617 9 апреля 1688 года гетман Мазепа и архимандрит Варлаам Ясинский послали кн. Вас. Вас. Голицыну книгу Венец Христов Радивиловского. 618 1 июня 1688 г. иеромонахи Иоиль и Паисий явились к царевне Софии с той же книгой. 619 21 июля 1688 г. в Москву приехал игумен Киевониколаевского монастыря Исаакий Кокоревич с той же книгой Радивиловского. 620 И впоследствии, несмотря на запрещения патриарха Иоакима, запрещенные киевские книги продолжали спокойно распространяться и пользоваться уважением. В 1691 году Досифей митрополит Сучавский писал Варлааму Ясинскому о Лифосе Петра Могилы : Але отче святыи не подеваню дело найшов есмо книжку ΛΙΘΟΣ abo kamien: я давно слыхав, ныне же видех, прочитах сице совершенну сущую, зело удивихся и почто мню не часто друкуют: великая бо сия книга предстательница и вежа твердая Церкви Православной и на изменники победа, а изъявление обнажаючи волка от кож овечих. 621 Войско запорожское (в 1691 г.?) чрез кошевого Ивана Гусака просило у патриарха Адриана книг «Обед и Вечеря», «которых они еще не слыхали». 622 Архиепископ Афанасий, пользовавшийся особым почетом у патриарха Иоакима 623 , 17 июля 1692 года служил по киевскому требнику, в 1694 г. оглашал иноземцев по требнику Петра Могилы , в 1700 г. служил по большому требнику киевские печати. 624 Сам патриарх Адриан ссылался на книгу «Мир с Богом» в грамоте 1696 года по делу Жабокрицкого. 625 Между 1696–1701 годом некто вязниковец Алексей Селивестров, в своей подметной челобитной царям и патриарху Адриану писал: «При царе Феодоре и свят. патриархе Иоакиме благочестивого мужа, всякия духовные мудрости исполненного блаженные памяти достоблаженного отца иеромонаха Симеона Полоцкого трудолюбием издашася... две книзе... Обед душевный... Вечеря душевная... иже аще кто от благочестивых читателей сии две книги со вниманием чести потщится во истину может умилитися... аз же обретох в сих книгах многу себе пользу». 626 В 1697 году игумен Антоний дал книгу Вечерю Симеона Полоцкого вкладом в Деревяницкий Новгородский монастырь в общую пользу всем жительствующим в ней.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Декор этих трех зданий также построен по общей схеме. Плоскость стены расчленяется вертикальными пилястрами и горизонтальными тягами. Выделенные таким образом участки декорированы нишами и наличниками характерных очертаний, в большинстве случаев напоминающих крест. Такие наличники встречаются в самых различных сооружениях, например в крепостных башнях Новгород-Северского Спасского монастыря. Общность композиционных приемов этих колоколен легко объяснима хронологическими данными. Колокольня Выдубицкого монастыря строилась одновременно с другими зданиями этого комплекса в 1696-1700 г.г. Софийская колокольня, судя по известному рисунку Вестерфельда середины XVII в., была деревянной. В 1696 г. она сгорела, а по документам 1706 г. известно, что уже существовала новая колокольня, позже перестроенная Шеделем. Михайловская колокольня была построена в 1716-1720 г.г. Таким образом, все три памятника строились на протяжении одного двадцатилетия, очевидно по образцу самой ранней из них колокольни Выдубицкого монастыря. Можно допустить, что эти здания строились одним мастером, вероятно, местным зодчим, ибо архитектура этих сооружений не имеет черт, идущих от русских строительных приемов. Цапенко М. «Архитектура левобережной Украины XVII-XVIII веков». – М.: 1967 г. Четырехъярусная кирпичная оштукатуренная, нижние три яруса квадратные в плане, верхний – восьмигранный. В первом ярусе находился проезд и боковые помещения, во втором – располагалась небольшая надвратная Данииловская церковь (колокольня основана гетманом Даниилом Апостолом), в третьем и четвертом – колокола. Пластика фасадов характерна для украинской архитектуры начала XVIII в. В 1829–1833 г.г. по проекту архитектора А.И. Меленского был надстроен четвёртый ярус с купольным завершением в формах классицизма, но масштабом и формами гармонирующий с нижними ярусами. В 1894 г. здание капитально отремонтировано. В 1902 г. по проекту архитектора Е.Ф. Ермакова к колокольне с запада пристроено двухэтажное здание с полукруглой западной частью для расширения монастырской ризницы и библиотеки.

http://sobory.ru/article/?object=59954

в вечную славу и в память вечную зачавших оныя исперва, ибо желаем да во здравости и благоугождении и благополучии... совершенная лета поживеши и сподобишися на небе во святых Богоопределенном лике стати пред Господем 963 ...» Ободренный Димитрий продолжал работать по-прежнему. 964 В феврале 1696 года, одновременно с кончиной царя Иоанна (29 января), и Феодосия Углицкого епископа Черниговского (5 февраля), 965 в Киев был отправлен из Москвы справщик Карион Истомин ради духовных треб, и с книгами от патриарха Адриана. 966 Вероятно, чрез него Димитрий получил и письмо от патриарха: «Благословихом православнаго исповедания книгу Церкви Святыя Восточныя мудрования, зовему Катехизис, типографиею издати, яже новопреведеся с еллиногреческаго диалекта на наш славеннороссийский... юже напечатану наша мерность в любви нашей архипастырской, тебе (Димитрию) послахом. 967 Одновременно с этим в 1696 и 1697 печатается старое сочинение Димитрия «Руно орошенное». Следующий 1697 год был годом неожиданных событий в жизни Димитрия. В ночь с субботы на воскресенье, 17 января, скончался старый друг Димитрия, Иннокентий Монастырский и похоронен 18 968 в Кирилловском монастыре, а по нем игуменом Кирилловским избран сам Димитрий. В то же время епископом Черниговским избран Иоанн Максимович , известный виршеплет, человек, к которому Димитрий относился не особенно сочувственно. Больной Адриан поставил его в Москве 10 января. 7 февраля в субботу скончался и настоятель Киевопечерской Лавры Мелетий Вуяхевич. Недолго и Димитрий был настоятелем Кирилловским. Не знаем в силу каких причин, он 10 июня был назначен на упразднившееся место Максимовича – архимандритом Елецким, и в воскресенье 20-го и поставлен в архимандриты Максимовичем же в Елецкой церкви Успения Божией Матери. 969 В том же июне при приеме монастыря Димитрий составил опись монастырской казны. 970 Тогда же, вероятно, Димитрий с братией подал прошение гетману и полковнику черниговскому Лизогубу о притеснении «онисовцев» черниговскими людьми и о вдирательстве Шабельника, завладевшего монастырским сенокосом.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Антоний (Одинович)). Сохраняли популярность традиц. 3-частные симметричные схемы с 5-главыми бесстолпными четвериками: ц. свт. Николая Чудотворца в Пушкине (1692-1694; приделы и колокольня 1871-1876); ц. арх. Михаила в Бронницах Раменского р-на (1696-1705) с чрезвычайно высоким 3-светным четвериком, завершенным кокошниками и крупными пучинистыми главами. Церковь Воскресения в Колычёве (городской окр. Домодедово; 1697) с кокошниками, украшенными раковинами, имеет ряд запоздалых повторений, характерных для крестьянского заказа - храма Рождества Пресв. Богородицы в В. Мячкове (1767-1772) и храма Покрова в Зелёной Слободе (1786), оба - Раменского р-на. Пятиглавые храмы включались и в асимметричные схемы. Живописна ц. Св. Троицы в Дединове (городской окр. Луховицы; 1696-1700, заказчик Н. Ф. Шустов) с 5-главым четвериком под горкой нарядных кокошников с раковинами, с сев. приделом в виде восьмерика на четверике (как у ц. прп. Сергия Радонежского в Козицком пер. в Москве; не сохр.), с ярусной колокольней и с богатым белокаменным декором фасадов. 1-я треть XVIII в. В петровское время новаторство в архитектуре и ориентация на европ. барокко и классицизм приобрели системный характер. Больше стало иностранных мастеров, увеличилось количество заимствований из европ. архитектуры и увражей. Монастырское строительство в Подмосковье не было активным, зато интенсивно строились вотчинные храмы. В это время, отмеченное интересом к экспериментам, появились разнообразные типы храмовых построек: наиболее выразительны центрические ярусные объемы. Декор фасадов стал более строгим и сдержанным: место колонн заняли пилястры, распространились наличники с «ушами», нередки были лепные скульптурные украшения. Центрические храмы могли иметь разную конфигурацию, напр. крестообразные в плане 2-этажные: ц. Св. Троицы в Троицком-Шереметьеве (ныне с. Троицкое в городском окр. Мытищи; 1694-1695, заказчик кн. М. Я. Черкасский; колокольня 1819-1821 гг., архит. К. С. Орденов) с лапидарными формами почти без декора, гульбищем с запада, 8-гранным купольным барабаном и малыми главками по сторонам света; ц. Св. Духа в Староникольском (совр. пос. Первомайское Наро-Фоминского р-на; 1709, заказчик В. М. Ртищев; колокольня 1858-1864 гг., архит. П. П. Зыков) с круглым ярусным купольным барабаном и эффектными лестницами на 2-й этаж. Необычна Успенская ц. в Новозагарье (городской окр. Павловский Посад; 1714-1715, заказчик А. А. Курбатов), изначально центрическая, с крещатым купольным восьмериком в основе, но сильно переделанная в 1844 и 1906-1911 гг.

http://pravenc.ru/text/2564194.html

Облачения церковные Из церковных облачений особенно замечательны следующие: а) Ризы серебряные, травчатые белые; оплечье низано крупным, средним и мелким жемчугом с разными камешками и золотою битью. Стихарь при них красного бархата, на котором крест и оплечье низаны жемчугом. Это вклад Натальи взимковой. б) Ризы парчи золотой с серебряными разводами, крест шит золотом на фольге, оклад золотной. при них стихарь такой же золотой парчи. пожертвованы московским купцом петром Ник. Багчевановым на помин сестры своей, нечаянно умершей в переславле проездом чрез него в 1860 году. Библиотека Библиотека монастырская очень скудна, и кроме богослужебных и некоторых церковных, книг очень мало. По древности своей замечательны следующие книги: 1) потребник иосифовских времён 7159–1651 г.; 2) Апостол – 1655 года; 3) Жезл правления – 1666 г.; 4) Книга святого Ефрема Сирина 1667 года; 5) повесть о Иоасафе Царевиче 1681 г.; 6) Обед душевный 1681 г.; 7) вечеря душевная 1683 г.; 8) Минея общая 1696 года; 9) прологи – 1677, 1689 и 1696 годов; 10) православное исповедание 1676 г.; 11) толкование на воскресные евангелия 1698 года. 12) Книги житий святых святителя Димитрия Ростовского . Книги эти замечательны тем, что напечатаны были при жизни святителя 1-м изданием, а именно: 1-я четверть – месяцы сентябрь, октябрь и ноябрь 1689 года, 2-я четверть – декабрь, январь и февраль, эти книги пожертвованы казначеем троицко-Сергиева монастыря пахомием Барташевым за то, что принята в девич. монастырь старица Ираида Немирова, 3-я четверть – март, апрель и май – 1700 г. Даны Герасимом Обуховым в поминовение родителей. Средства содержания монастыря: а) Прежние в прежнее время Фёдоровский монастырь располагал достаточными средствами к своему содержанию. в его ведении находились следующие вотчины и владения: 1) Дворовое место внутри города; 2) дворовое место в Москве; 3) мельница на р. трубеже; 4) рыбная ловля на озерке Ивановском и на Нерли. Села и деревни: 1) Село Тушино, Ильинское тож; 2) д. Петрилово; 3) д. Пешково; 4) д. Самково; 5) д. Тощебулово: 6) д. Гулино; 7) д. Каргашино; 8) д. Лушниково; 9) д. Дуброва; 10) д. Ростовцево;

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

1684 – месяца марта написалася служба свят. 9 мучин. Кизическим на желание певное с патриаршего дому. Июня 22 в пяток рано въехалем на игуменство в Глуховскии монастир. 1695 – месяца иануариа совершися в типографии Печерскои книга житии святых другая тримесячная: декаврии иануарии и февруарии. Казикермен городок турецкии узяли наши. 1696 – януар 29 благочестивыи цар Иоанн Алексиевич преставился. Февраля 6 архиепископ чернеговскии Феодосии Углицкии преставился. 1696 – януариа 17 з субботы на неделю от Закхеи в ночь годины 3 преставился антецессор мои игумен кирилскои Иннокентий Манастирскии, погребен 18 на сс. Афанасиа и Кирилла. По нем аз грешнии убежден приняти игуменство кирилское. Сегож лета июня 20 в ден неделныи [неделя бе 4 по свят. всех] поставлен есмь архимандрит елецкии чернеговскии преосвященним Иоанном архиепископом Чернеговским. 1699 – Сего лета третяя житии святых книга с печати вышла, март апр. май. Месяца сентевриа 17 дня на св. мцм Веры, Надежды и Любве, в неделю 16 по Святаго Духа здалем монастир Елецкии и тогож дна выехалем до Новгородка Северского на архимандрию, а 22 числа, в пяток, рано вехалем в Новгородскии монастир и оселем архимандрию Божим изволением. Сего лета турки вдали ляхом Каменец Подолскии сентевриа 13, иак менилося слонце (л. 129 об.). 1700 – Святеиши патриарх московскии Адриан преставился октовриа 16. Образ з Печерску мне привезен дек. 16. 1701 – февраля 9 по указу монаршому приехал в Москву в неделю мытара и фарисеа. Марта 23 в неделю крестопоклонную поставлен во архиереиство в Сибер. 1702 – януар 4 переведен на Ростовскую митрополию; марта 1 в нед. 2 великаго поста взидох на престол Ростовскии. 1703 – януар 6 в третии час дня отец мои Сава, рождшии миа, преставися в Киеве. Погребен в монастиру Курилском в церкве, имын лет (сто три другой рукой). 1704 – априля 23 в нед. фомину в благовест на литургию преставися сестра моя старейшая инокиня Александра, имевши лет от рождена около 65, погребена в церкве Кирилскои, у ног матере. 1705 – февр 9 жития святых августу месяцу написася довершениа. Аминь. Слава Богу. Сего года августа месяца в последних числех по указу поехал в Москву на чреду.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Так в Соловецком соборе центральный барабан имел граненую форму, а боковые барабаны глав, помещенные над палатками второго этажа, имели круглые барабаны. О том, что эта особенность была замечена зодчими конца XVII в., говорят нам и другие примеры. По мнению всё того же В. П. Выголова, подобное решение пятиглавия послужило образцом при возведении бесстолпного Спасо-Преображенского собора одноименного женского монастыря в Великом Устюге 1689-1696 гг.. Барабаны боковых глав Троицкого собора в Фаустово имеют круглую форму и украшены характерной для " узорочья " аркатурой, в то время как барабан центральной световой главы имеет граненую форму и декорирован филенками и полуколонками на углах. Это крайне редкое сочетание для памятников нарышкинского стиля связано, на наш взгляд, с влиянием соловецкого собора, столбы которого, как и столбы храма в Фаустово, имеют квадратную форму. Таким образом, в интерьере наблюдается сочетание двух квадратных столбов и одного светового граненого барабана. Важно также обратить внимание на тот факт, что в Соловецком монастыре существовала еще одна двустолпная церковь. В 1577-1584 гг. центральный комплекс сооружений был дополнен Никольским храмом, разобранным по указу монастырских властей в 1830 г. Наличие в одном монастыре двух двустолпных храмов могло восприниматься выходцами с Соловков в конце XVII в. как отличительная архитектурная особенность этого монастыря. В этой связи интересна информация, имеющаяся в Жалованной грамоте 1700 г., о том, что уже 3 июля 7204 г. (1696 г.) Петром I был издан Именной Указ о приписке пустыни к Соловецкому монастырю и об управлении обителью строителями Соловецкого монастыря: " ...и в прошлом 7204 году июля в 3 день, по Нашему Именному указу велено тое Соловецкую пустынь, что в Марчугах, приписать к Большому Соловецкому монастырю, а надзирать Московские их службы строителю, и чтоб в той пустыне инокам пред прежним прибывало, а не малилось... " Не случайно В. В. Зверинский указывал 1695 год как дату приписки пустыни к Соловецкому монастырю.

http://sobory.ru/article/?object=00421

2004. С. 39). Мон-рем в тот период управлял настоятель в чине архимандрита (Грамота царя Имерети Баграта IV царю Алексею Михайловичу, 1669 г.//Переписка на иностранных языках... 1861. С. 83). Рождество Христово. Роспись конхи юго-вост. апсиды кафоликона. 1660–1670 гг. Рождество Христово. Роспись конхи юго-вост. апсиды кафоликона. 1660–1670 гг. Во 2-й пол. XVII в. Н. стал усыпальницей князей Цулукидзе. В надписи, выполненной письмом мхедрули на серебряном дискосе из Агарской ц. во имя вмч. Георгия, указано, что Мераб Цулукидзе посадил на престол Никорцминдского епископа своего родного брата Симеона, а в кафоликоне Н. выстроил гробницу ( Кутателадзе. 1894. С. 59-60; Такаишвили. 1963. С. 41-42). «Великий боярин» Мераб Цулукидзе (Переписка на иностранных языках... 1861. С. 83) хорошо известен по разным источникам; при нем резиденцией этого рода стала крепость Хотеви близ Н., там же была устроена еще одна родовая усыпальница ( Соселия. 1981. Т. 2. С. 52-54). По его указу была обновлена стенная роспись Н. в 1672 г. Изображение представителей разных поколений рода Цулукидзе (некоторых - с моделью церкви в руках и с благословляющей десницей Спасителя) визуально декларировало их заслуги и права на обитель. Между 1696-1700 гг. усыпальницу Цулукидзе в Н. посетил католикос-патриарх Зап. Грузии (Абхазский) Григорий II (Лорткипанидзе; 1696-1742) и «исправил все незаконное» (Дарственная грамота Мераба Цулукидзе Бичвинтской Богоматери// Какабадзе С. Н. 1921. Т. 1. С. 85). Из надгробных плит уцелела лишь одна (1806 г.), в сев.-зап. апсиде, эпитафия посвящена Георгию Цулукидзе. Сохранились 2 дарственные грамоты, выданные им Н. (Там же. Т. 2. С. 100, 116). Архангелы. Рельеф тимпана сев. входа кафоликона. 1010–1014 гг. Архангелы. Рельеф тимпана сев. входа кафоликона. 1010–1014 гг. В 60-х гг. XVIII в. Н. подвергся нападению турок, «которые многое разрушили и украли драгоценности из церкви» ( Гюльденштедт. 2002. С. 122). Возможно, в это время была разрушена колокольня, о постройке к-рой говорится в приписке неизвестного лица на оборотной стороне грамоты Баграта III ( Какабадзе С.

http://pravenc.ru/text/2577593.html

186 Приходно-расходныя книги архиер. Дома 197–198 гг. Ркп. Археогр. Комм., по охран.катал. 144, статьи: «приход денег, взятых из часовень» 187 См., напр., расписку казначея иеромонаха Авксентия в получении дани с Кьянскаго погоста, с церкви Преображения Господня (Важ.у.) и с подведомых последней 11-ти часовень. (Находится в архиве Верховажскаго Успенскаго собора, хранящимся в Академии Наук). 189 См. выше – в прим. 181-м – указание на память Березницкому десятскому священнику Стефану, посланную по челобитью священника и церковнаго прикащика Устьважской волости, об отобрании часовенной Шидровской казны в пользу церкви. 192 Память из архиерейскаго каз. Приказа 1700 г., октября 22 – на имя «града Холмогор Богоявленского собора священников и церковных прикащиков». (Несомненно, что подобныя памяти были отправлены и в другия места). Копия с указанной памяти находится в Москов. Румянц. Муз., в собрании истор.-юрид. Актов И.Д. Беляева . (По опис. этих актов Д.Лебедева , М. 1881, II, VI: Грамоты патриаршия и архиерейския, 17). Так как память эта единственная в своем роде, и ея нет нигде в печати, то мы не лишним считаем привести ее здесь в целом виде: «Лета Господня 1700-го октября в 22 день по указу преосвященного Афанасия, архиепископа холмогорскаго и важескаго, память града Холмогор Богоявленского собора священнику Иову и всех посадов и околопосадных волостей: обоих Матигор, Быстрокурской, Равдогорской, Куростровской, Ухтостровских обоих, Залывской, Куреских, Койдокурских, Кехоцкой, Костогорской, Княжостровской, Паниловской, Ступинской и Емеского стану, Ракульской, Сийской, Челмохоцкой, Пингишской, Прилуцкой, Зачаческой, Меландовской, Щукозерской, Хаврогорской, Коскошинской, Ныкольской, Калеской, Моржегорской, Шастозерской всех церквей священником и церковным приказщиком нынешняго 1700 года. В нынешнем 1700-м году Июня в 11 день в грамоте Вел. Государя Царя… Петра Алексеевича…, которая прислана к нему преосвящ. Архиепископу из приказу Большаго Дворца за приписью дьяка Михайла Войнова, писано, велено в Епархии ево архиерейской в станех и в селах и в волостях у приходских всех церквей, сколько у которой церкви деревень и в них крестьянских и бобыльских дворов и всяких угодей, переписать, и с них денежных и хлебных и иных каких доходов порознь, и хто такие доходы и по каким ево Вел.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veryuz...

Акт 1641 г. об избрании правосл. епископом Львовским и Каменецким Арсения (Желиборского) подписали 4 протопопа (наместника), заведовавшие приходами Подолья: Феодор, наместник Каменца-Подольского, с духовенством и членами 3 братств, летичевский наместник Родион, черневецкий наместник Михаил и меджибожский наместник Иоанн. План г. Каменца. 1699 г. (ГПИБ) После заключения Речью Посполитой 26 янв. 1699 г. Карловицкого мира с Османской империей и возвращения Подолья Польше сейм в том же году запретил селиться в Каменце православным и евреям, должности в городских учреждениях имели право занимать только униаты. Сразу же после освобождения Каменца от турок еп. Иосиф (Шумлянский) (тайно принявший унию в 1677) в февр. 1699 г. направился в Каменец, чтобы освятить правосл. храмы, но местные польск. власти в силу постановления сейма 1699 г. запретили ему въезд в город (о его униатстве не было известно). Несмотря на это, еп. Иосиф с толпой мещан вторгся в Каменец и начал захватывать церкви. Под давлением властей епископ со своими сторонниками был вынужден оставить город и уйти в Молдавию, после чего поляки опечатали почти все православные храмы Каменца. Действующей осталась только Иоанно-Предтеченская ц., переданная монахам-униатам, к-рые прибыли в Каменец по распоряжению униат. еп. Иннокентия Винницкого. Приходами Каменца в 1699-1700 гг. управлял униат. нареченный епископ Каменецкий, настоятель Лещинского мон-ря под Пинском (см. Лещинский в честь Рождества Пресвятой Богородицы мон-рь ) архим. Мелетий Дорошковский. В 1700 г. Свято-Троицкий и др. каменецкие храмы официально перешли в ведение открыто принявшего унию Львовского еп. Иосифа (Шумлянского) (2 авг. 1700 архиерей впервые служил в кафедральной Свято-Троицкой ц. Каменца как униат. иерарх) и с того времени управлялись его официалами, позже - василианами каменецкого Свято-Троицкого мон-ря. Не позднее авг. 1700 г. в унию перешел каменец-подольский кафедральный наместник свящ. Стефан Краковецкий вместе с членами каменец-подольского Троицкого братства.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010