очерк. Чернигов, 1900; Святыни Чернигова/Ред.: прот. И. Г. Покровский. СПб., 1900; Ефимов А. Н., свящ. Черниговско-Ильинская чудотв. икона Божией Матери//Черниговские ЕИзв., 1906. Ч. неофиц. 11, 13, 14, 16-21. С. 8-9; Васютинский Ф. И., прот. Чернигов, его святые храмы, чудотворные иконы и местночтимые святыни//Там же. 1911. 13. С. 352-400; Картины церк. жизни Черниговской епархии из 9 веков ее истории. К., 1911; Карпинский К. Т., свящ. Сведения об иконе Божией Матери Троицко-Ильинской Черниговской, поднесенной по взятии Азова в 1696 г. имп. Петру Великому//Вера и жизнь. Чернигов, 1913. 13. С. 45-55; Никифоровский Ф. Н., прот. Черниговская Ильинская икона Божией Матери в Смольном Воскресенском соборе в С.-Петербурге. СПб., 1914; Мумриков А., диак., Козлова В., Лоренц М. Руно орошенное - всея вселенныя Мати: К 120-летию прославления Черниговской иконы Божией Матери//ЖМП. 1989. 1. С. 66-72; Круминг А. А. Книга св. Димитрия Ростовского «Руно орошенное» как лит. источник сюжетов «Рус. народных картинок» и иконописи//Филевские чт.: Тез. 4-й междунар. конф. 16-19 мая 1995 г. М., 1995. С. 41-44; Пуцко В. Г. Мазепина cpiбha шата в Чephirobi//Poдobiд. Чephurib, 1996. 2(14). С. 112-116; Вероника (Терехова), мон. Черниговский Елецкий Свято-Успенский жен. мон-рь. К., 1999. С. 59-62; Звездина Ю. Н. Икона «Богоматерь Ильинская Черниговская»: Нек-рые особенности аллегорической программы 1696 г.//Музей, общество, религия: Аспекты взаимодействия: Мат-лы IX С.-Петербургских религиовед. чт. СПб., 2002. С. 28-30; она же. Икона «Богоматерь Ильинская Черниговская» 1696 г.- дар Петру I в память Азовской победы//Филевские чт.: Тез. 9-й науч. конф. 10-13 окт. 2006 г. М., 2006. С. 26-28; она же. Образ Богоматери Ильинской Черниговской в росписи ц. Илии Пророка в Ярославле и аллегорические гравюры киевской печати//XII науч. чт. пам. И. П. Болотцевой. Ярославль, 2008. С. 35-42; Чудотворные и местночтимые иконы Святой Руси, на земле Украинской просиявшие. К., 2004. Ч. 1. С. 198-201; 2005. Ч. 2. С.

http://pravenc.ru/text/389455.html

с 1883 года архиепископ Израил Никулицкий 1883–1888 Епископы Вологодские и Тотемские: Израил Никулицкий 1888–1894 Антоний Флоренцов 1894 Великоустюжское викариатство Учреждено в 1888 году. 25 Кафедра в Великом Устюге. Епископы: Иоанникий Казанский 1888–1891 Петр Лосев 1891–1892 Варсонофий Курганов 1892–1894 Воронежская Учреждена в 1681 году. Кафедра в Воронеже. Епископы Воронежские и Елецкие: Митрофан, святой 1682–1703 в 1682–1696 еп. Воронежский, 1699–1700 еп. Воронежский и Азовский, с 1700 – Воронежский и Елецкий Арсений Кастюрин, архиеп. 1704–1712 Пахомий Шпаковский, митроп. 1714–1723 Иосиф 1725–1726 Лев Юрлов 1727–1730 Иоаким Струков 1730–1742 Вениамин Сахновский 1742–1743 Феофилакт 1743–1757 Кирилл Ляшевецкий 1758–1761 Иоанникий Павлуцкий 1761–1763 Тихон Соколов, святой 1763–1767 Тихон Якубовский 1767–1775 Тихон Малинин 1775–1788 Епископы Воронежские: Иннокентий Полянский 1788–1794 Епископы Воронежские и Черкасские: Мефодий Смирнов 1795–1799 Афанасий Иванов 1799 Арсений Москвин 1799–1810 Антоний Соколов 1810–1816 Епифаний Саввич-Каневецкий 1816–1825 Архиепископы Воронежские и Задонские: 26 Антоний Смирницкий 1826–1846 до 1833 епископ Игнатий Семенов 1847–1850 Парфений Чертков 1850–1853 Иосиф Богословский 1853–1864 до 1860 года – епископ Серафим Аритинский 1865–1886 до 1871 года епископ Вениамин Смирнов, еп. 1886–1890 Анастасий Добрадин, еп. 1890 Острогожское викариатство Учреждено в 1841 году. 27   Епископы (в Воронеже): Иринарх Попов 1841–1842 Елпидифор Бенедиктов 1842–1848 Феогност Лебедев 1848–1852 Антоний Павлинский 1852–1853 Феодосий Макаревский 1867–1871 Вениамин Боковский 1871–1879 Филарет Косинский 1879–1880 Кирилл Орлов 1880–1882 Макарий Троицкий 1882–1886 Анатолий Станкевич 1887–1890 Владимир Соколовский 1891 Вятская Учреждена в 1657 году. Кафедра в Вятке. Епископы и архиепископы Вятские и Великопермские: Александр 1657–1674 Иона Баранов, архиеп. 1674–1699 Дионисий Ушаков, архиеп. 1700–1718 Алексий Титов, архиеп. 1719–1733 Лаврентий Горка 1733–1737 Киприан Скрипицын 1737–1739

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1016 Десятильники отменены указом 27 ноября 1697 года. 1017 В 1698 году Петр запретил ссыльным монахам строить монастыри «для того, что в Сибири мужеских и женских монастырей, где всякаго чина православным христианом постригаться и спасаться, довольное число есть». 1018 Но Петра не интересовали духовные неустройства Сибири: он преследовал непосредственно утилитарные, практические цели. В 1692 состоялось посольство Елизара Избраннедеса в Пекин для разрешения торговли русским караванам и постройки церкви. 1019 Одновременно в Сибири строятся города: около 1693 остроги по Селенге, Нижнекамчатск в 1694, Верхнекамчатск знаменитым Атласовым в 1697, Большерецк в 1700, в 1701 Верхнекамчатский острог. 1020 В 1697 послано 500 семейств к Иркутску для заселения пустых мест. В 1698 поехал в Китай первый купчина Спиридон Лингусов, возвратившийся в 1700 г. 1021 На основании вышеприведенного извещения Виниуса был послан наказ спрашивать «у торговых людей в Нерчинску, которые приедут из китайскаго государства, и доведываться о новопостроенной часовне в китайском государстве, в каком месте... и китайцы к той церкви для смотрения или слушания приходят ли и что говорят, хвалят ли, и нет ли какого от них посмеяния, и поругания, и к которым церквам, греческого ль закону или к езувитскому костелу они склоннее, и каковы у той церкви попы и причетники, и в каковом искусстве живут, и сколько их, также и народу русскаго, какое у той церкви украшение и книг довольство, и умерших християн где погребают, при той ли часовне или где в поле, и каким служением, явно ли или со опасением тайно, а выспрося о всем пространно, и есть ли кто из китайцев крестились, и о торговле и пр. 1022 Тогда же (в 1699 г.) состоялись посылки для переписи и межевания сибирских городов, начатых еще в 1696 году. 1023 Сибирь доставляла одним караванным торгом почти 1/14 всех государственных доходов, 1024 в ней были открытые еще в 1697 г. рудокопные промыслы, и недаром Петр обратил на нее в это время особое внимание. 1025 18 июня 1700 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Борисоглебский, в Торжке, основан св. Ефремом (как утверждают) в отдалённой древности. Ныне второклассный. [III, 417.] Игумены Тихон , 1534–36. Киприан , 1537–51. (См. Опис.). Феофил Стремоухов … Архимандриты Мисаил , 1572–88. Иоаким , 1589–94, перев. в Псково-Печерский (?). Константин , 1600–9, в янв. убит Литвой. Иона Волков , 1609–34. Евфимий , 1637–52. Феодосий , 1657–60. Кирилл , 1662–69, февр. Евстафий определён 20 авг. 1669–78. Сергий , 1680–82, 5 февр. хирот. в архиепископа Тверского. Тарасий , 1682–95, дек. Варлаам , 1696 и 97. Иона , 1697–1700. [В Опис. монастыря.] Евфимий , 1697–1700. Иоиль , 1700 и 1701, перев. в Антониев Новгородский. Игнатий , 1702. Боголеп , 1703 и 4. Герасим , 1705–12. Исаия , 1713–17. Никон , 1719. Макарий , 1720–25. Варсонофий , 1726–34. Иларион , 1734 и 35. Викентий , 1736–44. Адриан , с 1745; в 1756 перев. в Крестный. Наркисс , в февр. 1758, а 5 сент. 1763 перев. в Тихвин. Феофилакт , 1763 и 4. Кирилл Флоринский , из законоучителей кадетского корпуса, с 1765, а 13 янв. 1768 хирот. в викария Московской епархии. Варлаам Петров определён в 1768 и 5 окт. хирот. в епископа Тобольского. Феофилакт в 1768 перев. из Отроча, а в мае 1775 – в Московский Высокопетровский. Стефан в мае 1775 перев. из Отроча, а 14 сент. 1776 – в Колязин. Иларион Копьев перев. 1776 из Деревяницкого, а 1777. Палладий , 1777–83, по июль. Макарий , 1783–91, по июль. Мисаил перев. из Спасо-Евфимиева 14 июля 1791–95; по июль. Евгений Романов в 1795 перев. из Ростовского Борисоглебского, а 13 янв. 1799 – в Колязин. Никанор , в 1800–18. Сергий перев. из Желтикова 1819–31. Арсений , 1831–36. Платон , 1837–40, перев. в Отроч. Сергий , с авг. 1840; по 1849. Христофор Еммауский с 8 февр. 1849 бывший архим. Загаецкого монастыря, а 25 мар. 1850 хирот., в еписк. Ревельского. Анастасий перев. из Белевского Спасского с мая 1850; † в 1868. 4 Воскресенский, в Торжке, когда основан, неизвестно. Ныне второклассный. [III, 619.] Игуменьи Евфросиния , прежде 1584. Евдокия , 1589. Маремиана , 1614 и 15.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2167 . Успенская – Нижнекамчатская – Ключевская, мужская пустынь, совсем уничтоженная, Приморской обл., на полуостр. Камчатке, близ Нижне-Камчатского и недалеко от впадения рч. Ключевки в Камчатку. Основана около 1711 г. Камчатским миссионером архим. Мартинианом; в 1717 г. монах Игна­тий Козаревский устроил при пустыне молитв. дом и богадельню для престарелых и увечных. Надобно полагать, что она разорена в 1731 г. камчада­лами при нападении их на Нижне-Камчатск. “Ист. Росс. Иер.”, IV, 543; “Временник Общ. ист.”, 1854 г., XX, митроп. Сибир. Филофей Лещин­ский, 17. 2168 . Успенская – Сырьинская или Сыльинская – Воздвиженская, мужская пустынь, ныне деревня Сырьинская Пустынь, Архангельской губ., Онеж­ского у., в 75 вер. к вост.-юго-вост. от. Онеги, между рр. Мудьюгою и Кадьмою (прав. прит. р. Онеги). Основан в XIV ст. преп. Кириаком, скончавшим­ся в 1402 г.; при переписи 1758 г. зна­чился приписным к Крестному Онеж. монастырю. В Успенской церкви покоятся под спудом мощи преп. Кириака, память коего чтится 28 апреля. “Ист. Росс. Иер.”, VI, 339; Ратшин, 424; “Словарь ист. о свят.”, 154; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 1003, 11; Тол­стой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.”, 177, 340; “Дополн. к акт. истор.”, III, 36 (Акты 1647 г. о выдаче жалованья); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1860 г., III, Отд. 1, 150 (в 1744 г. имела 8 душ крест.); 1878 г., III, 15 (христиан. в предел. Арханг. губ.); Иванов, “Опис. госуд. архива стар. дел”, 348 (в 1700 г. имела 2 двора крест.). 2169 . Успенский, мужской, ныне приходская церковь бывшего адмиралтей­ства, в гор. Воронеже, на берегу р. Воронежа, недалеко от Алексеевского-Акатова мон. Основан около 1600 г. по указу царя Бориса Годунова; в 1681 г. по соборному постановлению об учре­ждении новых епархий отписан к Воронеж. архиер. дому; в 1700 г. Имп. Петр I монастырь упразднил, передав иноков и имущество его Акатову мон., а церковь обратил в адмиралтейскую приходскую. “Ист. Росс. Иер.”, III, 74; Ратшин, 90; Болховитинов, “Опис. Воронеж. губ.”, 67, 70; “Акты истор.”, V, 75; Михалевич, “Воронеж. губ.”, 281; А. И., “Опис. Воронеж. Алексеев.-Акатова мон.”, 9; “Памят. кн. Воронеж. губ. на 1887 г.”, 310; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 842, 2; “Матер. по ист. Воронеж. и соседн. губ.”, VIII, (Грам. 1639 г. о высылке в Москву к ответу крестьянина оброчн. слоб. м-ря); XII, 544 (Про­езжая память 1677 г.); “Собр, госуд. грам. и договор.”, IV, 128 (Постановл. 1681 г. о содерж. архиереев); Калачов, “Акты юрид. быта древ. Росс.”, II, 810, 259 (Поручная 1664 г.); Второв, “Воронеж. акты”, I, 38, 39, переписка о розыск. по­па Иосифа Лазарева 1688 г.; игум. Сергий), 45 (о певчих 1696 г., игум. Тит), II, 3 (грам. 1624 г. о землях), стр. VII (объяснен. плана гор. Воро­нежа XVII ст.); III, 54 (роспись оклада с вотчин 1661 г.), 101 (в 1665 г. м-рю принадлежала дер. Клементьевская); Иванов, “Опис. госуд. архива стар. дел”, 349 (в 1700 г. имел 17 двор. крест.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

был пострижен в монашество, позднее рукоположен во диакона, затем во иерея. Рукоположение Дионисия (Жабокрицкого) при наличии к тому канонических препятствий (Жабокрицкий в миру был дважды женат, 2-м браком на вдове) И. обосновал «крайней нуждой Церкви». Об этом говорится в его послании от 5 сент. 1696 г., написанном в Белостокском мон-ре (послание вошло в «Летопись Самуила Величко», гл. 37). И. писал, что он, как представитель К-польского патриарха, разрешает Жабокрицкого «от всех препятствий и всех человеческих погрешностей», что Жабокрицкий достоин не только иерейского, но и архиерейского сана. Свой приезд на Волынь и участие в постриге Жабокрицкого И. объясняет заботой об «осиротевшей Луцкой кафедре», необходимостью более активного противодействия врагам Православия, т. е. униатам. В послании содержится призыв к православным на Волыни проявлять бесстрашие в защите Церкви и не верить наветам в отношении Жабокрицкого. И. подписал послание как «архиепископ Мараморейский [Мараморошский], администратор митрополии Белградской, Семиградской и всего Православия в стране Угорской властитель». Кем и когда он был возведен в сан архиепископа, неизвестно. В дек. 1700 г. И. посетил Галичину, где в обращениях к православным осудил открытый переход еп. Иосифа (Шумлянского) в унию. Тогда же И. вторично побывал в Луцке. К его приезду, в нач. дек. 1700 г., луцкое Крестовоздвиженское братство приняло заявление о необходимости архиерейской хиротонии Дионисия (Жабокрицкого), аргументируя это отпадением от Православия Иосифа (Шумлянского) и отсутствием правосл. архиерея на Волыни и в Галичине. В заявлении подчеркивалось, что Дионисий (Жабокрицкий) получил поддержку всех правосл. братств и мон-рей Волыни и Галичины. Откликаясь на ходатайство братства, И. в кафедральном соборе св. Иоанна Богослова в Луцке под охраной вооруженного отряда Жураковского в кон. дек. 1700 г. единолично хиротонисал Дионисия (Жабокрицкого) во епископа Луцкого и Острожского, ошибочно считая его преданным Православию.

http://pravenc.ru/text/578551.html

назван уже Амбой (отцом) Алавердским ( Какабадзе. 1913. Т. 4. С. 70-71). Сохранился др. документ, где Н. упоминается как Алавердский архиерей: это «Книга верности», переданная Н. католикосу-патриарху Иоанну X. В научной лит-ре ее долгое время датировали 1688-1700 гг., временем предстоятельства Иоанна X (НЦРГ. Ad 74; ПГП. 1970. Т. 3. С. 621). Однако Э. Качарава, основываясь на том, что новые источники позволили более точно определить период, когда Иоанн X занимал престол католикоса-патриарха (1688-1691, 1695-1700) (Католикосы-патриархи Грузии. 2000. С. 115), а также исходя из содержания «Книги верности» (в документе указывалось, что Н. после поставления его на Алавердскую кафедру прибыл, согласно установленному порядку, в Светицховели, чтобы получить благословение католикоса-патриарха и передать ему свою «Книгу верности»), изменила датировку ее создания на 1695 г. Из др. документа известно, что в 1696 г. Руставская кафедра уже вдовствовала и ее пытался занять Захария (Андроникашвили), сын кизикского моурави (Аннотированный словарь лиц. 1991. Т. 1. С. 1461). Эти источники позволяют точно определить время восшествия Н. на Алавердский престол. Н. заботится об обновлении и расширении собственности Алавердской епархии. В 1707 г. он передал на утверждение царю Давиду II грамоту пожертвований, данную Алаверди царем Кахети Александром II (1574-1601, 1602-1605) (НА Грузии. Ф. 1449. Д. 437). В 1711 г. стараниями Н. кн. Автандил Амилахвари пожертвовал Алаверди 2 семьи (НА Грузии. Ф. 1449. Д. 2599; Жордания. 1903. С. 41-42, 44-45; Документы соц. истории Грузии. 1940. Т. 1. С. 374, 381-382). Подпись Н. сохранилась во мн. документах 1700-1711 гг.: это постановления церковных Соборов, сделки, касавшиеся владения крепостными и землей, судебные дела и др. (НА Грузии. Ф. 1451. Д. 103; Жордания. 1903. С. 250-251; Климиашвили. 1964. С. 147-148; ПГП. 1965. Т. 2. С. 330). При Н. в мон-ре Алаверди были проведены значительные строительно-реставрационные работы. В 1698 г. еп. Руставский Захария (Андроникашвили) выстроил в мон-ре колокольню ( Жордания.

http://pravenc.ru/text/2566022.html

В кон. XVII в. активно развивалось монашеское движение в маронитской среде. Ливанские христиане стали заимствовать структуру зап. монашеских орденов с четким уставом и иерархией. В 1692 г. молодые халебские марониты Джибраил Хава, Абдаллах Караали и Джибраил Фархат (см. Герман Фархат ; впосл. митрополит Халеба и классик новоараб. лит-ры) обратились к И. Д. за благословением на учреждение новой монашеской конгрегации. Позже из-за разногласий о путях монашеского движения эта группа распалась, но Абдаллаху Караали в 1695 г. удалось создать монашеское сообщество нового типа - «Ливанский орден святого Антония». В 1700 г. возник др. маронитский орден - «Конгрегация святого Исаии», впосл. также принявший устав св. Антония, введенный в Ливане Караали. В XVII в. маронитское богослужение постепенно переходило с сир. языка, практически исчезнувшего в бытовом употреблении, на арабский. И. Д. относился к этому процессу с пониманием и признавал достоинства араб. языка. Эта позиция расходилась с мнением лат. миссионеров, выступавших против окончательной арабизации культа и стремившихся, чтобы сирийский оставался у маронитов сакральным языком богослужения, как латынь в католич. мире. При всей преданности Римскому престолу и католическому вероучению И. Д. осуждал попытки западных миссионеров приблизить маронитскую культовую практику к лат. образцам. Эта проблема осложнилась конфликтом 1700 г. между И. Д. и францисканцами Св. земли из-за юрисдикции над маронитскими общинами Акки и др. местностей Палестины. И. Д. обвинял францисканцев в том, что они денежными посулами склоняют маронитов к принятию лат. обряда. Кризис Османской империи кон. XVII в., вызванный поражениями в войне с коалицией католич. держав, тяжело отозвался на положении ливанских христиан. Налогообложение выросло вдвое, с 1691 г. налоги стали брать и с духовенства. В нач. 1696 г. И. Д. писал в Рим, что церкви и мон-ри Ливана были ограблены и он был вынужден скрываться в пещере от солдат османских пашей. В 1700 г. И. Д. через одного из священников обратился к кор. Людовику XIV c жалобами на притеснения, которые претерпевают от пашей Дамаска и Триполи маронитские епископы, монастыри и народ. По приказу короля франц. посол в К-поле пытался выступить в защиту маронитов, однако это не улучшило ситуацию. Осенью 1703 г. войско шиитского шейха Хамада вошло в Каннубин и, ссылаясь на повеление триполийского паши, потребовало выплаты податей за год вперед. После отказа И. Д. был жестоко избит. Неск. сотен воинов, присланных шейхами Хазин, освободили патриарха и увезли его в Кесруан. Усилиями эмира Бешира Шихаба полномасштабную шиитско-маронитскую войну удалось предотвратить, и весной 1704 г. И. Д. смог вернуться в свою резиденцию, где умер несколько дней спустя и был погребен в патриаршей усыпальнице.

http://pravenc.ru/text/675035.html

81 В листе этом (из Гадяча от 8 февраля) Мазепа уведомляет только о получении царского указа и посылке книг; ничего другого, заслуживающего внимания, – в нем нет. 82 В письме к воеводам Мазепа уведомляет о получении царского указа, посылке к ним книг и просит переслать их в Москву. 83 Дело о приезде архим. Иосифа не сохранилось и потому мы не имеем подробных сведений о пребывании его в Москве. Указание на приезд его находится в Греческом стат. списке 4, л. 82 (А. М. И. Д.). 14 октября 198 г. царем Петром Алексеевичем был принят вместе с другими Македонской земли Николаевского монастыря архим.Евфимий (Ibid. Греческие дела 7197 г., д. 8). 84 Третий список имеется еще в Описи иноязычного собрания печатных книг и рукописей Посольского приказа, составленной в 1696 г., каковую опись см. ниже. 89 В 199 году, когда Лихуды хлопотали о княжеском титуле им и их детям, в Посольский приказ взяты были у них след. книги: а) Иоанн Зонара, б) Филипп Кипрский, в) Скириц (Иоанн) Курополат, г) Матвей Кичал и д) Турко-Греция. Лихуды при своих просьбах ссылались на эти книги, в коих де говорится о деяниях их предков, занимавших важные должности в Византийской империи. В ноябре 208 г. Лихуды просили отдать им назад эти книги, которые в то время находились у Спаеарие. 3 февраля 1700 г. велено отдать их Лихудам. Книги, действительно, им были отданы и Лихуды росиисадись в получении их. А.М. И. Д. Греческие дела 7208 г., д. 2. (Дело по челобитью Иоанникия и Софрония Лихудиевых и пр.). 90 См. А. М. И. Д. Дела о Посольском приказе. 7204/1696 г. июля 29, д. 1. (Доклад о святых мощах и о книгах на разных языках, хранящихся в Посольском приказе). При печатании сей описи опять делается попытка подставить настоящие названия книг к находящимся в описи; к книгам «старым» отметок нет, потому что оне сделаны ранее (см. выше стр. 38–46). В подлиннике сбоку имеются отметки: + и , которые удерживаются и при издании. Столбцы в этом деле были перепутаны и приведены в надлежащий порядок мною. В Молодике Бецкого оно напечатано было в том порядке столбцов, который существовал ранее.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

В 1651–1652 годах Алексей Михайлович и Мария Ильинична вложили в Сретенскую обитель икону «Святые Алексий, человек Божий, и Мария Египетская» для местного ряда иконостаса собора. С царицей Марией Ильиничной связан также так называемый Мариинский колокол, изготовленный для церкви преподобной Марии Египетской в 1668 году. Торжественное почитание святой Марии Египетской в Сретенском монастыре как покровительницы царского рода Романовых-Милославских продолжалось и после смерти Марии Ильиничны (в 1669 году) вплоть до кончины царя Иоанна Алексеевича 29 января 1696 года. Скорее всего, во второй половине XVII века для церкви преподобной Марии был написан житийный храмовый образ. В 1892 году при архимандрите Димитрии по дополнительной описи изымается из богослужения и передается в рухлядную «икона Марии Египетской с житием ее, изображенным на полях иконы». Причиной того, что икона из иконостаса пришла в негодность, были постоянные протечки кровли и в XVIII, и в XIX веках. Деревянную кровлю ремонтировали в 1779 году, железную сделали в 1782–1784 годах. Емельян Игнатьевич Украинцев (1641–1708), доставивший мощи преподобной Марии Египетской в Москву, поступил на государственную службу подъячим приказа новой чети в 1665 году при царе Алексее Михайловиче. По оценке историка С.М. Соловьева, проявил себя «одним из самых бойких дельцов московских» и был в 1672 переведен на дипломатическую работу в Посольский приказ. С 1675 года – дьяк. В 1681 году при царе Федоре Алексеевиче стал думным дьяком, вошел в состав Боярской думы. На протяжении более 20 лет он был организатором дипломатической работы России, оставаясь незаменимым для всех правителей. Он лично общался с царями, объясняя им внешнеполитическую ситуацию, и получал частные поручения от них. Можно предположить, что дело о привозе святых мощей преподобной из Иерусалима в Сретенский монастырь возникло как пожелание царя Федора Алексеевича Украинцеву в 1681 году. Оно оставалось актуальным до 1696 года. Петру I забота о Сретенском монастыре была чужда. В 1699 году Украинцев был послан царем Петром I руководителем посольства в Константинополь. Одиннадцать месяцев шли труднейшие переговоры в неблагоприятных для Петра I политических условиях, завершившиеся подписанием 3 июня 1700 года тридцатилетнего мирного договора с Оттоманской Портой. Выгодные для России условия договора сделали его заключение этапным событием в русской внешней политике эпохи Петра I.

http://sobory.ru/article/?object=41483

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010