Димитрия: псалма великомученику Димитрию Солунскому 989 , Апология (быть может, перевод), напечатанная в Чернигове в 1700 году 990 , Мартиролог вкратце в обители Всемилостиваго Спаса Новгородка Северскаго новонаписая в лето 1700. Предисловие последней работы поясняет её raison d " être: «собирающе убо от различних мест жития святых в четири потримесячнии книги вократце, умислихом еще сокращеннее тыя цо чину месяцословному собрати в сию малую книжицу и нарещи ю по древнему обычаю мученикословием... трех ради вин написати умыслих: не всяк может имети пространне написанних житии святых книги, на их же куплю немалыя цены требе; аще и имать... но многащи домовними или народними или и инеми некиими делами препинаемыи, не может много чести; видех не единаго богобоязненнаго мужа... иже коегождо дне почитаемаго вон коегождо святого обыкл есть особным поклоном почитати глаголющи... а понеже в месяцословах не вси суть святыи написаны якоже в прологах... убо зде собрати их потщихся». 991 «Року 1700 в месяцю генварю третяя книга житий святых, трудами богодухновеннаго мужа иеромонаха Дмитриа Савича Тупталенка составленная, на свет вишла и любопытствующих человеков книжних духовною радостью сердца наполнила». 992 1 марта приехали с новинкою в Москву киевопечерские соборные старцы писарь Гавриил Филиппович и проповедник Амвросий Слонимский, посланные от архимандрита киевопечерского Иосафа Кроковского, а с ними четверо слуг, четырнадцать конюхов, тринадцать лошадей. Им было дано на день по 3 алтына, по 2 деньги; питья 2 кружки меду, да пива потомуж; двум монахом и дьякону по 2 алтына, да по кружке меду и по 2 кружки пива. На светлый праздник на отпуск им выдали на всех 61 рубль и корму на 10 дней. 993 Было ли царское пожалование автору миней, не знаем. 7 марта (6 календ мартовских) Димитрий отправил чудовскому монаху Феологу экземпляр миней и письмо. 994 Тогда же Димитрий хотел преподнесть минеи полковнику сумскому Кондратьеву. 995 В декабре настоятель Киевопечерской лавры Иоасаф Кроковский с братией прислал Димитрию образ Богородицы, когда то подаренный царем Алексеем Михайловичем митрополиту Петру Могиле .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

1. номер года кратен 400 (1600, 2000, 2400); 2. остальные годы — номер года кратен 4 и не кратен 100 (…1892, 1896, 1904, 1908…). • В-третьих, модифицировались правила расчета христианской пасхи. Таким образом, с течением времени юлианский и григорианский календари расходятся всё более: на 1 сутки в столетие, если номер предыдущего столетия не делится на 4. Григорианский календарь намного точнее юлианского календаря. Он даёт гораздо лучшее приближение к тропическому году. В 1583 году Григорий XIII направил Константинопольскому патриарху Иеремии II посольство с предложением перейти на новый календарь. В конце 1583 года на соборе в Константинополе предложение было отвергнуто как не соответствующее каноническим правилам празднования Пасхи. В России григорианский календарь введён в 1918 году декретом Совнаркома, согласно которому в 1918 году после 31 января следовало 14 февраля. С 1923 года большинство поместных православных церквей, за исключением Русской, Иерусалимской, Грузинской, Сербской и Афона, приняло похожий на григорианский новоюлианский календарь, совпадающий с ним до 2800 года. Он также был формально введён патриархом Тихоном для употребления в Русской православной церкви 15 октября 1923 года. Однако это нововведение, хотя и было принято практически всеми московскими приходами, в общем вызвало несогласие в Церкви, поэтому уже 8 ноября 1923 года патриарх Тихон распорядился «повсеместное и обязательное введение нового стиля в церковное употребление временно отложить». Таким образом, новый стиль действовал в РПЦ только 24 дня. В 1948 году на Московском совещании Православных церквей постановлено, что Пасха, также как и все переходящие праздники, должна рассчитываться по александрийской пасхалии (юлианскому календарю), а непереходящие по тому календарю, по которому живёт Поместная церковь. Финляндская православная церковь празднует Пасху по григорианскому календарю. Разница юлианского и григорианского календарей Разница дат юлианского и григорианского календарей: Век Разница, дней Период (по юлианскому календарю) Период (по григорианскому календарю) XVI и XVII 10 29.02.1500-28.02.1700 10.03.1500-10.03.1700 XVIII 11 29.02.1700-28.02.1800 11.03.1700-11.03.1800 XIX 12 29.02.1800-28.02.1900 12.03.1800-12.03.1900 XX и XXI 13 29.02.1900-28.02.2100 13.03.1900-13.03.2100 XXII 14 29.02.2100-28.02.2200 14.03.2100-14.03.2200 XXIII 15 29.02.2200-28.02.2300 15.03.2200-15.03.2300 До 5 (15) октября 1582 года был только один календарь — юлианский. Пересчитывать задним числом можно согласно таблице. Например, 14 (23) июля 1471 года.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Указ Царя и Великого Государя Петра I Алексеевича 1700 года октября месяца о прекращении выдачи в Ризположенский монастырь денежной и хлебной руги и о замене их поместьями в Галицком и Суздальском уездах 1700 году указ Великого Государя царя и великого князя всея великия и малые и белые России самодержца Петра Алексеевича стольнику нашему и воеводе Василью Даниловичу Исленьеву в нашем, великого Государя указе из приказа большой казны в поместный приказ писано в приказах большой казны из большого дворца в ружных книгах написано: в Суздале в Ризположенский девичий монастырь игуменье Александре и 72 старицам руги в даче сто семьдесят восемь рублев двадцать алтын две деньги. Попом с причетники шестнадцать рублев 28 алтын. Игуменье же с сёстрами за овёс за двести за шестьдесят за девять четвертей по шести алтын за четверть. Итого сорок восемь рублев четырнадцать алтын две деньги, всего же им руги и за хлеб 244 рубля четырнадцать алтын две деньги, им же ожи 28 четвертей полтора четверика и в нынешнем 1700 году июля в 1 день Великий Государь царь и великий князь всея великия и малые и белые России самодержец слушав из ружных книг окладной выписки указал по имянному своему великого Государя указу того монастыря игуменье с сёстрами и попом со причётники денежной и хлебной руги не давать и из оклада выложить, а вместо этой руги дать им в монастырь из отписных поместий и вотчин окольничего князя Семена Романовича Пожарского, – что отписано после смерти жены его вдовы княгини Авдотьи Васильевны по выписке из Поместного приказа в Галиче сто шестьдесят три четверти в поле, а вдву потому ж крестьянских 46 дворов, да в Суздале 176 четвертей в поле, а вдву потому ж, крестьянских сорок пять (45) дворов с пустошьми и со всеми угодьи, чем она вдова княгиня Авдотья Васильевна владела. Докладная выписка о том за пометою думного нашего дьяка Никиты Моисеевича Зотова, а по книгам Галицкого уезда письма и меры князь Никифора Мещерскова с товарищи 136, 137, 138 и 139 и подаче 145 и 158 и по отписным книгам нынешнего 1700 года в поместье окольничего князя Семена Романовича Пожарского жены его вдовы княгини Авдотьи Васильевны, что отписано на нас великого Государя в Галицком уезде в Доровской и Шарицкой волости в деревне Немцове написано пашни середния земли шестьдесят девять четвертей, в деревне Бетелеве Белоутов тож тридцать девять четвертей с четвериком.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

Весной 1723 г. в Закавказье вторглись войска Османской империи и захватили Тбилиси, Вост. Грузию, Вост. Армению и Азербайджан. В связи с этим активизировались и рус. войска. 26 июля 1723 г. отряд Матюшкина занял Баку. 12 сент. того же года в С.-Петербурге был заключен русско-персид. союзный договор, направленный против османской агрессии. Персид. шах признал за Россией города Дербент, Баку, уступил провинции Гилян, Мазандаран, Астрабад. Внутренняя политика П. А. Государственное строительство С кон. XVII в. П. А. постепенно упразднял традиционные институты, учреждения и изменял методы ведения дел. Он добился для себя положения абсолютного монарха: отказался от института общегос. сословного представительства - Земских соборов (последний раз депутаты созывались в 1684), а также перестал собирать Боярскую думу (с нач. 1700-х гг.) и жаловать думные и московские чины (с нач. 10-х гг. XVIII в.), вслед. чего прекратил существование Государев двор. В кон. 90-х гг. XVII в.- нач. 1700-х гг. П. А. наделил Преображенский приказ правом заниматься политическим сыском. В 1699 г. перенес начало нового года с 1 сент. на 1 янв.- по европейскому образцу (1-е празднование состоялось в 1700), одновременно установил новое летосчисление - от Рождества Христова вместо отсчета времени от сотворения мира. Предпринял попытку кодификации российского законодательства, создав в 1700 г. Палату об Уложении. Приняв титул императора, П. А. наряду с императором Священной Римской империи занял одно из первых мест в иерархии европ. монархов. В нач. 20-х гг. XVIII в. он сформировал имп. двор, выполнявший гл. обр. представительские функции. П. А. внедрил коллежскую систему в гос. управлении, включавшую учрежденные им Правительствующий Сенат, коллегии (вместо приказов) и др. Общие принципы работы всех российских гос. учреждений были определены Генеральным регламентом 1720 г. Он также учредил Андрея Первозванного орден (в 1703 наградил им себя за взятие 2 швед. кораблей в устье р. Невы) и Екатерины святой орден , задумал ввести Александра Невского орден как награду за военные заслуги. С 1702 г. стал жаловать медали всем участникам сражений. Внес изменения в гос. символику: в российском гос. гербе с нач. 10-х гг. XVIII в. двуглавого орла венчали не 2, а 3 короны, что подчеркивало претензии России на статус империи. П. А. также установил флаги для военных кораблей, в т. ч. Андреевский флаг, царский морской штандарт (1703; желтое полотнище с черным двуглавым орлом в центре, держащим в лапах и клювах карты акваторий Белого, Каспийского, Азовского и Балтийского морей), бело-сине-красный флаг без герба - для торговых и гражданских судов (1705; по международной традиции этот флаг имел значение государственного). Он частично осуществил замену царских регалий императорскими: бармы - цепью ордена св. Андрея Первозванного, платно - порфирой (мантией), а шапку Мономаха - имп. короной.

http://pravenc.ru/text/Петр I ...

12 Ключарь Анания сообщает, что мощи её обретены в 1699 г. спустя 450 и вящщи после её погребения – след. год её кончины около 1250 г. У Иоасафа н у Зверинского год кончины показан 1264 неизвестно на каком основании, не вернее ли считать годом её кончины 1258, согласно древнейшей записи в клеймах на паперти Ризпол. церкви. 13 В житии говорится: «Преосвященный митрополит Антоний… слышав о преподобной Ефросинии, елико Бог творит чудеса её ради, и собра весь освящённый собор стихиры и канон – жития и чудеса чести и праздновати повелел месяца сентября в 25 день». 15 Грамота эта за подписью дьяка Андриана Ратманова, стольнику и воеводе Василию Даниловичу Исленьеву 1700 г. июля 11 дня у Анания Федорова в его ист. собр. о гр. Суждале (л. 57) приведена в извлечении и не совсем точно. 16 Год открытия мощей писателями указывается не всеми один и тот же. У пр. Филарета (Рус. св. сен. 25) – время открытия означено 18 сент.1698 г. То же у Гр. М. В. Толстого (Путевые письма о сузд. области). У Анания в лето от сотворения мира 7207, от воплощения же Бога слова 1699; в рукописн. житии Рум. музея 197 – год обретения мощей указан 1700. То же и в житии, писанном в Ризпол. монастыре 1785 (см. прил.). Здесь указан год от созд. м. 7208, от Р.Х. 1700-й. На паперти в клеймах в сказании о жизни и иноч. подвигах пр. Ефросинии, между прочим, написано: мощи её святые обретены нетленны в 1700 г., сентября в 18 день. Нет сомнения, что это разногласие произошло от неверного согласования годов сентябрьских от создания мира с годами январскими от Р.Х. Годом же обретения мощей следует считать 1699-й. 17 Виновником открытия св. мощей пр. Ефросинии был пр. Илларион, митр. Суздальский, незадолго перед тем июля 1-го он свидетельствовал с епископом Тамбовским (бывшим и на открытии св. мощей пр. Ефросинии) мощи св. бл. вел. кн. Александра Невского. Может быть это и навело его на мысль освидетельствовать и мощи пр. Ефросинии, память которой давно уже чествовалась в Суздале. 18 Белицы, не постриженные, могли занимать штатные места монахинь, если они были не замещены, в надежде пострижения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

В ирмологах 1652, 1674 и 1709 г. к этим песнопениям присоединены еще седальны по 1-м и 2 м стихологе (стихословии) с крестовоскресными и богородичными, болгарского распева, а в Ирмологе 1709 г. сверх того еще: песнопение «Господи воззвах» каждого гласа (без «Да исправится молитва моя»), стихирный запев «слава и ныне» и воскресный прокимен на утрени,– киевского распева. Означенные седальны в Ирмологе 1700 г. отнесены к отделу подобнов на «Бог Господь», крестовоскресны же и богородичны, а также «Господи воззвах», стихирные запевы и прокимны, опущены. В ирмологах 1674 и 1709 г. перед ирмосами в особом приложении, без счета листов, помещаются песнопения из всенощного бдения и литургии ( Иоанна Златоустог о, Василия Великого и Преждеосвященных даров), «Бог Господь» восьми гласов киевского и болгарского распевов, затем: троичны, блаженны, катавасии («Избави от бед») и богородичны дневные, – восьми гласов, а также некоторые другие – дополнительные песнопения из Обихода, напр., песнопения: в неделю Блудного сына и Мытаря и Фарисея, прокимны великие, кондаки на акафистах Спасителю и Божией Матери, песнопения: «Вечери твоея тайныя», «Архангельский глас» и «С нами Бог». Отдел этот, в кратком и незаконченном его виде в Ирмологе 1700 г. помещен в самом конце книги, а в Ирмологе 1652 г. вовсе не имеется. В особом отделе помещаются «подобна на осмъ гласовъ». Это те же подобны для стихир, которые излагаются и в Синодальном Октоихе, с некоторыми к ним дополнениями. В Ирмологе 1700 г. с этим отделом соединен еще отдел подобнов на «Бог Господь» (воскресных тропарей, седальнов и других песнопений), в прочих ирмологах размещаемых по другим отделам. Стихиры праздникам Господским, Богородичным и нарочитых святых, составляют особый отдел, распадающийся на две части, из коих к первой относятся песнопения Постной и Цветной Триоди, а ко второй– праздничные песнопения Минеи. Отдел этот, как выше сказано, в Ирмологе 1652 г. довольно обширен, а в Ирмологе 1700 г. весьма краток. В конце этого отдела в печатных львовских ирмологах присоединяются еще пропущенные в своих местах песнопения: «оставльшия ирмосы и оставльшия подобны» а в Ирмологе 1709 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

Косов; известен с 1424, с 1700 униатский), коломыйский Благовещенский (мужской; известен с 1629, с 1700 униатский), Соколецкий Покровский (мужской, с. Соколец Бучачского р-на; основан в 1609, с 1700 униатский), Бильченский Крестовоздвиженский (мужской, в урочище Монастырёк близ с. Бильче-Золотое Борщёвского р-на; основан в 1600, с 1700 г. униатский), Вицинский Рождество-Богородичный (мужской; до 1703 православный, с 1703 униатский), Струсовский Николаевский (мужской; известен с 1600, с 1700 униатский), Сварычевский Рождество-Богородичный (мужской, в с. Сварычев Рожнятовского р-на; известен с 1650, с 1700 униатский), Болоховский Михайловский (мужской, в с. Болохов Калушского р-на; известен с 1699, с 1743 - как униатский), Гошевский Преображенский (мужской, в урочище Чёрный Дилок; известен с 1570, в 1662 перенесен на Ясную гору близ с. Гошев Долинского р-на), Преображенский (мужской, в урочище Городище близ с. Пшеничники Тысменицкого р-на; известен с 1634, с 1700 униатский), Рукомышский Онуфриевский (мужской, в с. Рукомыш Бучачского р-на; известен с 1691, с 1700 униатский), Скалатский Преображенский (мужской, в с. Ст. Скалат Подволочисского р-на; известен с 1691, с 1700 униатский), Луковецкий Михайловский (мужской, в с. Луковец-Михайловский Рогатинского р-на; известен с 1662, с 1700 униатский), Литвиновский Онуфриевский (мужской, в с. Литвинов Подгаецкого р-на; известен с 1586, с 1700 униатский), Лановецкий Михайловский (мужской, в с. Лановцы Борщёвского р-на; известен с 1690, с 1739 униатский). Ист.: Theiner A. Vetera Monumenta Polonia et Lithuaniae gentiumque finitimarum illustrantia. R., 1861. Vol. 2; 1863. Vol. 3; Akta grodzkie i ziemskie z czasyw Rzeczypospolitej Polskiej z archiwum tak zwanego Bernardycskiego we Lwowie. Lwów, 1884. T. 10; Юбилейное издание в память 300-летнего основания Львовского Ставропигийского братства. Львов, 1886. Т. 1; Zimorowicz J.-B. Opera quibus res gestae urbis Leopolis illustrantur ex mandato senatus eiusdem civitatis/Ed. J. C. Heck. Leopoli, 1899; Лотоцький О.

http://pravenc.ru/text/2110959.html

В 1666 г. дети предшествующих, 100 мужчин и 100 женщин, имеют в своей среде 31 даровитого члена. В 1700 г. 250 мужчин, сыновья предшествующих, из них 127 даровиты. 1734 г. 100 человек, дети даровитейшей части предшествующих, имеют между собою 48 даровитых личностей. 1766 г. 200 человек: из них даровиты 7. 1800 г. 400 мужчин, потомки предыдущих, имеют в своей среде – 1 даровитую личность. Таким образом, культура умственных способностей, продолжавшаяся двести лет, дала далеко не блестящие результаты. Процент даровитых мужчин (1/4 %) в 1600 и 1800 г. совершенно одинаков. Гальтон объясняет возрастание процента до 1700 г. и понижение с 1700 г. соответственными в первый период и несоответственными в последний период браками членов данного рода; но справедливость этого объяснения подлежит сильному сомнению. Несомненно, что члены этой фамилии, жившие после 1700 г., когда она дала столь значительный контингент даровитых и «знаменитых» личностей, имели несравненно более шансов на заключение соответственных браков, чем члены жившие до 1700 г. Правда, первые могли «заразиться стремлением основывать семейства» и жениться на богатых наследницах; но 1) это – только возможность, 2) не все наследницы непременно бесплодны, 3) их бесплодие должно невыгодно отразиться на количестве, а не на умственных способностях детей; для того, чтобы, допуская последнее предположение, остаться логичным, нужно допустить, что умственные способности этих наследниц были весьма невысоки, если их влияние так быстро парализовало результаты с лишком 100 лет преемственно продолжавшейся интеллектуальной культуры, которая должна значительно укрепить талантливость в этом роде; но вероятно ли, чтобы потомки знаменитых людей 1700-го года были так нравственно тупы, что могли решиться на подобные браки? Факт становится несравненно понятнее, если мы начинаем искать его причины не в общественных «условиях старой цивилизации», а в самом влиянии таланта на телесный организм человека.   И сравнительная бесплодность даровитых людей и поразительное уменьшение процента даровитых людей в роде, прославившемся своей даровитостью, объясняется из одного и того же закона сохранения силы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Последнее десятилетие XVII в. было для Кариона временем наибольших успехов. Он был первым московским поэтом, и по положению, и по таланту. Выделялся он и на педагогическом по прище: в 1694 г. Карион издал цельногравированный Букварь, а в 1696 – наборный. Эти педагоги ческие сочинения были написаны и с намерением добиться места учителя царевича Алексея Петро вича, рождение которого Карион приветствовал несколькими сочинениями. Co смертью патриарха Адриана в 1700 г. успешная карьера Кариона окончилась. В 1701 г. его место на Печатном дворе занял по указу Петра I Федор Поликарпов. Карион до самой своей смерти, случившейся 15 мая 1722 г., продолжал писать, но его активность резко снизилась, к тому же его оттесняли на второй план литературные деятели нового типа, которые больше соответ ствовали духу эпохи реформ. 1053 Домострой. – Это воспитательное руководство написано Карионом в январе 1696 г., во время работы над Букварем и другими педагогическими трудами. Печатается по автографу: ГИМ, Чудовское собр., 302, л.49–50. 1089 Стихи воспоминати смерть приветством.. – Печатается по кн.: Букварь Кариона Истомина. M., 1696. JI. 72–75. 1097 Дариев, Поров, Александров темских. – Среди знаменитых «царей земских» назван и Пор, царь Индии, побежденный Александром Македонским. 1104 Сладкая беседа ко Христу Богу. – Цикл стихотворных подписей Кариона Истомина к гравюрам, который включен в книгу «Боговидная любовь» – переработку Карионом Истоминым русского перевода XVI в. «О видении Христа» из «Книги святого Августина». Датиру ется концом апреля–началом мая 1682 г. Печатается по подносной рукописи конца XVII в.: БАН, П I A 73 (16.7.19), л.9–18. 1134 Эпитафия Π.Т.Семенникову. – Карион Истомин написал в XVII в., вероятно, больше всех эпитафий («надгробных надписей»): в его рукописях встречаются эпитафии царице Наталье Кирилловне, патриархам, дьякам и подьячим, торговым людям и пр. Возможно, что многие эпитафии писались по заказу. О публикуемой эпитафии этого сказать нельзя. Π.Т.Семенников-Зеркальников еще в середине XVII в. учился в школе известного мецената Ф.М.Ртищева, и именно он ездил в 1649 г. в Киев за Епифанием Славинецким и другими «киевскими старцами», за тем он много лет был дьяком Патриаршего приказа. Он известен также и как составитель рукопис ного славяно-польско-латинского словаря (1659). Автограф эпитафии: ГИМ, Чудовское собр., 302, л. 145; печатается по рукописи: РНБ, Q.XVII.96, л.30.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Другие расходы – на жалование служащим, на содержание богаделен, покупку в Приказ необходимых предметов и проч. являются, как общие для всех патриархов, не характерными для патр. Адриана. Нужно отметить только экстраординарный расход п. Казенного Приказа на государственные нужды в конце XVII века. Таков напр. записанный расход в 1698 г. «на галерное строение» 5 тыс. руб. 331 Означенный расход, вызванный не личной инициативой патр. Адриана, а волей Государя, служит одним из многих показателей – того печального явления для церковной власти в конце XVII века, что власть гражданская стала диктаторски распоряжаться церковным достоянием на государственные нужды еще до смерти последнего патриарха. За последние пять лет, с 21 февраля 1696 г., управления кафедрой патр. Адриана, в то время как приход в общем не уменьшался, расход сократился по случаю болезни первосвятителя, почему ежегодные остатки, начиная с 1696 г., составляли: 20929 руб.; 21366 руб.; 23878 р. и 34050 р. От 1700 г., по смерти патр. Адриана, остаток заключал в себе 37853 руб. 332 Очевидно все расходы, несмотря на прочно исторически сложившийся быт, требовавший определенных расходов, все–таки исходили от самого патриарха, в зависимости от его личных потребностей и вкусов (что ярко и проявляется в некоторых статьях расхода в 1–ую половину патриаршества Адриана). Влияние болезни п. Адриана на епархиальное управление Болезнь патр. Адриана, о которой не раз приходилось вскользь упоминать выше, имела вообще весьма печальные следствия для Русской церкви в конце XVII в. не только в общецерковном управлении, как указывалось раньше, но и в состоянии Москов. епархиального управления. Ослабляя живое личное вмешательство в мелочи повседневной работы и часто приковывая патриарха к постели, она давала простор произволу и злоупотреблениям начальных лиц п. Приказов, правивших именем п. Адриана. О болезни патриарха имеется много единодушных современных известий. В одной из расходных книг замечается, что 21 февраля 1696 г. «на сырной неделе в пяток, патриарху припала параличная болезнь, и с того году св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010