228 Фабиан был епископом Рима в 236–250 гг. Известно, что он разделил римскую христианскую общину на семь округов, во главе которых поставил диаконов. Фабиан стал одной из первых жертв гонения Деция. 229 Александр, будучи глубоким стариком, был арестован, препровожден в Кесарию Палестинскую и посажен в тюрьму, где и умер в 251 г. Вавила был епископом Антиохии в 238–250 гг. По преданию, он запретил императору Децию, который уже начал гонения, войти в христианский храм, где шло богослужение. На следующий день Вавила был арестован и вскоре казнен вместе с тремя своими учениками – Урбаном, Прилидианом и Епполонием. 230 Требониан Галл (206–253 гг.) был сенатором в Перузии, а в 245 г. стал консулом, в 250–251 гг. – наместник в Мезии. После смерти Деция Галл был провозглашен императором (в июне 251 г.). Он вел войну с готами и персами на Востоке. В борьбе с претендентом на престол он потерпел поражение и был убит. Волузиан был его соправителем в 252–253 гг. В Мезии поднял восстание Эмилий Эмилиан. Галл и Волузиан выступили против него, но в Интерамне (город в Умбрии) оба были убиты. 231 Аммоний Сак (175–242 гг.) был знаменитым философом, основателем школы неоплатонизма и учителем Плотина. Он родился в христианской семье, но увлекся философией и вернулся в язычество. Под его именем сохранилась «Гармония Евангелий, или Диатессерон», в котором автор делил Евангелия на разделы, известные под названием Аммониевых секций. 232 Порфирий Тирский (232/233–после 301 г.). Его настоящее имя Мелх, в возрасте 30 лет он оказался в Риме, где и стал учеником Плотина. Порфирий был противником христианства (об этом свидетельствует известное под его именем произведение «Против христиан», которое в 448 г. христиане сожгли). Однако некоторые авторы, к которым относится и Иероним, считали, что Порфирий одно время был христианином, а историк Сократ пишет, что Порфирий перестал быть христианином, когда обозлился из-за несправедливых обвинений в его адрес со стороны некоторых христиан в Кесарии. Порфирий был автором 77 сочинений. Скорее всего, Аммония он упоминал в «Жизнеописании Плотина», который был учителем Плотина, либо в сочинении «Против христиан».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Арх.: ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 180, 324, 483, 634, 894. Лит.: Никодим (Лебедев), архим. Описание иркутского Вознесенского первокл. муж. мон-ря, составленное на основании монастырских актов. СПб., 1840; Громов П. В., прот. Начало христианства в Иркутске и св. Иннокентий, 1-й еп. Иркутский: его служение, управление, кончина, чудеса и прославление. Иркутск, 1868; Парфений (Попов), архиеп. Сведения об Иркутском отделении духовной миссии за 1866 г.//Тр. правосл. миссий Вост. Сибири. Иркутск, 1883. Т. 1: 1862-1867 гг. С. 250-316; Большаков Д. Краткий очерк правосл. миссионерства по Иркутской епархии с 1861 по 1873 гг.//Там же. 1884. Т. 2: 1868-1872 гг. С. 550-555; Мелетий (Якимов), еп. Иркутская духовная миссия в 1875 г.//Там же. 1885. Т. 3: 1873-1877 гг. С. 306-362; Корелин В., прот. Сведения об иркутском Знаменском жен. мон-ре, почерпнутые из описи означенного мон-ря, составленной в 1764 г.//Иркутские ЕВ. 1890. Приб. 14. С. 1-7; 15. С. 1-8; 17. С. 1-5; 20. С. 1-7; 21. С. 1-8; 24. С. 1-6; 25. С. 1-5; 26. С. 1-4; 27. С. 10-12; Флоренсов В. Н., свящ. Из истории переводческого дела в Иркутской епархии. Иркутск, 1908; Иркутская летопись. Иркутск, 1911-1914. 2 т. (Тр. Вост.-Сиб. отд. РГО; 5, 8); Варфоломей (Городцов), архиеп. Сибирские святители-чудотворцы: Свт. Иннокентий, 1-й Иркутский еп.//ЖМП. 1948. 2. С. 31-39; 3. С. 26-30; он же. Свт. Софроний, еп. Иркутский. Из жизни епархий: Иркутская епархия//Там же. 1952. 12. С. 48; 1958. 7. С. 12; 1981. 2. С. 25; 1982. 5, 6, 10, 12; 1983. 9. С. 22; Просвирнин А., прот. Свт. Софроний, еп. Иркутский, всея Сибири чудотворец//ЖМП. 1971. 9. С. 67-78; Копылов А. Н. Очерки культурной жизни Сибири XVII - нач. XIX в. Новосиб., 1974; Соколов Н., прот., Пивоваров Б., протодиак. Краткий очерк истории Иркутской епархии (в связи с 250-летием)//ЖМП. 1977. 12. С. 58-65; Серапион (Фадеев), архиеп. Празднование 250-летия Иркутской епархии//Там же. С. 10-13; Иркутские иконы: Кат./Сост., вступ. ст.: Т. А. Крючкова. М., 1991; Яковлев Г., свящ., Сирин А.

http://pravenc.ru/text/674055.html

2. Иверы — нынешние грузины. Савроматы или сарматы жили по соседству с иверами от Кавказа и Каспийского моря и далее на восток; арабы — на Аравийском полуострове. 3. Блаженная кончина святого мученика последовала около 107 года или 115 года, в то время когда император Траян находился со своими войсками на востоке. 1. Пустыня Ермопольская находилась в Египте и получила свое наименование от древнеегипетского города Ермополя. 2. Здесь разумеется священник Захария, отец св. Иоанна Предтечи. См. Лк.1:11-22. 3. Жил и скончался в VI в. 1. Декий — жестокий гонитель христиан; царствовал с 249 по 251 г. 2. Александрия — знаменитый по своей образованности, политическому значению и торговле город, основанный Александром Великим в Египте около 333 г. до Р.Х. 3. Св. Фабиан — папа римский в 236-250 гг. 4. Св. Александр — патриарх Александрийский в 212-250 гг. 1. В некоторых древних месяцесловах (имп. Василия и других) вместо «Максимиан» стоит «Максим». Полагают, что это был Нумерий Максим, состоявший правителем Киликии в 304 г. 2. В месяцеслове имп. Василия место рождения мученика Созонта названо Ликиею, в Прологе, как и в Четьих-Минеях, Ликаонией; по актам мученическим это — Киликия, где был приморский город Помпеополь, в древности Солы. 3. По греческому синаксарю святогорца Никодима страдания и смерть св. мученика Созонта последовали в 288 году. По другим известиям, это происходило около 304 года. 1. Сей святой Игнатий Богоносец, ученик Евангелиста Иоанна Богослова, с 68 года по Рождестве Христове был епископам Антиохийским, скончался мученическою смертью в гонение императора Траяна в 107 году. Он написал семь догматических посланий к разным христианским церквам. 2. Никифор Каллист. 3. Мартирологи, или мученические акты — это сборник древнейших известий о страданиях мучеников. Началом и первыми основаниями мученических актов являются известия о допросах, осуждении и казни мучеников языческим начальством. Со времени гонения римского императора Деция Траяна (250 года по Р.Х.) стали вести в Риме и в других местностях формальные церковные акты о судьбе мучеников, но от них до нас дошли лишь незначительные отрывки.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Приложение VIII. Алфавитный указатель имен лиц и мест, упоминаемых в письмах блаж. Феодорита. Аарон, ветхоз. первосвященник: 128. 162 Абундий, епископ Команский: 181 Аввакум, пророк: 145 Август, келарь: 151 Авессалом, сын Давида: 133. 249 Авив, епископ Долихийский: 248. 249. 250 Авраамий, хорепископ: 113. 116. 117 Авраам, ветхоз. патриарх: 25. 29. 104. 113. CXIII. 116. 127. 130. 145. 151. 181. 223. 229. Аврам: 10. Агапит, пресвитер; 183. 223. Аетий, пресвитер: 221. Акакий, диакон: 255. 256. Акакий, епископ Верийский: 75. 110. 112. 149. 178. 233. 235. 266. Акакий, епископ Мелитинский: 164. Акилин, епископ (Вивлосский): 181. 248. 250. Александрия, город: 82. 85. 86. LXXXVI. 113. 114. 149. 235. 248. Александр, епископ Александрийский: 83. 145. 151. Александр, епископ Амасийский: 268. Александр, епископ Антиохийский: 110. Александр, епископ Апамийский: 263. Александр, епископ Ирапольский: 233. 234. 242. 248. 250. 258. 261. 262. 268. Алипий, экзарх: 113. 116. 117. Алкиной: 30. 205. Алфий, епископ: 232. Амалик: 127. 128. Амвросий, епископ Медиоланский: 145. 151. 167. 170. Амфилохий, епископ Иконийский: 145. 151. Анастасий, пресвитер Верийский: 133. Андрей, епископ Самосатский: 233. 234. 238. 242. 243. Анна, мать Самуила: 223. Антиохия сирийская, город на р. Оронт: 79. 80. 81. 82. 83. 86. LXXXVI. 112. 113. 119. 147. 165. 208. 234. 237. 238. 243. 249. 253. 260. 264. 267. Апамия, город: 119. 152. 175. 253. 254. Аполлинарий, епископ Лаодикийский: 82. 104. 112. 113. 143. 145. 147. 150. 151. 152. 153. 157. 161. 167. 168. 170. 177. 234. 266. 268. Апрингий, епископ Халкидский: 149. 163. 165. 268. Аравия: 166. Аристолай, трибун: 177. 233. Аристофан: 228. Арий: 21. 81. 82. 83. 99. 104. 112. 113. 116. 143. 145. 151. 152. 161. 167. 168. 170. 177. 266. Аркадий, епископ западный: 263. Армовий (еретик): 145. Архей, местечко: 221. Архелай, епископ: 149. Асия, Асийцы: 161. 162. 167. 264. Аттик, епископ Константинопольский: 145. 151. Африка: 32. 33. 34. 168. 201. Ахав, царь Израильский: 135.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

На этот же конец, пусть при царице будут находиться искусные священники, которые должны указывать суть дела, соображаясь с течением времени, письменно и словесно, отнюдь не преувеличивая ничего; из них один пусть будет грекоуниат, а то хоть и два. Следует призвать ученых, хотя бы светских, для учреждаемых семинарий, чтоб учили философии; следует отправить под каким-либо иным предлогом молодых людей учиться в Вильну или же туда, где вовсе нет схизматиков, напр. в Италию, в Рим, в греческую семинарию; а равно хорошо было бы, если б господа поляки набрали с собою здешней молодежи и отдали в Польше учиться отцам иезуитам. Такие воспитанники могли бы много уступить, будучи одного языка и одной нации с москвитянами, да и господам полякам это великая заслуга. Немедленно надобно построить костел или монастырь в Москве ради царицы и находящихся там поляков, а московитянам не следует запрещать слушать наше богослужение, тем более что у них еретикам дозволено иметь свой собор. Но паче всего надлежит следить за ходом настоящего предприятия возвратить царю потерянное государство; если та же сила, которая возвратит ему государство, будет охранять его особу, то вот и готово основание для унии, особенно когда государю необходимо будет утвердить свою власть, а на это потребна уния, как сказано. Этот проект находится в рукописи позднего списка в Библиотеке Красинских. 100 От 23 марта 1609 (Собр. госуд. грам. и дог., II. 359). Ранее того есть ее письмо от 26 января 1609. (ibid. 353) 103 В дневнике Сапеги так пересчитывают отделы войска, пошедшего под Троицу: Два корнета, казаков по сту в каждом. Хоругвь казацкая, полк Буиавского 100 конных. Сотня пехоты голубой (одежды). 120 конных пятигорских Дзевалтовского. Пана Мирского 100 конных, Пана Колецкого 150 конных. Две хоругви пехоты по 250 (красной). Полк гусаров под двумя хоругвями 250 конных. Пятигорцев 200 конных. Казаков под двумя хоругвями 250 конных. Лисовский с москвитянами 6000. Полк Яроша Стравинского, копейники 500 конных. Полк Марка Валамовского 700 конных.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Практика экзорцизма у иудеев во времена Иосифа Флавия О распространении практики экзорцизма в иудаизме среди поздних современников Иисуса Христа часто приводят слова Иосифа Флавия, который считал, что «вхождение в общение с демонами» очень сильно процветало в иудейском обществе. Оно заключалось в «заклинаниях» и «волшебных формулах», «с помощью которых возможно так связать демонов, что они никогда более не рискнут вернуться к людям» . Отсутствие таких заклинаний и волшебных формул у Христа, Который изгонял духов словом (Мф. 8.16), порождали обвинения против Него со стороны фарисеев, что «Он изгоняет бесов не иначе, как силою Веельзевула, князя бесовского» (Мф. 12. 24., и др). Тем не менее одной из центральных тем Евангелия является тема изгнания бесов, царство которых стало находиться «в колебании, так как речь шла о разрушении смерти». Учение о небесных духах и воплощении Логоса у гностиков Для гностиков, воспринимающих Иисуса как человека, в которого во время крещения во Иордане вселился Христос небесный, стояла сложная задача: как объяснить это воплощение, которое произошло без ведома небесных духов? И, конечно, как восприняли Небесные Силы весть о воскресении. Поэтому они выработали сложную систему ангелологии и строения духовных сфер и небес. Оно хорошо описано в «Вознесении пророка Исаии на небо», апокрифическом памятнике, возникшем в иудаизме, самая древняя часть которого датируется первым веком . Иудео-христианскому влиянию «Вознесение» подверглось между восьмидесятыми и девяностыми годами . Окончательное формирование закончилось, по мнению Тиссерена, около 150 года , а по мнению Шарля, к концу III века . Тиссерен считает, что слова апостола Павла из послания к евреям «были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке» (Евр. 11. 37) есть свидетельство знакомства апостола с текстом «Вознесения». Это произведение было очень популярно среди отцов. Его цитировали древние авторы (и памятники) или показывали с ним свое знакомство: Святой Иустин Философ (+ около 165), Тертуллиан (+ около 250), Ориген (185–254), Апокрифические Апостольские акты (около 250), Коммодиан (III век), Деяния Петра (пол. II века), Лактанций (250–325), Потамиос (+366), святой Иларий Пиктавийский (+367), святой Амвросий Медиоланский (340–397), святитель Епифаний Кипрский (315–403), Сулпиций Север (340–397), Пруденций (348–405), святой Иероним Стридонский (346–420) и многие другие. Речь идет о воплощении Слова, все участники событий, кроме пророка Исаии, духи — ангелы и демоны.

http://bogoslov.ru/article/6176142

  100г растительного маргарина, 200г муки, 100г сахара, 50г натертого кокосового ореха (подойдет кокосовая стружка), 2 ст. л. воды с разведенным в ней сухим постным молоком. Вмешать в муку маргарин. Добавить сахар (лучше размельченный в сахарную пудру), кокосовый орех и молоко, вымешивать, пока не станет однородным. Посыпать мукой и раскатать тесто в пласт, нарезать прямоугольниками и положить на противень, смазанный маслом. Выпекать 15 минут в не очень горячей духовке. Остудить. Овсяное печенье   Мука 250 г, сахар 200 г, овсяные хлопья («Геркулес») 250 г, сода 1/2 чайной ложки, лимонная кислота, мед, маргарин 250 г, вода, можно добавить орехи. Из сахара и небольшое количество воды (меньше полустакана) нагреваем до растворения сахара. Овсяные хлопья измельчаем на комбайне, перемешиваем с мукой, а затем растираем с маргарином. Сироп, соду, лимонную кислоту (измельченные орехи) вмешиваем в мучную крошку. Из готового теста формируем небольшие печеньки и помещаем в нагретую духовку минут на 30–40. Христианин видел над нищим Христа и убедился, что милостыня принимается Самим Христом   http://orthlib.ru/other/otechnik/454.html Один человек, живший в Царьграде, был чрезвычайно милостив к нищим. Когда он ходил по городским улицам, за ним всегда следовало множество нищих, и он каждому из них влагал в руки милостыню. Ближайший из его друзей спросил как-то: «Что заставило тебя быть столь милостивым?» Он отвечал: «Когда я, будучи десятилетним отроком, вошел однажды в церковь, от старца, поучавшего народ, услышал, что кто дает нищему, тот свое подаяние влагает в руки Самому Христу. Не поверил я этому и подумал: «Христос теперь на Небе сидит одесную Отца, как же может Он на земле быть и принимать то, что дают нищим?». С такими мыслями возвращаясь домой, я вдруг увидел нищего, над которым был Господь Иисус Христос. Я ужаснулся. И что же затем увидел? Когда один из проходивших подал нищему хлеб, то этот хлеб принял Сам Христос и благословил подавшего. Видя такое чудо, я уверовал, что, действительно, дающий нищему дает Самому Христу, и с тех пор по силе возможности раздаю милостыню». (Прот. В. Гурьев. Пролог. С. 66.)

http://pravmir.ru/vypechka/

Еще до того момента, когда Троиц. 746 была отредактирована и продолжена записями о чудесах Сергия писцом рукописи Троиц. 136, она была использована для составления новой редакции: текст был стилистически переработан и продолжен Сказанием о посмертных чудесах Сергия, выписанным из Четвертой Пахомиевской редакции (Троицкого вида — см. ниже). Эта новая редакция представлена следующими списками: 1) Санкт–Петербургское отделение Института российской истории РАН, ф. 238 (Коллекция Н. П. Лихачева), оп. 1, 161 (л. 14—58) — 70–х годов XV в. Филиграни: Литера Р под цветком (1–й вариант) — типа Брике, 8584 (1452—1461 гг.); Литера Р под цветком (2–й вариант) — типа Брике, 8590 (1450—1451 гг.), 8591 (1452—1465 гг.); Голова быка под стержнем с перекрестием — Брике, 14256 (1469 г.); Корона — Брике, 4646 (1473 г.). 2) ГИМ, собр. Е. В. Барсова, 1414 (л. 1—48 об.) — первая четверть XVI в. Филигрань: Литера Р под розеткой с перечеркнутой ножкой — типа Брике, 8666 (1466—1483 гг.). 3) РГБ, ф. 304/I (Собр. библиотеки Троице–Сергиевой Лавры), 771 (л. 196—266) — 1524 г. Текст переписан троицким монахом Ге–ласием Безсоньевым с двумя помощниками (запись писца на л. 266). Почерк Геласия на л. 196—212 об., 232—244, 244 об. — 250, 250—266. Другим писцом переписан текст на л. 212 об. — 231 об. (но правка рукой Геласия). Третий писец написал несколько строк на л. 244—244 об., 250. 4) РГБ, ф. 37 (Собр. Т. Ф. Большакова), 20 (л. 79—118) — 60–е годы XVI в. Филиграни: Перчатка под звездой — Брике, 11365 (1557 г.); Две литеры G, симметричные друг другу — Брике, 9411 (1568 г.). В этом списке имеются любопытные дополнения исторического характера, ценность которых еще предстоит выяснить. Так, в главе об основании Киржачского монастыря посланники митрополита Алексия Герасим и Павел объявлены архимандритами: Герасим — «Чюдов–ским», Павел — «Богоявленским» (л. 101). В главе об основании Дубен–ского монастыря приводится имя первого игумена — «Никифор» (л. 106 об.; в первой редакции имя игумена отсутствует, во второй, третьей, четвертой редакциях Пахомия и редакции с записью чудес 1449 г., а также в Пространной редакции игумен называется Савва, в пятой Пахомиевской — Роман, в Симеоновской и Никоновской летописях — Леонтий). В главе об Андроникове монастыре основателем обители объявлен не митрополит Алексий, а митрополит Киприан (л. 107), что, конечно, противоречит историческим реалиям.

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

h. е. V, 1, 29. 17). Преемником св. Пофина был св. Ириней (Ερηναος), человек с чисто греческим именем, греческий писатель малоазийского происхождения, очень хорошо помнивший Поликарпа смирнского и в юном возрасте бывший его слушателем (πας τι ν, Euseb. h. e. V, 20, 5–7; 5, 8; IV, 14, 3). Все это говорит, что сношения между Лионом и Малою Азиею в это время были самые живые. А если мы примем во внимание редко допускавшую исключения практику древней церкви, по которой епископ был выбираем из местного клира, то в избрании малоазийца св. Иринея во епископа лионского будем не без основания видеть указание на то, что лионская церковь тогда была еще сравнительно новою и, вероятно, св. Пофин был ее первым епископом. История распространения христианства в Галлии – в восходящем порядке – завершается именами семи епископов, которые посланы были на проповедь в Галлию. Их имена упоминаются в истории Григория турского († 595 г.). Gregor. turon., hist. franc. I, 18: ergo missi sunt: Turonicis (Tours Gatianus episcopus; Arelatensibus (Arles) Trophimus episcopus; Narbonae (Narbonne) Paulus episcopus; Tolosae (Toulouse) Saturninus episcopus; Parisiacis (Paris) Dionysius episcopus; Arvemis (Clermont в Auvergne) Stremonius episcopus; Lemovicis (limoges) Martialis est destinatus episcopus». Лица, желающие доказать апостольское происхождение галльской церкви, утверждают, что эти епископы были посланы или самими апостолами или их учениками; при этом Дионисия парижского обыкновенно отожествляют с Дионисием Ареопагитом , а в епископе Трофиме видят спутника ап. Павла. Но Григорий турский против такого воззрения: он предполагает, что миссия семи епископов падает на 250 год. Решающим авторитетом являются подлинные мученические акты Сатурнина, епископа тулузского, скончавшегося мученически sub Decio et Grato consulibus, т. e. в 250 г. Сохранилось предание, что он был первым епископом тулузским и по консульской дате – в 250 г. Таким образом, приходится выбирать между веком апостольским и первою половиною III века.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Однако ж его преосвященство почему-то не был в церкви. 20-го ч. послал я причту села Гориц Шуйского уезда Влад. еп. 250 рублей сериями, на вечное поминовение родителей и сродников, при следующ. письме: «Так как село Горицы есть место моего рождения и первоначального воспитания и как на кладбище при храме —308— 1865 сего села погребены останки моей родительницы Стефаниды Ивановны и других близких моих родственников, то мне желательно, чтобы в этом храме совершалось вечное поминовение о моих родителях и родственниках. Посему препровождаю при сем к вам, возлюбленные о Христе братия и служители св. храма, 5 билетов серий на сумму 250 р. с тем, чтобы ежегодные проценты по четырем из сих билетов получаемы были за поминовение моих родителей и родственников в пользу причта, а проценты по одному билету в пользу церкви. Самый же капитал оставался бы навсегда неприкосновенным и значился в клировых ведомостях. При сем прилагается список имен для поминовения о здравии и за упокой». О получении этих денег писал мне свящ. села Гориц Александр Невский от 3-го декабря: «Посланные Вашим Преосвященством деньги 250 р. с. священноцерковнослужителям села Гориц Рождества-Богородицкой церкви в вечное поминовение Ваших родителей и родственников получены 30-го ноября. Что воздадим Господу Богу мы, недостойнейшие служители алтаря, за благодеяния и щедроты, посланные Вашим Архипастырским попечением и усердием? Принесем теплые молитвы Господу, положившему в сердце Ваше благое намерение исполнить это святое и вечное воспоминание о Вашем Преосвященстве и родителях Ваших». 22-го ч. писал я в Рим архим. Порфирию, между прочим, в ответ на его письмо от 11-го марта: «Наконец шестилистовое послание Ваше от 12 февр., посланное при письме от 11 марта, облетевши, вероятно, всю Европу, достигло и белокаменной Москвы: я получил оное 2-го сего ноября. 4-го ч., в присутствии А.Н. Муравьева, читал я Ваш отчет первосвятителю. Владыка со вниманием и любопытством выслушал его и поручил мне благодарить Вас за сообщение интересных сведений. В особенности, внимание Его Высокопреосвященства обращено было на следующие предметы, упоминаемые в вашей записке:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010