Кальвинизм , представленный в Н. З. несколькими орг-циями, исповедуют ок. 330,5 тыс. чел. (2013). Пресвитерианская церковь Новой Зеландии (Presbyterian Church of Aotearoa New Zealand), история к-рой восходит к 1840 г., когда в Н. З. прибыли шотл. поселенцы-пресвитериане, насчитывает 22,2 тыс. чел. в 274 приходах (2016). Орг-ция «Реформатские церкви Новой Зеландии», официально основанная в 1953 г. отделившимися от Пресвитерианской церкви Новой Зеландии консервативными нидерландцами, прибывавшими в Н. З. с кон. 40-х гг. XX в., насчитывает ок. 4,6 тыс. чел. (2013) и имеет ок. 20 приходов. Пресвитерианская церковь Новой Зеландии «Благодать» (Grace Presbyterian Church of New Zealand) включает в настоящее время 20 приходов, создана в 2003 г. консервативными пресвитерианскими общинами на основе Евангелической пресвитерианской церкви, возникшей в 1974 г. в Крайстчерче в результате отделения от Пресвитерианской церкви Новой Зеландии. Конгрегациональный союз Новой Зеландии (Congregational Union of New Zealand), основанный в 1840 г. брит. миссионером Барзиллаем Куаифе как Конгрегациональное товарищество (Congregational Fellowship), насчитывает 850 чел. в 15 общинах (2004). В 1947-1963 гг. Конгрегациональный союз Новой Зеландии взял попечение о христ. общинах на Самоа, Островах Кука, Ниуэ (бывш. церкви Лондонского миссионерского об-ва). В 1963 г. эти общины отделились и сформировали Конгрегациональную церковь островов Тихого океана (Pacific Island Congregational Church). В 1967 г. большинство общин Конгрегационального союза присоединилось к Пресвитерианской церкви Новой Зеландии, меньшинство осталось в рамках самостоятельной орг-ции. Свободная пресвитерианская церковь Шотландии (Free Presbyterian Church of Scotland) имеет на территории Н. З. 4 общины (до 250 чел.), относящиеся к пресвитерии Австралии и Новой Зеландии. В Н. З. существуют многочисленные общины рабочих мигрантов с Самоа, являющихся членами Конгрегациональной христианской церкви Самоа (Congregational Christian Church of Samoa) и отколовшейся от нее Конгрегациональной самоанской церкви Лондонского миссионерского об-ва (Congregational LMS Samoan Church) (в сер. 90-х гг. XX в. обе орг-ции насчитывали ок. 11 тыс. чел. в 100 общинах). На Островах Кука доминирующей деноминацией является конгрегациональная Христианская церковь Островов Кука (Cook Islands Christian Church), имеющая 24 общины на Островах Кука, 22 общины в Н. З. и 15 общин в Австралии. Всего насчитывается ок. 18 тыс. последователей этой орг-ции. На о-ве Ниуэ доминирующей деноминацией является Конгрегациональная христианская церковь Ниуэ (Congregational Christian Church of Niue), к которой принадлежит 67% населения острова (1,19 тыс. чел.), а также ок. 4,5 тыс. проживающих в Н. З. мигрантов с Ниуэ.

http://pravenc.ru/text/2577757.html

Л. Фразиер, К. А. Панченко, Б. А. Нелюбов Хронологический список Антиохийских Патриархов составлен на основе перечня, предложенного К. Каралевским и дополненного В. Грюмелем, к-рый был проверен по доступным источникам с учетом датировок архим. Порфирия (Успенского) и совр. исследователей. Даты предстоятельства для раннего периода (I-III вв.), а также для XIII в., как правило, предположительны. Принятые обозначения: «?» отмечены имена Патриархов, чье время пребывания на престоле неизвестно; - имена претендентов, оспаривавших престол; свт. - Патриархи, почитающиеся в АПЦ (дни памяти указаны только для святых, упоминаемых в совр. календаре РПЦ). св. ап. Петр (ок. 45 - ок. 53, пам. 29 и 30 июня, 16 янв.) свт. Евод (ок. 53 - ок. 68, пам. 4 янв., 7 сент.) сщмч. Игнатий Богоносец (ок. 68 - ок. 107, пам. 20 дек., 29 янв.) Ирон (? - ок. 136) Корнилий (ок. 137 - ок. 149) Ерос (ок. 150 - ок. 175) свт. Феофил (ок. 176 - ок. 188) Максимин (ок. 190 - ?) свт. Серапион (до 202 - после 211) свт. Асклипиад (ок. 227 - ок. 233) Филит (ок. 234 - ок. 235) Зевина (ок. 236 - ок. 238) сщмч. Вавила (238 - ок. 250) Фавий (251-253) свт. Димитриан (Димитрий) (ок. 255 - ок. 260?) Амфилохий (?) Павел Самосатский (ок. 260-272, низложен в 268) свт. Домн I (ок. 268 - ок. 272) Тимей (ок. 274 - ок. 279) Кирилл I (ок. 279/80-303) Тиранн (ок. 304 - ок. 314) Виталий (ок. 314 - ок. 320) свт. Филогоний (ок. 320-324) свт. Евстафий (324/25-330) Павлин Тирский (330, 6 месяцев) Евлалий (331-332) Евфроний (332-333) Флакилл (Плакент) (333-342) Стефан I (342 - лето 344) Леонтий (344-357) Евдоксий (358 - сент. 359) Аниан (Ананий) (сент. 359) свт. Мелетий (кон. 360-381, с перерывами) Евзоий (360/61-376) Павлин (362-388), глава евстафиан Виталий (375?) Дорофей (376-381?) свт. Флавиан (кон. 381 - сент. 404), глава мелетиан Евагрий (388-392/93), преемник Павлина Порфирий (404-414?), преемник Флавиана Александр I (414-424) Феодот (424-428) Иоанн I (428-441/42) Домн II (Домнин I) (441/42-450) Максим (451-455) Василий (457-458) Акакий (458-459) Мартирий (ок.

http://pravenc.ru/text/115764.html

Селевк II Каллиник 246-225 Селевк III Сотер 225-223 Ahmuox III (Великий) 222-187, начало лета Селевк IV Филопатор 187-175, 3 сент. Ahmuox IV Эпифан 175-163 Антиох V Эвпатор 163-162 Деметрий I Сотер 162-150 Александр Балас 150-145 Деметрий II Никатор 145-140 Антиох VI Эпифан 145-142 Антиох VII (Сидет) 138-129 Деметрий II Никатор (вторично) 129-125 Клеопатра Тея 126 Клеопатра Тея и Антиох VIII (Грип) 125-121 Селевк V 125 Антиох VIII (Грип) 121-96 Ahmuox IX (Кизикский) 115-95 Селевк VI Эпифан 96-95 Деметрий III Филопатор 95-88 Антиох Х Благочестивый 95-83 Антиох XI Филадельф 94 Филипп I Филадельф 94-83 Антиох XII Дионис 87-84 (Тигран Армянский) 83-69 Антиох XIII Азиатский 69-64 Филипп II 65-64   5. ИЕРУСАЛИМСКИЕ ПЕРВОСВЯЩЕННИКИ (до Хасмонеев) Иошуа 538-510(ок.) Иоаким 500(ок.) Элиашив 450(ок.) Иояда 400(ок.) Иоханан 350(ок.) Яддуа 330(ок.) Оний I 320(ок.) Симон I 310-291(ок.) Элеазар 291-280(ок.) Менаше 250(ок.) Оний II 230-219(ок.) Симон II Праведный 219-199 Оний III 1 99-174, ум. в 171 Иешуа II Ясон 174-171 Менелай 171-168, ум. ок. 161 Алким 160   6. ХАСМОНЕИ, ИУДЕЙСКИЕ ЦАРИ-ПЕРВОСВЯЩЕННИКИ Ионатан 160-143 Симон 143-134 Иоханан Гиркан I 134-104 Аристобул I 104-103 Александр Яннай 103-76 с 76 по 69 правит его жена Саломея-Александра Гиркан II 76-69 Аристобул II 69-63 Гupkah II-nepbocbящehhuk 47-41 Антигон (Маттафия), сын Apucmoбyлa II 40-37 Гupkah II ум. в 30 г. Ирод I Великий женится на внучке Гupkaha II, последней представительнице Хасмонеев   7. ДИНАСТИЯ ИРОДОВ Ирод I Великий 40/37-4 Архелай, правитель Иудеи и Самарии 4 г. до н. э. — 6 г. н. э. Ирод Антипа, правитель Галилеи 4 г. до н. э. — 39 г. н. э. Филипп, правитель Заиорданья 4 г. до н. э. — 34 г. н. э.   8. ИУДЕЙСКИЕ ПЕРВОСВЯЩЕННИКИ ВРЕМЕН ИРОДОВ Хананиэль 37, 35 Аристобул III 36 Иощуа бен-Фаби 23 Симон бен-Боэт 23-6 Маттиас бен-Теофил 6-5 Иосиф бен-Эллемус правит 1 день Иоазар бен-Боэт 5-4 до н. э.; 3 до н. э. — 6 н. э. Элеазар 4 г. до н. э. Иошуа бен-Зее 4 г. до н. э. Ханан (Анна) бен-Шет 6-15 г. н. э. Измаил бен-Фаби 15 г. н. э.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

ок. 330 Книга Пр. Захарии гл. 9-14 Покорение Александром Персидской державы Иудея входит в состав египетской державы Птолемеев Раздел империи Александра между его преемниками Диадохами ок. 300 1-2 Книги Паралипоменон Книга Товита 264-241 1-я пуническая война ок. 250 Начало перевода Библии на греческий язык (перевод LXX) в Александрии. Екклезиаст 218-201 2-я пуническая война Иудея под властью сирийской династии Селевкидов Книга Иисуса, Сына Сирахова Кн. Варуха. Послание Иеремии. 175-163 Антиох IV Епифан Книга Есфирь (?) Начало гонения Антиоха на иудейскую религию Восстание Хасмонеев. Иуда Маккавей Книга Даниила Книга Иудифь 160-142 Правление Ионафана Хасмонея 149-148 3-я пуническая война 142-135 Правление Симона Хасмонея. Основание Хасмонейской династии ок. 135 Основание ессейской общины у Мертвого моря (в Кумране) ок. 120 2-я Книга Маккавеев ок. 100 1-я Книга Маккавеев Гонение на фарисеев Диктатура Суллы в Риме Восстание Спартака Борьба за власть в Иудее. Помпей присоединяет Иудею к Римской империи Консульство Юлия Цезаря Книга Премудрости Цезарь назначает Антипатра правителем Иудеи Убийство Цезаря Ирод Великий, сын Антипатра — царь Иудеи Начало правления Августа ок. 7 г. до н. э. — Рождество Христово   notes Примечания 1 Первое издание: СПб., 1913; три посмертных: Л., 1935–1936; см. библиографию трудов Тураева в сборнике: «Древний Восток. Памяти академика Бориса Алексадровича Тураева». М., 1980, с. 42–55). 2 Смещение времен и хронологические неточности. 3 По синодальному переводу: «Судей не злословь». 4 В литературе внутреннюю критику принято обычно называть просто библейской критикой. 5 Когда говорится: Иезекииль «написал Исайю» — это значит собрал книги Исайи воедино. 6 Кодификация означает собрание законов в систему и объявление их действующим церковным или гражданским правом. 7 Мнение о том, что супружеские отношения явились у людей лишь вследствие греха, бл. Августин считал «нелепым» (О Граде Божием, 14,23). 8 Солнце 9 Венера 10 Эсагила — башня 11 Ану — небо 12

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

И. Р. 70]». Александриец Евлогий, по словам Крония (cap. 21), ученика преп. Антония, желал вести жизнь аскета 250 , но не хотел вступить в «братство» (συνοδα) и не считал себя способным к уединению [Butler, 1898–1904. II. Р. 64]. Можно предположить, что уже к середине IV века 251 , несмотря на выделенный нами выше целый спектр промежуточных между ними форм монашеской организации, отшельничество (или его варианты) и киновия 252 ассоциировались в сознании подвижников как наиболее типичные примеры монашеской жизни. 10) Основные модели монашеской эволюции. Теперь попробуем посмотреть, какие сведения мы можем найти в «Лавсаике» о развитии начальных форм монашеской жизни, ее постепенном переходе от первых, во многом хаотичных, шагов к новому социальному институту с присущими ему особыми структурами. Но в начале, как нам кажется, следует указать хронологию основных событий монашеской истории Египта 253 . Ок. 304 г. преп. Антоний прерывает затвор, и вокруг него на горе Писпир начинает возникать колония анахоретов. Ок. 312 или 313 г. преп. Антоний уходит с двумя учениками на «внутреннюю» гору. А. Гийомон предполагает, что преп. Амун поселился в Нитрии ок. 315 г., что расходится с данными других ученых, но, на наш взгляд, является наиболее правдоподобной датой 254 . В 325 или 330 г. преп. Макарий Египетский основывает монашеское поселение в Скиту. Ок. 335 г. преп. Антоний и преп. Амун основывают поселение в Келлиях 255 . В 320 или 324 г. св. Пахомий основывает общежительный монастырь в Тавенниси. Ок. 337 г. св. Пахомий основывает монастырь в Пбоу, который становиться центром пахомианских киновий 256 . Первое, что бросается в глаза при таком последовательном изложении основных дат, – это то, что никакой хронологической эволюции от колонии анахоретов к киновии не было. Основание Тавенниси и Скита – т. е. столь разных в организационном отношении поселений – происходит практически одновременно. За два года до того, как основывается монастырь в Пбоу (т. е. в основном складывается система пахомианских киновий), возникает поселение в Келлиях, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Св. Григорий Нисский (ок. 335 – ок. 394) – Отец и Учитель Церкви, брат св. Василия Великого . Епископ города Ниса. Викентий Лиринский (? – 450) – настоятель Лиринского монастыря в Галлии. Автор «Памятных записок». Св. Иоанн Златоуст (ок. 350–407) – великий Отец и Учитель Церкви, знаменитый проповедник. Архиепископ Константинопольский, смещенный врагами с кафедры и отправленный в ссылку, по пути в которую он скончался. Литургия, совершаемая в Церкви, носит его имя. Блаженный Августин Аврелий (354–430) – богослов, епископ Иппонский. Главный представитель западной патристики. Св. Антоний Великий (ок. 250–356) – преподобный. Родоначальник христианского монашества. Св. Амвросий Медиоланский (330/340–397) – великий Отец и Учитель Церкви. Осия Кордовский (? – 359) – святитель испанский, епископ Кордувийский. Прожил более 100 лет. Миланский эдикт 313 года о веротерпимости, давший свободу христианству. Константин Великий (ок. 285–337) – император римский с 306 года. Даровал свободу христианству Миланским эдиктом. Основал новую столицу Константинополь. Коркунов Николай Михайлович (1853–1904) – юрист, доктор русского государственного права, профессор С. Петербургского университета. Автор книги «Русское государственное право». Т. 1–2. СПб., 1899–1901. Изд. 3-е. Суворов Николай Семенович (1848–1909) – канонист, профессор церковного права Императорского Московского университета. Автор «Курса церковного права». Т. 1–2. Ярославль, 1889–1890. Вальсамон Феодор – с 1193 г. антиохийский патриарх. Канонист Православной Церкви. Наиболее известным из его трудов является толкование на Номоканон патриарха Фотия. Курганов Федор Афанасьевич (1844–1920) – историк, профессор Казанской Духовной академии. Автор книги «Отношения между церковной и гражданской властью в Византийской империи». Казань, 1880. Юстиниан (482 или 483–565) – византийский император с 527 г. Расширил границы империи. Провел кодификацию Римского права. Св. Феодор Студит (759–826) – знаменитый подвижник и писатель. Был главным борцом с иконоборцами. Автор Большого и Малого Катехизисов.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Tihomirov/...

Сост.: Историческое описание храма во имя св. апостола Петра, при Олонецких Марциальных водах. 1872 (НА РК. Ф. 25. Оп. 1. Д. 52/2. Л. 41–46 об.). См.: Возложение наперсного, с драгоценными украшениями, креста.//ОГВ. 1887. 13. С. 101–102; РГИА. Ф. 796. Оп. 437. Д. 2129. 26, 28, 30, 31, 162 Лавров Николай Васильевич; (ок. 1907 – ?) – слушатель Высших Богословских курсов. 358, 364, 367 Ладская Анна Николаевна; (ок. 1895 – ?) – слушательница Высших Богословских курсов. 358 Лазарев Михаил Петрович; (3 ноября 1788 – 11 апреля 1851) – русский флотоводец, адмирал. 24 Лазаревич-Шепелевич Анна Алексеевна; (1874 – ?). Окончила 7 классов училища св. Анны, 4-годичные фельдшерские курсы в Петрограде. Лекарская помощница. Окончила Петроградский Богословский институт (1923). 284 Лазаревский Николай Иванович ; (1868 – 24 августа 1921). Окончил юридический факультет С.-Петербургского университета (1891, выпускное свидетельство на основании устава 1884) и оставлен для подготовления к профессуре по кафедре государственного права. Магистр государственного права, профессор, с октября 1919 – помощник ректора Петроградского университета, профессор Института Народного хозяйства, Института экономических исследований по общему учению о местном управлении, методологии общественных наук. С 30 сентября 1906 – профессор кафедры государственного права Высших Женских (Бестужевских) курсов. Директор Дома ученых. В 1921 – член Петроградского Философского общества. Расстрелян по «Таганцевскому делу». См.: Лазаревский Николай Иванович .//Наука и ее работники. 1922. 2. 241, 247 Лазарь. 242, 397 Лазарь Муромский, прп. (? – 1391). 8 Лайзан Леонтий Романович; (8 августа 1899 – ?). В 1921–1922 прослушал «курс богословских курсов для мирян» при храме Андрея Критского (при фабрике Заготовления Государственных бумаг). Служил в 65-й почтовой конторе, студент Технологического института. В 1923 поступил в Пастырско-Богословское училище. 245 Лактанций; (ок. 250ок. 330) – христианский писатель. 240, 260 Ламанский Владимир Иванович; (26 июня 1833 – 19 ноября 1914). С 1865 – доцент С.-Петербургского университета по кафедре славянской филологии, с 1871 – экстраординарный, в 1873–1899 – ординарный профессор; с 10 ноября 1872 читал также лекции в С.-Петербургской ДА; с 1898 – почетный член С.-Петербургской ДА. С 15 января 1900 – ординарный академик.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В Антиохии раньше, чем в других религиозных центрах, сложилась четко организованная 3-степенная церковная иерархия во главе с епископом, наделенным верховной властью. В эпоху гонений (III – IV вв.) Антиохийская Церковь явила христианскому миру стойких борцов за веру, в частности, при императорах Филиппе Арабе и Деции особую известность приобрел сщмч. Вавила, твердо противостоявший их антихристианской политике. Сщмч. Вавила погиб ок. 250 г. во время жестоких гонений Деция. К середине III в. Антиохия получила признание как первый церковный престол Востока. В этой связи в Антиохии в III – IV вв. неоднократно созывались Поместные Соборы, решения которых имели общецерковное значение. Среди 10, прошедших в Антиохии во второй половине III в., наиболее важен Собор 268 г., осудивший и сместивший с епископской кафедры Павла Самосатского – распространителя ереси монархианства и адопцианства, отрицавших полноту божества во Христе. Во второй половине III в. в Антиохии возникли предпосылки для формирования крупного богословско-научного центра. Здесь возникла одна из известнейших христианских богословских школ, основанная обращенным в христианство софистом Малхионом, противником Павла Самосатского. Между 260 – 265 гг. в Антиохии появился известный христианский богослов и писатель сщмч. пресвитер Лукиан (ум. 312), также участвовавший в формировании Антиохийской школы, способствовавшей систематизации богословского учения. Ей будет принадлежать важная роль в богословских спорах эпохи Вселенских Соборов. 5.2. Арианские и христологические споры. Яковитский раскол В 325 г. на Первом Вселенском Соборе было осуждено арианство. На этом Соборе Антиохийскую Церковь представлял епископ Евстафий. Никейский Собор принял вероопределение о том, что Отец и Сын единосущны, а в 6-м правиле подтвердил традиционные преимущества епископа Антиохии. В дальнейшем Антиохия, подобно Александрии, стала полем борьбы между арианами и их противниками. Большинство Поместных Антиохийских Соборов IV в. обсуждали проблемы, поднятые арианскими спорами. На одном из них (между 327 и 330) был низложен епископ Евстафий, один из наиболее убежденных защитников Православия в Никее. Избранный большинством епископ Павлин Тирский (330) через несколько месяцев был смещен, и его место занял арианин Евлалий. С этого времени Антиохийский престол надолго перешел к арианам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Память святителя отмечена в «Описании о российских святых», известном в списках XVIII-XIX вв. (Описание о российских святых. С. 34). В некоторых рукописных месяцесловах память И. отмечена не 7 сент., а 4 окт., 25 авг., 1 дек. ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 274), в Служебнике 1656 г.- 6 сент. ( Голубинский. Канонизация святых. С. 238). В XIX - нач. XX в. день обретения мощей святителя отмечался в новгородских Софийском и Знаменском соборах в 1-е воскресенье после праздника в честь иконы Божией Матери «Знамение» (10 дек.). В 1824 г. во имя И. была освящена церковь в Грановитой палате Новгородского кремля, «близ келий оного святителя» ( Макарий (Миролюбов). 2003. С. 106). 3 апр. 1919 г. гробницу И. вскрыли; по-видимому, мощи остались в Софийском соборе, в 1929 г. превращенном в антирелиг. музей. 15 авг. 1991 г. собор был возвращен Церкви. Мощи И. почивают на прежнем месте в сев.-зап. части собора. Ковчег с частицами мощей Новгородских святых, в т. ч. И., хранится в Донской иконы Божией Матери московском монастыре . Имя И. входит в Собор Новгородских святых, празднование к-рому было возобновлено в 1981 г. (Собор известен с ок. 1831). Служба Собору была составлена ок. 1831 г., И. прославляется во 2-м тропаре 1-й песни канона (Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 447). Соч.: Калайдович К. Ф. Памятники российской словесности XII в. М., 1821. С. 219-224; Павлов А. С. Неизданный памятник рус. церк. права XII в.//ЖМНП. 1890. Окт. Ч. 271. С. 285-300; Памятники древнерусской церк.-учит. лит-ры. СПб., 1897. Вып. 3. С. 240-250, 321-322; ПДРКП. Стб. 57-62, 75-78; Прил. Стб. 347-376; Смирнов С. И. Мат-лы для истории древнерус. покаянной дисциплины//ЧОИДР. 1912. Кн. 3. С. 107-109, 375-380. Ист.: ВМЧ. Сент. 1-13. Стб. 321-322, 327-348; Новгородские летописи (т. н. Новгородская 2-я и Новгородская 3-я летописи). СПб., 1879; НПЛ (То же: ПСРЛ. М., 2000. Т. 3); ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. Вып. 1; Т. 6. Вып. 1; Т. 30; Т. 43 (по указ.); Державина О. А. Лит. сборник XVII в. «Пролог». М., 1978. С. 196-197; Сказание о битве новгородцев с суздальцами. Повесть о путешествии Иоанна Новгородского на бесе. Повесть о Благовещенской церкви//ПЛДР. XIV - сер. XV в. М., 1981. С. 454-463; То же//БЛДР. Т. 6. С. 444-462; Бобров А. Г. Летописание Вел. Новгорода 2-й пол. XV в.//ТОДРЛ. 2003. Т. 53. С. 113-114 [Летописец еп. Павла]; он же. «Повести древних лет»//Там же. Т. 54. С. 161-162 [«Повесть о построении Благовещенской церкви»]; Лосева О. В. Жития рус. святых в составе древнерус. Прологов XII - 1-й трети XV в. М., 2009. С. 330-334 [«Слово о знамении Пресв. Богородицы» по Прологу 1-й трети XV в. ГИМ. Увар. 325].

http://pravenc.ru/text/468947.html

Среди поздних лат. А. р. следует упомянуть Арнобия (ум. ок. 330), автора 7 кн. «Против язычников» (Adversus gentes; кон. III – нач. IV в.), из которых первые две апологетические, остальные – полемические, и Лактанция (ок. 250–330), ученика Арнобия, создателя апологии «Божественные установления» в 7 кн. (Divinae institutiones; 304–313). Последняя, помимо собственно апологетического материала, содержит древнейшую на Западе систему христ. вероучения. К ней примыкает соч. «О гневе Божием» (De ira Dei; ок. 303), написанное против язычников (особенно стоиков и эпикурейцев). В ней Лактанций защищает возможность применения к Богу слова «гнев». Апологетические темы развиваются и в др. сочинении Лактанция – «О смертях преследователей» (De mortibus persecutorum; ок. 314). Несмотря на то что деятельность раннехристианских апологетов видимым образом мало способствовала ослаблению гонений на христиан, она, без сомнения, подготовила постепенную эволюцию сознания греко-рим. языческого общества в сторону принятия христ. религии. Раннехристианские апологеты выступили во всеоружии совр. религ. и философских систем, используя их понятийный аппарат и некоторые идеи (напр., учение стоиков о Логосе) для обоснования христ. веры перед лицом своих языческих современников. Одновременно они сделали первые шаги в формировании христ. богословской терминологии. Отношение к языческой культуре среди раннехристианских апологетов было различным: от полного неприятия: «Что общего между Афинами и Иерусалимом?» (Тертуллиан. Опроверж. ерет. 7) – до осознания себя наследниками того лучшего, что было когда-либо посеяно Божественным Логосом в мире: «Все, что сказано кем-нибудь хорошего, принадлежит нам, христианам» (Иустин. Апол. II 13). На фоне критики языческой религии и философии складывались собственно христ. представления о Боге, мире и человеке. Политеизму противопоставлялось учение о едином, вечном Боге, обладающем по преимуществу такими апофатическими свойствами, как нерожденность, беспредельность, бесстрастность, непознаваемость (ср. Иустин. Апол. II 6; Татиан. Речь. 4; Афинагор. Прошение. 10). Против философского учения о совечности Бога и материи некоторые раннехристианские апологеты (Афинагор, Феофил Антиохийский) утверждали идею творения мира «ex nihilo» (из ничего). Вместо представления о роке и предопределении раскрывалось учение о Промысле Божием (Афинагор. Прошение. 24; Минуций Феликс. Октавий. 18). А. р. впервые начали развивать христ. учение о Пресв. Троице, используя филоновское и стоическое учение о Логосе.

http://azbyka.ru/apologety

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010