2338

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕЛЕВФЕРИЙ НИКОМИДИЙСКИЙ [греч. Ελευθριος; лат. Eleutherius; сир.  ] († 303), мч. (пам. зап. 2 окт.), первым пострадавший в Никомидии после издания имп. Диоклетианом (284-305) указа о гонении на христиан. Церковное предание отождествляет Е. Н. с христианином, о котором рассказывает Евсевий Кесарийский (IV в.): в Никомидии был некий муж самого высокого звания, «движимый горячей ревностью по Боге», он сорвал со стены указ императора о гонении на христиан и порвал его. За это он был подвергнут различным пыткам, к-рые перенес с величайшим мужеством ( Euseb. Hist. eccl. VIII 5). Лактанций (ок. 250-330), так же как и Евсевий, сообщает об этом событии, не называя имени мученика и добавляет, что тот человек высмеивал мнимые победы имп. Диоклетиана над готами и сарматами, за что был схвачен, подвергнут пыткам огнем и принял смерть на костре ( Lact. De mort. persecut. 13). Имя Е. Н. появляется в лат. переводе «Церковной истории» Евсевия Кесарийского, сделанном Руфином Аквилейским (ок. 345-410) в нач. V в., на основании которого Адон Вьеннский (IX в.) составил жизнеописание этого святого. Древность почитания Е. Н. зафиксирована в Сирийском Мартирологе 411 г. и в Мартирологе блж. Иеронима (1-я пол. V), где говорится о существовании его Мученических актов. Возможно, редактор имел в виду главы «Церковной истории» Евсевия-Руфина, поскольку сами акты неизвестны. По крайней мере их не было уже в IX в., когда Флор Лионский , составивший свой Мартиролог незадолго до Адона, ограничился воспроизведением заметки о Е. Н. из Мартиролога блж. Иеронима. Кард. Цезарь Бароний поместил в Римском Мартирологе под 2 окт. память Е. Н., к-рый назван воином, пострадавшим в Никомидии в начале гонения (303) при имп. Диоклетиане среди проч. христиан, придворных и евнухов, обвиненных в поджоге имп. дворца. По мнению нек-рых исследователей ( Delehaye. Origines. P. 148), рассказ в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского относится к мч. Евефию, к-рый упоминается в Сирийском Мартирологе в числе др. Никомидийских мучеников под 24 февр. (Un Martyrologe et douze Ménologes Syriac//PO. 1912. T. 10. Fasc. 1. P. 13). Ист.: ActaSS. Oct. T. 2. P. 321-323; MartRom. P. 430; MartHieron. Comment. P. 538; Un Martyrologe et douze Ménologes Syriac/Ed. F. Nau//PO. 1912. T. 10. Fasc. 1. P. 21. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 632, 686; Gaiffier B., de. Palatins et Eunuques dans quelques documents hagiographiques//AnBoll. 1957. T. 75. P. 17-47; Aubert R. Éleuthère (5)//DHGE. T. 15. Col. 147. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/189729.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕФЕРИЙ [греч. Αθριος] († ок. 305), мч. (пам. греч., зап. 18 июня). Согласно сказанию, содержащемуся в одном из списков Синаксаря К-польской ц. XIV в. (Paris. gr. 1582), Е. жил во время правления имп. Диоклетиана (284-305). Он был схвачен, приведен на суд к правителю Елевсию и исповедовал Христа. Тогда его растянули и жгли факелами, обжигали подмышки раскаленными железными ядрами, а в спину, грудь и ноздри вонзали крюки. Затем мученика положили на раскаленное медное ложе, но Ангел Божий сохранял Е. невредимым. По приказу правителя Е. был усечен мечом. Правитель Елевсий также упоминается в Мученичестве мц. Иулиании , девы Никомидийской (пам. 21 дек.), пострадавшей при имп. Максимиане (286-305). На основе этого болландисты предположили, что Е. мог претерпеть мученическую кончину в Никомидии или по крайней мере в обл. Вифиния. Софроний (Евстратиадис) , митр. Леонтопольский, заметив много общего в сказаниях о Е. и Еферии (пам. греч. 12 дек.), пострадавшем при имп. Максимиане, отождествил этих мучеников. Прп. Никодим Святогорец определил время страданий Е. 300 г. Ист.: ActaSS. Iun. T. 3. P. 571; SynCP. Col. 755-756; MartRom. P. 243-244; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 5. Σ. 246-247. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 184; Αθριος//ΘΗΕ. Τ. 1. Σ. 1015; Sauget J.-M. Galazione ed Eterio//BiblSS. Vol. 5. Col. 126; Van Doren R. Éthère//DHGE. T. 15. Col. 1169; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αϒιολϒιον. Σ. 18. Рубрики: Ключевые слова: ЕРМИНИНГЕЛЬД († 24.03.585), мч. (пам. зап. 13 апр.; пам. греч. 30 окт.; в РПЦ пам. 1 нояб.; пам. арм. 29 марта) ЗАКХЕЙ И АЛФЕЙ († 303), мученики Кесарие-Палестинские (пам. 18 нояб.; пам. греч. 18 дек.; пам. зап. 17 нояб.; пам. сиро-яковитская 17 нояб.) ЗОСИМ (ЗОСИМА) (Зосима) († нач. II в.), мч. Аполлонийский (Конанейский) (пам. 19 июня; пам. греч. 19, 20 июня; пам. зап. 19 июня) ЗОСИМА И АФАНАСИЙ КОММЕНТАРИСИЙ прмч. Киликийский (пам. 19 сент. и 4 янв.), и мч. (пам. 4 янв.; пам. греч. 3, 4 янв., 18 апр.; пам. зап. 3 янв.) КЛАВДИЙ, АСТЕРИЙ, НЕОН И ФЕОНИЛЛА († 285), мученики Эгийские (Эгейские) или Киликийские (пам. 29 окт.; пам. визант. 30 окт., 27 янв.; пам. греч. 30 окт.; пам. зап. 23 авг.)

http://pravenc.ru/text/190273.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАВДА Завда [Замвда; греч. Ζαβδς; лат. Zambdas, Zabda], свт. (пам. зап. 19 февр.), еп. Иерусалимский (кон. III в.- до 303). В «Церковной истории» Евсевий Кесарийский (258-265 - 339/40) сообщает, что З. занял кафедру после Именея, вскоре скончался и его преемником стал Ермон . В «Хронике» Евсевий указывает, что З. был 39-м епископом Иерусалима и управлял Церковью в течение 10 лет. Согласно лат. переводу «Хроники», сделанному блж. Иеронимом Стридонским († 420), З. был избран 37-м епископом в 15-й год правления имп. Диоклетиана (284-305) и оставался им 3 года. В арм. версии «Хроники», написанной Самуилом Анийским (XII в.), З. назван 38-м предстоятелем Церкви, занимавшим кафедру в течение 2 лет с 14-го года правления имп. Диоклетиана. Прп. Феофан Исповедник († 818) в «Хронографии» называет З. 29-м (в др. месте 30-м) епископом Иерусалима, в течение 10 лет управлявшим Церковью, начало епископского служения З. он относит к 296 г. Евтихий , патриарх Александрийский (933-940), сообщал, что З. (Zebedaeus) вступил на кафедру в 18-м году правления имп. Диоклетиана и занимал ее в течение 10 лет. У свт. Епифания Кипрского (ок. 315-403) З. назван 37-м епископом с искажением имени (греч. Βαζς). В списке Иерусалимских патриархов из рукописи Великого синаксаря, переведенного прп. Георгием Святогорцем (НЦРГ. А 222, XII в.), епископство З. датируется 327-332 гг. ( Кекелидзе. Канонарь. С. 192). Ист.: Euseb. Hist. eccl. VII 32. 29; idem. Chron. T. 2. P. 186; Niceph. Chronogr. P. 125. 9; Epiph. Adv. haer. [Panarion]. LXVI 20; Theoph. Chron. P. 8, 11; Eutych. Annales//PG. 111. Col. 998; ActaSS. Febr. T. 3. P. 129; MartRom. P. 69; History of the Patriarchs of the Coptic Church of Alexandria/Ed. B. T. A. Evetts//PO. P., 1904. T. 1. Fasc. 2. P. 206; Die Chronik des Hieronymus/Hrsg. R. Helm// Eusebius Werke. B., 1956. Bd. 7. S. 308-309. (GCS; 47). Лит.: Le Quien. OC. T. 3. P. 153-154; Sauget J.-M. Zambdas (Zabdas)//BiblSS. Vol. 12. P. 1458. Т. А. Артюхова, Л. В. Луховицкий, Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви

http://pravenc.ru/text/182421.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святые неразделенной Церкви ИОСИФ АРИМАФЕЙСКИЙ св. прав. (пам. в Неделю жен-мироносиц; пам. греч. 31 июля), влиятельный член синедриона и тайный ученик Иисуса Христа ИОСИФ ОБРУЧНИК прав. (пам. в 1-ю Неделю после Р. Х.), благочестивый муж, обрученный с Пресв. Богородицей, происходил из рода царя Давида ИПАТИЙ (сер. IV в.), еп. Гангрский, сщмч. (пам. 31 марта; пам. визант. 14, 15 нояб., 25 февр., 30, 31 марта; пам. греч. 31 марта; пам. зап. 14 нояб.) ИРИНА мц. Фессалоникийская (пам. 16 апр.; пам. визант. 3 апр.) - см. Агапия, Хиония и Ирина, мученицы Солунские (Иллирийские) ИРИНЕЙ († 303?), еп. г. Сирмий, сщмч. (пам. 26 марта; пам. зап. 6 апр., 25 марта; пам. греч. 6 апр., 23 авг.) ИРИНЕЙ († кон. II в.), еп. Лионский (Лугдунский), раннехристианский богослов, полемист, отец Церкви, сщмч. (пам. 23 авг.; пам. зап. 28 июня) ИРОДИОН ап. от 70 (пам. 8 апр., 10 нояб., 4 янв.- в Соборе 70 апостолов; пам. греч. 28 марта), ученик ап. Павла ИСААК СИРИН [Исаак Сполетийский, Монтелукский] († ок. 550), прп. (пам. 12 апр.; пам. зап. 11 апр.), отшельник, основатель монастыря на горе Монтелуко в Умбрии (Италия) ИСАВР ДИАКОН, ИННОКЕНТИЙ АФИНЯНИН, ФИЛИКС, ЕРМИЙ, ВАСИЛИЙ, ПЕРЕГРИН, РУФ И РУФИН († 283-284), мученики Аполлонийские (Аполлониадские) (пам. 6 июля; пам. визант. 7 июля; пам. греч. 17 июня) ИУЛИАН, КЕЛСИЙ, АНТОНИЙ, АНАСТАСИЙ, ВАСИЛИССА, МАРИОНИЛЛА и другие мученики Египетские († 313) (пам. 8 янв.; пам. греч. 8 янв. и 21 июня; пам. зап. 6 и 9 янв.) ИУСТ (I в.), ап. от 70 (пам. 30 окт. и 4 янв. (в Соборе 70 апостолов); пам. визант. 21, 22, 30 июня, 21 июля, 20 окт.; пам. зап. 20 июля) ИЯ († ок. 362-364), мц. Персидская (пам. 11 сент.; пам. греч. 11 сент., 5 авг.; пам. визант. 9, 10, 11, 25 сент., 3, 4, 5 авг.; пам. зап. 4 авг.) КАДОК (VI в.?), св. (пам. в Соборе святых, в земле Британской и Ирландской просиявших, зап. 25 сент.), основатель мон-ря Лланкарван (Уэльс) КАРТЕРИЙ мч. (пам. 24 мая) - см. в ст. Мелетий Стратилат, Стефан, Иоанн, Серапион Египтянин, Каллиник волхв, Феодор, Фавст и др. мученики КВАРТ (I в.), ап. от 70 (пам. 10 нояб., 4 янв.- в Соборе апостолов от 70, пам. визант. 10 нояб., 3 авг. и 30 июня; пам. зап. 3 нояб.) КЕСАРИЙ И ИУЛИАН (I в.?), священномученики Таррацинские (Терракинские) (пам. 7 окт.; пам. визант. 7 окт., 1 нояб.; пам. греч. 7 окт.; пам. зап. 1 нояб.) КЕСАРЬ (I в.), ап. от 70 (пам. 8 дек., 30 марта; пам. визант. 29 марта, 30 июня - в Соборе 70 апостолов) КИПРИАН (ок. 200-210 - 14.09.258), еп. Карфагенский, выдающийся деятель и учитель древней Церкви, сщмч. (пам. 31 авг.; пам. католич. 14 и 16 сент.; пам. лютеран. 14 и 16 сент.; пам. англикан. 15 сент.)

http://pravenc.ru/rubrics/122320_8.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010