О недвижимых имуществах духовенства в России//ЧОИДР. 1859. Кн. 4. Отд. 1. С. 54). Согласно жалованной грамоте от 30 дек. 1700 г., еще 3 июля 1696 г. царь Петр I издал именной указ о передаче Н. М. п. Соловецкому мон-рю: «...и в прошлом 204 году июля в 3 день, по нашему именному указу велено тое Соловецкую пустынь, что в Марчугах, приписать к Большому Соловецкому монастырю, а надзирать Московские их службы строителю, и чтоб в той пустыне инокам пред прежним прибывало, а не малилось» ( Скворцов. 1911. С. 196). Приписка пустыни к Соловецкому мон-рю произошла после посещения царем Петром I Соловков в 1694 г. Приблизительно в то же время к Соловецкой обители отошла и Чухломская Авраамиева Ризоположенская пуст. с землями (История. 1899. С. 115-116). До 1696 г. настоятелями Н. М. п. были строители, направлявшиеся в обитель Московским Соловецким подворьем. Известны строители Геннадий (1674), Прохор (1677), Иринарх (Тарбеев; 1678-1680), Игнатий (Римский-Корсаков; 1680-1683), совмещавший настоятельское служение с лит. деятельностью, Моисей (после 1683), входивший вместе с бывш. игуменом путивльского Молченского мон-ря Сергием и вдовым свящ. Никифором Семёновым в Комиссию по справе богослужебных книг. После 1696 г. пустынью управляли строители, избиравшиеся из числа братии Соловецкого мон-ря ( Досифей (Немчинов). 1836. С. 402). К 1700 г. в Н. М. п. проживали от 3 до 8 монашествующих и до 15 служителей. 30 нояб. 1712 г. в обители принял монашеский постриг Ефрем (Коротков), впосл. строитель Саровской в честь Успения Пресвятой Богородицы пустыни . В XVIII в. в Н. М. п. ссылали на покаяние за различные проступки священнослужителей. Так, в 1724-1726 гг. в обители «по обещанию» находился инквизитор, насельник московского во имя святителя Иоанна Златоуста монастыря иером. Иов (Попов), обвиненный в самоуправстве, мздоимстве и пьянстве (ОДДС. Т. 9. С. 448). На рубеже 1763 и 1764 гг. в пустыни проживал лишь монах-строитель ( Богданова. Секуляризация. 2015. С. 62). Церковь во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких над юж.

http://pravenc.ru/text/2577883.html

В архитектуре Успенской церкви специалисты (Н.В. Валукинский, Г.К. Лукомский, Ю.И. Успенский) отмечали влияние средневекового зодчества Руси, оно отчетливо проявляется в высоком квадратном нефе, увенчанном пятью главами. Это и есть самая старая часть церкви, ибо трапезной и колокольни в их сегодняшнем виде тогда не было. Не только старинной архитектурой привлекает внимание Успенская церковь. Дело еще и в том, что это единственный сохранившийся памятник, связанный с кораблестроением в Воронеже в конце XVII - начале XVIII века. Петр I, впервые приехавший в наш город в феврале 1696 года, нашел здесь наиболее удобное место для создания морского флота. В короткий срок близ Успенского монастыря выросла Немецкая слобода, на острове возведено адмиралтейство, включавшее в себя цитадель (крепость), каменный цейхгауз, «парусный двор». Поблизости построили дворец царя, дома его сподвижников А.Д. Меншикова, Ф.М. Апраксина, Ф.А. Головина, Н.М. Зотова. По обе стороны монастыря тянулась корабельная верфь. После богослужения в Успенской церкви 2 апреля 1696 года на воду спустили первый корабль - галеру «Принципиум», чуть позже - многопушечный корабль «Апостол Петр». Построенный в Воронеже флот дал возможность русской армии 19 июля 1696 года взять турецкую крепость Азов. В 1700 году по чертежам самого цар был построен корабль «Предестинация», в 1703 году - «Разженое железо», «Святой Георгий», «Святая Наталия». В 1704 году на рейде против города стояли многопушечные галеасы «Дельфин», «Вингельгак», «Воронеж», на стапелях строилась «Ластка», на берег вытащены «Старый Орел», «Спящий Лев», «Самсон», «Шпага». Мужской монастырь, оказавшийся в эпицентре бурных событий, мешал верфи; в 1700 году он был упразднен Петром I и слит с Алексеевским Акатовым. Успенская церковь превратилась в Адмиралтейскую. Строительство флота длилось до 1711 года. Свидетелем тех славных событий осталась одна Успенская церковь: часть остальных построек сгорела в пожаре 1748 года, часть разрушена временем и небрежением наших предков. С прекращением кораблестроительных работ Успенская церковь стала обычной приходской. К тому же после стихии 1748 года приход превратился в один из беднейших в Воронеже, ибо состоятельные граждане стали переселяться от реки на верхнее плато. Хотя именно в Успенском приходе в конце XVII века купцом Петром Гардениным (1756) был построен первый в городе жилой каменный дом.

http://sobory.ru/article/?object=00818

92 Когда неизвестно, но судя по тому, что решение по ней последовало в июле 1696 г., следует, что она появилась около этого времени (1696 г.) и во всяком случае не позднее. 93 Далее следуют слова: «вручити же сие все должно великому господину святейшему кир Адриану архиепископу Московскому и всея России и всех северных стран патриарху». Эта докладная записка, равно как и след. приказная справка находятся вместе с списком книг Посольского приказа 1696 г. в том же деле – 1696 г. июля 29 дня. (Доклад о св. мощах и пр.). 94 Образ этот был снесен в Посольский приказ с Верху в 179-м году. Он был «в киоте с створы, поверх образа деисусы, на створах писаны архангелы Михаил и Гавриил, в верху киота во главе написан Спасов образ, на образе на верхнем поле 3 камешка червчатых; образ и киот обложены серебром, киот и оклад ветх, под чудотворным образом часть мощей от шеи чудотворца Николая». Образ прислан Имеретинского царя Баграта боярином Дмитрием Романовым с митр. Гедеоном в 178 году. У образа внизу написано по-грузински: «обложен сей образ города Лечхума под владением Меретинские земли боярином Варданом по обещанию для здравия и помяновение своего и жены и детей своих». 201 (1693) г. июля 2 последовал царский имянной указ: «мощи велик, святителя и чудотворца Николы из Посольского приказа взнесть к великим государем в Верх в хоромы и положить в нарочно устроенный серебряной ковчег, который сделан в образу ево ж свят. Николы чудотворца». Вследствие этого указа мощи свят. Николая из Посольского приказа взяты были царской Мастерской палаты подьячим Иваном Самсоновым «в государской поход в село Преображенское». (А. М. И. Д. Греческие дела 7201 г., июля 2, д. 30; Грузинские дела 1680 г., д. 3). 95 Из этого указа создалось совершенно ложное утверждение, что Петр I повелел «все книги собирать и держать в Посольском приказе в береженьи» и пр., (т.е. учредил нечто в роде Публичной библиотеки). См. Обозрение библиотеки Архива в 3–4 вып. Сборника Архива. 97 А. М. И. Д. Приказные дела новых лет. 1707 г. апреля 11. (Память из Аптекарского приказа о присылке в оной из Посольского приказа латинских и немецких книг).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

175. Спаса Нерукотворенного Образа, что на Убогих Домах. По приделу Параскевы Мученицы церковь обыкновенно называется «Пятницы на Божедомке». Находится в Царицынском переулке, на Пречистенке. Построена на бывшем дворе боярина А.П. Салтыкова в 1694–1696 годах «коштом Царицы Марфы Матвеевны по собственному ея обещанию в вечное поминовение супруга своего Царя Феодора Алексеевича». Трапезная и колокольня XIX века. Другой придел Николая Чудотворца. 176. .Живоначальной Троицы, что на Хохловке. Близ Покровского бульвара, в Хохловском переулке. Построена в 1696 году женой окольничьего Е. А. Чириковой. Приделы: 1) Владимирской Божией Матери, 2) Димитрия Ростовского . 177. Спаса Нерукотвореннаго Образа, в Зачатьевском монастыре, над воротами. Построена в 1696 году окольничьим А. Римским-Корсаковым. 178. Покрова Пресвятой Богородицы, что на Лыщиковой горе. Близ Землянки и Николоямской улицы, в Лыщиковом переулке. Построена в 1696 году, обновлялась, в XVIII веке и в 1832 году. Приделы: 1) Казанской Божией Матери, 2) Иоанна Дамаскина . 179. Николая Чудотворца, что в Гнездниках. Тверская, близ Леонтьевского переулка. Главная церковь конца XVII в., трапезная 1751 года. Главный престол Благовещения Божией Матери. Другой придел Димитрия Ростовского . 180. Николая Чудотворца в Толмачах. Между Ордынкой и Полянкой, угол Большого и Малого Толмачевских переулков. Главная церковь построена в 1697 году гостями Добрыниными. Трапезная и колокольня выстроены в 1833 году по проекту архитектора Шестакова. Главный престол Сошествия Святого Духа. Другой придел Покрова Персвятой Богородицы. 181. Спаса Преображения, что на Песках, Арбат, Спасопесковский переулок. Церковь конца XVII века. Обновления были в 1743 и 1842 годах. Приделы: 1) Михаила Архангела, 2) Николая Чудотворца. Николая Чудотворца, что на Ямах. Николоямская улица, близ Рогожской. Главный храм построен в 1697 г., трапезная и колокольня в XIX веке. В 1867–1878 годах вся церковь значительно переделана. Главный престол Св. Троицы. Другой придел Иоанна Предтечи.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/u...

В кон. апр. 1694 г. И. был назначен настоятелем Троице-Сергиева мон-ря. В том же году совершил перестановки в монастырском управлении: келарем стал Мисаил (Григоров), казначеем - Пахомий (Бурнашев). Впосл. И. поддерживал с ними переписку. Годы настоятельства И. в Троице-Сергиевой обители - наиболее вероятное время возведения здесь царских «Чертогов» (документация не сохр.). Во время Азовских походов в 1695 и 1696 гг. мон-рь предоставил 50 тыс. р. и 40 тыс. р. «на ратных людей». 8 окт. 1696 г. братия обители во главе с И. встречала царя Петра I, прибывшего для благодарственной молитвы по случаю взятия Азова. После кончины 6 дек. 1696 г. Новгородского митр. Евфимия (Рылкова) И. был избран его преемником. Хиротонию 6 июня 1697 г. возглавил патриарх Адриан. До сент. И. оставался в Москве, проживал на подворье Новгородских архиереев в Китай-городе. 27 сент. прибыл в Новгород, по дороге остановился в Валдайском Святоозерском в честь Иверской иконы Божией Матери монастыре и велел снять для себя копии с рукописей недавно переведенных там книг. Нуждаясь в образованных сподвижниках, И. взял с собой в Новгород мон. Феодосия (Яновского ; впосл. архиепископ), который отбывал наказание в Троице-Сергиевом мон-ре. Первоочередной задачей И. стало обеспечение иконами, церковными книгами и утварью храмов, выгоревших в мае 1696 г. во время пожара на Торговой стороне Новгорода. Под личным наблюдением И. восстанавливался Знаменский собор. В качестве образца для изготовления иконостаса И. выбрал иконостас Успенского собора Троице-Сергиева монастыря, собственноручно скрепил книгу для сбора пожертвований и первым внес вклад на украшение (100 р.). При И. в епархии было построено много храмов, первым стала заложенная митрополитом каменная больничная ц. блгв. кн. Александра Невского в Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыре (1698; не сохр.). Памятная доска сообщала, что церковь «устроена по благословению Великого Господина Преосвященного Иова, митрополита Великого Нова-Града и Великих Лук, тщанием и рачением и усердным подаянием того же Великого Нова-Града воеводы ближнего окольничего Петра Матвеевича Апраксина и прочих христолюбивых того Великого Нова-Града жителей, священного и воинских и купеческих и всякого чина людей» (ИРИ.

http://pravenc.ru/text/578172.html

Димитрий теперь уединился там и занялся устройством обители в хозяйственном отношении, он улучшал постройки, между прочим проектировал новую соборную церковь . Испрошена на это грамота митрополита, заключен и договор с подрядчиками. Однако, события церковные и политические не переставали интересовать Димитрия. Умер 1693 г. 3 сентября в Чернигове архиепископ Лазарь Баранович, – этот «столп церквей», как называет его Димитрий. Недолго спустя, 1696 г. 6 февраля, скончался и его преемник, св. Феодосий Углицкий; в начале 1696 г. пришла весть о кончине московского царя Иоанна Алексеевич а. В том же году последовала смерть друга Димитрия, игумена Иннокентия Монастырского. В 1696 году Димитрию предложили занять место игумена в Кирилловском монастыре, где ктитором состоял его отец, Савва Григорьевич. Он сначала отказался, но после был «убежден принять игуменство». Жить здесь ему почти не удалось: будучи определен сюда в начале 1696 г., он 20-го июня получает уже другое назначение в архимандрита Елецкого Успенского монастыря, близ Чернигова, вместо Иоанна Максимовича 189 , который по смерти св. Феодосия Углицкого возведен в сан Черниговского епископа. Посвящение в сан архимандрита совершил епископ Иоанн. Это назначение он считал уже честью, которая превышала его силы, как писал он на поздравления из Москвы от Феолога; в то же время Димитрий не переставал управлять и Глуховским монастырем в течение 3 лет. Ему помогал в этом его наместник, Ипполит. При приеме Елецкого монастыря там оказалась и денежная казна 190 и немалые земельные владения. Так, когда новый игумен через месяц собрался ехать в Батурин, Киев и Глухов, то его осадили просьбами о деньгах: монахи просили выдать им «зажитое», отец Геннадий заявил, что у него мало денег на расходы. Отправляющийся тогда же в Нежин наместник Ипполит заявил, что и ему надо деньги. По возвращении Димитрия из Глухова опять к нему приступил казначей за деньгами. При смене казначея новым, в декабре того года, тоже оказались такие же надобности.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

15 февр. 1695 г. в Дубно состоялся Собор православного духовенства и шляхты Луцкой епархии, на котором епископом Луцким и Острожским был избран Жабокрицкий. Инициаторами избрания стали влиятельные деятели братского движения: глава луцкого Крестовоздвиженского братства А. Пузына, его заместитель П. Вышгерд-Заблоцкий (в монашестве Пахомий, впоследствии униат, настоятель Почаевского мон-ря), глава кременецкого Богоявленского братства С. Копыстенский. Недостаточная их осведомленность в канонах привела к тому, что епископом был избран человек, женатый 2-м браком на вдове и потому не имевший права принять священный сан. В ответ на действия Луцкого братства И. с войском 18 мая 1695 г. прибыл в Луцк, где разорил Братский мон-рь и кафедральный собор, затем вывез во Львов имущество Луцкой кафедры. И. попытался провести переговоры с Жабокрицким. 1 июля 1695 г. с последним встретился в Луцке игум. львовского Иоанно-Богословского монастыря Венедикт (Ступницкий), предложивший от имени И., чтобы хиротония Жабокрицкого на Луцкую кафедру при условии внесения им установленной платы и гиберны состоялась по благословению И. Жабокрицкий отказался и 6 сент. 1695 г. выхлопотал привилей короля, по к-рому Гощанский Михайловский и Подгорецкий Благовещенский (совр. с. Подгорцы, Львовская обл.) мон-ри перешли из-под власти И. в его распоряжение, несмотря на протесты Львовского епископа. 12 мая 1696 г. король выдал Жабокрицкому привилей на Луцкую кафедру, и с тех пор последний фактически управлял Луцко-Острожской епархией. В сент. 1696 г. он был тайно пострижен в монашество, затем также тайно рукоположен во иерея. И. отказался признавать Дионисия в качестве епископа-номинанта и распространял на Волыни листовки о его двоеженстве и безнравственности. Луцкое и Кременецкое братства обвиняли И. в клевете. 21 июля 1696 г., после смерти кор. Яна Собеского (17 июня 1696), И. отправил письма белгородскому воеводе кн. Б. Р. Шереметеву и Киевскому и Галицкому митр. Варлааму (Ясинскому), вошедшие в «Летопись Самуила Величко» (гл. 37). В обоих посланиях повторяется фраза: «Умер король, умерла и уния» (имеется в виду принятие И. унии по настоянию Яна Собеского), И. подчеркивал свою верность православной Церкви. В послании к митр. Варлааму (Ясинскому) И., жалуясь на Дионисия (Жабокрицкого), писал, что «отец Жабокрицкий угнетает духовенство моей Луцкой администрации, за что его нужно предать проклятию». Оба письма И. подписал не только как епископ Львовско-Галицко-Каменецкий, но и как «администратор митрополии Сучавской и епископии Луцкой». Несмотря на заявления в письмах о приверженности Православию, в 1697 г. И. внес в гродские книги Львова и Луцка запись своей присяги 1681 г. на верность Риму.

http://pravenc.ru/text/578563.html

3. 1449, 2154, 1249; 2. 1110; Покровский. К истории монастырей. С. 7. Характерно, что постоянно росли земельные владения Казанской кафедры. По описи 1623 г. можно судить о том, насколько умножились эти владения с 1603 по 1623 г. В 1612 г., например, Казанскому митрополиту Ефрему (1606–1613) удалось получить новые владения «по приговору всея земли Казанского государства (!)»; см. этот замечательный документ в: Чтения. 1896. 3. Отд. 5. С. 9. Сведения извлечены нами; см. «Материалы» в: Покровский. К истории казанских монастырей до 1764 г., в: Изв. Каз. 18 (1902). Приложения I–XXV. Смирнов. Города Московского государства. 1. 2 (1919). С. 298, 290. Переписная книга 1646 г. (с пробелами) в: Никольский. Ук. соч. 1. 1 (1897). Приложения IV–XXV. По Казанскому уезду данные лишь о 5 монастырях. Сведения извлечены нами, ср. «Материалы» в: Покровский. Ук. соч. Приложения X–XXV. Там же. Приложения I–XXV. В 1696 г., уже при царе Петре Великом епархиальные кафедры и монастыри обязаны были на свои средства строить корабли для похода на Азов. Елагин С. История русского флота. Период Азовский (1864). С. 51. Земли духовенства были разделены на 17 «кумпанств», по 8000 крестьянских дворов в каждом; Казанский митрополит составлял целое отдельное кумпанство с 1126 крестьянскими дворами и выплатил 9800 рублей. Там же. С. 54, 61. Для этой цели был произведен подсчет крестьянских дворов. При этой описи по Понизовью учтены были 4 монастыря. Сравним число дворов в 1696 г. с данными 1646 и 1678 гг. Монастыри 1646 г. 1678 г. 1696 г. 1. Преображенский (Казань) 821 378 369 2. Богородицкий (Свияжск) 1427 1265 1116 3. Троицкий (Чебоксары) 115 115 117 4. Преображенский (Арзамас) 356 ? 323 По 1696 г. цитируем: Сивков К. К истории землевладения. Приложение. С. 221. Милютин. Ук. соч., в: Чтения. 1860. 3. С. 132, 142–143, 151. Завьялов. Вопрос о церковных имениях при имп. Екатерине II (1900). С. 246–347. Канцелярия Синода использовала данные 1744 г., что видно из сличения обеих переписей. Clemens Adam, в: Op. cit. P. 152; Horsey, в: Russia of the close of the XVI century. London (Изд. общества Харклита). Цит. по: Макарий. 8. С. 229; Petrejus. Regni Muschkowitici Sciographia. Stockholm, 1615 (немецкое издание: Historien und Bericht von dem GroЯfьrsmenmum Muschkow durch Petrum Petrejum de Erlesunda. Leipzig, 1620; по-русски: История о великом княжестве Московском, в: Чтения. 1867. 2. С. 418). Платонов. Лекции (1915. 9-е изд.). С. 165. Мелкие земельные владения, главным образом мелкие вотчины, продавались или закладывались монастырям. Веселовский. Село и деревня в северо-восточной Руси в XIV–XVI вв. (1936). С. 56. Ср. множество документов: Тверские акты. Изд. С. Шумаковым. 1 (1896) и Углицкие акты (1899); этот процесс продолжался и в XVII в.

http://sedmitza.ru/lib/text/436705/

(почитаемые списки в Ильинской и Пятницкой церквах). После Прутского похода (1711) в храмы В. е. из храмов Азова и Троицкого-на-Таганроге были переданы богослужебная утварь и иконы рубежа XVII-XVIII вв., в т. ч. созданные иконописцами Оружейной палаты, напр. 8 местных икон 1702 г. письма Никиты Рожкова из Покровской ц. в Азове (Словарь... С. 532); огромная почитаемая Смоленская икона Божией Матери из азовского мон-ря во имя Иоанна Предтечи (3 аршина 6 вершков ´ 2,5 аршина), вывезенная в Борщёвский Троицкий мон-рь под Воронежем, была в 30-х гг. XVIII в., при еп. Иоакиме, перенесена в воронежский Благовещенский собор. Азовские древности хранились в храмах Павловска, напр. в Преображенском соборе чудотворный, написанный на раковине образ Божией Матери «Знамение», обретенный в Азове в 1696 г. и вскоре поставленный в киот с изображениями взятия Азова, обретения иконы и надписью в форме виршей (в 20-х гг. XIX в. был сделан новый лучеобразный киот над царскими вратами), колокол (1697) из азовского собора в честь Похвалы Пресв. Богородицы, напрестольный крест (1655?, первоначально для Кутеинского оршанского мон-ря, Белоруссия), писанные на камке иконы Спаса и Божией Матери из иконостаса, включавшего также изображения апостолов Петра и Павла, мучеников Адриана и Наталии (святых царской семьи) и прп. Сампсона Странноприимца, в день памяти к-рого произошла Полтавская битва (опись Петропавловского собора в Павловске 1714 г.- см.: Димитрий (Самбикин), архим. 1886. Вып. 4. С. 148-157). В Казанской ц. в Павловске находилась икона Казанских святителей Гурия, Германа и Варсонофия, посланная в 1709 г. Казанским митр. Тихоном посадским людям из Казани, переведенным на жительство в Троицкий-на-Таганроге; по заказу бывш. жителей Казани казанский протодиак. Григорий Терентьев выполнил точный список с Казанской иконы Божией Матери (1705) - одна из почитаемых святынь Павловска (украшен окладом работы Семена Дмитриева). Под Богучар, в возобновленный как Азовско-Донецкий мон-рь во имя Иоанна Предтечи были перенесены из Предтеченского мон-ря в Азове древний чудотворный образ св. Иоанна Предтечи, резной иконостас (1700-1701) с иконами работы Василия Иванова и стрельца Ивана Гарасимова, Евангелие (1696), кресты (1697 и 1700), кадило (1700) и плащаница.

http://pravenc.ru/text/155254.html

В разное время В. м. были пожалованы земли на р. Усмани и на Тавровском поле, дер. Клементьева, леса в устье р. Песчанки. 30 марта 1617 г.- Голышевское селище, покосы, лес и рыбная ловля в Голышевском, Телевском и Малышевском затонах, в 1633 г.- половина дер. Сушиловки, в 1637 г.- поле в урочище Долгая Поляна. В 1629 г. обитель владела 675 дес. пашенной и 80 дес. луговой земли. В 1681 г. грамотой царя Феодора Алексеевича за В. м. была закреплена пристань на р. Воронеж. С началом строительства в Воронеже морского флота (1696) около В. м. появились Немецкая слобода с каменной евангелической кирхой, адмиралтейство, цейхгауз, парусный двор, а также дворец царя и дома его сподвижников. По обе стороны мон-ря протянулась корабельная верфь. 2 апр. 1696 г. после богослужения в Успенской ц. на воду был спущен первый корабль - галера «Принципиум», впосл. суда освящались либо Воронежскими архиереями, либо настоятелями мон-ря (до 1700). Рабочие, трудившиеся на верфи, бесплатно пользовались монастырскими владениями, в частности рыбными ловлями, паромом, из-за чего доход обители резко сократился. Сложность монашеской жизни в непосредственной близи от многолюдной верфи и материальные трудности привели к упразднению В. м., к-рый в 1700 г. указом Петра I вместе с вотчинами был переведен в Акатов мон-рь, Успенский храм обращен в приходской при адмиралтействе. В 1700-1711 гг. в нем проходили торжественные церемонии при спуске на воду судов. На богослужениях, к-рые совершали Воронежские епископы, часто бывал Петр I (по преданию, пел на клиросе). До нач. XX в. в храме хранился стул с высокой спинкой, обитый черным сафьяном, по преданию сделанный Петром I. После неудачного Прутского похода 1711 г. строительство кораблей в Воронеже прекратилось. Пожар 9-10 мая 1748 г. истребил район бывш. верфи, жители к-рого переселились на мысы, в степь и на верхнее городское плато. Успенская ц. стала беднейшей среди воронежских храмов, в посл. четв. XVIII в. в храме служил 1 священник. В нач. XIX в. Успенский храм стал благоустраиваться, в 1803 г. была сооружена 3-ярусная колокольня, правый придел (в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость») был переосвящен в честь Богоявления, в 1823 г. освящен левый придел во имя свт. Алексия Московского, в 1859 г. переосвященный во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских. В 1873 г. был построен дом для причта. После ремонта в 1880-1881 гг. храм был заново расписан. В 1805 г. в Успенской ц. служили протоиерей, диакон, дьячок и пономарь, в 1885 г.- священник, диакон и псаломщик. С 1893 г. при храме действовало церковноприходское попечительство, располагавшее капиталом в 1513 р., проценты с к-рого выдавались бедным прихожанам к Рождеству Христову и на Пасху. В 1894 г. на средства Е. В. Гардениной при церкви была построена богадельня (на 12 чел.), с 1895 г. половину здания занимала школа (на 20 девочек).

http://pravenc.ru/text/155262.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010