пер.] (рус. пер. фрагм.: История Африки: Хрестоматия. С. 223–226); Васильев А. А.Житие св. Григентия, еп. Омиритского//ВВ. 1907. Т. 14. С. 59–66; Le Synaxaire éthiopien: Mois de genbot/Éd., trad. G. Colin. Turnhout, 1997. P. 298–303. (PO; T. 47. Fasc. 3. [N 211]); исторические: RIE. T. 1. P. 271– 278, 284–288; T. 2. Pl. 129–132, 143, 144 (рус. пер. фрагм.: История Африки: Хрестоматия. С. 207–208, 233–234); Procop. Bella. I 20; Ioan. Malal. Chron. P. 433–434, 456–459 (рус. пер.: История Африки: Хрестоматия. С. 246–249); Theoph. Chron. P. 169, 222–223; Chronicon anonymum Pseudo-Dionysianum vulgo dictum/Éd. J. B. Chabot. P., 1933. T. 2. P. 54–56, 68–69. (CSCO; 104. Ser. 3. Syr.; 2) (рус. пер. фрагм.: Пигулевская Н. В. Из хроники псевдо-Дионисия Тельмахрского// Она же. Сирийская средневек. историография. СПб., 2000. С. 621–622, 629–630); Cosm. Indic. Topogr. chr. II 71, 33 —76, 25 (рус. пер.: История Африки: Хрестоматия. С. 192–196); Ex historia Nonnosi excerpta// Phot. Bibl. T. 1. Cod. 3; Conti Rossini C. Les listes des rois d’Aksoum//J. Asiatique. Ser. 10. P., 1909. Vol. 14. P. 272, 281, 298, 299, 301The Book of the Himyarites/Ed. by A. Moberg. Lund et al., 1924. P. 6, 45–52 [сир. текст], CIV, CXXXIV–CXXXIX [англ. пер.] (рус. пер. фрагм.: История Африки: Хрестоматия. С. 213–215). Лит.: ActaSS. Oct. T. 10. P. 710-713; T. 12. P. 296-329; Paget F. Elesbaan//DCB. T. 2. P. 70-75; Елезвой//ПБЭ. Т. 5. Стб. 390; Пигулевская Н. В. Византия на путях в Индию. М.; Л., 1951. С. 297-319; она же. Арабы у границ Византии и Ирана в IV-VI вв. М.; Л., 1964. С. 157-159, 163, 169-171; Irvine A. K., Sergew Hable-Selasse. Kaléb//DEB. Vol. 1. P. 96-97. Pl. 5; Doresse J. Elesbaan//DHGE. Т. 15. Col. 135-143 [Библиогр.]; Elesbaan//BiblSS. Vol. 4. Col. 1002; Munro-Hay S. Aksum: An African Civilisation of Late Antiquity. Edinb., 1991. Passim; Kitchen K. A. Documentation for Ancient Arabia. Liverpool, 1994. Pt. 1: Chronological Framework & Historical Sources. P. 41, 230; Robin Ch. J., Beaucamp J., Briquel-Chatonnet F.

http://pravenc.ru/text/189731.html

281 Ср. также оды I, 31; III, 1; IV, 3. Вне такого применения в более архаической своей роли схема выступает в оде 1,7, где заявление «буду петь Тибур» подготовлено так: «Пусть одни поют Родос, другие – Митилену… " - всего в каталоге 13 отклоняемых названий. 284 Сравнительно недавний пример: Белик 1961, с. 303–342. В этой статье даже такой персонаж, как «дочь змея», получает социологическую идентификацию, которая вполне удовлетворила бы Фому Фомича. 294 Anthol. Palat., XVI, 177 (осложнено тем, что в терминологии Мейерхольда, развитой Эйзенштейном, именуется «отказным движением»: автор начинает с того, что обосновывает полную несовместимость Афродиты и доспехов). 305 Понятие прецедента имеет огромное значение для античного и вообще раннего рационализма ввиду юридической окраски последнего. 307 Ср. понятие медиации в анализе структуры мифа, например, у К. Леви- Стросса. Характерно, что последнему понадобился этот термин по ходу описания интеллектуалистических аспектов мифа. 310 Вспомним роль, которую категория пластичности играет в популярных схематических характеристиках античной культуры от эпигонов Гегеля до Шпенглера и далее, переходя из рук в руки и превращаясь у популяризаторов в совершенно расплывчатую и бесцветную, но тем более всепроникающую идею. Нарочитая «выпуклость форм», априорно ожидаемая от всякой античной поэзии, но прежде всего от греческих стихотворений «из антологического рода», как говорили в старину, была отлично спародирована еще в стихотворении Козьмы Пруткова «Древний пластический грек» (ср. его же «Спор греческих философов об изящном» и «Письмо из Коринфа»). По мере начавшегося в XIX в. поступательного снижения «наивного» интереса к умственной и нравственной культуре античности, к эллинскому интеллектуализму и эллинскому морализму (имевшему центральное значение для самих древних, удерживавшему его для европейцев средневековья, Возрождения, Просвещения) одностороннее подчеркивание «пластических» компонентов античного наследия закономерно делается все сильнее. Вся шпен- глеровская концепция «аполлоновской» культуры определяется тем фундаментальным фактом, что это взгляд извне; «пластика» античности сохраняет власть над воображением Шпенглера (и его предполагаемого читателя), но эллинская мысль уже ничего не говорит непосредственно его уму, а эллинская этика – его сердцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Закон был судиею против неправды и воздавал каждому по делам его, а Аммореи пребывали во грехах, в преступлении, и нарушили клятву, которою клялись, как уже у меня о том сказано где-то в другом месте; однакоже же не обременительно будет и здесь предложить тоже: потому что тут наготове хитрость Манеса, именно, будто благой Бог закона обобрал Египтян, изгнал Аммореев и Гергесеев и другие народы и дал их землю сынам Израилевым. Он говорил: не пожелай: каким же образом дал им чужое? И не знает, простяк, что они получили собственную землю, отнятую у них насильно и что дело это решено в пределах справедливости и согласно с заключенною между ними взаимно клятвою. Ибо Ной, спасшийся от потопа с сожительницею и с тремя сыновьями и тремя невестками, разделил весь мир троим сыновьям своим: Симу, Хаму и Иафету, бросив жребий в Ринокорурах, как показывает и последующая история: и тут нет ничего странного и вымышленного: ибо Ринокорурами переводится Неель и так называют его местные жители, а в переводе с еврейскаго значит – жребии, 282 потому что здесь Ной бросал жребий трем сынам своим. И выпал жребий (Хаму) 283 от Ринокорур до Гадира 284 и заключал в себе Египет, Мариандину, 285 Аммон, 286 Ливию, Мармарику, 287 Пентаполь, 288 Макату, 289 Макрону, 290 Лептиману, 291 Сирту, 292 Мавританию 293 до так называемых столбов Геркулесовых 294 и внутреннего Гадира: эти страны лежали к югу; к востоку же от Ринокорур жребий обнимал Идумею, Мадианитскую страну, Алавастриду, 295 Омириту, 296 Аксомиту, 297 Вугею 298 и Ливу 299 до страны Вактрианской. Этот жребий определяет владения Симовы к востоку. В ширину же Симу выпал жребий: Палестина. Финикия, Келесирия, Коммагена, 300 Киликия. Каппадокия, Галатия, Пафлагония, Фракия, Европа, Родоп, 301 Лазия, 302 Иверия, Каспия, Кардия 303 до Мидии к северу; здесь этот жребий служит границей владений Иафета к северу, которые к западу Европы простирались до Испании и Британии и до соседних народов, каковы были: Венеты, Давны, Япиги, Калабрийцы, Латины, Оппики, Магарды, даже до владений Испании и Галлии, и страны выше Скоттов и Франков.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

9 . Спустя некоторое время, при Клавдии II (268–270), опять пролилась кровь мучеников в Риме и по всей Италии. В лице Аврелиана (270–275) на римский престол вступил новый гонитель христианства. Перед смертью (275) он издал эдикт о жестоком преследовании христиан. 10 . Император Диоклетиан (284–305) и его соправитель Максимиан (286–305) долгое время терпимо относились к Церкви. В больших городах были сооружены великолепные храмы. По словам Максимиана, в то время к христианству «примкнули почти все мужи». Однако вскоре Диоклетиан круто изменил свою религиозную политику и поднял новое, десятое, гонение, ужаснее всех до того бывших. Это была последняя решительная схватка между язычеством и христианством. Вначале произошла чистка армии от многочисленных христиан. Но настоящая буря разразилась в 303 г. Друг за другом последовали четыре эдикта, направленные против всех сторон жизни Церкви. Первый предписывал разрушить храмы, сжечь священные книги, лишить христиан гражданских прав, почетных лиц – их чинов и званий, а находящихся на императорской службе и свободы. Ответственность за пожар в императорском дворце была возложена на христиан. В Никомидии было четыре мученика. Всем под угрозой смертной казни было предписано совершать жертвоприношения. Второй эдикт предписывал арестовывать всех христианских священнослужителей. Третий и четвертый повелевали под угрозой смерти принуждать к жертвоприношению именно христиан. Повсюду полились потоки крови исповедников и мучеников. Гонения продолжались с той же жестокостью и при Галерни (293–311). Во время Диоклетианова гонения совершилось мученичество фиватского легиона за его отказ принять участие в преследовании христиан, братьев по вере. По приказу Максимиана весь легион был казнен. От всех своих подданных Римское государство требовало только одного: внешнего. хотя бы формального, участия в государственном культе как выражения лояльности, как подчинения себя власти и соблюдения римских традиций. Сжечь несколько зерен ладана перед изображениями отечественных богов, назвать императора «Господом», исполнить обряд – вот все, что требовалось от гражданина, и, исполнив это, он был свободен исповедовать любую веру, искать духовного смысла жизни, где угодно.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

913 Халецкий практически обходит молчанием это письмо и сведения о раздоре между Потеем и Терлецким, говоря только, что Потей с нетерпением реагировал на задержку в ответе Рагозы на его обращения («It is true that he became impatient when the Metropolitan... delayed his answer»; Halecki 1968. P. 277). 919 АЗР. Т. IV. DUB. Ср.: Halecki 1968. Р. 283–284. В письме от 17 марта Халецкий видит только стремление привлечь Острожского к унии и уклончивое мнение о поездке Терлецкого в Краков; в письме от 25 марта – одно лишь стремление защититься от упреков в амбициозности, желании стать кардиналом или митрополитом и даже готовность обвинить Острожского в близости к еретикам. В высказываниях самого Острожского он видит выражение «открытого презрения к соборам православной иерархии» («open contempt of the synods of the Ruthenian hierarchy») и даже противоставление им анабаптистских синодов. 921 Krajcar J. Jesuits and the Genesis of the Union of Brest//Orientalia Christiana periodica, 31 (1978), P. 153 («signified ideally a return to rus’ka slaryna»). 922 [Потей И.] Уния Греков с костелом Римским. Вильно, 1595//Русская историческая библиотека. Т. VII. СПб., 1882. («Памятники полемической литературы в Западной Руси. Т. 1). Стб. 111–168. 923 Skarga Р. О iednosci kosciola Bozego pod iednym pasterzem//РИБ. T. 7. СПб., 1882 («Памятники полемической литературы в Западной Руси. Т. 2). Стб. 223–526. 924 [Потей И.] Уния Греков. Стб. 113, 129–130, 145–147, 161–162, 166 и др.; Skarga P. Op. cit. Стб. 232–234, 243, 252–254, 255–258, 262, 263, 303–304, 335–337. 956 Когда 10 февраля нунций Маласпина доносил в Рим кардиналу Альдобрандини о том, что Терлецкий прибыл к нему с документом, скрепленным печатями (DUB. Р. 45), имелись в виду, видимо, печати Потея и Терлецкого. 959 Федор Скумин-Тышкевич, отпрыск знатнейшего рода, другие члены которого к тому времени стали или католиками, или протестантами, считается вторым по авторитету православным вельможей Речи Посполитой того времени и первым по значению в Литве и Белоруссии.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mezh...

Эти виды непотребства Арменопул дополняет еще одним –непотребством ремесловым (проституцией), за что виновная каралась χου χα πομπ, а участвующий с ней в непотребстве мужчина штрафом в пользу казны 284 . 2 . Мужеложство. (Nefanda tabido) Хотя педерастия явилась в Риме довольно рано 285 , но законодательство о ней появляется сравнительно поздно. Первый закон относительно ея –это Lex Scantiniana или Lex Scatiniana, о котором упоминают как языческие, так и христианские писатели 286 . По этому закону за педерастию полагался штраф – aecem millia aeris 287 . С появлением Lex Iulia de adulteriis педерастию стали рассматривать, как stuprum 288 , и виновного наказывать ссылкой 289 . Насильственное мужеложство наказывалось смертью 290 , причем оно подводилось под Lex Cornelia de sicariis 291 . Склонение к педерастии несовершеннолетняго мальчика (puer praetextatus) посредством подарков или денег наказывается наравне с обольщением, т. е. оконченное – смертью, не оконченное – deportatio in insulam 292 . Христианские императоры за педерастию назначили смертную казнь в двух формах: 1) усекновения мечом 293 и 2) сожжения 294 . Юстиниан мужеложству посвятил Νοv. 141, хотя н не дал определенной санкции на это преступление. В позднейших памятниках Византийского права мужеложство каралось усекновением мечем 295 , а скотоложство (σλγεια) отрезанием детородного уда 296 . В. Кровосмешение (Incestus). Кровосмешение, incestus, в римском праве было двух родов: incestus jurisgentium и incestos juris civilis. Первое означает кровосмешение между родственниками восходящих и нисходящих линий 297 и ближайших боковых, напр. между братьями и сестрами 298 , между дядей и племянницей 299 . Второе относится к родству, вытекающему из matrimonium juris civilis. Это различие двух видов кровосмешений не было санкционировано законом, а лишь было усвоено юристами 300 . В праве республиканского Рима incestus наказывалось смертной казнью: incestus pontifices supremo supplicio sanciunto 301 . Формою этой казни была praecipitatio de saxo Tarpejo 302 . После появления Lex Iulia de adulteriis кровосмешение стали делить на три вида: 1) кровосмесительный брак. Он законным не признавался, и дети, рожденные в этом браке, считались незаконными. Виновные в этом оба лица карались levius, если брак был совершен palam, gravius, если – clam 303 . 2) кровосмесительное прелюбодеяние, когда кто-нибудь имел сношение с замужней родственницей. В таком случае для мужчины наказанием была ссылка, а женщина судилась, как adulmera 304 . 3) кровосмесительное непотребство, т. е. сношение с незамужней родственницей. Для виновного в этом преступлении полагалась частию deportatio in insulam 305 , частию – relegatio 306 . Эта схема деления кровосмешения не была сохранена в последующее время. Дальнейшия узаконения касаются преимущественно брачных видов кровосмешения.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sud-i-...

в год. С 1705 года, по именному указу, «для свейской службы» выдавалось половинное жалованье из определенных приказным и подьячим окладов. Табелью 1710 г. определено было на подьячих, приставов и сторожей 172 р., на прогоны 303 р., на приказные расходы 135 р. и бумажных дел мастерам 24 р., – итого 634 р. 284 . О жалованье дьяков в ней не упоминается, равно и об окладе боярина. Дьяки и боярин едва ли и получали определенный оклад. В 1703 году Мусину-Пушкину пожаловано было «вместо жалованья» село Образцово с деревнями из вотчин Суздальского Евфимиева монастыря, «пока он будет в Приказе». По всей вероятности и преемник его в Приказе князь Прозоровской получил ту же вотчину вместо жалованья. Во всяком случае о жалованье боярину Приказа 1701–1720 годов мы не встретили указаний в делах и книгах Приказа, хотя о содержании других чинов Приказа есть ясные определения. Дьяки 285 , а равно и подьячие, сверх помянутых окладов «довольствовались от архиерейских домов и монастырей почестными дачами, как деньгами, так и хлебными всякими запасы за приказные к тем их архиерейским домам и монастырям всякие труды; понеже от тех архиерейских домов и монастырей до определения их были многие разные прошения о определении им вотчин и доходов в окладные им дачи и на церковное и на всякое строение и другие разнообразные по их прошениям дела; также довольствовались и от платежей со крестьян денежных всяких сборов; потому что во оных годах со всего государства были сборы с вотчин ведомства того Монастырского Приказа в Монастырском Приказе. В тех же годах было от Монастырского Приказа определение в монастыри келарям и казначеям, а в вотчины ведомцом. Также всего государства были судные и розыскные и другие всякие дела, что ни касалось до вотчин ведомства Монастырского Приказа, от которых потому ж довольствовались» 286 . В 1715 году по именному указу определен штат Приказа, и положено чиновникам жалованья 287 : 2 секретарям и 2 дьякам по 120 р., всем 480 р. и хлеба по 30 юфтей; 13 канцеляристам по 60 р., всем 780 р.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Подлинные акты дошли из всех мест, которыми управлял Максимиан. О кровавом гонении в Италии свидетельствуют акты Сотеры девицы, акты, отличающиеся простотой рассказа, 282 и акты диакона Евпла, скончавшегося мученически в г. Катанке в Сицилии, отличающиеся точностью хронологии. 283 О суровости гонения в Галлии свидетельствуют акты Рогациана и Донациана, пострадавших в Нанте. 284 Содержание актов таково: Рогациан и Донациан были братья, они были брошены в темницу, один из них, впрочем, еще не был крещен, именно старший Рогациан. В тюрьме братья молят Бога, чтобы он попустил вместо воды крещения креститься Рогациану кровью мученическою. Оба они были потом обезглавлены. О гонении в Испании свидетельствуют акты Винцентия, диакона в Сарогоссе. 285 Рассказ актов следующий: проконсул Дациан потребовал к себе на суд епископа Валерия и диакона Винцентия, отличавшегося даром красноречия и бывшего проповедником в христианских собраниях. Валерий епископ, как человек не красноречивый, просил Винцентия произнести за него исповедание христианское на суде. Винцентий это и исполнил. Епископ был сослан в ссылку, а Винцентий после многих тяжких мучений скончался в тюрьме. Особенно много актов мученических из времени управления Максимиана дошло до нас из церквей африканских, где гонение было принято христианами с особенным одушевлением. До нас сохранились несомненно подлинные акты пресвитера Сатурнина и прочих мучеников. 286 Дело происходит в Нумидии. Целая толпа христиан схвачена во время богослужения в доме пресвитера Сатурнина и представлена на суд проконсула (в Карфагене). Многие из них потом поплатились жизнью за свое исповедание. Акты относятся к обстоятельствам исполнения первого Диоклетианова указа; именно проконсул говорит Сатурнину: почему ты делаешь церковные собрания, когда это запрещено? Имеешь ли ты Священное Писание ? Эти черты указывают на 303 год. Такого же характера и акты епископа африканского Феликса, в Тибиуре. 287 Проконсул требует от него, чтобы он выдал книги Священного Писания , Феликс отказался.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

283 Под таким именем в древних народных сказаниях известен жрец бога Аполлона, в жизни которого внесено много разных легендарных похождений чудодейственного свойства Даты жизни Авариса неизвестны. 284 Гермотим из Клазомен в Малой Азии. 285 У греков, египтян и римлян трупы умерших людей почитались нечистыми и прикосновение к ним признавалось осквернением. Это верование сохранилось и до сих пор у иудеев (Деллингер ludenthum, S. 198:379, 431:540). 286 т. е. в храме Антинополя. 287 ακολοθως τ ν τ λγειν (по варианту у Гюйэ — ν τ λγω ) τεραστις πιστικ διναμει . 288 т. е. просвещенные христиане, могущие возвышаться до степени разумного постижения истины веры. 289 π τν εδτα θεν τας ατας τν καστω μεμερισμνων πιδημοντ τ βω τν ανθρπων . 290 φλτρον , собственно, средство, возбуждающее любовь. 291 т. е. учение о любви как основе религиозных отношений человека к Богу. 292 т. е. ранее ее данные Творцом. 293 τν απ το ταφου , человека от гроба, т. е. положенного в гроб. 294 Callimachus, Hymn, in lovem V, 8. 9. 295 Ibid, V, 10. 296 Ibid, V, 6—8. 297 νπιος , юноша, в данном случае — человек, одаренный юношеским умом, мало развитый в умственном и нравственном отношениях. 298 Совершенно такое же возражение против христиан делает Лукиан в соч. «Смерть Перегрина» (12 и сл.); ср. у Минуция Феликса «Октавий». 299 Сава, или Шеба — страна на юге Аравии. 300 т. е. даров — мудрости ( σοφας ) и знания ( γνσεως ). 301 имеются в виду проповедники христианства и вообще христиане. 302 Киническая школа была основана Антисфеном Афинянином (жил около 400 г. до Р. X.), вначале учеником Георгиаса, а позднее Сократа, после смерти которого он и основал особую школу-гимназию в Киносаргосе (местность около Афин с храмом Иракла) для обучения незаконнорожденных детей афинян. Отсюда и самое название школы — киническая. 303 т. е. таинства крещения. 304 т. е. испытуемых первого и второго разрядов. 305 απελανουσι το κοινο , собственно: изгонять из общины. 306 κατ αρχας — сначала, первоначально. Имеются в виду верующие, с самого начального момента своего вступления в общину обнаружившие непреклонность веры и устойчивость нравственной жизни, в противоположность людям слабым, колеблющимся, неустойчивым в вере и жизни по заветам Христа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3777...

282. Daniel Dennett, Kinds of Minds, London: Phoenix 1996, p. 197. 283. Dennett, op.cit., p. 198. 284. Jameson, op.cit., p. 99. 285. В оригинале использован глагол «blesh» от blend (смешивать) и mesh (сплетать). 286. Итак умрем, чтобы не разлучаться (нем.) — Прим. ред. 287. Цит. по: Susan Buck-Morss, Dreamworld and Catastrophe, p. 144. 288. Цит. по: Susan Buck-Morss, op.cit., p. 144. 289. Имеется в виду аргумент о пользе веры в Бога, сформулированный Блезом Паскалем в «Мыслях» (1657–1658). Суть его сводится к тому, что если Бога нет, мы ничего не теряем, если он есть, мы приобретаем вечную жизнь. Из чего следует, что верить в Бога оказывается полезнее, чем не верить в него. — Прим. ред. 290. Основные сведения можно найти на сайте: en.wikipedia.org/wiki/The_Third_Wave. 291. Роман английского писателя Уильяма Голдинга (1911–1993). — Прим. ред. 292. Adorno, T. W., Frenkel-Brunswik, E., Levinson, D. J., and Sanford, R. N., The Authoritarian Personality. New York: Harper and Row 1950. 293. Juergen Habermas, The Philosophical Discourse of Modernity, Cambridge: The MIT Press 1990. 294. Цит. по: Эмили Бронте. Грозовой Перевал. М.: Известия, 1960. С. 97. 295. Цит. по: Гилберт Кит Честертон. Ортодоксия//Гилберт Кит Честертон. Вечный Человек. М.: Политиздат, 1991. С. 460–461. 296. Цит. по: Апокрифы древних христиан. М.: Мысль, 1989. С. 252. 297. Пер. Г.Ф. Церетели. Цит. по: Эллинские поэты. М.: Ладомир, 1999. С. 245–246. 298. Перевод Ф.Ф. Зелинского. Цит. по: Софокл. Драмы. М.: Наука, 1990. С. 136. 299. Там же. С. 168. 300. Гай Юлий Гигин — римский писатель эпохи Октавиана Августа. См. по русс. изд.: Гигин. Мифы/Пер. Д.О. Торшилова. СПб: Алетейя, 2000. — Прим. ред. 301. Спартами в мифах назывались первые жители Фив, рожденные от зубов дракона. — Прим. перев. 302. Jasager — «Тот, кто говорит «да»»; Neinsager — «Тот, кто говорит «нет»». Оперы, либретто к которым написал Бертольт Брехт. — Прим. перев. 303. См.: Jonathan Littell, The Kindly Ones, New York: Harper Book Club 2009. 304. Примо Леви (1919–1987) — итальянский писатель. В годы Второй мировой войны был узником Освенцима. — Прим. перев.

http://predanie.ru/book/220964-razmyshle...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010