в ЖМП//Митр. Никодим и Всеправославное единство/Сост.: прот. В. Сорокин. СПб., 2008. С. 12-79; Власть и Церковь в Вост. Европе (1944-1953): Док-ты рос. архивов. М., 2009. 2 т.; Ιστορα της Ορθοδοξας. Αθνα, 2009. Τ. 7: Οι Ορθδοξες Εκκλησες τον 20ο αινα/Επιμ. Ι. Πτρου, Χρ. Σταμολης, Ι. Κουρεμπλες; Православие в Эстонии: Исслед. и док-ты/Ред.: прот. Н. Балашов, С. Л. Кравец. М., 2010. 2 т.; Μμαλος Γ.-Σ. Το Πατριαρχεο Κωνσταντινουπλεως κατ την περοδο 1918-1972: Διεθνς πολιτικ και οικουμενικς προσανατολισμς. Αθνα, 2011; Μελτων (Καρς), μητρ. Η Ιερ Πορεα Αγπης, Ερνης κα Εντητος το Οκουμενικο Πατριρχου Δημητρου. Θεσσαλονκη, 2012. 3 τ. Прот. Николай Балашов, свящ. Михаил Асмус, С. А. Монахов Список патриархов Епископы Византия (До свт. Митрофана все даты условные)Св. ап. Андрей Первозванный; ап. Стахий (38-54); Онисим (54-68); Поликарп I (71-89); Плутарх (89-105); Седекион (105-114); Диоген (114-129); Елевферий (129-136); Феликс (136-141); Поликарп II (141-144); Афинодор (Афиноген; 144-148); Евзоий (148-154); Лаврентий (154-166); Алипий (Олимпий; 166-169); Пертинакс (169-187); Олимпиан (187-198); Марк (198-211); Филадельф (ок. 211 - ок. 217); Кириак (Кириллиан; 217-230); Кастин (Константин; 230-237); Евгений (Тит; 240-265); Дометий (272); Руфин (284-293); Пров (303-315); свт. Митрофан (ок. 306/307 - 4.06.313/314). Архиепископы Константинополя Свт. Александр (313/314 - 08.337); свт. Павел Исповедник (08.337 - 338/339, кон. 341 - нач. 342, 346/348 - кон. 351); Евсевий Никомедийский (338/339 - кон. 341; арианин); Македоний I (нач. 342-346/348, кон. 351 - 27.01.360; арианин); Евдоксий (27.01.360 - апр. 370; арианин); Пимений (кон. 360-х; арианин); Флорентий (кон. 360-х, арианин); Демофил (апр. 370 - 26.11.380; арианин); Евагрий (ок. 370); свт. Григорий I Богослов (ок. 379 - 06.381); Максим Киник (380); свт. Нектарий (06.381 - 26.09.397); свт. Иоанн I Златоуст (26.02.398 - 20.06.404); свт. Арсакий (24.06.404 - 11.11.405); свт. Аттик (03.406 - 10.10.425); Сисиний I (28.02.426 - 24.12.427); Несторий (10.04.

http://pravenc.ru/text/2057124.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance 23 октября Преподобного Амвросия Оптинского (1891). Мучеников Евлампия и Евлампии (303-311). Святителя Иннокентия, епископа Пензенского (1819). Мученика Феотекна (ок. 284-305). Преподобного Вассиана, чудотворца (V). 22.10.2013 31 октября Строгий пост. Апостола и евангелиста Луки (I). Обретение мощей преподобного Иосифа, игумена Волоцкого, чудотворца (1515). Мученика Марина Тарсийского (IV). Преподобного Иулиана Пустынника (IV). Преставление великомученицы Златы (Хрисы) (1795). 22.05.2012 30 октября Мучеников бессребреников Космы и Дамиана, Аравийских, и братий их мучеников Леонтия, Анфима и Евтропия (287 или 303). Пророка Осии (820 до Р.Х.). Преподобномученика Андрея Критского (767). Перенесение мощей праведного Лазаря Четверодневного, епископа Китийского (898). Преподобного Антония Леохновского, Новгородского (1611). 22.05.2012 29 октября Строгий пост. Мученика Лонгина сотника, иже при Кресте Господни (I). Преподобного Лонгина, вратаря Печерского (XIII-XIV). Преподобного Лонгина Яренгского (1544-1545). Святого Георгия исповедника, пресвитера (1931). 22.05.2012 28 октября Иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» (XIX). Преподобного Евфимия Нового, Солунского (889). Преподобномученика Лукиана, пресвитера Антиохийского (312). Мучеников Сарвила и Вевеи Едесских (ок. 98-117). Святителя Савина, епископа Катанского (760). 22.05.2012 27 октября Преподобной Параскевы-Петки (XI). Мучеников Назария, Гервасия, Протасия, Келсия (54-68). Священномученика Сильвана, пресвитера Газского (IV). Преподобного Николы Святоши (Святослава), князя Черниговского, Печерского чудотворца (1143). 22.05.2012 26 октября Иверской иконы Божьей Матери. Память святых отцев VII Вселенского собора (787). Мучеников Карпа, епископа Фиатрийского, Папилы диакона, Агафодора и мученицы Агафоники (251). Мученика Флорентия (I-II). Мученика Вениамина диакона (421-424). Преподобного Никиты исповедника (ок. 838). 22.05.2012 25 октября

http://foma.ru/calendar/10

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕЛЕВФЕРИЙ НИКОМИДИЙСКИЙ [греч. Ελευθριος; лат. Eleutherius; сир.  ] († 303), мч. (пам. зап. 2 окт.), первым пострадавший в Никомидии после издания имп. Диоклетианом (284-305) указа о гонении на христиан. Церковное предание отождествляет Е. Н. с христианином, о котором рассказывает Евсевий Кесарийский (IV в.): в Никомидии был некий муж самого высокого звания, «движимый горячей ревностью по Боге», он сорвал со стены указ императора о гонении на христиан и порвал его. За это он был подвергнут различным пыткам, к-рые перенес с величайшим мужеством ( Euseb. Hist. eccl. VIII 5). Лактанций (ок. 250-330), так же как и Евсевий, сообщает об этом событии, не называя имени мученика и добавляет, что тот человек высмеивал мнимые победы имп. Диоклетиана над готами и сарматами, за что был схвачен, подвергнут пыткам огнем и принял смерть на костре ( Lact. De mort. persecut. 13). Имя Е. Н. появляется в лат. переводе «Церковной истории» Евсевия Кесарийского, сделанном Руфином Аквилейским (ок. 345-410) в нач. V в., на основании которого Адон Вьеннский (IX в.) составил жизнеописание этого святого. Древность почитания Е. Н. зафиксирована в Сирийском Мартирологе 411 г. и в Мартирологе блж. Иеронима (1-я пол. V), где говорится о существовании его Мученических актов. Возможно, редактор имел в виду главы «Церковной истории» Евсевия-Руфина, поскольку сами акты неизвестны. По крайней мере их не было уже в IX в., когда Флор Лионский , составивший свой Мартиролог незадолго до Адона, ограничился воспроизведением заметки о Е. Н. из Мартиролога блж. Иеронима. Кард. Цезарь Бароний поместил в Римском Мартирологе под 2 окт. память Е. Н., к-рый назван воином, пострадавшим в Никомидии в начале гонения (303) при имп. Диоклетиане среди проч. христиан, придворных и евнухов, обвиненных в поджоге имп. дворца. По мнению нек-рых исследователей ( Delehaye. Origines. P. 148), рассказ в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского относится к мч. Евефию, к-рый упоминается в Сирийском Мартирологе в числе др. Никомидийских мучеников под 24 февр. (Un Martyrologe et douze Ménologes Syriac//PO. 1912. T. 10. Fasc. 1. P. 13). Ист.: ActaSS. Oct. T. 2. P. 321-323; MartRom. P. 430; MartHieron. Comment. P. 538; Un Martyrologe et douze Ménologes Syriac/Ed. F. Nau//PO. 1912. T. 10. Fasc. 1. P. 21. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 632, 686; Gaiffier B., de. Palatins et Eunuques dans quelques documents hagiographiques//AnBoll. 1957. T. 75. P. 17-47; Aubert R. Éleuthère (5)//DHGE. T. 15. Col. 147. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/189729.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Священномученик Гермоген (Долганов) Когда-то, будучи ректором Тифлисской духовной семинарии, именно этот человек исключил из числа студентов юного Иосифа Джугашвили, впоследствии всесильного Сталина… 25.06.2012 22.05.2012 29 июня Неделя 3-я по Пятидесятнице. Отдание праздника Пятидесятницы. Свт. Тихона, еп. Амафунтского (425). Прп. Моисея Оптинского (1862). Перенесение мощей свт. Феофана, Затворника Вышенского (2002). ДАЛЕЕ 22.05.2012 28 июня Седмица 3-я по Пятидесятнице. Прор. Амоса (VIII до Р.Х.). Свт. Ионы, митр. Московского, всея России чудотворца (1461). Иеронима Блаженного,Стридонского (419-420). Августина Блаженного, еп. Иппонийского (430). ДАЛЕЕ 22.05.2012 27 июня Седмица 3-я по Пятидесятнице. Прор. Елисея (IX до Р.Х.). Свт. Мефодия, патриарха Константинопольского (846). Блгв. кн. Мстислава Храброго, во св. Крещении Георгия, Новгородского (1180). ДАЛЕЕ 22.05.2012 26 июня Седмица 3-я по Пятидесятнице. Мц. Акилины (293). Прп. Александры Дивеевской (1789). Свт. Трифиллия, еп. Левкусии Кипрской (ок. 370). Мц. Антонины (ок. 284-305). ДАЛЕЕ 22.05.2012 25 июня Седмица 3-я по Пятидесятнице. Прп. Онуфрия Великого (IV). Прп. Петра Афонского (734). Обретение мощей (1650) и второе прославление (1909) блгв. вел. кн. Анны Кашинской. ДАЛЕЕ 22.05.2012 24 июня Седмица 3-я по Пятидесятнице. Апостолов Варфоломея и Варнавы (I). 222 китайских новомучеников убиенных при Боксерском восстании в 1900 году (РПЦЗ). ДАЛЕЕ 22.05.2012 23 июня Седмица 3-я по Пятидесятнице. Сщмч. Тимофея, еп. Прусского (ок. 361-363). Обретение мощей свт. Василия, еп. Рязанского (1609). Свт. Иоанна, митр. Тобольского (1715). ДАЛЕЕ 22.05.2012 22 июня Неделя 2-я по Пятидесятнице. Всех святых Земли Русской. Свт. Кирилла, архиеп. Александрийского (444). Прп. Кирилла, игумена Белоезерского (1427). Прав. Алексия Московского (1923). ДАЛЕЕ 22.05.2012 21 июня Седмица 2-я по Пятидесятнице. Вмч. Феодора Стратилата (319). Прп. Ефрема, Патриарха Антиохийского (545). Прп. Зосимы Финикийского (VI). Свт. Феодора, еп. Суздальского (ок. 1023). ДАЛЕЕ 22.05.2012 20 июня Седмица 2-я по Пятидесятнице. Сщмч. Феодота Анкирского (303). Прп. Давида Гареджийского (VI-VII). Сщмч. Маркеллина, папы Римского, и мчч. Клавдия, Кирина и Антонина (304). ДАЛЕЕ 22.05.2012 Загрузить ещё © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/calendar/6

12. Святителей Епифания, епископа Кипрскаго (403), и Германа, патриарха Константинопольскаго (740). Прославление священномученика Ермогена, патриарха Московскаго и всея России (1913). Преподобнаго Дионисия Радонежскаго (1633). Святителей Савина, архиепископа Кипрскаго, и Полувия, епископа Ринокирскаго (V). 13. Мученицы Гликерии девы и с нею Лаодикия, стража темничнаго (ок. 177). Праведныя Гликерии девы, Новгородския (1522). Преподобномученика Макария, архимандрита Каневскаго, Переяславскаго чудотворца (1678). Мученика Александра Римскаго (284–305). Святителя Павсикакия, епископа Синадскаго (VI– VII). Святаго Георгия исповедника с супругою Ириною и чадами (IX). Преподобнаго Евфимия Иверскаго (1028) (груз.). Преподобных Амфилохия (1452), Макария (1462), Тарасия (1440) и Феодосия Глушицких. 14. Святаго мученика Исидора (251). Блаженнаго Исидора, Христа ради юродиваго, Ростовскаго чудотворца (1474). Преподобнаго Никиты, затворника Печерскаго, епископа Новгородскаго (1108). Мученика Максима (ок. 250). Преподобнаго Серапиона Синдонита (V). Святителя Леонтия, патриарха Иерусалимскаго (1175). Иконы Божия Матери Ярославския (Печерския). 15. Преподобнаго Пахомия Великаго (348). Святителя Исаии, епископа Ростовскаго, чудотворца (1090). Благовернаго царевича Димитрия Угличскаго, Московскаго и всея России чудотворца (1591). Преподобнаго Исаии Печерскаго (1115). Преподобнаго Пахомия Нерехтскаго (1384). Преподобных Евфросина и ученика его Серапиона Псковских (1481). Преподобнаго Ахиллия, епископа Ларисийскаго (IV). 16. Преподобнаго Феодора Освященнаго, ученика святаго Пахомия (368). Преподобнаго Ефрема Перекомскаго, Новгородскаго чудотворца (перенесение мощей, 1545). Преподобных Кассиана (1537) и Лаврентия (1548), Комельских. Святителя Александра, епископа Иерусалимскаго (213–250). Мучеников Вита, Модеста и Крискентии (ок. 303). Блаженныя отроковицы Музы (V). Святителя Георгия, епископа Митиленскаго (IX). 17. Святаго апостола Андроника и святыя Иунии (I). Мученика Николая Болгарскаго (1555).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

У Сурия время страдания его полагается ок. 160 г. Террацына приморский город южнее Рима в 92 верстах от него. По новейшим агиологам (Мюллеру, Штадлеру) они пострадали в Диоклитианово гонение около 300 г. Мощи муч. Кесария почивают в Риме в церкви креста Господня, а честная рука в церкви: Святая святых. Мордвинов стр. 284. 8     Пр. Пелагия. В Деяниях св. (Oct. IV. 246) после исторического исследования тоже житие на латинском языке, что и в славянской минее, т. е. перевод с греческого жития, написанного диаконом илиопольской церкви Иаковом. Оно на греч. языке издано в полном курсе Патрологии Миня. (Т. 116. 907). Диакон Иаков был один из приближенных епископа едесского Нонна, обратившего Пелагию, и был свидетелем глубокого покаяния и блаженной кончины св. Пелагии, как сие видно из всего жития. См. об ней Филарета: Подвижницы восточн. церкви. По его мнению, она умерла не позднее 461 года.     Св. Пелагия девица. Она была ученица священномуч. Лукиана, пресвитера антиохийского, пострадавшего в 312 году. Когда пришли воины, чтобы взять ее; она испросила времени на молитву, переоделась в лучшую одежду, помолилась, бросилась для сохранения девства с самого верху дома и отошла к небесному жениху, будучи почти 15 лет. В Деяниях св. (Jun. II. 154) решается вопрос: может ли она быть причислена к мученицам, так как сама себя лишила жизни, и решается утвердительно. Св. Амвросий поставляет ее в пример мученичества. У св. Златоуста есть об ней два слова (Христ. Чтен. 1864 г. Ч. II. Прилож.) Св. Августин считает ее мученицею (О Граде Божием I. 16). В месяцеслове Василия и других прологах она относится к временам импер. Нумериана, но она кончила жизнь в гонение Диоклитиана в нач. 4 века, как ученица св. Лукиана. У Штадлера кончина ее полагается ок. 303 г. (сн. Ruinart. 206). Память ее праздновалась в Антиохии при Златоусте в январе или декабре пред памятию священномуч. Игнатия. «Недавно предлагала вам с великим радушием пиршество весьма юная и безбрачная отроковица, блаженная мученица Пелагия; сего два опять возобновил праздник ее блаженный и доблестный мученик Игнатий».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Дополнительными источниками для Н. К. К. послужили труды Иосифа Флавия , а также апокрифы (среди них наиболее важны «Иакова Протоевангелие» и «Житие Богородицы» Епифания Монаха, BHG, N 1049). Вторая книга (46 глав) охватывает первое десятилетие апостольской проповеди до гонения Нерона и мученичеств св. апостолов Петра и Павла; изложение по Евсевию Памфилу и Деяниям св. апостолов; использованы апокрифы «Деяния Павла», «Деяния Петра» и др. Эпизод об Успении Богородицы изложен по 2-й гомилии св. Иоанна Дамаскина на Успение (BHG, N 1097). Преимущественное внимание Н. К. К. уделяет истории св. апостолов Иакова, Брата Господня, Петра и Павла; не освещает подробно историю других, в т. ч. важных для К-поля апостолов Андрея, Луки, Иоанна Богослова. Третья книга (37 глав) охватывает столетие после апостольского века (ок. 68 - 169) и почти полностью построена на материале Евсевия. Для рассказа о еп. Клименте Римском использованы «Климентины». Четвертая книга (39 глав) - рассказ о борьбе церковных учителей 2-й пол. II в. против гностицизма. Наряду с Евсевием здесь Н. К. К. использовал труд блж. Феодорита Кирского «Компендиум ересей» и греческий перевод книги блж. Иеронима Стридонского «О знаменитых мужах». Пятая книга (33 главы) посвящена наследию Оригена и истории Декиева гонения; почти полностью построена на материале Евсевия. Шестая книга (37 глав) освещает эпоху от Деция до начала правления Диоклетиана (250-284). Седьмая книга (50 глав) посвящена 1-й четв. IV в., от начала гонения Диоклетиана до объединения Римской империи под властью св. равноап. Константина (ок. 303 - 324); Диоклетиан и Константин как ведущие персонажи этой эпохи противопоставлены друг другу. С т. зр. композиции эта книга также весьма сложна. Среди источников Н. К. К. труды Евсевия перестают играть главную роль. Н. К. К. активно использовал визант. Житие Константина (BHG, N 364; VIII-IX вв.), «Церковную историю» Созомена ; большое число рассказов о мучениках из «Хроники» Георгия Монаха (IX в.) и Синаксаря К-польской ц.

http://pravenc.ru/text/2565538.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАКХЕЙ И АЛФЕЙ Сщмч. Закхей Кесарие-Палестинский. Фрагмент Лицевых святцев. XIX в. (ГИМ) Сщмч. Закхей Кесарие-Палестинский. Фрагмент Лицевых святцев. XIX в. (ГИМ) [греч. Ζακχαος κα Αλφειος (Αλφεις, Αλφαος); сир.    ] († 303), мученики Кесарие-Палестинские (пам. 18 нояб.; пам. греч. 18 дек.; пам. зап. 17 нояб.; пам. сиро-яковитская 17 нояб.). Наиболее полные сведения сохранились в сир. версии соч. Евсевия Кесарийского «О палестинских мучениках» (ок. 411). З. был диаконом церкви г. Гадара , А. происходил из знатной семьи г. Элевтерополь (ныне Бет-Гуврин) и был чтецом и экзорцистом в Кесарии. В 20-й год правления имп. Диоклетиан (284-305) объявил прощение мн. заключенным, но нек-рые христиане все же были подвергнуты жестоким мучениям. З. доставили к городскому судье и пытали, после чего, заковав в колодки, посадили в темницу. Туда же был приведен и А., прогневавший судью тем, что проповедовал среди собравшихся посмотреть на казнь и многих отвратил от идолопоклонства. А. били розгами и раздирали железными крюками, а затем заковали в те же колодки, что и З. Через 3 дня мученики вновь предстали перед судьей и за отказ принести жертвы языческим богам были обезглавлены в 7-й день месяца тишри 2-го (нояб.), согласно греч. тексту Евсевия - 17 нояб. В сиро-яковитском Мартирологе (IX в.) под 17-м числом тишри 2-го отмечена память З. и А., сожженных в Палестине, а в Мартирологе Раббана Слибы (XIV в.) в этот день указана память Залфия (искаженное имя А.). В Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.) и в «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца под 18 нояб. имеется краткое сказание о З. и об А., их память также отмечена под 18 дек. Ист.: BHG, N 1193; BHO, N 45-46; Euseb. De mart. Palaest. P. 123-124; Eusebius of Caesarea. History of the Martyrs in Palestine/Éd., trad. W. Cureton. L.; P., 1861. P. 4-6; Bedjan. Acta. Т. 1. P. 208-214; MartHieron. P. 604-605; MartRom. P. 528; SynCP. Col. 236, 324; Le Martyrologe de Rabban/Éd., trad. P. Peeters//AnBoll. 1908. Т. 27. P. 142 [сир. текст], 167-168 [франц. пер.]; Un Martyrologe et douze ménologes syriaques/Éd. F. Nau. P., 1912. P. 48. (PO; T. 10. Fasc. 1. N 46); ЖСв. Нояб. С. 492; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 2. Σ. 134-135, 353.

http://pravenc.ru/text/182531.html

Мф. 5, 3 .- Ред. СокрАт (ок. 470–399 до н. э.) – древнегреческий философ. Цель его философии – самопознание как путь к достижению истинного блага; добродетель есть знание, или мудрость. Для последующих эпох Сократ стал воплощением мудрости.- Ред. Мф. 5, 4 .- Ред. Мф. 5, 5 .- Ред. Мф. 5, 6 .- Ред. Мф. 5, 7 .- Ред. Мф. 5, 8 .- Ред. Мф. 5, 9 .- Ред. Мф. 5, 10 .- Ред. Память великомученика Георгия Победоносца совершается 23 апреля (6 мая).- Ред. ДиоклетиАн (Diocletianus) (243 – между 313 и 316) – римский император в 284–305 гг. Провел значительные реформы, стабилизировавшие положение империи. Под влиянием одного из своих соправителей, Галерия, возобновил жестокое гонение на христиан в 303–304 гг.- Ред. ИзженУт (церковнослав.) – преследуют.- Ред . Мф. 5, 11 .- Ред. Настоящий урок удобнее всего вести в форме беседы не в классе, а возле храма и в самом храме. Этим путем может быть достигнута наибольшая степень наглядности и плодотворности урока. Затруднение в этом отношении может встретиться при занятиях с учениками не сельской, а деревенской школы. В последнем случае необходимость может заставить вести настоящую беседу при помощи картин. Для усвоения беседы учащимися в первом случае повторение ее делается в классе при помощи Символическое толкование купола, равно и числа куполов, туманно и натянуто, да и самые купола на церквах появились не ранее XII b. Пуд – русская мера веса, равен 16,38 кг.- Ред. Оба эти слова русские, но для объяснения трудны, а само объяснение не имеет никакого воспитательного значения. При сообщении названий частей храма нами намеренно в некоторых случаях употребляется вместо творительного падежа именительный, для большей ясности произношения незнакомых детям слов. Память апостола от 70-ти, первомученика и архидиакона Стефана совершается 27 декабря (9 января).- Ред. Пока указываются только службы более или менее знакомые детям. По нашему мнению, законоучитель не погрешит, если откроет царские врата, надев на себя епитрахиль. Через царские врата и девочки-ученицы могут ознакомиться с устройством алтаря. Ради них можно вынести из алтаря и священные сосуды.

http://azbyka.ru/deti/uroki-zakona-bozhi...

1 Евсевий, сын Памфила ок.260—339 — один из отцов церкви, родоначальник жанра церковной историографии. Епископ Кесарии с 313 г. Выражение «сын Памфила» следует понимать фигурально: Памфил был не отцом, а учителем и покровителем Евсевия. 2 Гонения при Цезаре Гае Аврелии Валерии Диоклетиане Августе 284—305 , начавшиеся в 303 г. Они продолжались и при его преемниках до 311 г. 3 «Похвале Константину» и «Жизни Константина». 4 Последняя Десятая книга «Церковной истории» Евсевия Кесарийского заканчивается описанием победы Константина Великого, правившего Западом, над императором Востока Лицинием в 323—324 гг. 5 Диоклетиан и его соправитель Цезарь Марк Аврелий Валерий Максимиан Август по прозвищу Геркулий «происходящий от Геркулеса» , император Запада 286—293 и тетрарх Италии, Испании и Африки 293—305 , отреклись от власти 1 мая 305 г. Империя была разделена между переведенными в ранг августов цезарями Гаем Галерием Валерием Максимианом, тетрархом балканских провинций без Фракии 293—305 , ставшим императором Иллирии, Азии и Востока 305—311 , и Марком Флавием Валерием Констанцией Хлором, тетрархом Галлии и Британии 293—305 , ставшим императором Галлии, Италии и Африки 305—306 . Галерий при отречении Диоклетиана и Максимиана добился назначения цезарями Флавия Валерия Севера, будущего императора Запада 306—307 , и своего племянника Максимина Дазы, будущего императора Египта и Сирии 309—313 . 6 Первый год двести семьдесят первой олимпиады — 304 г. Констанций же умер во время похода в Британию в Эбораке совр. Йорк 25 июля 306 г. 7 Гай Флавий Валерий Константин 272—337 стал цезарем Британии и Галлии, получив власть из рук умирающего отца и поддержанный легионами западной армии, несмотря на недовольство Галерия, который передал титул августа Запада, вакантный после смерти Констанция Хлора, цезарю Флавию Северу. Титул августа Константин получил 31 марта 307 г. от вернувшегося к власти Масимиана Геркулия. 8 Марк Аврелий Валерий Максенций, сын Максимиана Геркулия и зять Галерия, был провозглашен цезарем в Риме 28 октября 306 г. В 307 г. он стал августом Италии, Испании и Африки и оставался им до своей гибели 28 октября 312г.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3952...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010