Завершает канонизации XIX века прославление святи­теля Феодосия Черниговского (†1696; пам. 5 февр.), который явился первым святым, канонизованным при императоре Николае II (†1918; пам. 4 июля). В 1685 году он участвовал с правом решающего голоса в из­брании митрополитом Киевским епископа Гедеона (Четвертинского; 1685–1690). Затем он находился в Москве в составе посольства, которое известило о совершенном избрании Киевского митрополита. В стольном граде посольство было с поче­том принято Патриархом Иоакимом (1674–1690), а вскоре последовало воссоединение Киевской Митрополии с Московским Патриархатом. В 1692 году Патриарх Адриан (1690–1700) рукоположил его во архи­епископа Черниговского в Московском Успенском Крем­левском соборе. Святитель Феодосий, архиепископ Черниговский, скончался в 1696 году после непродолжительного управления епар­хией. Он заботился о типографии в Чернигове, выпускавшей необходимые для духовного просвещения книги, заботился о монашестве. Под его руководством возрастал будущий святитель Сибири Иоанн Тобольский. Память святителя Феодосия празднуется в день кончины — 5 февраля и 9 сентября — в день прославления. Синодальный указ 1896 годапредписывал совершать службу по Общей Минее до написания особой службы, которая была издана в Москве в 1901 году. В примечании в службе указывается, что тропарь и кондак в честь святителя Феодосия, по преданию, составлены святителем Иоанном Тобольским, первоначально бывшим преемником святителя Феодосия по кафедре. Имя Феодосий означает Богом данный, что отмечает в службе гимнограф: “по имени твоему тако и житие твое, всего бо себе в дар Богу принося, дар Божий воистину земли Российстей явился еси” 30 . За основу при написании иконы святителя Феодосия был взят сохранившийся его портрет во весь рост всаккосе. Действительно, в 1696 году архиепископу Лазарю (1657–1692; †1693) и святителю Феодосию пожаловано было право ношения саккоса, чего удостаивались не все архиереи в допетровской Руси 31 . Канонизации XX века открываются прославлением святого из лика преподобных. Преподобный Серафим Саровский родился 19 июля 1759 года в Курске, откуда происходил один из первых святых Русской Церкви, преподобный Фео­досий Киево-Печерский. Пре­подобный Серафим родился в купеческой семье Мошниных. При Крещении ему дали имя Прохора — в честь одного из семи диаконов Древней Церкви. Его отец Исидор Мошнин предпринял строительство каменного собора в Курске. Он почил, когда Прохор, будущий святой, был еще совсем маленьким, и его вдова продолжала ру­ководить начатымхрамостроительством. Однажды на стройке маленький Прохор упал с лесов, но, по милости Божией, осталсяневредим. Когда ему исполнилось десять лет, началось его начальное образование. Во время учебы он быстро научился читать и писать и стал усердно читать Библию, особенно Псалтырь, а также и другие духовные книги.

http://pravmir.ru/russkie-svyatyie-prosl...

В 1704-1706 гг. подвизался в Киево-Печерской лавре , перенимал духовный опыт насельников лавры и посещал занятия в Киево-Могилянской академии ( Voicescu. 1972. P. 599). Свт. Димитрий (Савич (Туптало)) подарил ему рукописный Патерик (хранится в б-ке Покровского скита). На полях рукописи П. из Г. оставил запись, из к-рой известно, что свт. Димитрий был в тот период его духовником и благословил его «провести жизнь в молчании в пустыни»; они много беседовали, П. из Г. называл святителя новым учителем отшельничества и аскетической жизни. Также П. из Г. часто общался с архиеп. Черниговским свт. Иоанном (Максимовичем), который подарил ему сочинение свт. Димитрия «Руно орошенное» (М., 1696). Согласно записям в «Большом помельнике» (синодике) Покровского скита, в 1706 г. П. из Г., получивший «большую пользу» от свт. Димитрия, вернулся в Нямецкий мон-рь. С собой он привез также рукопись слав. Архиератикона, скопированную в сер. XVII в. в Черниговской епархии, и Пролог митр. Молдавского Досифея (куплен в Киево-Печерской лавре) ( Bobulescu. 1943. P. 8). С одобрения настоятеля Нямецкого мон-ря игум. Макария П. из Г. удалился в местность в Пояна-Раюлуй, в 4 км от Нямецкого мон-ря, расположенную около горы Кириаку, где основал Покровский скит, к-рым руководил согласно правилам свт. Димитрия Ростовского (в сборнике документов Покровского скита за XVIII-XIX вв. сохр. запись П. из Г. о создании скита: Bucur. Acad. Român. Rom. 953. Fol. 63-63v). Исследователи определяют устав, введенный в скиту, как исихастский, предшествующий уставу, введенному прп. Паисием (Величковским) ( Porcescu. 2008. P. 220). Осенью 1706 г. придворные сановники рекомендовали П. из Г. молдавскому господарю Антиоху Кантемиру (1696-1700, 1705-1707) и митр. Молдавскому Мисаилу (1701/02-1708) как кандидата на Романскую кафедру. 18 дек. 1706 г. он был избран епископом Романским (избрание иеромонаха нарушало традицию, согласно к-рой на Романский престол назначали только Рэдэуцких архиереев), 18 янв. 1707 г. была совершена хиротония и П. из Г. стал 2-м по значимости архиереем в Молдавской митрополии ( Melchisedec ( tef nescu). 2008. P. 302; Porcescu. 2008. P. 217-218). 8 нояб. 1711 г. в ц. свт. Николая в Яссах он совершил помазание на царство господаря Николая Маврокордата (1709-1710, 1711-1715), поскольку митр. Молдавский Гедеон (1708-1722) впал в немилость из-за того, что поддержал Дмитрия Кантемира (господарь Молдавского княжества в 1693, 1710-1711), заключившего союз с рус. царем Петром I Алексеевичем (13 апр. 1711, Луцк).

http://pravenc.ru/text/2579866.html

В 1696 году ему предложили занять место игумена в Киевском Кирилловом монастыре, где в то время состоял его отец. После небольшого колебания он принял игуменство в указанном монастыре, но 20 июня 1696 года, с возведением в сан архимандрита, Димитрия направили в Елецкий Успенский монастырь, оставив за ним в течение трех лет управление и Глуховским монастырем. На новом месте архимандрит Димитрий проявил себя исключительно способным в ведении многообразного монастырского хозяйства. Состояние монастыря за время его пребывания в нем значительно улучшилось, так что монастырь имел возможность оказывать помощь нуждающимся. В голодные годы по распоряжению архимандрита Димитрия монастырь покупал хлеб и кормил голодающих. В 1700 году архимандрит Димитрий закончил свою третью книгу «Жития святых». Выход ее в свет радовал всех благочестивых людей. И сам отец Димитрий не скрывал своей радости. В то время у него созрел план на основе «Житий святых» сделать одну небольшую книгу, поместив в нее в сокращенном виде жития святых за год. Так появилась новая книга «Мартиролог вкратце». В 1701 году указом царя Nempa I архимандрит Димитрий был вызван в Москву, где 23 марта в Успенском соборе Кремля был хиротонисан на Сибирскую митрополичью кафедру в г. Тобольск. Хиротонию совершали три митрополита: Крутицкий Трифилий, Нижегородский Исайя, Рязанский Стефан. После посвящения митрополит Димитрий в течение года жил в Москве в Чудовом монастыре, где находилось Сибирское подворье. Нежелание ехать в далекую суровую Сибирь, стремление закончить свой труд по составлению «Житий святых» вызвали у митрополита Димитрия тоску и болезнь. По причине болезни поездка его в Сибирь была отменена и вскоре он получил назначение в Ростов Ярославский, куда прибыл 1 марта 1702 года. По приезде в Ростов митрополит Димитрий сразу же отслужил Божественную литургию и обратился к пастве с приветственным словом. Состояние ростовской паствы и духовенства поразило святителя. Духовенство сплошь было неграмотным, невежественным, большинство заражено гнусным пороком пьянства. Богослужения совершались без всякого благоговения.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

колокольни, как правило, шатровые в храмах XVII в., иногда в неск. ярусов с завершением в виде шпиля. Церковь в честь Сретения Господня Спасо-Преображенского мон-ря. XVIII в. Фотография. 2003 г. Церковь в честь Сретения Господня Спасо-Преображенского мон-ря. XVIII в. Фотография. 2003 г. Действующие храмы Вел. Устюга: собор св. Прокопия Устюжского (в совм. пользовании с ВУИАХМЗ), в нижнем этаже ц. св. Симеона столпника (верхний этаж - территория ВУИАХМЗ) и кладбищенская ц. свт. Стефана Пермского. Среди крупных зданий традиц. типа - монастырские соборы в честь арх. Михаила (1653-1656) в Михаило-Архангельском (недействующий, в наст. время размещается автотехникум), во имя Св. Троицы (1659-1701) в Троице-Гледенском (недействующий), в честь Преображения Господня (1689-1696) Спасо-Преображенского мон-ря. Облик четверика с 5 главами имеют также ц. во имя св. Димитрия Солунского (1700-1709) в Дымковской слободе на противоположном берегу р. Сухоны и ц. во имя Жен-мироносиц (1714-1722); некогда имела 5 глав холодная ц. во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских (1696-1703; недействующая). Большая часть храмов в стиле «нарышкинского барокко» была возведена на набережной, сохранились, напр., ц. Николы Гостунского с отдельно стоящей колокольней (кон. XVII - 1-я треть XVIII в., ныне выставочный зал ВУИАХМЗ), ц. во имя прор. Илии (1695; 1736-1745), ц. во имя Сретения Господня (1725-1739) бывш. Спасо-Преображенского мон-ря, ц. Симеона столпника с отдельно стоящей колокольней (1725-1728; 1736-1740; 1765), ц. прп. Сергия Радонежского (1739-1747) в Дымковской слободе. Среди немногих церковных построек XIX в. следует отметить теплую ц. Покрова Пресв. Богородицы (1884-1888) на Городище, к-рая некогда составляла единый комплекс с разобранной ц. во имя прп. Варлаама Хутынского (1698-1704) и ц. во имя свт. Стефана Пермского на кладбище. Церковь в честь Вознесения Господня. 1648 г. Фотография. 2003 г. Церковь в честь Вознесения Господня. 1648 г. Фотография. 2003 г. Самый ранний храм из сохранившихся каменных храмов Вел.

http://pravenc.ru/text/150143.html

Стефан Вонифантьев, протопоп Благовещенский. 1645–1656 гг. Чт. Общ. И. и Др. 1887, III, 79–80. Проф. Н. Ф. Каптерев , Патр. Никон и его противники; Патриарх Никон и царь Але- ксей Мих., I. Извеков, 88, 100–102. Скончался иноком Савватием 11 ноября 1656 г. Каптерев, II. Никон и ц. Алексей, I, 132. – царя Алексея Михайловича. Лукиан Кириллов, протопоп Благовещенский. 1657–1666 гг. Извеков, 88, 102. Субботин, Материалы, V, 65. Андрей Савинов Постников, протопоп Благовещенский. 1666– 1671 гг. Христ. Чтение, 1902, Янв., 126–139. Извеков, Духовник царя. Алексея Михайловича, протопоп А. С. Постников. Ср. Моск. кремл. церкви, 102 – 110. Чт. О. И. И Др. 1896, I, 5. Никита Васильевич 11, протопоп Благовещенский. 1676–1684 гг. Житие Федора Ртищева (1675 г., июнь: «священник ц. Рождества Пресв. Богородицы иже в дому царском имянем Никита, муж жития святого, иже потом бысть царский духовник», изд. проф. Козловского, стр. 167. Киев. Унив. Изв. 1906 г., дек.). Извеков, 88, 110. Участвует в венчании на царство царя Федора Алексеевича. Чт. Общ. И. и Др. 1883, I, 99. Меркурий Гаврилович, протопоп Благовещенский. 1685– 1692 гг. Извеков; 88, 111. –царя Федора Алексеевича. Иларион, игумен Флорищевой пустыни (1655–1681г.), после архиеп. Суздальский (1681–1705). В. Т. Георгиевский , Описание Флорищевой пустыни, 61. Но в Житии Илариона (стр. 104 по отд. оттиску из Прав. Соб. 1868 г) он называется лишь «о Христе духовным собеседником» царя Федора. Феофан Феофилактович, протопоп Благовещенский. 1693 – 1700 гг. А. И. V, 218. Клятвенное обещание Феофана. Извеков, 88, 114–112. Алмазов, II, 170–172. Номинальный духовник. – царя Петра I Священник Верхоспасского собора. До 1696 г. Извеков, 112. Петр Васильевич протопоп Архангельский. 1696 г. Извеков, 112. Родоначальник Надаржинских(?) Знаменский, Приходское духовенство со времени реформы Петра I, стр. 105. Яков Игнатьев, протопоп Верхоспасского собора. До 1718 г. Соловьев, История, IV кн., 410– 486. Устрялов, Жизнь Петра Великого, т. VI, стр. 266, 269, 272–278. См. выше. – царевича Алексея Петровича. Приложение II. Исповедь земле 924

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

патриарх тою болезнию был одержим» 333 . Сам п. Адриан, через Кариона Истомина, так сообщал архиеп. Афанасию о своей болезни, в письме от 26 июля 1696 г.: «Иулиа месяца писания твоя два нам прияхом за доброжелание твое нам в Дусе Святе сыновское благодать Всеблагому Богу восписуем. В нашей архипастырской к твоему преосвященству любви о преключившейся волею Божией в телеси болезни извествуем. Нынешнего круга летотечия в февруарии месяце в пяток на сырной неделе пред вечером по врачевскому хитрознанию спаде мокрота (нам же мнится от престатия кровопущания) и левая нога и рука мало якобы отерпе и неможение втворяет ми. И когда бывает на аере облаков посупление к дожделитию, тогда уже и по летах старостью снижающихся и в сем приключении паче немоществовахом. Но ныне иногда от приключившейся болезни милостью Божиею и предстательством Владычицы Богородицы Марии и всех святых и вашими сыновскими о нас мольбами отрады приемлем. Еже аще хощет воля Божия, в совершенство здравия да воскрепит ны желаем» 334 . Параличная болезнь временами ослабевала и давала возможность п. Адриану отправлять богослужение и заниматься делами (о чем говорит его участие даже на соборах в конце XVII века); временами усиливалась до того, что в ожидании кончины п. Адриан поручил задолго до смерти (в 1696 г. составить духовное завещание. Кариону Истомину) 335 , и неоднократно по его «изволению» совершалось над ним таинство Елеопомазания (20 окт. 1698 г. и 24 июля 1700 г.) 336 . При таком постоянном недомогании п. Адриана неудивительно, что ему было не до энергичного управления церковью и епархией. Тесным кольцом его окружили и делали, что хотели «старцы ближние при нем» 337 , среди которых получил печальную известность архидиакон Иона, настолько вошедший в доверие п. Адриана, что заведывал ставленническими делами 338 и ездил в особой карете, сделанной на патриаршие средства в 1697 г. за 32 руб. 339 (около 550 руб. на наши деньги). О беспорядках в патриаршем управлении многие, по словам прибыльщика Петра I Алексея Курбатова, сетовали.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

32 Герцог Крои произошел от Венгерских Королей. Отец его был Герцог Филипп, а мать Изабелла, урожденная Графиня Бронгорст. Один из его предков переселился в XII столетии во Францию и, соединясь узами брака с домом Крои, наследовал это имя, вместе с значительным достоянием. Максимилиан возвел Фамилию Крои в Княжеское достоинство (1486 г.); Генрик IV пожаловал, им титул Герцогов. 33 От 25 августа 1696 года. Дипломат. Сношения нашего вора с Европейскими, сочинения моего родителя, ч. I. 35 Барон Людовнк, Николай Аларт, в последствии Генерал-Аншеф я Андреевский кавалер, скончался в 1727 году. –· См. об нем в биографии Графа Шереметьева под годом 1709-м. 38 Князь Яков Федорович. См. об нем в биографии фельдм. Князя Василия Владимировича Долгорукого. 39 Адам Адамович Вейде родился в Москве; участвовал в обоих Азовских походах (1695 и 1696 г.); будучи Майором Лейб-Гвардии Преображенского полка, употреблен Государем по дипломатической части; под Нарвою (1700 г,) не только удержал поле сражения, но опрокинул сильный натиск Шведов, ранен, взят в плен; десять лет томился вдали от родины; размешен (1710 г.) на Рижского Генерал-Губернатора Графа Штремберга; доказательство сколько Петр Великий дррожил его службой, ибо Трубецкой, Долгорукий, Головин, любимцы Государевы, остались еще в Щвеции! участвовал в несчастном Прутском походе (1711); отличился в морском сражении при Ганго-Удде (1714); награжден тогда чином Генерал-Аншефа и орденом Св. Апостола Андрея; при самом учреждении Военной Коллегии (1718 г.), пожалован, вместе с Князем Меншиковым, Президентом оной; скончался в 1720 году, и, по приказанию Петра Великого, не смотря, что был иноверец, погребен в Невском монастыре. – Во время следствия над Царевичем (1718 г.), Вейде представлял главное лице, особливо 26 июня, В день кончины несчастного Алексия! 42 О долгах герцога Крои упоминается в капитуляции города ревеля, 1710 года. Из ответа тамошнего Магистрата, от 29 января 1759 года, на вопрос Военной Коллегии, видно: что они еще не были тогда очищены.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

In 1696, Hieromonk John was elevated to Archimandrite at the request of Archbishop Feodosy of Chernigov to Church authorities in Moscow. He was elected successor to Archbishop Feodosy after the latter’s death in 1696. On 10 Jan 1697, Patriarch Adrian consecrated Archimandrite John to the Episcopate in the Moscow Kremlin’s Dormition Cathedral, and immediately thereafter elevated him to Archbishop. While serving in Chernigov, he started honoring the sanctity of his predecessor, Archbishop Feodosy. When he had suffered a serious illness, he attributed the help of Archbishop Feodosy to his relief, and later authored the Troparion and Kontakion to Saint Feodosy. Also as Archbishop of Chernigov,he helped to support Hieromonk Dimitri (Tuptalo, 1651-1709) while Father Dimitri was writing the third volume of his “Lives of the Saints.” Hieromonk Dimitri was later glorified as Saint Dimitri of Rostov. In 1700, Archbishop John opened the Collegium, which was the first Seminary to open in Russia. In the Boldin Trinity Monastery, Archbishop John set up a print shop, which produced prayer books, textbooks, and works of spiritual and moral content, including several of his own works. Also during this period, he made contact and communicated with the Monasteries of Athos, Jerusalem, and Saint Catherine’s Monastery on Mount Sinai. Archbishop John aided the monks of these Monasteries with material support. In 1711, Archbishop John was elevated to Metropolitan, and, due to a conflict with Prince Dimitri Menshikov, was transferred to Tobolsk, as Metropolitan of Tobolsk and Siberia. There were instances of clairvoyance in conversations with Emperor Peter I concerning the Battle of Poltava and the fate of Prince Menshikov. Metropolitan John undertook extensive missionary efforts while in Tobolsk-his Diocese was enormous, stretching from the Urals to the Pacific Ocean. He sent missionaries to the Ostyaks, Voguls, and other Siberian peoples. He converted a Muslim “princeling” to Christ’s Holy Church, and baptized 300 of his tribesmen.

http://pravoslavie.ru/64878.html

Виниусу: «Мы, слава Богу, зело в изрядном состоянии нашли флот 11 . Только еще облако сомнения закрывает мысль нашу 12 , да не укоснеет сей плод, яко фиников, которого насаждающии не получают видети». A чтобы облак сомнения прогнать для сего нужно уменьшить число бородачей и облечь их в немецкие кафтаны, чтобы они не были «супротивниками» его сподвижников (Немцев) в деле преобразования Русских. И, по всей вероятности, к этому времени нужно отнести факт о бритье бород Петром у знатнейших жителей Воронежа, а не к Пасхе 1696 года, как было сообщено в Воронежских Губернских Ведомостях (1851 года, 24), тем вероятнее, что Петр и в Москве, в первый же день своего приезда, собственноручно обрил бороды некоторым знатным вельможам и тогда же, раздал указ о брадобритии, под угрозой наказания и денежного штрафа (Указы Петра В. 1696–1700). Во время своего в Воронеже пребывания, «Петр зачал строить корабль, который может носить шесть пушек» (Письмо его к Виниусу). И Государь неутомимо сам работал в строении кораблей. Святитель Митрофан, без сомнения, знавший о прибытии на Воронеж Петра, как усерднейший подданный его, с молитвенным благословением встречал своего Государя, который в свою очередь, в каждый свой приезд в Воронеж, прежде всего, заезжал к уважаемому им Святителю (Описание Вор. Епархии, стр. 198). Осмотревши работы на верфи, где много было иностранцев, заправлявших кораблестроением и, давши им нужные, по сему соображению, советы, Петр отправился в Белгодор, а оттуда в Азов, – и вскоре, снова воротился в Воронеж. Из Воронежа, он почти ежедневно посылал в Москву курьеров для узнания о состоянии здоровья больного своего любимца, Лефорта. 1-го марта 1699 года умер Лефорт. Получивши известие о смерти своего любимца, Петр в тот же день на почтовых отправился для его погребения в Москву, куда прибыл в два дня. По погребении Лефорта, Петр снова отправился в Воронеж со многими знатными особами (Голик., 1 ч., 343). От 13-го марта 1699 года, уцелело письмо Святителя Митрофана Острогожскому полковнику Ф.И.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Угасающий от болезни патриарх, рукою верного секретаря, отвечал любезно, молясь по поводу сообщения Петра, что (вопреки ходившим на Москве слухам), «мы… при добром состоянии живы» и присоединяясь к радости государя по случаю побед союзного оружия над турками. Адриан никак не отреагировал на странное обращение Петра к нему как «Святейшему Архипастырю Россиян», звучащее так, будто царь и впрямь (как говорили) превратился в иноземца. Ощущая себя почти за гранью земной жизни, патриарх не мог даже помыслить, что готовит Петр Российскому православному царству по возвращении. За гранью Благословив Петра в совершенно немыслимое для государя путешествие на Запад, «инкогнито» и в более чем странной компании, Адриан остро ощутил приближение смерти. Болезнь давно мучала нестарого, по меркам архиереев того времени, архипастыря. Еще 21 февраля 1696 г. «патриарху припала параличная болезнь, и с того году святейший патриарх тою болезнию был одержим» 530 . В отличие от Иоакима, Адриан не гнал от себя дипломированных врачей Аптекарского приказа, хотя и относился к их усилиям с долей иронии. Несмотря на лечение, приступы делались все сильнее. 26 июля 1696 г. патриарх, рукою верного секретаря Кариона Истомина, писал архиепископу Афанасию Холмогорскому, обеспокоенному состоянием здоровья архипастыря и приславшему за месяц уже два послания: «…о приключившейся волею Божией в телеси болезни извествуем. Нынешнего круга летотечения в феврале месяце в пяток на Сырной неделе по врачевскому хитрознанию спаде мокрота [нам же мнится от престатия кровопущания] и левая нога и рука мало якобы отерпе и неможение втворяет ми. И когда бывает на аере (в атмосфере. – А. Б.) облаков поступление к дожделитию, тогда уже, и по летах старостью снижающихся, и в сем приключении паче немоществуем. Но ныне иногда от приключившейся болезни милостью Божиею… отрады приемлем. Еже аще хощет воля Божия – в совершенство здравия да воскрепит нас, желаем» 531 . Приступы были настолько сильны, что Адриан решил с помощью Кариона Истомина составить Духовное завещание 532 . В марте 1697 г., приуготовясь покинуть земные пределы, патриарх объявил свою последнюю волю 533 . Смерть, говорилось в духовной, есть удел каждого человека, несмотря на возраст и сан. Внезапность и всеобщность смерти должны побуждать человека всегда помнить о «четырех последних вещах, кои суть смерть, Суд, Геенна и Царство небесное». «Мнил себя смерти быть далече», сетует патриарх, а теперь уже не вернуть прожитого и не обратить дни, проведенные «во грехах», во благое время покаяния и приготовления к смерти. Остается надеяться, что Бог, в великом своем милосердии, «оставит (Адриану) леность и небрежение и весь долг простит, как человеколюбец, и веру едину вместо дел да вменит».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010