17892. Ч. 10. С. 9-10 [год в этом изд. указан неверно]). Впосл. Петр I утратил интерес к участию в совершении чина Н., не почтив его своим присутствием в 1696, 1697 и 1698 гг. В 1699 г. он, напротив, прибыл к чину облаченным в традиц. рус. царскую одежду, и принял благословение от патриарха Адриана; но этот поступок следует рассматривать не как шаг навстречу старым московским обычаям, а, наоборот, как целенаправленную подготовку к радикальной реформе летосчисления, последовавшей в том же году (см.: Живов. 2004. С. 40). 20 дек. был обнародован указ Петра I о переходе на исчисление лет от Рождества Христова, а не от Сотворения мира. В том же указе было предписано праздновать Н. 1 янв., для чего жилые дома следовало украшать еловыми деревьями и ветвями, в храмах совершать благодарственный молебен, а после того там, где есть возможность, устраивать салют из пушек и ружей; указ дополнялся распоряжением об устройстве 1 янв. 1700 г. царского новогоднего ужина для знатных особ, на к-ром следовало присутствовать обязательно в одежде европейского образца (Там же. С. 106-109). Старинный чин Н. был еще раз совершен в сент. 1700 г. в Кремле, но уже без участия царя и патриарха (к-рый тяжело болел, а спустя полтора месяца скончался). После 1700 г. чин Н. 1 сент. не совершался - вероятно, сначала из-за отсутствия патриарха, а затем и по причине окончательного замещения сентябрьского празднования Н. январским. Впрочем, в 1765 г. в ходе ревизии практики совершения молебнов в праздничные и высокоторжественные дни Святейшему Правительствующему Синоду стало известно, что в московском Успенском соборе чин Н. совершается хотя и 1 янв., но по старой книге - по брошюре с чином «летопроводства» из той подборки чинов архиерейских священнодействий, к-рая была издана ок. 1624 г. (см. выше). Рассмотрев этот вопрос, Синод пришел к мнению, что совершение новогоднего молебна по дониконовскому тексту «неприлично», и издал 16 дек. 1765 г. указ о том, чтобы ежегодно 1 янв. во всех церквах Российской империи совершался обычный благодарственный молебен, но с заменой апостольского и евангельского чтений отрывками из службы 1 сент.

http://pravenc.ru/text/2577837.html

Наиболее ранний пример - ц. Казанской иконы Божией Матери (1695, не сохр.), построенная стольником кн. Ф. М. Козловским в с. Некрасове Малоярославецкого у. Ее фасадный декор из кирпича напоминал церкви эпохи царя Алексея Михайловича ( Преображенский. 1891. С. 74. Табл. 12). Над асимметричным юж. приделом с трапезной была надстроена шатровая колокольня. Следующие по времени храмы близки стройностью пропорций и изысканностью декора к столичным прототипам и скорее всего создавались в поместьях Щербачёвых приглашенными из Москвы мастерами: ц. Знамения (1696) в с. Мезенцеве (Мещовский р-н) и ее аналог - Никольская ц. в с. Гришове (бывш. Людемск, Бабынинский р-н; Шорбан. 2008. С. 57, 61). Оба храма имеют 2-светные четверики (с 8-гранными окнами 2-го света), крупные высокие восьмерики, пониженные обширные алтари 3-лопастных очертаний, равноширокие четверику трапезные. Прямоугольные окна украшены наличниками с колонками на белокаменных кронштейнах и разорванными фронтонами с белокаменными «луковицами» в вершине; грани восьмериков подчеркнуты 3/4-ными колоннами на белокаменных кронштейнах. Церковь свт. Алексия, митр. Московского, в Подкопаеве. Рис. фасада, планы церкви и колокольни по М. Т. Преображенскому В 1-й трети XVIII в. в епархии возвели более 50 каменных храмов, из них ок. 10 - в городах (больше всего в Калуге), где наиболее распространенным оставался тип бесстолпного храма с высоким четвериком в 2 света, завершенный пятиглавием. В Калуге подъем строительства начался уже на рубеже веков, когда были возведены 3 незаурядных храма: Спасская ц. «за верхом» (1700), ц. вмч. Георгия «за верхом» (1700-1701) и ц. вмч. Георгия «за лавками» (1700-1705; см.: Фехнер. 1971. С. 55, 60, 64). Церкви Спасская «за верхом» и вмч. Георгия «за лавками» - это 5-главые четверики, а выстроенная по заказу купца Коробова ц. вмч. Георгия «за верхом» - 2-этажный храм с открытыми боковыми гульбищами 2-го этажа на аркадах (в кон. XVIII в. на гульбищах поставили столбы и сделали кровли). В наружном оформлении этих построек наряду с декоративными элементами предыдущего столетия (напр., широкие зубчатые карнизы из рядов «пилы») применены формы нарышкинского стиля: в декорации ц.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

20 Стефан Яворский («в миру» Симеон) (1658–1722) – «местоблюститель патриаршего престола» после смерти патриарха Андриана (1700), ректор Славяно-греко-латинской академии (1707), президент Святого Синода (1721). Сперва сторонник, а затем противник петровских реформ, был связан с царевичем Алексеем. Известный писатель и проповедник своего времени, основной труд – трактат против лютеран «Камень веры». 22 Эпизод о казни женщины, убившей своего мужа, находим в книге А. Толстого «Петр Первый». Сочинение де Бруина, наряду с другими записками иностранцев, было использовано автором. (Толстой А. Собр. соч., т. 7. М., 1959. С. 209–211, 840, 844). 23 Установить, на чьей свадьбе присутствовал де Бруин, видимо, невозможно. Правда, ясно, что русские фамилии, транскрибированные им латинскими буквами, не обозначают ни князей Шуйских (их род прервался в России в 30-е гг. XVII в.), ни князей Шаховских. 24 Меншиков (Меньшиков) Александр Данилович (1670–1729) – ближайший сподвижник Петра; происходил, по одной версии, из семьи пирожника, по другой – из семьи придворного конюха; вначале царский денщик, солдат «потешного войска», благодаря своим способностям стал крупнейшим военачальником, дипломатом, государственным деятелем, получил титул герцога Ижорского и светлейшего князя (1707), президента Военной коллегии, адмирала, рейхсмаршала, наконец, генералиссимуса (1727). При Екатерине I был фактическим правителем страны, при Петре II попал в опалу, сослан в Сибирь, где и умер в Березове. 25 Речь идет о царице Прасковье Федоровне (урож. Салтыковой) (1664–1723) – вдове сводного брата царя Петра, царя Ивана Алексеевича (1666–1696), который был его соправителем (1682–1696). Де Бруин упоминает в тексте своей книги дочерей царя Ивана и царицы Прасковьи. Это Екатерина Ивановна (1691 –1733), ставшая матерью правительницы Анны Леопольдовны и бабкой малолетнего императора Ивана VI (1740–1741), Анна Ивановна (1693–1740), будущая императрица (1730–1740), и Прасковья Ивановна (1694–1731). 26 Ромодановский Федор Юрьевич (ок.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Еще одним видным представителем академизма, работавшим на Керкире в 1870-1891 гг., был Х. Пахис (1844-1891). Помимо икон (в ц. свт. Спиридона Тримифунтского и Пресв. Богородицы «тон Ксенон») у него есть произведения на религиозно-патриотические темы. Наибольшую известность получили картины «Казнь патриарха Григория V» и «Монастырь Аркадиу». Монастыри В епархии действуют 10 муж. и 7 жен. мон-рей, а также 3 жен. исихастирия. Мужские монастыри: Пресв. Богородицы Платитеры (основан в 1743), Пресв. Богородицы Палеокастрицы (основан в 1228, отстроен в 1525), Пантократора «Ипсилу» («Высокого»; основан в 1330 или 1347, собор и фрески XVII в., худож. Иоаннис Дзилиос), Пресв. Богородицы «Ипсилис» («Высокой») (основан не позднее XIV в., возрожден ок. 1700), мц. Кириакии (основан в XVII в., возрожден в 1992), Пресв. Богородицы Миртидиотиссы (основан в XVI в.), Кассопитры Пресв. Богородицы (основан в 1530, восстановлен в 1706, преобразован в мужской в 1991), великомучеников Феодоров в Камаре (основан в XVI в.), Св. Троицы (основан в XV в., фрески XV, XVII и XVIII вв.), Пресв. Богородицы Влахернской (основан в XVII в., собор 1780). Женские монастыри: великомучеников Феодоров в Палеополи (основан в XIV в., конха VI-VII вв., корпуса XVII в.), вмц. Евфимии (основан в XV в.), вмч. Димитрия Солунского (храм основан в XVI в., монастырь создан в 1860), Пантократора (основан ок. 1600, восстановлен в 1835, преобразован в женский в 1978), прмц. Параскевы близ с. Макрадес (основан в XVII в.), прмц. Параскевы «Згурадон» (основан в 1906), Пресв. Богородицы «Владычицы ангелов» (основан в 1696, возрожден в 1933). Исихастирии: прмц. Параскевы (основан в 1620 г., преобразован в женский в 1834), Пантократора в местности Камарела (основан в XVII в., собор 1890), Пресв. Богородицы «Хамилис» («Низкой») (основан в XVI в.). Особо чтится икона Божией Матери Кассопитры в одноименной церкви в сев.-вост. части о-ва Керкира. Название «Кассопитра» происходит от античного г. Кассиопея, на месте к-рого находится церковь. В 1530 г. в этом храме произошло чудесное исцеление юноши Стефана, которого ошибочно приняли за разбойника и ослепили по приказу байло С. Леоне. Пресв. Богородица явилась ночью Стефану и вложила в его пустые глазницы новые глаза. Керкирские архиереи

http://pravenc.ru/text/1684241.html

1284. Троицкий – Усть – Кольский или Ново – Печенгский, мужской, ныне кладбищенская церковь при гор. Коле, Архангельской губ. Основан в первой половине XVI ст. иеромон. Феодоритом, ревностным распространителем христианства между лопарями. В 1590 г. сюда переведены иноки разоренного Печенгского Троицкого-Трифонова м-ря. В 1764 г. упразднен и обращен в кладбище, которое находится на островке в вершине Кольского залива, против самого города, и до сих пор называется Монастырским остр. “Ист. Росс. Иер.», 579 (с грамот.); Ратшин, 14; Молчанов, “Арханг. губ.», 230; “Акты истор.», IV, 254 (Жалов. грам. ц. Алексея Мих. 1675 г. на рыбные ловли и угодья); Рейнеке, “Опис. Ледовит. ок.», II, 191, 196, 197; Ключевский, “Жит. свят.», 340; Макарий, “Ист. Р. Ц.», 330; VII, 45; Пушкарев, “Опис. Росс. Имп., Арханг. губ.», I, 41; “Памят. кн.», 1862 г., 62; Фон-Пошман, “Опис. Арханг. губ.», I, 178; “Арханг. губ. вед.», 1838 г., 23 (в 1597 г. имел соловарню в Перлегубской волости); 1858 г., 30 (Опис. гор. Холмогор); Токмаков, “Справ. указ. ист. матер.», I, 2 (Список с жалов. грам. ц. Вас. Ив. Шуйского игум. Ефрему, подтверждающий прежние права и льготы, даров. цар. Иоан. Вас. и Феод. Иоанн. и снова подтвержд. ц. Мих. Феодор.); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 833, 18; “Дополн. к Акт. истор.», I, 140 (Грам. 1597 г. об уравнит. раскладке податей с крестьян); V, 40 (Наказн. гр. 1667 г. о таможен. сборах); VI, 131 (Ж. гр. 1675 г. строит. Сергию Кайдалову на земли, рыбн. ловли, солян. пром. и проч.); VIII, 4 (Акты 1678 г. о сборе даточн. людей; стр. 134); X, 110 (Указ 1683 г. о ссылке в м-рь нищего); “Чтения в И. Общ. ист.», 1878 г., III, христиан. в предел. Арханг. губ., 30 (основ. в XVI ст. архим. Спасо-Прилуц. м-ря Феодоритом); 1880 г., II, матер. для ист. Арханг. епар., 15 (челобит. 1696 г. иноков; игум. Иосиф); 1882 г., III, смесь, 21 (черный поп Варфоломей 1682 г.); Иванов, “Опис. госуд. архива стар. дел», 347 (в 1700 г. имел 9 двор. крест.; назван здесь Печерским Кольского Острога); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», I, 43 (указ 1720 г. о доставл. сведений о доходе с рыбн. ловель), 315 (доношение 1721 г. о наказании плетьми быв. игум. Измаила и ссылке его в Спасо-Камен. м-рь); II, ч. 1, 43 (дело 1722 г. о побеге быв. игум. Измаила из Спасо-Камен. м-ря; м-рь назван Печерским); VII, прилож, XI, III (в 1727 г. в м-ре было: строитель, крылошанин, 4 монаха и 4 служителя).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

132 Гордон Патрик (Петр Иванович, 1635–1699) – на русской службе генерал и контр-адмирал. Родился в Шотландии, в 1655–1661 гг. служил в шведской и польской армиях. С 1661 г. на русской службе. Участник Чигиринских (1676–1678 гг.) и Крымских (1687–1689 гг.) походов. В 1689 г., командуя Бутырским полком, поддержал Петра I в борьбе с Софьей. Участник Азовских походов (1695–1696 гг.) и подавления стрелецкого восстания 1698 г. Оставил три тома дневников на английском языке. 133 Лефорт Франц Якоб (Франц Яковлевич, 1655–1699) – на русской службе генерал-лейтенант и адмирал (1695 г.). Выходец из швейцарской купеческой семьи. Служил во французской и голландской армиях. С 1675 г. в России, участник русско-турецкой войны 1676–1681 гг. и Крымских походов 1687–1689 гг. В 1689 г. сблизился с Петром I. В Азовских походах 1695–1697 гг. командовал русским флотом, в 1697–1698 гг. возглавлял (вместе с Ф. А. Головиным и П. Б. Вознициным) «Великое посольство». 134 Ромодановский Федор Юрьевич (ок. 1640–1717) – князь, государственный деятель. В 1686–1717 гг. возглавлял Преображенский приказ, ведавший политическим сыском. Фактически стоял во главе управления страной в периоды отсутствия Петра I, пользовался его неограниченным доверием. 135 Апраксин Федор Матвеевич (1671–1728) – военный и государственный деятель, генерал-адмирал, граф, сенатор; брат царицы Марфы, жены царя Федора Алексеевича; воевода в Архангельске (1692 г.), участник Азовских походов, начальник Адмиралтейского приказа (1700–1706 гг.); укреплял Азов, строил Таганрог; успешно оборонял Петербург и в 1710 г. взял Выборг, участник Гангутского сражения (1714 г.), президент Адмиралтейской коллегии (1717 г.); в 1712–1723 гг. губернатор Эстляндии, Ингерманландии, Карелии; в 1723–1726 гг. – командующий Балтийским флотом; член Верховного Тайного Совета (1726 г.). 136 Лопухина Евдокия Федоровна (1669–1731) – царица, первая жена (с 1689 г.) Петра I, мать царевича Алексея Петровича; в 1698 г. пострижена в монахини. После процесса царевича Алексея в 1718 г. переведена из Суздаля в Ладожский Успенский монастырь, в 1725 г. – в Шлиссельбургскую крепость. После воцарения своего внука Петра II жила в Московском Вознесенском монастыре, пользовалась царскими почестями.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Линия А (Багдад, Мосул) Шимъон VIII бар-Мама с 1551 † ноября 1558 г. ] Элия ( VI. VII ) c 1559 † в мае 1591 г. Неудачное сношение с Сикстом V в 1586 г. Элия З (VIII) c 1591 † 26 мая 1617 г. Сношения с Павлом V в 1607 и в 1610 г.; уния с Римом; собор в Амиде в 1616 г. Элия H (IX) Шимъон 1617 † 18 июня 1660 г. В 1657 г. переписывался с конгреацией de Propaganda Fide; но в Риме не верили в искренность его униональных стремлений. Линия Б (Северная) Сулака Иоанн Юлием III рукоположен 9 апреля 1552 г. в патриарха мосульского, † 1555. Авдишо с 1555 г. Пием IV 7 марта 1562 г. утвержден в сане патриарха „Ahatallaha“ или Явалаха † ок. 1580 г.; из Рима утверждения не получил, потому что и не просил его. Денха Шимъон IX с 1582 г. † ок. 1600 г. получил pallium от Григория XIII в 1582 г. Резиденция в Урми. Шимъон X 28 июля 1619 из Курдистана отправил в Рим исповедание веры. Шимъон XI 29 июня 1653 г. из „Хусрава“ отправил послание к Иннокентию X. Шимъон XII в 1658 г. прислал в Рим исповедание веры. Линия А (Багдад. Мосул) Элия Ф (X) Йоханан 1660 † 17 мая 1700 г. Элия и55; (XI) (Маруги) 1700 † 14 декабря 1722. Элия АИ (XII. XIII) Денха с 25 декабря 1722 † 29 апреля 1778 г. в Алкоше. Племянник Элии и55; (XI) С 1750 до 1775 г. несколько раз писал в Рим, добиваясь унии. [ Элия ВИ Ишояв † 1804 в Алкоше]. Конец линии А Линия Б (Северная) Шимъон XIII в 1670 г. прислал исповедание веры Клименту X. Шимъон XIV в 1770 г. прислал исповедание веры Клименту XIV. Шимъон XV (Аврахам) в 1886 г. уже на кафедре † 1861? Линия В (Диарбакир) Йосеф 1 милостию Иннокентия с 20 мая 1681 г. патриарх халдейский; отр. от кафедры в 1695. Йосеф II 1695 † 1713; в 1696 г. Иннокентий признал его патриархом. Йосеф III (Тимотеос) с 1714 г. патриарх милостию Климента X. Йосеф IV † до 1760. Йосеф V Тимотеос с 24 марта 1760 патриарх милостию Климента XIII. Когда Йосеф достиг преклонной старости, при нем был администратором архиепископ амидский Августин Хинди (Hindi), за которым этот пост остался до самой его смерти в 1826 г. Йосеф VI „de Hormuz“ 1826 † 1830. ( Йосеф VII ) мар-Ханна с 5 июля 1830 патриарх вавилонский † 1838.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

с. Подгородье Рогатинского р-на Ивано-Франковской обл.; упом. с 1607, с 1700 униатский), Задаровский Параскевинский (женский, с. Задаров совр. Монастырисского р-на Тернопольской обл.; основан в 1614, с 1700 униатский), Погонский Успенский (мужской, с. Погоня Тысменицкого р-на; упом. с 1634, с 1700 униатский), Крылосский Ильинский (женский, в с. Крылос совр. Галичского р-на; упом. с 1654, с 1700 униатский), Плиховский Крестовоздвиженский скит (мужской, в с. Плихов совр. Бережанского р-на Тернопольской обл.; упом. с 1664, с 1700 униатский), Улашковецкий Богородице-Рождественский (мужской, в с. Улашковцы совр. Чортковского р-на Тернопольской обл.; упом. с 1665, с 1700 униатский), Загвоздьевский Троицкий (женский, в с. Загвоздье Тысменицкого р-на Ивано-Франковской обл.; упом. с 1669, с 1700 униатский), Рипянский Успенский (женский, в совр. с. Рипянка Калушского р-на Ивано-Франковской обл.; упом. с 1682, с 1700 униатский), Крылосский (Старогалицкий) Успенский (мужской, кафедральный, в совр. с. Крылос Галичского р-на; упом. с 1690, с 1700 униатский), Пациковский Успенский (мужской, в с. Пациков совр. Долинского р-на Ивано-Франковской обл.; основан в 1692, с 1739 униатский), Дороговский Воскресенский (мужской, в с. Дорогов совр. Галичского р-на; как православный упом. с 1699, с 1743 - как униатский), Старозбаражский Преображенский (мужской, в с. Ст. Збараж Збаражского р-на; известен с 1617, с 1700 униатский), Звинячский Параскевинский (мужской, в с. Звиняч Чортковского р-на; известен с 1650, упразднен в 1700), тарнопольский Успенский (мужской, в г. Тарнополь (ныне Тернополь); основан в 1550, с 1700 униатский), чортковский Троицкий (мужской, в г. Чортков; известен с 1676, с 1700 униатский), толмачский Михайловский (мужской, в г. Толмач; известен с 1629, с 1700 униатский), тысменицкий Рождество-Богородичный (мужской, в г. Тысменица; известен с 1629, с 1700 униатский), снятынский Успенский (мужской, в г. Снятын; известен с 1659, с 1700 униатский), косовский Николаевский (мужской, близ г.

http://pravenc.ru/text/2110959.html

с. Стоянов Радеховского р-на; упом. с 1700, с 1702 униатский), Рыбникский Михайловский (мужской, в с. Рыбник совр. Дрогобычского р-на; упом. как православный до 1739, когда был обращен в униатский), Успенский Волошский архиерейский скит (во Львове, на ул. Волошской, близ Успенского Братского храма; существовал в 1914-1915), Шептицкий Онуфриевский (мужской, в с. Шептичи Самборского р-на; упом. с 1469, до XVII в. упразднен), Терловский Рождество-Богородичный (мужской, в с. Терло Старосамборского р-на; упом. с 1415, до XVII в. упразднен). Упраздненные монастыри в границах епархии до 1946 г.: Перегинский Онуфриевский (мужской, в совр. пос. Перегинское Рожнятовского р-на Ивано-Франковской обл.; основан ок. 1400, упразднен в 1690), Питричский Успенский (мужской, на хуторе Питрич близ с. Козина совр. Тысменицкого р-на Ивано-Франковской обл.; упом. с 1558, с 1700 униатский), Збаражский Ильинский (мужской, в с. Залужье совр. Збаражского р-на Тернопольской обл.; упом. с 1590, с 1700 униатский), Теребовлянский Подгорянский Преображенский (мужской, в с. Подгора совр. Теребовлянского р-на Тернопольской обл.; упом. с 1590, с 1739 униатский), Галичский Пантелеимоновский (мужской, близ совр. с. Шевченкова Галичского р-на Ивано-Франковской обл.; упом. в XVI в.), Угорницкий Михайловский скит (мужской, в с. Угорники совр. Коломыйского р-на Ивано-Франковской обл.; основан в 1603, с 1710 униатский, упразднен униатами в 1744, приписан к униат. Крылосскому мон-рю), Жизномирский Преображенский (мужской, в с. Жизномир совр. Бучачского р-на Тернопольской обл.; основан в 1606, с 1700 униатский), Троицкий (мужской, в г. Бучач Тернопольской обл.; основан в 1612, с 1700 униатский), Заваловский Николаевский (мужской, в с. Завалов совр. Подгаецкого р-на Тернопольской обл., основан в 1614, с 1711 униатский), Рогатинский Преображенский (женский, в г. Рогатин Ивано-Франковской обл.; упом. с 1616, с 1700 униатский), Луковский Троицкий (мужской, в с. Лука совр. Городенковского р-на Ивано-Франковской обл.; основан в 1617, с 1700 униатский), Подгородьевский Успенский (женский, в совр.

http://pravenc.ru/text/2110959.html

Митрофану знаки своего расположения. 25 марта 1696 г. он присутствовал на литургии, при чем на правом клиросе пели государевы певчие, им привезенные. 12 апреля в соборной же церкви он слушал пасхальную утреню, и снова пели его певчие. В это, повидимому, время царь пожаловал святителю облачения: одно белое камчатое с «золотыми» травами, и другое «золотое» с серебряными и шелковыми разноцветными травами. Тяготы, вызываемые постройкой флота, напористо проводившейся Петром, раздражали народ. Имели место поджоги и побеги. Св. Митрофан, скорбя об этом, в церковных поучениях, выяснял всю важность предпринимаемого царем строительства, чем вносил умиротворение. Большою радостью было для св. Митрофана взятие 19 июля 1696 г. Азова. Извещенный сначала об этом дядькой царя, Зотовым, а затем и самим Петром, просивших о келейных и соборных молитвах, святитель совершил благодарственное молебствие. При создании в ноябре 1696 г. особых компаний – «кумпанств» – для постройки судов, св. Митрофан сам стал участником их, чем содействовал непосредственно постройке двух кораблей и трех галер. В 1699 г. царь, приехав в Воронеж снова в день Благовещения, был на литургии в соборе, а потом посетил св. Митрофана. Был он и на пасхальном богослужении. Тогда то и состоялось царское повеление об увеличении воронежской епархии почти на одну пятую против прежнего. Все лето этого года государь пробыл под Азовом и вообще на юге. В это время святитель опасно болел и собирался, было, облечься в схиму. 14 сентября, возвратившись в Воронеж, Петр навещал св. Митрофана и уговаривал его отложить свое намерение. 25 марта 1700 г. он был снова на храмовом празднике и обедал у святителя. В один из приездов царя в Воронеж – в 1699 или 1700 г. – произошло известное столкновение царя со святителем, которое так описывает архиеп. черниговский Филарет (Гумилевский) в составленных им «Житиях Святых»: Человек Божий, благоговея к помазаннику Божию, твердо хранил в душе, что св. воля Божия выше всего и спасение душ христианских, врученных сею волею христианскому пастырю, должно быть предметом ревности пастырской.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010